СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
Сычев Юрий Константинович,
Преподаватель кафедры
менеджмента, ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ); раб. тел.: 499-144-85-15 доб. 173; E-mail:
[email protected]_Храбрых
Сергей Анатольевич, Аспирант кафедры менеджмента, ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ); раб. тел.: 499-144-85-15 доб. 173; Email: [email protected]
В статье представлен анализ стратегии инновационной
деятельности промышленных
корпораций.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность,
инновационный потенциал, механизм инновацонного развития.
Sychev Yury Konstantinovich
Teacher of chair of Management of SEI HPE All-Russian State Distance Learning Instityte of Finance and Economics (VZFEi); work number: 499144-85-15 ext number 173; E-mail: [email protected] Hrubryh Sergey Anatolievich Postgraduate student of of chair of Management of SEI HPE All-Russian State Distance Learning Instityte of Finance and Economics (VZFEI); work number: 499-144-85-15 ext number 173; E-mail: [email protected]
SYSTEM CONCEPTION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CORPORATION
In the given article it is offered the comparative analysis of the innovative strategy activities of industrial corporations.
Key words: innovation, innovative acctivities, innovative potention, mechanism of innovative development.
Одной из основ успешного современного предпринимательства является систематическая инновационная деятельность, которая может быть связана с любым аспектом бизнеса. Выбор стратегии инновационного развития корпорации определяется рядом факторов, основными из которых является уровень технологического и инновационного потенциалов. Разработка технологий целенаправленного поиска инновационных решений является условием повышения конкурентоспособности промышленной компании.
Спад промышленного производства России в середине 90-х годах XX века и медленные темпы его восстановления определили низкий уровень технологического потенциала большинство промышленных компаний в настоящее время по сравнению с развитыми странами Запада. Период отставания РФ в инновационном развитии настолько велик, что для того, чтобы приблизиться к группе стран-лидеров на инновационном рынке, первостепенное значение приобретает сокращение сроков освоения инноваций. Существенное отставание в области оснащения промышленных предприятий современным производственным оборудованием, современными технологиями определяет, что из двух возможных концепций инновационных процессов (пионерной и догоняющей) для предприятий РФ более целесообразной является догоняющая. Эта концепция предусматривает меньшие затраты, низкий уровень риска и сокращение сроков освоения инноваций. Следует иметь ввиду, что в настоящее время темпы развития инновационной деятельности в большинстве развитых стран Запада, прежде всего в США, несоизмеримо выше, чем в РФ. Основной причиной отставания в темпах развития инноваций для РФ является низкий уровень финансирования НИОКР по сравнению с западными странами. В США финансирование инновационной деятельности соизмеримо с бюджетом РФ. Отсутствует современная база для НИОКР, так как в большинстве отраслей экономики РФ значительная часть российских ученых, получивших образование, знания, опыт в научных учреждениях РФ, вынуждены работать за рубежом, прежде всего в США, Германии, Франции. Таким образом, можно констатировать, что интеллектуальный потенциал РФ в определенной мере работает на инновационное развитие промышленности США, Германии, Франции и других странах, ускоряя темпы их развития и снижая без того низкие темпы развития в РФ.
Существующая в настоящее время концепция инновационного развития РФ на период до 2020г. направлена на приоритетное развитие ряда направлений и создание технологической базы для остальных. Такая концепция, на наш взгляд, очевидно слабо соответствует поставленной цели - войти в число ведущих индустриальных стран. Во-первых развитие приоритетных направлений может быть эффективным в долговременном плане только на основе общего технологического уровня страны. Те отрасли, в которых РФ имеет мировой приоритет, получили развитие в советское время, когда общий уровень НИОКР, технологий и промышленного производства был одним из лучших в мире. Управление инновациями и технологическим развитием осуществлялось на системном уровне, четко определялась взаимосвязь всех направлений науки и техники. С начала 90-х годов технологическое развитие промышленности России практически остановилось, в то время как в западных странах технология производства сделала резкий скачек.
По мнению американских ученых технологии самой по себе недостаточно, чтобы создать общество третьей волны. «Новая экономика», концепция которой в настоящее время является основополагающей в менеджменте США, требует соответствующей технологической политики и культуры. В инновационной политике страны должны быть отражены не только стратегические установки, определяющие конечный результат, но и механизмы формирования
№1,2010
п
инновационного потенциала на государственном, отраслевом и уровне предприятий.
Корпорации, создающие пионерные « р инновации, первыми выходят на рынок с новыми продуктами и технологиями, имеют монопольное право назначения цен и получают вследствии этого • энергетика и энергоснабжение. наивысшие прибыли. Следует Однако при определении механизма
телекоммуникационные системы; составе
1 перспективные вооружения, аналитический
военная и специальная техника; Поэтому в
информационно-центр (ИАЦ).
механизме
ациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы;
отметить, что экономическая эффективность внедрения инноваций определяется не только уровнем новизны, но и уровнем управления. Управляющие системы могут способствовать инновационным процессам, но могут замедлять и блокировать их. Инновационное развитие промышленной фирмы основывается на государственной политике в области развития науки и технологий, отраслевых нормативных методиках и положениях, и на имеющемся инновационном
потенциале предприятия. В основе механизма реализации лежат взаимоотношения между
государственными структурами и предприятиями. Это прежде всего участие частного капитала в инвестициях, направленных на инновации. Принятые в США в 1980 г. два законодательных акта - закон Бая-Цоула (Государственный закон №296517) и закон Стивенсона-Уайдлера (Государственный закон №96418) определили стимулирование
коммерциолизации НИОКР. Это привело к многократному увеличению инвестиций в развитие инновационной деятельности со стороны частного капитала. Государственная политика РФ изложена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». 21.05.2006 Президент РФ В.В. Путин утвердил новый уточненный перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. В этот перечень включены следующие направления:
• безопасность и противодействие терроризму;
• индустрия наносистем и материалов;
• информационно -
инновационного развития конкретных предприятий даже в этих направлениях возникает ряд сложностей. Прежде всего - это определение фактического состояния инновационного потенциала конкретного предприятия. Этот вопрос не может быть решен только силами персонала предприятия. Для оценки инновационного потенциала предприятия необходимо:
• во-первых - наличие методического обеспечения, начиная с идентификации понятия
«инновационный потенциал»,
определения его структуры, механизмов формирования и количественной оценки;
• во-вторых - наличие информационной базы на уровне отрасли;
• в-третьих - рекомендации по увеличению инновационного потенциала, внедрению инноваций и стратегическому развитию инновационной деятельности промышленной корпорации:
• в-четвертых-технологический аудит состояния инновационного потенциала.
Вероятно, эти вопросы являются специфическими для предприятий различных отраслей. Но создание информационной базы, затрагивающей не только отечественные предприятия, но и зарубежные, является системной федеральной задачей. Низкая заинтересованность российских предприятий в инновациях и их распространении определяется прежде всего отсутствием научной, технической и коммерческой информации у руководства предприятий. Сбор, осмысление и использование всей необходимой инновационной информации под силу только преуспевающим крупным корпорациям, имеющим в своем
инновационного развития российской промышленности первой задачей должно быть создание широкой информационной базы «научно-технических периодических печатных изданий, телевизионных передач и т.д.» для различного круга потребителей. Это позволит повысить
заинтересованность в инновациях персонала предприятий всех уровней, уменьшить разрыв в подходах к инновациям высшего, среднего и низшего звеньев менеджмента. В советское время эту задачу решали, например, журналы «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Знание-сила», «Радио» и др.
Следующей задачей
инновационного развития РФ должны быть создание образовательных и обучающих центров в инфраструктуре отраслей. Такие центры (инкубаторы, технопарки, технополисы и т.п.) в РФ существуют, но их роль в инновационном развитии РФ недостаточна. Следует учесть огромную положительную роль этих структур в развитии бизнеса Англии, США и других стран и более полно использовать имеющийся положительный опыт (прежде всего в малом бизнесе).
Третьим звеном механизма должно стать методическое обеспечение инновационного развития
предприятий РФ. Следует отметить, что, несмотря на практически полное отсутствие этого элемента инновационной системы, его создание потребует по сравнению с другими составляющими значительно меньших затрат и времени. Информационно-технологической базой для разработки необходимых методик могут стать ведущие ВУЗы. На основе ВУЗовских конференций возможно широкое привлечение представителей
промышленности, которые в процессе предметного обсуждения научно-технических проблем инновационного развития могут ставить перед учеными ВУЗов актуальные практические проблемы. Только тесное постоянное взаимодействие научных работников и
Экономика, Статистика и Информатика д
№1,2010
практиков позволит создать полноценное методическое
обеспечение инновационного развития промышленных корпораций, которое будет востребовано на практике. Целесообразно создание
координационных центров для руководства разработкой методик по инновационному развитию РФ, в которые вошли бы представители науки, и финансово-промышленных групп как «заказчики».
Таким образом, системная концепция развития инновационной деятельности должна включать государственный, отраслевой
уровнень промышленной корпорации.
На уровне фирмы исходным моментом для определения стратегического управления
инновационным потенциалом является оценка его фактического состояния. Кроме того на формирование стратегии влияют тенденции
технологического развития отрасли и условия конкуренции на рынках сбыта. «Инновационный аудит»,
представляющий собой анализ ресурсов инновационной
деятельности, включает ряд параметров:
• объем финансирования НИОКР в абсолютном измерении;
• доля расходов на НИОКР по отношению к объему продаж;
• соотношение со средними показателями затрат на НИОКР по группе основных конкурентов;
• инновационная ориентация НИОКР (отношение расходов на научные исследования и разработки новых продуктов с общими затратами на НИОКР);
• поток нововведений (стабильность по годам) и динамика их роста;
•новаторство персонала, доходы от коммерционализации новых продуктов
в расчете на одного сотрудника, задействованного в инновационном процессе.
Литература
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. Пр.576 от 30 марта 2002г.
2. Меньшиков С. Новая экономка.-М.: Изд-во Международные отношения, 2000
3. Жуков В.И. Россия в глобальном мире. Социология, политика, культура. -М.: Логос, 2006
References
1. Russian Federation police bases in the science and technology development. Order №576 2002 march 30
2.Menshikov S. The new economy. -M.: pulishing house Mejdunarodnye otnosheniya, 2000
3. Jukov V.I. Russia in the global world. Sociology, politics, culture. -M.: Logos,2006
№1,2010
H