Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИМУЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гераскина М.Ю.

В статье рассмотрены проблемы одного из ведущих региональных налогов субъектов Российской Федерации - налога на имущества организаций. Данный налог является один из самых проблемных для регионов, поэтому на сегодняшний день имеет множество нерешенных проблем, затрагивающих порядок исчисления и уплату данного налога, а также его утверждение и вносимые изменения со стороны федерального и регионального правительств. Вдобавок к проблемам можно отнести применение налоговых льгот, ошибки связанные с бухгалтерским учетом налогооблагаемого имущества и представление налоговой декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF PROBLEMS IN TAXATION OF PROPERTY

In the article the problems of one of the leading regional directions of the subjects of the Russian Federation are considered - the property tax of organizations. This tax is one of the most problematic for the regions, so today there are many unsolved problems affecting the procedure for calculating and paying this tax, as well as its approval and changes from federal and regional analysis. In addition to problems, it is possible to include the use of tax benefits, errors related to the accounting of taxable property and the presentation of a tax return.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ»

Использование данного признака позволяет помимо определения роли каждой из них в общественном разделении труда, выработать единый подход к ценообразованию и определению экономического эффекта информационных услуг.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Сб. зак. РФ от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448

2. Амелин Р.В. Цель создания как элемент правового режима федеральной информационной системы [Текст] / Р.В. Амелин // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 95-101

3. Дербина О.Д. Государственная политика развития рынка информационных услуг. Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук №2 (2017)

4. Тугушева Ю. М. Общая характеристика современного российского законодательства в сфере оказания государственных услуг // Вестник Саратовской государственной академии права. 2016. № 6. С. 128-129

5. Усынин Ю. К., Яковлев Л. С. Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 1. С. 39

УДК 336.2

Гераскина М.Ю. студент магистратуры 3 курса факультет «Экономический» Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского

научный руководитель: Родина Л.А., д.э.н.

профессор Россия, г. Омск

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы одного из ведущих региональных налогов субъектов Российской Федерации - налога на имущества организаций. Данный налог является один из самых проблемных для регионов, поэтому на сегодняшний день имеет множество нерешенных проблем, затрагивающих порядок исчисления и уплату данного налога, а также его утверждение и вносимые изменения со стороны федерального и регионального правительств. Вдобавок к проблемам можно отнести применение налоговых льгот, ошибки связанные с бухгалтерским учетом налогооблагаемого имущества и представление налоговой декларации.

Ключевые слова: (налогообложение, имущество, региональный налог, льгота, проблема)

UDC 336.2

Geraskina M. Yu.

Graduate student 3 year, Faculty of Economics Omsk State University. F.M. Dostoevsky

Russia, Omsk Scientific adviser: Rodina L.A.

Doctor of Economics, Professor SYSTEMATIZATION OF PROBLEMS IN TAXATION OF

PROPERTY

Annotation:

In the article the problems of one of the leading regional directions of the subjects of the Russian Federation are considered - the property tax of organizations. This tax is one of the most problematic for the regions, so today there are many unsolved problems affecting the procedure for calculating and paying this tax, as well as its approval and changes from federal and regional analysis. In addition to problems, it is possible to include the use of tax benefits, errors related to the accounting of taxable property and the presentation of a tax return.

Keywords: (taxation, property, regional tax, exemption, problem)

Налог на имущество организаций является одним из самых проблемных для налогоплательщиков, поэтому на сегодняшнее время имеет множество нерешенных проблем, затрагивающих порядок исчисления и уплату данного налога. Установление данного налога продиктовано главой 30 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку налог на имущество организаций в соответствии с этой главой является региональным налогом, то он утверждается правительством субъектов и обязателен к уплате на всей территории этих субъектов. В этом заключается одна из особенностей данного налога, так же можно и рассматривать как одну из проблем, поскольку общие его принципы устанавливаются на федеральном правительством, а отдельные элементы - региональным. Так, региональные органы власти наделены конкретными полномочиями в отношении данного налога: они могут устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, налоговые ставки, сроки и порядок уплаты, не выходя за рамки НК РФ.

Органы власти Омской области в соответствии со статьей 1 «Закона Омской области от 21 ноября 2003 года N 478-ОЗ о налоге на имущество организаций» (с изменениями на: 29.06.2017), определяет налоговую ставку, налоговые льготы и условия для их применения, порядок и сроки уплаты налога.

Налоговые ставки, прописанные в данной законе:

1. Стандартная налоговая ставка, применяемая в отношении большинства организаций, установлена в размере 2,2 процента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Является

максимальной налоговой ставкой, установленная законодательством.

2. Налоговая ставка в размере 0,01 процента устанавливается для перечня организаций с такими определенными видами деятельности, как: аэропортовая деятельность; дошкольное образование; отрасль сельского хозяйства; предоставление гостиничных услуг; производство камер, шин, покрышек; использование газопроводов; некоммерческие организации.

3. Налоговая ставка в размере 1,1 процента предусмотрена для организаций - участников региональных инвестиционных проектов, осуществляющих деятельность на территории Омской области.

Разумеется, что налог на имущество может значительно повысить налоговую нагрузку организации, особенно если большую часть его имущества образуют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы. Однако, льготами по налогу могут пользоваться лишь те организации, которые занимаются характерными видами деятельности.

Налоговые льготы, прописанные в НК РФ и в законе Омской области, очень ограничены и не могут быть применены большинством организаций. Льготами по налогу могут пользоваться лишь те организации, которые занимаются характерными видами деятельности.

Наиболее часто встречающаяся ошибка в исчислении налога на имущество - занижение налогооблагаемой базы в результате несвоевременного отражения на счетах бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества.

Нарушением правильности исчисления налога на имущество налоговые органы могут посчитать применение налогоплательщиком ошибочной методики определения срока полезного использования имущества.

Правомерность не включения имущества в состав основных средств могут подтверждать следующие документы, например:

- внутренний приказ директора учреждения об отсутствии необходимости эксплуатации данного имущества в хозяйственной деятельности;

- документы, подтверждающие согласование с учредителем выбытия данного имущества;

- черновой вариант договора купли-продажи, и связанные с ним документы, например, переписка по поводу его заключения;

- документы, из которых следует, что налогоплательщик собирается продать имущество и осуществлял поиск потенциальных покупателей.

Данные нарушения касаются исчисления налогов на имущества организаций в целом: как движимого, так и недвижимого.

По общему правилу, объектом налогообложения по налогу на имущество является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в составе основных средств согласно бухгалтерским стандартам с учетом установленных особенностей.

Особый порядок налогообложения предусмотрен:

- для имущества, переданного в доверительное управление (п. 378 НК РФ);

- имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением (п. 378.1 НК РФ);

- отдельных объектов недвижимого имущества (п. 378.2 НК РФ).

Начиная с 01 января 2015г. к имуществу, не подлежащему

налогообложению, относятся основные средства, включенные в I или II амортизационную группу, в соответствии с ОКОФ, утвержденной Правительством РФ от 01.01.2002 № 1 (подп. 8 п. 4 п. 374 НК РФ). При этом никаких ограничений по дате принятия движимых объектов к учету законодателем не установлено:

- К первой амортизационной группе относится все имущество, с коротким сроком службы, от одного года до двух лет включительно.

- Ко второй амортизационной группе относится имущество со сроком службы свыше двух лет до трех лет включительно.

Такое движимое имущество не является объектом налогообложения независимо от даты принятия к учету. В большинстве случаев (исключения могут быть при консервации движимых объектов) движимые объекты первой амортизационной группы обладают нулевой остаточной стоимостью.

Налоговые льготы по налогу на имущество регламентированы ст. 381 НК РФ. Льготы установлены как в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, так и в отношении определенного имущества. С 1 января 2015 г. расширен перечень льгот в отношении движимого имущества, освобождаемого от налогообложения. Согласно редакции, п. 25 ст. 381 НК РФ (в ред. Закона № 366-ФЗ) с 1 января 2015 г. освобождению от налога на имущество подлежит движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в составе основных средств.

В определенных ситуациях налоговая льгота не работает. Так, если основные средства получены в результате реорганизации, ликвидации организации либо от взаимозависимых лиц, то начиная с налоговой отчетности за I квартал 2015 г. они облагаются налогом на имущество на общих основаниях.

В теории данный пункт возможен для применения в качестве льготы организациями, но следом в статье 381.1 «Порядок применения налоговых льгот» прописано, что с 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пункте 24 и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. То есть льготу могут упразднить, и у налогоплательщиков не останется не единого преимущества в отношении данного налога.

Причиной введения на законодательном уровне данного ограничения явились факты злоупотребления налогоплательщиками освобождением. Так,

на практике имело место перераспределение имущества внутри группы взаимозависимых лиц, а также путем реорганизации, ликвидации организации. Взаимозависимыми признаются лица в случае, если их отношения могут оказать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок. В пункте 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень таких оснований.

Для остальных налогоплательщиков введенные поправки не только сохраняют ранее действовавшие преференции, но и добавляют новые в виде выведения из-под объекта налогообложения движимого имущества I—II амортизационной группы, принятого к учету до 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29.11.2014 № 379-Ф3 введен новый п. 26 в ст. 381 НК РФ, который касается имущества, учитываемого на территории Крымского федерального округа, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Исходя из этого, налогоплательщик может допустить ошибку при определении объекта налогообложения, из-за недопонимания и запутанности определения объекта налога, что может привести к последствиям в будущем, при проведении налоговой проверки. При возникновении подобных ситуаций, налогоплательщик не сможет доказать свою правоту, ему придется доначислить и уплатить налог по неучтенному имуществу, а также заплатить штраф, потому что в отношении налогоплательщика будет действовать один из основных правовых принципов «не знание закона не освобождает от ответственности».

Необходимо обратить внимание на отсутствие определенного срока подачи налоговой декларации в Законе «О налоге на имущество». Такой срок приравнивается к срокам для сдачи в ИФНС квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Ст. 119 НК РФ предусматривается ответственность за несвоевременное непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в орган ИФНС по месту учета. При совершении такого правонарушения налогоплательщик может быть представлен к ответственности, только в том случае если срок сдачи налоговой декларации законодательно не установлен, то и ответственность применена, не может.

Налоговые органы нередко ссылаются на то, что Законом «О налоге на имущество» срок уплаты налога установлен, а, значит, и налоговая декларация должна быть представлена не позднее данного срока. Срок уплаты налога является основным элементам налогового обязательства и в случае его нарушения налогоплательщик должен будет заплатить надлежащую сумму пени.

Таким образом, установленный в законе срок уплаты налога на имущество не несет за собой автоматического установку срока подачи налоговой декларации.

Основной проблемой, которую выделяют сотрудники налоговых органов при исчислении имущественных налогов юридических лиц - это

неправильно заполненные декларации, сдаваемые налогоплательщиками в налоговые органы.

Часто встречаются различные недочеты при оформлении титульного листа. Они могут повлечь достаточно серьезные последствия. Среди ошибок, выявляемых налоговыми органами в ходе камеральных налоговых проверок, можно отметить следующее:

- ошибки в кодах, определяющих период, за который представляется декларация (расчет по налогу). Налогоплательщики иногда указывают ошибочный налоговый период (например, при представлении расчета по налогу на имущество за I полугодие 2014 г. вместо кода «31» ставят код «21», обозначающий отчетность за I квартал отчетного периода);

- отсутствие печати и подписей руководителей и главного бухгалтера на декларации (расчете по налогу).

- неверное указание в декларациях (расчете по налогу) кодов КБК и ОКАТО, по которым налог подлежит уплате;

- неверный состав отчетности;

- составление налоговой отчетности по устаревшей форме.

К частым нарушениям, выявляемым проверяющим при проверке правильности исчисления и уплаты налога на имущество, относится также занижение среднегодовой стоимости имущества вследствие снятия с учета основных средств до момента их фактической реализации. Как показывают результаты проверок, часто учреждения не учитывают среднегодовую стоимость основных средств, которые были сняты с учета ввиду предполагаемой реализации, но фактически не были реализованы. Чтобы учреждению избежать налогового правонарушения, ему нужно доказать проверяющим или суду, что имущество предназначалось для реализации, в деятельности учреждения не использовалось.

В связи с вышеизложенным, оптимизация налога на имущества организаций является на сегодняшнее время единственным эффективным вариантом его снижения.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 N117 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция от 27.11.2017) //СПС Консультант Плюс.

2. Закон Омской области от 21.11.2003 N 478-ОЗ (с изменениями и дополнениями от 06.11.2015) «О налоге на имущество организаций» // СПС Гарант.

3. Стратегия государственного управления собственностью: государственный и муниципальный аспект. Коллективная монография под общей ред. к.э.н., доцента Кухтина П.В., д.э.н., доцент Моттаевой А.Б.: Коллективная монография. - Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 366 с.

4. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налогам на имущество организаций //СПС Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.