Систематизация и анализ типичных ошибок как фактор совершенствования процесса аудиторских проверок
Systematization and analysis of typical mistakes as a factor of improvement
the auditing
Амерсланова Айнара Надировна
Amerslanova Aynara Nadirovna
аспирантка кафедры «Аудит и контроль» федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
e-mail: AAmerslanova@fa.ru
Согласно требованиям, предъявляемым бизнес-сообществом к заключениям, выдаваемым аудиторскими организациями, их все больше интересует информация не о о том, чего уже добилась организация, а о том какие у нее возможности и перспективы развития, какие искажения и ошибки отчетности вуалируют реальную картину финансовой ситуации, с чем они связаны и как их можно исправить. В этой связи важным направлением работы аудиторской организации является анализ выявленных при проведении аудиторских проверок типичных ошибок и искажений. Такая информация позволит повысить достоверность отчетности, будет способствовать выявлению резервов и повышению эффективности деятельности не только клиентов, но и самих аудиторских организаций.
According to the requirements of the business community to the conclusions, issued by the audit organizations, all of them are more interested in information not about achievements of the organization, but about what it's possibilities and prospects of development, what reporting distortions and mistakes veil the real picture of the financial situation with which they are connected and how they can correct it. In this regard, an important focus of the audit is to analyze the typical mistakes and distortions identified during the audit. This information will improve the accuracy of reporting, will help to identify the reserves and efficiency of the customers and audit firms.
Типичные ошибки, аудиторская организация, эффективность, трудоемкость, система внутреннего контроля
Typical mistakes, audit firm, the effectiveness, labor content, internal control system
Тенденция изменения потребностей клиентов аудиторских организаций и пользователей отчетности, связанная со смещением основного
интереса с оценки текущей, прошлой деятельности и достигнутых результатов организации к пониманию ее перспектив и возможностей определяет необходимость расширения состава аудируемых объектов, форм взаимодействия с клиентами, развития методики, процедур и технологий оказания аудиторских услуг при поддержании высокого уровня качества оказываемых услуг и соблюдения всех требований законодательных и нормативных актов. Проект «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации», разработанный в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № Пр-2629, который обсуждался на Круглом столе, организованном Министерством Финансов Российской Федерации 15 июня 2016 года, отражает картину развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2022 г. и подчеркивает, что приоритетные направления развития аудиторской деятельности направлены на повышение ее роли в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. В список приоритетных задач включены следующие: повышение качества аудиторских услуг, обеспечение конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности и престижа аудиторской профессии. Подчеркивается необходимость изменений аудиторской деятельности с учетом потребностей делового сообщества и государства, но с обязательной оценкой возможностей и потребностей самих аудиторских организаций. Одна из задач, поставленная в Концепции, особенно подтверждает актуальность вопроса о необходимости аудиторских организаций заниматься совершенствованием методического инструментария и модели работы - «совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификации процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов».
Одним из инструментов, способствующих решению данной задачи может стать практика сбора, обобщения и анализа типичных ошибок и неточностей, выявляемых в процессе оказания аудиторских услуг, устранение которых позволит повысить достоверность отчетности и будет способствовать выявлению резервов и повышению эффективности деятельности аудируемой организации в целом. Это направление работы полезно как для аудиторских организаций, так и для клиентов.
В настоящее время в доступных источниках нет обобщенной базы типичных ошибок, материалов по их анализу и влиянию на достоверность отчетности. Сейчас обобщением материалов аудиторских проверок, выделением типичных ошибок и причин их возникновения занимаются в передовых аудиторских организациях специальные структурные подразделения. Для этого они создают методические отделы, в которых работают ведущие аудиторы, как правило, являясь штатными работниками организации. Результаты их разработок используются для совершенствования методик и технологий работы в самой аудиторской организации. Кроме того, наиболее важные предложения направляются в адрес саморегулируемых организаций аудиторов и в Совет по аудиторской деятельности. Они в последующем становятся основой уточнения законодательных и нормативных актов, разработки стандартов и дополнительных методических рекомендаций к действующим нормативным актам и т.д. Конечно более широкое обсуждение результатов проверок и систематизации ошибок с учетом всех требований конфиденциальности было бы полезно как для аудиторских организаций, так и для их клиентов могло бы способствовать повышению заинтересованности в услугах, предлагаемых аудиторскими организациями. А для аудиторских организаций открытость и доступность данных материалов были бы одним из информационных источников, позволяющих выявить основные этапы поиска резервов экономичности и ориентированных на разные организационно-правовые формы, направления деятельности и масштабы организаций, что оказывает
влияние на формирование цены на аудиторские услуги.
Организовать работу по обобщению типичных ошибок и доведению ее до заинтересованных пользователей можно на разных уровнях (пример формы для сбора и обобщения информации о типичных ошибках представлен в таблице 1):
- на уровне аудиторской организации (специальные отделы в крупных организациях, возложение дополнительного функционала по сбору, обобщению и анализу типичных ошибок, которые встречались в практике данной аудиторской организации и закрепление этих функций за отдельными специалистами в должностных инструкциях);
- на уровне саморегулируемых организаций аудиторов (СРОА) (включить обязательное систематическое представление информации о типичных ошибках, выявленных за год аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, в рамках ежегодного отчета аудитора -физического лица или аудиторской организации - юридического лица за отчетный год. В настоящий момент нет законодательно определенной единой формы данных отчетов для всех СРОА, поэтому формы и сроки их представления СРОА назначают самостоятельно. Результаты проведенной работы по анализу типичных ошибок можно публиковать на официальных сайтах СРОА. А затем использовать при разработке методических материалов);
- на государственном уровне (дополнить существующие формы федерального статистического наблюдения №2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» или №3-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» соответствующим разделом о типичных ошибках. Добавление соответствующего раздела в форму №2-аудит позволит получать опыт накопленных ошибок от отдельных аудиторов и аудиторских организаций, а при включении в форму №3-аудит позволит получать уже обобщенную информацию от каждой СРОА. Результаты анализа типичных ошибок можно размещать в открытом доступе в разделе «Статистика» на официальном
сайте Министерства Финансов Российской Федерации).
При представлении информации о типичных ошибках целесообразно сгруппировать их по крупным блокам, указывающим в какой области была допущена ошибка:
- на предварительной стадии проведения проверки, при изучении уставных документов, наличия всех необходимых регламентов функционирования предприятия, материалов инвентаризации;
- в учетной политике;
- при проверке хозяйственных договоров;
- при проверке отчетности аудируемой организации с указанием в какой области была допущена ошибка;
- при составлении налоговых деклараций и т.д.
Типичные ошибки обычно связаны с:
- проверкой правильности оформления документации организации (отсутствие документов или их неверное оформление, отсутствие необходимых реквизитов в них, отсутствие аудиторского заключения для организаций, для которых прохождение аудита является законодательно обязательным и т.д.);
- несвоевременным отражением хозяйственных операций; проведением инвентаризации (формальный подход);
- учетной политикой организации (несоответствие нормативным актам, отсутствуют должностные инструкции, график документооборота, положения об отделах, не утверждены формы внутренней отчетности, не утвержден порядок проведения инвентаризации и т.д.);
- оформлением договоров (не отражены существенные условия и положения);
- начислением амортизации (неверное начисление амортизации, неверное определение сроков полезного использования и сроков начисления амортизации, начисление амортизации по объектам с истекшим сроком эксплуатации или по полностью амортизированным объектам,
неправомерное использование ускоренного метода начисления амортизации);
- не создаются резервы (по сомнительным долгам, на оплату отпусков, по финансовым вложениям и т.д.);
- ошибками в учете (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, кассовых операций, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по оплате труда, затрат на производство, финансовых вложений, выпуска и реализации готовой продукции, кредитов и займов, финансовых результатов и использования прибыли);
- неверным исчислением налогов;
- неверным отражением дебиторской и кредиторской задолженности; превышение лимита наличных расчетов между контрагентами (это, например, также облагается штрафом со стороны налоговых органов в случае обнаружения) и т.д. [2].
Таблица 1 - Пример формы для сбора и обобщения информации о типичных ошибках
Раздел отчетности и хозяйственные операции, в которой допущена ошибка Вид экономической деятельности - добыча полезных ископаемых - производство, передача и распределение электроэнергии - оборонно-промышленный комплекс - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность - химическая - металлообработка, машиностроение и автомобилестроение - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - легкая промышленность - агропромышленный комплекс - строительство - транспорт и связь - оптовая и розничная торговля -другое Наименование ошибки Влияние ошибки на искажение отчетности Показатель, на который влияет в финансовой отчетности Количество организаций, при проверке которых выявлена данная ошибка, ед.
1 3 4 5 6 7
При проверке хозяйственных договоров
В учетной политике экономического субъекта
При проверке отчетности экономического субъекта:
в учете основных средств
в учете нематериальных активов
в учете материально-производственных запасов
в учете кассовых операций
в учете операций по счетам в банках
в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
в учете расчетов по оплате труда
в учете расчетов с подотчетными лицами
в учете затрат на производство
в учете финансовых вложений
в учете выпуска и реализации готовой продукции (выполнения работ, оказания услуг)
в учете кредитов и займов
в учете финансовых результатов и использования прибыли
в учете движения денежных средств
в изменении собственного капитала
прочее
При составлении налоговых деклараций
При проведении инвентаризации
Информация о типичных ошибках, их анализ поможет аудируемым лицам избежать проблем с налоговыми и другими проверяющими органами, в т.ч. снизить вероятность начисления штрафов и пеней, а, следовательно, это положительно скажется на общем результате деятельности организации; снизит число возможных судебных разбирательств, например, в случае несогласованности существенных положений договоров с контрагентами. Анализ выявленных типичных ошибок и неточностей, устранение которых позволит организации повысить достоверность отчетности, предупредит от возможных нерациональных действий, способствует выявлению имеющихся у организации резервов и возможных направлений совершенствования управления и в целом окажет положительное влияние на экономичность и эффективность деятельности организации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект обязан осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). В случае если бухгалтерская (финансовая) отчетность данного экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, то субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [1]. Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т.ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами [3]. Материалы о типичных ошибках могут быть использованы в работе службы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, что позволит им выстроить более эффективно работу по выполнению своих основных функций, поможет в совершенствовании используемых методик и процедур, выявит «болевые точки» организации и области, требующие большего внимания.
Для аудиторских организаций система анализа выявленных ошибок также была бы полезна. Как показывает аналитика, темпы роста аудиторского рынка несколько замедляются, что неизбежно подталкивает аудиторские организации, которые хотят сохранить или укрепить свои позиции, к наращиванию клиентской базы и совершенствованию услуг. Чтобы эффективно функционировать на рынке аудиторской организации необходимо удержать ту долю рынка, которую она уже занимает, т.е. сохранить и увеличить количество клиентов и объем оказываемых услуг, но при выполнении обязательного условия сохранения высокого качества оказываемых услуг. При работе над повышением эффективности необходимо особое внимание уделять гармонизации трудоемкости и качества аудиторских услуг.
Поэтому необходимо определить основные факторы, оказывающие влияние на трудоемкость аудиторских услуг:
- уровень методического обеспечения
- определение необходимого и достаточного объема аудиторских доказательств, оценка количества и глубины аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов и т.д.;
- уровень применения информационных технологий и технического обеспечения.
Система анализа типичных ошибок может способствовать повышению экономичности, эффективности и результативности деятельности аудиторской организации за счет сокращения трудоемкости на основе выделения тех зон деятельности организаций-клиентов, которые имеют наибольший риск. Используя данную информацию аудиторские организации могут сократить трудовые и финансовые затраты, сократить сроки оказания услуг, улучшить используемое методическое обеспечение и применяемые информационное технологии. Что в свою очередь будет влиять на формирование стоимости услуг аудиторских организаций.
Таким образом регулярный системный анализ ошибок может быть
полезным инструментом предупреждения их возникновения в работе хозяйствующих субъектов, реализации риск-ориентированного подхода и снижения трудоемкости аудиторских проверок при обеспечении их должного качества.
Библиографический список
1. О бухгалтерском учете : [Приказ Минфина РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» : Законодательство : Версия Проф. - Режим доступа : http://consultant.ru (дата обращения 20.06.2016).
2. Кеворкова, Ж.А. Практический аудит (таблицы, схемы, комментарии): учебное пособие / Ж.А. Кеворкова, Бережной В.И., Мамаева Г.Н. - М.: Проспект, 2015. - 432 с.
3. Ризванова, М.В. Система внутреннего контроля в организации / М.В. Ризванова // Аудитор. - 2014. - №7. // СПС «Консультант Плюс» : Версия Проф. - Режим доступа : http://consultant.ru (дата обращения 20.06.2016).