Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности безработных в процессе вторичной профессионализации'

Мотивация учебной деятельности безработных в процессе вторичной профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ / SECONDARY PROFESSIONALIZATION / UNEMPLOYMENT / THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE UNEMPLOYED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петунова Светлана Александровна

Представлен анализ связи психических состояний (тревожности, фрустрации) и свойств личности безработных (самооценка, локус контроля) с особенностями мотивации их учебной деятельности в процессе вторичной профессионализации. Безработные в процессе вторичной профессионализации руководствуются больше внешними мотивационными факторами, т.е. мотивами учебной деятельности, являющимися внешними по отношению к непосредственной цели обучения. У занятых граждан в процессе вторичной профессионализации центральное место занимает внутренняя мотивация, характеризующаяся интересом к профессии, стремлением к повышению своего профессионального уровня, желанием самореализоваться и пониманием важности получаемой профессии (мотив общественно значимого характера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петунова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE UNEMPLOYED IN THE PROCESS OF SECONDARY PROFESSIONALIZATION

The analysis of the relationship of mental states (anxiety, frustration) and personality properties of the unemployed (self-esteem, locus of control) to the peculiarities of the motivation of their educational activity in the process of secondary professionalization is presented. In the process of secondary professionalization the unemployed are guided by more outwardly motivational factors, that is by the motives of educational activities which are external to the immediate goals of a training. In contrast, the internal motivation characterized by the interest to the profession, the striving to improve professional skills, the desire for self-realization and the understanding of the importance of obtained profession (the motive of socially significant character) is the most considerable for employed citizens in the process of secondary professionalization.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности безработных в процессе вторичной профессионализации»

УДК 159.9:612.8:331.101.3

ББК (Ю)88.5 Социальная психология

С.А. ПЕТУНОВА

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ В ПРОЦЕССЕ ВТОРИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: вторичная профессионализация, безработица, мотивация учебной деятельности безработных.

Представлен анализ связи психических состояний (тревожности, фрустрации) и свойств личности безработных (самооценка, локус контроля) с особенностями мотивации их учебной деятельности в процессе вторичной профессионализации. Безработные в процессе вторичной профессионализации руководствуются больше внешними мотивационными факторами, т.е. мотивами учебной деятельности, являющимися внешними по отношению к непосредственной цели обучения. У занятых граждан в процессе вторичной профессионализации центральное место занимает внутренняя мотивация, характеризующаяся интересом к профессии, стремлением к повышению своего профессионального уровня, желанием самореализоваться и пониманием важности получаемой профессии (мотив общественно значимого характера).

S.A. PETUNOVA

THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE UNEMPLOYED IN THE PROCESS OF SECONDARY PROFESSIONALIZATION

Key words: secondary professionalization, unemployment, the motivation of educational activity of the unemployed.

The analysis of the relationship of mental states (anxiety, frustration) and personality properties of the unemployed (self-esteem, locus of control) to the peculiarities of the motivation of their educational activity in the process of secondary professionalization is presented. In the process of secondary professionalization the unemployed are guided by more outwardly motivational factors, that is by the motives of educational activities which are external to the immediate goals of a training. In contrast, the internal motivation characterized by the interest to the profession, the striving to improve professional skills, the desire for selfrealization and the understanding of the importance of obtained profession (the motive of socially significant character) is the most considerable for employed citizens in the process of secondary professionalization.

В настоящее время в области управления занятостью населения разработано и активно используется в практике работы служб занятости множество программ поддержки и адаптации безработных. Наиболее оптимальными формами социальной поддержки безработных и снижения напряженности на рынке труда являются профессиональная переориентация и переподготовка по тем специальностям, на которые существует спрос на рынке труда. Процесс вторичной профессионализации в зрелом возрасте и в ситуации потери работы имеет ряд существенных социально-психологических отличий. Вторичная профессионализация безработных связана с глубокими личностными преобразованиями, при этом большую роль играют мотивы учения. Мотивационная сфера безработных как система, проявляясь в процессе переподготовки, представляет собой ее важнейший регулятор.

Профессиональная переподготовка выполняет не только социальную и образовательную функции, но и функцию психологической защиты. Основная трудность вторичной профессионализации состоит в том, что субъект переобучения уже обладает профессиональным самосознанием, а также часто имеет профессиональный опыт. Учебная деятельность здесь выступает как средство достижения определенных целей, но в процессе ее освоения может стать привлекательной сама по себе [2].

Однако вторичная профессионализация является сложным процессом, затрагивающим многие личностные структуры. В связи с чем представляется

важным, и в практическом, и теоретическом планах, изучение особенностей мотивации учебной деятельности, психологических состояний и свойств личности, связанных с этим процессом. Также в ходе учебы получение новой специальности может стать не только способом справиться с жизненными трудностями, но и самостоятельной ценностью-целью, удовлетворяющей многие потребности личности, не связанные напрямую с преодолением безработицы [7].

Процесс профессиональной переподготовки предполагает не только освоение знаний и умений, необходимых для трудовой деятельности в сфере новой специальности, но и становление личности профессионала, т.е. определенные личностные преобразования, связанные с интериоризацией профессиональных требований, идентификацию с ними и адаптацию к ним.

Таким образом, наличие сильной мотивации как источника активности позволяет человеку эффективно бороться с трудностями. Мотивация и мотивы обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Общая направленность мотивационной сферы человека носит индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств индивида. Тип мотивации (внешняя или внутренняя) влияет не только на эффективность трудовой деятельности, выбор места работы, удовлетворенность от профессии, но и на успешность учебной деятельности, в том числе и учебной деятельности безработных в процессе вторичной профессионализации.

Цель данного исследования состояла в изучении мотивационных проявлений личности безработных в процессе их вторичной профессионализации. В исследовании приняли участие 206 безработных и занятых граждан. Из них 126 безработных, зарегистрированных в центрах занятости г. Чебоксары и проходивших на момент исследования профессиональную переподготовку в автономном учреждении дополнительного профессионального образования Чувашской Республики, и 80 респондентов, занимающихся профессиональной деятельностью, образующих группу занятого населения, проходящих профессиональную переподготовку в высшем учебном заведении.

В качестве основного эмпирического инструментария использовалась анкета исследования мотивов учебной деятельности при профессиональной подготовке и переподготовке, основанная на «Методике изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, «Методике изучения мотивов учебной деятельности студентов», модифицированной А.А. Реаном, В.А. Якуниным, и авторской анкете, разработанной для изучения социально-психологических особенностей адаптации безработных на рынке труда. Анкета была адаптирована с учетом специфики объекта.

Кроме того, в работе были использованы следующие методики:

1) экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко);

2) тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированная Д.А. Леонтьевым;

3) шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.

С целью выявления специфических особенностей мотивации учебной деятельности безработных граждан проведена диагностика контрольной группы испытуемых, занимающихся профессиональной деятельностью, т.е. группы занятого населения, проходящих профессиональную переподготовку.

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации» В.В. Бойко, показали, что занятые граждане, проходящие профессиональную переподготовку, менее фрустрирова-ны, чем безработные, о чем свидетельствует наибольшее число испытуемых, имеющих низкий уровень фрустрированности (85%).

Результаты оценки уровня тревожности показали, что 58,7% безработных на момент исследования находились в состоянии актуальной тревоги, т.е. испытывали кратковременное, но очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности. 59,5% безработных имели средний уровень личностной тревожности. У 26,9% безработных отмечался высокий уровень личностной тревожности, т.е. высокая эмоциональная чувствительность сочеталась с повышенной ранимостью и обидчивостью, что значительно затрудняет общение и достижение целей в жизни. Есть некоторые различия в показателях по подшкале личностной тревожности групп лиц с высшим и средним специальным образованием. Безработных с высшим образованием мы склонны отнести к категории наиболее высокотревожных личностей, т.е. предрасположенных воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности, особенно в ситуациях, касающихся оценки их компетенции и престижа. Результаты исследования занятых граждан свидетельствуют о том, что большая их часть (86,2%) испытывает низкий уровень актуальной (ситуативной тревоги), что связано с достаточной уверенностью в себе и внутренней расслабленностью. Они находятся в состоянии достаточной адап-тированости к окружающей обстановке. 96,2% имеют низкий и средний уровень личностной тревожности. При этом они чувствуют себя достаточно комфортно и их эмоциональное равновесие сохранено.

Результаты исследования по методике «Самооценка личности» Будасси указывают на существенные различия: 55% занятых граждан имеют оптимальную, адекватную самооценку, тогда как у 47,6% безработных отмечается неадекватно высокий уровень самооценки.

Испытуемые, проходящие обучение в вузе, в отличие от безработных правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Высокую самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Для получения показателей межгруппового соотношения исследуемых характеристик использовался ^критерий Стьюдента, выявляющий степень значимости различий между выборочными совокупностями.

Выявлена статистически значимая разность средних значений по шкалам опросника СЖО - «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля-Я». Безработные на фоне эмоционального неблагополучия оценивают свою жизнь более оптимистично, нежели граждане, занятые профессиональной деятельностью. Кроме того, оценка безработными своей личности, как достаточно сильной и уверенной, значительно выше, чем оценка испытуемых, образующих группу занятого населения. Занятые граждане больше убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, тогда как безработные убеждены, что их жизнью в большей степени управляют внешние силы, такие как случай, судьба или поведение других людей.

Выявлена статистически значимая разность средних значений по шкалам внутренней и внешней мотивации, на основании чего можно сделать вывод, что безработные в процессе вторичной профессионализации руководствуются больше внешними мотивационными факторами, т.е. мотивами учебной деятельности, являющимися внешними по отношению к непосредственной цели обучения («желание расширить круг общения и разнообразить свою жизнь», «легкость, удобство получаемой специальности», «материальная составляющей будущей профессии»).

У занятых граждан в процессе вторичной профессионализации центральное место занимает внутренняя мотивация, характеризующаяся интересом к профессии, стремлением к повышению своего профессионального уровня, желанием самореализоваться и пониманием важности получаемой профессии (мотив общественно значимого характера). Скорее всего, данный факт вызван тем, что для большинства безработных вторичная профессионализация носит вынужденный, зачастую принудительный характер. Выбор направления переподготовки ограничен возможностями центра занятости, недостатком информации о востребованности профессии, нарастающим чувством тревоги в связи со снижением материального уровня.

Состояние фрустрированности, обнаруженное у безработных и обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей в жизни, возможно, материального характера, мотивирует их поступить на профессиональную переподготовку с целью найти высокооплачиваемую работу (мотив внешнего характера), так как безработица снижает уровень и качество жизни, ставя человека в более сложное финансовое положение, чем до потери работы. Кроме того, безработные, находящиеся в состоянии фрустрационной напряженности, испытывают трудности с самооценкой, в определении себя как целеустремленной личности. Также нежелание раскрыть свои способности, самореализоваться во время учебного процесса обусловлено этим же состоянием. Безработные склонны к неадекватному завышению своей самооценки, отсюда и неадекватная интерпретация приобретенного опыта и неадекватные ожидания относительно самого себя и других людей.

Ввиду наличия фрустрационной напряженности психологам центра занятости необходимо способствовать переоценке прошлого жизненного и профессионального опыта, акцентировать внимание на позитивных моментах жизни (конкретных удачных ситуациях) и сильных сторонах личности безработных. Особое внимание следует уделять развитию качества, позволяющего переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, - стрессоустойчивости.

На момент начала учебного процесса безработные находятся в состоянии повышенной тревожности, что может оказать отрицательное влияние на эффективность и успешность учебного процесса путем нарушения эмоционального равновесия и снижения работоспособности, с одной стороны, и мобилизующее влияние, заключающееся в стимулировании учебной деятельности, с другой стороны. Безработные, испытывающие ситуативную тревожность, мотивированы приобрести более глубокие и прочные знания (внутренняя мотивация). Они понимают всю серьезность и значимость той ситуации, в которой находятся, следовательно, можно предположить, что отношение к учебной деятельности будет более ответственным. В связи с этим в начале учебного процесса необходима работа, направленная на коррекцию и оптимизацию психоэмоционального состояния, осуществляемая в процессе психологической поддержки. В ходе треннинговых занятий («Эффективное вхождение в процесс обучения») особое внимание необходимо уделять снятию тревожности и беспокойства, снижающих работоспособность и возможность воспринимать новую информацию, особенно у категории безработных граждан с высшим образованием.

Безработные в отличие от занятых граждан характеризуются некоторой неудовлетворенностью прожитой частью жизни, при этом считают себя достаточно сильными личностями, но убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, поэтому принятые решения не подкрепляются личностной ответственностью.

К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен, что может оказывать влияние на мотивацию учебной деятельности. Следовательно, рекомендуем базировать данную готовность на информированности о потребностях в кадрах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом, и о проблемах трудоустройства в различных сферах деятельности, перспективности выбранной профессии.

Для переориентации внешней мотивации на внутреннюю, как на более эффективную, во время учебного процесса необходимо акцентировать внимание на общественной значимости (нужности и важности) будущей профессии, целесообразности более глубокого изучения материалов и специфики профессии в целом для использования знаний, умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Чем больше новая специальность связана с интересами и увлечениями человека, позволяющими говорить об уже усвоенных ранее навыках, тем сильнее внутренняя мотивация. Поэтому работа специалиста должна быть направлена на выявление интересов и способностей к избранной специальности, а также на выявление их соответствия реальным возможностям личности. Данная работа может быть осуществлена в ходе индивидуального консультирования посредством применения специальных психодиагностических методик.

Литература

1. Николаев Е.Л. О психологическом подходе к оценке психического здоровья населения // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 16, № 3. С. 38-45.

2. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 3. С. 79-89.

3. Петунова С.А. Социально-психологическая адаптация безработных. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 188 с.

4. Петунова С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и конкурентоспособности безработных на рынке труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Психологической науки. Акмеология образования. 2010. № 2. С.117.

5. Петунова С.А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. № 3. С. 59-73.

6. Суслова Е.С., Николаев Е.Л. Психологические механизмы совладания при дезадаптации личности: культуральный аспект // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 281-288.

7. Траилина Л.П., Траилин Г.П. Психологические аспекты вторичной профессионализации личности // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и практика. 1998. Т. 4, № 1. С. 122.

8. Фоминых В.П., Захарова А.Н. Трансформация экономического сознания населения // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 138.

9. Gregitis S., Glacken J., Julian C, Underwood K. Comparing working role values of employed and unemployed Clubhouse members // Work. 2010. Vol. 36, № 1. Р. 39-46 (Сравнение ценностей рабочей роли у занятых и безработных, США, Флорида).

10. Petunova S.A., Nikolaev E.L. Mental health risks in unemployed residents of Chuvashia. Psychiatry for a changing world: XIV National Congress of the Serbian Psychiatric Association and III Congress for Eastern Europe and the Balkans. Belgrade, 2012. P. 147.

11. Stresemann E. Self-discovery and self-realisation in occupational life (German) // Versi-cherungsmedizin. 2012. Vol. 64, № 1. P. 23-24 (Самооткрытие и самореализация в профессиональной жизни, Германия).

ПЕТУНОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (petunova75@mail.ru).

PETUNOVA SVETLANA ALEKSANDROVNA - candidate of psychological sciences, assistant professor of Social and Clinical psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.