Научная статья на тему 'Отношение к здоровью молодых специалистов на первом этапе осуществления профессиональной деятельности'

Отношение к здоровью молодых специалистов на первом этапе осуществления профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ИНТЕРНАЛЫ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ATTITUDE TO HEALTH / INTERNALS / YOUNG PROFESSIONALS / AN ANALYSIS OF EMPLOYMENT / PROFESSIONAL OCCUPATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старовойтова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается отношение к здоровью молодых специалистов на начальном этапе осуществления профессиональной деятельности. Дается литературный анализ структуры отношения к здоровью. Выявлены и охарактеризованы различия отношения к здоровью мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Старовойтова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO HEALTH OF YOUNG PROFESSIONALS AT THE FIRST STAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper considers the relationship to the health of young professionals. We give a literary analysis of the structure of health behavior. Identified and characterized differences in health behavior of men and women.

Текст научной работы на тему «Отношение к здоровью молодых специалистов на первом этапе осуществления профессиональной деятельности»

Ф.А. Саглам

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ..

психолого-педагогическое направление

7. Морнов К.А. Интерактивное обучение как педа- Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 218-221. гогическое условие развития личностно-профессиональ- 8. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в

ной компететности будущих педагогов // Вектор науки полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский

Тольяттинского государственного университета. Серия: научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.

INTERACTIVE METHODS STUDY SECTIONS PRACTICE-PSYCHO-PEDAGOGICAL DISCIPLINES

© 2014

F.A. Saglam, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Using interactive forms and methods in education can not only increase the knowledge and skills of students, but also reveal their new opportunities, develop a variety of skills, which is a prerequisite for improving competencies. Use in preparing students psychological faculty of interactive methods is the most effective means of forming qualities such as communication skills, leadership, the ability to analyze in a short time a large amount of disordered information, make decisions under stress and lack of information.

Keywords: interactive learning, students, education, knowledge, skills, method.

УДК 159.923

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2014

С.Ю. Старовойтова, старший преподаватель кафедры психологии развития и психофизиологии

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается отношение к здоровью молодых специалистов на начальном этапе осуществления профессиональной деятельности. Дается литературный анализ структуры отношения к здоровью. Выявлены и охарактеризованы различия отношения к здоровью мужчин и женщин.

Ключевые слова: отношение к здоровью, интерналы, молодые специалисты, анализ занятости, профессиональная деятельность.

Изучение отношения к здоровью молодых специалистов является одной из главных задач профилактики и коррекции профессиональных заболеваний и болезней у современных рабочих. Здоровый образ жизни современных молодых специалистов (интерналов) имеет не только оздоровительное направление, но и большое экономическое значение. На сегодняшний день большинство интерналов понимает значение здорового образа жизни, однако, не придерживается такого образа жизни. Это происходит по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому, исследование отношения интерналов к своему профессиональному здоровью является на сегодняшний день особенно актуальным.

Понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие концепты, как «субъективное благополучие», «психологическое благополучие», «качество жизни», «удовлетворенность», а также термин «внутренняя картина здоровья» (Каган В.Е., 1993; Смирнов В.М., 1994; Резникова Т.Н., Ананьев В.А, 1998). Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой - многообразие принципов и путей исследования, а также неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это, на наш взгляд, вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления. Отметим также, что проблема научного

изучения здоровья осложняется междисциплинарным характером данного вопроса, который разрабатывается не только в психологии, но и в социологии, философии, психиатрии, педагогике и т.д.

Сравнение определений понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья» (ВКЗ) позволяет рассматривать их как синонимичные. Однако, в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношения к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. «Отношение к здоровью», по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие ВКЗ [1] . Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жиз-

недеятельности человека, его влияние на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции.

Развитие отношения к здоровью - процесс длительный, детерминированный двумя группами факторов. Внешними - характеристиками окружающей среды, в том числе особенностями социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек и внутренними - индивидуально-психологическими и личностными особенностями человека, а также состоянием его здоровья [2] .

Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает как внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза. Причем, по мере накопления социального и профессионального опыта регулирующая функция отношения совершенствуется.

Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, отношение к здоровью содержит в себе три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [3]. Все компоненты или уровни отношения тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на развитие каждого из них в отдельности. В литературе нет единодушного мнения относительного того, в какой последовательности развиваются вышеназванные уровни в процессе индивидуального развития. Результаты ряда исследований позволяют предположить, что их развитие происходит параллельно. Но на каждом этапе жизнедеятельности человека какой-то уровень выходит на первый план и играет решающую роль для определения особенностей двух других, видоизменяя и развивая их.

В соответствии с теоретической концепцией В.Н.Мясищева (1960) отношение является плодом индивидуального опыта и образуется по механизму временной связи. Таким образом, образовавшись в процессе индивидуального развития, оно никогда не исчезает полностью, но может быть заторможено или перестроено (Личко А.Е, 1977). Однако, коррекция неблагопри-

психолого-педагогическое направление

С.Ю. Старовойтова

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

ятных особенностей того или иного отношения - это длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное развития правильного отношения к здоровью вообще и профессиональному здоровью в частности на ранних этапах как индивидуального, так и профессионального развития личности [4-8] (в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе, а также в процессе профессионального самоопределения).

В данной статье представлены фоновые результаты пилотажного исследования отношения к здоровью молодых работников газового оборудования города Казани, в возрасте от 25 до 35 лет, со стажем работы от 3 до 10 лет (30 мужчин и 30 женщин). Данная категория работников по профессиональному статусу относится к «интерналам» и входит в группу профессий типа «человек-техника» (по классификации Е.А.Климова).

В исследовании использовались: опросник «отношение к здоровью» (Березовская Р.А.), психодиагностическая методика «анализ занятости» (Рубинштейн С.Я.).

Опросник «отношение к здоровью» отражает психологические особенности отношения человека к своему здоровью, включает 9 блоков по 5-10 факторов в каждом.

Анализ результатов проводится на основании количественного анализа полученных данных по каждому блоку и каждому фактору.

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности. Так как гипотетически предполагалось, что женщины и мужчины могут отличаться по отношению к своему здоровью, то в таблице 1 мы представили их результаты отдельно.

Анализируя данные таблицы 1 можно видеть, что по большинству показателей результаты мужчин и женщин идентичны, за исключением 18 из 68, что составляет всего 26,5%. Рассмотрим результаты по каждому блоку факторов. По первому блоку все молодые рабочие в равной мере оценивают влияние информации на осведомленность в области здоровья из таких источников, как СМИ, врачи, газеты, популярные книги о здоровье. Однако мужчины больше ценят информацию о здоровье, получаемую от друзей и знакомых, чем женщины (при р=0,05). По второму блоку, оценивая факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья, все интерналы в первую очередь отметили «образ жизни»(5,94-6,12, из 7 баллов), далее - экологическую обстановку, качество медицинского обслуживания, профессиональную деятельность, не достаточную заботу о своем здоровье. Мужчины отметили, что в большей мере на состояние здоровья влияют «вредные привычки»(6,48 баллов), женщины же отметили пагубное влияние особенностей питания (5,9 балла), различия по этим показателям достоверно значимы на уровне 95%. Здесь необходимо отметить, что все интерналы осознают, что недостаточно заботятся о своем здоровье. Когда со здоровьем все благополучно (последующие блоки), испытуемые оценивают свое состояние положительно, отмечая, что испытывают чувство внутреннего удовлетворения, чувство уверенности в себе, спокойствие.

Женщины при этом на высоком уровне достоверности по сравнению с мужчинами отмечают свое спокойствие. При ухудшении состояния здоровья, женщины чувствуют себя расстроенными, раздраженными, подавленными. Мужчины же отмечают, что они спокойны. Данные различия достоверны на высоком уровне значимости. При недомогании женщины в первую очередь обращаются к врачу и принимают меры исходя из своего

прошлого опыта. Мужчины же стараются не обращать серьезного внимания на недомогание, и сами принимают меры исходя из своего прошлого опыта, а по случаю обращаются за советом к друзьям, родственникам и знакомым.

Таблица 1- Отношение к здоровью молодых рабочих

(в баллах).

№ Показатели Средние значения

Женщины Мужчины

Оценка, влияния информации, полученной нзраздич пых источников, на осведомленно сть в оластн здоровья

мужчин и женш ;ин зрелого возраста

1 Средства мае совой информации (радио, телевидение) 3,9 3,8 0,87

2 Врачи [специалисты) 4,75 4,93 032

3 Газеты ижурналы 3,97 3,58 0,64

4 Научно-популярные книга о здоровье 3,34 3,76 0,27

5 Друад шагам™ 3,75 4,92 2,17*

Оценки факторов, оказывающие существенное влияние а состояние здоров

1 Качество медицинского обслуживания 5,3 5,21 0,51

2 Экологическая обстановка 5,5 533 0,19

3 Профессиональная деятельность 5,47 5,13 0,45

4 Особ енно сти пит алия 5,9 4,75 2,15*

5 Вредные привычки 5,12 6,48 2,22*

б Обр аз жизни 5,94 6,12 0,54

7 Недостаточная заботао своем здоровье 5,42 5,21 036

Оценка состояния испытуемых, когда со здоровьем все благополучно

1 Я спокоен 5,8 4,9 2,05*

2 Л доволен 5,12 5.6 1,03

3 Я счастлив 4,93 4,97 0,11

4 Мне радостно 4,87 4,15 1,13

5 Мне ничего не угрожает 4.58 4.8 0,96

б Мне это безразлично 3,84 3,36 0,59

7 Ничего особенно не беспокоитменя 5,24 3,93 3,13**

S Я чувствую уверенность в себе 5,36 5,41 0,21

9 Я чувствую себя свободно 4,93 5,12 0,88

10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 5,68 5,55 032

Оценки состояния того, что испытуемые знают об ухудшении своего здоровья

1 Я спокоен 2,58 4,22 2,95**

2 Я испытываю сожаление 3,43 3,77 038

3 Я озабочен 4,97 5,12 0,36

4 Я испытываю чувство вины 3,28 334 0,63

5 Ярасстроен 5,15 3,45 2,74*

б Мне страшно 4,12 3,62 1,36

7 Мне стыдно 3,77 3,41 1,12

S Я раздражен 4,62 2,9 2,55*

9 Я чувствую себя подавленно 5,25 2,84 337**

10 Я встревожен и сильно нервничаю 3,33 3,12 037

Оценки того, что испытуемые ел а ют, если чувствуют недомогание

1 Обращаетесь кврачу 4,96 2,94 3,42**

2 Стараетесь не обращать внимания 3,58 5,23 232*

3 Сами принимают меры,. исходя из своего 5,12 4,93 0,58

4 Обращаетесь за советомк друзьям, родственникам, знакомым 4,2 4,1 0,16

Оценки того, как испытуемые поддерживают с soe здоровье

1 Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка,бегтрусцойи тл) 3,36 5,63 2,62*

2 Придерживаюсь диеты 4,56 2,57 2,45*

3 Забочусь о режиме сна и отдыха 5,12 3,23 3,41**

4 Закаляюсь 3,93 3,9 0,06

5 Посещаю врача с профилактическойцелью 3,76 3,84 0,54

б Слежу за своим весом 4,22 3,83 131

7 Хожу в баню (сауну) 3,89 4,33 1,25

S Избегаю вредных привычек 4,78 5,88 2,77**

9 Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал,бассейни тл.) 4,56 5,13 1,52

10 Практикую специальные оздоровительные 2,89 2,75 озз

Ценности, которые Еажны б данный момент

1 Счастливая семейная жизнь 5,58 5,93 0,67

2 Материальное благополучие 5,86 5,47 0,59

3 Верные друзья 5,64 5,93 0,48

4 Здоровье 6,32 <5,25 039

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Интереснаяработа (карьера) 5,42 5,28 0,34

б Признание и уважение окружающих 5,12 5,23 0Д7

7 Независимость (свобода) 5,9 5,27 1,12

Оценки необходимого для то го, чтобы добиться успеха в жизни

1 Хорошее образование 5,77 5,58 0,61

2 М а т ер нал ьный достаток 4,43 4.36 035

3 Способности 5,81 5,94 0,48

4 Везение (удача) 5,26 4,59 1,17

5 Здоровье 5,63 3,57 2,85**

б Упорство, трудолюбие 6,12 5,67 1,09

7 Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) 5,14 4,5 133

Оценки причин нерегу ля рной заботы о своем здоровье

2 Не хватает силы вопи 5,25 3,28 3,55**

3 У меня нет на это времени 5,05 3,62 237**

4 Нет мотании (одному скучно) 3,18 2,63 1,12

5 Нехочу себя ни в чем ограничивать 3,12 2,53 1,21

б Не знаю, что нужно для этого делать 239 2,21 031

7 Нет соответствующих условий 3,74 2,15 2,07*

S Необходимы большие материальные затраты 3,28 334 0,18

9 Естьболее важные дела 3,66 3,24 0,56

Данные различия между женщинами и мужчинами существенны и подтверждаются достоверно значимыми различиями по ^критерию Стъюдента.

Оценивая то, как они поддерживают свое здоровье, интерналы на низком уровне (от 2,7 до 4,3 баллов) отметили следующие факторы: практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.), посещаю врача с профилактической целью, закаляюсь, слежу за своим весом, хожу в баню. На более высоком уровне (4,2-5,2 баллов) отмечается - «посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и пр.). В тоже время, мужчины на более высоком уровне, по сравнению с женщинами, показывают, что они занимаются физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т.п.), избегают вредных привычек. Женщины

С.Ю. Старовойтова психолого-педагогическое

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ... направление

же на более высоком уровне отмечают, что они заботятся о режиме сна и отдыха и придерживаются диеты. Но необходимо отметить, что результаты по этим показателям, тем не менее, не превышают 5,9 балла. Оценивая ценности, важные в данный момент, интерналы отметили высокими баллами фактор «здоровье» (6,25-6,32). В тоже время, при оценке условий, необходимых для достижения успехов в жизни, мужчины относят фактор «здоровье» на последнее место из семи обозначенных, дав ему всего 3,57 балла, а впереди - способности, упорство, трудолюбие и хорошее образование. У женщин «здоровье» оказалось на четвертом месте с оценкой - 5,63 балла. Таким образом, оказалось, что при оценке фактора «здоровье» как ценности жизни, интерналы ставят его на первое место, и не очень то задумываются о своем здоровье как детерминанте успеха в жизни. При оценке причин не регулярной заботы о своем здоровье, интерналы отмечают, что нет соответствующих условий, не знают, что нужно для этого делать, не хотят себя ни в чем ограничивать, нет компании (одному скучно), необходимы большие материальные затраты, нет на это времени, не хватает силы воли (2,15-3,62 баллов). Женщины в своих оценках даже категоричнее мужчин.

Таким образом, анализ данных таблицы 1 показал:

- интерналы осознают, что недостаточно уделяют внимание своему здоровью и мало о нем заботятся;

- отношение к здоровью - как ценности жизни и как фактору успеха в жизни не идентичное;

- как ценность жизни здоровье имеет высокую оценку;

-как фактор успеха в жизни здоровье оценивается низкими баллами;

-вместо заботы о сохранении своего здоровья интерналы находят различные причины не заниматься укреплением своего здоровья, сетуя на нехватку времени.

Для выявления времени занятости молодых рабочих было проведено анкетирование по методике С.Я.Рубинштейн «анализ занятости». Данная методика предназначена для исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов.

Анализ результатов проводится на основании количественного анализа полученных данных по каждому фактору. Результаты «анализа занятости» реально потраченного времени на занятия представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ занятости реально потраченного впемени в течение, недели молодыми рабочими (в часах)

Занятия Реально потраченное время, Хер.

Мужчины Женщины гэмп.

1. Сон. полный отдых (отсутствие всякой деятельности) 44,5 45,5 0,85

2.Работа 56 36,5 4,36**

3.Транспорт 9,6 7 2,54*

4. Обучение 0 7,2 5,25**

5. Живое общение с близкими и друзьями, разговоры по 5,6 6,9 1,12

6. Общение в Интернете {чаты, форумы и 1.д.) 7,7 6,2 1,48

7. Чтение газет, журнал об, учебной и специальной литературы, посещение различных сайтов в Интернете в познавательных целях 7,4 3,5 3,16**

8. Чтение художественной литературы.посещение различных сайтов в Интернете б развлекательных целях 7,1 6,8 0,69

9. Покупки и поиски нужных предметов в магазинах 1.1 5,3 3,45**

10. Самообслуживание,работа по дому,хозяйству (приготовлениепищи, уборка и т.п.) 1=1 5,5 3,61**

11.Еда (кроме её приготовления) 2,2 3,4 1=58

12.3 абота о детях и других родственниках, о домашних животных 5 13,3 7,14***

13.Посещение театров,кино выставокн т.д. 0 1=5 0,24

14.Просмотр телепередач, фильмов 6,8 5,7 1=13

15. Про гулки 3 1=2 2,15*

16.Физкультура, фнтнес, спорт 3 2,9 0,32

17.Забега о внешности 3 4,1 0,55

18. Игры (в том числе компьютерные и видеоигры) 3,8 3,7 0,42

19. Хобби 0,7 1=5 1=27

Анализируя данные таблицы 2 можно видеть, что мужчины больше чем женщины работают (56 часов), пользуются транспортом (9,6 часа); читают газеты, журналы, учебную и специальную литературу, посещают различные сайты в Интернете в познавательных и развлекательных целях (7,1 и более часов) и совершают прогулки (3 часа). Женщины же, больше времени тратят 70

на заботу о детях и других родственников, на заботу о домашних животных (13,3 часа), на самообслуживание, работу по дому, хозяйству (приготовление пищи, уборку и т.п.) - (5,5 часа) на покупки и поиски нужных предметов в магазинах (5,3 часа), на обучение (7,2 часа).

Наряду, с изучением реально потраченного времени мы получили данные, сколько предположительно времени хотели бы выделять интерналы на эти цели в идеале. Оказалось, что женщины в идеале хотели бы тратить на работу 29 часов, а высвободившиеся часы посвятить общению с близкими и друзьями, на разговоры по телефону, на покупки и поиски нужных предметов в магазинах, на заботу о детях и других родственников, о домашних животных и на заботу о своей внешности. Мужчины же хотели бы больше времени тратить на просмотр телепередач и фильмов (4,1 часа). Хотели бы меньше работать и тратить меньше времени на транспорт, хотели бы больше времени уделять чтению газет, журналов, учебной и специальной литературы, на посещение различных сайтов в Интернете в познавательных целях.

Таким образом, «анализ занятости» показал:

- мужчины много времени тратят на работу, транспорт, общение в Интернете, чтение газет и журналов, просмотр телепередач.

- женщины много времени тратят на заботу о своих детях, родственников, на обучение, транспорт, общение с друзьями и родственниками, на работу по дому, приготовление пищи, на просмотр телепередач, заботу о своей внешности.

- реально на занятия спортом и физкультурой и женщины, и мужчины выделяют не более 3-х часов в неделю и на прогулки - женщины тратят всего 1,2 часа, а мужчины 3 часа.

В итоге наше исследование показало:

- интерналы осознают, что недостаточно уделяют внимание своему здоровью и мало о нем заботятся;

- вместо заботы о сохранении своего здоровья интерналы группы профессий типа «человек - техника» находят различные причины не заниматься укреплением своего здоровья, сетуя на нехватку времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. - С. 100 - 110

2. Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. - 152 с.

3. Никифоров, Г.С. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006.- с.322.

4. Старовойтова С.Ю. Отношение к здоровью рабочей молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 2. С. 92-97.

5. Некрасова И.Н. Образ жизни как конструкт системных исследований в психологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 127-130.

6. Фукин А.И., Старовойтова С.Ю. Развитие активной позиции по отношению к здоровью у студентов гуманитарного и технического вузов в процессе профессионального становления // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 100-102.

7. Акопов Г.В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е.Л. Социальная психология образования // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 9-11.

8. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.

психолого-педагогическое С.Ю. Старовойтова

направление ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

ATTITUDE TO HEALTH OF YOUNG PROFESSIONALS AT THE FIRST STAGE

OF PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2014

S.Y. Starovoytova, assistant professor of the chair «Department of Developmental Psychology and Psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation The paper considers the relationship to the health of young professionals. We give a literary analysis of the structure of health behavior. Identified and characterized differences in health behavior of men and women.

Keywords: attitude to health, internals, young professionals, an analysis of employment, professional occupation.

УДК 159.9.078

СИСТЕМНАЯ АППАРАТУРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

© 2014

Ю.А. Цагарелли, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: На примерах решения различных научных и практических психологических проблем показаны способы использования теории и практики системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции как нового универсального инструмента различных отраслей научной и практической психологии. Описаны пути применения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подходов для психологической диагностики и коррекции. Показаны диагностические и коррекционные возможности аппаратурно-про-граммного комплекса «Активациометр».

Ключевые слова: системная аппаратурная психологическая диагностика и коррекция, системный подход, биопсихосоциальный подход, структура детерминант агрессивного поведения, структура и адекватность умственной деятельности, аппаратурно-программный комплекс «Активациометр».

В настоящее время существует огромное количество психодиагностических и коррекционных методик, которые направлены на решение многочисленных проблем современного человека. Это обстоятельство, а также то, что происходит существенное расширение сферы применения психологии в различных областях жизнедеятельности, обусловливают необходимость создания универсальных психологических инструментов. В качестве такого универсального психологического инструмента, отличающегося высокой степенью достоверности результатов, нами предлагается системная аппаратурная психодиагностика и коррекция. Рассмотрим примеры решения и способы использования различных научных и практических психологических проблем с помощью теории и практики системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции.

Системная аппаратурная психологическая диагностика и коррекция как инструмент изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения в русле биопсихосоциального подхода.

Принятая в 2001 г. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) предполагает биопсихосоциальный подход, основанный на взаимосвязи биологических, психологических и социальных аспектов жизнедеятельности и здоровья [1].

Однако если биологическими и социальными аспектами биопсихосоциального подхода традиционно занимаются международные и внутригосударственные системы здравоохранения и социального развития, возглавляемые соответствующими министерствами, то психологические (личностные) аспекты, как бы «повисли в некоем межведомственном пространстве». Факт включенности личностных факторов в структуру МКФ свидетельствует о значимости их влияния на здоровье, однако они не расшифрованы, не детализированы и в настоящее время не применяются. Это тормозит не только теорию и практику развития личностно-психологиче-ских условий жизнедеятельности и здоровья населения, но и развитие биопсихосоциального подхода в целом. Для восполнения этого пробела необходимо, прежде всего, описать структуру личностных и соматических свойств человека как факторов здоровья. В качестве теоретической основы такого описания целесообразно

использовать нашу теорию системной психологической диагностики и коррекции [2]. Одновременно следует учитывать внешние по отношения к человеку факторы: а) экологической (организменной) и б) социально-культурной среды [1]. В этой связи мы предложили структуру биопсихосоциальных факторов здоровья БПСФЗ (рис.1). Рассмотрим эволюцию ее поуровневого формирования.

1. На начальном этапе эволюции появилась неорганическая материя, которая по мере приобретения свойств организменной среды обусловила дальнейшее появление живой материи. Поэтому в структуре БПСФЗ орга-низменная (экологическая) среда является фундаментом и занимает 1-й (нижний) иерархический уровень.

Рис. 1. Общая иерархическая структура биопсихосоциальных факторов здоровья (БПСФЗ).

2. Позже на этом фундаменте появилась живая материя (сома). Соматические свойства являются гораздо более сложными и высокоорганизованными, чем свойства организменной среды. Поэтому по закону иерархии [2], соматические свойства занимают в структуре БПСФЗ следующий - 2-й иерархический уровень.

3. Для того чтобы выжить, живая материя (сома) постепенно создала орган адаптации к изменениям внешней среды. Таким органом стала нервная система (НС), благодаря которой живой организм получил способность реагировать на эти изменения. НС, с одной стороны, является вершиной и системным интегратором соматических свойств, с другой - соматическим носителем психики. Поэтому свойства НС вместе другими психофизиологическими свойствами (являющимися функциями НС) занимают в структуре БПСФЗ 3-й иерархический уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.