Научная статья на тему 'Обзор опыта использования городского подземного пространства'

Обзор опыта использования городского подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
443
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор опыта использования городского подземного пространства»

© М.С. Рудяк, 2002

УДК 69.035.4

М.С. Рудяк

ОБЗОР ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

дним из важнейших направлений развития современной городской инфраструктуры является освоение подземного пространства. Оно позволяет в значительной мере высвободить дефицитные территории, а также улучшить состояние городской среды.

Основные причины интенсификации освоения подземного пространства крупных городов, приводимые исследователями [1, 2, 3] включают:

• снижение плотности городской застройки;

• развитие городской инфраструктуры, стремление сделать ее более компактной и эффективной;

• экономия и рациональное использование городских земель и улучшение состояния окружающей среды;

• развитие городского транспорта, упорядочение и снижение интенсивности потоков;

• сохранение исторических, культурных, природных и других объектов, представляющих ценность

для города;

• улучшение эстетического облика города;

• развитие коммунального хозяйства;

• экономия энергетических ресурсов и расходов на эксплуатацию

зданий;

• создание объектов гражданской обороны и др.

Городские подземные сооружения характеризуются относительно небольшой глубиной заложения, привязкой к конкретным поверхностным объектам и территориям, особой пространственной организацией, специфическим временным режимом использования и т.д. Поэтому, для них создаются специальные подземные полости, отвечающие, в каждом конкретном случае, предъявляемым требованиям. Спектр направлений использования городского подземного

пространства практически неограничен [4].

В настоящее время существует множество примеров активного развития городской подземной инфраструктуры. Так, в г. Париже площади подземных помещений в 80 гг. составили: здания - 43 млрд м3; линии метро и скоростные магистрали - 16; водоотливные каналы, канализация, сети, коллекторы - 8; неиспользуемые в настоящее время пустоты - 6; национальное общество железных дорог - 3; подземные паркинги - 2,5; торговые центры - 1.5; подземные службы путей сообщения - 1.1; различные технические галереи - 0.6. Под землей размещаются также автомобильные дороги с целью оставить поверхность только для пешеходов [5, 6]. В США в г. Канзас-Сити из имеющихся там более 20 млн. кв. м. выработок известняковых шахт, используется для городских нужд около 2 млн м2 (около 10 %) [7, 8].

Основные виды городских подземных сооружений классифицируются по различным признакам. Например, Г.Е. Голубев [1, 3] разделяет их по глубине заложения, планировочным признакам, функциональным и композиционным связям с другими объектами, условиям расположения в городе и др.

По глубиной заложения от поверхности земли подземные сооружения подразделяются на:

• сооружения глубокого заложения (на отметках ниже 10-15 м от уровня поверхности земли), строительство которых обычно осуществляется закрытыми тоннельными способами (без вскрытия поверхности);

• сооружения мелкого заложения (на отметках выше 10-15 м от уровня земли), возводимые с полным или частичным вскрытием поверхности, а также закрытым способом;

• замкнутые сооружения, образованные перекрытиями большой

площади и лишенные естественного света и проветривания (объекты, расположенные на поверхности земли или частично заглубленные).

По объемно-планировочной схеме различают:

• одно- двухпролетные, простейшего типа;

• сооружения, решаемые по сложным планировочным схемам (в том числе и криволинейные в плане);

• зальные (многопролетные);

• сооружения комбинированных типов.

• В зависимости от функциональной и композиционной взаимосвязи с другими зданиями известны:

• подземные сооружения и подземные части зданий, решенные в виде отдельных сооружений;

• комплексы подземных сооружений и подземных частей зданий различного назначения;

• развитые комплексы подземных

сооружений различного назначения, связанные единым объемно-

планировочным решением с их наземными объемами и являющиеся составной частью общественных, административных, культурно-просветительных и других зданий или их комплексов.

В соответствии с условиями расположения в городе выделяют:

• подземные сооружения, расположенные под городскими улицами и площадями, скоростными дорогами, путями рельсового транспорта и различного рода проездами;

• подземные сооружения, расположенные под незастроенными участками, в том числе под скверами и бульварами;

• подземные сооружения и подземные части зданий, расположенные непосредственно под жилыми, административными и общественными зданиями или их комплексами;

• отдельные подземные сооружения или части сооружений, входящие в состав развитых комплексов инженерно-транс-портного назначения, которые могут располагаться под городскими улицами, площадями и зданиями различного назначения.

По назначению городские подземные сооружения разделяют [3, 9] на:

• инженерно-транспортные (пешеходные и транспортные тоннели, автомобильные стоянки и гаражи и др.);

• предприятия торговли и общественного питания (торго-вые залы, кафе, рестораны, киоски, магазины и др.);

• объекты коммунально-

бытового обслуживания и связи (приемные пункты, ателье и мастерские бытового обслуживания, парикмахерские, бани и бассейны, прачечные, почтовые отделения и др.);

• сберегательные кассы, автоматические телефонные станции;

• объекты складского хозяйства;

• культуры (кинотеатры, выставочные залы, книгохранилища, музеи, архивы и др.);

• промышленные и энергетические (цехи, лаборатории, котельные, тепловые станции и т.п.);

• инженерные сети и сооружения (трубопроводы, бойлерные, калориферные, трансформаторные станции и др.);

• объекты гражданской обороны;

• подземные гаражи и автостоянки;

• другие.

В качестве принципов построения и организации подземных сооружений, Г.Е. Голубев [1] указывает на то, что все подземные сооружения должны в перспективе составлять единую пространственно-временную систему; они требуют более сложного зониро-

вания, по сравнению с поверхностными, и учета взаимосвязей подземных объектов в пространстве. С другой стороны, ряд ограничений действующих для поверхностных объектов для них не актуален (например, ограничения, связанные с рельефом).

Считается [10], что в перспективе создание новых экологически безопасных технологий строительства, отвечающих требованиям защиты геологической среды, позволит разместить в Москве ниже земной поверхности до 70% общего объема гаражей, 60% складов, 50% архивов и хранилищ, 30% учреждений культурно-бытового обслуживания.

Одним из примеров комплексных решений в подземной и надземной инфраструктуре г. Москвы является комплекс на Манежной площади. Он включает в себя археологический музей и офисы, торговый центр и предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.), стоянки автомобилей и гаражи. На поверхности расположена пешеходная зона. Общая площадь застройки комплекса -примерно 70 тыс. м2. В нее вписывается сеть подземных сооружений (коллектор реки Неглинки, три линии метрополитена, подземные пешеходные переходы) [11].

Перечень размещаемых в городском подземном пространстве объектов определяется исходя из санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Так в работе [1, 3] приводится следующее время нахождения людей в зданиях:

• концертные залы, театры, музеи, библиотеки - 3-4 (до 5) ч;

• магазины, кафе, рестораны, кинотеатры - 1-2 ч;

• сооружения транспортного характера - несколько минут.

Ряд сооружений (подсобные) склады, вспомогательные и т.д. эксплуатируются с минимальным участием человека.

Одной из основных проблем использования городского подземного пространства является то, что при высокой плотности его использования существует опасность влияния процессов строительства и эксплуатации подземных сооружений друг на друга и на поверхностные объекты [5].

Таким образом, происходящее в настоящее время интенсивное развитие городской подземной инфраструктуры обусловлено рядом факторов. Опыт подземного строительства в мире и нашей стране значителен. Существуют классификации подземных сооружений по различным признакам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика. М.: ГОСНТИ, 1972.

2. Millhone J. Building system and possibilities for energy conservation by extended use subsurface space. Proceedings of International Symposium of Subsurface Space, environment protection, low cost storage, energy saving. Rockstore'80, International Symposium, 1980, Stockholm.

3. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений). — М.: Строй-издат, 1979. - 231 с.

4. Умнов В.А. Экономическая оценка и рациональное использование ресурсов подземного пространства. - М.: МГГУ, 1999.- 204 с.

5. Woodard D. The Kansas City underground experience. Proceedings of on Subsurface space, environment protection, low cost storage, energy savings (Rockstore'80). International Symposium, Stockholm, 1980. pp. 63-75.

6. Pilon B. In Paris, a City center goes underground.// Underground Space, 1980, v. 5, pp. 102-120.

7. Папернов ММ., Зильберборд А.Ф. Производственные и складские объекты в горных выработках. - М.: Стройиздат, 1984. -187 с., ил.

8. Stauffer T.P. Kansas City's use of limestone mines for business, industry and storage.- In: Proceedings of the First International Symposium on Proceedings Storage in Excavated Rock Caverns 1st. Stockholm, 1977. pp. 167-171.

9. Сегединов А.А. Многоярусный город. - М.: Моск. рабочий, 1981. - 166 с.

10. Государственный доклад за 1998 год. Часть VII. Экологическое состояние урбанизированных территорий.

11. Ресин В. Невидимые этажи столицы. Вести Союза архитекторов России. Сентябрь 1998. httр:// www.uar.ru/vesti.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Рудяк Михаил Семенович— Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.