Косинова Е.М.
студентка 3 курса, Институт детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Корягина К.Э.
студентка 3 курса, Институт детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Кузнецова А.Я.
д-р филос. наук, профессор НГПУ, «Новосибирский государственный
педагогический университет»
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье раскрываются методологические основания отбора, анализа и систематизации педагогических условий, влияющих на качество и эффективность исследовательской деятельности студентов. Содержательно раскрываются психологодидактические и социально-педагогические условия научно-образовательной среды вуза, их специфика и роль в научной подготовке и организации исследовательской деятельности студентов как условия реализации и развития их потенциала. Предложены критерии для оценки эффективности таких педагогических условий.
Ключевые слова: образование, студенты, исследовательская
деятельность, научно-образовательная среда, педагогические условия
Keywords: education, students, research, scientific and educational
environment, pedagogical conditions.
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека [5,62]. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов [3,156].
Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни [6,202], правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным
ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал [4,77].
В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. Включение студента вуза в исследовательскую деятельность совместно с педагогом позволяет осваивать и осуществлять принцип свободы в вузовском образовании, реализовывать молодым учёным новые научные идеи. В результате у них формируется исследовательский подход к жизни, к труду, к своей профессии, что, в то же время, свидетельствует о развивающем личностном характере профессиональной деятельности преподавателя вуза. Рассмотрим понятие научно-исследовательской работы.
«Понятие научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы:
- обучение студентов основам исследовательского труда, формирование у них определённых навыков;
- выполнение научных исследований под руководством преподавателя» [7,62].
«В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу,
включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами и на научноисследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время» [1,127].
Основной задачей учебно-исследовательской работы студентов является овладение навыками самостоятельной научной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лабораториях, в научных коллективах. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать их результаты, применять свои знания при решении конкретных задач.
Реформа отечественного образования предполагает ведущую роль исследовательской деятельности преподавателя вуза. Плодотворность
преподавательской деятельности в вузе напрямую связана с научными достижениями ученого-преподавателя. Это положение повышает ответственность вузов за совершенствование процесса образования и компетентность педагогических кадров. «ВУЗами организуются научные семинары или студенческие научно-технические конференции (СНТК). Семинары проводятся регулярно в течение семестра, СНТК проводится, как правило, 1-2 раза в год в конце каждого семестра. Содержание образования представлено как системный объект, с точки зрения его состава, структуры и функций. Теоретическое знание опосредованно иерархически расположенными уровнями, соответствующими уровням формирования содержания
образования» [8,380].
Теоретическая модель формирования содержания образования состоит из: трех характеристик содержания как системы (по составу, структуре и функциям), четырех элементов содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения) и пяти уровней его формирования (уровни теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения, структуры личности учащегося).
Основными условиями, обеспечивающими включение обучающихся в исследовательскую деятельность, следует считать:
- целенаправленность подготовки к ней студентов и учащихся;
- преемственность в подходе к ее организации и требованиям к различным ее формам;
- ориентацию на сочетание наиболее эффективных форм "студенческой" и "ученической" науки;
- признание необходимости комплексного обеспечения студенческих и
ученических исследований (кадровый, методический, нормативно-
организационный и другие аспекты);
- стимулирование достижений ее участников [2,63].
Следует отметить, что проблема исследовательской деятельности студентов педагогического университета в условиях непрерывного образования всегда остается важным аспектом профессиональной подготовки будущих специалистов и требует дальнейшего осмысления. В публикациях по данной теме уделяется внимание исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, формам и методам исследовательской деятельности студентов вузов, методологическим проблемам педагогических исследований.
Реформа отечественного образования предполагает ведущую роль исследовательской деятельности преподавателя вуза. Плодотворность преподавательской деятельности в вузе напрямую связана с научными достижениями ученого-преподавателя. Это положение повышает
ответственность вузов за совершенствование процесса образования и компетентность педагогических кадров. Включение студента вуза в исследовательскую деятельность совместно с педагогом позволяет осваивать и осуществлять принцип свободы в вузовском образовании, реализовывать молодым учёным новые научные идеи. В результате у них формируется исследовательский подход к жизни, к труду, к своей профессии, что свидетельствует о развивающем личностном характере профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом
научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов; обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных проблем.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В. - Педагогические условия эффективности
исследовательской деятельности студентов // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 126-129.
2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 63 с.
3. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования:
естественнонаучный взгляд - Новосибирск, 2004. - 156 с.
4. Кузнецова А.Я. Принципы инновационного образования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 12. - С. 77-78.
5. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 61-62.
6. Кузнецова А.Я., Гуманизация образования и интеллект в контексте естественнонаучного образования. Монография. - Новосибирск, 2006. - 202 с.
7. Мазилов В.А. - Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Ярославский педагогический вестник. - 1998. - № 3. - С.58-64.
8. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / Л. В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.