DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-317-320
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «АКТИВАЦИОМЕТР»)
Цаплина А. О.
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация
В статье исследуется проблема эмоционального состояния подростков, предлагается подбор диагностических средств. Представлен комплекс методик, с помощью которых можно изучить особенности развития нервной системы, психоэмоциональное состояние, мотивацию к занятиям по творчеству. На основе результатов диагностик разрабатываются программы.
Ключевые слова: активациометр; подростки; творческая деятельность; функциональная асимметрия полушарий; личность; нервная система; эмоциональное состояние.
THE STUDY OF PSYCHOEMOTIONAL STATE
OF ADOLESCENTS THAT INFLUENCE THE PROCESS OF SELFREALIZATION IN CREATIVE ACTIVITY (HARDWARE-SOFTWARE COMPLEX «ACTIVACIONES»)
Tsaplin A. O.
Astrakhan state University, Astrakhan, Russian Federation
The article examines the problem of the emotional state of adolescents, offers a selection of diagnostic tools. Presents a set of techniques
by which you can explore the features of the development of the nervous system, emotional state, motivation for training in creativity. Based on the results of diagnostics developed the program.
Keywords: activaciones; teenagers; creative activity; functional asymmetry of brain hemispheres; personality; nervous system; emotional state.
Активизация познавательной деятельности воспитанников социальных учреждений была и остается одной из вечных проблем педагогики и психологии. В научных исследованиях ряда отечественных и зарубежных ученых (И.Г. Песталоцци, А. Коменского, JI.M. Фридмана, Л.И. Божович и др.) подчеркивается необходимость развития у личности познавательной активности. Ведь именно в ходе подросткового возраста происходит становление стержневых, избирательных интересов. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайной деятельностью, практической ориентированностью, с одной стороны, и эмоциональностью, с другой стороны.
Дети, поступающие к нам в учреждении, имеют отклонения в физическом и личностном развитии, во многом отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семьях. Если своевременно не изменить социальную ситуацию развития таких детей, это повлечет за собой тяжелые последствия. В работу педагогов с такой категорией детей должны быть обязательно включены программы, направленные на творческое развитие, составленные на основе современных диагностик, методиках, которые позволят реализовать индивидуальный подход при подборе программ, а также обратную связь при оценке эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий.
Одним из современных инновационных аппаратов, предназначенных для психологической диагностики и психокоррекции - аппара-турно-программный комплекс «Активациометр». Данный аппарат позволяет исследовать индивидуальный психофизиологический статус, психические процессы и психологические свойства личности родителей и их детей, подвергшихся жестокому обращению. Целью функционирования АПК «Активациометр» является системное психологическое обеспечение деятельности и поведения человека.
АПК «Активациометр» работает по принципу целенаправленности, то есть исходит из четко сформулированной педагогом-психологом и принятий испытуемым целей; по принципу управляемости - для адекватной интерпретации результатов психодиагностики учитывая особенности онтогенеза; по принципу оперативности - для своевременного получения диагностического материала. Методики системного психологического обеспечения деятельности и поведения человека с помощью АПК «Активациометр» включают в себя диагностические и коррекционно-развивающие методики. Набор диагностических методик позволяет осуществлять диагностический охват совокупности свойств, находящихся на всех основных уровнях структуры человека. Набор коррекционно-развивающих методик позволяет развивать эти свойства, за исключением тех, которые по современным представлениям не подлежат развитию (например, свойства нервной системы).
Диагностика на аппарате «Активациометр» рассчитана на детей младшего школьного возраста и подростков. При обследовании детей используются следующий диагностический инструментарий: «Теппинг-тест» Е.П. Ильина в модификации Ю.А. Цагарелли; диагностика устойчивости лабильности нервной системы как детерминанты устойчивости поведения и деятельности; диагностика активации, психоэмоциональных состояний и функциональной асимметрии полушарий (АП, ФАП и ПС). Активациометр» позволяет диагностировать: активацию каждого полушария отдельно; функциональную асимметрию полушарий. Благодаря высокой чувствительности, это устройство позволяет диагностировать минимальные изменения активации под влиянием различных внешних и внутренних воздействий. Активация полушарий головного мозга обусловлена двумя основными факторами: количеством задействованных нейронов; степенью их возбуждения. Если активация одного полушария преобладает над активацией другого — это свидетельствует о наличии функциональной асимметрии полушарий. Результаты диагностики активации можно использовать: при подборе методов обучения, воспитания и развития, когнитивной саморегуляции; подборе регулирующих воздействий: суггестивных, экстрасенсорных, творческих, музыкальных способ— 319 —
ностей. Данные результаты методик помогают изучить у детей особенности развития нервной системы, психоэмоциональное состояние, мотивацию к занятиям по творчеству. На основе результатов методик программы, направленные на развитие творческих способностей детей, включающие возрастные особенности, индивидуальный подход и рекомендации. Проделанная работа дает возможность для получения квалифицированной психолого-педагогической поддержки и помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-320-327
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Чечель C.B., Иванова O.E.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, Российская Федерация
В фокусе проводимого нами исследования находятся игровые приёмы обучения лексике британского и американского вариантов английского языка. Игра рассматривается как один из эффективных методических приёмов обучения дифференциации значений лексических единиц обоих вариантов английского языка. Предлагаются к рассмотрению различные лексические игры для каждого этапа формирования лексических навыков на основе обучения британскому и американскому вариантам английского языка.
Ключевые слова: британский вариант английского языка; американский вариант английского языка; игровые приёмы обучения;