Научная статья на тему 'Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации'

Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2341
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / ДЕТИ / PROTECTION OF THE RIGHTS / LIBERTIES AND LEGAL INTEREST / JUVENILE JUSTICE / CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худойкина Татьяна Викторовна, Максимова Ирина Александровна

В статье раскрывается необходимость формирования системы защиты прав, свобод и законных интересов детей. В этом плане определяется сущность и значение ювенальной юстиции; анализируются история развития, законодательная база и практическое применение исследуемого института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of protection of the rights, liberties and legal interest children in the Russian Federation

Need of the shaping the system of protection of the rights opens in article, liberties and legal interest children. In this plan is defined essence and importance juvenile to justices; they are analysed history of the development, legislative base and practical application of the under investigation institute

Текст научной работы на тему «Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации»

4.3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Худойкина Татьяна Викторовна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

h udoykin a_ tv@mail. ru

Максимова Ирина Александровна, аспирант кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

kmia 11111@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается необходимость формирования системы защиты прав, свобод и законных интересов детей. В этом плане определяется сущность и значение ювенальной юстиции; анализируются история развития, законодательная база и практическое применение исследуемого института.

Ключевые слова: защита прав, свобод и законных интересов, ювенальная юстиция, дети.

SYSTEM OF PROTECTION OF THE RIGHTS, LIBERTIES AND LEGAL INTEREST CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION

Hudoykina Tatiana Viktorovn, Doctor of Law, Professor, Head of the disciplines Chair, of the Mordovian State University named after N.P.Ogaryov

hudoykina_tv@mail.ru

Maksimova Irina Aleksandrovna, post-graduate student of the Legal disciplines Chair, of the Mordovian State University named after N.P. Ogaryov

kmia 11111 @mail. ru

Annotation: Need of the shaping the system of protection of the rights opens in article, liberties and legal interest children. In this plan is defined essence and importance juvenile to justices; they are analysed history of the development, legislative base and practical application of the under investigation institute.

Keywords: protection of the rights, liberties and legal interest, juvenile justice, children.

К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что проблемы несовершеннолетних в нашей стране носят общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер. Это свидетельствуют о кризисном состоянии сферы детства. Общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем будущем - детях. Поэтому, как никогда, особую актуальность приобретает дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав, свобод и законных интересов подрастающего поколения. И в этом направлении огромное значение имеет возрождающийся в России институт ювенальной юстиции.

Если исходить из текста Минимальных стандартных правил ООН 1985 г.1, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), оригинальная английская версия которых звучит как Juvenile Justice, то суть категории «ювенальная юстиция» раскрывается через определение: «правосудие в отношении

несовершеннолетних». В современном обществе наибольшее распространение получила позиция, согласно которой «ювенальная юстиция» отражает правоохранительный аспект общественных

которых

является

отношении, участником несовершеннолетний2.

Большое количество определений ювенальной юстиции, которые даются сегодня в научной литературе, свидетельствует об огромном внимании к проблеме как со стороны политических и государственных деятелей, так и со стороны ученых, занимающихся исследованиями в самых различных областях науки, и общества в целом. Однако, их анализ приводит к выводу, что они разительно отличаются друг от друга. Отсутствует и специальное законодательство в рассматриваемой области отношений, которое могло бы закрепить четкость и однозначность понимания исследуемого института.

Согласно нашей позиции, наиболее правильно вести речь о ювенальной юстиции как о специальной системе защиты прав, свобод и законных интересов детей, суть которой заключается в функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, негосударственных правозащитных организаций, Уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональных уровнях, международных органов и организаций по защите прав, свобод и законных интересов детей, использующих при осуществлении своей деятельности всю совокупность нормативных правовых актов, направленных на урегулирование общественных отношений с участием несовершеннолетних.

United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (Beijing Rules). Приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс; дата обращения: 19.04.2011].

См.: Ягофаров Д.А. Ювенальное право (курс лекций). Лекция

1. Ч. 1 / Основы государства и права. - 2003. - № 1. - С. 71.

Становление, а точнее возрождение и развитие института ювенальной юстиции в Российской Федерации на сегодняшний день продиктовано жизненной необходимостью в силу целого ряда причин.

И здесь акцентируем свое внимание на следующем аспекте. Мы говорим о возрождении исследуемого института в силу того, что ювенальная юстиция для России является, хотя и не известной в достаточной мере формой социально-правового обращения с несовершеннолетними, но и не новой. Первый «детский» суд был создан в Петербурге и начал свою деятельность 22 января 1910 года. Ювенальные суды просуществовали короткий промежуток времени с 1910 по 1918 годы, и, надо отметить, зарекомендовали себя не только с лучшей стороны, но и признавались в то время одними из наиболее передовых и прогрессивных. Однако, в последующем дела, касающиеся защиты прав, свобод и законных интересов детей, были переданы в суды общей юрисдикции»3.

Сейчас в нашей стране в порядке эксперимента реализуется проект программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации»4, в рамках которого созданы и осуществляют свою деятельность «детские суды» в городах: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Егорлык; городской округ Железнодорожный и др.5.

Интересным представляется современный отечественный опыт Ростовской области. Здесь за основу взят тот принцип, что «система правосудия в отношении несовершеннолетних представляется как система защиты прав, свобод и законных интересов подрастающего поколения, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные службы правоохранительных органов, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

общественные правозащитные организации»6.

Кроме того, с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону и Ростовской области помимо существующей специализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях

несовершеннолетних функционируют новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Помимо этого, социальными работниками организовано оказание психологической помощи несовершеннолетним, в

3 Более подробно об этом см.: Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С. 22-24.

4 См., например: Шилов Н.К. Опыт и перспективы внедрения элементов ювенальной юстиции в России // Закон. - 2003. - № 12. - С. 114.

5 Коваль Е.Н. К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России // Бизнес в законе. - 2008. - № 1. - С. 133; Наумов П.Ф. Ювенальные суды в РФ // Российский судья. - 2008. - № 2. - С. 5; Ясрен П.А. К вопросу об эффективности наказаний, применяемых к несовершеннолетним // Бизнес в законе. - 2008. - № 1. - С. 135-136.

6 См.: Ткачев В. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции // Российская юстиция. - 2002. - №

2. - С. 25-28.

действующих при судах, Ростовском областном центре психолого-педагогической и медикосоциальной помощи Министерства общего и

профессионального образования области,

Психологическом центре управления образования г. Ростова-на-Дону. Для наблюдения за ходом

реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный совет.

Таким образом, приведенный выше пример

доказывает, что судья при рассмотрении дела о правонарушении несовершеннолетнего имеет в своем распоряжении более широкий инструментарий и, тем самым, это позволяет ему вынести более

объективное, законное, обоснованное и справедливое решение. В результате вышеуказанных предпринятых мер значительно снизилось количество повторных преступлений. Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что новая процедура судопроизводства доказала свою незаменимость.

Аналогичные проекты начали свое действие несколько ранее в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, Саратовский областной суд также поддержал данную инициативу7.

Необходимость возрождения ювенальной юстиции в Российской Федерации подтверждает и целый ряд международно-правовых документов. Так, Российская Федерация, признавая Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г.8, заявила о своем обязательстве гарантировать соблюдение главной цели Конвенции -максимальную защиту интересов ребенка; реализация которой в полном объеме возможна при реформировании российской судебной системы в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 40). На необходимость изменения «системы» работы с детьми указывают и замечания Международного комитета по правам ребенка на последний доклад РФ, касающийся правового положения несовершеннолетних в России9: «Комитет рекомендует государству участнику гарантировать полную реализацию стандартов правосудия в отношении несовершеннолетних... . В связи с этим Комитет призывает государство-участник в качестве первоочередных мер . ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем, чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия»10.

Не оставляет без внимания исследуемую область и законодательство РФ. Так, еще в Указе Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, утвердившим Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей до 2000 г. («Национальный план действий в интересах детей»)11, в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи

7 См.: Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. - 2002. - № 7. - С. 15-17.

8 Принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН. Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 г. № 1559-1 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. - С. 388-409.

9 РФ обязана каждые пять лет предоставлять в международный Комитет по правам ребенка доклады о принятых мерах по реализации заложенных в Конвенции ООН о правах ребенка прав детей.

10 Хананашвили Н.Л. Крестовый поход против детей // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 16-18.

11 Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

Т. В. Худойкина, И. А. Максимова

и несовершеннолетних. В последующем необходимость создания ювенальной юстиции была отмечена в ходе состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 6 февраля 2001 г. парламентских слушаний «Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации»12.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства,

регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»13 также признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их

профессиональной компетенции путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии.

На необходимость становления и развития исследуемого института указывает целый ряд других обстоятельств. Особую тревогу вызывают цифры статистики:

- ежегодно в России от насилия в семье погибают 30 тысяч детей, около 60 тысяч убегают из дома, спасаясь от побоев14;

- ежегодно в нашей стране лишаются родительских прав 63500 семей15. Это происходит вследствие того, что органы правосудия встречаются с такими делами нечасто, не отдают им должного внимания, и не видят масштабов трагедии на уровне страны. «За горами «взрослых» дел - дел детских не много.»16;

- около 800 000 детей в России являются сиротами17; для порядка 200 000 детей домом является сиротское учреждение18;

- ежегодно в нашем государстве детьми совершается около 100 тыс. преступлений19;

- мы находимся на первом месте в мире по количеству самоубийств среди несовершеннолетних20.

Приведенные цифры официальной статистики свидетельствуют о незначительной эффективности действий существующих органов, призванных решать эти проблемы.

Законодательные акты, непосредственно регулирующие общественные отношения с участием

12 Астахова А.Н., Стеркин Ф.П. По страницам российской

прессы // иК1_: http://znai-zakon.narod.ru/index.htm (дата

обращения: 17.04.2011).

13 Российская газета. - № 29. - 2011. - 11 февраля.

14 Ювенальная юстиция: за или против? (Стенограмма онлайн-конференции, Новосибирск, 28 января 2010 г.) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 30-32 (автор - Сталина Султанова).

15 См.: Хананашвили Н.Л. Крестовый поход против детей // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 16-18.

16 Хананашвили Н.Л. Воинствующее клерикальное невежество // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 25-28.

17 иК1_: http://www.usynovite.ru/)/ (дата обращения: 18.04.2011).

18 иК1_: http://hereandnow.ru/ (дата обращения: 19.04.2011); также см.: Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 6-8.

19 Хананашвили Н.Л. Воинствующее клерикальное невежество // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 25-28.

20 Ювенальная юстиция: за или против? (Стенограмма онлайн-

конференции: Новосибирск, 28 января 2010 г.) // Вопросы

ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 30-32 (автор - Сталина

Султанова).

несовершеннолетних, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» от 24 июля 1998 г.21, «Об основах

системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 г.22 отличаются неполнотой и декларативностью. Задачи органов государственной власти, содержащиеся в них, зачастую не адресованы конкретному субъекту исполнения и тем самым невыполнимы.

Мы абсолютно солидарны с Л.Н. Симанович, что «пришло время в корне изменить отношение к

проблеме соблюдения прав и интересов несовершеннолетних ...»23. Построение в России системы ювенальной юстиции стало той ситуацией, которая назрела и должна быть реализована.

В. Петренко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, предлагает следующий вариант решения проблем: «Первое -надо создать национальную стратегическую программу действий по детям. Второе - под эту программу сформировать структуру, которая будет осуществлять законодательную и исполнительную части. И третье - определить источники финансирования»24.

В свою очередь, В. Толмачев, председатель Ростовского областного суда, член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, член Президиума Совета судей РФ в своей статье «Ювенальный суд - самый праведный» указывает: «Ювенальная юстиция должна

существовать повсеместно. И не столько потому, что ее создание является реализацией обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, сколько потому, что это отвечает национальным интересам России. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть составной частью процесса национального развития страны» 25

Несмотря на то, что в сегодняшней России множество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, органы внутренних дел (их отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населения, органы управления здравоохранением, органы управления образованием, службы занятости и многие другие, не обеспечивается в полной мере защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Поэтому, еще раз подчеркнем необходимость возрождения в Российской Федерации института ювенальной юстиции, благодаря которому можно добиться скоординированной деятельности органов, занимающихся проблемами подрастающего поколения. Центральное же звено в

21 Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

22 Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

23 Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. -№ 6. - С. 3-8.

24 Петренко В. У семи нянек дитя без глазу // Парламентская газета. - № 96. - 2005. - С. 1-2.

25 См.: Парламентская газета. - 2005. - № 96. - С. 1-2.

данной системе должно быть отведено институту Уполномоченного по правам ребенка.

На данном этапе развития российского

законодательства мы считаем возможным создание специализированных неюридических учреждений и

служб ювенального профиля - медикопсихологических, социально-психологических,

социальных служб, консультационных центров, а также введение в деятельность суда квалифицированных работников, педагогов,

психологов, социальных работников и т.п. Деятельность всех вышеуказанных органов должна отвечать требованиям единства, системности,

осуществляться с учетом передовых научных разработок в сфере детской психологии. Следует принять меры и по обеспечению специализации судей, прокуроров, а также следователей, инспекторов уголовно-исполнительной системы и даже адвокатов в рассматриваемой области отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В перспективе же мы считаем возможным создание целостной автономной судебной системы по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), взаимосвязанной и взаимодействующей с государственными и общественными органами, учреждениями и организациями, а также со специализированными органами защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации.

Представляется, что именно «в рамках реализации в стране концепции судебной реформы сегодня как никогда важно, прежде всего на законодательном уровне, проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием надежной, разноуровневой в территориальном отношении системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, принципиально отличной от действующей в настоящее время системы мер карательной направленности, применяемых фактически без каких-либо серьезных ограничений»26. Поэтому, с целью повышения эффективности работы органов ювенальной юстиции необходимо разработать и принять ФЗ «Об основных направлениях становления и развития института ювенальной юстиции в Российской Федерации».

Пока же 9 октября 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отклонила во втором чтении проект ФКЗ “«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»” (в части создания ювенальных судов)27.

Итак, мы считаем, что становление и развитие ювенальной юстиции является весьма актуальным, значимым на сегодняшний день, как для детей в целях наиболее целенаправленной защиты их прав, свобод и законных интересов, так и для всего государства в целом, так как рассматриваемые нововведения могут послужить основой для построения в Российской Федерации правового государства, гражданского общества и, тем самым, наиболее прогрессивного развития нашей страны.

26 Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2000. -N 10. - С. 22-24.

27 7 лет назад данный законопроект ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”» (в части создания ювенальных судов) был принят в первом чтении.

Список литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 г. № 1559-1 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990 - С. 388-409.

2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся

отправления правосудия в отношении

несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.

Приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс; дата обращения: 19.04.2011].

3. ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: одобр. Советом Федерации 9 июля 1999 г.: с посл. изм. от 07.02.2011 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.: с посл. изм. от 17.12.2009 г.] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

5. Указ Президента от 14 сентября 1995 г. № 942 // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1

февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания

несовершеннолетних» // Российская газета. - № 29. -2011. - 11 февраля.

7. Астахова А.Н., Стеркин Ф.П. По страницам российской прессы // иР1_: http://znai-zakon.narod.ru/index.htm (дата обращения: 17.04.2011).

8. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. - 2002. - № 7. - С. 15-17.

9. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. -2000. - № 10. - С. 22-24.

10. Коваль Е.Н. К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России // Бизнес в законе. - 2008.

- № 1. - С. 133.

11. Наумов П.Ф. Ювенальные суды в РФ // Российский судья.

- 2008. - № 2. - С. 5.

12. Петренко В. У семи нянек дитя без глазу // Парламентская газета. - № 96. - 2005. - С. 1 -2.

13. Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 3-8.

14. Ткачев В. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции // Российская юстиция. -2002. - № 2. - С. 25-28.

15. Толмачев В. Ювенальный суд - самый праведный // Парламентская газета. - 2005. - № 96. - С. 1-2.

16. Хананашвили Н.Л. Воинствующее клерикальное

невежество // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 25-28.

17. Хананашвили Н.Л. Крестовый поход против детей // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 6 [Электронный ресурс; дата обращения: 17.04.2011 ].

18. Шилов Н.К. Опыт и перспективы внедрения элементов ювенальной юстиции в России // Закон. - 2003. - № 12. -С. 114.

19. Ювенальная юстиция: за или против? (Стенограмма онлайн-конференции: Новосибирск, 28 января 2010 г.) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 30-32 (автор - Сталина Султанова).

20. Ягофаров Д.А. Ювенальное право (курс лекций). Лекция 1. Ч. 1 / Основы государства и права. - 2003. - № 1. - С. 71.

21. Ясрен П.А. К вопросу об эффективности наказаний, применяемых к несовершеннолетним // Бизнес в законе. -2008. - № 1. - С. 135-136.

22. иР1_: http://www.usynovite.ru/ (дата обращения:

18.04.2011).

23. иР1_: http://hereandnow.ru/ (дата обращения: 19.04.2011).

Т. В. Худойкина, И. А. Максимова

РЕЦЕНЗИЯ

В современной юридической литературе к данной тематике стали обращаться только в последние десятилетия, поэтому на сегодняшний день существует множество пробелов, неурегулированных, спорных моментов. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема системы защиты прав, свобод и законных интересов детей весьма актуальна и, более того, весьма перспективна в теоретическом и практическом плане.

Актуальность статьи заключается и в том, что система защиты прав, свобод и законных интересов детей рассматривается как гарантия обеспечения беспрепятственной реализации прав несовершеннолетних в Российской Федерации, недопущения нарушения данных прав, а также их защиты в случае нарушения.

В анализируемой статье авторы остановились на одном довольно специфическом аспекте - проблеме становления и развития института ювенальной юстиции в российском государстве. Пристальное внимание уделяется и построению системы «детских» (ювенальных) судов.

Авторами также рассмотрены сущность и значение системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних; анализируются история развития, законодательная база и практическое применение исследуемого института. Отрадно, что Т.В. Худойкиной и И.А. Максимовой удалось выявить основные, наиболее проблемные моменты системы защиты прав, свобод и законных интересов детей и сделать основные предложения по направлению ее совершенствования.

Таким образом, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности и достоверности выводов статья на тему «Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации» представляет собой значительный научный вклад в развитие науки в РФ и, поэтому рекомендуется для публикации в открытой печати.

Председатель Госкомитета Республики Мордовия по делам молодежи

Л.М. Лисунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.