Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации будущих бакалавров / ценности / аксиологические ситуации / формирование ценностных ориентаций / структура аксиологической ситуации / этапы реализации / функции аксиологических ситуаций / value orientations of the undergraduates / who are doing their bachelor’s degree / values / axiological situations / formation of value orientations / structure of the axiological situation / stages of implementation / functions of axiological situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович

Актуальность исследования обосновывается общемировой тенденцией, связанной с отходом стран от устаревшей однополярной системы мироустройства и становлением новой многополярной модели мирового порядка, в которой Россия играет важную роль. В то же самое время недружественные государства предпринимают активные нападки на государственный суверенитет Российской Федерации, устраивают информационные диверсии, пытаются осуществить «вестернизацию» традиционных российских духовно -нравственных, культурных и исторических ценностей, насадить чуждые российскому обществу идеалы. В изменившихся геополитических условиях современной системой образования должно быть обеспечено формирование специалиста, который является не только профессионалом, востребованным на рынке труда, но и эффективно выполняет социальные функции, будучи патриотом, что невозможно без наличия у него сформированной системы ценностных ориентаций, составленной на традиционных российских ценностях. Предметом данного исследования обозначены аксиологические ситуации. Цель состоит в разработке комплекса аксиологических ситуаций, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих бакалавров в современных геополитических условиях. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза для формирования у будущих бакалавров ориентаций на традиционные российские ценности. Социальную значимость полученных результатов автор видит в том, что данные ценностные ориентации студентов способствуют укреплению гражданского самосознания, росту социальной активности, вовлеченности в решение насущных задач на местном и государственном уровне, сохранению российской самобытности, исторической памяти и культуры, служат основой патриотизма. Новизна исследования заключается в разработке оригинального комплекса аксиологических ситуаций; определении структуры аксиологической ситуации; предложенном алгоритме работы с данными ситуациями; выявлении этапов их реализации и методов, применяемых на каждом этапе работы; в обозначении функций, выполняемых аксиологическими ситуациями в учебно -воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL SITUATIONS AS A MEANS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS IN UNDERGRADUATES

The current research is important due to the global trend towards the departure from the outdated unipolar system of the world order and the establishment of a new multipolar model in which Russia plays an important role. At the same time, unfriendly states actively attack traditional Russian spiritual, moral, cultural and historical values, trying to carry out their «westernization», to plant ideals and values whish are alien to Russian society. Under these changing conditions, the modern education system should focus on forming a specialist who is not only a professional being in great demand in the labor market, but who can also effectively perform social functions, who is a patriot of his Homeland, which is impossible without possessing a system of value orientations, the basis of which is traditional Russian values. Thus, the subject of this study is axiological situations. The purpose of it is to develop a set of axiological situations that ensure the formation of value orientations of the undergraduate s, who are doing their bachelor’s degree, in modern conditions. The results obtained in the course of the study can be used in the educational process at the university to form undergraduates' orientations towards traditional Russian values. The obtained results have social significance, which consists in the fact that students’ value orientations contribute to the strengthening of their civic consciousness, the growth of their social activity, their involvement in solving urgent tasks at the local and state level, the preservation of Russian identity, historical memory and culture, serve as the basis of patriotism. The results of the study are characterized by novelty, which consists in the fact that the original set of axiological situations was developed, the structure of the axiological situation was determined, the algorithm for working with these situations was proposed, the stages of their implementation and methods used at each stage were identified and the functions performed by axiological situations in the educational process at the university were identified.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 378.147: [378.03:316.752]

Б01: 10.18503/2658-3186-2023-7-3-06-12

А.Л. Солдатченко (Магнитогорск, Россия)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Актуальность исследования обосновывается общемировой тенденцией, связанной с отходом стран от устаревшей однополярной системы мироустройства и становлением новой многополярной модели мирового порядка, в которой Россия играет важную роль. В то же самое время недружественные государства предпринимают активные нападки на государственный суверенитет Российской Федерации, устраивают информационные диверсии, пытаются осуществить «вестернизацию» традиционных российских духовно -нравственных, культурных и исторических ценностей, насадить чуждые российскому обществу идеалы. В изменившихся геополитических условиях современной системой образования должно быть обеспечено формирование специалиста, который является не только профессионалом, востребованным на рынке труда, но и эффективно выполняет социальные функции, будучи патриотом, что невозможно без наличия у него сформированной системы ценностных ориентаций, составленной на традиционных российских ценностях. Предметом данного исследования обозначены аксиологические ситуации. Цель состоит в разработке комплекса аксиологических ситуаций, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих бакалавров в современных геополитических условиях. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза для формирования у будущих бакалавров ориентаций на традиционные российские ценности. Социальную значимость полученных результатов автор видит в том, что данные ценностные ориентации студентов способствуют укреплению гражданского самосознания, росту социальной активности, вовлеченности в решение насущных задач на местном и государственном уровне, сохранению российской самобытности, исторической памяти и культуры, служат основой патриотизма. Новизна исследования заключается в разработке оригинального комплекса аксиологических ситуаций; определении структуры аксиологической ситуации; предложенном алгоритме работы с данными ситуациями; выявлении этапов их реализации и методов, применяемых на каждом этапе работы; в обозначении функций, выполняемых аксиологическими ситуациями в учебно -воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: ценностные ориентации будущих бакалавров, ценности, аксиологические ситуации, формирование ценностных ориентаций, структура аксиологической ситуации, этапы реализации, функции аксиологических ситуаций.

Введение

Настоящее научное изыскание представляется актуальным в силу того, что на глобальном уровне наблюдаются трансформации в современном мироустройстве, вызванные становлением многополярного мира. В то же самое время в России фиксируются экономические изменения, среди которых следует отметить переход к цифровой экономике, развитие импортозамещения, установление более тесного сотрудничества с дружественными странами.

Успешное решение стоящих перед нашей страной экономических, политических, социальных задач требует комплексного задействования соответствующих инструментов на всех уровнях, включая аксиологический. Данное положение нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации, в котором подчёркивается необходимость осуществлять защиту российского общества и его традиционных ценностей от воздействия «внешней идейно-ценностной экспансии»1. Следовательно, можно сделать вывод, что в изменяющихся геополитических условиях к системе высшего образования предъявляются новые требования в отношении тех качеств личности, которые необходимы будущим бакалаврам для эффективной самореализации в профессиональной деятельности. Как показывает реальная практика, сегодняшним выпускникам вузов, чтобы быть востребованными на рынке труда, наряду с профессиональными компетенциями необходимо иметь систему сформированных ценностных ориентаций, обеспечивающих соответствующую современным условиям направленность

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. 2023 [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 22.04.2023).

их профессиональной деятельности, которая имеет социальную значимость и общественную полезность, приносит им не только личную выгоду, но также является благом для их Родины и способствует защите ее интересов.

На данный момент имеется в наличии достаточно широкий спектр педагогических исследований, результаты которых могут быть использованы для разработки комплекса аксиологических ситуаций с целью формирования системы ценностных ориентаций у будущих бакалавров. В этой связи следует отметить научные труды А. В. Кирьяковой [5], в которых рассматриваются механизмы и процессуальные особенности ориентации личности в сфере ценностей. В работах М. В. Костюченко и А. Л. Солдатченко [10; 11] делается акцент на связи ценностных ориентаций с самоопределением и социальной зрелостью. В исследованиях Н. Х. Вороковой [2], О. С. Карповой [4], Н. Н. Мироненковой [7] раскрывается деятельностный аспект ценностной ориентации обучающихся, а также рассматриваются различные возможности использования педагогических ситуаций в процессе обучения и воспитания. Анализируя такие ситуации, Н. Х. Ворокова [2], Т. Н. Дегтярёва [3], Н. Н. Мироненкова [7], Н. В. Сопова 13] демонстрируют единодушие относительно их отличительных особенностей, в качестве которых выступают ценностная направленность, проблемность и вариативность, допускающая возможность выбора решений. Для нашего исследования интерес представляют работы таких авторов, как Ю. П. Брюхова [1], Н. Х. Ворокова [2], Т. Н. Дегтярёва [3], О. С. Карпова [4], которые занимаются разработкой аксиологических ситуаций в контексте общего и среднего специального образования.

Проведенный нами анализ публикаций дает основание предполагать возможность использования аксиологических ситуаций как средства формирования ценностных ориентаций будущих бакалавров с учетом особенностей их профессиональной подготовки в системе высшего образования.

Прежде всего представляется необходимым определить содержание базовых понятий нашего исследования - «ценность» и «аксиологическая ситуация».

1. Понятие «ценность» и «аксиологическая ситуация»

Понятие «ценность» является сложным, многоаспектным в силу своего междисциплинарного характера, что является одной из главных причин отсутствия одного общепринятого определения. В данной статье ценности трактуются как явления действительности, обладающие положительной значимостью для обучающихся и общества, служащие жизненными ориентирами, на основе которых вырабатывается отношение к окружающему миру. В предложенном определении подчеркнем важность положения о том, что личностная значимость ценностей потенциально позволяет будущим бакалаврам использовать эти ценности в качестве жизненных детерминант, направляющих деятельность и выступающих основой для выстраивания отношений с социальной средой.

Ценности определяют жизнь и деятельность будущих бакалавров в том случае, если они усваиваются и принимаются ими, становясь ценностными ориентациями. Для этого студенты ранжируют ценности по степени значимости, выстраивая тем самым индивидуальную систему ценностных ори-ентаций, в которой ценности обусловливаются позитивным или негативным значением феноменов социальной действительности, связанных для обучающихся с выбранными ими ценностями.

В качестве основания использования аксиологических ситуаций как средства формирования у будущих бакалавров ценностных ориентаций мы используем подход А. В. Кирьяковой к механизмам ориентации личности в системе ценностей. По ее мнению, процесс ориентации личности в системе ценностей состоит из четырех этапов: «поиска - оценки - выбора - проекции» [5]. В нашем исследовании эти этапы соответственно названы: 1) поиск ценностей, 2) оценивание найденных ценностей, 3) выбор ценностей; 4) проекции выбранных ценностей в различные жизненные ситуации и деятельность. В данной статье описывается использование аксиологических ситуаций как средства формирования ценностных ориентаций будущих бакалавров. При этом аксиологическая ситуация понимается нами как фрагмент образовательной среды вуза, представляющей собой целенаправленно сконструированную преподавателем комбинацию обстоятельств и условий на определённом этапе жизни и деятельности будущего бакалавра. Основой аксиологической ситуации служит ценностное противоречие, имеющие личностное значение для обучающегося, которое он разрешает в результате выполнения ценностно-ориентационной деятельности.

2. Структура аксиологической ситуации

Руководствуясь мнением Н. В. Соповой [13, с. 15-16], структурные компоненты аксиологической ситуации мы обозначим следующим образом: субъектом выступает будущий бакалавр, выполняющий ценностно-ориентационную деятельность; объектом является дескриптивная семиотическая

модель ситуации проблемного характера, в основе которой лежит решение задачи на конфликт, столкновение ценностей; целью ситуации становится решение задачи по устранению имеющихся противоречий.

В процессе работы с аксиологической ситуацией будущие бакалавры неизбежно сталкиваются с препятствием в виде недостатка опыта в том, как сделать ценностный выбор в различных ситуациях ценностно-ориентационной деятельности. Среди широкого спектра способов разрешения аксиологических ситуаций наиболее эффективными, как показывает наш опыт, являются следующие:

— неожиданное обнаружение противоречия при выполнении ценностного ориентирования;

— предъявление несовпадающих мнений по одному и тому же вопросу;

— разбор ценностной ситуации с последующими выводами;

— изучение фактического материала;

— формулировка обобщающих, конкретизирующих вопросов, предоставление обоснований, объяснение логики суждения;

— постановка и решение задач, основанных на проблеме;

— урегулирование аксиологических противоречий;

— анализ ценностей под различными углами зрения.

При этом объекты материальной и духовной культуры используются в качестве средств конструирования ситуаций, в частности, весьма продуктивным следует признать привлечение духовно-нравственных идеалов, литературных, музыкальных, кинематографических произведений, произведений изобразительного искусства и др. В подавляющем большинстве случаев аксиологические ситуации предполагают выбор будущими бакалаврами ценностей, позволяющих разрешить моральные, нравственные и духовные проблемы.

3. Комплекс аксиологических ситуаций

Классифицируя виды аксиологических ситуаций, мы руководствовались спецификой ценностного ориентирования, выявленной А. В. Кирьяковой [5] в процессе анализа этапов ценностно-ориентационной деятельности и соответствующих им этапов формирования системы ценностных ориентаций у будущих бакалавров. Мы будем различать пять видов - поисковый, оценочный-эвристический, выборочный, проекционный, переоценочный.

В первую группу аксиологических ситуаций входят поисковые ситуации. Они создаются с целью поиска и выявления будущими бакалаврами новых ценностей, в качестве которых выступают цели, отношения, качества, знания, умения, предметы. Преподаватель целенаправленно конструирует данные ситуации, актуализируя различные ценностные аспекты. Такими аспектами, например, Г. К. Селевко считает демонстрацию неизвестных ценностей, рассмотрение различных социокультурных процессов, явлений и объектов с аксиологических позиций, предъявление разнообразных взглядов на известные студентам ценности, показ взаимообусловленности ценностей и областей жизни и деятельности, в которые вовлечены будущие бакалавры, представление роли ценностей в личностном становлении студентов [8, с. 224]. Работа с поисковыми ситуациями предполагает большую инициативу со стороны преподавателя, который осуществляет руководящую роль, при несамостоятельной активности обучающихся, которая сведена к усвоению разъяснений преподавателя, осмыслению предлагаемых им шаблонов решения аксиологических проблем с их последующей репродукцией. Используя проблемное изложение и демонстрацию, преподаватель предлагает студентам формулировку и образец решения аксиологической проблемы, в то время как будущие бакалавры выполняют поиск ценностей и занимаются их изучением. При использовании ситуаций данного вида наиболее эффективным, как показывает наш опыт, оказывается частично-поисковый метод.

Вторую группу аксиологических ситуаций составляют оценочно-эвристические ситуации, направленные на оценивание обучающимся ценностей, обнаруженных в ходе работы с поисковыми ситуациями, а также на формирование эмоционально окрашенного отношения к выявленным ценностям. Данные ситуации призваны стимулировать определение будущими бакалаврами важности и значимости выявленных ценностей на основе их анализа и синтеза. Оценочно-эвристические ситуации также обеспечивают студентам большую самостоятельность при их решении. Повышение самостоятельности достигается за счёт того, что обучающимся приходится работать с известными ценностями, но применять наличные знания в новых условиях. Постановка проблем осуществляется преподавателем, а задача обучающихся состоит в нахождении способов их решения с помощью преподавателя. В ситуациях данного типа основой для принятия решения служит оценка ценностей, производимая посредством их сравнения друг с другом, установления их важности на социальном, личностном, культурном, духовном, моральном уровнях. В результате решения проблем в данных ситуа-

циях студенты приобретают полное представление о комплексном содержании каждой оцениваемой ценности в культурном, социальном, историческом, индивидуально-личностном планах. Оценочно-эвристические ситуации позволяют использовать обнаруженную недостаточность знаний обучающихся для стимулирования их познавательной деятельности. Преподаватель обеспечивает педагогическое сопровождение оценки будущими бакалаврами ценностей. Однако он изначально не задаёт результаты, которые должны получить студенты по завершении деятельности. Основой при создании оценочно-эвристических ситуаций являются задания открытого типа, например: «Определите происхождение ценностей», «Изучите структуру ценности». Как отмечает Г. К. Селевко, задания открытого типа отличаются наличием нескольких вариантов решения, отсутствием единственно верных ответов, а получаемые результаты характеризуются разнообразием, нестандартностью, индивидуальностью, оригинальностью [8, с. 662-664]. Имеющийся у нас опыт показывает, что при разрешении ситуаций данного вида наиболее целесообразно применять эвристический метод.

К третьей группе аксиологических ситуаций относятся ситуации выбора. Как отмечает Т. Н. Дегтярёва, данные ситуации предназначены для организации процесса отбора студентами выявленных и оцененных в ходе работы с предшествующими типами ситуаций ценностей, которые они используют для становления личной консистентной системы ценностей [3, с. 14]. При работе с ситуациями ценностного выбора будущие бакалавры на основе детального изучения ценностей осуществляют их ранжирование по степени значимости, осознанно отдают предпочтение отдельным ценностям, вводят их в собственную ценностную систему и проявляют готовность к применению данной системы на практике при выполнении различных видов деятельности. В. Л. Сигова подчеркивает, что при организации работы обучающихся преподавателю следует помнить, что только значимые и актуальные в личностном и жизненном отношении ситуации превращаются для студентов в ситуации выбора [9, с. 48]. При создании ситуаций выбора варьируется степень: свободы выбора, обязательности его осуществления, сознательности или интуитивности, обязанности отвечать за его последствия, готовности сделать выбор, а также количество времени выделенного для выбора времени и лиц его осуществляющих. Ситуации выбора отличаются тем, что в их основе лежит аксиологическое противоречие, в центре которого находится конфликт, разногласие, отрицание, неожиданность, допущение, неоднозначность, опровержение, неопределённость. Для решения заложенных в ситуациях противоречий будущим бакалаврам необходимо выбрать ценности, ранжировать их, ликвидировать расхождения в системе ценностей, определить необходимость включения или вывода ценностей из собственной системы. Ситуации выбора предполагают большую самостоятельность студентов в ходе их решения, чем оценочно-эвристические ситуации, что достигается посредством выполнения заданий репродуктивно-поискового типа, требующих, по мнению Г. К. Селевко, от студентов самостоятельного выбора ценностей, исходя из предварительной их оценки, а также аргументации оправданности сделанного выбора [8, с. 223]. Помощь преподавателя сводится к минимуму, тогда как будущие бакалавры сами находят решение проблем. При этом проблемы ставятся не только преподавателем, но и студенты предлагают их формулировки в отдельных случаях. В процессе работы с данными ситуациями, мы применяем метод анализа конкретных ситуаций и проектный метод.

Четвертая группа аксиологических ситуаций представлена ценностно-проекционными ситуациями, которые создаются преподавателем для того, чтобы студенты переносили ценности, отобранные на этапе выбора в качестве потенциальных составляющих их ценностной системы, на практику. При помощи этих ситуаций происходит включение ценностно-ориентационной деятельности в контекст другой деятельности. Основой ситуаций проецирования ценностей выступает весь набор аксиологических противоречий, а именно, неожиданность, конфликт, антиномия, предположение, опровержение, несоответствие, неопределенность. Руководствуясь принятыми ценностями, обучающиеся осуществляют выбор способа действия, прогнозируют и оценивают последствия выбора, принимают решение, исходя из произведенного анализа. Задания репродуктивно-поискового типа, используемые в работе с данными ситуациями, предполагают повышение самостоятельности обучающихся, которые совершают ценностный выбор, принимают решения в процессе выполнения различных видов деятельности, производят анализ результатов и обосновывают принятые решения и свой выбор при минимальной помощи преподавателя. Как утверждает Г. К. Селевко, данный тип заданий способствует развитию у студентов способности к обнаружению все большего количества проблем, а также во многих случаях самостоятельного формулирования задач [8, с. 223]. Однако при этом для изложения и решения проблемы может потребоваться помощь преподавателя. В процессе решения данных ситуаций наиболее эффективным оказывается применяемый нами проблемный метод.

Пятую группу аксиологических ситуаций образуют многоаспектные ценностные ситуации, ко-

торые применяются для переоценки студентами ценностей, прошедших практическую апробацию и присвоенных ими при работе с перечисленными выше типами ситуаций, а также для трансформации имеющейся системы ценностей. Как подчеркивает Г. М. Махутова [6, с. 15], данные ситуации предназначены для пересмотра студентами ценностей, уже применявшихся на практике при работе с ценностно-проекционными ситуациями. Специфика таких многоаспектных ценностных ситуаций, согласно мнению исследовательницы, состоит в их многоуровневом и многомерном характере, что обеспечивает возможность поэтапного разрешения ценностной проблемы, когда главная задача решается через ряд соподчиненных задач, так как каждая последующая проблема не может быть урегулирована, пока не улажена предыдущая [6, с. 12-13]. Решения многоаспектных ситуаций стимулирует развитие у обучающихся «творческости», креативности и нестандартного мышления благодаря тому, что студенты работают с максимальной самостоятельностью, сами формулируют выводы, делают обобщения и подводят итоги, выполняя задания, требующие логического анализа, выработки новых нестандартных вариантов решения, творческого воображения и убедительной аргументации. Согласно точке зрения Г. К. Селевко, многоаспектные ситуации предполагают использование спиралевидной логической структуры занятия, когда студенты совместно с преподавателем периодически возвращаются к рассмотрению проблемы, обозначенной в начале занятия, к ее исходной формулировке [8, с. 225].

Использование в качестве ведущего в процессе работы с многоаспектными ситуациями проблемного метода позволяет включать обучающихся в самостоятельную постановку и формулирование проблем и активное участие в организации и проведении занятий.

4. Алгоритм реализации и функции аксиологической ситуации

Поскольку аксиологическая ситуация по своей сути носит проблемный характер, то при составлении алгоритма её использования в образовательном процессе вузе можно задействовать схему работы с проблемной ситуацией.

Применение аксиологической ситуации осуществляется поэтапно, о чем свидетельствуют работы О. С. Карповой [4, с. 18] и В. Л. Сиговой [13, с. 17-18]. Мы вслед за исследователями выявили несколько последовательных этапов. На первом этапе - введения - происходит представление будущим бакалаврам ситуации, ознакомление с исходными данными. На втором этапе - предъявления -осуществляется презентация ценностной проблемы, которая может быть основана на коллизии, непредвиденном развитии событий, противоречии, конфликте интересов, антиномии, несовпадении личного опыта с предъявленными фактами, неоднозначности и т. п. При этом важным условием является переживание студентами разрешаемой проблемы на личностном уровне, который характеризуется их эмоциональным откликом на эту проблему. Третий этап - вербализации - связан с окончательной формулировкой проблемы, осмыслением причин ее возникновения, пониманием вызываемых ею эмоций и чувств. Далее следует четвертый этап - решения, на котором проблема окончательно разрешается. При этом обучающиеся либо сохраняют имеющуюся систему ценностей, либо отвергают наличные ценности, заменяя их новыми, и выбирают альтернативный курс действий. Этап практической апробации найденного решения является заключительным. На этом этапе предложенное решение проходит практическую проверку, вновь приобретенные ценностные ориентации испыты-ваются в деятельности, реализуются в поступках и поведении. Результаты и выводы по решенной проблеме студенты представляют в форме устной рефлексии, в процессе которой одновременно происходит обновление системы ценностных ориентаций обучающихся.

Рассматривая функциональный аспект аксиологических ситуаций, А. Л. Солдатченко и С. В. Харитонова в зависимости от специфики осуществляемой деятельности - преподавания или учения - выделяют ряд взаимодополняющих функций, выполняемых аксиологическими ситуациями по отношению к процессу формирования ценностных ориентаций будущих бакалавров [12, с. 79]. Так, в деятельности преподавателя реализуются организующая, стимулирующая, регулятивная, контролирующая и коммуникативная функции аксиологических ситуаций, а в деятельности обучающихся - ориентирующая, мотивационная, самоорганизующая, оценочная и диалогическая.

Заключение

В исследовании представлен оригинальный комплекс аксиологических ситуаций и алгоритм работы с ними. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплекс может использоваться в образовательном процессе вуза для формирования системы ценностных ориентаций будущих бакалавров, что имеет решающее значение для их гражданского, патриотического, духовного и нравственного становления, а на фоне кризиса западной либеральной модели общественного

устройства способствует укреплению направленности личности будущих бакалавров на российские традиционные ценности, готовности к защите этих ценностей от активных нападок со стороны коллективного запада и предпринимаемых рядом недружественных государств попыток насаждения нам чуждых ценностей.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются: в изучении потенциала гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин в плане формирования ценностных ориентаций обучающихся; в выявлении возможностей применения различных педагогических технологий (проектной, коллективных творческих дел и др.) для формирования у обучающихся актуальных ценностных ориентаций; в разработке диагностического инструментария - критериев, показателей и диагностических методик, обеспечивающих выявление и оценку уровня сформированности у будущих бакалавров ценностных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюхова Ю. П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребёнка младшего школьного возраста : дис. ... канд. педагогических наук. Москва: Северный (Арктический) федеральный университет. 2010. 223 с.

2. Ворокова Н. Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций : дис. ... канд. педагогических наук. Майкоп: Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х. М. Бербекова. 2012. 202 с.

3. Дегтярёва Т. Н. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственной ответственности старшего подростка : дис. ... канд. педагогических наук. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т. 2014. 206 с.

4. Карпова О. С. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка : дис. ... канд. педагогических наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т. 2011. 246 с.

5. Кирьякова А. В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 411.

6. Махутова Г. М. Проблемные ситуации в обучении иноязычному общению студентов : дис. ... канд. педагогических наук. Нижневартовский гос. гуманитарный ун-т. Москва, 2013. 184 с.

7. Мироненкова Н. Н. Особенности дидактического моделирования ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающихся : дис. ... канд. педагогических наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т. 2011. 190 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 тт. Т. 1. Москва : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).

9. Сигова В. Л. Развитие креативности будущих учителей музыки через ситуации выбора в учебной деятельности : дис. ... канд. педагогических наук. Вологодский гос. пед. ун-т. Вологда, 2014. 226 с.

10. Солдатченко А. Л. Аксиологический аспект становления социальной зрелости студентов технического вуза в контексте цифровизации системы высшего образования. Libri Magistri. 2022. № 2 (20). С. 93-101.

11. Солдатченко А. Л., Костюченко М. В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов как основы социальной самоопределённости // Libri Magistri. Филология в XXI веке. 2017. Выпуск 4. С. 133-138.

12. Солдатченко А. Л., Харитонова С. В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов посредством аксиологических ситуаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4. С. 74-82.

13. Сопова Н. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации : дис. ... канд. педагогических наук. Воронеж: Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 2009. 197 с.

A. L. Soldatchenko (Magnitogorsk, Russia)

AXIOLOGICAL SITUATIONS AS A MEANS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS IN

UNDERGRADUATES

Abstract. The current research is important due to the global trend towards the departure from the outdated unipolar system of the world order and the establishment of a new multipolar model in which Russia plays an important role. At the same time, unfriendly states actively attack traditional Russian spiritual, moral, cultural and historical values, trying to carry out their «westernization», to plant ideals and values whish are alien to Russian society. Under these changing conditions, the modern education system should focus on forming a specialist who is not only a professional being in great demand in the labor market, but who can also effectively perform social functions, who is a patriot of his Homeland, which is impossible without possessing a system of value orientations, the basis of which is traditional Russian values. Thus, the subject of this study is axiological situations. The purpose of it is to develop a set of axiologi-cal situations that ensure the formation of value orientations of the undergraduate s, who are doing their bachelor's degree, in modern conditions. The results obtained in the course of the study can be used in the educational process at

the university to form undergraduates' orientations towards traditional Russian values. The obtained results have social significance, which consists in the fact that students' value orientations contribute to the strengthening of their civic consciousness, the growth of their social activity, their involvement in solving urgent tasks at the local and state level, the preservation of Russian identity, historical memory and culture, serve as the basis of patriotism. The results of the study are characterized by novelty, which consists in the fact that the original set of axiological situations was developed, the structure of the axiological situation was determined, the algorithm for working with these situations was proposed, the stages of their implementation and methods used at each stage were identified and the functions performed by axiological situations in the educational process at the university were identified.

Keywords: value orientations of the undergraduates, who are doing their bachelor's degree, values, axiological situations, formation of value orientations, structure of the axiological situation, stages of implementation, functions of axiological situations.

REFERENCES

1. Bryukhova Yu. P., Narodnaya igra kak sredstvo formirovaniya tsennostnykh orientatsii lichnosti rebenka mladshego shkol'nogo vozrasta : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk, Moscow, Severnyi (Arkticheskii) federal'-nyi universitet, 2010, 223p.

2. Vorokova N. Kh., Formirovanie nravstvenno-tsennostnykh orientatsii uchashchikhsya kolledzha na osnove ispol'zovaniya problemnykh zhiznennykh situatsii : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk. Maikop: Kabardino-Balkarskii gos. un-t im. Kh., Moscow, Berbekova, 2012, 202 p.

3. Degtyareva T. N., Situatsiya nravstvennogo vybora kak sredstvo vospitaniya nravstvennoi otvetstvenno-sti starshego podrostka : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk, Orenburg, Orenburgskii gos. ped. un-t, 2014, 206 p.

4. Karpova O. S., Tsennostno-smyslovaya problemnaya situatsiya kak sredstvo dukhovnogo vospitaniya podrostka : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk, Volgograd.Volgogradskii gos. ped. un-t, 2011, 246 p.

5. Kir'yakova A. V., Mekhanizmy orientatsii lichnosti v mire tsennostei, Vestnik OGU [Vestnik of the Orenburg State University], 2002, no. 7, pp. 4-11.

6. Makhutova G. M., Problemnye situatsii v obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu studentov : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk. Nizhnevartovskii gos. gumanitarnyi un-t, Moscow, 2013, 184 p.

7. Mironenkova N. N., Osobennosti didakticheskogo modelirovaniya situatsii tsennostno-smyslovogo vy-bora obuchayushchikhsya : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk. Rostov-na-Donu: Yuzhnyi federal'nyi un-t, 2011, 190 p.

8. Selevko G. K., Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii: V 2 tt., t. 1, Moscow, NII shkol'nykh tekhnolo-gii, 2006, 816 p. (Seriya «Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii».).

9. Sigova V. L., Razvitie kreativnosti budushchikh uchitelei muzyki cherez situatsii vybora v uchebnoi deya-tel'nosti : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk. Vologodskii gos. ped. un-t, Vologda, 2014, 226 p.

10. Soldatchenko A. L., Aksiologicheskii aspekt stanovleniya sotsial'noi zrelosti studentov tekhnichesko-go vuza v kontekste tsifrovizatsii sistemy vysshego obrazovaniya, Libri Magistri, 2022, no. 2 (20), pp. 93-101.

11. Soldatchenko A. L., Kostyuchenko M. V., Formirovanie tsennostnykh orientatsii studentov vuzov kak osno-vy sotsial'noi samoopredelennosti, Libri Magistri. Filologiya v XXI veke, 2017, vol. 4, pp. 133-138.

12. Soldatchenko A. L., Kharitonova S. V. ,Formirovanie tsennostnykh orientatsii studentov vuzov po-sredstvom aksiologicheskikh situatsii, Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspect, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 74-82.

13. Sopova N. V., Formirovanie dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti starsheklassnika na osnove tsen-nostnoi problemnoi situatsii : dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk, Voronezh, Voronezhskii filial Rossiiskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente RF, 2009, 197 p.

Солдатченко А. Л. Аксиологические ситуации как средство формирования ценностных ориентаций будущих бакалавров // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 3. С. 6-12.

Soldatchenko A. L. Axiological Situations as a Means of Forming Value Orientations in Undergraduates, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2023, vol. 7, no. 3, pp. 6-12.

Дата поступления статьи - 04.07.2023; 0,82 печ. л.

Сведения об авторе

Солдатченко Александр Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; cafola@mail.ru.

Аuthor:

Aleksandr L. Soldatchenko, Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Linguistics and Study of Literature, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; cafola@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.