Научная статья на тему 'Системная аппаратурная психодиагностика и коррекция как универсальный психологический инструмент'

Системная аппаратурная психодиагностика и коррекция как универсальный психологический инструмент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ АППАРАТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ / SYSTEMIC INSTRUMENTAL PSYCHODIAGNOSTICS AND CORRECTION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / BIOPSYCHOSOCIAL APPROACH / СТРУКТУРА ДЕТЕРМИНАНТ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / STRUCTURE DETERMINANTS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR / СТРУКТУРА И АДЕКВАТНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE STRUCTURE AND ADEQUACY OF INTELLECTUAL ACTIVITY / АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "АКТИВАЦИОМЕТР" / HARDWARE-SOFTWARE COMPLEX "AKTIVATSIOMETR"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цагарелли Юрий Алексеевич

На примерах решения различных научных и практических психологических проблем показаны способы использования теории и практики системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции как нового универсального инструмента различных отраслей научной и практической психологии. Описаны пути применения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подходов для психологической диагностики и коррекции. Показаны диагностические и коррекционные возможности аппаратурно-программного комплекса «Активациометр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цагарелли Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC INSTRUMENTAL PSYCHODIAGNOSTICS AND CORRECTION AS UNIVERSAL PSYCHOLOGICAL TOOL

On examples of solution different scientific and practical psychological problems illustrated how to use the theory and practice of systemic instrumental psychological diagnosis and correction as a new universal tool in various branches of scientific and practical psychology. Are described ways of using a systemic-structural, systemic-functional and system-genetic approaches for psychological diagnosis and correction. Showing diagnostic and correction possibilities hardware-software complex "Aktivatsiometr."

Текст научной работы на тему «Системная аппаратурная психодиагностика и коррекция как универсальный психологический инструмент»

психолого-педагогическое С.Ю. Старовойтова

направление ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

ATTITUDE TO HEALTH OF YOUNG PROFESSIONALS AT THE FIRST STAGE

OF PROFESSIONAL ACTIVITY

© 20l4

S.Y. Starovoytova, assistant professor of the chair «Department of Developmental Psychology and Psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation The paper considers the relationship to the health of young professionals. We give a literary analysis of the structure of health behavior. Identified and characterized differences in health behavior of men and women.

Keywords: attitude to health, internals, young professionals, an analysis of employment, professional occupation.

УДК 159.9.078

СИСТЕМНАЯ АППАРАТУРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

© 2014

Ю.А. Цагарелли, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: На примерах решения различных научных и практических психологических проблем показаны способы использования теории и практики системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции как нового универсального инструмента различных отраслей научной и практической психологии. Описаны пути применения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подходов для психологической диагностики и коррекции. Показаны диагностические и коррекционные возможности аппаратурно-про-граммного комплекса «Активациометр».

Ключевые слова: системная аппаратурная психологическая диагностика и коррекция, системный подход, биопсихосоциальный подход, структура детерминант агрессивного поведения, структура и адекватность умственной деятельности, аппаратурно-программный комплекс «Активациометр».

В настоящее время существует огромное количество психодиагностических и коррекционных методик, которые направлены на решение многочисленных проблем современного человека. Это обстоятельство, а также то, что происходит существенное расширение сферы применения психологии в различных областях жизнедеятельности, обусловливают необходимость создания универсальных психологических инструментов. В качестве такого универсального психологического инструмента, отличающегося высокой степенью достоверности результатов, нами предлагается системная аппаратурная психодиагностика и коррекция. Рассмотрим примеры решения и способы использования различных научных и практических психологических проблем с помощью теории и практики системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции.

Системная аппаратурная психологическая диагностика и коррекция как инструмент изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения в русле биопсихосоциального подхода.

Принятая в 2001 г. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) предполагает биопсихосоциальный подход, основанный на взаимосвязи биологических, психологических и социальных аспектов жизнедеятельности и здоровья [1].

Однако если биологическими и социальными аспектами биопсихосоциального подхода традиционно занимаются международные и внутригосударственные системы здравоохранения и социального развития, возглавляемые соответствующими министерствами, то психологические (личностные) аспекты, как бы «повисли в некоем межведомственном пространстве». Факт включенности личностных факторов в структуру МКФ свидетельствует о значимости их влияния на здоровье, однако они не расшифрованы, не детализированы и в настоящее время не применяются. Это тормозит не только теорию и практику развития личностно-психологиче-ских условий жизнедеятельности и здоровья населения, но и развитие биопсихосоциального подхода в целом. Для восполнения этого пробела необходимо, прежде всего, описать структуру личностных и соматических свойств человека как факторов здоровья. В качестве теоретической основы такого описания целесообразно

использовать нашу теорию системной психологической диагностики и коррекции [2]. Одновременно следует учитывать внешние по отношения к человеку факторы: а) экологической (организменной) и б) социально-культурной среды [1]. В этой связи мы предложили структуру биопсихосоциальных факторов здоровья БПСФЗ (рис.1). Рассмотрим эволюцию ее поуровневого формирования.

1. На начальном этапе эволюции появилась неорганическая материя, которая по мере приобретения свойств организменной среды обусловила дальнейшее появление живой материи. Поэтому в структуре БПСФЗ орга-низменная (экологическая) среда является фундаментом и занимает 1-й (нижний) иерархический уровень.

Рис. 1. Общая иерархическая структура биопсихосоциальных факторов здоровья (БПСФЗ).

2. Позже на этом фундаменте появилась живая материя (сома). Соматические свойства являются гораздо более сложными и высокоорганизованными, чем свойства организменной среды. Поэтому по закону иерархии [2], соматические свойства занимают в структуре БПСФЗ следующий - 2-й иерархический уровень.

3. Для того чтобы выжить, живая материя (сома) постепенно создала орган адаптации к изменениям внешней среды. Таким органом стала нервная система (НС), благодаря которой живой организм получил способность реагировать на эти изменения. НС, с одной стороны, является вершиной и системным интегратором соматических свойств, с другой - соматическим носителем психики. Поэтому свойства НС вместе другими психофизиологическими свойствами (являющимися функциями НС) занимают в структуре БПСФЗ 3-й иерархический уровень.

4. Процессуальным (функциональным) механизмом адаптации является психика, закономерно появившаяся на основе НС. Поскольку психика появилась на основе, а, следовательно, - позже сомы, по закону иерархии она занимает относительно сомы более высокое положение. В структуре БПСФЗ психические (психологические) свойства занимают 4-й, 5-й, 6-й и 7-й иерархические уровни, наименее изученные в биопсихосоциальном подходе.

Наиболее простым механизмом психического отражения являются психические состояния: голода, жажды, экологического дискомфорта (температурного, химического, физического) и т.п. Поэтому психические состояния занимают в структуре БПСФЗ 4-й уровень.

5. Однако адаптационные реакции только через психические состояния часто не являются оптимальными. Поэтому в процессе эволюции появилась способность к ощущению как отражению отдельных свойств предметов внешнего мира, а затем - и к восприятию целостных объектов. Необходимость опознавать внешние и внутренние сигналы, корректировать поведение с учетом предыдущих ошибок обусловила появление памяти, а необходимость планирования предстоящих действий - появление мышления и т.д. В этой связи на основе психических состояний закономерно появились психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.), которые по закону иерархии заняли в структуре БПСФЗ следующий 5-й уровень.

6. Психологические свойства личности образуются в результате многократного повторения психических процессов. Например, личностная внимательность образуется при частом проявлении внимания как психического процесса, решительность - при частом проявлении воли и т.д. Факт образования психологических свойств личности на основе психических процессов и позже них свидетельствует, что по закону иерархии психологические свойства личности находятся на следующем 6-м уровне структуры БПСФЗ.

7. Если предыдущие свойства проявляются в одном индивиде, то социально-психологические свойства (коммуникабельность, референтность, демократизм и др.) проявляются при взаимодействии между несколькими индивидами как членами социальной группы. Согласно закона иерархии, система «А» занимает более высокое иерархическое положение по отношению к системе «Б», если «А» включает в себя «Б» в качестве подсистемы [3], [2]. Это обуславливает более высокое иерархическое положение социально-психологических свойств по отношению к индивидуально-психологическим. Поэтому социально-психологические свойства находятся на следующем 7-м уровне структуры БПСФЗ. Их более высокое иерархическое положение в сравнении с предыдущими свойствами подтверждается и их социальной направленностью, так как согласно закона иерархии, более высокое иерархическое положение занимают свойства, которые на континууме «биологическое - социальное» находится ближе к социальному.

8. Социально-культурная среда включает в себя множество частных социальных групп. Например, интеллигентную социально-культурную среду (интеллигенцию) составляют группы: учителей, писателей, художников, артистов, инженеров и т.д. Согласно закона иерархии, социально-культурная среда занимает по отношению к социально-психологическим свойствам отдельного человека (или группы) более высокое иерархическое положение и находится на следующем 8-м иерархическом уровне структуры БПСФЗ.

Таким образом, вышеописанная структура личностных и соматических свойств (уровни 2 - 7 в общей структуре БПСФЗ) конкретизирует представления о том, какие именно свойства подлежат изучению и коррекции для решения личностных и психосоматических проблем здоровья в контексте биопсихосоциального подхода. Представления о том, как это делать, каковы 72

теоретические требования к методам и аппаратуре для их системного изучения и коррекции, а также подробные описания необходимых психодиагностических и психокоррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр», даны в книге Ю.А. Цагарелли [2]. Целесообразность использования теории и практики системной психологической диагностики и коррекции для решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения в контексте биопсихосоциального подхода обоснована в специальном исследовании [4].

Применение теории и практики системной психологической диагностики и коррекции для изучения и решения проблемы человеческой агрессии.

Агрессия — это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Она служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций [5]. Гигантские масштабы проявления человеческой агрессии в истории человечества, особенно в наше время, обусловили большой интерес к этой проблеме, что проявилось в огромном количестве исследований и публикаций. Однако нельзя считать эту проблему решенной в теоретическом, а тем более в практическом аспектах, что обуславливает ее актуальность.

Теоретическому решению проблемы существенно препятствует отсутствие системных представлений о системной по своей сути человеческой агрессии. В частности, отсутствует системное описание структуры психологических детерминант агрессивного поведения, отсутствует рассмотрение этих детерминант с позиций системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подходов. Для восполнения этого пробела мы описали структуру психологических детерминант агрессивного поведения и ответной реакции на него. В структуру включены внешние детерминанты, к которым относятся социальные детерминанты, а также внешняя (организменная) среда, и внутренние детерминанты, к которым относятся личностные и соматические свойства.

Общая структура детерминант агрессивного поведения (СДАП) аналогична вышеописанной структуре БПСФЗ и потому мы не стали повторять ее рисунок. Отличие структуры СДАП в специфике содержания одноименных уровней, а также в том, что ее высший 8-й уровень содержит социальные факторы. Рассмотрим особенности структуры СДАП.

1. На 1-м уровне СДАП находится организменная среда, от которой зависит удовлетворение соматических потребностей организма: в пище, сне, сексе, тепловом комфорте и т.п. Если организменная среда воспринимается человеком как недостаточная, а поведение контролируется плохо, то для удовлетворения соматических потребностей человек может пойти на агрессивное поведение (насилие, вымогательство, оскорбления). Это следует учитывать при прогнозировании и профилактике агрессивного поведения.

2. На 2-м уровне СДАП находятся соматические свойства, обусловливающие в т.ч. соматические проблемы (болезни, соматические отклонения). Последние могут обусловливать комплекс неполноценности, следствием которого может явиться агрессивное поведение. Еще более опасны психосоматические, а тем более - психические заболевания, которые могут привести к особо агрессивному поведению.

3. На 3-м уровне СДАП находятся психофизиологические свойства, в частности свойства нервной системы (НС), которые проявляются как в самом агрессивном поведении, так и в реакции на него. Человек с сильной НС склонен к доминированию и ради этого может проявить агрессию, направленную на подавление (подчинение) другого человека. Человек со слабой НС больше подходит к роли жертвы агрессии, чем к роли агрессора.

Влияет на агрессивное поведение и баланс НС. Люди возбудимого типа чаще проявляют агрессию, т.к. им сложнее сдерживаться, особенно в ситуации конфликта. Они склонны к эмоциональной «самонакрутке», которая может привести к усилению агрессивности их поведения. Представители же тормозного типа, напротив, реже проявляют агрессию, т.к. им проще сдерживаться. Особую роль играют активация и функциональная асимметрия полушарий головного мозга, обусловливающие адекватность (неадекватность) умственной деятельности, что показано ниже.

4. Психические состояния, занимающие в структуре СДАП 4-й уровень, оказывают на агрессивность поведения особенно сильное влияние. В погоне за желаемыми психическими состояниями человек идет на агрессию и насилие. Так состояние физиологической удовлетворенности достигается путем сексуального насилия; состояние психологического превосходства - путем унижения интеллекта и психики другого человека, в т.ч. члена собственной семьи. Очень агрессивным может быть поведение человека, находящегося в состоянии аффекта. Однако противоположное состояние подавленности и тревоги может вызвать у жертвы агрессивного поведения ответную агрессивную реакцию. Испугавшись реальной или потенциальной опасности, жертва агрессии сама может использовать агрессивные приемы и средства защиты.

5. В свою очередь связанные с ситуацией агрессии состояния чрезмерной психической напряженности могут очень сильно повлиять на психические процессы, находящиеся на следующем 5-м уровне структуры СДАП. Развитие агрессивного поведения по принципу «снежного кома» может привести к парадоксальным реакциям и ошибкам этих процессов (иллюзии восприятия, отказы памяти, ошибки внимания, неточности мышления и т.д.). В ситуации межличностного, конфликта любая из этих ошибок может стать причиной агрессивного поведения. Так агрессию может вызвать ошибочное восприятие поведения собеседника как враждебного.

Экстремальная ситуация конфликта может существенно изменить индивидуальный стиль умственной деятельности конфликтующих. Человек как бы перестает быть самим собой. Так, сильная психоэмоциональная напряженность нередко обусловливает чрезмерное смещение мышления в эмоционально-образную сторону. Это может привести к так называемой «реакции льва»

- психологической разрядка через агрессивное поведение. Отличается неадекватной гипертрофированностью агрессивных проявлений (в т.ч. на мнимые причины), а также возможной направленностью на людей, не причастных к данной ситуации. Одновременно характеризуется скачкообразным повышением физической активности и силы, сокращением времени принятия решения и мгновенным быстродействием. Лица, у которых ситуация конфликта чрезмерно смещает мышление в абстрактно-логическую сторону чаще становятся жертвами агрессивного поведения. Характерное для них удлинение времени принятия решения может стать чрезмерным вплоть до полного «зацикливания». В крайнем случае наступает запредельное торможение вплоть до состояния ступора, что характерно для «реакции кролика». Такой психологически сломленный человек оказывается не в состоянии противодействовать агрессивным воздействиям.

6. На 6-м уровне структуры СДАП находятся психологические свойства личности, многие из которых оказывают влияние на агрессивность поведения, особенно

- склонность к риску и надежность в экстремальной ситуации (ЭС).

Так, высокая склонность к риску является своеобразной личностной опорой агрессивного поведения. Высокая склонность к риску обусловливает погоню за адреналином, стремление удовлетворить самолюбие, отличиться, повысить свой статус, навязать другим соб-

ственный порядок. Опасность получить отпор их не только не пугает, но привлекает, так как рискованный человек активно предпочитает опасный вариант действий безопасному. Присущие агрессии опасность и азарт для них являются больше позитивными, чем негативными категориями. В случаях групповой агрессии высокая рискованность еще более ее увеличивает из-за размывания ответственности, распределяемой между членами группы. Это снижает страх перед последствиями и делает агрессию особенно сильной и опасной. Человек с низкой склонностью к риску старается избегать как роли агрессора, так и роли активного борца с агрессией, так как связанный с агрессией риск вызывает у него психологический дискомфорт.

Свойствами, сдерживающими агрессивное поведение в ситуации межличностного, конфликта являются: психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, устойчивость психомоторики, саморегуляция состояний и мышления, стабильность. Их диагностика и коррекция описаны нами ранее [2].

Существенно влияет на агрессивность и самооценка личности [2]. Человек с сильно завышенной самооценкой отличается агрессивностью, конфликтностью, асоциальным поведением. Это обусловливается стремлением избежать психологического дискомфорта, связанного с понижением самооценки. Любое пожелание или замечание в адрес такого человека может вызвать неадекватный гнев, агрессивное поведение. В крайних проявлениях это может привести к психическим заболеваниям типа шизофрении и паранойи. Человек с сильно заниженной самооценкой чаще становится пассивной жертвой агрессии. Он отличается излишней робостью, неуверенностью в себе, стеснительностью. В ситуациях длительного восприятия проявлений агрессии заниженная самооценка может привести к психическим расстройствам типа психастении.

7. На 7-м уровне структуры СДАП находятся социально-психологические свойства, проявляющиеся при коллективной агрессии. Более агрессивным поведением отличаются люди с большим стремлением к лидерству и меньшей толерантностью. Не способствуют агрессивному поведению ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству, а также тенденция к подавлению агрессии определяемая как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий [6].

8. Социальные факторы находятся на следующем 8-м иерархическом уровне структуры СДАП. К ним относятся: социальное устройство общества, действующее законодательство, действия органов государственной власти, религиозная и расовая политика и др. На этом уровне агрессивное поведение обусловлено реакцией индивида или группы на реальную или мнимую социальную угрозу путем собственных агрессивных действий.

Таким образом, для теоретического решения проблемы человеческой агрессии, как и в предыдущем случае, целесообразно использовать теорию системной психологической диагностики и коррекции, а для практического исследования и коррекции детерминант агрессивного поведения - систему диагностических и коррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр».

Использование системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции для изучения и формирования индивидуального стиля умственной деятельности и его адекватности.

Умственная деятельность обеспечивается работой полушарий головного мозга. При этом суммарная активация полушарий (АП) детерминирует энергетическую составляющую умственной деятельности, а функциональная асимметрия полушарий (ФАП) - ее качественную составляющую и психоэмоциональное состояние

(ПС).

Умственная деятельность - это интеллектуальная деятельность, направленная на познание и решение проблем с помощью познавательных способностей (свойств) индивида: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также эмоциональной сферы, общения (взаимодействия) и умственного компонента психомоторики. Названные свойства образуют структуру умственной деятельности и ее детерминант (рис.2).

Рис.2. Иерархическая структура умственной деятельности и ее детерминант (детерминанты находятся на двух нижних уровнях)

Структура основана на нашей систематизации результатов более ста исследований разных авторов о функциональной специализации полушарий головного мозга [2, С. 131-158]. Процедура диагностики умственной деятельности осуществляется путем измерения активации и ФАП с помощью АПК «Активациометр» и аналогична процедуре диагностики мышления, описанной в нашем учебном пособии [20].

Индивидуальный стиль умственной деятельности (ИСУД) - это устойчивая система способов умственной деятельности, обусловленная индивидуально-типологическими особенностями функционирования головного мозга человека. Основным индикатором качественной (содержательной) характеристики ИСУД является индивидуально-типологический показатель ФАП. Поскольку функции правого и левого полушарий у правшей и левшей имеют значимые отличия, при постановке диагноза следует учитывать ведущую руку, а в случае амбидек-стрии - и ведущий глаз. Индикатором количественной (энергетической) характеристики ИСУД является индивидуально-типологические показатели АП и ПС.В этой связи процедура диагностики ИСУД включает в себя диагностику индивидуально-типологических показателей АП, ФАП и ПС, а также диагностику ведущей руки (а в случае амбидекстрии - и ведущего глаза). С целью сокращения времени диагностики индивидуально-типологических показателей АП, ФАП и ПС можно использовать моделирование типичных ситуаций. Для этого предложите испытуемому мысленно представить типичную для него ситуацию (общение с ребенком, завтрак на кухне, прогулка с собакой, поливание цветов и т.п.). В случае затруднения, можно помочь испытуемому путем предъявления соответствующего вопроса, фотографии, видеоряда. После того, как воображаемая модель типичной ситуации будет создана, измерьте ситуативный показатель АП, ФАП и ПС. По результатам 10 фоновых замеров программа выдаст подробное описание индивидуально-типологических показателей АП, ФАП и ПС, а также ИСУД.

ИСУД имеет три основные типа: 1) абстрактно-логический, характеризующийся значимым преобладанием абстрактно-логической составляющей над пространственно-образной; 2) пространственно-образный, ха-74

рактеризующийся значимым преобладанием пространственно-образной составляющей над абстрактно-логической; 3) средний (смешанный), характеризующийся отсутствием значимых различий между абстрактно-логической и пространственно-образной составляющими. Степень преобладания одной составляющей умственной деятельности над другой может иметь разную выраженность. ИСУД отражает типичные и предпочтительные для данного человека способы умственных действий. Этим он отличается от ситуативного показателя умственной деятельности, отнюдь не всегда типичного и предпочтительного.

Для примера приведем компьютерный отчет и рекомендации по результатам диагностики ИСУД испытуемого Н., имеющего средний тип ИСУД (характеризуется отсутствием значимых различий между абстрактно-логической и пространственно-образной составляющими.

1. Мышление. Для испытуемого более предпочтителен смешанный тип мышления, где в равной мере представлено как абстрактно-логическое и словесное мышление, так и эмоционально-образное и пространственное мышление. Такое мышление в равной мере осуществляется как путем последовательного выстраивания цепочек, алгоритмов, оперирования фактом, деталью, символом, знаком, так и путем оперирования чувственными образами и эмоциями. Решения должны быть основаны на предшествующем рациональном анализе, но при необходимости возможна опора на интуицию. Оно осуществляется в среднем темпе: более быстром, чем абстрактно-логическое, но более медленном, чем пространственно-образное.

2. Воображение. При формировании сложной мысленной модели у испытуемого в равной мере должны быть задействованы как сукцессивный (распределенный во времени) процесс установления причинно-следственных связей и логических умозаключений, так и способность симультанно (одномоментно) схватывать информацию в целом, восстанавливать целое по его частям.

3. Речь. Речь испытуемого должна быть в равной мере связана как с непосредственным формированием логической структуры высказывания, с его грамматическим оформлением, так и с непосредственной и непроизвольной организацией речевых процессов, с эмоциональной окраской целостного высказывания. Внешнюю и внутреннюю речь ему лучше строить на сочетании образности и логического структурирования.

4. Общение и взаимодействие. Испытуемый имеет средний уровень потребности к общению, которое может осуществлять как в вербальной, так и в невербальной форме. Решения в области общения и взаимодействия в равной мере могут быть основаны как на предшествующем рациональном анализе, так и на интуитивном чувстве. При этом аналитические решения принимаются гораздо медленнее интуитивных.

5. Память. Испытуемый в равной мере может использовать как словесно-логическую, так и зрительно-пространственную память. Он в равной мере может опираться как на абстрактное, обобщённое, инвариантное узнавание вербальных стимулов, так и на конкретное узнавание невербальных стимулов. Он с равной успешностью может использовать как непосредственное, так и отсроченное воспроизведение запоминаемого материала.

6. Восприятие. Испытуемый в равной мере склонен как к аналитическому, последовательному восприятию, так и к образному, синтетическому, целостному восприятию действительности без её дробления (т.е. к восприятию целостного гештальта), а также к изоморфному (многозначному), чувственному восприятию качества предмета. Он в равной мере ориентируется как в прошлом, так и в будущем. С равной успешностью воспринимает объекты, находящиеся как в правом поле зрения или в правой руке, так и находящиеся в левом поле зрения или в левой руке._

7. Психомоторика. Испытуемый в равной мере может реализовать как произвольное управление психическими функциями, так и непроизвольное, автоматизированное управление. Зрительно-конструктивная деятельность (например, комбинирование кубиков и т.п.) может одинаково выполняться им как правой рукой, так и левой.

8. Эмоциональная сфера. Испытуемый может испытывать в равной мере как положительные, так и отрицательные эмоции. Поэтому его эмоциональная сфера может включать достаточно широкий набор эмоций: от гиперстенических эмоций (эйфория, мания, гнев) до астенических эмоций (печаль, тоска, апатия, страх, тревога, подавленность, озабоченность, нетерпимость, отчаяние).

Адекватность ИСУД. В умственной деятельности индивида отнюдь не всегда достаточно полно и продуктивно используется его генетический потенциал. Этим во многом объясняется удручающе низкий процент (от 6 до 10%) реализации людьми своих генетических возможностей. Важнейшим способом повышения этого показателя для повышения успешности в любом виде деятельности (поведения) является формирование адекватного ИСУД. Под адекватным индивидуальным стилем умственной деятельности человека мы понимаем такой индивидуальный стиль, который соответствует индивидуально-типологическим особенностям функционирования его мозга.

Общепринятым индикатором индивидуальных особенностей функционирования мозга являются показатели активации и функциональной асимметрии полушарий (АП и ФАП). Если сравнить типологический показатель АП и ФАП с показателем АП и ФАП в процессе какой-либо деятельности (поведения), то можно получить информацию об адекватности ИСУД (или умственного компонента любой деятельности (поведения) типологическим особенностям данного испытуемого. Чем в большей мере типологический показатель АП и ФАП человека совпадает с деятельностным (поведенческим) показателем, тем в большей мере ИСУД соответствует индивидуально-типологическим особенностям функционирования его мозга, т.е. тем ИСУД адекватнее и эффективнее. Адекватность ИСУД может быть общей и частной (ситуативной). Для выявления общей адекватности ИСУД следует сопоставить типологический показатель АП и ФАП с деятельностно-стереотипным показателем (т.е. среднеарифметическим показателем ряда измерений в исследуемой деятельности (поведении). Для выявления частной адекватности ИСУД следует сопоставить типологический показатель АП и ФАП с ситуативным (частным) показателем АП и ФАП.

О неадекватности ИСУД свидетельствует существенное рассогласование между типологической и ситуативной (деятельностной) характеристиками АП и ФАП. Неадекватный ИСУД обусловливает незаинтересованность, психологический дискомфорт, монотонию и другие нежелательные явления, приводящие к низкой эффективности деятельности. Нередко можно наблюдать, как родитель, педагог, тренер или мастер производственного обучения, реализуя принцип «делай, как я», формирует неадекватный, пагубный для воспитанника ИСУД. Воспитанник в данной ситуации напоминает огуречное семя, из которого всеми средствами пытаются вырастить апельсин. Это нивелирует личность, ухудшает результат и отнимает массу напрасно потерянного времени.

Диагностика адекватности ИСУД не требует отдельной процедуры исследования. Для получения диагноза и заключения достаточно щелкнуть по клавише «Адекватности индивидуального стиля умственной деятельности» в экранной форме «Измерение АП, ФАП и ПС».

Для примера приведем компьютерный отчет по результатам диагностики адекватности ИСУД испытуемо-

го Н.

1. По качественной (содержательной) характеристике ИСУД данный испытуемый характеризуется недостаточной адекватностью ИСУД, так как ситуативный показатель умственной деятельности недостаточно соответствует вышеописанной индивидуально-типологической характеристике. Имеющееся рассогласование проявляется в излишнем усилении абстрактно-логической и словесной составляющей за счет неадекватного понижения роли пространственно-образной составляющей. Поэтому необходимая коррекция умственной деятельности должна осуществляться путем понижения абстрактно-логической составляющей за счет повышения пространственно-образной составляющей. Например, при решении умственных задач некоторые представления логических структур можно заменить пространственными образами, а словесные описания переводить на язык зрительных представлений. Можно шире использовать интуицию. Эталоном, к которому нужно стремиться в процессе коррекции, является вышеописанная индивидуально-типологическая характеристика умственной деятельности.

2. По энергетической характеристике ИСУД данного испытуемого характеризуется значимым повышением энергетической напряженности. Об этом свидетельствует факт значительного превышения деятельностных показателей АП и ПС над индивидуально-типологическими. Это указывает на существенную неадекватность ИСУД, выражающуюся в повышенной активации и чрезмерной психоэмоциональной напряженности, что снижает продолжительность работоспособности из-за чрезмерных энергетических затрат и может явиться причиной аварии из-за скованности психомоторики и повышения склонности к риску.

Существенно и то, что чрезмерная психоэмоциональная напряженность негативно влияет на состояние здоровья человека. Большинство психосоматических проблем обусловлено наличием общих звеньев в механизмах психических и соматических регуляций. Так, при психогениях всегда наблюдаются вегетативные дисфункции. Как выявлено М.В. Коркиной, чрезмерная психоэмоциональная напряженность может ухудшить соматическое состояния, что ухудшает психическое состояние, усиливая тревогу и вызывая депрессию. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению соматического состояния. Вследствие всего этого формируется так называемый психосоматический цикл, в котором психогенное и соматогенное поочередно выступает в форме то причины, то следствия. В этой связи рекомендована коррекция ПС для снижения психоэмоциональной напряженности с помощью АПК «Активациометр» [2].

В заключение отметим, что по логике «от общего -к частному», выше обозначены разные варианты использования положений системной психологической диагностики и коррекции для постановки проблемы, выявления имеющихся недостатков, системных описаний структуры, функций и генезиса предмета исследования и его компонентов, а также для проведения соответствующих процедур исследования и коррекции с помощью АПК «Активациометр».

В этой статье описаны лишь некоторые направления использования теории и практики системной психологической диагностики и коррекции как универсального инструмента научной и практической психологии. Не менее интересны факты использования этой системы в музыкальной психологии [7, 8, 9]; в психологии деятельности специалистов экстремального профиля [10, 11]; в теории и практике экспериментальной психологии [12]; в юридической психологии [13, 14]; в полиции [15]; в учреждениях социального обслуживания [16]; в центре подготовки космонавтов [17]; в психологии спорта [10, 17]; в педагогической психологии [10, 17]; в медицине [10, 17] и мн. др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICFDH). - Geneva. - WHO. - 2001.

2. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. - Казань.: «Познание» ИЭУП, 2009.- 492 с.

3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. - 176 с.

4. Цагарелли Ю.А. Современная методология системно-психологического изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения. // Современная эколого-антропологическая методология изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения. Казань: Изд-во «Бриг», 2011. - С.165-169.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

6. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» - М., 1995. - 167с.

7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности (учебное пособие). - С-Пб: Композитор, 2008. - 368 с.

8. Сулейманов Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. - Казань: «Познание» ИЭУП, 2010.- 328 с.

9. Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов. Автореф. Дисс ... д. пс.н., М, 2009. - 47 с.

10. Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр» / под ред. Ю.А. Цагарелли, Р.Ф. Сулейманова. - Казань: «Познание» ИЭУП, 2009. - 296 с.

11. Цагарелли Е.Б. Практические аспекты системной психолого-педагогической диагностики надежности в экстремальной ситуации в образовательном процессе военных вузов // Образование и саморазвитие (научный журнал). - Казань: ЦИТ, 2012. - № 6 (34). - С. 172-178.

12. Цагарелли Ю.А. Теория и практика создания аппаратурных диагностико-коррекционных систем для экспериментальной психологии» // Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В. А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - Т. 1. С.321-337.

13. Цагарелли Ю.А. Методика психологического анализа произведений средств массовой информации о судебной власти (пособие для проведения экспертизы). -Казань, Поволжское отделение РАО, 2000. - 28 с.

14. Цагарелли Ю.А. Системная детекция лжи как эффективное средство борьбы с коррупцией // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 111-115.

15. Tsagarelli Yu.A. Systemova psychologicka diagnos-tika//Zbornik. Z 5. Medzinarodneho ymposia konaneho dna. Bratislava: Akademia policajneTO zboru, 2001. Str.59-65.

16. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Теория и практика системной психологической диагностики в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (уч. пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания). - Казань, Мин. соц. защиты РТ, 2003.- 162 с.

17. Сертификаты и заключения на прибор для системной диагностики и коррекции человека «Активациометр». Казань.: МНПО «Акцептор», 2010. -70 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SYSTEMIC INSTRUMENTAL PSYCHODIAGNOSTICS AND CORRECTION AS UNIVERSAL

PSYCHOLOGICAL TOOL

© 2014

Yu.A. Tsagarelli, doctor of psychological science, professor of the chair "Psychology Labour and Entrepreneurship"

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: On examples of solution different scientific and practical psychological problems illustrated how to use the theory and practice of systemic instrumental psychological diagnosis and correction as a new universal tool in various branches of scientific and practical psychology. Are described ways of using a systemic-structural, systemic-functional and system-genetic approaches for psychological diagnosis and correction. Showing diagnostic and correction possibilities hardware-software complex "Aktivatsiometr."

Keywords: systemic instrumental psychodiagnostics and correction, a systemic approach, a biopsychosocial approach, structure determinants of aggressive behavior, the structure and adequacy of intellectual activity, hardware-software complex "Aktivatsiometr".

УДК 159.9.072

КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ В БИЗНЕСЕ

© 2014

Г.В. Юсупова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация. На успешность современного лидера, управленца в большей степени влияет уровень его эмоциональной компетентности, а не академический интеллект. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю усилить влияние на человеческий ресурс, используя свои эмоции и эмоции подчиненных, что в итоге приводит к повышению эффективности их деятельности.

Ключевые слова. Эмоциональная компетентность, коэффициент эмоциональности, саморегуляция, рефлексия, эмпатия, управление отношениями, эмоциональный менеджмент, организационный климат, успешность руководителя.

В наши дни человек в организации все чаще рассматривается не просто как «винтик», «должность», работник с определенным набором функций, а как многогранная личность, наделенная не только разумом, но и эмоциями. Управление персоналом - одна из самых эмоционально насыщенных профессий. Современный лидер, если он хочет быть действительно эффективным, должен уметь управлять эмоциями, как своими, так и своих сотрудников.

Каждый успех — это чувство удовлетворения и положительных эмоций. Способность вызвать положи-

тельные эмоции не только у себя, но и у окружающих — типичное свойство эмоционально зрелых людей. И оттого, насколько эффективно используются чувства, эмоции, состояния сотрудников в организации, часто зависит результат их труда и вклад в бизнес-успех организации в целом.

В последние годы в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в эмоционально-социальной области. На уровне допущения и теоретического построения данный вид способностей действительно выглядит чрезвычайно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.