Д. А. Давыдов, А. В. Кизим, А. Ю. Ошурков СИСТЕМАТИКА ЗАДАЧ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕШАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИС
На Волгоградский департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса наложены функции по осуществлению единого руководства и управления всем многоотраслевым жилищно-коммунальным комплексом города. Схема информационных потоков департамента ЖКХ и ТЭК, действующая в настоящий момент в городе Волгограде, приведена на рисунке.
Большинство задач ЖКХ связано с применением адресных данных, в соответствии с чем применение ГИС-технологий при их решении вполне оправдано. Значительный объем информации по ЖКХ имеет статистический характер и требует применения методов пространственного анализа данных. Комплекс задач в области ЖКХ, решаемых с применением ГИС, довольно велик - это такие задачи, как:
- координация деятельности в сфере ЖКХ предприятий, учреждений и организаций на территории города, в том числе проведение мероприятий по своевременной подаче тепла в муниципальный жилищный фонд;
- организация учета, эксплуатации и инвентаризации объектов муниципального жилищного фонда и объектов коммунального и дорожного хозяйства, нежилых помещений, сдача в аренду зданий и сооружений муниципального ЖКХ со сбором соответствующих арендных платежей;
- контроль за надлежащей эксплуатацией и строительством объектов коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения и т.п.), моделирование различных режимов работы инженерных коммуникаций;
- ведение технической документации на находящиеся в хозяйственном ведении строения, инженерные сооружения (в том числе инженерные коммуникации), объекты благоустройства, озеленения, дороги и тротуары;
- задачи планирования: бюджет отрасли на следующий год; текущий ремонта жилищного фонда, тепловых сетей, водоканала; капитальный ремонт жи-
лищного фонда, тепловых сетей, водоканала; подготовка к зиме тепловых сетей и водоканала;
- контроль за заключением договоров найма с населением, контроль оплаты подведомственными организациями за потребленный газ, теплоэнергию и электроэнергию;
- организация работ по благоустройству территории города, озеленению, охране зеленых насаждений и водоемов, по созданию мест отдыха граждан;
- контроль за рациональным расходованием топливно-энергетических и водных ресурсов, установка приборов учета и регулирования;
- организация работ по ликвидации стихийных бедствий, катастроф, аварий и их последствий.
В настоящий момент в Волгограде налажен учет услуг, предоставляемых потребителям, функционирует автоматизированная система по сбору коммунальных платежей.
К наиболее важными, первоочередным задачам ЖКХ г. Волгограда следует отнести паспортизацию инженерных коммуникаций, внедрение систем автоматизированного управления на инженерных объектах комплекса и автоматизацию учета и прогнозирования совокупных затрат комплекса в масштабах города.
Е.О. Ткачук ТРЕБОВАНИЯ К АДАПТИВНЫМ СИСТЕМАМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Современный период развития российского общества характеризуется большим динамизмом и изменчивостью как внешней среды, так и условий функционирования организационных систем различного класса. Процесс реформирования, изменения в принципах управления, политического и экономического устройства, высокие темпы научно-технического прогресса, появление новых информационных технологий вызывает необходимость постоянной коррекции правил формирования решений руководителей различного ранга. Все более жесткие требования к оперативности и эффективности управления могут быть удовлетворены за счет применения систем поддержки принятия решений руководителя. Однако существующие принципы создания таких систем не учитывают необходимости приспособления их к постоянно меняющимся условиям обстановки.
Одним из подходов, позволяющим разрешить это противоречие, является разработка и использование концепции создания адаптивных систем поддержки принятия решения руководителя (СППР). Адаптивной СППР будем называть такую систему, которая способна за счет изменения своей внутренней структуры и базы знаний производить выработку таких предложений в решении руководителя, которые наиболее полно удовлетворяют требованиям оперативности и эффективности в любых условиях обстановки.
Можно выделить следующие факторы, которые должны учитываться СППР при адаптации к новым условиям обстановки:
- изменение состава пользователей системы, вызванное сменным характером работы, текучестью кадров;