Научная статья на тему 'Эколого-экономические проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры'

Эколого-экономические проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономические проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры»

УДК 622.014.3:502.76:.003 А.В. Харченко

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ПОДЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Семинар № 6

Среди множества проблем современных городов существенную роль играет транспортная проблема. Одной из основных причин несвоевременного развития городской транспортной инфраструктуры является нехватка городских территорий. Значительное снижение концентрации городских потоков грузов и людей, а также улучшения их качественных характеристик возможно за счет частичного перемещения процессов в земное пространство. Однако, подземное размещение транспортной инфра-

ры требует высоких затрат, а также водит к возникновению дополнительных экологических, социальных и других последствий.

В целом, городской пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает ежедневную транспортную подвижность двух третей населения России. Особенно сложными являются проблемы

транспорта в центральной части крупных городов, где на 2-3 % городской территории нередко концентрируется около 30 % общего объема движения транспорта [1].

К негативным

ям развития городского транспорта можно отнести:

ю

о

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

сильное загрязнение окружающей среды, увеличение доли транспортных терри-рий, рост количества аварий и катастроф. Доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников в масштабах страны достигает 45 %, в выбросах парниковых газов -10 %, в размещении промышленных отходов - 2 %, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3 %, в потреблении озоноразрушающих веществ - 5 %. Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95 % на различных территориях [2] (рис. 1).

В настоящее время существует значительное количество способов транспортирования людей и грузов и соответствующих им видов транспортных объектов, которые возможно разместить в подземном пространстве. Как показывает практика, наибольшую часть перевозок обеспечивают лишь часть из них. В этой связи рассмотрим лишь основные виды транспортных объектов (рис. 2.).

Рис. 1. Доля городского транспорта в воздействии на окружающую среду

Рис. 2. Основные виды объектов подземной транспортной инфраструктуры

Основные виды подземных транспортных объектов можно разделить на две группы: непосредственно транспортные линии и обслуживающие их вспомогательные объекты.

Транспортные линии обеспечивают массовое или индивидуальное перемещение людей или грузов. Массовое перемещение осуществляется транспортом на рельсовом или безрельсовом ходу. Условия для подземного рельсового транспорта обеспечивают тоннели метро и железной дороги. Безрельсовый транспорт использует преимущественно автомобильные тоннели. Индивидуальное перемещение осуществляется с использованием автомобиль-ного транспорта или пассажирских переходов, для которых в свою очередь служат автомобильные или пешеходные тоннели.

Вспомогательные объекты являются весьма разнообразными по назначению и характеристикам. Основные их функции можно определить как: хранение, для которого служат стоянки и депо; обслуживание - ремонт, заправка, мойка и др.; смена транспорта - вокзалы, станции, остановки. По характеристикам из подземных вспомогательных транспортных объектов целесообразно выделить паркинги, а все остальное отнести к специальным сооружениям, обладающим индивидуальными свойствами.

Наиболее значимыми преимуществами строительства городских подземных транспортных объектов являются: экономия наземной территории; повышение безопасности транспортных потоков; снижение воздействия транспорта на городскую среду (загрязнения атмосферы вредными веществами, уличного шума, вибрации, электромагнитного излучения и др.); содействие упорядочиванию транспортного обслуживания населения и предприятий; повышение художественно-

эстетических качеств городской среды.

Важными особенностями городских подземных транспортных объектов, требующими учета, являются:

• высокое влияние фактора времени, в несколько необычной для экономики трактовке (время - один из показателей эффективности работы транспорта), а также длительные сроки получения результатов создания объекта;

• значительное специфическое влияние одних транспортных объектов на работу других, что обуславливает переоценку после каждого нового строительства;

• необходимость учета изменения потребности в перспективе, в силу сложности увеличения мощности (расширения) объекта и влияние этого на работоспособность объекта;

• обязательное наличие у объекта, наряду с подземной частью, поверхностных выходов;

• незначительное влияние объектов на облик поверхности.

Решения, принимаемые при развитии городской подземной транспортной инфраструктуры можно представить в виде следующего перечня:

1. Целесообразность создания объекта;

2. Вид объекта;

3. Подземное или поверхностное размещение;

4. Характеристики объекта:

4.1. Общие (расположение, глубина, размеры и др.);

4.2. Характеристики основных объектов;

4.3. Характеристики вспомогательных объектов;

5. Технологии, применяемые при строительстве и эксплуатации.

В целом, наиболее значимые решения при использовании подземного пространства в целях развития городско транспортной инфраструктуры включают выбор: вида объекта; его вертикального расположения; между транспортным и другими направлениями использования подземного пространства; а также оптимальных параметров объекта, процессов его строительства и эксплуатации.

Учитывая вышеизложенное, основные эколого-экономические проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры можно обозначить как следующие:

• общее методологическое обеспечение оценки и регулирования рационального развития городской подземной транспорт-

ной инфраструктуры, учитывающего, наряду с экономическими факторами, ее воздействие на окружающую среду, взаимодействие с объектами городской инфраструктуры в целом, качество создаваемых транспортных услуг и т.д.;

• сравнение подземного размещения объектов транспортной инфра-структуры с поверхностным;

• определение ценности подземного пространства при его использовании для размещения городской подземной транспортной инфраструктуры;

• формирование, оценка и выбор оптимальных характеристик решений по созданию объектов городской подземной транспортной инфраструктуры;

• правовые и организационные условия для экономически эффективного, экологически безопасного и социально благоприятного развития городской подземной транспортной инфраструктуры.

В заключение следует отметить, что эко-лого-экономическая аспекты развития городской подземной транспортной инфраструктуры являются в настоящее время весьма значимыми. Важными для рассмотрения объектами являются линии метро; железнодорожные, автомобильные, пешеходные тоннели; подземные паркинги, а также ряд специальных сооружений. Основные эколого-эконо-мические проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры включают общее методологическое обеспечение, оценку и выбор оптимальных решений, а также соответствующие правовые и организационные условия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений). - М.: Стройиздат, 1979. - 231 с.

2. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году".

— Коротко об авторах -------------------------------------

Харченко А.В. - Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.