УДК 37.012:94(47).08 Захарищева М.А., Куликова Т.С.
Системно-деятельностный подход к содержанию и методике дошкольного образования в 30-е годы XX века
В статье кратко изложено современное представление о сущности системно-деятельностного подхода и сделан ретроспективный анализ структурных компонентов содержания дошкольного образования в 30-е годы XX века.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, содержание дошкольного образования, образовательный стандарт, общеобразовательная программа, методика дошкольного образования.
Стандартизация образования - это важное направление изменения в современном образовательном пространстве Российской Федерации. Необходимость данного процесса вызвана решением ряда проблем: преемственности между дошкольным и начальным школьным уровнем образования, определения содержания образования, единого для всех типов и видов дошкольных образовательных организаций. Чтобы понять перспективы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (2013), следует обратиться к истории дошкольного образования и увидеть процесс зарождения системно-деятельностного подхода в 30-е годы XX века. А также понять варианты его реализации в современных государственных образовательных стандартах, в том числе и дошкольного образования.
Обратимся к сущности системно-дея-тельностного подхода в образовании, определенного А.Г. Асмоловым в трех ракурсах. Он определяет данный подход, в первую очередь, как «деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности» [1, с. 19]. Итак, в си-
стемно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Другое понимание системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь, то есть педагог может внести в свою деятельность необходимые коррективы. Третья трактовка смысла системно-деятельностного подхода позволяет анализировать деятельность в генетическом плане, анализируются психолого-возрастные особенности развития ребенка и динамика видов деятельности у детей разных возрастов. По представлению А.Г. Асмолова, «для разработки стандартов образования мы должны четко выделить метаструктуру планов анализа деятельности» [1, с. 21].
В структуре деятельности А.Г. Асмолов называет несколько компонентов, которые лежат в основе определения содержания образования, а следовательно, и программы, которая разрабатывается в логике современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (2013): мотивационно-ценностный как основной (для чего создается программа и на что она нацелена), операционально-технологический (образовательные программы и технологии их реализации, достижения цели, определенная структура программы), ресурсный (разновидности ресурсов,
уровень квалификации педагогических кадров, реализующих образовательную программу в дошкольной образовательной организации). Опишем динамику реализации каждого компонента системно-деятельност-ного подхода в дошкольном образовании в 30-е годы XX века и второго десятилетия XXI века.
Рассмотрим, в первую очередь, воплощение мотивационно-ценностного компонента системно-деятельностного подхода в содержании дошкольного образования изучаемого исторического периода. В течение 30-х годов изменялась приоритетная группа ценностей от политических (труд, коллектив, коллективизм, социальное и политическое равенство трудящихся, общественная собственность, альтруизм, патриотизм, интернационализм и атеизм) через общественные (коллективизм, основа общей культуры, доброжелательное общение в коллективе сверстников и взрослых, культура поведения, дисциплина, социальные мотивы) к группе нравственно-патриотических ценностей (патриотизм, интернационализм, дисциплина, мораль, выносливость, мужество и бесстрашие). Эти группы ценностей точно отражались в содержании дошкольного образования, особенно в содержании единой для всех дошкольных учреждений образовательной программе.
В начале 30-х годов была сделана попытка создания единой программы для всех типов дошкольных учреждений. Все это подробнее представлено в нашем диссертационном исследовании [2]. Сотрудники Дошкольной секции Государственного ученого совета (ГУС) под руководством В.Л. Акопяна в 1932 году утвердили две части проекта программы: по видам деятельности [5] и по организующим моментам [6]. Содержание части программы по видам деятельности было разработано методической комиссией по программам при дошкольном секторе НКП под руководством А.В. Суровцевой и Р.Л. Скоморовской. Часть программы по орга-
низующим моментам создана сотрудниками дошкольного сектора Научно-исследовательского программно-методического института (НИПМИ).
Тенденция ориентации на политические ценности наиболее полно проявилась в содержании раздела проекта программы 1932 года «Общественно-политическое воспитание». Авторы включили в содержание раздела «Общественно-политическое воспитание» постепенно усложняющиеся знания о пионерах, комсомольцах, Октябрьской революции, о социалистическом строительстве, о производстве, о коллективном хозяйстве, о красноармейцах в соответствии с возрастной группой (младшей, средней, старшей). Например, дети старшей группы представляли себе, что трудящиеся всех наций в Советском союзе пользуются одинаковыми правами, их принимают на работу на все фабрики, заводы, в колхозы, они могут учиться в любой школе. Дети трудящихся должны бороться с проявлением национальной вражды в окружающей их среде [5, с. 12].
Педагоги формировали резко отрицательное отношение дошкольников не только к представителям класса буржуазии, верующим людям и кулакам, но и к разжигателям националистической розни. Дети положительно относились к деятельности рабочих, колхозников, к представителям класса рабочих и крестьян любой национальности и к атеистам. Например, дети средней группы получали представление о том, что в колхозе работают все вместе, хозяйство общее и в колхозе крестьянам легче работать и лучше жить [5, с. 10].
Изменения в структуре и содержании «Программы и внутреннего распорядка детского сада» (1934) объяснялось не стремлением обособить каждое направление развития ребенка, а желанием педагогов уточнить и конкретизировать содержание по конкретному виду деятельности, направленное на развитие и социализацию
ребенка на каждом году жизни. Раздел «Общественно-политическое воспитание» заменили «Общественным воспитанием», содержание которого обобщено, сокращено и формализовано. Содержание общественного воспитания отражало тенденцию ориентации на общественные ценности. Авторы программы обращали внимание педагогов-практиков на то, что «детей четырех лет надо приучать здороваться и прощаться, при просьбе прибавлять слово «пожалуйста», без помощи взрослых прибирать свои вещи» [7, с. 13]. Культурно-гигиенические навыки постепенно и последовательно усложнялись на каждом следующем году жизни. Дети овладевали навыками доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам и помогали взрослым.
Создатели программы уточняли, что «... дети следуют по пути от жизни в семье к более сложной коллективной жизни в детском саду» [7, с. 11]. Полученные знания ребенок использует в разных видах деятельности, а полученные впечатления реализует в игре и изобразительной деятельности.
Перейдем к следующему компоненту -операционально-технологическому. Наиболее ярким примером реализации данного компонента в теории и практике дошкольного образования анализируемого десятилетия стали «организующие моменты».
Ученые разработали разные типы организующих моментов для младшей, средней и старшей групп детского сада, которые вошли во второй раздел проекта комплексной программы (1932). 16 организующих моментов были распределены равномерно по количеству на четыре квартала. Авторы разделили их следующим образом: осенний квартал: «Организация жизни группы», «Оздоровление быта», «Празднование годовщины Октябрьской революции», «Организация рабочей комнаты»; зимний квартал: «Организация зимнего участка», «Ленинские дни», «Устройство уголка книги», «Участие
детей в праздновании Дня Красной армии»; весенний квартал: «Организация среды для игр и занятий на воздухе», «Весенние работы», «Празднование Первого мая», «Организация участка для игр и занятий на воздухе»; летний квартал: «Организация огорода и цветника», «Помощь в организации работы на летней площадке», «День обороны», «Учет работы и переход детей в следующую группу» [6].
Авторы программы определяли темы организующих моментов в соответствии с явлениями социальной действительности. В первую очередь темы отражали процессы и явления из жизни группы, непосредственно влиявшие на ребенка. Желание педагогов вырастить ребенка политически грамотным было вторым фактором, обусловливающим тематику организующих моментов. Именно поэтому политические праздники предопределяли тематику целого ряда организующих моментов.
Комплекс внутри организующего момента имел следующую структуру: методическая записка (с рекомендациями педагогу по созданию педагогических условий для организации наиболее эффективной работы с детьми); программное содержание по видам деятельности (например, по общественно-политическому, политехническому, физическому воспитанию, музыке, изобразительной деятельности, математике); содержание работы непосредственно по организующему моменту (занятия по разным разделам программного содержания); текущая программная работа (занятия по разным разделам программного содержания); общественно-педагогическая работа в детском саду и в отдельной возрастной группе (методы изучения семьи, формы взаимодействия детского сада, семьи и других общественных организаций).
Идея комплексности, реализуемая в организующих моментах, заключалась в том, что взрослый организовывал деятельность
детей в течение достаточно длительного времени (7-14 дней, 15-25 дней). В ходе организующих моментов педагог объединял разные виды детской деятельности (например, игровую, трудовую, изобразительную) одной целью, содержанием, соответствующим общей теме. Педологи стремились доказать, что длительное планирование работы, объединенной общим содержанием, одной целью дает возможность долгое время удерживать внимание ребенка.
Тем не менее, ученые отказались от организующих моментов, критически оценив результаты работы педагогов-практиков, поскольку детям дошкольного возраста было сложно выполнять такой большой объем запланированной работы.
Представим реализацию ресурсного компонента в описанный период. Рост сети городских детских садов и сельских летних площадок обусловил возросшую потребность в педагогических кадрах. В исследуемый период в качестве воспитателя работали люди разного уровня профессиональной подготовки, в том числе «выдвиженки» с предприятий, не имеющие педагогического образования. Будущие воспитатели проходили краткосрочные курсы (двухнедельные, одномесячные, двухмесячные или трехмесячные) и приступали к работе в детских учреждениях. Такой уровень профессиональной подготовки не позволял качественно осуществлять педагогический процесс в детском саду, особенно в сельской местности.
Руководители системы дошкольного образования в Удмуртской автономной советской социалистической республике (УАССР) осознавали необходимость организации и проведения разных по содержанию и длительности курсов для дошкольных работников. Об этом свидетельствуют материалы Центрального государственного архива Удмуртской Республики.
Организаторы дошкольного образования УАССР осуществляли данную работу более
планомерно во II половине описываемого десятилетия. Сотрудники Центрального института повышения квалификации кадров народного образования, проанализировав ситуацию, сложившуюся в дошкольных образовательных учреждениях РСФСР к 1937 году, пришли к выводу, что «значительная часть дошкольных работников нуждается в настоящее время в элементарном образовании; другая часть, имея образование за начальную общеобразовательную школу, нуждается в систематическом обучении за педтехни-кум» [8, с. 48]. Это свидетельствует о том, что возникла необходимость в профессиональной подготовке кадров с разным уровнем образованности.
В Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета (ЦИК) УАССР 1936 года «О развертывании детских площадок во время уборочной кампании» было сказано, что необходимо «с 1 августа 1936 года организовать 3-х месячные курсы дошкольных работников, организовать в 1937 году одногодичные курсы для педагогов села и города» [4, с. 39]. Группы комплектовались из слушателей, окончивших 7- и 9-летнюю школы, а также по национальному признаку, например, удмуртов в группе было 70-75% от общего количества.
Обучение на одногодичных курсах осуществлялось в соответствии с учебными программами, которые составили ученые московских высших учебных заведений по заданию Дошкольного отдела Народного комиссариата просвещения (НКП) РСФСР. Сотрудники НКП УАССР разрабатывали программу курсов и подбирали преподавательский состав для проведения лекций и практических занятий. Для улучшения качества работы педагогов-практиков было решено в 1936 году организовать республиканский педагогический кабинет при НКП УАССР.
В отчете Дошкольной группы НКП УАССР читаем: «Дошкольная группа НКП УАССР сообщает, что годичные курсы по подготовке
дошкольных работников приступили к своей работе с 1 октября 1936 года» [3, с. 84]. Годичные курсы были организованы в Ижевске, Можге и Глазове. Учебный план одногодичных курсов по подготовке работников летних площадок включал следующие направления: текущая политика и обществоведение, общеобразовательные предметы, дошкольная педагогика и педология, практические занятия по разделам программы, практика в детских садах. Работа велась на базе Глазовского, Ижевского и Можгинского педагогических техникумов.
Таким образом, системно-деятельност-ный подход был основой для отбора содержания и определения методики работы с детьми дошкольного возраста. Мотива-ционно-ценностный компонент в содержании дошкольного образования в течение 30-х годов XX века проявился в изменении приоритетной группы ценностей от по-
литических через общественные к группе нравственно-патриотических ценностей. Эти группы ценностей точно отражались в содержании дошкольного образования, особенно в содержании единой для всех дошкольных учреждений образовательной программе. Тенденция ориентации на политические ценности наиболее полно проявилась в содержании раздела «Общественно-политическое воспитание» в программе 1932 года и в разделе «Общественное воспитание» «Программы и внутреннего распорядка детского сада» (1934).
Анализ опыта воплощения системно-деятельностного подхода в содержании и методике дошкольного образования 30-х годов XX века позволяет более эффективно реализовать данный подход в современном дошкольном образовании, определяемом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, 2009. №4. С. 18-22.
2. Куликова Т.С. Основные тенденции развития содержания дошкольного образования России в 30-е годы XX века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2006. 200 с.
3. Отчеты о состоянии дошкольной работы по районам УАССР, сводки об итогах работы по развертыванию сети дошкольных учреждений, об успеваемости учащихся Воткинского дошкольного педучилища (28 сентября 1936 - 10 июля 1937 гг.). ЦГА УР, Ф.Р. 738, оп. 1, д. 176, 132 л.
4. Постановление СНК РСФСР о мероприятиях по улучшению работы детских садов, постановление президиума ЦИК УАССР о развертывании детских площадок во время уборочной кампании. Сводки об открытии летних детских площадок. 24 января - 19 октября 1935 г. ЦГА УР, Ф. Р. 738, оп. 1, д. 49, 122 л.
5. Программа работы дошкольных учреждений (по видам деятельности): Проект. М.-Л.: Нар-компрос РСФСР; Учпедгиз, 1932. 171 с.
6. Программа работы дошкольных учреждений (по организующим моментам): Проект. Младшая, средняя, старшая группа. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР; Учпедгиз, 1932.
7. Программы и внутренний распорядок детского сада. М.: Наркомпрос; ОГИЗ; Учпедгиз, 1934.
8. Указания Наркомпроса РСФСР о постановке работы по дошкольному воспитанию детей, учебные планы повышения квалификации дошкольных кадров, программы курсов, список разрешенных и запрещенных комитетом игрушек для детей (13 января 1937- 5 июня 193 8гг.). ЦГА УР, Ф. Р. 738, оп. 1, д. 362, 162 л.