Общественные и гуманитарные науки
• ••
47
УДК: 821.603.5
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В ТАБАСАРАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1930-Е ГОДЫ)
THE HISTORY OF DEVELOPING THE GENRE OF THE SHORT STORY IN THE TABASARAN LITERATURE
(1930s)
© 2014 Ашурбеков А. А. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Ashurbekov А. А. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена изучению жанра рассказа в табасаранской литературе 1930-х годов. Автор выявляет основные истоки формирования не только одного жанра, но и всей табасаранской национальной прозы. Рассказы указанного периода объединены в четыре группы. В качестве иллюстрации автор более подробно рассматривает цикл рассказов А. Джафарова, определяя его жанр как нечто среднее между сборником рассказов и повестью.
Abstract. The article is devoted to the genre of short story in Tabasaran literature in the 1930-ies. The author reveals the main sources of formation not only of one genre, but also the entire national prose of Tabasarans. Stories specified period them in four groups. As an illustration, the author more detail the series of short stories, A. Jafa-rov, determining its genre as something between a collection of short stories and a novel.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena izucheniju zhanra rasskaza v tabasaranskoj literature 1930-h godov. Avtor vy-javljaet osnovnye istoki formirovanija ne tol'ko odnogo zhanra, no i vsej nacional'nojprozy tabasarancev. Rasskazy ukazannogo perioda im ob#edineny v chetyre gruppy. V kachestve illjustracii avtor bolee podrobno rassmatrivaet cikl rasskazov A. Dzhafarova, opredeljaja ego zhanr kak nechto srednee mezhdu sbornikom rasskazov i povest'ju.
Ключевые слова: табасаранская литература, проза, жанр, рассказ, герой, образ, конфликт, сюжет, антитеза, идея, композиция.
Keywords: Tabasaran literature, prose, genre, short story, hero, image, conflict, plot, antithesis, idea, composition.
Kljuchevye slova: tabasaranskaja literatura, proza, zhanr, rasskaz, geroj, obraz, konflikt, sjuzhet, antiteza, ide-ja, kompozicija.
До середины 30-х годов словесное творчество табасаранцев облекалось лишь в стихотворную форму. Зарождение прозы в табасаранской литературе связано с использованием достижений поэзии (ее попытки применения сюжетных форм, дидактическая, назидательная, сатирическая поэзия, обращенная к конкретным реалистическим деталям, диалог и т. д.), устнопрозаических народных традиций, положительного влияния извне (в частности русской литературы), которое выражается в заимствовании новых для табасаранской литературы форм. Немаловажное значение для становления табасаранской прозы имели и арабо-восточные традиции. Как считают литературоведы, именно на арабском языке возникли первые литературные памятники на Северном Кавказе. Известный ученый академик И. Ю. Крачковский, изучая влияние арабской культуры на северокавказские литературы, относит дагестанцев к народам, которые впитывали арабскую культуру в течение нескольких веков [5. С. 609].
В истории табасаранской национальной прозы рассказ в 1930-е гг. занимает домини-
рующее положение. Рассказ этих лет не имел еще четких жанровых границ. Это и неудивительно, ведь он стал только появляться. В нем нет еще ни анализа психологии вчерашнего батрака, ни анализа новой действительности, есть только прямое ее отображение. В табасаранской прозе начала XX столетия можно выделить четыре группы рассказов, отразивших различные стадии развития этого жанра.
К первой группе относятся рассказы, основанные на фольклорном материале, представляющие собою литературную обработку сатирических анекдотов, направленных против мулл, старшин («Беспомощный сирота», «Мулла Пинхаз» и «Девичник» Б. Митарова). К примеру, «Беспомощный сирота» - переработка фольклорного бытового сюжета «Приключения дурака Ахмедбая», а «Мулла Пинхаз» — обработка табасаранской народной сказки «Мулла Абдулла» [6. С. 127]. Вторую группу составляют рассказы, основанные на фактах прошлой жизни горского народа, реалистически обрисовывающие тяжелое положение бедняков и жестокость богачей («Айваз» Г.-А. Гад-
48
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
жиева, «Беки и крестьяне» Э. Ханмагомедова). Третья группа объединяет рассказы, в которых объединены тяжелое прошлое и счастливое настоящее. Рассказов этой группы больше, чем остальных («Распалась семья» А. Везирова, «Большие дела в глазах маленького Мазана» Т. Шалбузова, «Флейта» и «Тогда и теперь» А. Джафарова). К четвертой группе следует отнести рассказы, в которых запечатлена современная писателям жизнь («Кто работает, тот ест» Э. Ханмагомедова, «Из аула в город» и «Абдурахман в Махачкале» А. Джафарова).
Из вышеназванных произведений обращает на себя внимание цикл рассказов А. Джафарова «Тогда и теперь» («Думуган ва гьамус») [4]. Это пример того, как трудно осваивались жанры циклической формы молодой табасаранской прозой. «Трудность в определении жанровой природы циклической формы заключается в том, что она не имеет постоянных, устойчивых, по крайней мере, с точки зрения известных нам «готовых» жанров, признаков» [3. С. 486]. Об этом свидетельствуют и разные мнения табасаранских литературоведов относительно жанра данного произведения [2. С. 121], [7. С. 149]. По нашему мнению, это не совсем рассказ. По объему это — небольшая повесть, состоящая из пяти частей. Но повесть не в полном смысле: нет внутренней композиционной цельности. «Тогда и теперь» А. Джафарова - произведение этапа становления жанра рассказа, свидетельство того, как трудно шло освоение новых для табасаранской литературы жанров.
Первый рассказ начинается с краткого портретного описания Керима. Керим - дядя рассказчика — главный герой этого рассказа, умудренный жизненным опытом старец, аксакал. А. Джафаров не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. Его любят и уважают соседи и односельчане. Керим никогда не бывает грустен без причины и весел просто так. Когда ему подфартит, он радуется, он открыт всему окружающему его миру людей и природы. Поэтический склад характера, жизнестойкость, цельность, мужество, доброта - вот главные качества этой личности. Характер Керима раскрывается постепенно, герой А. Джафарова более многоплановый и глубокий, чем кажется поначалу.
Второй рассказ посвящен охоте. Речь идет о трагической гибели бесстрашного охотника Ра-гима, свидетелем которой стал Керим. Именно от лица последнего и ведется повествование.
Основная тема рассказа «Тогда» — социальное положение горянки до революции. Гибель молодой девушки, которая не выдержала издевательств со стороны мужа-богача, - вот случай, положенный в основу третьего рассказа. Делам жестоких людей (кулакам, ханам, бекам и т. д.) противостоит жизнь природы в ее неизменной красоте. По мере развития сюжета противопоставление усиливается, резко проявляется антитеза: красота природы - жестокость людей.
Писатель в четвертом рассказе прибегает к своему излюбленному композиционному приему «рассказ в рассказе», то есть его повествование конкретизируется и дополняется рассказом
одного из героев (старик Бутай). Это позволяет автору, с одной стороны, охарактеризовать социальные взгляды, симпатии и антипатии героя, с другой стороны, помогает разнообразить форму изложения, когда авторские характеристики сменяются рассказом близкого ему по духу героя. Вместе с тем устами отца - старика Бу-тая — раскрываются образы его сына Г амида, его любимой девушки Фалан, ее отца и мачехи.
Окончательное разоблачение старого дореволюционного мира происходит в последней, пятой, части — «Теперь». Это скорее публицистика, нежели художественный рассказ. Придумав себе мнимого собеседника, автор ведет с ним диалог. Собеседник плохо разбирается в тех переменах, которые стали возможными лишь после Октября. А. Джафаров прибегает здесь к такому литературному приему, как «вопрос — ответ». Эта известная табасаранскому читателю форма (из ашугской поэзии) четко выполняет поставленную задачу — просветить, научить. Назидательная манера повествования, не чуждая традиционной табасаранской поэзии, наполняется новым социалистическим содержанием. Перед читателем вырисовывается образ морально разложившегося кулачества, жестоко эксплуатирующего бедняков.
Основная идея сборника рассказов «Тогда и теперь» А. Джафарова, выраженная через образы героев, повествователя и другие элементы художественной формы, с новой силой прозвучала в публицистической части. Она связала сюжетные линии произведения определенной социальноисторической проблематикой, придала повествованию завершенность и выявила индивидуальную творческую манеру писателя, своеобразие его реализма.
Принцип антитезы является эффективным, плодотворно влияющим на сознание читателя. А. Джафаров прибегает к такому способу воздействия на сознание людей, благодаря которому чем глубже и трагичнее рисуется старое, отжившее, тем ярче и светлее предстает настоящее. Повествование, построенное на антитезе, держит читателя в постоянном напряжении. А. Джафаров достигает в композиции рассказов той непрерывно усиливающейся напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия придает произведению занимательность.
Искусство А. Джафарова в построении сюжета сказалось в том, что прием антитезы, рассказ в рассказе и авторские отступления, вызванные стремлением шире и глубже воссоздать современную ему действительность, строго подчинены воплощению определенных идей писателя.
Произведение А. Джафарова «Тогда и теперь» («Думуган ва гьамус») имеет свою сложную, своеобразную структуру. С одной стороны, каждое произведение закончено, по-своему содержательно, имеет самостоятельную художественную ценность и может фигурировать вне целого. С другой стороны, в контексте оно несет особую, как бы дополнительную нагрузку, которая делает его неотъемлемой частью целого. При этом может меняться оттенок значения каждой
Общественные и гуманитарные науки
49
• ••
части - то, что кажется случайным, делается в составе произведения закономерным.
Впечатление целостности достигается с помощью различных художественных средств. В «Тогда и теперь» отдельные части повествования прочно связываются в сложную структуру субъективной авторской позиции, его тенденциозностью, единством места действия, образом рассказчика и общей идеей. Показу дооктябрьского периода писатель уделяет в своем произведении основное внимание. Это видно из композиции. Из пяти разделов четыре посвящены изображению социальных отношений людей в дореволюционном дагестанском ауле и лишь в последней части почти скороговоркой публицистично сказано о новой, советской власти. Пятый раздел лишен единого сюжета и изобразительности, он содержит лишь логические размышления автора.
Единством места событий рождается конкретный, реальный образ человеческого коллектива, связанного укладом жизни, единой социальной психологией. Суровые прекрасные горы, реки, текущие по ним, долины, где слышится пение птиц, - служат не только внешним фоном действия. Они накладывают свою печать на человеческие характеры, определяя их нравственный облик и взаимоотношения. Широкая картина социальных нравов, типические обстоятельства, которые являются естественной средой «обитания» героев, наряду с ярко выраженной субъективной авторской позицией, прочно цементируют все части повествования.
Все части произведения соединяются общей идеей. Произведение А. Джафарова «Тогда и теперь» — это нечто среднее между сборником рассказов и повестью. Это, в сущности, художественно-словесная иллюстрация общей идеи о
жестокости и бесчеловечности дореволюционного эксплуататорского строя, в котором производитель материальных благ был обездолен и бесправен и подвергался беззастенчивому угнетению беков и ханов, и благородстве и демократичности советского строя, при котором труженики, ликвидировав эксплуататорские классы, насильников и воров, впервые свободно вздохнули и с уверенностью смотрят в будущее. Эта идея произведения раскрывается посредством художественного приема противопоставления, антитезы [1. С. 174-178].
Что касается жанрового своеобразия рассказов табасаранских писателей, названных в начале данной статьи, то их границы можно обозначить так: рассказ — публицистический очерк, между которыми трудно провести грань. Но для рассказа все же нужна общая проблема, большая абстрагированность от конкретных фактов жизни. Если в очерке те или иные проблемы, важные сами по себе, раскрываются, как правило, лишь с такой степенью основательности и глубины, которая необходима для уяснения читателем именно этой проблемы, то в рассказе проблема должна быть плотью и кровью самого сюжета. Табасаранские рассказы анализируемого периода были скорее рассказами событий, случаев, чем рассказами, исследовавшими сложные человеческие характеры, в которых преломлялись бы важнейшие события эпохи. Ориентация на воспитательные задачи, стремление к злободневности и остроте, поучительноназидательный материал, заданность идеи и сюжета, преобладание субъективно-оценочного момента мешали многостороннему анализу действительности, уводили от конкретного исследования человеческого характера.
Литература
1. Ашурбеков А. А. Антитеза как основной принцип композиции цикла рассказов «Тогда и теперь» А. Джафарова // Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. Вып. I. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. С. 174-178. 2. Гасанов М. М. Литература народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз,1982. 3. Дарвин М. Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М. : Высшая школа, 1999. С. 482-496.
4. Джафаров А. П. Тогда и теперь. Махачкала: Даггиз, 1934 / На таб. яз. 5. Крачковский И. Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Крачковский И. Ю. Изб. соч. в 6 т. 1960. 6. Курбанов М. М. Душа и память народа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. 7. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1994.
References
1. Ashurbekov A. A. Antithesis as a basic principle of the composition of the cycle of short stories “Then and now” by A. Dzhafarov // Bulletin of the chair of literature of the peoples of Russia and Caucasus. Issue I. Makhachkala: EPC DSU, 2004. P. 178. 2. Gasanov M. M. Literature of peoples of Dagestan. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1982. 3. Darwin
M. N. Cycle // Introduction to the literature critivism. Literary work: Basic concepts and terms. M. : High school, 1999. P. 482-496. 4. Dzhafarov A. P. Then and now. Makhachkala: Daggiz, 1934 / In the Tab. lang. 5. Krachkovsky I. Yu. Arabic literature in the Northern Caucasus // Krachkovsky I. Yu. Selected works in 6 vol. 1960. 6. Kurbanov M. M.
Soul and memory of the people. Makhachkala: Dagknigozdat, 1996. 7. Yusufov M. G. Tabasaran national literature.
Makhachkala: Dagknigozdat, 1994.
Literatura
1. Ashurbekov A. A. Antiteza kak osnovnoj princip kompozicii cikla rasskazov «Togda i teper'» A. Dzhafarova // Vestnik kafedry literatur narodov Rossii i Kavkaza. Vyp. I. Mahachkala: IPC DGU, 2004. S. 174-178. 2. Gasanov M. M. Literatura narodov Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1982. 3. Darvin M. N. Cikl // Vvedenie v literaturovedenie. Litera-turnoe proizvedenie: Osnovnye ponjatija i terminy. M. : Vysshaja shkola, 1999. S. 482-496. 4. Dzhafarov A. P. Togda i teper'. Mahachkala: Daggiz, 1934 / Na tab. jaz. 5. Krachkovskij I. Ju. Arabskaja literatura na Severnom Kavkaze // Krachkovskij I. Ju. Izb. soch. V 6 t. 1960. 6. Kurbanov M. M. Dusha i pamjat' naroda. Mahachkala: Dagknigoizdat,
1996. 7. Jusufov M. G. Tabasaranskaja nacional'naja literatura. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1994.
Статья поступила в редакцию 16.06.2014 г.