Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года).
Профессиональные колледжи в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты дают своим студентам широкую техническую подготовку, а также готовят специалистов торгового флота. Обучение продолжается 5 лет. Выпускники, имеющие техническую подготовку, как правило, устраиваются на работу в фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новых передовых технологий.
В последние годы Министерство высшего образования Японии стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. В настоящее время около 20 частных университетов Японии предоставляют такую возможность.
Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан Болонским процессом 19 июня 1999 года, когда на
специальной конференции была принята декларация «Зона европейского высшего образования» («Болон-ская декларация»). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран, а в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран к Болонскому процессу присоединилась Россия. В настоящее время наша страна переживает реформирование - осуществляется переход на трех уровневую систему высшего образования (бакалавры, магистры и лица с учёной степенью). Пока же Россия в значительной мере уступает высокоорганизованным системам высшего образования США, Японии и Великобритании.
Библиографические ссылки
1. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2000. № 6 (4).
2. Ворохиб П. И. Система образования в США. URL: http://www.xserver.ru/user/sousa.
© Торгашева А. А., Снежко А. А., 2011
УДК 37.02
М. А. Шаповалова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ТЕСТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрена модель адаптивного тестирования знаний учащихся, предложена структура тестового задания с подсказками и разработана методика их использования в учебном процессе.
Тесты в наше время становятся главным средством оценивания знаний обучаемых. Это связанно с развитием информационных технологий и дистанционного обучения. Существуют различные методы компьютерного тестирования, но они чаще всего носят массовый характер и не учитывают индивидуальных особенностей испытуемых [2].
В связи с этим представляет интерес проблема повышения уровня объективности и индивидуализации компьютерного тестирования, а также реализация их обучающего потенциала.
Целью работы была разработка адаптивных тестов с подсказками для повышения индивидуализации и объективности контроля учащихся по информатике.
Адаптивное тестирование - это широкий класс методик тестирования, предусматривающих изменение последовательности, содержания и сложности предлагаемых заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого.
В большинстве адаптивных тестах задания классифицируются по сложности и, в зависимости от ответа ученика, при обратной связи, предъявляются задания по его уровню [1].
Есть другой способ учета индивидуальных характеристик учащегося - формирование одного задания с разными уровнями сложности с использованием подсказок [4]. Возможная модель адаптивного контроля
на основе задания с подсказками представлена на рисунке.
В этой схеме показано, что на основе одного задания, но с разным уровнем сложности за счет подсказок удается добиться большей индивидуализации и объективизации контроля знаний конкретного ученика.
В качестве многоуровневого задания предлагается использовать тестовые задания трех уровней сложности с двухуровневыми подсказками:
- подсказка первого уровня - подсказка общих сведений (минимальное снижение энтропии, минимальная цена);
- подсказка второго уровня - уточнение понятий (среднее снижение энтропии, средняя цена).
Для проверки качества предложенных заданий были введены два измерителя:
1. Измеритель объективности адаптивных тестов (сравнение оценок полученных при адаптивном тестировании с оценками успеваемости экспертов школы);
2. Измеритель обученности учащихся после прохождения теста (уровень понимания материала [3]).
Для измерения уровня понимания была проведена начальная диагностика знаний учащихся, далее проведен адаптивный тест с подсказками и итоговая диагностика знаний. В качестве диагностики, были разработаны вопросы на понимание глубины и полноты знаний по данной теме.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Результаты измерения объективности адаптивных тестов показали:
- что данная система адаптивного тестирования, позволяет качественно и объективно оценить учащихся за более короткое время;
- данные тесты подстраиваются под уровень знаний и индивидуальные особенности учащихся.
В результате диагностики понимания учебного материала показали, что адаптивные тесты с подсказками являются обучающими, успешность обучения учащихся, поднималось на уровень выше.
Таким образом, исследования показали, что адаптивные тесты с подсказками являются эффективными средствами индивидуализации и объективизации контроля знаний учащихся, а также имеют высокий обучающий потенциал.
Автоматизация подобных тестов не представляется сложным, может быть осуществлено с помощью
гипертекстовой технологии сворачивания - разворачивания информации.
Библиографические ссылки
1. Лихтенвальд Э. К. Адаптивная диагностика знаний // Молодежь и наука XXI века. Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с между-нар. участием, 2010. Т. 3. № 1. С. 214-215.
2. Акимова М. К. Интеллектуальные тесты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М. : ЧеРо, 2000. С. 352-360.
3. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии мышления //Вопросы психологии. 1991. № 1.
4. Пак Н. И. Информационный подход в обучении // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. ; БПГУ им. В. М. Шукшина. Бийск, 2010.
© Шаповалова М. А., Пак Н. И., 2011