Научная статья на тему 'Система высшего образования региона: проблемы финансирования'

Система высшего образования региона: проблемы финансирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Ж. А., Газимагомедов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования региона: проблемы финансирования»

За последние 5 лет, несмотря на усилия государственной политики по поддержанию системы дошкольного воспитания и народного образования, санитарно-гигиенические и эпидемиологические условия в них остаются в целом неудовлетворительными. Доля здоровых детей к концу обучения не превышает 20%, имеют отклонения в здоровье 50% и 30% являются хронически больными.

В целом, на фоне неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки отмечается негативная тенденция в общественном здоровье населения Республики Дагестан. Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия республики напрямую зависят от состояния социально-экономического развития и являются сферой межведомственного регулирования. Для стабилизации и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения республики необходимо законодательно закрепить этапность мероприятий, направленных на решение наиболее актуальных проблем охраны здоровья населения Республики Дагестан.

В условиях нарастающей актуальности сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия в республике поиск путей улучшения санэпидобстановки достаточно сложен, и вместе с тем каждый шаг в нем должен быть верным, направленным на решение приоритетных задач посредством: 1) разработки Концепции национальной политики в области здравоохранения и санэпидблагополучия с учетом региональных особенностей; 2) дальнейшей оптимизации структуры госсанэпидслужбы РД в рамках выполнения комплексной программы «Развитие ГСЭС РД на 1998-2001 гг.» и Концепции развития ГСЭС РД на 1999-2002 гг.»; 3) реализации современной кадровой политики посредством организации обучения специалистов госсанэпидслужбы на циклах специализации и усовершенствования, курсах информации и стажировки; сертификации специалистов органов госсанэпиднадзора; укомплектования центров госсанэпиднадзора специалистами в области права, экономики, инженерного профиля; разработки мероприятий по усилению социальной защищенности работников Госсанэпидслужбы РД; 4) утверждения и финансирования республиканских комплексных программ, критериями эффективности которых должно являться достижение целевых показателей здоровья населения; 5) укрепления правовых основ деятельности посредством реализации Закона РД «О санэпидблагополучии населения»; разработки проекта Закона РД «О безопасной питьевой воде» с целью установления законодательных гарантий безопасности качества питьевой воды; б) развития системы социально-гигиенического мониторинга на основе интегральной оценки модели «окружающая среда - здоровье человека»; 7) реализации Закона РД «О вакцинопрофилактике», целевых программ «Борьба с туберкулезом», «Анти-ВИЧ/СПИД», «О санитарной охране территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, а также токсичных веществ», Концепции укрепления здоровья населения РД методами и средствами гигиенического обучения и воспитания;8) проведения научных исследований по приоритетным направлениям краевой патологии совместно с ДНЦ РАМН, ДГМА, Саратовским, Ставропольским НИПЧИ; 9) реализации мероприятий по созданию единого информационного пространства Госсанэпидслужбы РД; 10) укрепления, развития и координации международных связей посредством заключения двух- и многосторонних соглашений со странами СНГ в области обеспечения санэпидблагополучия; использования международного опыта в развитии и совершенствовании санитарного законодательства.

Ахмедова Ж.А., Газимагомедов А.А.

Система высшего образования региона: проблемы финансирования

Начало реформам в сфере высшего образования было положено в декабре 1989 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования. Именно на нем были определены основные принципы преобразования образовательной системы страны. Главные направления реформы определялись основными принципами, содержание которых составляли: 1) демократизация образования; 2) многовариантность и многоукладность, открытость инновациям; 3) регионализация образовательных систем; 4) учет национальных особенностей в многонациональной стране; 5) гуманизация содержания образования; 6) гуманитаризация образования; 7) обеспечение разнообразия и дифференциации образования; 8) развивающий характер обучения; 9) непрерывность обучения; 10) деятельностный характер образования.

Эти принципы определяли в первую очередь содержательные преобразования в целях, задачах и методах обучения подрастающего поколения, но они практически не касались организационно-экономического механизма функционирования высшей школы. Без адекватного расширения экономических возможностей и хозяйственной самостоятельности вузов реализация этих принципов была невозможна.

Развитие высшего образования происходит в сложнейшей ситуации. Переход к рыночным отношениям выявил целый ряд проблем, к числу главных из которых относятся финансовые. Далее остановимся на более детальном рассмотрении данной группы проблем.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования осуществляется с нарушением федеральных законов. Тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную.

Главной финансовой проблемой для развития системы образования в России до сих пор остается резкое сокращение его бюджетного финансирования, особенно когда речь идет о сфере профессионального образования. Так если расходы государства на сферу образования в целом в 1998 г. по сравнению с 1991 г. сократились в 2 раза, то доля расходов в ВВП на профессиональное образование упало почтив 3 раза. Удельные расходы на 1 студента вуза снизились в среднем на 70 процентов.

Помимо собственно сокращения поступающего в систему высшего образования объема бюджетных ресурсов, представление об ухудшение ситуации во многом связано с ее регулярным недофинансированием, т е. с не полным получением высшими учебными заведениями обещанных средств. Исполнение бюджета, как правило, составляло в рассматриваемый период 75-80% от запланированных объемов финансирования.

Наряду с недофинансированием, с августа 1995 г. в и профессионального образования возникает хроническая задолженность по оплате коммунальных услуг. В том же 1995 г. появляются и долги по заработной плате работникам образования. К концу 1998 г. ситуация с выплатой заработной платы становится причиной резкого роста социальной напряженности в образовательной сфере в силу драматичного нарастания невыплат.

В настоящее время структура финансирования учебного процесса высшего учебного заведения состоит из трех соразмеримых между собой частей: (а) бюджетные поступления, (Ь) внебюджетные средства, отражаемых на балансе, (с) внебюджетные средства, которые на балансе не отражаются. Это отнюдь не означает, что академические свободы вузов надо урезать. Необходимо всеми мерами создавать условия для повышения прозрачности вузовских бюджетов, усиливая, с одной стороны, контроль за расходованием внебюджетных средств со стороны Ученых советов вузов и, с другой, - создавая попечительские советы.

Основными источниками внебюджетных средств в системе профессионального образования являются средства от платного обучения студентов и сдачи в аренду помещений: в 1997 г. они давали, по оценке специалистов ГУ-ВШЭ, более 84% внебюджетных поступлений. На условиях полного возмещения затрат в государственных вузах России в 1998 г. обучалось 287,5 тыс. студентов или около 30% от числа учащихся в них (в 1993 г. - 3,7% от числа всех студентов, 1994 г. - 4,6%, 1995 г. - 8,7%, 1996 г. - 11,6%).

В "тени", прежде всего, находятся доходы от аренды. Для вузов скрытые доходы от аренды составляли в 1997 г. примерно 1,2 млрд. руб. Для всей системы профессионального образования скрытые доходы от аренды в 1997 г. достигли примерно 1,4-1,5 млрд. руб. Одновременно ее долги по оплате коммунальных услуг превысили 2,4 млрд. руб. Таким образом, при "засвечивании" указанных доходов, они были бы немедленно списаны в оплату коммунальных услуг.

В 1997 г. доля внебюджетных средств в общем объеме средств (бюджетных и внебюджетных), полученных системой профессионального образования, составляла 28%. В 1998 г. ожидался ее рост до 30,7%. Однако секвестр бюджетных расходов привел к тому, что эта доля повысилась почти до 37,6%. По оценке, рост в 1998 г. внебюджетных доходов позволял несколько компенсировать резкое сокращение бюджетных ассигнований - в целом расходы на профессиональное образование должны были уменьшиться по сравнению с 1997 г. лишь на 15,4%. Но события 17 августа изменили эту оценку ситуации: подавляющее большинство студентов, обучающихся на коммерческой основе, включая вновь поступивших, оплатили за учебу в рублевом исчислении в 1,6-1,8 раза больше ранее предполагавшихся сумм. Формально это "улучшило" положение с поступлением внебюджетных средств, и "положительно" отразилось на финансовом положении вузов, поскольку заработная плата преподавателей практически не возросла. К сожалению, последствия такого "улучшения" в полной мере проявили себя уже в 1998 г. В настоящее время вузам приходится сокращать плату за обучение коммерческих студентов на 30-40%. Чтобы "не потерять лицо" это сокращение проводится по следующей схеме: сумма оплаты в долларах остается неизменной, но вводится собственный курс условной единицы. Возрос и процент коммерческих студентов, которые перестают платить. В силу этого, чтобы уменьшить потери многие вузы вводят рассрочку по платежам, предупреждая должников, что до погашения задолженности, они не получат диплома.

В этих условиях попытка Минфина передать все внебюджетные счета бюджетных организаций в казначейства только усилит "увод" этих денег в еще большую "тень". Внебюджетные средства, если отвлечься от их зачастую не совсем праведного использования, обеспечивали и продолжают обеспечивать системе образования необходимую гибкость в реакции на изменение внешних условий, в отличие от средств бюджетных, которые расходуются строго по смете, что препятствует любому маневру ресурсами. Во многом фискальные меры Минфина и его несколько примитивная борьба с возможными злоупотреблениями, в крайне нестабильных условиях внешней среды приводит к прямо противоположным результатам.

Очевидно, что в настоящее время бюджетные студенты учатся в значительной степени за счет коммерческих. Вместе с тем за счет бюджетного финансирования государство должно в сфере высшего профессионального образования удерживать ключевые позиции, критические с точки зрения будущего России. Происходящие в 90-е годы из-

менения были связаны с развитием новых видов образовательных учреждений, внедрением и распространением новых инновационных и авторских программ обучения, введением альтернативности и ликвидацией всеобщей унификации обучения при одновременном сохранении всего лучшего из накопленного опыта российской системы образования. Позитивные изменения в содержании высшего образования сопровождались ухудшением материально-технической базы.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.

Количество высших учебных заведений в России увеличилось по сравнению с 1991 г. почти на 11,8% и достигло 580 в 1998 г. Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. населения в 1998 г. достигла 221, что является самым высоким уровнем с 1985 г. По сравнению с провальным 1993 г. она выросла более, чем на 25,5%. Общее число студентов, приходящееся на 10 тыс. населения, сокращалось вплоть до 1994 г. Это сокращение происходило в основном за счет учащихся по заочной и вечерней формам обучения. В последние годы снижается прием на обучение по тем специальностям, масштабы подготовки специалистов по которым были "раздуты" в предшествующие годы в связи с потребностями идеологической сферы и гигантского военно-промышленного комплекса. С 1994 г. тенденция снижения численности студентов изменилась на противоположную.

Однако, вплоть до 1998 г., несмотря на столь бурный рост численности студентов, законодательная норма, согласно которой на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения, не выполнялась. В 1997 году за счет бюджетных средств обучалось лишь 168 студентов в расчете на 10 тыс. населения. Остальное "добиралось" так называемыми коммерческими студентами государственных вузов и студентами негосударственных вузов. Резкий всплеск контингентов вузов наблюдается после 1994 г., когда началась война в Чечне. Можно высказать гипотезу, что в значительной мере это связано с желанием юношей избежать призыва в армию. Ухудшение положения с занятостью, рост безработицы также привели к притоку молодежи в вузы. Эти процессы порождают весьма распространенное представление о буме в высшем образовании. Данное представление, наряду с мотивом об избежании призыва в армию, практически парализуют структурную перестройку системы высшего образования, порождают стремление к увеличению бюджетного набора. Вместе с тем дальнейшее расширение контингентов, обучающихся за бюджетные деньги, ведет к резкому сокращению удельных расходов в расчете на 1 студента. Только за последний год это падение составило в среднем около 30%.

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов сферы образования в последние годы остается негосударственная сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (рис 1).

350 300 250 200 150 100 50 0

Рис. 1. Развитие негосударственных высших образовательных учреждений

334

-78-

193

157

244

302

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Как мы видим из рисунка число негосударственных вузов за 1994-1998 гг. увеличилось более чем в 2 раза, составляя более 57,6 % от числа государственных вузов, однако в них обучается около 7 % студентов страны. При этом более 55% негосударственных учебных заведений сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Негосударственные учебные заведения характеризуются сильными различиями в качестве предоставляемого образования. Главным отличием между государственными и негосударственными учебными заведениями является инновационный подход к содержанию образования, а также различием является степень самостоятельности в осуществлении образовательного процесса.

Сильны различия в качестве профессиональной подготовки, обеспечиваемой негосударственными вузами. Так, по мнению руководства совета Ассоциации негосударственных вузов, все эти учебные заведения делятся на три группы. Первая из них дает образование не хуже ведущих государственных вузов; все такие вузы имеют устойчивую связь с каким-либо традиционно сильным государственным вузом, созданы на его базе и по существу выступают как их филиалы. Число таких негосударственных вузов невелико - это 10-15 московских негосударственных вузов, несколько учебных заведений в Санкт-Петербурге, Новосибирске и некоторых других городах. Вторую группу составляют 30-40 негосударственных вузов, которые не ориентируются однозначно на определенный государственный вуз, однако смогли достаточно сильный преподавательский коллектив и с течением времени вполне способны перейти в первую группу. Третью группу составляют все остальные негосударственные учебные заведения, которые ориентированы не на то, чтобы дать знания, а на то, чтобы делать деньги. Для таких вузов характерна назойливая реклама, безудержная раздача обещаний обучить всех всему и за короткие сроки.

Очевидно, понимание руководством негосударственных вузов первых двух групп их общественной миссии вполне соответствует роли высшего образования в обществе, в то время как вузы третьей группы - обычные коммерческие фирмы, ориентированные лишь на максимизацию прибыли и доходов учредителей.

Таким образом, негосударственный сектор сферы высшего образования отличается значительной неравномерностью своего развития как в региональном разрезе, так и в плане качества предоставляемых образовательных услуг. Вместе с тем, динамика развития данного сектора говорит о том, что, данные сектор отвечает запросам части населения, выполняя тем самым общественно полезную функцию. Другими словами, негосударственный сектор в высшем образовании не стоит рассматривать ни как перспективную модель для всей образовательной сферы, ни как помеху ее развитию.

Решение перечисленных выше проблем видится в структурной перестройке высшего образования направленной на совершенствование его содержания, организационных форм, методов, технологий.

Мурзаев А.А., Рамазанова И.Г.

Развитие дагестанского здравоохранения в условиях перехода к системе обязательного медицинского страхования

Переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) как форма социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям стала основным механизмом реформирования отечественного здравоохранения.

Опыт внедрения системы ОМС в Российской Федерации при нарастающем дефиците финансовых средств, необходимых для выполнения государственной программы гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощи вызвал множество вариантов реформирования, что обусловило мозаичную картину реформы здравоохранения, неравномерность ее хода в различных субъектах Федерации.

Реализуемая сегодня бюджетно-страховая модель медицины может оказаться неспособной решить многие вопросы, связанные с уровнем социально-экономического потенциала регионов. Обеспеченность ресурсами в первую очередь зависит от характера экономической специализации территории. В тех регионах, где наблюдается концентрация высокорентабельных отраслей производства, и особенно финансового капитала, как правило, поступление средств значительно выше, чем в регионах с преобладанием сельскохозяйственного производства, система здравоохранения которых испытывает значительные финансовые трудности.

Ежегодное снижение бюджетных поступлений в субъектах Федерации Северо-Кавказского экономического района не компенсируется средствами ОМС. Более того, складывается тенденция нарастания дефицитности денежных средств самой системы ОМС региона.

Так, в 1997 г. по Северному Кавказу только 36,3 % всех расходов здравоохранения образовались за счет средств ОМС, при этом по Республике Дагестан она была наименьшей - 25,8% при максимальном ее показателе - 64,7% по Ростовской области.

Хотя страховые взносы помогли здравоохранению избежать кризисного обвала, они явно недостаточны для нормального функционирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.