Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ У БЕЗРАБОТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДПО'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ У БЕЗРАБОТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Елена Вячеславовна

В статье анализируется одна из остро стоящих на сегодняшний день проблем среди безработных граждан - это формирования профессиональной мотивации. В связи с экономическим кризисом безработные граждане являются самыми уязвимыми на рынке труда. Для обеспечения их конкурентоспособности центры занятости предлагают множество направлений переподготовки с целью трудоустройства в будущем. В данном контексте возникает некое противоречие, связанное с низким уровнем сформированности профессиональной мотивации. Для решения поставленной задачи рассматривается модель педагогической программы. Описаны основные ее структурные элементы, использованные методики диагностики, критерии оценки. Представлены результаты исследовательской работы формирования профессиональной мотивации у безработных. Разработанная модель педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан не является завершенным процессом, а может рассматриваться как часть целостного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION AMONG THE UNEMPLOYED DURING THE PERIOD OF TRAINING IN THE DPO SYSTEM.

The article analyzes one of the most pressing problems among unemployed citizens today - the formation of professional motivation. Due to the economic crisis, unemployed citizens are the most vulnerable in the labor market. To ensure their competitiveness, employment centers offer many areas of retraining for future employment. In this context, there is a certain contradiction associated with a low level of professional motivation. To solve this problem, the model of the pedagogical program is considered. Its main structural elements, diagnostic methods used, evaluation criteria are described. The results of the research work on the formation of professional motivation among the unemployed are presented. The developed model of the pedagogical program for the formation of professional motivation among unemployed citizens is not a complete process, but can be considered as part of an integral educational process in the system of additional vocational education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ У БЕЗРАБОТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДПО»

групповой и индивидуальной; контроль и постоянное отслеживание движения каждого педагога вперед в ходе повышения квалификации учителей на школьном уровне; эффективное сочетание научно-методической деятельности с целенаправленной творческой деятельностью каждого педагога; критерии оценки и поощрения педагогических кадров; умелое сочетание и взаимодействие психолого-педагогической и методической служб, а также высокое качество и обоснованность решений управленческого аппарата.

Готовность к принятию новых условий, мобильность, способность к решению профессиональных задач, ответственность и самостоятельность в решении задач любой сложности - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к современному педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без опоры на собственные творческие возможности.

Выводы. Таким образом, научно-методическая деятельность в педагогических организациях на школьном уровне — это специальный комплекс практических мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

Многообразие функций и задач научно-методической деятельности, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности образовательного учреждения требуют повышения эффективности уже отработанных, знакомых, традиционных форм и активное внедрение, и использование новых форм в процессе выполнения методических и других образовательных задач.

Профессиональная подготовка педагогических кадров продолжается на протяжении всего периода профессионального роста.

Эффективность научно-методической деятельности в образовательных организациях любого типа обеспечивается комплексом перечисленных условий, необходимых компетенций и профессиональных качеств педагогов.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2008. - 625 с.

2. Беляева, В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2010. - 160 с.

3. Воротникова, А.И. Педагогический словарь-справочник: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов: / А.И. Воротникова, Т.Л. Кремнева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - Часть 1. - 73 с. -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483514 (дата обращения: 06.05.2022). -ISBN 978-5-4475-6857-3. - DOI 10.23681/483514. - Текст: электронный.

4. Некрасов, А.Ю. Системная модернизация методической работы в школе в условиях ФГОС: инновационный педагогический проект / А.Ю. Некрасов, Т.Б. Харисов; НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования». -Казань: Школа, 2018. - 83 с.

5. Роньжова, Н.В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией / Н.В. Роньжова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 23 (127). - С. 513-515. - URL:https://moluch.ru/archive/127/35274/ (дата обращения: 06.05.2022).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

Педагогика

УДК 377

преподаватель Харитонова Елена Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург)

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ У БЕЗРАБОТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДПО

Аннотация. В статье анализируется одна из остро стоящих на сегодняшний день проблем среди безработных граждан -это формирования профессиональной мотивации. В связи с экономическим кризисом безработные граждане являются самыми уязвимыми на рынке труда. Для обеспечения их конкурентоспособности центры занятости предлагают множество направлений переподготовки с целью трудоустройства в будущем. В данном контексте возникает некое противоречие, связанное с низким уровнем сформированности профессиональной мотивации. Для решения поставленной задачи рассматривается модель педагогической программы. Описаны основные ее структурные элементы, использованные методики диагностики, критерии оценки. Представлены результаты исследовательской работы формирования профессиональной мотивации у безработных. Разработанная модель педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан не является завершенным процессом, а может рассматриваться как часть целостного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная мотивация безработных, системно-деятельностный подход, модель педагогической программы.

Annotation. The article analyzes one of the most pressing problems among unemployed citizens today - the formation of professional motivation. Due to the economic crisis, unemployed citizens are the most vulnerable in the labor market. To ensure their competitiveness, employment centers offer many areas of retraining for future employment. In this context, there is a certain contradiction associated with a low level of professional motivation. To solve this problem, the model of the pedagogical program is considered. Its main structural elements, diagnostic methods used, evaluation criteria are described. The results of the research work on the formation of professional motivation among the unemployed are presented. The developed model of the pedagogical program for the formation of professional motivation among unemployed citizens is not a complete process, but can be considered as part of an integral educational process in the system of additional vocational education.

Key words: professional motivation of the unemployed, system-activity approach, model of the pedagogical program.

Введение. Трудовая деятельность является неотъемлемой составляющей жизненного пространства любого человека. Поэтому потеря работы представляет собой серьезное испытание, которое приводит к негативным последствиям, таким как хронический стресс, потеря веры в себя, нарушение социальных связей, снижение профессиональной мотивации. На сегодняшний день безработица это масштабное социальное явление, которое охватило не только маленькие, но и крупные города. По статистическим данным безработица в июне 2021 году в Санкт-Петербурге составляла 3.2%. В 2022 году события, развернувшиеся на политической арене, пандемия не способствовали стабилизации на рынке труда. В первую

очередь это связано с уходом мировых брендов с российского рынка. Вопрос безработицы по мнению экономистов затронет больше всего маленькие города, где зарубежные компании являлись градообразующими предприятиями. Сложившаяся ситуации заставляет задумываться о пригодности различных политик, методов и приемов в организации программ по переподготовки безработных в системе дополнительного профессионального образования. Важное значение в этом вопросе занимает сформированность профессиональной мотивации, которая играет не маловажную роль в обеспечении конкурентоспособности на рынке труда безработных.

Вопросы мотивации в целом и профессиональной мотивации в частности были и остаются актуальными, об этом свидетельствуют работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, таких как: X. Хекхаузен, Д.В. Аткинсон, Д. Халл, А.Г. Маслоу, В.Г. Асеев, И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин. Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, Е.П. Петражицкий, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, В.В. Мелетичев, Н.С. Пряжников, Г.А Горбунова и др.

Отечественные ученые отмечают, что чем раньше появятся мотивы профессиональной деятельности тем успешнее, будет осуществляться дальнейшая учебно-познавательная, а в последующем и трудовая сферы. Профессиональная мотивация может полностью быть сформированной только после определенного периода работы по выбранному профессиональному направлению, именно тогда человек начинает понимать окончательно хочет он продолжать работать в данном направлении или его надо менять. Поэтому при выстраивании работы с безработными в период обучения важно создать условия погружения в профессиональную деятельность, с элементами выполнения профессиональных заданий.

В связи с чем одной из важных задач становится задача формирования мотивационной структуры будущего специалиста, системы его мотивов во время получения дополнительного профессионального образования.

По мнению отечественных специалистов, процесс профессиональной подготовки подразумевает под собой организацию условий, при которых личность способна усваивать социально-приемлемые модели трудовой деятельности.

В центрах занятости существует много программ для обеспечения заинтересованности безработных в получении дополнительного образования. Но в большинстве случаев специалисты преследуют цель осуществить набор в группы для организации обучения. Такие проблемы как сформированность профессиональной мотивации, трудового потенциала ими не решаются.

Например, в экономических и финансовых исследованиях О,Лири Кристофер Дж. рассматривается методика выявления потенциала трудоустройства и она рекомендуется для применения в российских центрах занятости. Она представляет собой субъективную оценку мотивации к трудоустройству на основе двух анкет, одна из которых адресована соискателю, а на другую отвечают сотрудники центра занятости. Каждому возможному ответу на вопросы присваивается балльное значение. Баллы суммируются и объединяются из двух анкет, для получения обобщенной оценки. На основе полученных данных происходит разделение лиц, ищущих работу, на одну из девяти групп на основе трех уровней трудового потенциала и трех уровней трудовой мотивации [1]. Применять данную методику в России не представляется возможным, потому что доля субъективизма она будет усугубляться и результаты будут терять свою достоверность. Второй важный момент заключается в том, что специалисты центра занятости в первые дни не могут адекватно оценить потенциал безработного. Для реализации данной методики требуется больше времени и организации профессионального консультирования в индивидуальном порядке, с целью получения достоверной и обширной информации.

Изложение основного материала статьи. В нашем проведенном исследовании предлагается модель педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан, которая разрабатывалась на основе системно-деятельностного подхода. На основе изложенного подхода в нее были включены следующие структурные элементы:

1. Диагностика сформированности профессиональной мотивации у безработных.

2. Профессиональное консультирование безработных по итогам диагностики.

3. Организация встреч безработных со специалистами, работающими в сфере предстоящего переобучения.

4. Организация и проведение учебного процесса, в основу которого положена реализация практико-ориентированной направленности, посредством внедрения в процесс обучения различных педагогических методов и приемов.

5. Организация практического выполнения одной или нескольких функций в выбранной профессиональной деятельности на предприятии.

6. Диагностика после обучения граждан, мониторинг устроившихся работать в соответствии с квалификацией, полученной в ходе переобучения, с целью изучения и анализа динамики профессиональной мотивации.

Рассмотрим содержание названных структурных элементов модели педагогической программы.

Основная цель диагностического элемента - изучение и анализ сформированности профессиональной мотивации у безработных граждан перед началом обучения. Необходимость данного этапа обуславливается тем, что центры занятости не проводят данные мероприятия. В контексте задач нашего исследования диагностировались профессиональные мотивы, уровень сформированности профессиональной мотивации, профессиональные склонности. Данные характеристики в дальнейшем составили базовую часть критериев, динамика которых, свидетельствовала об эффективности реализуемых в модели педагогической программы мероприятий.

Второй элемент модели педагогической программы - профессиональное консультирование безработных по итогам диагностики, проводившейся перед началом обучения. Профессиональное консультирование безработных - направленно на согласование индивидуальных, профессиональных возможностей и потребностей личности с интересами рынка труда, результатом которого является профессиональное самоопределение, формирование профессионального плана, возможность внести продуктивные изменения в профессиональную деятельность и поведение человека.

Третий элемент модели педагогической программы - организация встреч безработных со специалистами, работающими в сфере предстоящего переобучения. Цель данного этапа дать максимально исчерпывающие представления о профессиональной деятельности, ответить на вопросы обучающихся для понимания ими соответствия своих профессиональных возможностей, профессиональных интересов, способностей и требований в выбранной профессии.

Четвертый элемент модели педагогической программы организация и проведение учебного процесса, в основу которого положена реализация практико-ориентированной направленности, посредством внедрения в процесс обучения деловых игр, разбора практических ситуаций, элементов проблемного обучения, написания эссе, создание и разбор различных моделей профессиональной деятельности по выбранным направлениям. Главная задача - это максимальное приближение учебных мероприятий к условиям предстоящей профессиональной деятельности.

Пятый элемент модели педагогической программы - это организация практического выполнения одной или нескольких функций в выбранной профессиональной деятельности на предприятии.

Шестой элемент модели педагогической программы - это диагностика после обучения граждан и мониторинг устроившихся работать в соответствии с квалификацией, полученной в ходе переобучения, с целью изучения и анализа динамики профессиональной мотивации. Мониторинг осуществлялся через 6-8 месяцев после трудоустройства. При

помощи использования Интернет технологий участникам эксперимента, кто после переобучения устроился по профессии, было предложено заполнить опросник на выявление профессиональных мотивов.

Выводы. Разработка и внедрение в практику модели педагогической программы требуют выбора соответствующих критериев оценки ее эффективности. Сложность данного процесса заключается в том, что система критериев должна обеспечивать достаточную степень объективности. Она должна давать непредвзятую оценку изучаемого явления во всем его разнообразии и обстоятельности.

В качестве критериев нами определены:

1. Когнитивный (К) - уровень знаний в области осваиваемой профессии. Его значение определялось по результатам входного контроля знаний и результатам итогового контроля на этапе окончание обучения по программе.

2. Мотивационный критерий (ПМ) оценивает профессиональные предпочтения и сформированность профессиональной мотивации. Оценка осуществлялась на основе анализа результатов проведенной экспериментальной работы и использования следующих методик: «Опросник профессиональных предпочтений» (ОП) (опросник Л. А. Йовайши), К. Замфир в модификации А.А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» (ДПМ) и методика оценки ведущих профессиональных мотивов (МПД). Для проведения сравнительного анализа динамики изменений профессиональной мотивации (ПМ) подсчитывался общий уровень значений критериев по группам обучающихся, участвующим в экспериментальной работе по формуле:

ПМ=ОП+ДПМ+МПД (2), где

ОП - количество баллов по опроснику предпочтений;

ДПМ - количество баллов по доминирующей мотивации;

МПД - количество баллов по преобладающему мотиву профессиональной деятельности.

Полученные данные позволили продемонстрировать изменения, произошедшие в результате реализации разработанной модели педагогической программы.

3. Отношенческо-целевой критерий (ОЦК) - отношение к выбранной профессиональной деятельности и принятое решение работать в ней или нет: на основании написания эссе. Эссе выполнялось в начале и на завершающем этапах обучения и оценивалось по следующим критериям.

1. Отношение обучающегося к выбранной профессии (ОКП): отрицательное - 1 балл; нейтральной - 2 балла; положительное - 3 балла.

2. Целеполагание реализации в данной профессии (ЦП): есть - балла; нет - 1 балл.

Для анализа подсчитывался общий уровень критериев по следующей формуле:

ОЦК= ОКП+ЦП (3), где

ОКП - отношение к выбранной профессии;

ЦП - целеполагание.

4. Деятельностный критерий (Д) - оценивает сформированность навыков и умений (практических компетенций) необходимых для освоения будущей профессии и дальнейшей профессиональной деятельности. В карте-схеме фиксировались следующие особенности поведения обучающихся (в начале и в завершении обучения):

1. Активность - участие в ролевых играх, разборах практических ситуаций, обсуждениях.

2. Профессиональные интересы - формулирование вопросов, касающихся будущей профессиональной деятельности, желание познать, как можно глубже область выбранной профессиональной деятельности, положительный настрой на процесс получения профессии.

3. Организованность - способность организовать работу группы, умение выделять главное и второстепенное, распределять роли в подгруппе.

4. Компетентность - сформированность знаний в сфере выбранной профессии.

5. Демонстрация применения профессиональных знаний и умений на практике - умения выполнять профессиональные обязанности, решать поставленные задачи в практической деятельности, оценивать достигнутые результаты, сотрудничать.

В эксперименте приняло участие 250 человек, для проведения опытно-экспериментальной работы были определены контрольная группа в составе 60 человек и экспериментальная группа - 60 человек. Для повышения достоверности результатов опытно-экспериментальной работы исследование проводилось с обучающимися по двум направления переподготовки безработных граждан: «Менеджер по персоналу» и «Менеджмент и маркетинг в сфере производства продукции и услуг».

Анализ динамики по когнитивному критерию свидетельствует об эффективности разработанной модели педагогической программы. Если в начале формирующего эксперимента по направлению «Управление персоналом» в только 12,5% из числа участников исследовательской работы демонстрировали высокий уровень значений по когнитивному критерию и столько же имели низкий уровень, то к окончанию опытно-экспериментальной работы участники экспериментальной группы показали более высокий результаты, по сравнению с участниками контрольной группы. В экспериментальной группе участники с высоким уровнем значения когнитивного критерия составили 43,75%, со среднем -50%, низкий уровень - 6,25%. В контрольной группе высокий уровень - 15%, средний уровень - 74%, низкий уровень -11%. По направлению «Менеджмент и маркетинг в сфере производства товаров и услуг» в экспериментальной группе до проведения формирующего эксперимента высокий уровень имели 10% участников, средний уровень - 70%, высокий - 20%, после его окончания высокий уровень продемонстрировали 60%, средний уровень - 40%, низкий уровень 0%. В контрольной группе в начале переобучения когнитивный критерий представлен следующими значениями: 13% - высокий уровень, 62% - средний уровень, 25% - низкий уровень, после переобучения высокий уровень Анализ динамики мотивационного критерия также свидетельствует об эффективности разработанной модели педагогической программы. Если в начале формирующего эксперимента по направлению «Управление персоналом» в только 18,75% из числа участников исследовательской работы демонстрировали высокий уровень значений по мотивационному критерию, средний уровень - 68,75%, низкий уровень - 12,5%, то после проведенной опытно-экспериментальной работы участники экспериментальной группы показали более высокий результаты, по сравнению с участниками контрольной группы. В экспериментальной группе участники с высоким уровнем значения мотивационного критерия составили 43,75%, со среднем - 50%, низкий уровень - 6,25%. В контрольной группе высокий уровень - 21,75%, средний уровень - 56,52%, низкий уровень - 21,73%. По направлению «Менеджмент и маркетинг в сфере производства товаров и услуг» в экспериментальной группе до проведения формирующего эксперимента высокий уровень имели 20% участников, средний уровень -50%, высокий - 30%, контрольная группа высокий уровень - 27,60%, средний уровень - 62,06%, низкий уровень - 10,34%. После проведения формирующего эксперимента высокий уровень 50% участников, средний уровень - 50%, низкий уровень 0%. В контрольной группе высокий уровень -24,14%, средний уровень - 58,62%. Низкий уровень - 17,24% - 13%, средний уровень - 74%, низкий уровень - 13%.

Эффективность разработанной и апробированной модели педагогической программы находит подтверждение и при анализе изменений по отношенческо-целевому критерию.

Если в начале формирующего эксперимента по направлению переподготовки «Управление персоналом» в контрольной группе низкий уровень имели - 26,08% участников, средний уровень - 73,91%. В экспериментальной группе низкий уровень имели - 31,25% участников, средний уровень 68,75%. После проведения опытно-экспериментальной работы в контрольной группе средний уровень у 82,6% участников, низкий уровень у 17,4%, высокого уровня нет ни у кого. В экспериментальной группе высокий уровень у 12,5% участников, средний - 56,25%, низкий - 31,25%. Из приведенных данных видно, что отрицательное отношение и реализация целеполагания в выбранной профессии осталось у того же количества участников. Причиной могло послужить неправильный выбор направления переподготовки, без учета собственных интересов, возможностей, желаний. По направлению «Менеджмент и маркетинг в сфере производства товаров и услуг» можно констатировать следующие данные. До проведения опытно-экспериментальной работы в контрольной группе низкий уровень имели 27,58% участников, средний уровень - 72,42%, высокого уровня нет. После проведенной работы в контрольной группе отмечается положительная динамика, но не существенная. Низкий уровень у 20,68% участников, средний уровень - 75,86%, высокий уровень 3,46%. В экспериментальной группе до проведения опытно-экспериментальной работы низкий уровень у 10% участников, средний уровень 90%. После проведения формирующего эксперимента средний уровень остался без изменений, высокий уровень имели 10% участников, низкий уровень не выявлен ни у кого.

В экспериментальной группе участники с высоким уровнем значения деятельностного критерия составили 25%, со среднем - 56,25%, низкий уровень - 18,75%. В контрольной группе высокий уровень - 8,7%, средний уровень - 65,25%, низкий уровень - 26,08%. По направлению «Менеджмент и маркетинг в сфере производства товаров и услуг» экспериментальная группа до проведения исследовательской работы высокий уровень имели 20% участников, средний уровень - 50%, высокий - 30%, после проведения опытно-экспериментальной работы высокий уровень 30%, средний уровень - 60%, низкий уровень 10%. В контрольной группе в начале переобучения деятельностный критерий представлен следующими значениями: 13% - высокий уровень, 62% - средний уровень, 25% - низкий уровень, после переобучения высокий уровень - 6,9%, средний уровень - 65,52%, низкий уровень - 27,58%.

Полученные результаты после внедрения модели педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан позволяют констатировать положительный результат по формированию профессиональной мотивации у безработных граждан, который может быть достигнут при условии реализации системно-деятельностного подхода. Он обеспечивает целенаправленное воздействие на все составляющие формирования профессиональной мотивации и упорядоченное, последовательное и рациональное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Процесс формирования профессиональной мотивации у безработных граждан должен затрагивать субъективные и объективные факторы, влияющие на становление будущего профессионала. Опираясь на это положение, модель педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных включает в себя следующие разделы: диагностику уровня сформированности профессиональной мотивации, индивидуальное профессиональное консультирование по итогам диагностики, внедрение в опытно-экспериментальную часть педагогических технологий и методов по формированию профессиональной мотивации у безработных граждан; организацию встреч безработных со специалистами, работающими в сфере предстоящего переобучения; практическое выполнение одной или нескольких функций в выбранной профессиональной деятельности на предприятии; диагностика после обучения граждан, мониторинг устроившихся работать в соответствии с квалификацией, полученной в ходе переобучения. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной модели педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан. Ее реализация в образовательном процессе в системе дополнительного профессионального образования позволяет повысить эффективность и качество подготовки конкурентноспособных специалистов на рынке труда, которые смогут работать о выбранному направлению и достигать профессионального мастерства.

Разработанная модель педагогической программы формирования профессиональной мотивации у безработных граждан не является завершенным процессом, а может рассматриваться как часть целостного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Важным является продолжение и развитие данного направления в практической деятельности будущего специалиста в организации, что подразумевает тесный контакт специалистов по адаптации персонала с образовательными организациями.

Литература:

1. О'Лири, Кристофер. Руководство по оценке политики на рынке труда в странах с переходной экономикой / Кристофер О'Лири, Алена Неспорова, Александр Самородов. - Женева: Стажер. бюро труда, 2001 г.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Приволжский филиал Российского государственногоуниверситета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Приволжский филиал Российского государственногоуниверситета правосудия (г. Нижний Новгород)

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. Авторы статьи обращают внимание на качество профессиональной и лингвистической подготовки юристов в современном глобальном мире. Получение, например, второго юридического образования в наши дни стало обычным делом, что продиктовано жесткой конкурентной борьбой на рынке труда. Владение английским в сфере юриспруденции приобретает особую значимость у работодателей, которые все чаще интересуются этим во время собеседования при приеме на работу. Сегодня многие кандидаты имеют хороший уровень базового английского, что не скажешь о тех, кто владеет «English for specific purposes (ESP)» т.е. иностранным языком для специальных целей. В данной статье подчеркивается важность фактора мотивации в обучении подъязыка, в организации учебного процесса максимально отвечающем потребностям студентов в их дальнейшей профессиональной деятельности. Авторы указывают на необходимость знания юридической терминологии и предлагают целый ряд методик для достижения, как этой цели, так и межкультурной компетенции в подготовке современного специалиста. В статье приводятся конкретные примеры употребления терминов, а также зарубежный опыт учебы студентки из Бразилии в судебной системе Великобритании. Предлагаемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.