прогрессивно развиваться. Совершенствование методики физического воспитания детей 3 года жизни раскрывает новые неизвестные возрастные возможности всестороннего развития детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравчук, А.И. Гармоничное состояние двигательной функции детей дошкольного возраста / А.И. Кравчук, А.Ю. Шредер // Материалы международного научно-практического конгресса «Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта». - Москва, 2018. - С. 438-442.
2. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006. - № 6 (41). - С. 244-249.
3. Флянку, И.П. Двигательная активность и здоровье школьников / И.П. Флянку, А.Н. При-ешкина, А.А. Фоменко. - Germany, Saarbrucken : LAP LAMBERT, 2013. - 109 с.
4. Шредер, А.Ю. Обучение основным движениям детей 2-3 годов жизни с использованием базовых и профилирующих упражнений / А.Ю. Шредер, А.И. Кравчук // Омский научный вестник.
- 2010. - № 1. - С. 174-178.
5. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.
- 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 272 с.
REFERENCES
1. Kravchuk A.I. and Shreder A.Yu. (2018), "Harmonious state of motor function of preschool children", Proceedings of the International Conference Scientific and pedagogical schools in the field of physical education and sports"Moscow, May 30-31, 2018, pp. 438-442.
2. Mukhina M.P. and Kravchuk A.I. (2006), "Physical education of children of preschool and primary school age in the conditions of integrated concentrated training in motor actions", Omsk Scientific Herald, Vol. 41, No. 6, pp. 244-249.
3. Flyanku I.P., Prieshkina A.N. and Fomenko A.A. (2013), Physical activity and health of students, LAP LAMBERT, Germany, Saarbrucken.
4. Shreder A.Yu. and Kravchuk A.I. (2010), "Learning the basic movements of children 2-3 years of age using basic and profiling exercises", Omsk Scientific Herald, No. 1, pp. 174-178.
5. Yuriev V.V., Simakhodsky A.S., Voronovich N.N. and Khomich M.M. (2007), Child growth and development, 3th ed., Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2019
УДК 796.835
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МИНИМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОТИВОБОРСТВА
ЮНЫМИ КИКБОКСЕРАМИ
Анна Юрьевна Шредер, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет; Анатолий Александрович Фоменко, старший преподаватель, Артем Вадимович Салугин, преподаватель, Филипп Вадимович Салугин, заслуженный мастер спорта, доцент, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского; Вячеслав Анатольевич Блинов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В статье представлены результаты определения особенностей систематизации минимальных ситуаций противоборства кикбоксерами 12-14 лет при решении визуальных тактических упражнений. Систематизация ситуаций производилась на основе детального анализа и обобщения эпизодов поединка: элементов индивидуальных "коронных" действий, позиционного боя, серийных действий и специальных ситуаций, которые включили активный переход от защиты к нападению, позиционное нападение и ситуации в предварительной фазе атаки. В ходе исследования выявлено, что скорость и
качество принятия решения зависит от возраста кикбоксера и сложности тактического задания. Внедрение результатов исследования в тренировочный процесс основывается на дифференциации упражнений по критериям возраста спортсмена, числа минимальных ситуаций противоборства в составе одной комбинации и активности противодействия соперника.
Ключевые слова: систематизация, моделирование, кикбоксинг, ситуации противоборства, тактика.
SYSTEMATISATION OF MINIMUM SITUATIONS OF CONFRONTATION BY
YOUNG KICKBOXERS
Anna Yurievna Shreder, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Medical University; Anatoly Alexandrovich Fomenko, the senior teacher, Artem Vadimovich Salugin, the teacher, Filip Vadimovich Salugin, the honored master of sports, senior lecturer, Dostoevsky Omsk State University; Vyacheslav Anatolyevich Blinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports,
Omsk
Annotation
The article presents the results of determining the characteristics of systematization of minimal situations of confrontation by kickboxers aged 12-14 years old in solving the visual tactical exercises. Systematization of situations was made based on the detailed analysis and synthesis of duel episodes: individual "crown" actions, positional combat, serial actions and special situations - active transition from defense to attack, positional attack and situations in preliminary phase of attack. The study revealed that speed and quality of the decision depends on age of the kickboxers and difficulty of the tactical exercise. The implementation of the research results in the training process is based on exercise differentiation by age criteria, number of minimal situations of confrontation in one combination and opponent counter activity.
Keywords: systematization, modeling, kickboxing, situations of confrontation, tactics.
ВВЕДЕНИЕ
Современный кикбоксинг характеризуется повышением роли тактической оснащенности спортсменов, успешная реализация которой позволяет нейтрализовать технический, физический и психологический потенциал соперников с различным стилем ведения поединка [1-3]. Тем не менее, в тренировочном процессе кикбоксеров тактике отводится незначительная доля времени подготовки, что усиливает противоречие между необходимостью в соблюдении структуры современного поединка и недостаточным научно -методическим обеспечением систематизации обновленного содержания противоборства [2, 4]. Ввиду того, что успешное разрешение структурных тактических преобразований в динамике ведения поединка видится в достижении оптимального уровня систематизации минимальных ситуаций противоборства [4], который формируется в юном возрасте [5], разработка тактических упражнений и оценка эффективности их решения юными кикбоксерами представляется актуальным вопросом спортивной науки.
Цель исследования: определить особенности систематизации минимальных ситуаций противоборства юными кикбоксерами в процессе решения визуальных тактических упражнений.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие кикбоксеры 12-14 лет в количестве 63 спортсменов с идентичными параметрами физической подготовленности и технико-тактической оснащенности.
Воспроизведение ситуаций противоборства выполнено при использовании визуальных тактических упражнений, построенных на основе принципа наглядности, абстракции, применения элементов воображения и аналогии. Тактические упражнения были разделены на три вида с учетом уровня противодействия соперника: 1 - активный переход от защиты к нападению, 2 - позиционное нападение, 3 - ситуации в предварительной фазе атаки.
Аппаратно-программный комплекс состоял из электронного секундомера, мультимедийного проектора и ноутбука, демонстрирующих изображения тактических элементов и комбинаций. Оценка эффективности решения упражнений определялась по среднему времени, затраченному на ответ, по соотношению верных и неправильных ответов при сопоставлении минимальных ситуаций противоборства. Статистический анализ результатов выполнен с применением программы IBM SPSS Statistics 25.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На начальном этапе исследования были выявлены параметры оценки минимальных ситуаций противоборства, которые объедены по критерию активности противодействия сопернику (таблица 1). Описанные параметры использованы в качестве рекомендаций для юных кикбоксеров при анализе и решении визуальных тактических упражнений.
Таблица 1 - Параметры оценки минимальных ситуаций противоборства
Уровень активности Параметры оценки
Низкая активность Отсутствие реакции на выполнение действия соперником, пассивное сближение с нападающим, медленные движения руками, расположение бойцов на расстоянии более 2 м
Средняя активность Пассивный вынос рук при нейтрализации удара, перемещение с опозданием в сторону оперативного пространства, низкая боевая стойка, потеря баланса защитной стойки после многократного применения атакующих и защитных действий, расположение бойцов на расстоянии 1-2 м
Высокая активность Сохранение боевой стойки после многократного применения атакующих и защитных действий, быстрые движения руками, одновременное сближение с соперником, контроль пространства за спиной, расположение бойцов на расстоянии 1 м
Систематизация минимальных ситуаций противоборства осуществлялась на основе использования разработанного нами алгоритма (рисунок 1), который позволил детально воспроизводить визуальные тактические упражнения и рассматривать технико -тактическую деятельность кикбоксеров в интегральном взаимодействии компонентов поединка.
Рисунок 1 - Алгоритм систематизации минимальных ситуаций противоборства
Оценка времени решения минимальных ситуаций противоборства, разделенных по видам противодействия соперника, свидетельствует об уменьшении времени сопоставления ситуаций в зависимости от возраста кикбоксеров и сложности визуальных тактических упражнений (таблица 2), что косвенно отражает более высокие показатели когнитивного потенциала и абстрактно-логического мышления старших спортсменов.
Таблица 2 - Временные показатели решения ситуаций противоборства различной сложности юными кикбоксерами, мс_
Возраст Время решения (х±а)
1 2 3
12 лет 1078,0±30,36 918,9±26,08 938,3±26,85
13 лет 1059,4±29,90 913,2±28,60 893,5±39,91
14 лет 911,0±17,42 798,9±24,21 803,6±20,52
Р <0,05 <0,05 <0,05
На основе полученных результатов исследования произведен факторный анализ с целью определения эффектов влияния фактора возраста («А»), сопоставления ситуаций противоборства («В»), их взаимодействия («АВ»). Как видно из результатов (таблица 3), эффекты изученных факторов довольно существенны и каждый из них в большинстве случаев превышает 100 мс. Комплексное влияние факторов составляет около 20-40% от всего времени на принятие решения.
Таблица 3 - Эффекты действия и взаимодействия изученных факторов, мс
Оцениваемые возрастные группы Факторы
«А» «В» «АВ»
12-13 лет 99,5 137,7 99,6
12-14 лет 248,7 237,1 99,1
13-14 лет 243,5 235,6 123,5
Р <0,05 <0,05 <0,05
Наибольшей сложностью по временному критерию решения обладает первый вид ситуаций противоборства, связанный с нападением по всему рингу и активным переходом от защиты к нападению, также являющийся продолжением атаки с тремя комплексными сопоставлениями. Второй (позиционное нападение) и третий (ситуации в предварительной фазе атаки) виды легче для восприятия, обладают упрощенной структурой систематизации минимальных ситуаций противоборства, имеют пять и шесть детальных сопоставлений, соответственно.
Успешное внедрение представленного подхода в тренировочный процесс юных кикбоксеров возможно при дифференциации заданий по критериям возраста спортсменов с увеличением доли упражнений первого вида для старших кикбоксеров, количества минимальных ситуаций противоборства в составе одной комбинации и активности противодействия соперника при решении модели ситуации.
ВЫВОДЫ
Таким образом, систематизация минимальных ситуаций противоборства юными кикбоксерами основывается на детальном анализе и обобщении эпизодов поединка, включающих элементы позиционного боя атакующего и оборонительного характера, серийных действий с акцентом на сочетание и переход от первого к последующим действиям, а также специальных комбинаций. Ключевыми элементами в решении визуальных тактических упражнений являются именно специальные комбинации, состоящие из параметров нападения с активным переходом из оборонительной модели ведения боя, позиционного нападения, вариантов активного и пассивного противодействия сопернику на предварительной фазе атаки.
Оценка минимальных ситуаций противоборства кикбоксеров проводится дифференцированно с учетом критерия активности противодействия, что позволяет
единовременно моделировать три варианта развития событий в динамике поединка.
В ходе исследования установлено, что на скорость и качество принятия решения при анализе тактических упражнений влияют факторы возраста спортсмена и сложности заданий. Большей сложностью решения обладают ситуации противоборства с активным переходом от защиты к нападению с тремя комплексными сопоставлениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белых, С.И. Особенности тактики кикбоксинга / С.И. Белых, О.С. Олейник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 25-29.
2. Сабирова, И.А. Анализ соревновательной деятельности в различных дисциплинах кикбоксинга / И.А. Сабирова, И.В. Битюцких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 259-262.
3. Дифференцированный подход к психологической подготовке кикбоксеров / Ф.В. Салу-гин, В.Г. Турманидзе, А.А. Фоменко, А.В. Салугин, А.Ю. Шредер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 272-277.
4. Салугин, Ф.В. Ситуационный анализ тактико-технических действий высококвалифицированных кикбоксеров / Ф.В. Салугин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 24.
5. Токсанов, С.Е. Обучение атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей / С.Е. Токсанов, И.Ю. Горская, Л.Г. Харитонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 356-362.
REFERENCES
1. Belykh, S.I. and Oleynik, O.S. (2019), "Features tactics kickboxing", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 25-29.
2. Sabirova, I.A. and Bityutskikh, I.V. (2019), "Analysis of competitive activities in various kick-boxing disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 259-262.
3. Salugin, F. V., Turmanidze, V.G., Fomenko, A.A., Salugin, A.V. and Shreder, A.Yu. (2019), "Differentiated approach to the psychological preparation of kickboxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 272-277.
4. Salugin, F.V. (2019), "Situational analysis of tactical and technical actions for highly skilled kickboxers", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 24.
5. Toksanov, S.E., Gorskaya, I.Yu. and Kharitonova, L.G. (2019), "Training in attacking actions of kickboxers 10-12 years old with the associated development of coordination abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 356-362.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2019