ТА. Трифонова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ .
PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS CONCERNING NATURAL OBJECTS
© 2013 T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of economy, management and law, Kazan (Russia)
Annotation: The article considers a phenomenon of ecological culture, the role of attitude. Results of research of ecological attitude of school students are given. It is shown that pragmatical attitude in relation to the nature amplifies with age school students.
Keywords: ecological consciousness, ecological culture, ecological attitude, greening of individual consciousness.
УДК 37. 015.3
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2013
Е.Б. Цагарелли, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Институт экономики управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Использование квалиметрических методов при проектировании системы психолого-педагогиче-ской диагностики и коррекции личности в образовательном процессе высшей профессиональной школы позволило разработать целостную технологию мониторинга развития и формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, эффективности педагогических воздействий, обеспечивая количественную оценку на каждом этапе профессионального становления.
Ключевые слова: квалиметрический подход, система психолого-педагогической диагностики и коррекции личности, принцип континуума, принцип моделируемости, принцип стандартизации.
В современной России, в период ее интеграции в мировое образовательное пространство, глобальной модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения новых государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования существенно возрастает актуальность проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Профессиональная подготовка таких специалистов - сложная и наиболее значимая проблема среднего и высшего профессионального образования.
Система психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе позволяет продвинуть решение этой проблемы. Ее реализация в системе высшего и среднего профессионального образования способствует индивидуализации, адресности профессиональной подготовки специалистов, оптимизации педагогического процесса, существенно повышая его эффективность. Фундаментом для ее построения послужили основные положения системного подхода (системно-функционального, системно-структурного, системно-генетического) [1]. Теоретическим основанием для создания СППДК личности в образовательном процессе послужили также личностно-ориентированный, интегративный и квали-метрический подходы в педагогике [2,3].
Под квалиметрическим подходом понимается методологическое направление научного исследования, которое обеспечивает разработку комплексных, количественных оценок качества любых объектов, явлений или процессов.
В настоящее время сформировались различные направления квалиметрии: географическая квалиметрия, социальная квалиметрия и т.п. В качестве самостоятельного направления можно определить и педагогическую квалиметрию, которая понимается как область научного знания по применению квалиметрических методов к оценке психолого-педагогических объектов. Основные идеи современной квалиметрии в педагогике заложены в работах как отечественных (С.И. Архангельский,
Н.В. Акинфиева, И.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, Н.М. Розенберг и др.) так и зарубежных (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Гласс, Дж. Стэнли и др.) ученых.
Педагогическая квалиметрия тесно связана с такими науками как педагогика, психология, социология, мате-
матика, кибернетика и др. В частности, для получения достоверных результатов педагогических научных исследований она привлекает математические методы многомерного статистического, факторного и корреляционного анализа.
Рассмотрим реализацию основных положений квалиметрии в проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе.
Так первое положение квалиметрии утверждает, что подход к качеству как к единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры этого качества [4]. Предметом проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе является психологическая структура личности, в которой иерархически представлены следующие уровни: психофизиологические свойства, психические состояния, психические процессы, психологические свойства личности, социально-психологические свойства, которые в свою очередь имеют подуровни. Эта психологическая структура личности основана на положениях системно-генетического анализа процесса эволюции живой природы и человека. Последующее научное исследование с помощью ква-лиметрических методов взаимосвязей между ее структурными компонентами, выявление детерминант, сим-птомокомплексов, удельного веса каждого компонента позволяет построить научно обоснованную, а не умозрительную иерархию уровней психологической структуры личности [5].
Второе положение квалиметрии касается теоретического признания практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного или интегрального качества. Реализация проектируемой нами системы СППДК личности в образовательном процессе осуществляется двумя основными путями: с помощью аппаратурных и бланковых методов. В качестве основных предполагается использование аппаратурных методик, осуществляемых с помощью аппаратурно
- программного комплекса (АПК) «Активациометр». Общеизвестными достоинствами аппаратурных методик является их высокая точность, достоверность, валидность, надежность, а также быстрота проведения.
Однако охватить все исследуемые и корректируемые свойства с помощью аппаратуры в настоящее время не представляется возможным, поэтому мы также включили в СППДК и бланковые методики. Проектирование СППДК личности в образовательном процессе мы осуществляли с учетом таких принципов отбора и создания психодиагностических и психокоррекционных методов как принцип континуума и принципа стандартизации [6,7].
Согласно принципа континуума, результат любой диагностики или коррекции представляет собой точку на непрерывном континууме диагностируемого или корректируемого свойства или качества. Предпочтительнее методы регистрации и обработки данных, которые позволяют предоставить результат психодиагностики или психокоррекции в виде цифры на шкале, которая характеризуется достаточно большим диапазоном и малой ценой деления. Результаты психодиагностических и психокоррекционных методик, осуществляемых с помощью АПК «Активациометр», отражаются в баллах 25-балльной шкалы с точностью до 0,1 балла.
Принцип стандартизации предполагает целесообразность приведения результатов диагностики и коррекции различных параметров к стандартной шкале, дающей возможность отразить степень выраженности свойства в единой системе отсчёта. В АПК «Активациометр» вышеуказанная 25-балльная шкала является единой системой отсчёта и интерпретации результатов всех психодиагностических и психокоррекционных методик. Причем в этой единой шкале могут быть представлены результаты психолого-педагогической диагностики как отдельных свойств личности, так и ее интегративных качеств. Например, надежность в экстремальной ситуации является интегративным качеством личности, ее структуру составляют: надежность психомоторной деятельности, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, саморегуляция психических состояний и мыслительной деятельности, стабильность. Результаты диагностики как интегративного показателя надежности в экстремальной ситуации, так и всех названных компонентов ее структуры представлены в единой 25-балльной шкале.
Третьим положением квалиметрии, реализуемым в СППДК личности в образовательном процессе, является признание практической необходимости методов количественной оценки для решения задач планирования и контроля на различных уровнях управления образовательным процессом [4, с. 34]. Важнейшей системообразующей функцией СППДК личности в образовательном процессе высшей школы является диагностическая функция, т.к. без психолого-педагогической диагностики невозможно качественно реализовать другие функции СППДК (коррекции, целевой ориентации, формирования и др.). Более того, первостепенной задачей пси-холого-педагогической диагностики в образовательном процессе является обеспечение процессов образования, обучения и воспитания обратной связью, которая позволяет эффективно эти процессы организовывать и в дальнейшем управлять ими. На основе результатов пси-холого-педагогической диагностики осуществляется мониторинг начального, текущего и итогового уровня развития профессионально-важных качеств и психологических свойств личности студентов в образовательном процессе.
По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Прилагать усилия на развитие или коррекцию данного качества имеет смысл только в том случае, если его выраженность недостаточна для успешного осуществления учебной или (и) профессиональной деятельности.
Мониторинг текущего уровня развития профессио-
нально-важных качеств и психологических свойств необходим для осуществления оперативной обратной связи в процессах обучения и воспитания и развития. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами.
Диагностика итогового уровня развития профессионально-важных качеств и психологических свойств личности студентов необходима для оценки эффективности формирования (коррекции) их в ходе образовательного процесса в ВУЗе, так же для принятия решения о необходимости дальнейшего развития (коррекции) этих качеств.
Е.В. Яковлев [8] включает в квалиметрический подход, базирующийся на концептуальных положениях и методах педагогики, три основных компонента: теории измерения, теории моделирования и математической статистики. Это позволяет не только внести необходимую строгость, четкость в понимание исходных данных, постановку исследовательских задач, их решение, интерпретацию полученных результатов, но и осуществлять прогнозирование, что значительно повышает эвристическую ценность педагогических исследований. Только при комплексном использовании всех трех составляющих квалиметрического подхода эти теории взаимно дополняют и обогащают друг друга, придавая исследованию необходимую строгость и целостность, что дает максимальный эффект, позволяет достичь значительных результатов.
Практическую реализацию комплексного использования теории измерения, теории моделирования и математической статистики при проектировании СППДК личности в образовательном процессе можно продемонстрировать на примере психологического сопровождения развития надежности в экстремальной ситуации (НЭС) в процессе обучения курсантов военных вузов. Надежность в экстремальной ситуации является одним из основных профессионально важных качеств будущих военных специалистов, чья деятельность часто носит экстремальный характер.
Ю.А. Цагарелли рассматривает НЭС как свойство человека безошибочно, устойчиво и с необходимой точностью выполнять поставленную задачу в условиях экстремальной ситуации. НЭС является комплексной, интегративной характеристикой личности и изучать ее необходимо с позиций системного подхода. Ее структуру составляют: надежность психомоторной деятельности, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, саморегуляция психических состояний и мыслительной деятельности, стабильность. Все названные компоненты структуры НЭС диагностируются с помощью универсальной методики Ю.А. Цагарелли, реализуемой на АПК «Активациометр АЦ - 9К» [9].
Эта психодиагностическая методика создана с учетом принципа моделируемости, который предполагает, во-первых, правомерность и целесообразность осуществления психодиагностики и психокоррекции в условиях моделирования соответствующей деятельности (ситуации). Моделирование экстремальной ситуации оправдано при исследовании и формировании качеств, обеспечивающих надежность человека в таких ситуациях, когда диагностика (или коррекция) в реальной, угрожающей жизни и здоровью обстановке опасна или невозможна. Во-вторых, этот принцип предполагает целесообразность использования упрощенных моделей, взаимодействие которых отражает сложное свойство. Итоговая оценка НЭС, а тем более, ее комплексное формирование осуществляется путем предварительной диагностики (формирования) ее компонентов, так как интегральный показатель надежности (сложное свойство) отражает только общие тенденции, постепенно конкретизируемые при переходе к анализу отдельных компонентов надежности (психоэмоциональной устойчивости, стабильности, саморегуляции и др.).
В эмпирическом исследовании приняли участие три
группы испытуемых. Первую группу испытуемых составили 120 представителей правоохранительных органов (УГПС, УИН, ОВД); вторую - 150 представителей гражданских профессий (работники торговли, учителя и др.) и третью - 180 курсантов Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ).
Результаты измерений компонентов НЭС переводились в единую 25-балльную шкалу, что позволяло выявить явную или недостаточную выраженность того или иного параметра.
На основе результатов математической обработки эмпирических данных, полученных с помощью квали-метрических методов (подсчет удельного веса каждого компонента) было установлено, что структура НЭС не является жестким инвариантным психическим образованием, иерархия ее компонентов достаточно динамична и имеет свою специфику, в зависимости от определенной профессиональной деятельности человека [10]. Нами установлено, что удельные веса компонентов НЭС у представителей разных профессиональных групп имеют различия.
Например, саморегуляция психических состояний существенно выше у представителей правоохранительных органов и курсантов военного училища (соответственно 21% и 20%,), а у представителей гражданских профессий только 14%. Тогда как удельный вес устойчивости мышления в структуре надежности в экстремальной ситуации выше у представителей гражданских профессий (21%), а у представителей правоохранительных органов и курсантов военного училища ниже (17%). Это говорит о специфических особенностях удельных весов компонентов НЭС у представителей различных профессий.
Важно также отметить, что компоненты НЭС оказывают различное влияние на деятельность и поведение человека в сложных условиях. При этом степень воздействия того или иного компонента прямо пропорциональна его удельному весу в структуре НЭС: чем больший удельный вес имеет рассматриваемый компонент, тем больше эго влияние.
Интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации после математической обработки также представлен в 25-балльной шкале.
Одной из самых сложных проблем педагогических исследований является проблема количественной оценки качественных показателей. Решение этой проблемы лежит в привлечении квалиметрических методов для получения первичных эмпирических данных и их последующей математической обработки. Математически обоснованные результаты позволят научно подтвердить (или опровергнуть) выдвинутые педагогом-исследова-телем гипотезы, снизить субъективность, размытость оценок исследуемых качественных показателей, тем самым повысив объективность формулируемых выводов.
Использование квалиметрических методов в СІ II личности в образовательном процессе позволяет разработать технологию мониторинга развития профессионально важных качеств будущих специалистов, эффективности педагогических воздействий, обеспечивая количественную оценку на каждом этапе профессионального становления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цагарелли E. Б. Системный подход как теоретико-методологическая основа системы психолого-педаго-гической диагностики и коррекции // Мир образования
- образование в мире. - Москва - 2011. № 4. - C. 165-172.
2. Цагарелли E. Б. Личностно-ориентированный подход в проектировании и реализации системы пси-холого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. - 2012. № 6. - C. 73-76.
3. Цагарелли E. Б. Интегративный подход в проектировании и реализации системы психолого-педаго-гической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2; URL: www.science-education. ru/107-8328.
4. Азгальдов Г.Г. и др. Kвалиметрия — наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. 196В. № 1. - С. 34-35.
5. Цагарелли E^. Структура системы психологопедагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; URL: www.science-education.ru /102-5708.
6. Цагарелли Ю.А., Цагарелли E^. Теоретические основы отбора, создания и оценки качества методик для системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // ^занская наука. № 10. - ^зань: ^затекий Издательский Дом, 2012. - С. 17-23.
7. Цагарелли Ю.А., Цагарелли E^. Валидность методик как критерий качества системы психолого-педаго-гической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // ^занская наука. №11. - ^зань: ^затекий Издательский Дом, 2012. - С. 16-22.
В. Яковлев E3. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 199В. - 136 с.
9. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. Kазань: «Познание» ИЭУП, 2009. - 492 с.
10. Цагарелли E^. Структура надежности в экстремальной ситуации и ее интегрального показателя // Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр». Kазань. Изд-во «Познание» ИЭУП, 2009. - С. 5В-69.
QUALIMETRIC APPROACH IN PROJECTION AND REALIZATION SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL - PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL PROCESS
© 2013 E.B. Tsagarelli, candidate of psychological science, associate professor of the chair “General Psychology”
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Using qualimetric methods when designing a system of psychological - pedagogical diagnostics and correction of the person in the educational process of higher professional school makes it possible to develop technology holistic monitoring formation of professionally important qualities of future specialists, efficiency pedagogical actions, providing quantitative evaluation at each stage of professional formation.
Keywords: qualimetric approach, the system of psycho-pedagogical diagnostics and correction of the person, the principle of the continuum, the principle of modeling, the principle of standardization.