Научная статья на тему 'Preparation of pedagogical staff for system of preschool education of the Buryat Republic in 1920–1930'

Preparation of pedagogical staff for system of preschool education of the Buryat Republic in 1920–1930 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕЗОННЫЕ ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / KINDERGARTEN / PRE-SCHOOL EDUCATION / TRAINING / SKILLS / SEASONAL PLAYGROUNDS / COURSE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Lopsonova Zynaida Batorovna

In the article the author examines the history of the issue of training for pre-school education in the Republic of Buryatia. On the basis of historical and pedagogical analysis of the facts, events, the initial stage of pre-school education the author identifies the characteristics of contradictions, difficulties, solving the problem of training. The main form of training at that time was the organization of staff courses, depending on their duration, the managers or heads of kindergartens were appointed. Analysis of the content of the curriculum course preparation indicates a serious approach to the solving of training problem. Despite of the socio-economic difficulties of a complex phase in the establishment of the Republic, the timely staffing had a significant impact on the further development of public pre-school education in the Buryat-Mongol Autonomous Soviet Socialist Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Lopsonova Zynaida Batorovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Preparation of pedagogical staff for system of preschool education of the Buryat Republic in 1920–1930»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGY

Дошкольная педагогика Pre-school pedagogy

УДК 373(09)(571.54)

ББК 74.1г(2Рос.Бур)

Зинаида Баторовна Лопсонова,

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет (Улан-Удэ, Россия), e-mail: Lopsonova@mail.ru

Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного образования Республики Бурятия в 1920-30-е гг.

В статье автор рассматривает историю вопроса подготовки кадров для дошкольного воспитания в Республике Бурятия. На основе историко-педагогического анализа фактов, событий начального этапа становления дошкольного образования выявлены характерные особенности, противоречия, трудности решения проблемы подготовки кадров. Основной формой подготовки кадров того времени явилась организация краткосрочных курсов, в зависимости от продолжительности освоения которых люди назначались на должность руководителей или заведующих детскими садами. Автором осуществлён содержательный анализ учебных планов курсовой подготовки, которые имели определённую логику и соответствовали решению задач профессиональной подготовки. Несмотря на социально-экономические трудности сложного этапа в становлении республики, своевременное обеспечение кадрами оказало существенное влияние на дальнейшее развитие системы общественного дошкольного воспитания в Бурят-Монгольской АССР

Ключевые слова: детский сад, дошкольное воспитание, подготовка кадров, повышение квалификации, сезонные детские площадки, курсовая подготовка, учебный план.

Zynaida Batorovna Lopsonova,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), e-mail: Lopsonova@mail.ru

Preparation of Pedagogical Staff for System of Preschool Education of the Buryat Republic in 1920-1930

In the article the author examines the history of the issue of training for pre-school education in the Republic of Buryatia. On the basis of historical and pedagogical analysis of the facts, events, the initial stage of pre-school education the author identifies the characteristics of contradictions, difficulties, solving the problem of training. The main form of training at that time was the organization of staff courses, depending on their duration, the managers or heads of kindergartens were appointed. Analysis of the content of the curriculum course preparation indicates a serious approach to the solving of training problem. Despite of the socio-economic difficulties of a complex phase in the establishment of the Republic, the timely staffing had a significant impact on the further development of public pre-school education in the Buryat-Mongol Autonomous Soviet Socialist Republic.

Keywords: kindergarten, pre-school education, training, skills, seasonal playgrounds, course training.

© З. Б. Лопсонова, 2013

5

В настоящее время в системе дошкольного образования нашей страны происходят значительные изменения, связанные с разработкой и введением ФГОС дошкольного образования. В русле грядущих нововведений особую актуальность приобретает вопрос подготовки кадров для системы дошкольного образования. Низкий уровень заработной платы воспитателей, непривлекательность профессии для молодёжи привели объективно к тому, что наступило стремительное устаревание кадров. Назрела необходимость подготовки квалифицированных кадров и обновления его состава, которые могут решать задачи обеспечения качества современного дошкольного образования. Но прежде чем рассмотреть сущность обозначенной проблемы, хотелось бы обратиться к истории вопроса подготовки кадров в Республике Бурятия, выявить характерные тенденции и закономерности на основе историко-педагогического анализа.

В период становления советской власти на территории БМАССР развитие педагогического образования имело свои особенности, вызванные исторической обстановкой. Начальным этапом в становлении системы дошкольного воспитания в Бурятии можно считать исторический факт - образование в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР (Постановление ВЦИК от 30 мая 1923 г.). С первых дней Советской власти намечалось создание широкой сети детских учреждений (детских очагов, яслей, садов) в целях вовлечения женщины в производство, в активную общественную жизнь. В соответствии с указаниями, которые передавались из Совнаркома просвещения, в БМАССР началась активная организация дошкольного воспитания. Ввиду того, что республика была представлена в основном сельскими аймаками, примерно с 1925 г. на селе стали создаваться летние дошкольные детские площадки, как сезонный вариант детского сада. В первую очередь такие детские площадки и очаги должны были принимать детей красноармейцев, рабочих, а также из семей беднейших крестьян.

Активный процесс открытия детских садов и площадок поставил вопрос об обеспечении кадрами. Поэтому в республику посылались по линии Наркомпроса РСФСР и ВКП (б) молодые специалисты, не имеющие практического

опыта, но имеющие хорошую профессиональную подготовку по требованиям того времени, и назначались на руководящие и организаторские должности. В то время подготовка квалифицированных кадров велась на дошкольных отделениях пединститутов Москвы, Ленинграда, Перми, Горького, Ростова-на-Дону. Для того чтобы пополнить образовательные учреждения кадрами с педагогическим образованием, была принята мера привлечения выпускников педагогических учебных заведений из центральных районов РСФСР. Специалисты с высшим образованием приезжали в сельскую местность, чтобы обучать детей грамоте, повышать культурный уровень населения.

Как свидетельствуют исторические факты, в республике ощущалась острая нехватка национальных кадров по дошкольному воспитанию. поэтому на работу во вновь организуемые детские сады на начальном этапе формирования дошкольного воспитания направлялись лишь наиболее активные, инициативные работники промышленных предприятий, которые затем получали соответствующее образование на курсах повышения квалификации дошкольных работников.

Упоминание о первых педагогах со специальным дошкольным образованием встречается в архивных документах, материалах по дошкольному воспитанию. Так, по окончании дошкольного отделения Московского педагогического института Наркомпросом РСФСР в сектор дошкольного воспитания республики была направлена Р.С. Ярославская. Примерно в это же время, получив высшее образование, работали Л. К. Ихенова, Т. Подольская. «Это были первые специалисты дошкольного воспитания в республике, которые осуществляли контроль за состоянием дошкольного воспитания в Бурятии и руководили им» [1. С. 6].

В 1924 г. были организованы курсы по подготовке работников для первых яслей в БМАССР. В связи с особенностью раннего возраста особое внимание уделялось медицинскому обслуживанию детей. По воспоминаниям У. Матуровой, одной из участниц курсов, лекции для слушателей читали лучшие врачи, знакомили их с организацией деятельности Дома младенца, учили готовить детское питание, шить одежду для маленьких детей.

В 1929 г. в Аларском аймаке, входившем в то время в состав БМАССР, был открыт первый детский сад в сельской местности для детей членов коммуны «Красный Нельхай». Первым руководителем детского сада в сельской местности со специальным дошкольным образованием стала выпускница дошкольного отделения Иркутского педагогического техникума Н. Д. Морозова. Отмечено, что помимо своей основной педагогической деятельности в детском саду

Н. Д. Морозова вела большую просветительскую работу среди бурятского населения, выступала с лекциями и докладами перед матерями-труженицами первой коммуны о необходимости вовлечения детей в общественное дошкольное воспитание.

Быстрый рост сети дошкольных учреждений в 30-е гг., обусловленный ростом промышленных предприятий, способствовал усилению внимания к вопросу о подготовке квалифицированных кадров. По инициативе отделов народного образования были организованы 2, 5 и 8-месячные курсы по подготовке воспитателей для детских садов республики.

Существовало планирование (государственный заказ) подготовки квалифицированных кадров, спускаемое распоряжениями Нар-компроса РСФСР, о чём свидетельствует план организации краткосрочных курсов подготовки дошкольных работников, представленный в табл. 1.

Таблица 1

Развёрстка краткосрочных курсов подготовки дошкольных работников (1932 г.)

Наименование региона Краткосрочные курсы

2 мес. 5 мес. 8 мес. Всего

БМАССР 63 58 121

РСФСР 18418 12512 7455 38385

Как видно из табл. 1, на 2-месячные курсы планировалось большее количество людей, чем на 5-месячные, а на 8-месячные вообще не было набора, ввиду того что не были пройдены предыдущие этапы. Организация 5-месячных курсов предусматривалась для «продвиженцев», имеющих опыт дошкольной работы на летних площадках и прошедших ранее 2-3-месячные курсы подготовки.

Рассмотрим порядок решения проблемы обеспечения дошкольных кадров на 1934 г. (табл. 2) [2. С. 38].

Таблица 2

Порядок покрытия потребности в дошкольных кадрах на 1934 г.

Территориальное деление Выпуск из техникума с. е 52 8 с. е * 5 с. е * 2 е 5 о £ 10 дн. конференция Всего

БМАССР 28 36 63 - 240 367

РСФСР 8 5 О 2 9289 7677 3 9 4 1799 67093 9 0 <ч 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данным, представленным в табл. 2, наблюдалась тенденция обучения в кратчайшие сроки большего количества людей. Следует отметить, что помимо 2, 5, 8-месячных курсов, обучение проходило и по такой форме, как 10-дневная конференция, она могла быть также и 5-7-дневной. Дело в том, что данная форма позволяла быстро подготовить педагогов для работы на летней детской площадке из числа представителей общественного актива колхозов и совхозов. Несмотря на краткосрочность, данные курсы имели учебный план на 48 часов обучения. Содержание курсовой подготовки можно представить по учебному плану районных 5-7-дневных конференций общественного актива колхозов и совхозов по подготовке для работы на летних дошкольных площадках (табл. 3) [3. Л. 105].

Таблица 3

Учебный план

№ Наименование дисциплины Количество часов

1 Итоги январского Пленума 4 ч

2 Задачи, содержание и методы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста 6 ч

3 Физическое воспитание в условиях летней площадки 8 ч

4 Программа и методы работы на летней площадке 20 ч

5 Организация площадки. Её управление и закрепление на зиму 6 ч

6 Общественно-педагогическая работа на летней площадке 4 ч

Согласно учебному плану наибольшее количество часов (20 ч) отведено ознакомлению слушателей с программой и методикой работы

с детьми на площадке. Немаловажное значение придавалось вопросам физического воспитания детей (8 ч), а также организации и управления деятельностью площадки (6 ч).

По итогам 1932 и 1934 гг., общее количество подготовки планируемых кадров на краткосрочных дошкольных курсах в среднем составило 120 чел., без учёта числа участников конференции.

В основном, при организации процесса обучения Наркомпрос БМАССР руководствовался указами, постановлениями об организации краткосрочных курсов подготовки дошкольных работников, которые шли из центра. Дошкольной секцией Центрального НИИ педагогики проводились бесплатные консультации для методистов, заведующих детсадами по таким вопросам, как программа, планирование и учёт, общественно-политическое воспитание, игра, организация детского коллектива, методическое руководство, общественно-педагогическая работа.

Наркомпросом РСФСР были разработаны специальные требования к назначению на должность руководителя детского сада, воспитателя, т. е. требования к уровню их образования, стажу работы, специфике должности, типу учреждения.

К подготовке специалистов дошкольного образования выдвигались определённые требования (материалы постановления НКП РСФСР «О порядке назначения и требованиях к педагогам, назначаемым в дошкольные учреждения» от 2 июля 1933 г.). Рассмотрим некоторые выдержки из данного постановления: «На должность педагога-руководителя детского сада назначаются лица, окончившие дошкольные отделения педагогических техникумов. Руководителями групп назначаются лица. окончившие семилетку и затем курсы подготовки дошкольных работников длительностью не менее 8 месяцев. Для работы на летних и зимних площадках, как правило, назначаются лица, имеющие образование в объёме не ниже 4-летки и прошедшие 2-месячные курсы специальной подготовки» [3. Л. 26].

На начальном этапе обеспечения квалифицированными кадрами осуществлялся постоянный контроль и анализ качества подготовки кадров для общественного дошкольного образования. Так, в материалах постановления НКП РСФСР сектора кадров «О краткосрочной подготовке дошкольных работников для стационар-

ных и летних площадок» от 19 февраля 1933 г. дан анализ итогов работы за 1932 г. и разработаны рекомендации по устранению недочётов.

Среди недочётов в работе по подготовке дошкольных работников отмечается, что усиленная подготовка работников для временной летней сети привела к тому, что был сорван план подготовки кадров для стационарных учреждений, последние были в основном укомплектованы кадрами, освободившимися после летней работы и имевшими низкую подготовку. Отмечается также, что в связи с тем, что были занижены требования к образовательному уровню принимаемых курсантов, подавляющее большинство составляли малограмотные, окончившие ликбез или 1-2 класса начальной школы. Обращается внимание на тот момент, что крайне сокращены сроки обучения на курсах. Курсы длительностью в 2 недели, 10 дней и даже 5 дней имели место почти по всем краям и областям; 8-месячные курсы для подготовки работников стационаров и 2-3-месячные для подготовки работников площадок были явлением довольно редким. Большей частью были курсы длительностью 2-4 месяца для стационаров и 1 месяц для площадок.

В целях устранения перечисленных недочётов в подготовке дошкольных кадров в 19331934 гг. Наркомпрос РСФСР установил следующую систему подготовки дошкольных кадров: «работники стационарной сети должны иметь как минимум 4-летнее образование и окончить 8-месячные дошкольные курсы. Работники летних площадок промышленных районов, новостроек - крупных совхозов и колхозов - должны иметь тот же образовательный минимум (4 класса начальной школы) и пройти 2-месячные курсы. Работники сельской сети временного характера вербуются из армейского колхозного актива, проводятся через 5-7-дневные конференции для их инструктирования. По этим трём линиям должна идти подготовка дошкольных работников. В тех случаях, когда на местах развёрнуты курсы большей длительности, сроки обучения не должны быть снижены» [3. Л. 101].

Отсутствие квалифицированных педа-гогов-дошкольников и резкий скачок в увеличении сети дошкольных учреждений в республике привели к нарушению требований, спускаемых центральными органами управления, что говорит о неслаженной работе разных направлений планирования роста и развития общественного дошкольного образования.

Качество подготовки кадров на краткосрочных курсах проверялось выпускными экзаменами. Из постановления НКП РСФСР от 25 июня 1933 г. № 530 «при организации выпускных испытаний на краткосрочных курсах следует руководствоваться правилами для начальной и повышенной школы, при этом установить испытания по следующим предметам:

- на 8-месячных курсах: русский язык, естествознание, история, педология, педагогика.

Успеваемость по остальным дисциплинам должна быть проведена в порядке учёта:

- на 2-месячных курсах: естествознание, педология, дошкольная педагогика.

Окончившие 2, 5 и 8-месячные краткосрочные курсы получают свидетельство» [3. Л. 102 ].

Рассмотрим учебный план 8-месячных курсов (табл. 4) по подготовке дошкольных работников стационарных дошкольных учреждений [3. Л. 104].

Таблица 4

Учебный план 8-месячных курсов по подготовке

дошкольных работников для стационарных дошкольных учреждений

№ Наименование дисциплины Время (час)

1 Итоги январского пленума ЦК ВКП(б) 10

2 История 80

3 Русский (или родной) язык 150

4 Математика 120

5 Естествознание 90

6 География (физическая и экономическая) 70

7 Педология и гигиена дошкольного возраста 60

8 Педагогика (вместе с методикой) 200

9 Педагогическая практика 180

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Методический практикум по физической культуре, музыке и изодеятельности 100

11 Методический практикум по политехническому труду (физико-техника дерева, металла) в кабинетах, мастерских, рабочих комнатах и экскурсии на производство 90

12 Методический практикум по природоведению 50

Итого 1200

По окончании 8-месячных курсов выдавалось свидетельство, заверяемое республиканским ОНО. Следует отметить, что учебный план 8-месячных курсов достаточно полно отражает содержание профессиональной подготовки, где предусмотрены почти все методики дошкольного воспитания, кроме методики формирования элементарных математических представлений (изодеятельность, музыка, физическое воспитание, природоведение). Большой объём часов отводится на общекультурные предметы, положительно то, что имеется такой предмет, как педология вместе с гигиеной, а также предусмотрена педагогическая практика, где закрепляются полученные знания.

Большое влияние на процесс подготовки кадров в сфере образования оказало принятое на I съезде Бурят-Монголии по культурному строительству в 1922 г. решение об открытии педагогического техникума.

В 1924/25 учебном году начал свою деятельность Русский педагогический техникум, который располагался в г. Верхнеудинске. Функционировали следующие учебные циклы: физико-математический, обществоведческо-литературный, национальный и цикл предметов трудового обучения.

Учитывая ситуацию того времени, конечно, в первую очередь необходимо было готовить учителей, но вместе с тем не оставалась в стороне и проблема подготовки дошкольных работников. По свидетельству архивных документов, в распределении нового приёма в педтехникум на 1933-34 учебный год наряду с такими направлениями подготовки, как «школьное, внешкольное, физкультурное, дефектологическое», в списке значится и дошкольное, в количестве 30 человек [4. Л. 126].

Следовательно, подготовка воспитателей при техникуме осуществлялась, но в форме одно- или двухгодичных курсов, т. к. самостоятельное дошкольное отделение открылось намного позже, в 1947 г.

Значимым событием для того времени явилось открытие в 1935 г. в г. Улан-Удэ республиканского методического кабинета по дошкольному воспитанию. Главным его предназначением было осуществление руководства и контроля за деятельностью детских садов, оказание методической помощи. Заведующим кабинетом назначили А. М. Андрущук, а с 1937 г.

первым руководителем с высшим дошкольным педагогическим образованием была С. Т. Ива-нычева.

Методический кабинет выполнял следующие функции:

1) посещение детских садов в городе и выезд методистов в районы для проведения консультаций для заведующих и воспитателей; осуществление контроля за деятельностью дошкольных учреждений, проведение семинаров различной тематической направленности, родительских собраний с докладами;

2) организация летней сети: командировка работников городских садов в районы для оказания помощи в организации летних площадок; 5-дневные семинары по подготовке воспитателей для летних дошкольных площадок в г. Улан-Удэ; рассылка методических материалов;

3) методическое руководство: отмечается, что в Улан-Удэ 6 методических кустовых объединений, но работа в них ведётся достаточно слабо.

Методическим кабинетом организовывались различные семинары: 5-дневные семинары с заведующими детских садов города (без отрыва); 4-дневные семинары с заведующими сельских детских садов; семинары-практикумы для поваров детских садов города и районов.

Также проводились групповые консультации для воспитателей на темы:

- «Проведение праздника Красной Армии в детском саду»;

- «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»;

- «Физическое воспитание дошкольника в летнее время»;

- «Игры и занятия с детьми на воздухе зимой»;

- «Дидактические игры и их воспитательное значение»;

- «Поделка игрушек - самоделок» [5. Л. 232].

Деятельность методического кабинета в 30-е гг. имела большое значение для развития общественного дошкольного воспитания в ре-

спублике. Через него в детские сады рассылались методические разработки, поступающие из центрального методического кабинета по дошкольному воспитанию. Методистами кабинета разрабатывались пособия и указания для воспитателей по музыкальному воспитанию, рисованию, ознакомлению с природой, обучению счёту и т. д. Они регулярно проводили с руководителями и воспитателями городских детских садов однодневные и двухдневные семинары по различным вопросам дошкольного воспитания, выезжали на места и оказывали практическую помощь работникам сельских детских садов республики.

Таким образом, в обозначенный исторический период, одновременно с решением вопроса об организации дошкольных учреждений в республике, начинается процесс подготовки кадров. Основной формой подготовки воспитателей в первые годы становления дошкольного дела явились краткосрочные курсы, которые не были надлежащего качества, но вместе с тем оказали существенную помощь в организации деятельности первых детских садов, очагов и площадок. Следует отметить, что первыми воспитателями и руководителями детских садов назначались женщины из числа активисток, общественниц, которым всё-таки не хватало общего уровня образования, не говоря уже о специальном. Данное обстоятельство объясняется трудностью социально-экономического положения, связанного с установлением советской власти в Бурят-Монголии, ликвидацией безграмотности населения. Во второй половине 30-х гг. стали обращать внимание на содержательную сторону и продолжительность подготовки кадров, этому способствовало открытие педагогического техникума. Функцию повышения квалификации выполнял республиканский методический кабинет, который занимался распространением и обобщением передового педагогического опыта, оказанием методической помощи. Тем не менее, несмотря на материальные трудности подготовка кадров для детских садов решала задачи дальнейшего развития и становления системы дошкольного воспитания в республике.

Список литературы

1. Дошкольное воспитание в Б-МАССР: из опыта работы детских садов. Улан-Удэ: Бу-рятск. кн. изд-во, 1959. 53 с.

2. Лопсонова З. Б., Цыбикова А. Б. Дошкольное образование в Бурятии (1930-е гг.): учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. 78 с.

3. НАРБ ФР. 60. Оп. 3. Д. 163. Л. 130.

4. НАРБ ФР. 60. Оп. 3. Д. 144. Л. 159.

5. НАРБ ФР. 60. Оп. 3. Д. 236. Л. 235.

References

1. Doshkol’noe vospitanie v B-MASSR: iz opyta raboty detskih sadov. Ulan-Udje: Burjatsk. kn. izd-vo, 1959. 53 s.

2. Lopsonova Z. B., Cybikova A. B. Doshkol’noe obrazovanie v Burjatii (1930-e gg.): ucheb. posobie. Ulan-Udje: Izd-vo Burjat. gos. un-ta, 2003. 78 s.

3. NARB FR. 60. Op. 3. D. 163. L. 130.

4. NARB FR. 60. Op. 3. D. 144. L. 159.

5. NARB FR. 60. Op. 3. D. 236. L. 235.

Статья поступила в редакцию 19.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.