Научная статья на тему 'Система взаимодействия региональной и муниципальной исполнительной власти как важный ресурс развития местного самоуправления (на примере Ульяновской обл. )'

Система взаимодействия региональной и муниципальной исполнительной власти как важный ресурс развития местного самоуправления (на примере Ульяновской обл. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2752
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА / LOCAL SELF-GOVERNMENT / STATE GOVERNMENT / ADMINISTRATIVE INTERACTION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Еремеев Дмитрий Владимирович, Слепова Владислава Викторовна

В статье рассматривается политика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, региональные практики. Уделяется внимание организационным аспектам обеспечения взаимодействия, основным методам работы, мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Еремеев Дмитрий Владимирович, Слепова Владислава Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the policy of interaction of state government bodies and local self-government, and also regional practices. Special attention is paid to organizational aspects of the interaction, to major methods of work and activities.

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия региональной и муниципальной исполнительной власти как важный ресурс развития местного самоуправления (на примере Ульяновской обл. )»

Дмитрий ЕРЕМЕЕВ, Владислава СЛЕПОВА

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере Ульяновской обл.)

В статье рассматривается политика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, региональные практики. Уделяется внимание организационным аспектам обеспечения взаимодействия, основным методам работы, мероприятиям.

The article considers the policy of interaction of state government bodies and local self-government, and also regional practices. Special attention is paid to organizational aspects of the interaction, to major methods of work and activities.

Ключевые слова:

местное самоуправление, government, administrative

ЕРЕМЕЕВ Дмитрий Владимирович — студент магистратуры Института экономики и бизнеса УлГУ

eremeeff79@mail.ru

СЛЕПОВА

Владислава

Викторовна —

к.э.н., доцент

кафедры

экономического

анализа и

государственного

управления

Института

экономики

и бизнеса УлГУ

vlada_skuratova_73@

mail.ru

государственная власть, административное взаимодействие, система; local self-government, state interaction, system.

Конституция Российской Федерации признает независимость и самостоятельность органов местного самоуправления (ст. 12)1 . Тем не менее де - факто муниципальная власть труд -ноотделима от региональной власти, что вызвано, в частности, доминирующей дефицитностью местных бюджетов, проблемами кадрового обеспечения для выполнения муниципальных функций и оказания муниципальных услуг.

Субъекты РФ самостоятельно определяют политику взаимодей -ствия региональной власти и местного самоуправления, разви -вают механизмы сотрудничества с целью содействия социально экономическому развитию муниципальных образований и обеспе -чения политической стабильности на их территории.

Для выявления наиболее эффективных практик взаимодействия региональной власти и местного самоуправления авторы в октябре 2012 г. провели мониторинг официальных сайтов органов испол -нительной власти регионов РФ. Рассматривались организацион -ные аспекты обеспечения взаимодействия региональной власти и местного самоуправления: структуры, ответственные за подобные вопросы; их место в структуре органа власти; форма, а также основ -ные методы работы и мероприятия.

На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

Во -первых, было выявлено, что вопрос взаимодействия с мест -ным самоуправлением, содействия реализации федерального зако нодательства в сфере местного самоуправления находит отражение в абсолютном большинстве исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Для реализации данного направления создаются департаменты и управления, министерства, комитеты, агентства.

Во вторых, вопросы взаимодействия с муниципальными образо ваниями являются приоритетными в работе региональных органов исполнительной власти.

В -третьих, исполнительные органы государственной власти субъ -

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета, 1993, 25 дек.

Таблица 1

Формы и методы взаимодействия региональной власти и органов местного самоуправления в РФ

Формы взаимодействия Методы взаимодействия

Образовательные Обучающие программы, семинары, курсы подготовки и переподготовки муниципальных служащих

Консультативные Выезды в муниципальные образования для оказания методической помощи, совещательные и консультативные органы при главах регионов

Контрольно-ревизионные Контроль за соблюдением действующего законодательства; кон -троль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; ведение регистра муни -ципальных правовых актов

Организационно -кадровые Координация действий в сфере муниципальной службы, запрос и анализ актуальной информации о деятельности органов местного самоуправления; содействие в организации и проведении избира -тельных кампаний и референдумов; оказание содействия в прове -дении мероприятий антикоррупционного характера, содействие в устранении последствий чрезвычайных ситуаций

Информационно -аналитические Видеоконференции по вопросам муниципального управления и регионально - муниципального взаимодействия, тематические издания и т.д.

ектов РФ применяют различные формы и методы работы, которые систематизиро -ваны нами в основные направления, отра женные в табл. 1.

В ходе исследования было выявлено, что многие вопросы местного ведения находятся на стыке полномочий органов местного самоуправления и исполни -тельных органов государственной власти региона. К таким вопросам относятся: содействие в обеспечении условий для развития предпринимательства, созда ние условий для привлечения инвести ций, разработка документов территориального планирования, благоустрой ство, финансы и бюджетный процесс, обновление инфраструктуры, разработка и реализация программ социально экономического развития.

В качестве отдельной сферы взаимодей ствия можно рассматривать реализацию органами местного самоуправления поло жений указа президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских окру -гов и муниципальных районов»1, а орга -нами власти субъектов РФ — указа прези -дента РФ «Об оценке эффективности дея -

1 Указ Президента РФ от 28.04. 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ, № 18, ст. 2003-2008.

тельности органов исполнительной вла -сти субъектов Российской Федерации»2 (ранее действовал указ от 28 июня 2007 г № 825). Реализация этого направления взаимодействия осуществляется через совместную работу по ежегодному стати стическому обследованию муниципаль ных образований.

В Ульяновской обл. за время работы по реализации федерального законода тельства о местном самоуправлении сло -жилась целостная схема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Функции по взаимодействию с органами местного самоуправления, реализации государственной политики в этой сфере возложены на Министерство внутренней политики Ульяновской области.

В министерстве создана система полу чения информации о состоянии муни ципальных образований и проблемах социально - экономического развития.

Работа системы выстроена таким обра зом, что органам местного самоуправ ления невыгодно предоставлять непол ную или недостоверную информацию по

2 Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // http://text.document.kremlin.ru/ SESSЮN/PILOт/mam.htm (дата обращения 13.03.2013).

проблемам местного значения. Основной принцип работы системы: своевременно выявленная проблема в развитии террито рии - своевременно оказанная помощь.

Основные пути оказания поддержки муниципальным образованиям органами государственной власти региона: участие в целевых и адресных программах, дотации и субсидирование, софинансирование проектов, адресная помощь при чрезвы чайных ситуациях, финансирование пере данных государственных полномочий.

Одним из инструментов сбора и анализа информации от муниципальных образова ний является еженедельный мониторинг общественно политических и социально экономических процессов в муниципаль ных образованиях. Мониторинг прово дится с 2005 г. и имеет формализованную типовую форму. Он включает разделы с информацией о проблемных ситуациях в различных сферах, которые требуют опе ративного административного вмеша -тельства, чрезвычайных ситуациях, точках напряжения, кадровых перестановках в муниципальных образованиях, проведе нии заседаний представительных органов, проведенных сходах и собраниях граждан, о мероприятиях, проведенных област -ными органами власти в муниципалите тах, а также о значимых положительных сдвигах, инновациях.

Результаты мониторинга еженедельно рассматриваются на аппаратных совеща ниях губернатора. База данных монито -ринга предоставляет уникальную возмож ность проследить динамику состояния дел и развитие муниципальных органов вла сти, основные проблемные вопросы (см. табл. 2).

Проведя анализ, можно увидеть, что наибольшее число проблем посто янно находится в сфере энергетики и жилищно коммунального хозяйства, второй значительный блок вопросов - в сфере дорожного строительства и ремонта дорог. Актуальность именно этих вопро -сов, выносимых на совместное решение органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления, типична для регионов России. Бюджет большинства муниципальных образо ваний РФ имеет дотационный характер. При этом степень износа основных фон дов жилищно коммунального хозяйства и дорожного хозяйства по многим муници пальным образованиям выходит за 70%,

что требует привлечения значительного капитала для восстановления этих сфер обеспечения жизнедеятельности населе ния. Для решения проблемы необходимо поэтапное проведение ремонтных и вос становительных работ как за счет средств бюджетов всех уровней, так и внебюджет -ных источников.

Решение этих проблем, предусматри -вающее реализацию сложных по струк туре финансирования и организации работ инвестиционных проектов, требует создания новых координационных орга низационных форм, обеспечивающих единство усилий органов исполнительной власти региона и органов местного само управления. Кроме этого, требуется опре делить персональную ответственность за обеспечение эффективности деятельно сти создаваемых организационных форм регионально- муниципального взаимодействия.

Здесь представляет интерес опыт Ульяновской обл. по внедрению системы кураторства муниципалитетов членами правительства Ульяновской обл., руко -водителями структурных подразделений органов исполнительной власти реги она. Руководители в статусе заместите лей председателя правительства региона, министров, директоров департаментов решением губернатора Ульяновской обл. закрепляются за каждым сельским муни ципальным районом, городским округом, а также за районами областного центра -г. Ульяновска.

Куратор призван содействовать обе-спечению реализации политики губерна тора и правительства Ульяновской обл. в соответствующем муниципальном обра зовании, политическому и социально экономическому развитию муници пального образования, поддержанию и повышению уровня доверия населения Ульяновской обл. к органам государст венной власти и местного самоуправ ления. Свидетельством эффективности этого инструмента взаимодействия на административном уровне могут служить положительные отзывы руководите лей органов местного самоуправления о системе кураторства и об отдельных кура торах персонально.

Для содействия институту кураторства со стороны гражданского общества в Ульяновской обл. создан институт помощ ников губернатора, работающих в каж

Таблица 2

Сравнительный анализ проблемных вопросов, отраженных в еженедельном мониторинге общественно-политических и социально-экономических процессов в муниципальных образованиях Ульяновской обл. за 2009—2011 гг.

Отраслевая сфера проблемных вопросов Сравниваемые периоды

2009 2010 2011

Жилищно - коммунальный комплекс и энергетика 91 63 98

Дорожный комплекс 44 44 66

Образование 14 16 30

Здравоохранение 21 9 9

Искусство и культурная политика 10 12 15

Взаимоотношения с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти 24 17 19

Финансы 11 3 3

Лесное хозяйство, природные ресурсы и природо -пользование 16 5 0

Промышленность 56 1 0

Государственный, муниципальный имущественный комплекс и земельные отношения 29 8 1

Социальная защита и поддержка населения 4 3 0

Агропромышленный комплекс 21 16 9

Экономика 7 3 13

Телекоммуникации, почта, связь 4 4 18

дом муниципальном районе и городском округе на общественных началах.

Помощники, с одной стороны, явля -ются представителями высшего долж -ностного лица области непосредственно в муниципальных образованиях, с дру -гой — содействуют разрешению основных проблем муниципалитетов, о которых им становится известно. Помощники прово дят приемы граждан, имеют свои обще ственные приемные.

С целью взаимодействия с органами местного самоуправления создан сове -щательный орган — Губернаторский совет Ульяновской области. Губернаторский совет — коллегиальный совещатель -ный орган, созданный для координации работы органов государственной власти и местного самоуправления региона. В его состав входят все руководители муници пальных образований области. Заседания Совета проходят 4 раза в год. Совет воз -главляет губернатор Ульяновской обл. На Совете совместно с главами городов и районов обсуждаются важнейшие вопросы государственной и региональной политики, а все решения Совета в обяза тельном порядке реализуются правитель ством области.

Поддержка местных органов власти муниципальных образований явилась

основополагающей целью создания Совета региональных и местных властей Ульяновской области. На заседаниях Совета представители федеральных и реги -ональных органов власти, а также адми -нистраций муниципальных образований региона обсуждают актуальные вопросы развития местного самоуправления, здра воохранения, жилищно коммунального комплекса, культуры, дорожного хозяй ства. Действуют палаты представительной и исполнительной власти.

Свой вклад в развитие взаимодействия с муниципальными образованиями в Ульяновской обл. вносит Совет муни ципальных образований Ульяновской области. Это добровольное объединение муниципальных образований региона. Учредителями Совета выступают районы и города Ульяновской обл. Совет муници пальных образований действует в постоян -ном контакте с органами государственной власти, наделен правом законодательной инициативы. В функции Совета входит: оказание органам местного самоуправ ления организационной, методической и юридической помощи; обмен опытом; содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муни ципальной службы; участие в разработке и экспертизе правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.