УДК 796.011.3
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ТУРИЗМА И СПОРТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
PROBLEMS OF FORMATION, STRENGTHENING AND PRESERVATION OF HEALTH OF CHILDREN, TEENAGERS, YOUNG PEOPLE MEANS OF PHYSICAL PREPARATION, TOURISM AND SPORT, ATTRACTION OF YOUNG GENERATION TO A HEALTHY LIFESTYLE
Подрезов Игорь Николаевич
Преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Podrezov Igor Nikolaevich lecturer
department physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Еремин Роман Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Erymin Roman Vladimirovich
lecturer
department physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость гармоничного развития молодых людей, подростков, детей, которая в свою очередь оказывает влияние на усвоение знаний, увеличение резервов здоровья.
Abstract. This article discusses the need for the harmonious development of young people, adolescents, children, which in turn has an impact on the assimilation of knowledge, increase in reserves of health.
Ключевые слова: физическая культура, личность, возраст, здоровье. Keywords: physical culture, personality, age, health.
Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей, подростков, молодых людей средствами физической подготовки, туризма и спорта, привлечение молодого поколения к здоровому образу жизни
В современном обществе с каждым днем усиливается значение новых
технологий для человечества, растет их распространение, при этом они развиваются с огромной скоростью. Современные развитые технологии облегчают работу миллионов людей, позволяя тратить меньше сил на какие-либо операции и соответственно выполнять больше таких операций за определенный промежуток времени, делая труд человека более продуктивным. Но, к сожалению, данный аспект имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, примером которых является снижение двигательной активности детей, подростков, молодых людей, зачастую заменяющих прогулку на свежем воздухе игрой в гаджете. Соответственно, это приводит к снижению здоровья населения.
Гиподинамия - сниженная физическая активность, считается одной из основных причин появления и развития большого количества заболеваний, приводящих к преждевременной смертности, инвалидности десятков и сотен тысяч людей, которые не достигли пятидесятилетнего возраста [1]. Задачей физической культуры является предотвращение ее развития и, соответственно, развития других болезней и осложнений, которые являются обязательными спутниками гиподинамии, а также поддержание здоровья на должном уровне. В реализации указанной цели особое место занимает организация учебного процесса на всех уровнях по физическому воспитанию молодежи.
Занятия физической культурой способствуют гармоничному развитию молодых людей, подростков, детей, помогают в усвоении знаний, увеличивают резервы здоровья. К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях нашей страны физическая культура попросту недооценивается и на занятия ею уделяется недостаточно часов, а спортзалы не удовлетворяют потребностей учебной программы. Все это негативно сказывается на здоровье обучающихся. Несмотря на то, что занятий и так недостаточно, среди некоторых учащихся наблюдается тенденция их прогуливать. Для предупреждения данного инцидента необходимо проводить занятия в более разнообразных и интересных формах.
В данной работе отмечается, что чрезвычайно важна мотивация занимающихся. Занятия физической культурой не должны быть тяжкой обязанностью. Каждый занимающийся с учетом индивидуального подхода к состоянию его здоровья должен ощущать динамику своего физического развития и физического и психического здоровья. Особая роль в этом принадлежит соревновательным методам проведения занятий по физической подготовке. [2]
Это обусловливается тем, что в процессе соревнования, игры учащийся старается показать себя на должном уровне, не ударить в грязь лицом перед товарищами, им овладевает азарт и интерес, позволяющие не только выявить лучших, но и вовлечь в данный физический процесс новый круг лиц. Так же соревнования позволяют сплотить командный дух, а значит, представляют собой прекрасную возможность для их участников лучше узнать друг друга или обрести новых друзей.
Сегодня большое значение приобретает интегрирование в систему физической подготовки не только физическое развитие детей и подростков, но и духовное. Именно поэтому необходимо проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, по формированию потребности как в физическом,
так и нравственном развитии и совершенствовании, по созданию благоприятных условий для занятий различными видами спорта, по объединении молодежи в спортивные клубы, ассоциации, организации и т. д.
Научные исследования последнего времени показывают, что одну из главных ролей в укреплении здоровья играет образ жизни человека. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, и лишь потом от качества здравоохранения, экологической обстановки в стране и др. [7]
Приобщению молодежи к активному и здоровому образу жизни будут способствовать различные формы и методы обучения, их разнородный комплекс. Способствовать этому могут внеурочные занятия, такие как посещение спортивных клубов, секций и т. д. в свободное время.
Оздоровлению молодежи, приобщению к занятиям физической культурой и спортом будет способствовать широкое проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, таких как: «Спартакиады вузов» и т.д. Своевременным является и возрождение комплекса ГТО. [2]
Массовые физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) занимают важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы. Они являются методом приобщения широких масс населения к физической культуре и спорту, повышения их физической подготовленности, воспитания у них полезных двигательных навыков и умений, стимулируют дальнейшие занятия физической культурой и спортом. [4]
В системе физкультурно-оздоровительной работы физкультурно-спортивные мероприятия представляют собой игровую деятельность на соревновательной основе. Участники данной системы имеют приблизительно равные возможности для победы в связи с их полом, физической подготовкой, возрастом, что уравновешивается специальным подбором состязательных упражнений, длиной и сложностью дистанции, тяжестью используемых снарядов, а также продолжительностью и интенсивностью выполнения упражнений. В некоторых случаях для уравнивания возможностей участников используются такие виды поощрений, как фора, поощрительные очки, уравнительные коэффициенты и т.д.
В физкультурно-оздоровительных группах соревнования проводятся не только с целью проверки навыков и умений, приобретенных в результате выполнения физических упражнений, их получения и улучшения, но и для организации активного оздоровительного отдыха. Это определяет особенности подготовки и проведения физкультурно-спортивных мероприятий в системе физкультурно-оздоровительной работы с населением.
Здоровый образ жизни - это формы и способы жизнедеятельности человека, направленные на формирование гармоничного человека и способствующие повышению резервных возможностей организма, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья, и успешное выполнение социальных и профессиональных функций. [6]
Основу формирования здорового, активного образа жизни в процессе обучения детей, подростков, молодых людей составляют несколько значимых компонентов: соблюдение режима труда и отдыха, оптимальный режим двигательной активности, проведение закаливания, используя различные способы, здоровое сбалансированное питание, соблюдение правил личной
и общественной гигиены. Противоположными сторонами здорового образа жизни являются употребление спиртных напитков, курение, применение психотропных веществ, наркотических препаратов, несоблюдение режима труда и отдыха, а также чрезмерно низкая двигательная активность. Необходимо отметить, что и плохо организованная профессиональная деятельность также плохо влияет на здоровье человека.
Исследования ученых показали, что в России по сравнению с западноевропейскими странами в сознании граждан не сформированы ценностные установки, определяющие собственное здоровье как главную ценность и капитал. Это значит, что необходимо увеличить количество поднимаемых вопросов по поводу пропаганды здорового образа жизни, а так же приобщения молодежи к здоровому образу жизни, активному отдыху, привлечению к занятию туризмом и другими видами спорта. Необходимо шире освещать проводимые физические мероприятия, соревнования, игры, поскольку они могут стать важнейшим толчком для занятия физической культурой, могут привлечь внимание к физической деятельности и, возможно, будут являться главным аспектом для приобретения желания заниматься физической культурой, стимулом в совершенствовании своего мастерства, физической подготовленности.
Кроме того, для решения данной проблемы необходимо создание специальной литературы, интернет-ресурсов, компьютерных программ по вопросам физической культуры, туризма и спорта, телепрограмм, что поспособствует привлечению аудитории.
Немаловажна в пропаганде здорового образа жизни и роль семейного воспитания, примера родителей. В этой связи региональным властям следует, на наш взгляд, обратить внимание на создание зон отдыха в населенных пунктах, в которые бы входили спортивно-оздоровительные учреждения или комплексы, трассы, туристические тропы, а возможно и туристско-оздоровительные комплексы[5]. Кроме зон отдыха необходимо создавать и поддерживать состояние новых учреждений оздоровления детей и молодежи, санаторно-курортных организаций, реабилитационных учреждений, учреждений социального обслуживания, а также всероссийских и региональных детских, молодежных и спортивных общественных организаций с соответствующим квалифицированным кадровым потенциалом (педагогами, психологами, тренерами-преподавателями, медицинскими работниками и т.д.) [2]. В оздоровлении населения немаловажную роль выполняет закаливание, соблюдение режима дня, правильного и сбалансированного режима питания. В целом, для решения проблемы оздоровления населения необходимо вмешательство государства и общества в регулирование нормативно-правовой базы в области физической культуры, приобщение населения к занятиям физической культурой в свободное время, к соблюдению режима дня, правильному питанию, закаливанию.
Для поддержания здоровья людей, для пропаганды здорового образа жизни физическая культура и спорт должны приобрести в жизни и деятельности людей такую большую значимость, что без двигательной активности людям будет просто скучно и некомфортно, которая станет неотъемлемой частью их повседневной работы и, соответственно, выступит важным средством
формирования, укрепления и сохранения физического, а также психического здоровья, основой его самосовершенствования, рациональной формой организации и проведения своего свободного времени. Необходимо помнить, что ведение здорового образа жизни приводит не только к улучшению общего самочувствия и настроения, но и к оздоровлению нации, решению различных общественных проблем. Каждый человек, ведущих активный образ жизни, является примером для окружающих, способствует повышению их заинтересованности в поддержании своего здоровья на должном уровне.
Литература
1. Колодин А. П. Цена реформы и ценности учебы // Народное образование. 1995. №5. С. 21-25; Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1997. №7. С. 2-7. 12.
2. Еремин Р. В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья
v I w
учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник научных трудов. Орел : Орловский государственный университет. 2015. С. 107-114.
3. Татарова С. Ю., Татаров В. Б. Роль рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2014. №1 (129). С.76-80.
4. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации // Научный диалог. 2016. №. 2 (50).
5. Столяров. В. И. Роль массовых спортивных соревнований в формировании культуры здорового образа жизни // Дети России образованны и здоровы. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции г. Санкт-Петербург, 25-26 февраля 2010 г. — М.: 2010. С.80.
6. Евдокимов В. И. Формирование здорового образа жизни с применением средств и методов физической культуры : библиографический указатель (1987-2006 гг.) / В. И. Евдокимов, Б. А. Клименко, А. С. Удалых; ред. В. Н. Дружинина; Воен. ин -т физ. культуры, Гос. науч.-исслед. испытат. ин-т воен. медицины, Рос. нац. б-ка. СПб. : ВИФК, 2007. 68 с. (Полезная библиография; вып. 5)
7. Цветов В. И., Ананьев С. И. Физическое воспитание в процессе формирования здорового образа жизни у студентов Белгородского правоохранительного колледжа имени Героя России В. В. Бурцева // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. 2016. С. 138-142.
References
1. Kolodin A. P. TSena reformy i tsennosti ucheby [The price reforms and values dropping out]. Public education - Narodnoe obrazovanie, 1995, no. 5, pp. 21-25.; Komkov A. G. Social'no-pedagogicheskij monitoring pokazatelej fizicheskoj aktivnosti, sostoyaniya zdorov'ya i kul'turnogo razvitiya shkol'nikov [Socio-pedagogical monitoring of indicators of physical activity, health and cultural development of pupils]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1997, no. 7, pp. 2-7. 12.
2. Eremin R. V. [Problems of formation, strengthening and preservation of health of
studying youth by means of physical culture, sport and tourism]. Nauka i innovacii v sfere obrazovaniya i proizvodstva. Sbornik nauchnyh trudov - Science and innovations in education and production. Collection of scientific works]. Orel, Orel state University Publ.,
2015, pp. 107-114. (In Russia).
3. Tatarova S. Y., Tatarov V. B. Rol' rekreativnyh tekhnologij v formirovanii kul'tury zdorov'ya studencheskoj molodezhi [The role of recreational technologies in the formation of health culture of students]. Vestnik TGU - Vestnik TSU, 2014, no. 1 (129), pp. 76-80.
4. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Adaptaciya kursantov, obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii, sredstvami i metodami fizicheskoj rekreacii [Aadaptation of cadets studying in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia by means and methods of physical recreation]. Nauchnyj dialog - Scientific dialogue, 2016, no. 2 (50).
5. Stolyarov V. I. [The Role of mass sports competitions in the formation of a culture of a healthy lifestyle]. Deti Rossii obrazovanny i zdorovy. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii - g. Sankt-Peterburg, 25-26 fevralya 2010 g. [Children of Russia are educated and healthy. Materials of the VIII all-Russian scientific-practical conference -St. Petersburg, 25-26 February 2010]. Moscow, 2010, pp. 80. (In Russia).
6. Evdokimov V. I., Klimenko B. A., Merry A. S., ed. by V. N. Druzhinina Formirovanie zdorovogo obraza zhizni s primeneniem sredstv i metodov fizicheskoj kul'tury : bibliograficheskij ukazatel' (1987-2006 gg.) [Formation of a healthy way of life with the use of means and methods of physical culture : a bibliography (years 1987-2006]. St.Petrsburg, VFK Publ., 2007, 68 p. (In Russia).
7. Tsvetov V. I., Anan'ev S. I. [Physical education in the process of forming a healthy lifestyle among students of Belgorod law enforcement College named after Hero of Russia V. V. Burtsev]. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov, slushatelej i studentov [Actual problems of physical culture and sports of cadets, listeners and students]. Orel,
2016, pp. 138-142.