УДК: 821.351.32 / 82-1/-9
СИСТЕМА ЖАНРОВ ЛЕЗГИНСКОЙ ПРОЗЫ: ЭТАПЫ
ЭВОЛЮЦИИ.
Джавадова Л. Д.
ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»
Аннотация. В статье представлены результаты анализа эволюции системы жанров лезгинской прозы. Показано направление эволюции от малых жанров (очерки, рассказы) к крупным (повести, романы). Выявлено, что данная эволюция отражает движение лезгинской прозы от примитивных описаний внешних черт героев к глубокому раскрытию их внутреннего мира.
Ключевые слова: лезгинская проза, система жанров, рассказ, очерк, повесть, роман, внутренний мир героев.
SYSTEM OF GENES OF LESGINSKY PROSE: STAGES OF
EVOLUTION.
Javadova L. D.
PEI HE «Socio-Pedagogical Institute»
Abstract. The article presents the results of the analysis of the evolution of the system of Lezghin prose genres. The direction of evolution from small genres (essays, stories) to major ones (novels) is shown. It is revealed that this evolution reflects the movement of Lezghin prose from primitive descriptions of the heroes' external features to a profound revelation of their inner world.
Keywords: lezgin prose, system of genres, story, essay, novel, inner world of heroes.
Ко времени зарождения лезгинской письменной прозы уже имелся определенный опыт эпического повествования, который был сконцентрирован в сказках, произведениях несказочной прозы, прозаических формах нартских сказаний. Именно они заложили основы традиций эпического повествования, стали базой для будущих жанровых форм литературы.
Жанровое становление прозы в лезгинской литературе протекало от освоения малых жанров (рассказа и очерка) к освоению крупных (повести и романы).
На первоначальном этапе развития лезгинской литературы в творчестве прозаиков предпочтение отдавалось очерку благодаря его компактности и мобильности. Очерк мог стать базой, как для короткого рассказа, так и для повести или романа, их части.
Первые очерки на лезгинском языке принадлежат А. Фатахову («Ханханум» и «Три года», 1931 г.). В 1932 году к жанру очерка обращается еще один лезгинский писатель З. Эфендиев («Очаги социализма»). Конечно, в художественном отношении эти произведения уступают современным очеркам, но при всех недостатках дают объемные образы людей, активно участвующих в переустройстве жизни. Со временем очерк уступил свою ведущую роль другим жанрам прозы, поскольку большую значимость приобретает уже не внешний облик событий, а их внутренняя наполненность.
Первые рассказы в лезгинской литературе принадлежат перу А. Фатахова, который по праву считается основоположником лезгинской национальной прозы. Но все еще не было достигнуто глубокое проникновение во внутренний мир героя, который изображался поверхностно и описательно. И положительные, и отрицательные герои рисовались прямолинейно. Например, в рассказе «Риза» Фатахова не отражается процесс формирования сознания главного героя, поступки которого ничем не мотивируются, не раскрываются и индивидуальные душевные черты своего героя, в основном используется прием контрастного сопоставления прошлого и настоящего. Рассказ «Риза» во многом связан с фольклорной традицией. Обездоленный сирота исчезает и так же неожиданно возвращается «добрым молодцом». Так же, как и в фольклоре, внутреннее состояние героя, его переживания, радость и страдания не описываются и не анализируются автором.
Очерк и рассказ были основными жанрами лезгинской прозы и в военный период («Сидреддин Гашумов» К. Меджидова, «Я с Гитлера сниму шкуру» А. Гаджиева, «Знамя победы» З. Эфендиева и другие произведения). В данных произведениях нашли применение контрастная схема построения произведения, обрисовки персонажей, различного рода исторические ассоциации, экскурсы в прошлое, фольклорные параллели и т.д. Конечно, в очерках и рассказах больше внимания уделено деталям, но психология героя, как и героя фольклорного, намечена пунктирно, глубоко раскрывать внутреннее состояние, сомнения не было времени. Раскрытие внутренних переживаний героя уже само по себе противоречит фольклорной поэтике.
Тенденция к эпическому изображению жизни, к более глубокому раскрытию характера человека, показу судеб различных классов и сословий, к осмыслению исторических событий стала в дальнейший период внутренней необходимостью лезгинской литературы. Писатели, работавшие в малых прозаических жанрах, стали проявлять больший интерес к повести и роману.
В 1950 - 1990-е годы повесть стала ведущим жанром в лезгинской литературе. Для нее характерны национальная тематика и проблематика,
острый конфликт и чёткая композиция, богатая поэтика, жанровое многообразие, философское осмысление событий и фактов прошлого и настоящего, психологическое исследование характера героя и отдельных явлений жизни. Весомый вклад в развитие повести в лезгинской литературе в 60-х годах внесли К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, Б. Гаджикулиев, И. Асланов и др.
Для многих повестей основной тематикой стали колхозные будни, в которых изображение характеров героев также продолжалось преимущественно по принципу «положительный - отрицательный -сомневающийся». Изображалась борьба между новым и старым в сознании сельчан, повышение благосостояния и культуры горцев. В повестях дагестанских писателей («Встречная сила» М. Гаджиева, «Тесаный камень» М.Магомедова, «Лоботряс» З. Зульфукарова и др.), по мнению З.И. Имамкулиевой, по-новому освещается тема идейного и нравственного воспитания.
В 1960 году выходит повесть «Дикая жена» К. Казиева, в которой «морально-этические, нравственные проблемы стали основными и определяющими в лезгинской повести 60 - 80 годов, где авторы не просто называют возникающие в обществе проблемы, но и раскрывают их причины, роль человека в их разрешении» [1, 2]. Появляются «Обратная сила» М. Гаджиева, «Орлиный утес» Б. Гаджикулиева и др.
В 1960 - 1970-е гг. получила широкое распространение лирическая проза. Испытывая на себе влияние традиций и фольклора и поэзии, прозаическая литература впитала в себя такие присущие поэзии художественные приемы, как повествование от первого лица, лирические отступления, художественное обрамление, пейзаж, проникновение во внутренний мир героев, интерес к душевному состоянию персонажей и др. К лирическим повестям можно отнести «Дети гор» К. Меджидова, «Небесная гвоздика» Б. Гаджикулиева, «Ночное свидание братьев» Р. Хаджи и др.
Наряду с окончательным формированием и развитием жанров предшествующих периодов (очерк, рассказ, повесть), появляется и новый, крупный жанр литературы - роман, ставший результатом творческих исканий лезгинских писателей. Появление романа, по мнению большинства исследователей, является признаком зрелости литературы, свидетельствует о переходе на качественно новый уровень. Развитие жанра романа ознаменовало достижение более высокого художественно-эстетического уровня. Более того, активно развиваются такие разновидности, как сатирический и философский романы.
В лезгинской литературе появляется широкий спектр различных по тематике, жанровой и сюжетной специфике романов: социально-бытовые («Вот камень, вот весы» М. Гаджиева, «Утренние зори» И. Казиева, «Песня долгих лет» Р. Гаджиева, «Небесные гвозди» Б. Гаджикумиева), исторические («Доктор с белой прядью» К. Меджидова, «Хаджи Давуд» З. Ризванова, «Безответный зов», «Гнездо солнца» К. Акимова), военные («На Смоленской земле» И. Казиева), политические («Лезгины» А. Агаева), сатирические («Расколотое солнце» А. Агаева), мифологические («Миф» Ф. Бедалова») и др.
В романах раскрываются различные темы. В стихотворном романе «Разорванные цепи» А. Фатахов раскрывает трудности формирования нового человека в новом обществе. Герой романа - заурядный крестьянский подросток Магомед, выдерживает все испытания, которые лишь укрепляют его дух и уверенность в избранном пути. Влияние этого образа на лезгинскую литературу оказалось во многом определяющим.
За последние годы лезгинскими писателями написано и издано более 30 романов, которые посвящены проблеме «человек и общество», изображают исторические события и картины жизни народа за большой промежуток времени и написаны на достаточно высоком художественном уровне.
Новаторским явлением для лезгинской литературы стал роман Ф. Бадалова «Миф». Талантливый автор сумел в литературной традиции осветить вековые мифологические представления своего народа о мироздании, духовно-нравственные основы этнического менталитета, которые легли в основу моральных норм поведения человека. Художественное осмысление истории и культуры народа, установки предков, отраженные в исповеди одного из героев романа, в которой изложены запреты для человека и нравственные ориентиры для будущих поколений, вполне созвучны с современными общечеловеческими ценностями.
Таким образом, эволюция жанровой системы от малых жанров (очерки, рассказы) к крупным (повести, романы) отражает эволюцию лезгинской прозы от преобладания внешних оценочных черт героя к раскрытию его внутреннего мира, от простого показа социальных явлений в жизни общества к опосредованному их анализу через сложные преломления в сознании и быте персонажей произведения. Такая эволюция способствовала более глубокому раскрытию психологии народа в целом. Характеры героев перестали быть односложными. В произведениях современных авторов, так же, как и в жизни, уже сложно найти однозначно плохого или хорошего персонажа. Герои сочетают в себе и те, и другие качества, и только их преобладание определяет положительность или отрицательность действующего лица. В прозе конца
1980-х - 1990-х годов XX века герои подвержены сомнениям, размышлениям, страхам. Довольно часто перед ними встает необходимость нравственного выбора, который также определяет принадлежность действующего лица к группе отрицательных или положительных персонажей. В этом случае герой в начале произведения может описываться, как внешне положительный, но в критический момент раскрывается его истинное лицо.
В современной лезгинской литературе вполне успешно решается проблема создания характера, воплотившего в себя типические черты лезгинского народа в определенную эпоху, исследуются общественно-политические, социально-экономические, нравственные конфликты, что в свою очередь помогает вникать во внутренний мир героев, показывать их национальный характер.
Литература:
1. Художественные искания современной дагестанской литературы: сб. ст./ Даг.фил. АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит. им. Г. Цадасы; сост. Ч. С. Юсупов. Махачкала: Б.и., 1983. 127 с.
2. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука,
1971. 352 с.
3. Акимов К. Х. Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. 136 с.
4. Фатахов А. Избранные произведения. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1955. 185 с.
5. Меджидов К. В горах: рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1951. 62 с.
6. Эфендиев 3. Морские волны: Повесть. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. 167 с.
7. Бадалов Б. Миф. Роман. Баку, 1993. 303 с.
References:
1.Artistic quest of modern Dagestan literature: collection of articles / Dag. phil. Academy of sciences of the USSR, Institute of History, languages and literature by G. Tsadasi; comp. S. S. Yusupov. Makhachkala: B.I., 1983. 127 pp.
2.Genre-style quest of modern Soviet prose. M.: Nauka, 1971. 352 p.
3.Akimov K. Kh. Lezgin's national prose: History of the development of the genre system. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1998. 136 p.
4.Fatahov A. Selected works. Makhachkala: Dag. book. publishing house, 1955. 185 p.
5.Medzhidov K. In the mountains: stories. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1951.
62 p.
6.Efendiev Z. Sea waves: The Tal]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1968. 167 p.
7.Badalov B. Myth. Novel. Baku, 1993. 303 p.