Научная статья на тему 'Сравнительный анализ уровней профессионального образования колледжей Великобритании, США и Франции'

Сравнительный анализ уровней профессионального образования колледжей Великобритании, США и Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1895
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ уровней профессионального образования колледжей Великобритании, США и Франции»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ,

США И ФРАНЦИИ

ВОРОНИН А.В.

В настоящее время «колледж» (англ. college) является одним из типов учебных, а также научноисследовательских учреждений в системе образования многих стран: Великобритании, стран британского Содружества, Франции, США, России и некоторых других.

Сложившиеся к настоящему времени типы колледжей в странах ЕС, имеют исторические корни, которые уходят далеко в прошлое и отражают существовавшие ранее проблемы, интересы и расстановку сил в обществе. Сравнительный анализ данных систем позволяет утверждать, что образовательный статус колледжей в каждой стране обеспечивает определенный уровень профессиональное образования (уровень учебных программ) и неразрывно связан с ее культурными традициями, социально-экономической и политической обстановкой. Поэтому невозможно рассматривать уровень и функции учреждений с этим статусом в отрыве от системы образования и исторической ретроспективы. В истории зарубежной педагогики (Ж. Верже) выделено несколько типов колледжей:

• первые университетские колледжи (Франция, XII в.), где обучались дети из среды бедных «клириков»;

• монастырские английские колледжи (XIII в.) с короткими курсами;

• колледжи - элитарные английские институты (XIV-XV вв.);

• французские «колледжи» и «коллежи» начального и среднего профессионального образования;

• «колледжи - английские высшие закрытые учебные заведения, из которых состоят английские университеты» (начало XX века).

По уровню учебных программ различают 3 типа колледжей:

1 тип - с подготовкой на уровне базового курса высшего образования;

2 тип - с подготовкой, промежуточной между высшим и средним образованием;

3 тип - с подготовкой на уровне только среднего образования.

Колледжи Великобритании. Система непрерывного образования Великобритании представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях - от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе профессионального образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений - от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Колледжи первого типа возникли в Великобритании в начале XIII века. Исторически сложившийся тип их в традиционном виде сохранился в старинных университетах (Оксфордском и Кембриджском) до настоящего времени. Они занимают отдельные здания, в которых студенты разных факультетов живут и обучаются. Работой студента руководит один из преподавателей колледжа (тьютор). Помимо систематического выполнения заданий, получаемых от тьютора, студент слушает также лекции в университете и участвует в других занятиях, устраиваемых для студентов университета. Каждый колледж пользуется автономией -сам выбирает своих должностных лиц и постоянных членов, имеет своих лекторов и тьюторов, распоряжается имуществом. Университет назначает профессоров для чтения лекций студентам разных колледжей и присуждает учёные степени. Колледжи, входящие в состав других университетов Великобритании, как правило, представляют собой специализированные вузы, пользующиеся значительной самостоятельностью. Экзамены в них проводятся не преподавателями колледжа, а экзаменаторами, назначаемыми университетом.

С 60-х гг. XX в. в системе профессионального образования Великобритании произошли значительные изменения - ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени - появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.

В 1964-1977 гг. прошлого века в соответствии с рекомендациями комитета Роббинса был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших колледжей передовой технологии.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление и расширение общественного сектора высшего образования, профессионально-ориентированного на удовлетворение местных потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных в 1969 —1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей искусств. В настоящее время значение альтернативного сектора высшего образования непрерывно возрастает.

Таким образом, в 60-е - начале 70-х годов в Великобритании формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой - политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы непрерывного профессионального образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Следует отметить, что они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента.

Педагогические колледжи были преобразованы в середине 60-х годов XX века из учительских колледжей и получили статус вуза. Основную массу составляют так называемые педагогические колледжи общего профиля с 3 - 5-летним сроком обучения. В течение первых двух лет даётся преимущественно углублённая общеобразовательная подготовка, далее - специальная подготовка и педагогическая практика. После 4-летнего курса обучения студенту присваивается степень бакалавра, после 5-летнего - магистра. Педагогические колледжи - самостоятельные образовательные учреждения, функционирующие в рамках университетов. Педагогические колледжи осуществляют подготовку преподавателей начальных, младших и средних классов средней школы. Небольшая сеть специализированных педагогических колледжей готовит преподавателей ручного труда и техники, искусства, домоводческих дисциплин и физкультуры. Особое место занимает так называемый Колледж пресепторов в Лондоне - высшее учебное заведение, присваивающее квалификацию учителям

Специализированные колледжи (главным образом технические) выросли из механических институтов. Первоначально технические колледжи давали подготовку ремесленникам и лицам, занимавшим определенные должности в промышленности. Главными видами современных специализированных колледжей являются: технические, коммерческие, домоводческие, художественные и сельскохозяйственные, которые осуществляют подготовку специалистов по различным уровням квалификации. Среди них среднее профессиональное образование дают 2-летние колледжи, повышенное - 4-5-летние колледжи. В некоторых из них можно получить подготовку по специальностям, не требующим полного высшего образования (например, библиотечного работника, медсестры). Выпускники последних получают национальные дипломы, на базе которых могут поступить в политехнические институты. Нередко те и другие представляют собой единое учебное заведение.

По традиции, колледжами называются и отдельные старинные привилегированные средние школы -public schools.

В 70-х годах XX века появился новый тип колледжей - так называемые колледжи 6-го класса, представляющие собой самостоятельные учебные заведения, соответствующие двум старшим классам полной средней школы и готовящие к поступлению в вуз.

Как правило, колледжи являются составной частью университетов, которые подразделяются по структуре на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов - Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 33 колледжей.

Колледжи Университета Оксфорд, являющиеся независимыми структурами внутри Университета Оксфорд относятся к наиболее известным мировым учебным центрам.

Колледжи Оксфорда и Кембриджа трудно ранжировать и сравнивать по какому-либо признаку друг с другом или с другими университетами, поскольку каждый из них уникален.

В таблице 1 мы представили типологию колледжей в Великобритании, взяв за основу образовательные программы, уровень квалификации выпускников и сроки обучения.

____________________________________________________Таблица 1. Типология колледжей в Великобритании

Тип колледжа Образовательные программы Уровень квалификации выпускника Сроки обучения

Политехнические колледжи Программа профессиональной подготовки Диплом о сред.проф. образовании 2 года

Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Последипломная программа (магистратура) Степень магистра 5 лет

Академические колледжи в составе университетов Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Последипломная программа (магистратура) Степень магистра 5 лет

Последипломная программа (докторантура) Степень доктора 6-7 лет

Многопрофильные 4-летние колледжи Общеобразовательная программа Сертификат о среднем образовании 2 года

Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Педагогические колледжи общего профиля Углублённая общеобразовательная подготовка Сертификат о среднем образовании 2 года

Программа высшего педагогического образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Последипломная программа (магистратура) Степень магистра 5 лет

Специализированные колледжи: технические, коммерческие, домоводческие, художественные и сельскохозя йственные Программа среднего профессионального образования для специальностей, не требующих полного высшего образования (библиотекарь, медсестра и т.п.) Диплом о среднем проф. образовании 2-3 года

Программа повышенного уровня среднего профессионального образования Национальный диплом, на базе которого можно поступить в политехнические институты 4-5 лет

Колледжи 6-го класса Программа 2-х старших классов полной средней школы Сертификат, дающий право на поступление в вуз 2 года

Колледжи США. По образцу английских в XVII веке появились колледжи в США, являющиеся до настоящего времени наиболее распространённым типом высшего учебного заведения. Одни из них - составная часть университета, другие существуют как самостоятельные и полноправные учебные заведения. В большинстве колледжей срок обучения - 4 года, на базе полной средней школы, с обязательной подготовкой по гуманитарным или естественным наукам (чаще в одном колледже существуют оба учебных направления). Образовательная программа носит академический характер: первые два года студенты проходят курс общего образования, дифференцированный в зависимости от будущей академической специализации, на более высоком, чем в средней школе, уровне, на старших двух курсах - углублённо изучают 1-2 предмета гуманитарного, либо естественно-математического цикла. После 2-го курса можно перейти на один из факультетов какого-либо университета. По окончании студенты получают степень бакалавра гуманитарных или естественно-математических наук. Колледж не даёт специализированной подготовки, поэтому после его окончания можно получить специальное образование в одном из специализированных учебных учреждений или приступить непосредственно к работе. Большинство этих колледжей частные, с высокой платой за обучение.

Колледжи университетского типа - высшие учебные заведения, не имеющие права присуждать степень и выдавать диплом, но прикреплённые к крупному университету. Обычно со временем такие колледжи становятся полноправными университетами.

Колледжи земельного надела в США - высшие учебные заведения, (созданы во 2-й половине XIX века), которые готовят специалистов, главным образом, в области сельского хозяйства и техники. При них имеются опытные станции для проведения исследовательской работы.

В колледжи поступают после окончания средней школы. Для достижения этой цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах.

Послесредние учебные заведения США можно условно разделить на высшие, полувысшие и профессионально-технические. Следует подчеркнуть, что в США средний профессиональный уровень в системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему высшего образования, однако к нему можно отнести сеть 2-годичных колледжей, которая получила значительное развитие еще в 1960-70-х гг. прошлого века. Только за период 1970-87 гг. число средних профессиональных учебных заведений выросло с 892 до 1452, то есть в 1,6 раза, а численность студентов - с 2,2 млн. до 4,8 млн. чел. (в 2,2 раза). Особенностью последних лет является тот факт, что многие учащиеся 2-х-годичных колледжей, не прерывая обучение, зачастую переходят в 4-х-годичные колледжи или университеты, причем это осуществляется без потери темпов обучения.

В США более 1350 местных колледжей, 2000 колледжей и университетов, в том числе частных - 65%.

В США не существует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения», могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом». Исторически колледж представлял собой подразделение университета. Высшее учебное заведение с двухгодичным сроком обучения всегда называется колледжем. Престижность учебного заведения не зависит от того, как оно называется - «колледж» или «университет». Многие американские вузы - колледжи входят в список сильнейших учебных заведений и их дипломы высоко котируются на мировом рынке труда.

Можно представить следующую градацию профессиональных образовательных учреждений США:

Четырехгодичные колледжи и университеты предлагают программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы высшего начального образования, или являться частью университета. В США существует более 2000 традиционных четырехлетних колледжей и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов. К примеру, гуманитарные колледжи делают упор на гуманитарные, социальные науки и языки.

Исторически государственные университеты в США подразделялись на две основные категории: научноисследовательские университеты и университеты типа «ленд-грант» и «си-грант». Научно-исследовательские уни-

верситеты уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, их программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей - с теоретическими. Университеты типа «ленд-грант» и «си-грант», так называемые «земельные» и «морские» (названия буквально отражают их ориентацию) делают особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиностроение («ленд-грант»), и в области морских исследований («си-грант»). Однако сегодня традиционная классификация университетов уже устарела: в условиях довольно жесткой конкуренции (за источники финансирования) американские университеты уделяют более или менее равное внимание и научно-исследовательским и прикладным областям знаний.

Многочисленные фонды и неправительственные организации каждый год готовят своеобразный отчет о «котировке» высших учебных заведений страны (например, «Классификация Карнеги», в которой ранжируются все американские университеты). Традиционно в число лучших входят университеты, входящие в неформальный (изначально футбольный) клуб «Ivy League» — Гарвардский, Пристонский, Йельский, Коламбия, Браун, Дартсмутский, Корнелл и Пенсильвания. Высоко котируются Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Калифорнийский (Беркли), Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-колледж, Амхерстколледж и Уэллсли-колледж (штат Массачусетс), Помона-колледж (штат Калифорния), Суортмор-колледж (штат Пенсильвания), Миддлбери-колледж (штат Вермонт), Боуден-колледж (штат Мэн). Внутри этой группы «супервузов» частных вузов больше, чем государственных.

Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов. Понятия «академическая группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании.

Двухгодичные общинные колледжи, технические колледжи и колледжи начального образования предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете и могут вести к получению степени по результатам четырехгодичного обучения в другом колледже. Двухгодичный колледж принимает выпускников средней школы и проводит обучение на степень ассоциата (Associate's Degree). Выпускники двухлетнего колледжа обычно переводятся на четырехгодичное обучение в другие колледжи или университеты для получения степени бакалавра в течение двух или более лет. К таким колледжам относятся общинные колледжи (Коммьюнити Колледжи). Общинные колледжи обслуживают регион, в котором находятся, обычно это город или округ, поэтому многие студенты живут дома, а не в общежитии. Также студентами подобных колледжей часто являются вечерники, которые работают в течение дня. Очень часто общинные колледжи набирают студентов из других стран. Многие из этих школ предлагают специальные услуги для международных студентов, например бесплатное обучение. Общинные двухгодичные колледжи - это американский феномен, который развивает идею открытого образования, предлагая образовательные услуги людям разных возрастов и специальностей.

Колледжи и университеты могут быть государственными или частными. Главное отличие между ними заключается в источнике финансирования. Частные колледжи или университеты имеют самостоятельное управление, поэтому стоимость обучения обычно выше, а количество студентов меньше, чем в государственным образовательных учреждениях.

Профессиональные школы обучают студентов по следующим специальностям: искусство, музыка, инженерное дело, бизнес и другие профессии. Некоторые из них являются частью университетов. Другие -самостоятельные школы. Некоторые из них выдают дипломы магистра.

Технологические институты - это образовательные учреждения, которые предлагают, по крайней мере, четыре года обучения в области науки и технологии. Некоторые технологические институты имеют программы магистратуры, другие предлагают более короткие курсы обучения.

Технические институты предлагают обучение в области медицинской технологии или промышленного инженерного дела. И хотя курс данного института может подготовить студента для будущей карьеры, диплом института не всегда эквивалентен диплому колледжа или университета. Некоторые колледжи и университеты не признают дипломы технических институтов.

Таблица 2. Типология колледжей в США

Тип колледжа Вид колледжа Образовательная программа колледжа Уровень квалификации выпускника Сроки обучения

Начальное высшее (полувысшее) образование Общинные колледжи Программа профессиональной подготовки специалиста средней квалификации. Программа подготовки к поступлению на 3-ий курс вуза. 1. Сертификат среднего профессионального образования 2. Степень ассоциата. 2 года

Профессиональнотехнические колледжи Профессиональная подготовка специалиста средней квалификации Сертификат среднего профессионального образования 2 года

Полное высшее образование и программы последипломного обра- Академические колледжи (университеты) Общеобразовательная программа Степень ассоциата 2 года

Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Программа последипломного образования (магистратура) Степень магистра 5-6 лет

Программа последипломного образования (докторантура) Степень доктора 7-8 лет

Колледжи свободных искусств Общеобразовательная программа Степень ассоциата 2 года

Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Четырехгодичные колледжи Программа высшего образования (бакалавриат) Степень бакалавра 4 года

Поскольку в США любые учебные заведения, осуществляющие дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения», могут называться колледжами, мы разработали следующую их типологию: 1) колледжи, предлагающие программы полного высшего образования и получение ученых степеней; 2) колледжи, предлагающие программы начального высшего образования.

Колледжи Франции. Первые коллежи (college) во Франции возникли в средние века при университетах и давали среднее образование. В коллежах изучали латынь, теологию, логику. В эпоху Возрождения в учебные планы коллежей были включены греческий язык, риторика, история. В XV веке стали открываться не связанные с университетами коллежи, большинство которых в XVI веке оказалось в руках иезуитов. В период Великой французской революции все коллежи были закрыты. В 1808 году наименование коллежей было присвоено средним школам, находившимся на бюджете местных властей либо принадлежавшим частным лицам (государственные средние школы назывались лицеям). До конца 50-х гг. XX века французский коллеж - это полная средняя школа, аналогичная лицею по срокам обучения, структуре, содержанию образования и социальным функциям. Оканчивающие коллеж держали экзамен на бакалавра. Обучались в основном дети из состоятельных семей.

В 1975 году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий.

Коллеж дает общее среднее образование всем учащимся, окончившим начальную школу. Обучение ведется последовательно в 2 цикла, каждый длительностью в 2 года.

По окончании коллежа учащийся на основании сдачи экзамена получает национальный аттестационный диплом и может поступить либо в общеобразовательный или технологический лицей, либо в профессионально-технический (профессиональный) лицей.

В 1992/93 учебном году в колледже был создан особый 3-й класс «введения в профессию» который заменяет ранее существовавшие классы подготовительного обучения. Классы «введения в профессию» предназначены для тех, кто собирается в дальнейшем поступать в профессионально-технический лицей. Классы имеют тесные связи с предприятиями, где учащиеся проходят длительную - не менее 6 недель -практику, чередующуюся с теоретическими занятиями.

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу, или лицей (lycee). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый, выпускной (terminale). В отличие от начальной и средней школы, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные, центры подготовки подмастерий, общеобразовательные и технологические. Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получения в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи, в свою очередь, подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS). Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику — уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, и ученик может самостоятельно выбирать, в какой степени он хочет овладеть той или иной дисциплиной.

Система среднего профессионального образования Франции включает технические коллежи и школы ремесла. Технические коллежи готовят кадры средней квалификации для промышленности и торговли, дают право поступления в высшие технические учебные заведения. Школы ремесла - это школы тупикового образования, так как учащиеся приобретают узкую специализацию и не получают права продолжать образование в высшей школе.

Проведенный анализ систем образования Великобритании, США и Франции позволил нам разработать сводную таблицу 3 образовательных программ, реализуемых в учебных заведениях со статусом «колледж».

Таблица 3. Сравнительная таблица уровней обучения, реализуемых в образовательных учреждениях __________________________________________со статусом колледж в Великобритании, США и Франции

Образовательные уровни Колледжи Великобритании Колледжи США Коллежи Франции

Постдипломное высшее образование Академические колледжи (университеты); Академические колледжи (университеты);

(магистратура, докторантура) Политехнические колледжи

Полное высшее образование Многопрофильные четырехлетние колледжи Колледжи свободных искусств; Четырехлетние колледжи

Начальное высшее образование Общинные колледжи; Профессиональнотехнические колледжи

Среднее профессиональное образование Специализированные (технические, коммерческие и др.) колледжи Технические коллежи

Общее среднее образование Колледжи 6-го класса Коллежи средней школы

Изучение зарубежных источников, представляющих развитие европейских колледжей как процесс европейской интеграции национальных системы профессионального обучения в странах Европы в связи с подписанием Болонской декларации, позволил определить инновационный правовой и организационнопедагогический контекст образовательной политики развития учреждений (включая колледжи) профессионального образования ЕС.

В настоящее время в связи с подписанием Болонской конвенции наблюдается процесс интеграции систем профессионального образования в странах Европы. Рассматривая процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения, необходимо выделить две ключевые проблемы:

1) гармонизация или слияние систем профессионального обучения;

2) выработка общих принципов, на которых основана структура профессионального обучения в

ЕС.

Однако с появлением Единого европейского экономического и социального пространства, отличия в системах профессионального образования европейских стран начнут уменьшаться, сохраняя при этом специфические особенности и учитывая социально-экономическую обстановку в своей стране. Главной целью европейской политики в области профессионального обучения должно стать содействие в сближении уровня эффективности национальных систем профессионального обучения в решении общих задач. Такой подход позволяет выделить общие принципы структурной организации профессиональных образовательных систем, которые присущи развитым странам:

• ответственность государства за профессиональное обучение и, особенно, за доступ к профессиональному обучению и рынкам труда стран ЕС;

• профессиональная подготовка, сочетающая производственное обучение с занятиями в учебных заведениях;

• разработка национальных стандартов профессионального обучения;

• «взаимопроникновение» профессионального обучения и общего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ показал, что интегративный подход рассматривается европейскими аналитиками профессионального образования как основная концептуальная и программная тенденция гармонизации или слияния национальных систем профессионального образования ЕС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.