Научная статья на тему 'Планирование налога на имущество, уплачиваемого некоммерческими организациями'

Планирование налога на имущество, уплачиваемого некоммерческими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровикова Е. В.

В данной публикации проанализирован зарубежный опыт имущественного налогообложения, выявлена экономическая сущность и роль в системе налогообложения в России налога на имущество организаций. Автором раскрыты методические и практические вопросы налогового планирования некоммерческими организациями в части обязательных платежей по налогу на имущество, отражены особенности норм налогового законодательства в отношении налогообложения имущества. Прокомментирован пример расчета налога по имуществу, подлежащему налогообложению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование налога на имущество, уплачиваемого некоммерческими организациями»

Налогообложение

ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО, УПЛАЧИВАЕМОГО НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е.В. БОРОВИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Всероссийского заочного финансово-экономического института, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Московского городского университета управления

правительства Москвы

1. Экономическая сущность и значение налога на имущество организаций

Имущественные налоги относятся к категории традиционных прямых налогов и известны с древнейших времен. Около 130 стран мира в настоящее время включают их в состав своих налоговых систем. В большинстве стран налоги на имущество являются основным видом налоговых доходов местных бюджетов. В СШАв 1990-хгг. они обеспечивали около 30 % доходов государственного бюджета и 75 % собственных налоговых доходов местных бюджетов; в ФРГ — 69 % налоговых поступлений земель и 24 % — общин; в Канаде налоги на недвижимость обеспечивали около 40 % доходов муниципалитетов [2]. В России налог на имущество организаций относится к региональным налогам. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в январе — феврале 2008 г. доля налога на имущество организаций составила 3,6 %. Нельзя признать значительной и долю данного обязательного платежа в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ: 8,4 %в 2005 г., 8,2%в 2006г. [7].

Особенности имущественного налогообложения в большинстве зарубежных государств заключаются, прежде всего, в выборе объекта налогообложения — единого объекта собственности, включая земельный участок и находящиеся на нем здания, строения, сооружения и т. д. В России земельный налог рассматривается как ресурсный рентный платеж. Идея взимания единого налога на недвижимость была реализована в качестве эк-

сперимента в городах Великий Новгород и Тверь с 1997 г. Однако переход на уплату такого интегрированного имущественного налога затруднителен в связи с отсутствием необходимых организационных и экономических условий, в том числе единого реестра объектов недвижимости. Налоговая база в ряде стран определяется исходя из рыночной стоимости имущества (США), а также на основе годовой стоимости альтернативного способа использования объектов — аренды (Великобритания). Кроме того, в ряде стран ставки налога, уплачиваемого собственниками имущества, ниже, чем в российском законодательстве, а в отдельных из них существует прогрессивная шкала налоговых ставок (Франция). Например, ставка налога на имущество в Исландии установлена на уровне 1,45 %, в Канаде — от0,2до0,3 %, Люксембурге — 0,5 %, Норвегии — от 0,2 до 2,5%, ФРГ - 0,6%. С 1 июля 1992г. в Российской Федерации предельный размер налоговой ставки был увеличен до1 %,с 1995 г.—до2% [3].

Налогообложение имущества юридических лиц в России в современном варианте было введено с 1 января 1992 г. Законом РФ «О налоге на имущество предприятий», который прекратил свое действие с 1 января 2004 г. Нормативной базой данного налога является гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), законы субъектов РФ, регулирующие налогообложение недвижимого и движимого имущества в рамках компетенции региональных властей.

Целью взимания налога на имущество организаций выступает не только осуществление фискальных интересов государства, но и стимулирование

производительного и эффективного использования основных фондов. Один из инструментов такого использования — возможность реализации механизма ускоренной амортизации, переоценки основных средств с учетом инфляционных колебаний, регулируемая нормативными положениями.

2. Планированиеуплаты налога на имущество некоммерческими организациями

Некоммерческие организации наряду с кредитными и страховыми организациями отличаются определенной спецификой формирования налоговой базы по налогу на имущество, сумм налога в силу особенностей учета в рамках собственного плана бухгалтерских счетов, осуществляемых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций выработаны специальные документы, например приказ Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 02.10.2006 № 306/120н/139 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений»; коэффициенты, применяемые для переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений (утв. Росстатом 27.10.2006); письмо ФНС России от 30.10.2007 № ВЕ-6-16/836@ «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов»; Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н.

Осуществление налогового планирования в организациях в системе управления финансами позволяет организовать движение налоговых потоков, согласовать обязательные выплаты с иными направлениями расходов и отвлечения оборотных средств, оптимизировать налогообложение деятельности.

Различают стратегическое (перспективное) и тактическое (оперативное) налоговое планирование. Стратегический подход предполагает определение налоговой политики организации на долгосрочный период, оценку влияния налоговых последствий принимаемых финансово-экономических решений на развитие деятельности. Оперативное планирование осуществляется в процессе текущей деятельности и связано с разработкой плана налоговых платежей. При этом мероприятия оперативного планирования должны коррелировать с положениями оперативных планов.

В ходе стратегического планирования формируется налоговая учетная политика, определяющая принципы ведения налогового учета, и оказывает непосредственное влияние на величину налоговых обязательств и финансовых результатов

организации. Этапы оперативного налогового планирования, которые могут быть реализованы некоммерческими организациями, включают последовательность следующих процедур:

• анализ результатов деятельности и финансового состояния организации;

• выявление особенностей налогообложения, анализ новых норм налогового законодательства и проблем организации в сфере налогообложения;

• оценка фактического и оптимального уровня налоговой нагрузки организации;

• формирование плана налоговых платежей, выбор инструментов оптимизации налоговой нагрузки;

• представление налоговой отчетности;

• оценка качества и эффективности оперативного налогового планирования.

Налоговое планирование предусматривает

разработку положений учетной политики в части направлений, связанных с налогообложением. Варианты учетной политики для целей налогообложения, прежде всего исчисления налога на имущество организаций, связаны с выбором метода начисления амортизации, использованием возможности формирования резервов по сомнительным долгам, ремонтом основных средств. Существенное значение имеет механизм переоценки основных средств, заключения договоров аренды и лизинга и др.

Налог на имущество организаций является частью налогового поля некоммерческих организаций, представленного совокупностью всех уплачиваемых налогов и сборов. Проанализируем элементы налога и рассмотрим расчетный пример по определению налоговых обязательств некоммерческой организации.

Как юридические лица некоммерческие организации являются налогоплательщиками налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не включены в состав объектов налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

На некоммерческие организации распространяются льготы по налогу на имущество, установленные ст. 381 НК РФ. В частности, у организации

право на освобождение возникает, если уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов со среднесписочной численностью инвалидов среди работников не менее 50 %, их долей в фонде оплаты труда не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по Перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). Льготы действуют в отношении учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно новой редакции п. 4 ст. 376 НК РФ, действующей с 01.01.2008, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. При этом сред-

негодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное отделения суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговое планирование предполагает составление налогового календаря в форме графика выплат налога и представления налоговой декларации в налоговые органы. Учитывая порядок исчисления и уплаты суммы налога и сумм авансовых платежей по нему, а также сроки представления декларации, отразим налоговый календарь обязательств по налогу на имущество (табл. 1).

Подчеркнем, что сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. В соответствии с п. 3 ст. 383 НК РФ в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации. Налоговая декларация представляется также по местонахождению организации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. В зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки.

Таблица 1

Налоговый календарь обязательств по исчислению и уплате налога на имущество организаций

Налоговый период Календарный год

Отчетные периоды I квартал полугодие 9 месяцев X

Авансовые платежи по налогу* X По итогам каждого отчетного периода По итогам каждого отчетного периода По итогам каждого отчетного периода

Налоговые расчеты по авансовым платежам X Не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода Не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода Не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода

Налоговые декларации Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

* Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Например, в Республике Дагестан в 2007 г. действовали ставки: в общем случае — 2 %, в отношении объектов (имущества), введенных по инвестиционному проекту строительства новых гидроэлектростанций на период с шестого по десятый год с момента ввода объекта в эксплуатацию, — 1 %; в Республике Саха ставка налога определена в размере 1,4 % — для предприятий по производству и реализации пищевой продукции, в случае если стоимость их имущества превышает 500 млн руб., в иных случаях— в размере 2,2%. В Республике Марий Эл помимо общей ставки 2,2% действовала ставка 1,1 % для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Приморском крае ставка 0,5% предусмотрена для имущества организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и др. [6]

Пример. В составе основных средств бюджетной организации по состоянию на 1 января текущего года находятся основные средства с остаточной стоимостью 12млнруб. Здание на начало года имеет остаточную стоимость 7млн руб. (первоначальная стоимость— 9 млн руб.), норма амортизации — 8%, амортизация начисляется линейным методом. Остальное амортизируемое имущество имеет срок полезного использования 8лет. Его первоначальная стоимость — 14млнруб.

25 апреля организация часть здания площадью 33 кв. м сдала в аренду ИП«Князев», который открыл магазин. Ставка налога на имущество — 2,2%. В соответствии с условиями арендного договора объект имущества находится на балансе арендодателя.

16 февраля было приобретено транспортное средство стоимостью бООтыс.руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по объекту — 8тыс. руб. Определить сумму авансовых платежей по налогу на имущество за первый квартал текущего года.

Расчет налога на имущество организаций. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по зданию составит: 9000тыс.руб. х 0,08/12 = бОтыс.руб.

Расчет остаточной стоимости здания на начало каждогомесяца отчетного периода приведем в табл. 2.

Таблица 2

Дата Остаточная стоимость, тыс. руб.

01.01 7 000

01.02 6 940

01.03 6 880

01.04 6 820

Средняя остаточная стоимость за первый квартал: (7000 + 6940 + 6880 + 6820)/4 = 6910тыс.руб.

Поскольку организация является собственником здания и отражает на своем балансе его часть, сдаваемую в аренду, то она является плательщиком налога на имущество в отношении этого объекта имущества в полном объеме.

Сумма налога на имущество за первый квартал текущего года, рассчитанная исходя из ставки налога 2,2% по объекту основных средств — здание: 6 910 х 0,022 = 152,02тыс.руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по остальным основным фондам составит: 14 000тыс.руб./(8у. 12) = 145,8тыс.руб.

Расчет остаточной стоимости остального амортизируемого имущества на начало каждого

месяца отчетного периода приведем в табл. 3.

Таблица 3

Дата Остаточная стоимость, тыс. руб.

01.01 5 000

01.02 4 854,2

01.03 4 708,4

01.04 4 562,6

Средняя остаточная стоимость за первый квартал: (5 ООО + 4 854,2 + 4 708,4 + 4 562,6) / 4 = 4 781,3тыс.руб.

Сумма налога на имущество за первый квартал текущего года по остальным средствам, рассчитанная исходя из ставки налога 2,2% : 4 781,3 х 0,022 = 105,2тыс.руб.

Предположим, ввод в эксплуатацию транспортного средства был осуществлен в феврале. Исходя из того, что начисление амортизации производится с месяца, следующего за месяцем ввода, рассчитаем среднюю остаточную стоимость объекта за период (табл. 4).

Таблица 4

Дата Остаточная стоимость, тыс. руб.

01.01 -

01.02 600

01.03 592

01.04 584

Средняя остаточная стоимость за первый квартал: (600 + 592 + 584)/4 = 444тыс.руб.

Сумма налога на имущество за первый квартал текущего года по транспортному средству: 444 х

0.022.= 9,8тыс.руб.

Общая сумма налога на имущество по организации: 152,02 + 105,2 + 9,8 = 267,02тыс.руб.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Коровкин В. В. Основы теории налогообложения: Учебное пособие. — М., Экономиста, 2006. 576 с.

3. Муравлева Т. В. Налогообложение банков: Учебное пособие. М., Экзамен, 2006. 157 с.

4. Сидорова Е. Ю. Налоговое планирование. М., Экзамен, 2006. 221 с.

5. Феоктистов И. А. Изменения в Налоговый кодекс РФ 2008. М., ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. 216 с.

6. www. garant, ru

7. www. gks. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.