Технические характеристики станка CPM 4030
№ п/п Наименование технической характеристики Значение
Станок
1 Рабочая зона (Х/У/7) (мм) 980/1 080/200(280)
2 Рабочий стол (Х*У) (мм) 1 125x1 700
3 Максимальная подача (м/мин) 3,6
4 Тип привода подач Двухфазный высокомоментный шаговый двигатель
5 Точность позиционирования (мм) ±0,02
6 Повторяемость (мм) ±0,01
7 Крепление инструмента Цанговое
8 Максимальный диаметр инструмента (мм) 6,35
Управление станком
9 Тип управления Микрошаговое, без обратной связи
10 Программное обеспечение Isy CAM 2.5 light и WIN - REMOTE
11 Управляющая система 4-осевой микрошаговый интегрированный контроллер IMC 4
Шпиндель
12 Тип шпинделя UFM500
13 Мощность привода шпинделя (Вт) 500
14 Скорость вращения шпинделя (об/мин) 11 000-25 000
Этап 3. Заключительный этап проектирования -выпуск конструкторской документации. Редактор печатных плат Altium Designer располагает традиционными возможностями импорта/экспорта файлов в стандартных форматах DWG и DXF, что позволяет добавлять на чертеж заранее заготовленные элементы оформления или контур печатной платы и передавать проект в механические САПР (AutoCAD, nanoCAD и др.) для дальнейшего оформления документации.
Фаза 2. Механическое изготовление спроектированной печатной платы, состоящее из следующих этапов:
- подготовки управляющего файла для станка с числовым программным управлением (ЧПУ). Файл сверления и оконтуривания генерируется в программе Mastercam;
- сверления по программе монтажных и переходных отверстий;
- фрезерования по программе изолирующих каналов в фольге твердосплавными коническими фрезами.
Сверление отверстий и фрезерование изолирующих каналов осуществляется на имеющемся в университете фрезерном станке с ЧПУ типа CPM 4030 производства фирмы ISEL Automation KG. Фрезерный станок CPM 4030 предназначен для обработки пластиков, дерева, модельных материалов, легкообраба-тываемых металлов (медь, латунь, алюминий) и имеет технические характеристики, приведенные в таблице.
Таким образом, разработанная лабораторная работа позволяет студентам практически освоить использование параметрических САПР для конструкторского и технологического проектирования, а также на практике изучить технологию изготовления печатных плат методом оконтуривания.
© Лебедев А. В., Гринберг Г. М., 2011
УДК 378.1
А. А. Торгашева Научный руководитель - А. А. Снежко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Системы образования в разных странах имеют свои особенности, которые и рассматриваются в данной работе. Анализируются наиболее успешные высшие школы.
В настоящее время стремительно растет интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования. Системы образования в разных странах имеют свои особенности. Согласно базе данных высшего образования стран мира -WHED (World Higher Education Database), созданной Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities), лидирующую позицию по большинству показателей занимают США [1].
Во многом это стало возможно благодаря их хорошо организованной системе высшего образования.
Выпускники полных средних школ, имеющие дипломы об окончании старшей средней школы поступают в американские вузы, где ведется обучение по трем основным уровням с разным содержанием и назначением.
Первые четыре года высшего образования в США называются первой ступенью и завершаются при-
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
своением степени бакалавра. Обучение ведется по трем группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются основными и курсами по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основному направлению.
Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбранных курсов от 10 до 25 % занятий могут носить факультативный характер. Следует отметить, что наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области, которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках формальной программы.
Обучение на второй ступени (степень магистра) ведется с ориентацией на специализированную практическую деятельность в различных областях. Обучение на степень магистра по какой-либо специальности обычно длится 2 года, хотя кое-где имеются и одногодичные курсы. Чтобы получить степень магистра необходимо написать диссертацию. Следует отметить, что наряду со степенями по определенной специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или научно-исследовательские магистерские степени.
Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное исследование в избранной области знаний, которое специальная сфера деятельности скорее университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук). Как правило, такая работа финансируется частично за счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.
Важной особенностью американских университетов является то, что дипломы с отличием имеются не во всех университетах. Для получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно аспирантского уровня. Еще одной отличительной чертой американской системы высшего образования является выработка у студентов навыков самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе современных представлений [2].
Так же, особый интерес представляет Британская система высшего образования. Она одна из самых устойчивых европейских моделей, опирающаяся на долгую университетскую традицию. Великобритания раньше многих европейских стран осознала необходимость модернизации образования и включилась в разработку ее стратегии. В настоящее время особого внимания заслуживают практики эффективного стимулирования исследовательской деятельности и стра-
тегии интернационализации британского высшего образования.
Всего в Великобритании около 170 вузов. Вузы подразделяются на университеты, колледжи высшего образования и, колледжи дальнейшего образования, предоставляющие услуги высшего образования.
Колледжи высшего образования - это бывшие специальные колледжи, получившие после 1992 г. право присвоения степени бакалавра. Собственный выпускник средней школы в Великобритании обучается на первую академическую степень (бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года.
Система колледжей дальнейшего образования насчитывает около 500 учебных заведений, предлагающих образование примерно соответствующее среднему специальному. Доля студентов колледжей, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Остальными же студентами по окончании обучения сдаются квалификационные экзамены (Общенациональная профессиональная квалификация, вМУР), основанные на стандартах профессиональной деятельности. С дипломом английского профессионального колледжа можно без экзаменов быть зачисленным на второй курс вуза.
Первые английские университеты - Оксфорд (1169 г.) и Кембридж (1209 г.) - по своей организационной структуре относятся к федеративным или коллегиальным университетам, т. е. университетам, основу которых составляют колледжи, наделенные высокой степенью автономии. До начала 19 в. других университетов в Англии не было, в то время как Кембридж и Оксфорд постоянно расширялись за счет вхождения в их структуру новых колледжей. Сегодня Университет Кембриджа насчитывает 29 колледжей; Университет Оксфорда - 39 колледжей и 5 академических отделений. Ежегодно в Кембридже по 25 специальностям обучаются около 16 тыс. студентов и аспирантов, в Оксфорде - около 17 тыс.
Еще одна модель, заслуживающая внимания -японская система высшего образования. Примечательно, что в Японии высшее образование считается обязательным и может включать в себя:
- университеты полного цикла;
- университеты ускоренного цикла;
- профессиональные колледжи;
- технические институты.
В университетах полного цикла основное обучение продолжается 4 года (кроме медицинского и ветеринарного факультетов, там - 6 лет), по истечению которых выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» - кэнкю-сэй. Здесь студент, желающий получить научную степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний. Это занимает от 6-и месяцев до 1-го академического года.
В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года (для желающих получить специаль-
ность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года).
Профессиональные колледжи в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты дают своим студентам широкую техническую подготовку, а также готовят специалистов торгового флота. Обучение продолжается 5 лет. Выпускники, имеющие техническую подготовку, как правило, устраиваются на работу в фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новых передовых технологий.
В последние годы Министерство высшего образования Японии стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. В настоящее время около 20 частных университетов Японии предоставляют такую возможность.
Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан Болонским процессом 19 июня 1999 года, когда на
специальной конференции была принята декларация «Зона европейского высшего образования» («Болон-ская декларация»). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран, а в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран к Болонскому процессу присоединилась Россия. В настоящее время наша страна переживает реформирование - осуществляется переход на трех уровневую систему высшего образования (бакалавры, магистры и лица с учёной степенью). Пока же Россия в значительной мере уступает высокоорганизованным системам высшего образования США, Японии и Великобритании.
Библиографические ссылки
1. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2000. № 6 (4).
2. Ворохиб П. И. Система образования в США. URL: http://www.xserver.ru/user/sousa.
© Торгашева А. А., Снежко А. А., 2011
УДК 37.02
М. А. Шаповалова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ТЕСТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрена модель адаптивного тестирования знаний учащихся, предложена структура тестового задания с подсказками и разработана методика их использования в учебном процессе.
Тесты в наше время становятся главным средством оценивания знаний обучаемых. Это связанно с развитием информационных технологий и дистанционного обучения. Существуют различные методы компьютерного тестирования, но они чаще всего носят массовый характер и не учитывают индивидуальных особенностей испытуемых [2].
В связи с этим представляет интерес проблема повышения уровня объективности и индивидуализации компьютерного тестирования, а также реализация их обучающего потенциала.
Целью работы была разработка адаптивных тестов с подсказками для повышения индивидуализации и объективности контроля учащихся по информатике.
Адаптивное тестирование - это широкий класс методик тестирования, предусматривающих изменение последовательности, содержания и сложности предлагаемых заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого.
В большинстве адаптивных тестах задания классифицируются по сложности и, в зависимости от ответа ученика, при обратной связи, предъявляются задания по его уровню [1].
Есть другой способ учета индивидуальных характеристик учащегося - формирование одного задания с разными уровнями сложности с использованием подсказок [4]. Возможная модель адаптивного контроля
на основе задания с подсказками представлена на рисунке.
В этой схеме показано, что на основе одного задания, но с разным уровнем сложности за счет подсказок удается добиться большей индивидуализации и объективизации контроля знаний конкретного ученика.
В качестве многоуровневого задания предлагается использовать тестовые задания трех уровней сложности с двухуровневыми подсказками:
- подсказка первого уровня - подсказка общих сведений (минимальное снижение энтропии, минимальная цена);
- подсказка второго уровня - уточнение понятий (среднее снижение энтропии, средняя цена).
Для проверки качества предложенных заданий были введены два измерителя:
1. Измеритель объективности адаптивных тестов (сравнение оценок полученных при адаптивном тестировании с оценками успеваемости экспертов школы);
2. Измеритель обученности учащихся после прохождения теста (уровень понимания материала [3]).
Для измерения уровня понимания была проведена начальная диагностика знаний учащихся, далее проведен адаптивный тест с подсказками и итоговая диагностика знаний. В качестве диагностики, были разработаны вопросы на понимание глубины и полноты знаний по данной теме.