А.И. Скоробогатова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..
самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую мотори-
ку рук; развивает творческие способности, коммуникативные навыки, воображение и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Перспективами данного исследования может стать дальнейшее изучение возможностей нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. М.: изд-во Юрайт, 2012, 510 с.
2. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника. СПб: Детство-Пресс, 2006. 144 с.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб.: Речь, 2005. 156 с.
4. Пляскина Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста // Психология: проблемы практического применения: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. - С. 103-108.
UNCONVENTIONAL TECHNIQUES OF GRAPHIC ACTIVITY AS MEANS OF THE PERSONALITY'S DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL CHILD IN THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM REFORMING
© 2013
A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The occurring changes in the system of preschool education, the introduction of standards of preschool education cause the necessity of search of new approaches to formation of integrative personal qualities of preschool children. One of such approaches is the using unconventional the techniques of graphic activity in work with preschool children.
Keywords: standards of preschool education, unconventional techniques of graphic activity, integrative qualities of the personality, self-development, self-realization of the personality.
УДК 159.923
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
© 2013
А.И. Фукин, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология труда и предпринимательства» С.Ю. Старовойтова, старший преподаватель кафедры «Психология развития и психофизиологии»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается формирование активной позиции по отношению к здоровью у студентов. Дается теоретический анализ компонентов системы здоровья. Предложена авторская программа по предупреждению девиантного поведения учащихся.
Ключевые слова: развитии, здоровье, здоровый образ жизни, активная позиция, системный подход, психология здоровья, отношение к здоровью, профессиональное становление.
Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи становится одной из важнейших государственных задач в современных социально-экономических условиях. Отмечается неблагоприятная динамика заболеваемости практически по всем группам соматических болезней, рост уровня невротизации и психопатиза-ции. Снижается продолжительность жизни населения России, особенно мужского (средняя продолжительность жизни мужчин за последние 10 лет уменьшилась с 62 до 56 лет). Уровень смертности превысил уровень рождаемости, что негативно сказывается на демографической ситуации. Анализ статистических данных показал рост во всех группах заболеваний (соматических и психических) в 1,5-2 раза за 10 лет.
В настоящее время проблема здоровья стоит достаточно остро. Люди стали уделять своему здоровью много внимания. Быть здоровым стало модно. Об этом свидетельствуют большое количество оздоровительных центров, клиник, аптек. Спрос на услуги медиков возрастает, однако уровень заболеваемости растет. По
данным ВОЗ по-прежнему на первом месте сердечно сосудистые заболевания (30% от всех случаев смерти); на втором онкологические заболевания (13%); третье место травмы в результате катастроф, аварий; четвертое место инфекционные заболевания. Однако по данным ВОЗ смертность от депрессий выходит на второе место среди других причин смертности. Исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что развитие одних только медицинских технологий является недостаточной мерой здоровье - сбережения населения. И в настоящее время в науке есть мнение о необходимости нового подхода к проблеме здоровья. В его основе системный подход. В нем не выделяется какой-либо центральной характеристики. Здоровье - это уравновешенная система, состоящая из трех компонентов: биологического, психологического, социального [1].
Возникает вопрос как не допустить нарушение равновесия системы здоровья, т.е. какая профилактика будет по-настоящему эффективна? Эффективная профилактика возможна только когда она исходит от самого
А.И. Фукин, С.Ю. Старовойтова РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ ...
человека, то есть при наличии у него активной позиции по отношению к здоровью, развивать которую наряду с ценностным отношением к здоровью наиболее эффективно в период обучения, формирования ценностно-смысловой сферы. Период 7-19 лет является сензитив-ным периодом формирования позиции по отношению к здоровью. Следовательно, активную позицию необходимо развивать именно в этот период, когда формируются жизненная позиция личности.
Активная позиция включает в себя как определенное отношение к здоровью, так и поведенческий компонент, ее реализующий. Ниже представлены основные составляющие активной позиции. Только если все они развиты, можно говорить о ее наличии:
- информированность о биологической, психологической и социальной составляющих здоровья и их взаимосвязи;
- осознание и принятие личной ответственности за свое здоровье
- навыки рефлексии своего состояния и отношений
- ценностное отношение к здоровью
- осознание смыслов болезни и навык поиска конструктивных способов достижения цели
Формирование активной позиции по отношению к здоровью направлено на все компоненты системы здоровья.
1. Биологический компонент - осознание личностных смыслов болезни и здоровья, беседы, консультации по ЗОЖ.
2. Психологический компонент - проводятся беседы о гигиене умственного труда, работа с самооценкой, мотивацией на ценностное отношение к здоровью, диагностика компонентов психологического здоровья (адаптивность, принятие себя, принятие других, рефлексия как способ самопознания, эмоциональный комфорт и т.д.), обучение психической саморегуляции как способа профилактики эмоционального выгорания будущих специалистов
3. Социальный компонент - обучение эффективной коммуникации, конструктивным способам разрешения конфликтов, гендерные различия здоровья.
Институт экономики, управления и права является Вузом-партнером Универсиады. В связи с этим тема здорового образа жизни особо актуальна для нашего Вуза. На наш взгляд именно системный подход к поставленной задаче является наиболее эффективным. В его основе не выделяется какой-либо центральной характеристики. Здоровье - это уравновешенная система, состоящая из трех компонентов: биологического, психологического, социального [2].
В рамках программы формирования активной позиции по отношению к здоровью предусмотрено просвещение студентов в отношении различных аспектов здоровья и здорового образа жизни.
Основными задачами нашей программы являются: ознакомление студентов с современными сведениями о психической, физической и социальной составляющих здоровья, вооружение их знаниями, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья. Главный акцент делается на начальном формировании здоровой психики и поддержки ее нормального функционирования. Поэтому на первый план выходит профилактика физического, психического и социального здоровья.
Нами были разработаны и подготовлены темы, представляющие более широкие аспекты здоровья и предостерегающие против не только традиционно рассматриваемых проблем, но и проблем современного времени. Предложенные темы включены в авторскую программу по предупреждению девиантного поведения учащихся. Ниже приведен перечень тем и их краткое содержание.
1. Что такое здоровье и что такое болезнь? (Понятие здоровья и болезни, субъективное ощущение здоровья и болезни - кого можно считать здоровым, а кого больным; критерии здоровья, факторы, вызывающие бо-
лезнь).
2. Физическое здоровье (Основные показатели физического здоровья, способы и методы оценки физического здоровья, оздоровительные спортивные комплексы - оценка эффективности различных комплексов, адаптационные резервы организма, связь двигательной активности и психического здоровья, личная гигиена в различные периоды жизни).
3. Каких жертв требует красота? (Эталоны красоты в различных культурах и эпохах, оценка современного эталона красоты, виды диет и их оценка, полезная и вредная косметика, пластическая хирургия - показания к применению, возможные последствия: причины, по которым люди прибегают к помощи пластических хирургов).
4. Основы здорового образа жизни. (Оздоровительные комплексы - оценка эффективности различных комплексов, основы рационального питания, личная гигиена в различные периоды жизни, отношение к здоровью и вредным привычкам в различном возрасте).
5. Психологическая устойчивость личности (Понятие психологической устойчивости личности, ее составляющие; факторы, способствующие нарушению психологической устойчивости; последствия нарушения психологической устойчивости; зависимости: алкогольная, наркотическая, табачная, Интернет-зависимость, зависимость от партнера).
6. Стрессы и профилактика их негативных последствий (Понятие и признаки стресса, причины его возникновения, возможные последствия - положительные и отрицательные, условия положительного завершения стресса, профилактика негативных последствий).
7. Основы сексуального здоровья. (Понятие сексуального здоровья, понятие гармонии/дисгармонии сексуальных отношений, причины и профилактика сексуальных дисгармоний, мужская и женская сексуальность, сексуальность в различные периоды жизни; инфекций, передающиеся половым путем).
8. Гендерные аспекты здоровья - здоровье мужчин и женщин (Распространенность заболевания среди мужчин и женщин, специфические мужские и женские заболевания, истоки отличий физических и психических заболеваниях мужчин и женщин, гендерные отличия отношения к здоровью, проблема абортов и рождения здорового поколения).
9. Профилактические аспекты эпидемии заболеваний, передающихся половым путем (Виды заболеваний, передающихся половым путем; действие иммунной системы; способы заражения заболеваниями, передающимися половым путем; сексуальность и СПИД, способы предотвращения заражения, психологические факторы рискованного поведения - из-за чего люди идут на риск; что делать, если вы узнали, что ваш друг или вы инфицированы).
10. Зависимости (Типы завистимостей: алкогольная, наркотическая, табачная, Интернет-зависимость, зависимость от партнера; психологические факторы возникновения зависимостей, завуалированные зависимости -от медикаментов, кофе, сахара, пива, сексуальных игр и др., способы избавления от зависимостей).
11. Психическая саморегуляция здоровья (Понятие психосоматических заболеваний, причины их возникновения, защита психического здоровья на уровне тела, души и социума).
12. Как родить здорового ребенка? (Методы контрацепции, подготовка к беременности, гигиена и питание во время беременности, регуляция психического состояния во время и после беременности, роль отца в рождении здорового ребенка).
Данные лекции проводили студенты пятого курса дневного отделения психологического факультета. Предварительно прослушав курс лекций по дисциплине «Психология здоровья» студенты могли сориентироваться в предложенных темах по пропаганде ЗОЖ.
А.И. Фукин, С.Ю. Старовойтова
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ .
Осознавая, что одного выбора актуальной темы недостаточно, был разработан презентационный материал. В презентациях были использованы фотографии, рисунки, видеоклипы, вырезки из газет, графики и др. В конце каждой лекции предлагалась программа визуальной релаксации. Сами занятия также проходили не в форме чистых лекций, а с элементами дискуссии, опроса, деловой игры. По результатам работы планируется создание диска «Сохранение и укрепление здоровья студентов».
Кульминацией программы явилось празднование Всемирного дня психического здоровья - 9 октября. Участниками мероприятия явились студенты всех курсов психологического факультета. Команды из 5-6 человек должны создать свой лозунг, эмблему и стенгазету, которые связаны с общей темой - «Психическое здоровье».
Вначале мероприятия объявилось, что психически здоровый человек разумен и креативен, поэтому было объявлено три конкурсные части.
Первая часть была построена по принципу интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», в которой вопросы касались знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Во второй части требовалось составить листовку, призывающую людей вести здоровый образ жизни.
Третья часть включала в себя домашнее задание. Студентам давалось задание, разработать презентационный материал спортивных объектов Универсиады. Каждой команде предстояло сделать фото-сессию и дать краткое описание предназначения спортивных объектов.
В процессе подготовки и проведения самого дня психического здоровья у студентов проявляется активность, заинтересованность, жизнерадостность, как самих участников команд, так и болельщиков. Происходит объединение студентов на уровне социальных и духовных потребностей.
Заключительным этапом нашей программы по формированию активной позиции по отношению к здоровью у студентов было проведение пилотажного исследования направленного на изучение отношения к здоровью в зависимости от курса обучения. В исследовании приняли участие студенты гуманитарного и технического вузов. Всего в исследовании принимали участие 120 студентов: 1, 3, 5 курсов. Возраст испытуемых варьирует от 17 до 22 лет. В исследовании применялась методика «отношение к здоровью» Березовской Р.А.[1].
По результатам исследования была выявлена следующая динамика отношения к здоровью студентов.
Показатели оценки ценности здоровья, удовлетворенности здоровьем у студентов третьего курса техни-
ческого вуза оказались ниже, чем у студентов первого и пятого курсов. Существенно ниже у студентов третьего курса показатели «ситуативное чувство в условиях ухудшения здоровья» и «сохранение здоровья» по сравнению с остальными курсами. У студентов же первого и пятого курса показатели практически одинаковые. Дальнейший анализ показывает, что они занимаются спортом, многие из них придерживаются диет, посещают с профилактической целью врача, стараются избегать вредных привычек.
Анализ результатов исследования студентов гуманитарного вуза показал другую динамику отношений. Если показатели оценки ценностей и удовлетворенности здоровьем у студентов третьего курса так же ниже, как и у студентов технического вуза. То в показателе «сохранение здоровья», он выше, чем у студентов первого и пятого курсов. Студенты третьего курса поддерживают своё здоровье. Они занимаются спортом, многие из них придерживаются диет, посещают с профилактической целью врача, стараются избегать вредных привычек. Недостаточную заботу о собственном здоровье отметили студенты пятого курса, которую они связывают с нехваткой времени.
Таким образом, была выявлена различная динамика отношений к здоровью у студентов технического и гуманитарного вузов. Следует отметить, что студенты осознают, что значительное влияние на состояние их здоровья оказывает образ жизни и вредные привычки. Указывают на максимальное влияние средств массовой информации на осведомленность о факторах, влияющих на состояние здоровья. Недостаточную заботу о собственном здоровье 83% испытуемых связывают с нехваткой времени, а 17% испытуемых не видят в этом необходимости, так как являются здоровыми. В профилактике социально-негативных явлений и сохранении здоровья, а также формировании активной позиции по отношению к здоровью молодежи следует обращаться к актуальным темам современности, активно использовать современные информационные технологии и нетрадиционные методы пропаганды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003.
2. Никифоров, Г.С. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006.
3. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. 1957.-№5. - С. 142-154
DEVELOPING AN ACTIVE ATTITUDE TOWARDS THE HEALTH OF THE STUDENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL COLLEGES IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
© 2013
A.I. Fukin, doctor of psychological science, professor of the chair «Department of Psychology and labor pridprinimatelstva» S.Y. Starovoytova, assistant professor of the chair «Department of Developmental Psychology and Psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation In the article the development of the active position of students toward their health is viewed. Theoretical analysis of components of health is given. The program of preventing deviant behavior among students is suggested.
Keywords: development, health, healthy way of life, active position, systematic approach, psychology of heath, attitude to health, professional development.