Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / учащиеся / педагоги / человеческий капитал / стратегия развития / рефлексивные ресурсы / lifelong education / students / teachers / human capital / development strategy / reflexive resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

В статье предлагается стратегия системного изучения рефлексивного развития человеческого капитала учащихся и педагогов, ибо рефлексия служит важным средством разрешения проблем в ситуациях нестабильности образования. Эта стратегия строится на основе такой перспективной области, как рефлексивно-деятельностная психология человеческого капитала, который в непрерывном образовании накапливается у учащихся и педагогов в виде знаний, компетенций, креативных ресурсов и реализуется в профессиональном мастерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-ACTIVITY STRATEGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF THE HUMAN CAPITAL OF GIFTED STUDENTS AND TEACHERS

The article proposes a strategy for the systematic study of the reflexive development of the human capital of students and teachers, because reflection is an important means of solving problems in situations of educational instability. This strategy is based on such a promising area as the reflexive-activity psychology of human capital, which in lifelong education accumulates among students and teachers in the form of knowledge, competencies, creative resources and is implemented in professional skills.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ»

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Семенов Игорь Никитович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, лауреат Премии президента РФ в области образования, главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования». E-mail: i_samenov@mail.ru

Аннотация. В статье предлагается стратегия системного изучения рефлексивного развития человеческого капитала учащихся и педагогов, ибо рефлексия служит важным средством разрешения проблем в ситуациях нестабильности образования. Эта стратегия строится на основе такой перспективной области, как рефлексивно-деятельностная психология человеческого капитала, который в непрерывном образовании накапливается у учащихся и педагогов в виде знаний, компетенций, креативных ресурсов и реализуется в профессиональном мастерстве.

Ключевые слова: непрерывное образование, учащиеся, педагоги, человеческий капитал, стратегия развития, рефлексивные ресурсы.

SYSTEM-ACTIVITY STRATEGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF THE HUMAN CAPITAL OF GIFTED STUDENTS AND TEACHERS

Semenov Igor Nikitovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Academician of the APSS, Winner of the Russian President's award in the field of education, Editorin-chief of the Journal "Psychology. Historical and critical reviews and modern research". E-mail: i_samenov@mail.ru

Abstract. The article proposes a strategy for the systematic study of the reflexive development of the human capital of students and teachers, because reflection is an important means of solving problems in situations of educational instability. This strategy is based on such a promising area as the reflexive-activity psychology of human capital, which in lifelong education accumulates among students and teachers in the form of knowledge, competencies, creative resources and is implemented in professional skills.

Keywords: lifelong education, students, teachers, human capital, development strategy, reflexive resources.

1. Актуальность и новизна психологического анализа развития человеческого капитала в образовании. Извечная — восходящая к беседам Сократа и Академии Платона — проблематика изучения эффективного взаимодействия педагогов с учениками [1; 2; 3] в образовательных системах приобретает в современных сложных условиях новое социокультурное звучание, актуальное, например, в связи с возникновением такой инновационной области науки, как рефлексивная психология и педагогика развития творчества [6]. Она является конструктивной базой для развития одного из перспективных направлений современного человекознания, возникшего в начале XXI в. для изучения рефлексивности человеческого капитала [7]. Его сущность состоит в развитии у учащихся способностей и накопления научных знаний и профессиональных компетенций в непрерывном образовании.

Ведущими факторами развития человеческого капитала учащихся (дошкольников, школьников, студентов) являются образовательная деятельность их родителей в процессах семейного воспитания и педагогов в ходе школьного и вузовского обучения. В психолого-педагогическом обеспечении развития человеческого капитала важную роль играют, во-первых, раскрытие родителями у своих детей обнаружившихся способностей и семейной поддержки их общей одаренности, а во-вторых, со стороны администрации — активизация педагогического мастерства педагогов по формированию знаний и компетенций у учащихся в процессе школьного и вузовского образования.

В обществознании человеческий капитал изучается уже полвека (Г. Беккер, Дж. Стиг-лиц, Т. Шульц), но все же в науке доминирует его финансовая трактовка в виде системы социоэкономических факторов, определяющих накопление и обращение денежных активов в банках, корпорациях или в стране в целом и выражающих рост их богатства. Хотя в его приращении признается важная роль образования (вооружающего субъектов труда компетенциями), медицины (обеспечивающей здоровье) и менеджмента (определяющего эффективность управления), все же изучение этих мегакомпонентов человеческого капитала и междисциплинарное инкорпорирование их психолого-педагогических аспектов в его макроструктуру представляет собой насущную и системно сложную теоретико-методологическую проблему, к изучению которой лишь приступает человекознание начала XXI века (В.В. Радаев, И.Н. Семенов, А.И. Юрьев и др.).

Поиски ее конструктивного решения требуют смены парадигм в онтологическом анализе человеческого капитала: путем перехода от его классической трактовки как категории обществоведения к понятию человекознания посредством трансформации изначального социоэкономического понимания в инновационное гуманитарно-психологическое представление [7]. Без указанной смены невозможно онтологически выделить собственно психологические аспекты человеческого капитала, изначально гипостазированного до его социоэкономической трактовки. В связи с этим нами разработана системно-де-ятельностная стратегия междисциплинарного исследования человеческого капитала в процессе его развития в непрерывном образовании. Дифференциация его показателей основана на системно-деятельностной концепции рефлексивных механизмов развития творчества [2; 5; 7; 8].

Психолого-педагогическое исследование интеллектуально-креативных и личностно-коммуникативных ресурсов формирования человеческого капитала охватывает все базовые ступени [4] непрерывного образования у таких его основных субъектов, как учащиеся (дошкольники, школьники, студенты) и педагоги (дошкольные воспитатели, школьные учителя, преподаватели вузов). Реализация предложенной стратегии ведется нами на различных взаимосвязанных уровнях.

2. Структурные уровни исследовательской стратегии изучения человеческого капитала учащихся и педагогов. Разработка этой стратегии на базе системно-деятельностного подхода предполагает дифференциацию следующих структурных уровней ее гносеолого-прагматического функционирования в контексте психолого-педагогического обеспечения развития человеческого капитала в системах непрерывного образования.

1) На исходном аксиологическом уровне в качестве одной из ведущих ценностей его модернизации определяется целесообразность гуманизации развития личности учащихся и педагогов как субъектов актуального наращивания их человеческого капитала в современном образовании.

2) На науковедческом уровне анализируются историко-научные и социоэконо-мические предпосылки изучения человеческого капитала и определяется новизна его психолого-педагогического исследования в человекознании.

3) На философском уровне выстраивается системно-целостная онтология взаимодействия различных форм человеческого капитала в социокультурном пространстве в контексте образования.

4) На методологическом уровне разрабатываются адекватные научные средства и определяются релевантные подходы к системному изучению человеческого капитала в процессе образования.

5) На теоретическом уровне строится система научных представлений о психологических механизмах и измеряемых показателях развития человеческого капитала в образовании с учетом достижений общей и возрастной психологии и акмеологии.

6) На познавательном уровне разрабатываются дизайн и методы теоретико-экспериментальных исследований различных особенностей и свойств человеческого капитала.

7) На прикладном уровне разрабатываются психолого-педагогические принципы и средства диагностики и активизации человеческого каптала на основных ступенях непрерывного образования с учетом достижений педагогики и андрагогики развития одаренности и творчества.

8) На прагматическом уровне разрабатываются методические рекомендации по психолого-педагогическому обеспечению поддержки и формирования человеческого капитала учащихся и педагогов в социальной практике современного непрерывного личност-но-ориентированного общего и профессионального образования.

9) На итоговом концептуальном уровне осуществляется системно-деятельностное обобщение междисциплинарного знания (в монографиях) о человеческом капитале и дидактическая интеграция (в учебных пособиях и руководствах) психолого-педагогических технологий его развития в современных образовательных системах.

Полученные на каждом из взаимосвязанных уровней промежуточные результаты реализации этой целостной стратегии в целях их научной трансляции и практического внедрения публикуются в виде цикла статей об изучении различных психолого-педагогических аспектов развития человеческого капитала учащихся и педагогов.

Функциональная реализация всех этих уровней в качестве исследовательских этапов стратегии была апробирована нами при построении рефлексивной психологии формирования творческого мышления и креативной индивидуальности [6]. С учетом конструктивности этой разработки рассмотрим кратко имеющийся опыт и перспективные возможности реализации исследовательской стратегии психолого-педагогического изучения человеческого капитала в контексте модернизации образования.

3. Опыт и пути реализации психолого-педагогической стратегии исследования развития человеческого капитала. Накопленный в современном человекознании богатый и разнообразный арсенал диагностических и формирующих психотехнологий позволяет не только выделять способности учащихся и идентифицировать их одаренность и стимулировать раскрывшуюся креативность, но и открывает возможности как для дифференциации психологических показателей человеческого капитала, так и их педагогического развития в непрерывном образовании. Это осуществляется посредством педагогической активизации учебно-воспитательной деятельности в процессе предметно-рефлексивного взаимодействия учащихся и педагогов [1; 2; 3]. Теоретической базой здесь служит концептуальное построение системной онтологии [6; 7] пространства человеческого капитала как специфической психолого-педагогической реальности, имеющей струк-турно-уровневую организацию, иерархически взаимодействующие элементы и свойства которой синергетически совершенствуются в процессе ее динамически развивающегося функционирования.

Для практического осуществления предложенной стратегии необходимо создание специальных социокультурных условий посредством проектирования в основном и высшем обучении [4] рефлексивно-развивающих образовательных сред. Их эффективность для активизации способностей учащихся обеспечивается реализацией инновационного образования в результате повышения квалификации учителей в рефлетренингах [8], проводимых на основе рефлексивно-деятельностной психологии развития творчества.

С этой целью в столичной гимназии № 1526, ставшей экспериментальной образовательной площадкой для практической разработки рефлексивно-деятельностной психологии, был спроектирован Ресурсный центр (директор гимназии Т.Г. Болдина, научный руководитель И.Н. Семенов), где создавались условия для активизации рефлексивно-

креативных ресурсов человеческого капитала педагогов [4], что обеспечивало и его развитие у учащихся (в том числе посредством подготовки и проведения 20 ежегодных научных конференций школьников). Ибо именно такие компоненты человеческого капитала, как профессиональное самосознание педагогов [3] и рефлексивно-критическое мышление [5], являются мощными интеллектуально-рациональными средствами изучения и разрешения множества неопределенностей, возникающих в различных сложных ситуациях педагогической деятельности в условиях нестабильности развития современного образования.

Литература

1. Дюков В.М., Семенов И.Н. Мастерство и профессионализм воспитателя ДОУ. Учебно-методическое пособие. — М.: Сфера, 2008. — 127 с.

2. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для новой школы. Монография. — Красноярск: Красноярский писатель. 2010. — 320 с.

3. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. C. 58-64.

4. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография / Отв. ред.-сост. академик АПСН И.Н. Семенов, член-корр. АПСН Т.Г. Болдина. — Ногинск: Аналитика Родис, 2011. — 402 с.

5. Семенов И.Н. Развитие рефлексивно-критического мышления в процессе образования // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 6. С. 35—38.

6. Семенов И.Н. Индивидуальность в диалоге с собой: Экзистенциально-рефлексивный подход к индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред. академик РАО В.Д. Шадриков и др. — М.: МПСИ, 2009. — С. 285—331.

7. Семенов И.Н. Новые тенденции и перспективы современной рефлексивной психологии развития человеческого капитала // Новые тенденции и перспективы психологической науки / Отв. ред. академик РАН А.Л. Журавлев, член-корр. РАН А.В. Юревич. — М.: ИП РАН, 2019. — C. 510—575.

8. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А., Репецкая А.В. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью // Мир психологии. 2019. № 1. С. 264—277.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФИЛЬ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Лобанов Александр Павлович (Минск, Республика Беларусь), доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: lobanov.ap@outlook.com

Дроздова Наталия Валерьевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой проектирования образовательных систем, Республиканский институт высшей школы. E-mail: drozdova_33@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыто соотношение когнитивного и личностного развития будущих педагогов в контексте их профессионального самоопределения. Установлены взаимосвязи про-фессонально-значимых качеств личности, типа мышления и склонности к типам профессии. Выявлены различия черт личности и профиля мышления студентов-педагогов старших курсов. Обозначены проблемы и перспективы личностно-профессионального развития студентов педагогического университета.

Ключевые слова: профессонально-значимые качества личности, тип мышления, склонность к типу профессии, профессиональное самоопределение, педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.