Научная статья на тему 'Национальные инновационные системы: зарубежный опыт'

Национальные инновационные системы: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6362
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США КИТАЯ ЯПОНИИ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавловская Г. В.

Сегодня эффективно функционирующая национальная инновационная система (НИС) – залог успешного социально-экономического развития любого государства. Только посредством реализации тщательно продуманной государственной политики в области инновационного развития и тесного взаимодействия элементов НИС, государство может сделать качественный скачок в своем развитии и занять достойные позиции в мировой экономики. Особенности исторического развития и современные условия накладывают определенный отпечаток на формирование инновационной политики в стране. В данной статье автор рассматривает два основных подхода к ее развитию и анализирует наиболее успешные в инновационном развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National innovative systems: international practice

Today an efficient national innovative system (NIS) is a pledge of successful social and economic development of any state. Only by means of realization of efficient state innovative development policy and close interaction of the NIS elements, the state can make a great step towards the growth of competiveness in the world economy. Features of historical development and modern conditions influence the formation of innovative policy in the country. In this article the author considers two main approaches to its development and analyzes the most successful in innovative development countries.

Текст научной работы на тему «Национальные инновационные системы: зарубежный опыт»

11. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

11.1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Гавловская Г. В., к.э.н., доцент кафедры

макроэкономического регулирования и планирования Место работы: РУДН

Аннотация: Сегодня эффективно функционирующая

национальная инновационная система (НИС) - залог успешного социально-экономического развития любого государства. Только посредством реализации тщательно продуманной государственной политики в области инновационного развития и тесного взаимодействия элементов НИС, государство может сделать качественный скачок в своем развитии и занять достойные позиции в мировой экономики. Особенности исторического развития и современные условия накладывают определенный отпечаток на формирование инновационной политики в стране. В данной статье автор рассматривает два основных подхода к ее развитию и анализирует наиболее успешные в инновационном развитии страны.

Ключевые слова: инновационная система,

государственная инновационная политика, США, Япония, Китая, РФ.

NATIONAL INNOVATIVE SYSTEMS: INTERNATIONAL PRACTICE

Gavlovskaya G. V., PhD, Associate Professor of Department of macroeconomic regulation and planning

Place of employment: Peoples’ Friendship University of Russia

Annotation: Today an efficient national innovative system (NIS) is a pledge of successful social and economic development of any state. Only by means of realization of efficient state innovative development policy and close interaction of the NIS elements, the state can make a great step towards the growth of competiveness in the world economy. Features of historical development and modern conditions influence the formation of innovative policy in the country. In this article the author considers two main approaches to its development and analyzes the most successful in innovative development countries.

Keywords: innovative system, state innovative policy, USA, Japan, China, Russian Federation.

Концепция «национальных инновационных систем» (НИС) впервые появилась в Европе и США в 1980-е годы как прямая альтернатива «стандартной» экономической теории и политики. Предлагалось рассматривать не просто «традиционные» аспекты связи инноваций с экономическим ростом, но акцентировать внимание на роли знаний в широком социально-культурном и институциональном контексте1. Впоследствии стали появляться такие понятия как «экономика знаний», «информационное общество» и т.д. Основное отличие от традиционной экономической теории состоит в том, что исследуются не присущие в основном индустриальной экономике линейные зависимости, а динамические процессы,

1 Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2004. - №7. - С. 10-21.

связанные с развитием инноваций и экономического роста.

Теоретическое развитие и практическое применение концепции НИС в государствах-участниках Содружества независимых государств, в частности, в Российской Федерации, на сегодняшний день все ещё остается на начальном уровне, несмотря на то, что термины этой концепции активно используются как в повседневной жизни, так и в основных официальных документах государств-участников СНГ,

аналитических докладах о состоянии и перспективах инновационного развития государств-участников

Содружества. К примеру, в Базовом докладе

Министерства образования и науки РФ к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации (2009) предпринята попытка дать ее общую характеристику, охарактеризовать основные тенденции социально-экономического и

инновационного развития, показать основные

институциональные элементы российской НИС, включающие высшее образование, сектор исследований и разработок, предпринимательский сектор, инфраструктуру и государственную инновационную политику.

Несомненно, государственная инновационная политика - основополагающий элемент инновационной системы любого государства, поэтому остановимся более подробно на анализе международной практики к формированию инновационной политики и сделаем вывод о возможной адаптации тех или иных ее инструментов.

Существует два основных подхода к развитию инновационной деятельности: активное

вмешательство государства в экономику в форме государственных субсидий, льгот и т.п. (Франция, Япония, Китай и развитые страны) и регулирование косвенными методами (США и др.). Сущность приведенных подходов наиболее наглядно можно понять в ходе анализа государственной политики и инновационной системы в целом Японии и Китая, с одной стороны, и США - с другой.

Национальная инновационная система Японии.

В Японии реализуется долгосрочная программа научно-технического развития, проводится стимулирование исследований прикладного характера и импорта лицензий за рубежом. В реализации научнотехнического прогресса опора делается на крупные корпорации.

Кроме традиционных экономических и административных методов воздействия на стимулирование производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

- целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

- содействие организациям в приобретении передовой зарубежной технологии;

- контроль за научно-техническим обменом с иностранными партнерами.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство принципиально новых городов-технополисов, сосредотачивающих научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня. По сути это стратегия интеллектуализации японского хозяйства в целом.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

Развитие НИОКР в Японии происходит посредством финансирования науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий, развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы, а также через создание международных институтов и реализацию совместных с зарубежными партнерами программ и проектов.

Среди основных инструментов инновационной политики Японии выделим следующие:

1. финансовая поддержка приоритетных отраслей

промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов, выдаваемых государственными

финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк;

2. преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей - с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию;

3. стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями;

4. защита возникающих отраслей посредством

установления высоких импортных пошлин и

нетарифных барьеров;

5. специальная система ускоренной амортизации для импортируемого оборудования, что уменьшает налогообложение японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые промышленные предприятия и проекты;

6. уникальная система административного

государственного управления конкуренцией,

свойственная только Японии, суть которой

заключается в праве государства регулировать

уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.

Особенность японской системы управления

национальной инновационной системой состоит в наличии развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической

политики путем ее всестороннего обсуждения.

В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии

существенную роль играют исследовательские организации, представляющие собой мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию. Около 300 таких государственных и частных мозговых центров Японии, чей уровень экспертизы и прогнозирования технологического развития превосходит уровень крупнейших американских консультационных фирм, обеспечивают деятельность государственных организаций, связанных с прогнозированием и планированием НИОКР. Принципиальным отличием японского планирования НИОКР от американского является наличие механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования.

Государственное регулирование отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса.

Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.

До недавнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.

В 1951 г. был создан японский банк развития с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов организациям, функционирующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях. Финансовая деятельность японского банка развития, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного

регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.

Благодаря государственному регулированию в области кредитования, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

Регулирование экспорта выступает в качестве фактора доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических

связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается импорта и экспорта. Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.

Относительно новым важным направлением инновационной государственной политики Японии является содействие формированию и развитию кластеров. Активное развитие такой формы генерации инноваций осуществляется в Японии с принятия в 2001 г. двух проектов развития промышленных и интеллектуальных кластеров, которые

разрабатывались с учетом мирового опыта с учетом национальных особенностей. Роль кластеров состоит в продвижении наиболее современных научнотехнических направлений: разработке и производстве больших интегральных схем, нанотехнологий, робототехники. Особое значение в Японии придается смешанным отраслям: биопроизводству,

экологической и биоинформатики. Большое значение в кластерной политике Японии придается развитию кооперации между частными промышленными компаниями, научно-исследовательскими, учебными учреждениями, соответствующими государственными организациями.

Также к особенностям японской кластерной политики относится активная поддержка венчурного бизнеса. Важная роль отводится установлению контактов с зарубежными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами2.

Национальная инновационная система Китая.

Особенность НИС Китая состоит в том, что исторически государство играет определяющую роль в развитии китайской инновационной системы. Вместе с тем, роль рынка возрастает ежегодно. Влияние государства проявляется, в частности, в том, что правительственные учреждения на различных уровнях в той или иной степени все еще контролируют земельные ресурсы, крупные инвестиционные проекты, строительство инфраструктуры и доступ к рынкам стратегических секторов промышленности и сферы услуг (автомобилестроение, финансовые услуги и др.). Национальные программы по исследованиям и разработкам, различные долго- и краткосрочные планы являются важными инструментами влияния государства на научнотехнологическое развитие Китая.

В целях стимулирования развития инновационной деятельности в Китае разработана система

национальных программ по исследованиям и разработкам. Для наукоемких малых и средних

предприятий функционирует Национальный инновационный фонд и Национальный научный фонд, осуществляющий поддержку фундаментальных

исследований. Государственные программы инновационного развития определяют приоритетные направления развития промышленности, которыми руководствуются университеты и научноисследовательские институты, аккумулирующие талантливых исследователей, а также региональные и

2 http://www.ng.rU/science/2010-03-10/11_strategy.html

отраслевые фонды при выборе объекта для финансирования.

Китайское правительство практикует использование всевозможных инструментов и механизмов государственной политики для стимулирования

инновационной активности, поддержки трансфера

технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Один из таких механизмов - создание особых зон и инкубаторов для поддержки высокотехнологичных отраслей.

Правительство предпринимает ряд мер по укреплению прав интеллектуальной собственности и содействию коммерциализации результатов научной деятельности. Под влиянием американского закона Бая-Доула разрешена коммерциализация

интеллектуальной собственности, которая создана в ходе реализации финансируемых государством научно-исследовательских проектов. Стала возможной передача университету или НИИ - исполнителям работ прав на интеллектуальную собственность, возникшую в результате реализации финансируемых государством научно-исследовательских проектов, вместо того чтобы превратить ее в принадлежащие государству нематериальные активы.

Национальный план развития науки и технологий в средне- и долгосрочной перспективе на 2006-2020 годы определяет текущую рамочную политику Китая в этой области. Наиболее интересный его элемент -намерение усилить «независимые» (локальные) инновации. Для реализации стратегии локальных инноваций предусмотрены три направления политики:

1) Рост вложений в науку. Правительство планирует увеличить удельный вес затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) до 2,5% к 2020 г. (в настоящее время 1,3%). Учитывая, что ожидаемые прогнозируемые темпы роста ВВП будут не меньшими, чем в предыдущие годы, увеличение доли исследований и разработок в ВВП подразумевает крупные финансовые вложения. Уже сегодня Китай занимает второе место в мире по расходам на науку (по паритету покупательной способности), опережая Японию и уступая лишь США;

2) Фискальная поддержка. В результате новой

налоговой стратегии сумма необлагаемых налогами расходов на исследования и разработки установлена в размере 150%, что представляет собой чистое субсидирование. Также предполагается ускоренная амортизация научно-исследовательского

оборудования стоимостью до 300 тыс. юаней;

3) Закупка технологий. Намечается модернизировать систему государственных закупок технологий. Новая закупочная политика будет отдавать приоритет местной инновационной продукции по цене и объему.

Национальная инновационная система США.

В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью ввиду их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных

исследований и являющихся собственностью

федерального правительства.

Важный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения

нововведений и консультационных центров,

оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной

конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

К основным механизмам государственной поддержки создания новшеств относятся следующие: правительственные программы поддержки НИОКР; функционирование этих программ оказывает сильное воздействие на развитие научно-технологической сферы США; федеральная контрактная система и другие государственных институтов.

Постоянно поддерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляет

корпорациям-подрядчикам - исполнителям программ НИОКР, различные льготы, например: право

безвозмездного использования промышленного оборудования и научных лабораторий государства, льготы на покупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного и непромышленного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

назначения на частном рынке, право приобретения сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особой налоговой скидки на прибыли корпораций; право переподготовки научнотехнического и производственного персонала и специалистов на зарубежных фирмах, в научноисследовательских центрах или университетах в связи с выполнением государственных программ НИОКР.

Правительство США поощряет самостоятельное финансирование НИОКР частным сектором, поддерживает создание кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии.

Ярким примером скоординированного использования косвенных средств государственного регулирования НТП является разработка и реализация Программы национальной информационной инфраструктуры США и технологий Интернет. Разработка этой программы проводилась не традиционными ранее методами директивного администрирования. Роль государства не сводилась только к государственному финансированию и разработке необходимых организационных структур и процедур - почти каждый государственный орган или ведомство имел и имеет право участвовать как в разработке программы, так и в

совершенствовании или изменении отдельных ее направлений.

Среди косвенных инструментов поддержки инновационной деятельности выделим следующие:

- установление экспортных и импортных пошлин;

- регулирование в области вложения прямых иностранных инвестиций;

- упрощение разработки стандартов;

- совершенствование законодательства об охране интеллектуальной собственности;

- развитие федеральной контрактной системы.

- развитие антимонопольного законодательства и политики в области конкурентоспособности;

Учет мнений различных общественных кругов при выработке государственной научно-технической политики является очень важной отличительной чертой системы формирования государственной научно-технологической политики США.

Предложения по адаптации зарубежного опыта при формировании НИС и реализации инновационной политики Российской Федерации.

Рассмотренный опыт зарубежных стран по формулированию и реализации национальной инновационной политики позволяет выдвинуть несколько основных положений, которые необходимо учитывать в Российской Федерации:

1. Инновационная политика любой страны зависит от уровня экономического и социального развития страны и ими обуславливается. Не существует и не может существовать единая модель инновационного развития для всех времен и народов.

2. С точки зрения наличия интеллектуального

ресурса, высоких технологий и производства

наукоемкой продукции, большим потенциалом в части создания высокотехнологичных производств обладает оборонно-промышленный комплекс (ОПК), для чего требуется реструктуризация институциональной структуры.

3. В условиях глобализации и усиления конкурентной

борьбы на мировых рынках промышленных товаров и услуг государству необходимо предпринять

энергичные усилия по разработке национальной

политики создания конкурентоспособной

промышленности, формируемой совместно

представителями государства, бизнеса, науки, общественных организаций с тем, чтобы определить: наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, способного войти с национальным капиталом в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала отечественные ТНК.

4. Реальный путь вхождения в глобальное инновационное пространство - это развитие собственной национальной инновационной системы посредством адаптации успешного зарубежного опыта с учетом национальных особенностей и интегрирование в мировое хозяйство посредством поиска своей рыночной ниши и развития международного сотрудничества.

Список литературы:

1. Белов В.Н. Инновационная политика и инновационный

бизнес в России //Аналитический вестник Совета

Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к V

Петербургскому экономическому форуму, 2001.

2. Иванов А. Как они стимулируют // Коммерсантъ. М.: 2005.

Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=31ca47db-5153-4c76-a23c-e05b75ea65ec&print=1

3. Лиу C., Лундин Н. Китай на пути к открытой и рыночной инновационной системе // Форсайт (раздел «Инновации и экономика»). - №4 (4). - 2007. - с. 20-31.

4. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2004. - №7. - С. 10-21.

5. Национальная инновационная система и

государственная инновационная политика РФ // Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Министерство

образования и науки РФ. М.: 2009.

6. Liu X., White S. Comparing innovation systems: a framework and application to China's transitional context / / Research Policy, № 30, 2001.

7. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2010: OECD, 2010.

Reference list:

1. Belov V.N. Innovative policy and innovative business in Russia // Analytical vestnik of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation. Special release to the Vth Petersburg economic forum, 2001.

2. Ivanov A. As they stimulate // Kommersant. M: 2005. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=31ca47db-5153-4c76-a23c-e05b75ea65ec&print=1

3. Liu C. Lundin N. China on the way to open and market innovative system//Forsyte (section "Innovations and Economy"). - No. 4 (4). - 2007 . - P. 20-31.

4. Morgunov E.V., Snegiryov G.V. National (state) innovative system: essence and contents // Property and market. - 2004. - No. 7. - P. 10-21.

5. National innovative system and state innovative policy of the Russian Federation // Basic report to the review of the OECD of national innovative system of the Russian Federation. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M: 2009.

6. Liu X., White S. Comparing innovation systems: a framework and application to China's transitional context / / Research Policy, № 30, 2001.

7. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2010: OECD, 2010.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гавловской Г. В. «Национальные инновационные системы: зарубежный опыт»

Представленная научная статья посвящена актуальной теме - исследованию мирового опыта стимулирования инновационной деятельности и формирования национальных инновационных систем в целях его адаптации в российской практике с учетом национальных особенностей. Эта проблема особенно актуальна в посткризисный период развития, когда необходимо восстановление экономики, наращивание темпов социально-экономического развития и осуществление качественного рывка в повышении

национальной конкурентоспособности в мировом хозяйстве.

Автор приводит в статье сравнительный анализ инструментов государственной политики ведущих в развитии инновационной инфраструктуры стран мира - Японии, Китая и США. По итогам исследования формулируются

предложения по адаптации зарубежного опыта при формировании национальной инновационной системы и реализации инновационной политики в Российской

Федерации.

Статья носит проблемно-методологический характер, логически изложена и рекомендуется для опубликования в журналах, рецензируемых ВАК Минобрнауки РФ.

Рецензент:

доцент кафедры

«Прикладная экономика»

экономического факультета

Российского университета дружбы народов,

к.э.н.

А. Ф. Орлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.