© А. В. Харченко, 2004
УДК 622.8 А. В. Харченко
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ ПОДЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ценка и принятие решений в развитии городской подземной транспортной инфраструктуры является достаточно сложным процессом, требующим учета сложного комплекса факторов. В основном указанные факторы можно разделить на три группы: исходные, привнесенные и результирующие. Исходные факторы существуют до создания объекта. Привнесенные - возникают при создании объекта. Результирующие - формируются под влиянием исходных и привнесенных и, в итоге, оказывают влияние на развитие городской подземной транспортной инфраструктуры (рис. 1).
Рассмотрим отдельно каждую из этих групп. Исходные факторы формируются под влиянием характеристик местности, участка подземного пространства, городской транспортной инфраструктуры и рыночной среды.
Учитываемые при оценке характеристики местности (рис. 2) формируются природными условиями, городской средой и населением. Основные естественные природные условия, это: состояние рельефа; климат (роза ветров, температура, влажность и др.); геологические условия. Из важнейших факторов городской среды можно выделить экономическую ориентацию города; степень урбанизированное™ территорий; ее вид (жилая, промышленная, зеленая зона или др.); наличие и свойства близлежащих объектов. Население укрупненно характеризуется численностью, плотностью, составом и уровнем доходов.
Участок подземного пространства обладает (рис. 3) размерами, глубиной, горно-
геологическими условиями и освоенностью соседних участков (виды и количество объектов располагающихся в непосредственной близости).
Свойства городской наземной и подземной транспортной инфраструктуры (рис. 4.) включают применяемые виды транспорта (метро, массовый поверхностный, индивидуальный и др.); ее развитость, включая транс-
X
Исходные
Влияющие факторы 1
X
Привнесенные
■ Местность
-Участок
подземного
пространства
- Городская транспортная инфраструктура
- Рынок
— Процесс строительства Размещаемый объект
Результирующие
— Городская инфраструктура
— Условия использования
— Окружающая среда Население
Рис. 1. Характеристики влияющих факторов
Природные
Местность
I
Городская среда
■ Рельеф
■ Климат
— роза ветров
— температура влажность
Гелология
Население
Экономическая ориентация города
— Урбанизированность территорий Вид территории •— Близлежащие объекты
численность — плотность состав ■— уровень доходов
Рис. 2. Характеристики местности
Рис. 3. Характеристики участка подземного пространства
Рис. 4. Характеристики городской транспортной инфраструктуры
портную сеть и вспомогательные объекты; а
Рис. 5. Характеристики рыночной среды
Рис. 6. Характеристики процесса строительства объекта
также количество перевозок грузов и пассажиров.
Наиболее значимые условия рыночной среды (рис. 5): уровень потребности в транспортных услугах и цен на них, а также стоимость земель.
Привнесенные факторы формируются под влиянием свойств процесса строительства и размещаемого объекта. Процесс строительства (рис. 6) имеет определенные сроки и несет за
собой затраты ресурсов и воздействие на окружающую среду, требующие непосредственной оценки.
Размещаемый в подземном пространстве объект транспортной инфраструктуры обладает достаточно разнообразным набором характеристик (рис. 7), которые можно разделить на три группы: общие для всех объектов свойства; свойства, относящиеся непосредственно к транспорту; а также относящиеся к вспомогательным объектам. Общие свойства включают: геометрические характеристики объекта (размеры, форма и др.); требования, предъявляемые к вмещающему пространству, необходимые затраты ресурсов; уровень воздействия на окружающую среду; создаваемые внутри объекта условия; а также совместимость с другими объектами городской инфраструктуры (например, коммуникациями). Свойства транспорта, это: характеристики транспортных средств, используемый энергоноситель, идеальный требуемый маршрут, пропускная или провозная способность, скорость, режим движения, затраты на перемещение и виды и степень воздействия на перевозимые грузы и людей. Вспомогательные объекты обладают следующими свойствами: основное назначение (хранение, обслуживание транспортных средств и др.), частота использования объекта и продолжительность нахождения в нем людей или транспортных средств.
Результирующие факторы (рис. 8), оказывающие непосредственное влияние на процесс оценки включают в себя изменения, происходящие в городской инфраструктуре, условиях использования объекта, окружающей среде и жизни и деятельности населения.
В городской инфраструктуре под воздействием транспортно объекта может происходить снижение интенсивности потоков по другим
X
Объект транспортной инфраструктуры
I -------
Общие
Транспорт
Вспомогательные
— Геометрические — Характеристики — Назначение
характеристики транспортных — Частота
— Требования к средств использования
пространству — Используемый — Продолжительность
— Затраты энергоноситель использования
ресурсов — Идеальный
— Воздействие на маршрут
окружающую — Пропускная
среду (провозная)
— Внутренние способность
условия — Скорость
— Совместимость — Режим
с другими движения
объектами — Затраты на
инфраструктуры перемещение 1— Воздействие на людей (грузы)
Рис. 7. Характеристики объекта
Результирующие
л
Городская Условия Окружающая Население
инфраструктура использования среда
— Сокращение времени
— Сокращение пути
— Экономия затрат
— Повышение комфортности
— Улучшение облика поверхности Снижение влияния на окружающую среду
- Удовлетворение потребности
— Снижение потоков
— Создание мест
притяжения
— Повышение потребности
— Снижение затрат на содержание Совмещение объектов
Рис. 8. Характеристики результатов создания объекта направлениям, создание дополнительных мест
притяжения населения, повышение потребности в перемещениях в результате предоставления дополнительных услуг, снижение затрат на содержание объекта и экономия ресурсов от совмещения с транспортными других объектов городской инфраструктуры.
Условия использования объекта могут изменяться в направлениях сокращения времени и пути перемещения (за счет перепробегов); экономии затрат топлива, энергии и других ресурсов на перемещение; а также повышения комфортности поездок, климатических условий, безопасности и
др.
В окружающей среде в результате создания объекта происходит улучшение эстетического или культурного облика поверхности, а также снижение разного рода воздействий на элементы биосферы. Для населения польза в создании подземного транспортного объекта заключается в удовлетворении части потребностей.
Таким образом, анализ факторов, влияющих на оценку и принятие решений по развитию городской подземной инфраструктуры позволил объединить их в три группы: исходные, привнесенные и результирующие. Каждая группа факторов детально рассмотрена и это позволяет в дальнейшем сформировать основные показатели оценки принимаемых решений.
— Коротко об авторах -----------------------------------------------
Харченко Алексей Викторович — Московский государственный горный университет.