Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ БЕГУНОВ'

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ БЕГУНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическая подготовка / общая выносливость / двигательная активность / аэробная нагрузка / восстановительный процесс / дистанция / бег / обучающийся.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанов Андрей Юрьевич, Алешин Евгений Александрович, Цеева Фатима Нурбиевна, Кухарева Оксана Васильевна

Рассматриваемый материал в статье позволяет определить пути и формы развивающих методик воздействия на адаптационную выносливость у начинающих бегунов, объектом изучения и сравнительного анализа стало определение степени воздействия на организм обучающихся от занятия бегом на начальном этапе. Проанализированы труды отечественных исследователей в вопросах воздействия и применения различных методик, направленных на развитие выносливости. Определена роль, относительного определения показателей частоты сердечных сокращений в момент тренировочного процесса. Углубленно рассмотрен вопрос адаптивного применения тренировочного режима для групп с разной степенью подготовленности. Особое внимание сосредоточено на восстановительном процессе, на принципах оптимизации процессов пост нагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанов Андрей Юрьевич, Алешин Евгений Александрович, Цеева Фатима Нурбиевна, Кухарева Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ БЕГУНОВ»

gs4 спортивное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-401-405 САБАНОВ Андрей Юрьевич,

NIION: 2018-0076-9/23-734 Начальник кафедры специальной подготовки

MOSURED: 77/27-023-2023-9-734 Уфимского юридического института МВД России,

e-mail: saban2210@mail.ru

АЛЕШИН Евгений Александрович,

Начальник заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, e-mail: sir.evgen-2017@yandex.ru

ЦЕЕВА Фатима Нурбиевна,

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры физкультурно-спортивных и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: gorizont-32@yandex.ru

КУХАРЕВА Оксана Васильевна,

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры физкультурно-спортивных и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,

e-mail: pilotavia32@yandex.ru

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ БЕГУНОВ

Аннотация. Рассматриваемый материал в статье позволяет определить пути и формы развивающих методик воздействия на адаптационную выносливость у начинающих бегунов, объектом изучения и сравнительного анализа стало определение степени воздействия на организм обучающихся от занятия бегом на начальном этапе.

Проанализированы труды отечественных исследователей в вопросах воздействия и применения различных методик, направленных на развитие выносливости.

Определена роль, относительного определения показателей частоты сердечных сокращений в момент тренировочного процесса.

Углубленно рассмотрен вопрос адаптивного применения тренировочного режима для групп с разной степенью подготовленности.

Особое внимание сосредоточено на восстановительном процессе, на принципах оптимизации процессов пост нагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности.

Ключевые слова: физическая подготовка, общая выносливость, двигательная активность, аэробная нагрузка, восстановительный процесс, дистанция, бег, обучающийся.

SABANOVAndrey Yurievich,

Head of the Department of Special Training Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ALESHIN Evgeniy Alexandrovich,

Head of distance learning, retraining and advanced training Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

TSEEVA Fatima Nurbievna,

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture, Sports and Medical and Biological Disciplines of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

KUKHAREVA Oksana Vasilievna,

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture, Sports and Medical and Biological Disciplines of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

A SYSTEMATIC APPROACH TO DEVELOPING ENDURANCE IN BEGINNING RUNNERS

Annotation. The material under consideration in the article makes it possible to determine the ways and forms of methods of influence on the development of adaptive endurance in just beginning runners; the object of study and comparative analysis was to determine the degree of impact on the body of those engaged in running at the initial stage.

Previously studied material by previous researchers was analyzed regarding the impact and application of various techniques aimed at developing endurance.

The role of the relative determination of heart rate indicators at the time of the training process has been determined.

The issue of adaptive application of the training regime for groups with different degrees of preparedness is considered in depth.

Particular attention is focused on the recovery process on the principles of optimizing poststress recovery processes and increasing physical performance.

Key words: physical training, general endurance, physical activity, aerobic exercise, recovery process, distance, running, student.

Введение

Доказано, что бег помимо повышения выносливости, оказывает еще разнообразное воздействие на организм, способствуя повышению эффективности работы сердца, увеличению снабжения кровью работающих мышц, увеличению потребности кислорода организмом, укреплению мышечных групп, опорно-двигательного аппарата. Бег должен превалировать в общем объеме на занятиях по физической подготовке для различных возрастных категорий [1; 2].

Сегодня тема бега имеет особую актуальность, бегуны которые решились осваивать длинные дистанции и тем более преодолевать марафоны, должны учитывать физиологические и энергетические процессы, которые происходят в организме во время бега. Энергия в которой нуждается бегун, получается в результате химического распада особого вещества - гликогена. Это быстро мобилизующийся энергетический резерв, содержащийся в мышцах и печени. Однако естественные запасы гликогена быстро заканчиваются. Благодаря извлекаемому кислороду во время дыхания запускается химический процесс, восстанавливающий гликоген. Данный механизм энергообеспечения имеет продолжительное

время. На процесс восстановления существенное влияние оказывает объем вдыхаемого кислорода [3; 4].

После врабатывания устанавливается аэробный процесс определяющий баланс между поступающим кислородом и интенсивностью мышечной деятельностью. Бег трусцой развивает выносливость, оказывая благоприятное воздействие на организм. Бегать можно круглый год для этого не требуется особые условия, подойдут как спортивные стадионы, так и парки для отдыха.

Методы и организация исследования

На занятиях по физической подготовке всегда было проблемой найти время для систематического длительного бега. С этой целью на занятии можно посвятить лишь 10-15 мин. при этом, не жертвуя основной частью плана программы занятия. Поэтому при подготовке обучающихся необходимо увеличивать моторную плотность занятия с использованием упражнений, например из кроссфита. Все перемещения должны быть слаженными и быстрыми. Беговые упражнения для успешного их освоения и развития выносливости необходимо выполнять на каждом занятии независимо от его направленности. Беговые упражнения могут проводиться в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

групповом и в индивидуальном формате, на заданное расстояние как с учетом так и без учета по времени [5].

Бег, используемый на занятиях для развития выносливости, можно подразделить на равномерный гладкий, бег с изменениями направления и скорости, с преодолением препятствий, с отягощением, с изменениями способов передвижения, в сочетании с другими действиями [6].

Имея достаточно продолжительный опыт в данной сфере деятельности перед авторским коллективом встал вопрос о разграничении нагрузки и ее умеренной последовательности в развитии выносливости у обучающихся в высших образовательных организациях.

На протяжении пяти месяцев проводилась работа по тщательному подбору различных нагрузок, способствующих развитию выносливости у обучающихся, сбору данных и оценке результатов. Все результаты и показатели фиксировались в журналах о нагрузке.

На первоначальном этапе на занятиях уделялось внимание равномерному гладкому бегу, скорость передвижения была постоянной от начала и до конца выбранной дистанции.

Бег проводился с контролем скорости по пульсу (ЧСС). Скорость зависела от функционального состояния каждого обучающегося и прежде всего от состояния его кардиореспираторной системы, ориентировочная величина ЧСС во время бега 160-170 уд./мин. Следует заметить, что встречаются обучающиеся с повышенной и пониженной ЧСС. К таким физиологическим особенностям необходимо пристальное внимание, в лучшем случае если будет проведен медицинский анализ его показателей реакции на нагрузку [7; 8].

Одним из самых удобных способов проведения подсчета пульса является прикладывание пальцев к сонной артерии, где в отсчете времени за 6 сек. полученный результат умножается на число 10. это позволяет выполнить подсчет оперативно, поскольку через 20 сек. после остановки показатели будут не достоверны.

Контроль пульса проводился с периодичностью в 3 мин. Преподавателем подавалась команда для остановки во время бега, после звучал сигнал, участники забега приступали к подсчету, после команды прекратить подсчет обучающиеся фиксировали результат и продолжали движение по дистанции[9].

Приблизившись к преподавателю, каждый из участников эксперимента называл свои значения, по каждому расчету давались рекомендации, о дальнейшем темпе движения стараясь сохранить установленную ЧСС.

Многие из испытуемых ошибаются во время подсчета пульса, таких легко определить по их

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

дыханию и покраснению кожных покровов, в первое время их приходилось контролировать индивидуально, но уже через несколько занятий обучающиеся начинают чувствовать скорость бега на пульсе 160-170 уд./мин.

После двух месяцев в соответствии с нашим планом подготовки мы перешли к следующему этапу - это бег с контролем времени на отрезках.

Скорость бега задавалась временем, отведенным на преодоление отдельных отрезков (кругов) дистанции. Все испытуемые были разбиты на подгруппы по своим результатам отбора, для каждой подгруппы время устанавливалось индивидуально. Так, например, давалось задание преодолеть отрезок в 2 км за 10 мин. Постепенно скорость бега увеличивалась за счет возникающего соперничества между участниками группы.

Следующим этапом стал ритмичный бег, задавался он метрономом. Для подбора нужного ритма метронома или музыкального сопровождения использовался электронный секундомер имеющий функцию определения ритма, который задавался в соответствии с подготовленностью обучающихся. На каждый удар метронома осуществлялась постановка левой ноги.

В третьем месяце обучающееся выполняли бег с преодолением препятствий. Такой бег включал в себя равномерный бег, дающий огромную нагрузку на организм. Обучающиеся стремились преодолеть препятствие при этом, затрачивая минимум усилий без лишних движений, препятствия подбирались с таким расчетом, чтобы их можно было преодолеть быстро, не сбавляя скорость на дистанции, в качестве препятствий применялись гимнастические снаряды, различные предметы.

После значительного периода подготовки последующие два месяца испытуемые выполняли задания с использованием утяжелителей. Все нагрузки сопровождались детализированным расчетом, что включало строгое соблюдение двигательной активности. Расчет весового утяжелителя подбирался в зависимости от подготовленности испытуемых.

Прирост еженедельной обще-плановой нагрузки не превышал 15-20% от предыдущих заданий, доля интенсивности выполняемых упражнений имела так же не значительный прирост.

В ходе эксперимента занимающиеся преодолевали дистанцию с небольшим увеличением расстояния, с учетом обязательного контроля времени.

Систематическое включение данной нагрузки практиковалось в рамках учебного занятия, данная нагрузка предполагалась в заключительной части.

Особое внимание отводилось промежуточ- ное восстановление позволяло контролировать

ному отдыху восстановление организма проте- функционирование сердечнососудистой системы

кало в свободном перемещении и предусматри- , „„„ „„„ ,

м к к ну к (при чсС не ниже 100-110 уд. / мин.).

вало готовность организма к выполнению последующей установленной нагрузки, так как для нас Распределение нагрузки планир°вал°сь это имело очень важное значение. Промежуточ- следующим образом (Таблица 1).

Таблица №1 План проведения занятий

Понедельная нагрузка Заданная дистанция Время на прохождение дистанции Кол-во повторений

Юноши Девушки

] -я / неделя 1000 мет. 4 мин. 4,50 мин. 1

2-я / неделя 400 мет. 1,50 мин. 2,20 мин. 3 / повторения (после полного воеста! ювления)

3-я / неделя 2000 мет. 9 мин. 10 мин. 1

4-я / неделя 500 мег. 2 мин. 2,50 мин. 3 / повторения (после полного и осстан о в.не ни я)

5-я / неделя 3000 мет. 14 мин. 1 5 мин. [

6-я / неделя ]000 мет. 4 мин. 4.50 мин. 2 / повторения (после полного восстановления")

7-я / неделя 5000 мет. 25 мин. 28 мин. 1

В таблице показано, каким образом шло распределение заданий, на наш взгляд многоповтор-ность дала возможность выработать чувство временных ощущений при прохождении дистанции.

Результаты исследования и их обсуждение

По окончанию проведенных нами исследований в области балансового показателя организма на реакцию после выполнения упражнений, полученный результат значительно превзошел наши ожидания. Испытуемые, с низким уровнем выносливости и не имеющие устойчивости к продолжительной аэробной нагрузке к концу нашего эксперимента по показателям не уступали обучающимся, которые факультативно занимались легкой атлетикой на протяжении всего обучения, а также наблюдалось значительное проявление интереса к дальнейшим занятиям способствующим повышению общей выносливости.

Заключение

Использование данной методики имеет достаточно быстрое воздействие на развитие физических показателей, не создает определенных накладок на предусмотренный учебный план, не является затратным в рамках самого учебного занятия, и самое главное имеет положительную динамику в развитии выносливости.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что данный вид нагрузки, значительно

повышает общую выносливость, и должен быть рекомендован, к использованию в учебном процессе.

Список литературы:

[1] Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно. - М.: Советский спорт, 2004. - 112с.

[2] Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры: сб. научн. тр. - М.: СпортАкадем Пресс, 2001. - С. 9.

[3] Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии: Учебное пособие. / Ю.А. Гагин. - 2-е изд. - СПб.: СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 2000. - 222 с.

[4] Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Международный научно-исследовательский журнал № 2 (116) Часть 3 Февраль 70 Образования / Б.Р Голощапов - 10-е изд., стар. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

[5] Гайдаш, А.И. Встречные эстафеты в системе вузовского образования трансформация обучающихся на занятиях по физической культуре

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

/ Пожидаев С.В. // Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Сборник научных статей преподавателей, научно-практических работников, обучающихся вузов. 2019. С. 59-61.

[6] Гайдаш А.И. Ключевые факторы воздействия на прирост физических показателей у отстающих курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Проскурин С.М. // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131).

[7] Гайдаш А.И. Проявление интереса у обучающихся в образовательных организациях к физической культуре как к отдельной педагогической науке // В сборнике: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцать восьмой Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2023. С. 80-83.

[8] Гайдаш, А.И. Достижение ценностно-ориентированного направления в учебно-воспитательном процессе / Пожидаев С.В. В сборнике: Актуальные вопросы права и правоприменения. Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Ш. Козаев, О.М. Шуваева, С.Н. Маслюкова [и др.]. Краснодар, 2022. С. 222-224.

[9] Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб.пособ. / Э.Б. Кайнова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М., 2009. -208 с.

Spisok literatury:

[1] Polunin, A.I. Sportivno-ozdoroviterny'j beg. Rekomendacii dlya treniruyushhixsya samos-toyatel'no. - M.: Sovetskij sport, 2004. - 112s.

[2] Bal'sevich, V.K. Osnovny'e parametry' prognoza kachestvenny'x xarakteristik specialista otrasli «Fizicheskaya kul'tura i sport» / V.K. Bal'se-vich, L.I. Luby'sheva // Dovuzovskaya podgotovka kak e'tap razvitiya kadrovoj infrastruktury': sb. nauchn. tr. - M.: SportAkadem Press, 2001. - S. 9.

[3] Gagin, Yu.A. Konceptual'ny'j slovar'-sprav-ochnik po pedagogicheskoj akmeologii: Uchebnoe posobie. / Yu.A. Gagin. - 2-e izd. - SPb.: SPbGUPM, Balt. ped. akademiya, 2000. - 222 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Goloshhapov, B.R. Istoriya fizicheskoj kul'tury' i sporta: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vy'ssh. prof. Mezhdunarodny'j nauchno-issledo-vatel'skij zhurnal № 2 (116) Chast' 3 Fevral' 70 Obra-zovaniya / B.R. Goloshhapov - 10-e izd., star. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 320 s.

[5] Gajdash, A.I. Vstrechny'e e'stafety' v sisteme vuzovskogo obrazovaniya transformaciya obu-chayushhixsya na zanyatiyax po fizicheskoj kul'ture / Pozhidaev, S.V. // Obshhestvo i lichnost': problemy' gumanizacii sovremennogo sociokul'turnogo pros-transtva materialy' VII Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Sbornik nauchny'x statej prep-odavatelej, nauchno-prakticheskix rabotnikov, obu-chayushhixsya vuzov. 2019. S. 59-61.

[6] Gajdash, A.I. Klyuchevy'e faktory' vozde-jstviya na prirost fizicheskix pokazatelej u otstayush-hix kursantov i slushatelej obrazovatel'ny'x organ-izacij MVD Rossii / Proskurin S.M. // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2023. № 5 (131).

[7] Gajdash, A.I. Proyavlenie interesa u obu-chayushhixsya v obrazovatel'ny'x organizaciyax k fizicheskoj kul'ture kak k otdel'noj pedagogicheskoj nauke // V sbornike: Podgotovka kadrov dlya silovy'x struktur: sovremenny'e napravleniya i obrazo-vatel'ny'e texnologii. Materialy' dvadczat' vos'moj Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Irkutsk, 2023. S. 80-83.

[8] Gajdash, A.I. Dostizhenie cennostno-orienti-rovannogo napravleniya v uchebno-vospitatel'nom processe / Pozhidaev S.V. V sbornike: Aktual'ny'e voprosy' prava i pravoprimeneniya. Materialy' Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Red-kollegiya: N.Sh. Kozaev, O.M. Shuvaeva, S.N. Masly-ukova [i dr.]. Krasnodar, 2022. S. 222-224.

[9] Kajnova, E'.B. Obshhaya pedagogika fizicheskoj kul'tury' i sporta: ucheb.posob. / E'.B. Kajnova. - M.: ID «FORUM»: INFRA - M., 2009. - 208 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.