Научная статья на тему 'Концептуальные положения эколого-экономической оценки развития городской подземной транспортной инфраструктуры'

Концептуальные положения эколого-экономической оценки развития городской подземной транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
51
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения эколого-экономической оценки развития городской подземной транспортной инфраструктуры»

© В.А. Умнов, А.В. Харченко, 2004

УДК 338

В.А. Умное, А. В. Харченко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ПОДЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

дной из сложнейших проблем развития современных крупных городов, вызванной их ростом является построение транспортной инфраструктуры. Использование подземного пространства позволяет сделать этот процесс значительно более эффективным. Создание городской подземной транспортной инфраструктуры требует принятия множества взаимосвязанных решений на основе комплексной эколого-экономической оценки. Для этого необходимо определить: основные виды, формирующих подземную транспортную инфраструктуру, объектов; перечень принимаемых решений и особенности оценки подземных транспортных объектов.

В настоящее время существует значительное количество способов транспортирования людей и грузов и соответствующих им видов транспортных объектов, которые возможно разместить в подземном пространстве. Однако, как показывает практика, наибольшую часть перевозок обеспечивают лишь часть из них. В этой связи рассмотрим лишь основные виды транспортных объектов (рисунок).

В целом основные виды подземных транспортных объектов можно разделить на две группы: непосредственно транспортные линии и обслуживающие их вспомогательные объекты.

Транспортные линии обеспечивают массовое или индивидуальное перемещение людей или грузов. Массовое перемещение осуществляется транспортом на рельсовом или безрельсовом ходу. Условия для подземного рельсового транспорта обеспечивают тоннели метро и железной дороги. Безрельсовый транспорт использует преимущественно автомобильные тоннели.

Индивидуальное перемещение осуществляется с использованием автомобильного транспорта или пассажирских переходов, для которых в свою очередь служат автомобильные или пешеходные тоннели.

Вспомогательные объекты являются весьма разнообразными по назначению и соответственно характеристикам. Основные их функции можно определить как: хранение, для которого служат стоянки и депо; обслуживание - ремонт, заправка, мойка и др.; смена транспорта - вокзалы, станции, остановки. По характеристикам из подземных вспомогательных транспортных объектов целесообразно выделить паркинги, а все остальное отнести к специальным сооружениям, обладающим индивидуальными свойствами.

Наиболее значимые решения, принимаемые при развитии городской подземной транспортной инфраструктуры можно представить в виде следующего перечня:

1. Целесообразность создания объекта;

2. Вид объекта:

2.1. Линия или вспомогательный;

3. Характеристики линий:

3.1. Вид перемещаемых объектов (пассажирский, грузовой, смешанный, пешеходные переходы);

3.2. Характер путевых устройств (рельсовый, колесный и др.);

3.3. Пропускная (провозная) способность (массовость для пассажирского, пешеходного или грузопоток для грузового);

3.4. Скоростной режим;

3.5. Количество и направления потоков;

4. Характеристики вспомогательных объектов:

Подземные транспортные объекты

4.1. Назначение объекта (хранение транспортных средств, обслуживание, смена транспорта);

4.2. Длительность нахождения людей или транспортных средств;

5. Выбор между подземным и поверхностным размещением;

6. Характеристики сооружений:

6.1. Горизонтальное расположение:

6.1.1. Занимаемая территория (размеры и форма);

6.1.2. Для линий - трасса (маршрут);

6.2. Глубина;

6.3. Пространственные характеристики сооружения:

6.3.1. Длинна, ширина, высота;

6.3.2. Для тоннелей - форма и размеры сечения;

6.4. Создаваемые условия:

6.4.1. Вентиляция и климатический режим;

6.4.2. Звоко- и виброизоляция и др.;

7. Технологии, применяемые

при строительстве и эксплуатации.

Решение о целесообразности создания транспортных объектов, виде объекта, назначении и основных характеристиках осуществляется на основе комплексного анализа потребности в соответствующих услугах и степени их удовлетворения действующими объектами. Вопрос в потребности в пассажиропотоке определяется путем исследования так называемых «центров притяжения». Вид магистрали, в свою очередь, определяется потребностью. Потребность по качеству определяется исходя из уровня благосостояния и структуры населения. Данный анализ относится ко всей транспортной инфраструктуре города и его развитие требует отдельных крупных исследований.

Существующие технические ограничения в транспортной инфраструктуре (в частности стандарты) задают лишь предельные величины, которые в меняющихся условиях не всегда являются наилучшими. В установленных пределах параметры целесообразно оптимизировать.

Последовательность рассмотрения

решения транспортных объектов при построении инфраструктуры представляется следующей: загородный транспорт (рельсовый, автомобильный); городской магистральный (рельсовый, автомобильный [массовый, индивидуальный]); городской местный (автомобильный [массовый, индивидуальный]); стоянки и пешеходные переходы.

В целом, наиболее значимые решения при использовании подземного пространства в целях развития городско транспортной инфраструктуры включают три блока выбора: между подземным и поверхностным размещением; между транспортным и другими направлениями использования подземного пространства и оптимальных параметров объекта.

Каждый из перечисленных блоков решений требует индивидуального подхода к оценке. В первом случае оценка должна производиться по сравнительной эффективности транспортных объектов; во втором - по максимальной ценности подземного пространства; в третьем - поэтапно, исходя из интересов различных участников процессов.

Участники процессов включают в себя: город, местное население, предпринимателей и пользователей объектов. Цели у них соответственно отличаются и должны быть в разной степени учтены.

Наиболее значимыми особенностями городских транспортных объектов, требующими учета, являются:

• высокое влияние фактора времени, в несколько необычной для экономики трак-

товке (время - один из показателей эффективности работы транспорта);

• значительное специфическое влияние одних транспортных объектов на работу других, что обуславливает переоценку после каждого нового строительства;

• повышенная потребность может сделать объект неработоспособным.

Особенности подземных транспортных объектов включают:

• необходимость учета изменения потребности в перспективе в силу сложности увеличения мощности (расширения) объекта;

• незначительное влияние объектов на облик поверхности;

• длительные сроки получения результатов создания объекта;

• объекты включают подземную часть, располагаемую под землей и входы, располагаемые на поверхности.

Таким образом, основными объектами формирующими подземную транспортную инфраструктуру являются тоннели метро, железнодорожные, автомобильные и пешеходные тоннели; подземные паркинги и специальные обслуживающие объекты. Наиболее значимые решения включают выбор: между подземным и поверхностным размещением; между транспортным и другими направлениями использования подземного пространства и оптимальных параметров объекта. Особенности подземных транспортных объектов связанны со спецификой транспортных объектов и подземной среды.

— Коротко об авторах

Умное Виталий Анатольевич - профессор, доктор технических наук, Харченко Алексей Викторович - кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.