Научная статья на тему 'Аксиологический подход в формировании интереса к будущей профессиональной деятельности'

Аксиологический подход в формировании интереса к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / AXIOLOGICAL APPROACH / STUDENTS / AXIOLOGICAL ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

Актуальностью представленного в статье исследования явилось обоснование аксиологического подхода в формировании интереса к будущей профессии у студентов. В статье затронута ценностная и мотивационная сферы студентов, являющаяся важным условием для их профессионального развития. Методология работы заключалась в теоретическом и практическом обосновании аксиологического подхода в отношении будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты, показавшие ценностные ориентации студентов вуза физкультурно-спортивного профиля, имеют важное значение в процессе построения эффективного педагогического процесса в вузе. Учет аксиологического подхода в процессе формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов позволяет трансформировать ценностные ориентации учащихся, тем самым способствуя их профессиональному становлению, проявлению интереса к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH IN FORMATION OF INTEREST TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with the problem of formation in students of interest to their future profession. The article dwells on axiological and motivational spheres of students important conditions for their professional development. The methodological aspect of work consisted in theoretical and practical justification of axiological approach in relation to future professional activity of students. The obtained results, which showed axiological orientations of students of higher education institutions of sports, are important in the organization of effective pedagogical process in a higher education institution. The application of axiological approach in the course of formation of interest to future professional activity in students allows transforming their valuable orientations, thereby promoting their professional formation, manifestation of interest to future profession.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход в формировании интереса к будущей профессиональной деятельности»

УДК 378.147.88:371.124

ББК 4448.902.764 ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01

Кузьмин Андрей Михаилович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Уральский государственный университет физической культуры; 454091, г. Челябинск, ул. Российская, 258, каб.302; e-mail: [email protected].

Сазонов Игорь Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры; 620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85; e-mail: [email protected].

Тарасевич Игорь Владимирович,

старший преподаватель кафедры туризма Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры; 641802, Курганская область, Шадринский район, д. Максимово, ул. Ленина, д. 13; e-mail: [email protected].

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ. Актуальностью представленного в статье исследования явилось обоснование аксиологического подхода в формировании интереса к будущей профессии у студентов. В статье затронута ценностная и мотивационная сферы студентов, являющаяся важным условием для их профессионального развития. Методология работы заключалась в теоретическом и практическом обосновании аксиологического подхода в отношении будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты, показавшие ценностные ориентации студентов вуза физкультурно-спортивного профиля, имеют важное значение в процессе построения эффективного педагогического процесса в вузе. Учет аксиологического подхода в процессе формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов позволяет трансформировать ценностные ориентации учащихся, тем самым способствуя их профессиональному становлению, проявлению интереса к будущей профессии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиологический подход; студенты; ценностные ориентации. Kuzmin Andrey Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Psychology, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. Sazonov Igor Yurievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Ekaterinburg Branch of Ural State University of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia.

Tarasevich Igor Vladimirovich,

Senior Lecturer of Department of Tourism of Ekaterinburg Branch of Ural State University of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia.

AXIOLOGICAL APPROACH IN FORMATION OF INTEREST TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

KEYWORDS: axiological approach, students; axiological orientations.

ABSTRACT. The article deals with the problem of formation in students of interest to their future profession. The article dwells on axiological and motivational spheres of students important conditions for their professional development. The methodological aspect of work consisted in theoretical and practical justification of axiological approach in relation to future professional activity of students.

The obtained results, which showed axiological orientations of students of higher education institutions of sports, are important in the organization of effective pedagogical process in a higher education institution. The application of axiological approach in the course of formation of interest to future professional activity in students allows transforming their valuable orientations, thereby promoting their professional formation, manifestation of interest to future profession.

Общей проблемой подготовки современных специалистов в профессиональном отношении является взаимодействие субъекта деятельности с современной окружающей средой.

Необходимость усиления такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует отметить необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости.

Практика показывает, что характерными для подавляющего большинства на© Кузьмин А. М., Сазонов И. Ю., Тарасевич И. В., 2015

шего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья.

Аксиологический подход базируется на понимании социальной природы ценностей, влиянии качественного выбора ценностей на формирование ценностных ориентиров личности, на развитие ее духовного, нравственного и творческого потенциала, на ценностные результаты во всех сферах

жизнедеятельности [4]. Говоря о ценностях, необходимо упомянуть о том, что ценности, декларируемые образовательной сферой, должны презентоваться и поддерживаться всем социальным окружением, всем обществом, в противном случае данные ценности для личности утрачивают свою значимость, постепенно исчезая из поля ее сознания (размываясь) как невостребованные, не актуальные. Следовательно, имеющийся ценностный вакуум в сознании такой личности начинает заполняться антиценностями, что на данный момент нередко происходит в молодежной среде. В процессе изучения ценностей студентов можно определить отношение учащихся к будущей профессиональной деятельности [1].

Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья [3]. В этой связи необходимо обратиться к аксиологическому аспекту развития личности студента как важному элементу профессионального становления.

Общей проблемой подготовки современных студентов в профессиональном отношении является взаимодействие слбъекта деятельности с современной окружающей средой.

Необходимость усиления такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:

- возрастание агрессивности среды обитания человека (природной, социальной, технической);

- резкое ухудшение демографической обстановки на Земле, демографический взрыв;

- истощение энергетических и других ресурсов планеты, усиление ресурсного кризиса;

- настоятельная необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости.

Изучение представления студентов о своей будущей профессии имеет не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение.

Важным представляется изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности, когда выбор профессии уже сделан, на этапе обучения в вузе.

В своих исследованиях Л. Д. Столя-ренко отмечает изменения в развитии студентов на различных курсах [5].

На первом курсе недавний абитуриент приобщается к студенческим формам кол-

лективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

В жизнь второкурсников интенсивно включаются все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к новой среде в основном завершен.

Третий курс характеризуется началом специализации, укреплением интереса к научной работе, отражающего дальнейшее развитие и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

На четвертом курсе происходит реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [2].

Таким образом, правильное выявление учебно-профессиональных мотивов, интересов и ценностных ориентаций является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

Рассматривая формирование ценностного отношения к своей будущей профессии, можно обратиться к мнению В. А. Сла-стенина, которой пишет следующее: «...педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Педагогическими ценностями являются нормы, которые регламентируют педагогическую деятельность и выступают как познавательная и действующая система, которая служит связующим звеном между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога» [5, с. 29].

Итак, изучение особенностей профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив по-

лучения высшего образования, профессиональной подготовки под воздействием социально-экономических реалий современного периода развития общества.

С точки зрения аксиологического подхода возникает необходимость исследования ценностных ориентаций студентов. Наше исследование было направлено на выявление ценностей студентов разных факультетов, а также динамики ценностей обучающихся за годы обучения в университете [6]. Естественно, что социальная ситуация развития личности первокурсника и четверокурсника неодинакова, и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы

учебы в вузе. Таким образом, перед нами встала задача определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов разных факультетов.

Для решения этих задач нами были отобраны з факультета: физической культуры, адаптивной физической культуры и туризма. Наша выборка включала студентов первого и выпускного курсов названных факультетов. Всем студентам, включенным в исследование, было предложено ответить на вопросы методики «Опросник терминальных ценностей», состоящей из 8о суждений.

Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1.

Распределение студентов первого курса по выбору ценностных ориентаций и жизненных сфер (%)

Параметры Факультет

физической культуры адаптивной физической культуры туризма

Ценностные ориентации

1. Престиж 40 45 35

2. Материальное положение 83 65 62

3. Креативность 52 32 23

4. Активные социальные контакты 52 57 44

5. Развитие себя 74 47 58

6. Достижения 96 80 70

7. Духовное удовлетворение 55 37 13

8. Сохранение собственной индивидуальности 79 70 60

Жизненные сферы

1. Сфера профессиональной жизни 69 40 29

2. Сфера обучения и образования 69 78 65

3. Сфера семейной жизни 67 45 43

4. Сфера общественной жизни 70 50 58

5. Сфера увлечений 75 67 77

Таблица 2.

Распределение студентов четвертого курса по выбору ценностных ориентаций

и жизненных сфер (%)

Параметры Факультет

физической культуры адаптивной физической культуры туризма

Ценностные ориентации

1. Престиж 36 20 44

2. Материальное положение 82 73 80

3. Креативность 33 20 34

4. Активные социальные контакты 33 40 32

5. Развитие себя 48 40 62

6. Достижения 78 60 62

7. Духовное удовлетворение 18 20 36

8. Сохранение собственной индивидуальности 79 60 74

Жизненные сферы

1. Сфера профессиональной жизни 64 40 42

2. Сфера обучения и образования 54 60 60

3. Сфера семейной жизни 54 40 50

4. Сфера общественной жизни 21 40 36

5. Сфера увлечений 64 46 64

Полученные результаты проанализированы с точки зрения общих тенденций, характерных для ценностных ориентаций студентов всех факультетов.

1. В исследуемых выборках по всем факультетам наблюдается большое число студентов, получивших высокий балл по показателю «высокое материальное положение» (от 6о до 81%). Это означает, что материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

2. Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для студентов первого курса являются сфера обучения и сфера увлечений, причем на двух факультетах из трех сфера увлечений превалирует над сферой обучения (факультет физической культуры и факультет туризма).

3. У студентов четвертого курса прослеживается высокая потребность в достижениях (78%), т. е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

4. Отмечено значительное количество студентов (от 6о до 78%), которые имеют высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

5. Не оправдались наши ожидания относительно духовных потребностей, так как немногие студенты ставят удовлетворение

своих духовных потребностей выше материальных (от 13 до 55%).

6. Профессиональная сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.

Таким образом, коренных различий в ценностных ориентациях студентов отдельных факультетов нами обнаружено не было, все различия касаются лишь динамики ценностных ориентаций от 1 курса к 4-му.

Полученные в ходе сравнительного исследования на ограниченной выборке результаты демонстрируют общие закономерности динамики ценностных ориентаций среди студенческой молодежи.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта.

Итак, проанализировав основные сферы применения аксиологического подхода, можно констатировать, что он позволяет осуществить две основные задачи в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Первая заключается в формировании на гуманистической основе ценностных ориентаций будущего педагога, которые выражаются в ценностном отношении к личности и здоровью - как своей, так и будущих учеников. Вторая задача заключается в формировании интереса к своей будущей профессии, который может быть выражен в понимании педагогических, профессиональных ценностей, а также ценностей физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирьякова А. В., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития : учеб. пособие для преподавателей высших учебных заведений / Оренб. гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лищинская Н. А. К некоторым вопросам аксиологического подхода в формировании культуры мышления студентов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 4 (2). С. 67-72.

3. Ольховая Т. А. Теория и практика становления субьектности студента университета. Н. Новгород : ВГИПУ, 2006.

4. Повзун В. Д. Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях // Вестн. ОГУ. 1999. № 3. С. 72-77.

5. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М. : Академия, 2003.

6. Факторович А. А. Ценностно-мотивационный подход к управлению качеством образования в вузе // Педагогика. 2011. № 4. С. 61-69.

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.