Научная статья на тему 'Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования'

Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7583
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ / LAWS OF RUSSIAN FEDERATION'S REGIONS ABOUT MUNICIPAL HOUSING ECONOMY / MUNICIPAL HOUSING ECONOMY / THE CONCEPT OF THE MUNICIPAL HOUSING ECONOMY / LEGAL REGULATION / HOUSING AND PUBLIC UTILITY SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черняева Елена Михайловна

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием понятия жилищно-коммунального хозяйства. Проводится анализ законов субъектов РФ о жилищно-коммунальном хозяйстве. Автор определяет понятие жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черняева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of the Municipal Housing Economy: Issues of Legal Regulation

Issues connected with legal regulation the municipal housing economy is considered. Laws of Russian Federation's regions about municipal housing economy are analyzed. The author defines the concept of the municipal housing economy.

Текст научной работы на тему «Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования»

УДК 340.130.53

ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Черняева Е. М., 2011

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием понятия жилищно-коммунального хозяйства. Проводится анализ законов субъектов РФ о жилищно-коммунальном хозяйстве. Автор определяет понятие жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; правовое регулирование; жилищно-коммунальные услуги; законы субъектов РФ о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Конституция Российской Федерации в первой главе провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2)

[1]. Государство призвано обеспечить человеку достойные условия существования, поэтому политика российского «государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7) [2].

Указанные положения Конституции РФ находятся в полном соответствии с нормами международного права. В частности, в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая... жилище... , который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.» [3].

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепил «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий... жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.» [4].

Несмотря на то, что ни Конституция РФ, ни международные документы напрямую не указывают на обязанность государства заботиться о коммунально-бытовых нуждах каждого человека, можно все же сделать вывод, что указанные акты косвенно регулируют данную область. Конституция РФ возводит в ранг основ конституционного строя социальную направленность политики России, иными словами, государство берет на себя обязательства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека.

Достойная жизнь — категория достаточно условная и субъективная. То, что считалось достойным даже сотню лет назад, нельзя отнести к достойной жизни сегодня. Вряд ли можно приравнять понимание наших предков о том минимуме условий, который необходим для нормального существования человека, к тем представлениям, которые сложились об этом в сознании общества XXI в.

Одной из сфер хозяйства, с которой человек сталкивается постоянно в процессе своей жизнедеятельности, является предоставление ему комплекса жилищно-коммунальных услуг. Государство осознает, что удовлетворенность граждан своим существованием, бытом, тем набором коммунально-бытовых услуг, которые им предоставляются, напрямую коррелирует с отсутствием массовых недовольств политической властью и, тем более, с попытками ее свергнуть как в стране в целом, так и в отдельных ее уголках. В этой связи первоочередной задачей публичной власти является непосредственное обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности населения.

Государство обладает важным средством воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере жизнедеятельности людей, путем правового регулирования. В результате целенаправленного воздействия норм позитивного права на общественные отношения эти отношения приводятся в систему, и в обществе создается определенный порядок.

По мнению В. В. Лазарева, сфера правового регулирования — это совокупность отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных фактов и

обстоятельств, которые объективно могут и, с точки зрения современных задач государства, должны быть или уже подвергнуты правовой регламентации [5]. Другими словами, сферу правового регулирования составляют общественные отношения, которые могут и должны регулироваться правом, и которые как урегулированы, так и не урегулированы им.

Общественные отношения в области жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) подвергаются регулированию со стороны государства достаточно давно, однако, вместе с тем, урегулированы они не в полной мере. Это вполне естественно, так как в современном мире происходит объективное усложнение общественных отношений, и правовое регулирование не всегда поспевает за динамикой их развития.

С точки зрения оптимизации государственного управления целесообразно, чтобы вопросы, которые могут быть решены на уровне, наиболее приближенном к населению, были закреплены за ним. Именно поэтому в Российской Федерации вопросами организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утилизации твердых бытовых отходов и др. занимаются органы местного самоуправления [6].

Правовая регламентация предполагает, в первую очередь, четкое закрепление соответствующего понятийного аппарата. Традиционным является формулирование дефиниции того, что подвергается воздействию со стороны права, однако некоторые явления не имеют законодательно закрепленного определения, что создает препятствия для правовой регламентации общественных отношений, складывающихся в данной сфере. В частности, до сих пор на федеральном уровне отсутствует понятие ЖкХ. Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] (далее — ФЗ «Об общих принципах ...»), определяющий компетенцию муниципалитетов, хотя и регулирует полномочия муниципальных органов в сфере ЖКХ, сам термин не использует. Однако им оперируют как нормативно-правовые акты Российской Федерации [8], так и акты субъектов РФ [9] и муниципальных образований [10]. Кроме того, термин «ЖКХ» широко используется в судебной практике

[11], однако правоприменительная практика также не восполняет названный пробел.

В теории государства и права «предмет» и «сфера» правового регулирования — понятия не тождественные. Предмет правового регулирования по объему уже сферы правового регулирования и входит в нее. По сути, понятие ЖКХ на настоящий момент находится в сфере правового регулирования, но не входит в предмет правового регулирования, т. е. может быть урегулировано, должно быть урегулировано, но не урегулировано правом. В связи с чем сложно говорить о качественном правовом регулировании ЖКХ, когда нет четкого представления о том, о чем именно идет речь.

Как справедливо отмечает А. Нашиц, «правильное определение используемых в законе терминов делает понятным сам текст закона, помогает установлению сферы его действия, уяснению природы правовых институтов и тем самым обеспечивает его эффективность» [12]. В данной связи можно согласиться с Д. А. Керимовым, по мнению которого, «легальные определения необходимы, ибо неправильное толкование или хотя бы незначительное отступление от их истинного смысла может породить нарушение законности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями» [13].

Однако, как уже отмечалось выше, хотя федеральное законодательство и не раскрывает понятия ЖКХ, в некоторых субъектах РФ (их 7: Волгоградская [14], Рязанская [15], Пензенская [16], Кемеровская [17] области, Ямало-Ненецкий автономный округ [18], Краснодарский край [19] и Республика Северная Осетия-Алания [20]) были приняты законы о жилищно-коммунальном хозяйстве, где закреплялось понятие ЖКХ. В этой связи позволим себе не согласиться с А. В. Стукаловым в том, что «нет законодательно установленного определения “жилищно-коммунальное хозяйство”» [21]. Исследование региональных законов о ЖКХ, в частности, их понятийного аппарата (которое будет проведено ниже), позволяет констатировать наличие легального определения жилищно-коммунального хозяйства.

Комплексный анализ принятых законов субъектов РФ о ЖКХ показал, что законодатели пошли по пути закрепления дефиниции «ЖКХ». Можно отметить единообразный подход в формулировании понятия ЖКХ в законах субъектов РФ. Во-первых, ЖКХ в них определяется как отрасль (ком-

плекс отраслей, подотраслей), однако не сказано, является ли ЖКХ отраслью экономики (общественного хозяйства). Используя метод «от противного», можно дать положительный ответ (нельзя сказать, что это отрасль науки), следовательно, это отдельная область (отрасль) хозяйственной деятельности. Подтверждением тому также служит Закон о ЖКХ Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором ЖКХ было определено как «комплекс отраслей и видов деятельности (собирательная отрасль экономики)» [22], при этом не было раскрыто, что термин «собирательная отрасль» обозначает. На наш взгляд, представляется не совсем правильным дополнительно нагружать определение лишними конструкциями, тем более не расшифровывая последние.

Во-вторых, еще одно сходство в представленных законами субъектов РФ дефинициях заключается в определении ЖКХ через комплекс жилищно-коммунальных услуг, создающих населению условия надлежащего (комфортного) проживания.

В свою очередь, вопрос о том, что понимать под жилищно-коммунальными услугами, Закон о ЖКХ Краснодарского края оставил открытым. Одноименный Закон Волгоградской области подобного пробела не содержит: в ст. 1 жилищно-коммунальные услуги раскрываются как «деятельность исполнителей жилищно-коммунальных услуг по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства, вывозу бытовых отходов, водоотведению, подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды» [23]. Указанная формулировка жилищнокоммунальных услуг совпадает с приведенной в ГОСТ Р 51617-2000, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от

19.06.2000 г. № 158-ст [24].

В «Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденном Госстроем России 01.01.2004 г., содержится в целом схожее с ГОСТ Р 51617-2000 понятие жилищно-коммунальных услуг, за исключением того, что к названным услугам также относят «обеспечение отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в

соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями... » [25].

Примечательно, что законы о ЖКХ Кемеровской, Пензенской, Рязанской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Северная Осетия, хотя и не раскрывали использованный в определении ЖКХ термин «жилищно-коммунальные услуги», однако содержали отдельные статьи, поименованные как «Виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве», которые, на наш взгляд, раскрывали содержание жилищно-коммунальных услуг.

Интересными с точки зрения набора жилищно-коммунальных услуг представляются законы о ЖКХ Пензенской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, в которых услуги жилищно-коммунального характера сгруппированы по следующим видам:

1) услуги промышленно-индустриального характера (водоснабжение, водоотведение, включая ливневую канализацию; теплоснабжение, электроснабжение; газоснабжение (включая сжиженный и природный газ));

2) услуги, обеспечивающие санитарноэкологическую безопасность территории муниципального образования (очистка сточных вод; сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов; уборка улиц и дорог (зимняя и летняя);

3) услуги, обеспечивающие благоустройство населенных пунктов (строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений; озеленение улиц, дорог, лесопарковое хозяйство; уличное освещение);

4) услуги по обслуживанию жилищного фонда (содержание и ремонт жилого дома, содержание и ремонт лифтового хозяйства; уборка и благоустройство придомовых территорий);

5) услуги коммунально-бытового характера (бани, прачечные, гостиницы, ритуальные услуги) [26].

Законодатели Ямало-Ненецкого автономного округа, помимо пяти указанных групп жилищно-коммунальных услуг, добавили шестую — транспортные услуги (автобус, маршрутное такси) [27]. Схожей позиции в отношении транспортных услуг придерживались законодатели в Республике Алания, где, однако, среди транспортных средств, посредством которых предоставлялись названные услуги, числились только трамваи и троллейбусы.

Законодательством Республики Северная Осетия к виду деятельности в ЖКХ, помимо всего прочего, были отнесены учет и инвентаризация жилищного фонда и объектов коммунального назначения [28]. Схожего подхода придерживались законодатели Рязанской области, где учет недвижимости также входил в жилищно-коммунальную сферу [29].

Таким образом, в целом можно отметить единообразный подход к закреплению перечней видов деятельности в ЖКХ (жилищно-коммунальных услуг), предусмотренных законами субъектов РФ о ЖКХ. Однако есть и отличия, которые заключаются в объеме предоставляемых услуг. Набор услуг индивидуального (семейного) потребле-ния1, доводимых непосредственно до каждого потребителя в жилище (водоснабжение, водоотведение, тепло-, энерго-, газоснабжение), во всех анализируемых субъектах одинаков. Набор же услуг общественного потребления исследуемые субъекты РФ варьировали по-разному.

Законодатели Волгоградской и Кемеровской областей, закрепляя понятие ЖКХ, в дефиниции определили его через жилищнокоммунальные и иные услуги, однако не указали, что понимать под этими иными услугами. В этой связи предлагаем внести изменения в Закон о ЖКХ Волгоградской области и раскрыть понятие иных услуг.

Вдобавок к уже сказанному, содержащиеся в законах субъектов РФ понятия ЖКХ, на наш взгляд, не лишены некоторых недостатков.

Во-первых, в Законе о ЖКХ Волгоградской области используется формулировка: «ЖКХ — это отрасль (комплекс подотраслей), обеспечивающая население городских и сельских поселений ^курсив мой. — Е. Ч.) жилищно-коммунальными услугами.». Однако ФЗ «Об общих принципах ...» среди видов муниципальных образований, помимо городских и сельских поселений, равным образом перечисляет муниципальный район, городской округ, в которых также предоставляются (оказываются) жилищнокоммунальные услуги2.

Законодатели Рязанской и Пензенской области, а также Республики Северная Осетия в законах о ЖКХ указывали, что жилищно-коммунальные услуги предоставляются в населенных пунктах, однако и здесь не все гладко. В законодательстве всех уровней публичной власти широко используется

данный термин, но нет однозначного ответа, что понимать под населенным пунктом.

Во-вторых, полагаем, что формулировки понятия «ЖКХ», закрепленные в одноименных законах Волгоградской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, некорректны ввиду перечисления в них неоднородных предметов: «. обеспечивающих население. услугами, создающими удобство и комфортность (комфортабельность) проживания в квартире, доме, поселении» [30] ^курсив мой. — Е. Ч.).

Несмотря на имеющиеся недостатки законов субъектов РФ о ЖКХ, само по себе принятие названных законов, на наш взгляд, является прогрессивным шагом на пути к созданию правовой определенности в жилищно-коммунальной сфере.

В числе актов федерального уровня, в которых также употребляется термин «ЖКХ», можно назвать Бюджетный кодекс РФ [31], который в редакции от 5 августа 2000 г. к числу расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, относил, помимо прочего, организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организацию утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов. Отсюда напрашивается вывод, что в соответствии с Бюджетным кодексом в ЖКХ не входило ни дорожное строительство, ни благоустройство и озеленение, ни утилизация твердых бытовых отходов, ни похоронное дело.

В Бюджетном кодексе РФ в редакции от 6 апреля 2011 г. в ст. 21 в разделе классификации расходов бюджетов было названо жилищно-коммунальное хозяйство, в составе которого представлены раздельно жилищное и коммунальное хозяйство, а также благоустройство и иные вопросы в области ЖКХ. Однако благоустройство Кодекс не отнес ни к жилищному хозяйству, ни к коммунальному. Следуя данной логике, можно было также выделить, например, освещение улиц, однако этого сделано не было. На наш взгляд, законодателем неоправданно было обособлено благоустройство либо от коммунального хозяйства, либо от других вопросов в области ЖКХ. Кроме того, от-

сутствие определенности относительно того, что включают в себя категории «жилищное хозяйство», «коммунальное хозяйство», «другие вопросы в области ЖКХ», вызывает трудности на практике и порождает вопросы, касающиеся отграничения указанных терминов друг от друга.

На сегодняшний день существует огромное количество нормативных актов, как оперирующих термином «ЖКХ», так и косвенно раскрывающих его суть через определение смежных с ЖКХ понятий. Однако вывод один: нет единого понятийного аппарата, включающего в себя специфические термины в области ЖКХ, отсюда различные коллизии и ошибки, а значит, и судебные споры.

Проиллюстрируем это примером из судебной практики.

В соответствии с действовавшим в России до 2006 г. налоговым законодательством объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ, содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, не подлежали налогообложению (п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ) [32]. Однако налоговый орган (Ответчик) посчитал, что автодороги, кладбища, свалки, дорожные указатели, светофоры, фонтан, многолетние насаждения, ливневые канализации, освещение улиц и т. д. неправомерно включены в стоимость имущества, льготируемого по п. 6 ст. 381 НК РФ, и привлек государственное учреждение «Дирекция единого заказчика Нижнекамского района и г. Нижнекамска» (Истца) к налоговой ответственности.

Истцом было обжаловано неправомерное привлечение к налоговой ответственности, и арбитражным судом исковые требования удовлетворены в связи с правомерным льготированием имущества налогоплательщика на основании п. 6 ст. 381 НК РФ, поскольку оно относится к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса и содержится за счет средств местного бюджета.

Кассационная инстанция пояснила, что, правомерно признавая данную позицию налогового органа ошибочной, арбитражный суд правильно руководствуется ст. 14 и 15 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым объекты внешнего благоустройства, сооружения коммуникации и транспорта относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Кроме того, в ст. 275.1 Налогового кодекса РФ указано, что к объектам жилищнокоммунального хозяйства отнесены: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

Постановлением Госкомстата России от

03.12.2001 № 93 утверждена Инструкция № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищнокоммунальных организаций в условиях реформы», согласно которой в состав данных предприятий и организаций входят организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, электроснабжения, отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дорожно-мостового хозяйства и инженерной защиты, услуги зеленого хозяйства и декоративного цветоводства, санитарно-гигиенической очистки территорий городов и других поселений.

В соответствии с письмом Минфина Российской Федерации № 03-06-01-02/27 от 16.08.2005 г. в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включают объекты коммунальнобытового назначения, к которым, согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность, относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры.

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что система инженерной инфраструктуры (водопровод, ливневые канализации, сети теплоснабжения, наружное освещение

улиц, внутреннее освещение жилых микрорайонов и мест общего пользования, свалки, кладбища); сооружения и коммуникации транспорта (дороги, проезды, светофорные объекты, дорожные указатели и т. п.); системы благоустройства (фонтаны, зеленые насаждения, газоны, цветники, памятники, малые архитектурные формы и другое благоустройство жилых домов) относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Под объектами жилищно-коммунального назначения понимаются объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории, т. е. все то, что заявитель исключил из облагаемой налогом на имущество базы [33].

Таким образом, на основании приведенного судебного решения, видно, что в практике применения законодательных актов возникают трудности из-за отсутствия определения терминов, имеющих юридическое значение (в данном случае отсутствием термина «ЖКХ» были вызваны практические проблемы), поэтому для правильного представления того, что понимать под объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, судом было проанализировано большое количество разных по форме и юридической силе актов.

В этой связи справедливой является точка зрения Д. А. Керимова, который считает, что неопределенность использованных терминов, неточность понятий и формулировок порождают многочисленные запросы, влекут изменения и дополнения, различные толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии, одновременно являясь питательной почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильно его применять [34]. Именно поэтому проблем, связанных с неоднозначностью понятия «ЖКХ», можно избежать посредством закрепления этого термина в законодательном акте.

Резюмируя изложенное, можно заключить, что на сегодняшний день нет однозна-

чного понимания ни термина «ЖКХ» как такового, ни иных терминов, употребляемых с ЖКХ и неразрывно с ним связанных. Другими словами, существует некая терминологическая путаница.

Терминологическую неопределенность в части определения ЖКХ попытался устранить А. В. Стукалов. В соответствии с предложенным им определением ЖКХ — это особая отрасль народного хозяйства, где федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают надежную и устойчивую деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, гарантируя комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях [35].

В целом можно положительно оценить предложенное определение ЖКХ, однако, на наш взгляд, это понятие раскрыто недостаточно полно. В частности, А. В. Стука-лов пошел по пути перечисления коммунальных услуг, обеспечиваемых органами публичной власти. Данное понятие коммунальных услуг совпадает с приведенным в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 [36] (далее — Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г.). Однако на сегодняшний день Правительством России были утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 6 мая 2011 г. № 354 [37] (далее — Правила предоставления коммунальных услуг 2011 г.), в которых коммунальные услуги определяются как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом под коммунальным ресурсом понимается холодная и горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, а также твердое топливо при наличии печного отопления. К комму-

нальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения [38].

С учетом изложенных замечаний предлагаем под ЖКХ понимать следующее:

ЖКХ — это отрасль хозяйственной деятельности, где органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления обеспечивают надежную и устойчивую деятельность исполнителя жилищно-коммунальных услуг в данной области хозяйства по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, вывозу бытовых отходов, содержанию и ремонту жилых домов и придомовой территории, уборке улиц, дорог, площадей, строительству и ремонту дорог, тротуаров, мостов, освещению улиц, а также благоустройству и озеленению территории муниципального образования, гарантируя достойные и комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Сегодня все чаще звучат предложения о принятии единого нормативного правового акта, регулирующего сферу ЖКХ [39]. На наш взгляд, с указанными рекомендациями стоит согласиться. Представляется целесообразным закрепить изложенное выше понятие ЖКХ в специальном законе о ЖКХ. И

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ.

2009. 21 янв.

2. Там же.

3. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 дек. 1966 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1994. № 12.

5. Лазарев В. В. Определение сферы правового регулирования // Изв. вузов. Правоведение. 1980. № 5. С. 64.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

7. Там же.

8. См., напр.: О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.

9. См., напр.: Об утверждении Положения об Общественном совете по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Иркутской области : постановление Прави-

тельства Иркут. обл. от 28.02.2011 № 53-пп // Областная. 2011. 11 марта (№ 25).

10. См., напр.: Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации города Братска : решение Думы г. Братска от 17.11.2008 № 555/г-Д // Братские вести. 2008. 19 нояб. (№ 79).

11. См., напр.: Об отмене решения Кемеровского областного суда от 18.03.2010 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абз. 4 и

6 ст. 1, абз. 2 ст. 13, ст. 31 Закона Кемеровской области «О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области» от 12 нояб. 1997 г. № 37-ОЗ : определение Верхов. Суда РФ от 02 июня 2010 г. № 81-Г10-9 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

12. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 194.

13. Керимов Д. А. Законодательная техника : на-уч.-метод. и учеб. пособие. М., 1998. С. 66—67.

14. О жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области : закон Волгоград. обл. от 22 дек. 2004 г. № 972-ОД // Волгоград. правда. 2005. 11 янв. (№ 2).

15. О жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области : закон Рязан. обл. от 5 дек. 2000 г. № 92-ОЗ (утратил силу) // Рязан. ведомости. 2000. 28 дек. (№ 257).

16. О жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области : закон Пензен. обл. от 30 марта 2001 г. № 267-ПЗО (утратил силу) // Наша Пенза. 2001. 13 апр. (№ 16).

17. О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области : закон Кемеров. Обл. от 12 нояб. 1997 г. № 37-ОЗ (утратил силу) // Кузбасс. 1997. 19 нояб. (№ 213).

18. О жилищно-коммунальном хозяйстве ЯмалоНенецкого автономного округа : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 окт. 1998 г. № 41-ЗАО (утратил силу) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 1998. № 7/1 (Сент.).

19. О жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края : закон Краснодар. края от 31 дек. 1999 г. № 225-КЗ (утратил силу) // Кубан. новости. 2000. 8 янв. (№ 9).

20. О жилищно-коммунальном хозяйстве : закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 апр. 1999 г. № 12-РЗ (утратил силу) // Северная Осетия. 1999.

7 мая. (№ 43).

21. Стукалов А. В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области жилищнокоммунального хозяйства: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 56; Он же. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 32.

22. О жилищно-коммунальном хозяйстве ЯмалоНенецкого автономного округа.

23. О жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области.

24. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. ГОСТ Р 51617-2000 : постановление Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

25. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 : утв. Гос-

строем России 1 янв. 2004 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

26. О жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области; О жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. О жилищно-коммунальном хозяйстве ЯмалоНенецкого автономного округа.

28. О жилищно-коммунальном хозяйстве : закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 апр. 1999 г. № 12-РЗ (утратил силу) // Северная Осетия. 1999.

7 мая (№ 43).

29. О жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области.

30. О жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области; О жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа.

31. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

32. Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая) : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

33. Освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов; объекты внешнего благоустройства, сооружения коммуникации и транспорта относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса : постановление ФАС Поволжского округа от 20 июля 2006 г. по делу № А65-21458/2005-СА2-11 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

34. Керимов Д. А. Указ. соч. С. 55.

35. Стукалов А. В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 32.

36. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам : постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 // Собр. законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2501.

37. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквар-

тирных домах и жилых домов : постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 // Собр. законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3168.

38. Там же.

39. См.: Шишкина Е. В. Жилищно-коммунальное хозяйство как предмет ведения органов местного самоуправления: муниципально-правовой аспект : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011. С. 7; Стукалов А. В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области жилищнокоммунального хозяйства: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право.

2010. № 11. С. 58.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Использована терминология, приведенная в Законе о жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 окт. 1998 г. № 41-ЗАО.

2 Внутригородскую территорию города федерального значения не берем во внимание, так как этот вид муниципальных образований характерен только для Москвы и Санкт-Петербурга.

The Concept of the Municipal Housing Economy: Issues of Legal Regulation

© Chernyaeva E., 2011

Issues connected with legal regulation the municipal housing economy is considered. Laws of Russian Federation's regions about municipal housing economy are analyzed. The author defines the concept of the municipal housing economy.

Key words: municipal housing economy; the concept of the municipal housing economy; legal regulation; housing and public utility services; laws of Russian Federation's regions about municipal housing economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.