Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

СИСТЕМНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системно-аксиологический подход / становление социальной зрелости будущих бакалавров / ценности / система ценностей / общенаучная основа исследования / system-axiological approach / formation of social maturity in university undergraduates / values / system of values / general scientific basis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович, Савельев Константин Николаевич, Зайцева Татьяна Борисовна

Сложившаяся социально-экономическая и политическая обстановка демонстрирует, что от будущих выпускников вузов общество требует не только владения профессиональными компетенциями. Чтобы пользоваться спросом у работодателей, быть успешным по линии карьерного продвижения, будущие бакалавры должны стать достойными членами российского общества, что предполагает становление социальной зрелости, основным компонентом которой выступают ценности. В статье рассмотрено применение системно-аксиологического подхода к становлению социальной зрелости будущих бакалавров в качестве общенаучной основы исследования. Определена структура, содержательное наполнение, свойства и функции системы ценностей в становлении социальной зрелости будущих бакалавров. Кроме того выявлены функции системно-аксиологического подхода в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович, Савельев Константин Николаевич, Зайцева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current social, economic and political situation demonstrates that society requires from future university graduates not only to possess professional competencies. If university undergraduates want to be in demand among employers and make a successful career, they must be worthy members of the Russian society, which implies the formation of their social maturity, the main component of which is values. The article deals with the application of a system-axiological approach to the formation of social maturity in university undergraduates as a general scientific basis of this research. The structure, content, properties and functions of the value system used in the formation of social maturity in university undergraduates are studied in the article. Also, the functions of the system-axiological approach in this process are revealed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

Педагогика

УДК 37.032

доктор педагогических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Солдатченко Александр Леонидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания и литературоведения Савельев Константин Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания и литературоведения Зайцева Татьяна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

СИСТЕМНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Сложившаяся социально-экономическая и политическая обстановка демонстрирует, что от будущих выпускников вузов общество требует не только владения профессиональными компетенциями. Чтобы пользоваться спросом у работодателей, быть успешным по линии карьерного продвижения, будущие бакалавры должны стать достойными членами российского общества, что предполагает становление социальной зрелости, основным компонентом которой выступают ценности. В статье рассмотрено применение системно-аксиологического подхода к становлению социальной зрелости будущих бакалавров в качестве общенаучной основы исследования. Определена структура, содержательное наполнение, свойства и функции системы ценностей в становлении социальной зрелости будущих бакалавров. Кроме того выявлены функции системно-аксиологического подхода в данном процессе.

Ключевые слова: системно-аксиологический подход, становление социальной зрелости будущих бакалавров, ценности, система ценностей, общенаучная основа исследования.

Annotation. The current social, economic and political situation demonstrates that society requires from future university graduates not only to possess professional competencies. If university undergraduates want to be in demand among employers and make a successful career, they must be worthy members of the Russian society, which implies the formation of their social maturity, the main component of which is values. The article deals with the application of a system-axiological approach to the formation of social maturity in university undergraduates as a general scientific basis of this research. The structure, content, properties and functions of the value system used in the formation of social maturity in university undergraduates are studied in the article. Also, the functions of the system-axiological approach in this process are revealed.

Key words: system-axiological approach, formation of social maturity in university undergraduates, values, system of values, general scientific basis.

Введение. Актуальность заявленной темы исследования определяется социальным заказом общества на специалистов, обладающих релевантной для современного российского общества системой ценностей и реализующих её в общественно полезной деятельности для достижения социально значимых задач. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей признана одним из важных направлений внешней политики и национальной безопасности Российской Федерации, при этом в ряду задач, посредством решения которых достигается поставленная цель, ставится развитие образовательной системы, служащей базой для становления социально ответственной личности, старающейся добиться совершенства в духовно-нравственном, равно как и в интеллектуальном, и в физическом плане [8; 9]. Именно социальная зрелость является тем личностным качеством будущих бакалавров, которое предполагает наличие традиционных российских духовных и нравственных ценностей, обладание социальной ответственностью, сформированность профессиональных компетенций, что даёт им возможность эффективно решать стоящие перед нашей страной задачи по обеспечению стабильного поступательного экономического развития на основе передовых технологий, продвигать и защищать национальные интересы Российской Федерации во внешней политике. Обеспечение результативного становления социальной зрелости будущих бакалавров достигается путём реализации соответствующих методологические подходов, в частности, системно-аксиологического, которые позволяют выработать основу для понимания данного феномена и определить наиболее оптимальные пути его становления.

Изложение основного материала статьи. Анализ ключевого для настоящей статьи понятия «методологический подход» позволяет нам, разделяя мнение Г.В. Гнатышиной [1] и Г.М. Харлановой [10], рассматривать его как совокупность мировоззренческих идей и ценностных ориентиров, принципов и способов, которые обусловливают позицию учёного касательно изучаемого феномена, стратегию осуществления педагогического исследования и её реализацию на практике.

Квинтэссенция методологического подхода эксплицируется в базовой категории, зафиксированной в его названии. Основными понятиями системно-аксиологического подхода являются «система» и «ценность». Вслед за Г.В. Гнатышиной [1] исходим из трактовки системы как целостного единства элементов, которые упорядочены в рамках установленной структуры и находятся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности. Данное определение указывает основные отличительные характеристики системы: целостность, упорядоченность, взаимная связь и обусловленность её составляющих.

При определении понятия «ценности» в данной работе существенным представляется подчеркнуть, что, будучи рассмотрены как свойства явлений или предметов обладающие значимостью и важностью для человека, их важность, полезность и значимость не являются природными свойствами, а социально детерминированы.

Системно-аксиологический подход служит общенаучной основой настоящего исследования в силу того, что он применяются в различных областях науки. Данный подход соответствует современному этапу её развития, поскольку позволяет учитывать зависимость получаемых об объекте знаний не только от используемых методов, средств и специфики самого исследователя, но также от ценностных и целевых установок, что особенно важно в педагогике, где человек выступает и субъектом и объектом исследования. Системно-аксиологический подход даёт целостное представление об изучаемом объекте, что способствует корректной постановке целей и задач, и как следствие, нахождению адекватных способов их реализации и организации эффективного управления процессом. В контексте системно-аксиологического подхода социальная зрелость будущих бакалавров и её становление рассматриваются как детерминируемые ценностями

системы, в которых ценности служат системообразующим компонентом, при этом ценности взаимно обусловливают друг друга, формируя аксиологическую систему, функционирующую как единое целое.

Современное российское общество претерпевает судьбоносные изменения не только в международной, социально-политической, но и духовно-нравственной сферах, что, несомненно, отразилось в трансформации ценностной парадигмы. Данные преобразования закреплены в законодательных документах [4; 8; 9], изучение которых дало возможность определить актуальную в нынешних условиях систему ценностей при становлении социальной зрелости обучающихся по программам бакалавриата, состоящую из трёх подсистем.

В первую подсистему входят цивилизационные ценности, т.е. ценности евразийской (православной) цивилизация (по А.Г. Дугину [2]), которые образуют основу православной этики, выступая системообразующим компонентом описываемой системы ценностей, и включают, по мнению Т.А. Сенюшкиной [5], внутреннюю правду и свободу, веру, благородство, щедрость, чуткость, милосердие.

Вторая подсистема представлена российскими традиционными ценностями, которые обозначены в государственных нормативных документах Российской Федерации, в частности, Конституции Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации [8; 9]. Данные ценности неразрывно связаны с национальными традициями и культурой России, отражают особенности её текущего социального уклада, служат скрепами, консолидирующими нашу страну. Они фиксируют ценности современного российского общества, являются актуальными в современной ситуации и выступают основой для определения аксиологического содержания социальной зрелости студентов, которые учатся для получения учёной степени бакалавр. В обозначенную подсистему ценностей входят жизнь и достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, созидательный труд, справедливость, гуманизм, гражданственность и патриотизм, проявляющиеся в готовности служить Родине и принять ответственность за её судьбу, крепкая семья, коллективизм, готовность помочь другому человеку и уважение к людям, историческая память, единство народов, взводящих в состав Российской Федерации, преемственность поколений. В реалиях складывающегося многополярного мироустройства целесообразным представляется дополнить указанный перечень ценностей многополярностью.

Обозначенные выше ценности обусловливают последнюю третью подсистему, состоящую из педагогических ценностей. Педагогические ценности детерминируют реализацию и функционирование педагогической системы становления социальной зрелости будущих бакалавров на практике и соотносятся с основными структурными элементами педагогической деятельности. В своём составе они имеют самодостаточные и инструментальные ценности. Самодостаточными являются терминальные ценности, т.е. ценности-цели, поскольку они обладают независимой от прочих факторов значимостью. Терминальные цели служат выражением социального заказа, что свидетельствует о ценности социальной зрелости будущих бакалавров как личностного качества будущих профессионалов востребованного в современном обществе. Интериоризированные субъектом, в данном исследовании преподавателем вуза, ценности-цели обусловливают его ценности-средства или инструментальные ценности, которые отражают осознание субъектом значимости того, как поставленные цели реализуются в педагогической практике и предполагают признание ценности педагогических методов, методик, технологий и приёмов становления социальной зрелости будущих бакалавров, а также ценности педагогического общения, что в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей и решение задач в процессе становления социальной зрелости студентов. Ценности педагогического поведения объединяют ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания. В ценностях-отношениях обнаруживается то, каким образом важно для субъекта обращаться и реагировать, какие иметь представления об обучающихся, о самом себе и профессионально-педагогической деятельности в ходе её осуществления при становлении социальной зрелости. Ценности-качества представляют значимые для субъекта профессиональные и личностные характерные особенности, которые должны быть присущи преподавателю для эффективного становления социальной зрелости. Ценности-знания фиксируют существенные с точки зрения субъекта идеи, закономерности, принципы и правила становления социальной зрелости обучающихся.

Существенно отметить, что содержательное наполнение изложенной выше системы ценностей носит социально-исторический характер, т.е. обусловлено сложившейся в ходе исторического развития социально-экономической и политической конъюнктурой. Потому для успешного вхождения в общество, эффективной реализации социальных обязанностей и исполнения социальных ролей, будущие бакалавры должны владеть актуальной системой ценностей, что также способствует их формированию в качестве достойных членов российского общества, профессиональному становлению и продвижению по служебной лестнице, повышает их востребованность и обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, наличие релевантной системы ценностей является атрибутом социальной зрелости будущих бакалавров. Социально зрелые обучающиеся конструируют индивидуальную уникальную систему ценностей, достигая баланса между личными ценностями, с одной стороны, и ценностями современного российского общества, с другой стороны, при определяющей роли последних. Система ценностей задаёт вектор самореализации студентов и определят её способы. Исходя из имеющейся системы ценностей, студенты совершают осознанный выбор, принимают ответственные решения, формируют собственное мнение касательно принятых в обществе ценностей, своего положения и роли в системе общественных отношений, что позволяет обучающимися обрести своё место в социуме, реализовать себя в социально значимой деятельности. Будущие бакалавры выстраивают связи с окружающим миром, исходя из имеющейся у них системы ценностей как общих обретённых смыслов жизни, в которых отражается отношение к окружающему миру и самим

Являясь системой, рассматриваемые ценности отличаются соответствующими свойствами. Во-первых, наличием отдельных компонентов, включая системообразующий компонент, которым являются цивилизационные ценности. Во-вторых, присутствием механизма взаимодействия между компонентами, включающего согласование и соподчинение ценностей. В-третьих, ценности обладают иерархичностью, структурно организованы, их строение представлено тремя подсистемами, состоящими из цивилизационных, российских традиционных и педагогических ценностей. В-четвёртых, между данными ценностями существует отношение неаддитивности, только в своей совокупности они обусловливают становление социальной зрелости будущих бакалавров. Кроме того аналогично прочим системам система ценностей будущих бакалавров обладает таким системными свойством как адаптивность, т.е. способность к преобразованиям и коммуникативность, проявляющаяся в наличии обратной связи с социальной средой, что обеспечивает её управляемость. Таким образом, системно-аксиологический подход даёт возможность определить способ формирования у будущих бакалавров соответствующей системы ценностных ориентаций через организацию целенаправленного педагогического воздействия на ценностно-ориентационные механизмы (по A.B. Кирьяковой [3]) путём реализации системы аксиологических ситуаций, которые, как указывают М. В. Костюченко [7] и С. В. Харитонова [6], вовлекают обучающихся в активный поиск, оценку, выбор и проекцию ценностей в ходе осуществления общественно полезной деятельности. A.B. Кирьякова [3] подчёркивает, что ценности становятся детерминантами жизненно важных целей студентов и способов

их практического воплощения, если их сознательно предпочли, отказались от альтернативных вариантов, и они прошли эмпирическую проверку, подтвердившись опытом, т.е. превратились в ценностные ориентации.

В рамках системно-аксиологический подхода выделены функции реализуемые ценностями при становлении социальной зрелости будущих бакалавров. Целеполагающая функция проявляется в том, что ценности выступают основой для определения цели как осознанного желаемого результата в становлении социальной зрелости будущих бакалавров и формулировке конкретизирующих её задач, выбора пути достижения намеченного. Реализуя системообразующую функцию, ценности выступают в качестве системообразующего компонента, за счёт которого достигается единство и целостность системы становления социальной зрелости будущих бакалавров. При выполнении нормативной функции ценности обусловливают содержательное наполнение социальной зрелости обучающихся, выступают регуляторами их поведения, регламентируют социальное взаимодействие и определяют направленность социально значимой деятельности. Педагогическая функция связана с тем, что ценности служат направляющими деятельности преподавателей, обусловливают выбор педагогических методов, средств, форм используемых в становлении социальной зрелости, регламентируют педагогическое взаимодействие.

В рамках проводимого исследования системно-аксиологический подход реализует следующие функции: 1) гностическую, состоящую в приобретении знаний о содержании, функциях и способах формирования ценностей в процессе становления социальной зрелости; 2) ориентировочную, заключающуюся в ориентации становления социальной зрелости будущих бакалавров на общественно значимые ценности; 3) праксиологическую, предполагающую объяснение и обоснование педагогической деятельности направленной на становление социальной зрелости; 4) оценочную, дающую возможность, используя рефлексию, осуществить анализ системы ценностей; 5) концептуализации, связанную с выработкой целостного системного представления о становлении социальной зрелости будущих бакалавров; 6) технологизации, обеспечивающую регламентацию и упорядочение педагогической деятельности по становлению социальной зрелости будущих бакалавров за счёт методических рекомендаций.

Выводы. Системно-аксиологический подход служит общенаучной основой становления социальной зрелости будущих бакалавров. Новизна исследования состоит в том, что представлена структура системы ценностей, реализуемой при становлении социальной зрелости будущих бакалавров, определены её свойства и функции, а также функции, выполняемые системно-аксиологическим подходом в ходе становления социальной зрелости будущих бакалавров. С позиций данного подхода ценности выступают системообразующим компонентом социальной зрелости будущих бакалавров, а социально зрелые студенты обладают системой ценностей, основанной на российских традиционных ценностях. Ценности также рассматриваются как системообразующий компонент педагогической системы становления социальной зрелости будущих бакалавров. Намечены пути формирования у будущих бакалавров системы ценностей при помощи педагогического воздействия на ценностно-ориентационный механизм. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке структуры социальной зрелости будущих бакалавров и педагогической системы её становления, исходя из положения о ценностях как системообразующем компоненте, а также использовании других методологических подходов к рассматриваемому феномену в контексте применения системно-аксиологического подхода как общенаучной основы.

Литература:

1. Гнатышина, Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гнатышина Екатерина Викторовна. - Грозный, 2019. - 355 с.

2. Дугин, А.Г. Теория Многополярного Мира / А.Г. Дугин // Плюриверсум: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2015. -349 с.

3. Кирьякова, A.B. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. -С. 4-11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2002_7/0.pdf

4. Конституция РФ с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года (+ сравнительная таблица изменений). Редакция 2021 г. - Москва: Эксмо, 2021. - 96 с. - (Актуальное законодательство).

5. Сенюшкина, Т.А. Православные ценности и русская правовая культура / Т.А. Сенюшкина // Культурологический журнал. -2017. № 4 (30). - С. 1-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/423.html&j_id=33

6. Солдатченко, А.Л. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов посредством аксиологических ситуаций / А.Л. Солдатченко, C.B. Харитонова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9,- № 4. - С. 74-82

7. Солдатченко, А.Л. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов как основы социальной самоопределённости / А.Л. Солдатченко, М.В. Костюченко // Pibri Magistri. Филология в XXI веке. - 2017. - Вып. 4. -С. 133-138

8. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001

9. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70811

10. Харланова, Е.М. Концепция развития социальной активности студентов в процессе интеграции формального и неформального образования: монография / Е.М. Харланова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.