УДК 796.011.3+378
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
SYSTEMATIZATION OF MECHANISMS OF PHYSICAL AND HEALTH TECHNOLOGIES AT THE EMPLOYMENT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Алдошин Андрей Витальевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich candidate of pedagogics, associate professor department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Алдошина Евгения Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина г. Орёл, Россия Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna candidate of pedagogics, associate professor department of physical education Orel state agrarian university name N. In. Parakhina
Orel, Russia
Аннотация. Средства физической культуры при правильном их использовании играют весомую роль в активизации личности, влияя не только на образ жизни, нравственное воспитание, но и на микросоциальную среду, которая окружает субъекта.
Abstract. Means of physical culture, if properly used, play a significant role in activating the individual, affecting not only the way of life, moral education, but also the micro-social environment that surrounds the subject.
Ключевые слова: студенческая молодежь, самооценка, тренированность, эффективность, физическая культура и спорт, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Keywords: physical training, physical force, fighting methods of fight, police officer.
В настоящее время у научных деятелей, занимающихся изучением непосредственно здоровья человека, образовательной сферы огромное внимание привлекает вопрос использования технологий, которые направлены на улучшение здоровья человека физического и морального.
В системе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года в качестве проблемы №1 декларируется глобальное ухудшение физического развития, состояние организма и физической подготовленности населения. Накопленные знания в сфере физкультурно-оздоровительных технологий имеют много существенных противоречий. Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительных исследований в рамках научного обоснования, методики физкультурно-оздоровительных технологий, изучение их эффективности в качестве элементов системы высшего образования, определения функциональной тренированности студенческой молодежи.
Физическая культура как совокупность, ключевыми элементами которой являются: спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическое воспитание, адаптивная и оздоровительная физическая культура, в своем концептуальном блоке содержит не только задачи развития и совершенствования моторно-функциональных качеств, формирования двигательных навыков, но и задачи укрепления здоровья, закаливания организма повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов природной среды и профессиональной деятельности [1]. Ежегодный анализ состояния здоровья поступающих в высшие учебные заведения России показывает отрицательную динамику роста числа обучающихся с многочисленными отклонениями в деятельности нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. Если говорить о разработке физкультурно-оздоровительной технологии, направленной на оздоровление молодежи, то следует обратить внимание на то, что данная проблема сопровождается рядом противоречий, что предает ей большую актуальность. Анализы, проведенные в области физкультурно-оздоровительных технологий, дает возможность систематизировать противоречия. Есть несколько изданий обобщающего характера, подвергающих резкой критике физкультурно-оздоровительные технологии, содержащие в своей системе какие-либо дыхательные упражнения. Ссылаясь на работы, выполненные на рубеже второй половины XX века, они декларируют огромный вред для занимающихся от этих упражнений на функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем [2]. Так же существуют результаты экспериментальных исследований, выполненных в наше время, которые в совершенно другом ракурсе видят эффективность этих упражнений и целесообразность [3]. По состоянию на 2017 год нет разработок федеральных программ для вузов по содержанию, направленности и организации занятий по физическому воспитанию с обучающимися СМГ. Это создает несогласование при формировании СМГ с дифференциацией по нозологическим признакам, оценки уровня освоения учебных заданий, содержании учебно-тренировочных занятий.
Использование физкультурно-оздоровительных технологий должно идти вслед за плановыми занятиями физической культурой и спортом, то есть носить системный характер. Необходимо учитывать, что обеспечение высокого уровня двигательной активности за два академических часа в неделю недостаточно для решения проблемы. Проанализировав литературные источники, выявлено несколько структур: физкультурно-оздоровительные технологии профилактики простудных и инфекционных заболеваний, физкультурно-оздоровительные
технологии профилактики и снижения избыточной массы тела, ФОТ социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др. При этом выявлено, что у людей, занимающихся этой проблемой нет единого мнения по поводу целевой направленности образовательных и педагогических технологий.
Та или иная физкультурно-оздоровительная технология включает в себя цели и задачи оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только выполнение оздоровительной программы, но тестирование физической подготовленности и определение уровня здоровья, а также вопросы управления и администрирования.
Таким образом, физультурно-оздоровительная технология - это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, стретчинг а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.
Физкультурно-оздоровительные технологии стремительно развиваются и в адаптивной физической культуре. Термин «Адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году. В Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры». Адаптивная физическая культура (АФК) является частью общей физической культуры, направленной на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья [4]. Адаптивная физическая культура имеет определенный набор задач: образовательные и коррекционные. К коррекционным задачам относятся: профилактические и компенсаторные. К образовательным задачам относятся: оздоровительно-развивающие и воспитательные.
Профилактическая работа ведется с целью профилактики заболеваний, в частности профессиональных заболеваний, в частности, обусловленных гиподинамией (нарушение функций организма при ограничении двигательной активности) и гипокинезией (состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений). К образовательным задачам относятся: приобретение знаний (закономерности, функции, методы, средства, формы); формирование умения управления своими эмоциями; формирование навыков самоорганизации, формирование навыков упражнений адаптивной физической культуры; самоконтроля, самооценки, самопобуждения и саморегуляции.
К воспитательным задачам относятся: воспитание психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, преодоление комплексов неуверенности; воспитание целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности в преодолении трудностей. К оздоровительно-развивающим задачам относятся: повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его
закаливания; содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов; воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). Среди множества функций адаптивной физической культуры выделяются функции физкультурно-оздоровительной направленности, такие как: воспитательная, развивающая, лечебно-восстановительная, профилактическая, ценностно-ориентационная, рекреативно-оздоровительная.
Рассматривая все функции как механизм предупреждения различных заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, их актуальность учитывается, как для инвалидов, так и для людей, жизнедеятельность которых обусловлена ограниченным двигательным режимом. Профилактическая функция реализуется путем ведения разъяснительной работы о нормах здорового образа жизни, формирования навыков различных доступных видов двигательной активности, закаливания организма отдыха и рационального питания. В традиционном толковании образовательная функция является частью непрерывного процесса образовательной деятельности человека, направленная на удовлетворение его потребностей в знаниях, умениях и навыках в области физической культуры. В адаптивной физической культуре данная функция реализуется в приобретении специальных знаний, формировании специфических умениях и навыков адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта.
Литература
1. Коренберг В. Б. Спортивная кинезиология признана - очередь за ее развитием // Культура физическая и здоровье. 2012. №3(39). С.72-79.
2. Малахов В. А. К вопросу о целесообразности применения некоторых систем дыхательных упражнений с оздоровительной направленностью // Теория и практика физической культуры. 2011. №8. С. 98-103.
3. Копейкина Е. Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы : дис. ... канд.пед.наук. СПб., 2010. 239 с.
4. Гусев А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии физического воспитания сотрудников ОВД. [Электронный ресурс] URL: https://e-koncept.ru/2016/96413.htm (Дата обращения 05.09.2016)
References
1. Korenberg V. B. Sportivnaya kineziologiya priznana - ochered' za ee razvitiem [Sports kinesiology is recognized as the queue for its development]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Culture physical and health, 2012, no. 3 (39), pp. 72-79.
2. Malakhov V. A. K voprosu o celesoobraznosti primeneniya nekotoryh sistem dyhatel'nyh uprazhnenij s ozdorovitel'noj napravlennost'yu [To the question of expediency of application of some systems of respiratory exercises with the improving orientation]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2011, no. 8, pp. 98103.
3. Kopeikina E. N. ostroenie processa fizicheskogo vospitaniya studentok s narusheniyami v sostoyanii dyhatel'noj sistemy : dis. ... kand.ped.nauk [Construction of the process of physical education of students with disorders in the respiratory system: dis. ...
kand.PED.sciences'].- SPb., 2010. - 239 p.
4. Gusev A. A. Physical culture and health technologies of physical education of police officers. [Electronic resource] URL: https://e-koncept.ru/2016/96413.htm (accessed 05.09.2016).