Научная статья на тему 'Систематизация факторов, влияющих на развитие городской подземной транспортной инфраструктуры'

Систематизация факторов, влияющих на развитие городской подземной транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация факторов, влияющих на развитие городской подземной транспортной инфраструктуры»

© А. В. Харченко, 2004

УДК 622.8 А. В. Харченко

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ ПОДЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ценка и принятие решений в развитии городской подземной транспортной инфраструктуры является достаточно сложным процессом, требующим учета сложного комплекса факторов. В основном указанные факторы можно разделить на три группы: исходные, привнесенные и результирующие. Исходные факторы существуют до создания объекта. Привнесенные - возникают при создании объекта. Результирующие - формируются под влиянием исходных и привнесенных и, в итоге, оказывают влияние на развитие городской подземной транспортной инфраструктуры (рис. 1).

Рассмотрим отдельно каждую из этих групп. Исходные факторы формируются под влиянием характеристик местности, участка подземного пространства, городской транспортной инфраструктуры и рыночной среды.

Учитываемые при оценке характеристики местности (рис. 2) формируются природными условиями, городской средой и населением. Основные естественные природные условия, это: состояние рельефа; климат (роза ветров, температура, влажность и др.); геологические условия. Из важнейших факторов городской среды можно выделить экономическую ориентацию города; степень урбанизированное™ территорий; ее вид (жилая, промышленная, зеленая зона или др.); наличие и свойства близлежащих объектов. Население укрупненно характеризуется численностью, плотностью, составом и уровнем доходов.

Участок подземного пространства обладает (рис. 3) размерами, глубиной, горно-

геологическими условиями и освоенностью соседних участков (виды и количество объектов располагающихся в непосредственной близости).

Свойства городской наземной и подземной транспортной инфраструктуры (рис. 4.) включают применяемые виды транспорта (метро, массовый поверхностный, индивидуальный и др.); ее развитость, включая транс-

X

Исходные

Влияющие факторы 1

X

Привнесенные

■ Местность

-Участок

подземного

пространства

- Городская транспортная инфраструктура

- Рынок

— Процесс строительства Размещаемый объект

Результирующие

— Городская инфраструктура

— Условия использования

— Окружающая среда Население

Рис. 1. Характеристики влияющих факторов

Природные

Местность

I

Городская среда

■ Рельеф

■ Климат

— роза ветров

— температура влажность

Гелология

Население

Экономическая ориентация города

— Урбанизированность территорий Вид территории •— Близлежащие объекты

численность — плотность состав ■— уровень доходов

Рис. 2. Характеристики местности

Рис. 3. Характеристики участка подземного пространства

Рис. 4. Характеристики городской транспортной инфраструктуры

портную сеть и вспомогательные объекты; а

Рис. 5. Характеристики рыночной среды

Рис. 6. Характеристики процесса строительства объекта

также количество перевозок грузов и пассажиров.

Наиболее значимые условия рыночной среды (рис. 5): уровень потребности в транспортных услугах и цен на них, а также стоимость земель.

Привнесенные факторы формируются под влиянием свойств процесса строительства и размещаемого объекта. Процесс строительства (рис. 6) имеет определенные сроки и несет за

собой затраты ресурсов и воздействие на окружающую среду, требующие непосредственной оценки.

Размещаемый в подземном пространстве объект транспортной инфраструктуры обладает достаточно разнообразным набором характеристик (рис. 7), которые можно разделить на три группы: общие для всех объектов свойства; свойства, относящиеся непосредственно к транспорту; а также относящиеся к вспомогательным объектам. Общие свойства включают: геометрические характеристики объекта (размеры, форма и др.); требования, предъявляемые к вмещающему пространству, необходимые затраты ресурсов; уровень воздействия на окружающую среду; создаваемые внутри объекта условия; а также совместимость с другими объектами городской инфраструктуры (например, коммуникациями). Свойства транспорта, это: характеристики транспортных средств, используемый энергоноситель, идеальный требуемый маршрут, пропускная или провозная способность, скорость, режим движения, затраты на перемещение и виды и степень воздействия на перевозимые грузы и людей. Вспомогательные объекты обладают следующими свойствами: основное назначение (хранение, обслуживание транспортных средств и др.), частота использования объекта и продолжительность нахождения в нем людей или транспортных средств.

Результирующие факторы (рис. 8), оказывающие непосредственное влияние на процесс оценки включают в себя изменения, происходящие в городской инфраструктуре, условиях использования объекта, окружающей среде и жизни и деятельности населения.

В городской инфраструктуре под воздействием транспортно объекта может происходить снижение интенсивности потоков по другим

X

Объект транспортной инфраструктуры

I -------

Общие

Транспорт

Вспомогательные

— Геометрические — Характеристики — Назначение

характеристики транспортных — Частота

— Требования к средств использования

пространству — Используемый — Продолжительность

— Затраты энергоноситель использования

ресурсов — Идеальный

— Воздействие на маршрут

окружающую — Пропускная

среду (провозная)

— Внутренние способность

условия — Скорость

— Совместимость — Режим

с другими движения

объектами — Затраты на

инфраструктуры перемещение 1— Воздействие на людей (грузы)

Рис. 7. Характеристики объекта

Результирующие

л

Городская Условия Окружающая Население

инфраструктура использования среда

— Сокращение времени

— Сокращение пути

— Экономия затрат

— Повышение комфортности

— Улучшение облика поверхности Снижение влияния на окружающую среду

- Удовлетворение потребности

— Снижение потоков

— Создание мест

притяжения

— Повышение потребности

— Снижение затрат на содержание Совмещение объектов

Рис. 8. Характеристики результатов создания объекта направлениям, создание дополнительных мест

притяжения населения, повышение потребности в перемещениях в результате предоставления дополнительных услуг, снижение затрат на содержание объекта и экономия ресурсов от совмещения с транспортными других объектов городской инфраструктуры.

Условия использования объекта могут изменяться в направлениях сокращения времени и пути перемещения (за счет перепробегов); экономии затрат топлива, энергии и других ресурсов на перемещение; а также повышения комфортности поездок, климатических условий, безопасности и

др.

В окружающей среде в результате создания объекта происходит улучшение эстетического или культурного облика поверхности, а также снижение разного рода воздействий на элементы биосферы. Для населения польза в создании подземного транспортного объекта заключается в удовлетворении части потребностей.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на оценку и принятие решений по развитию городской подземной инфраструктуры позволил объединить их в три группы: исходные, привнесенные и результирующие. Каждая группа факторов детально рассмотрена и это позволяет в дальнейшем сформировать основные показатели оценки принимаемых решений.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------

Харченко Алексей Викторович — Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.