Научная статья на тему 'Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития'

Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Юлия Григорьевна

В статье анализируются условия инновационных процессов в вузе и некоторые аспекты учебного процесса. Работа демонстрирует некоторые возможные последствия изменения модели высшего образования в условиях ускоряющегося инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития»

8. Коронные перемены - дворцовые перевороты. 1725-1762 гг. - М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010. С. 5.

9. См. Неклюдов Е.Г. Уральские заводчики в первой половине Х1Хв.: особенности и итоги владения и управления. // Экономическая история: Ежегодник. 2006. - М.: РОССПЭН, 2006. С. 127-148.

10. Александр I- победитель Наполеона (1801 - 1825 гг.). - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. С. 228.

11. Россия в середине XIX века (1825 - 1855 гг.). - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. С. 49.

12. Таблица составлена автором.

УДК 378

Фролова Ю. Г., асп.

Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития

В статье анализируются условия инновационных процессов в вузе и некоторые аспекты учебного процесса. Работа демонстрирует некоторые возможные последствия изменения модели высшего образования в условиях ускоряющегося инновационного процесса.

Ключевые слова: инновационная деятельность, социальная инновация, инновационная личность, интеллектуальный капитал, структурный капитал.

В современных условиях необходимости социальной инновации система высшего образования играет одну из ведущих ролей. Это обусловлено тем, что высшее образование становится, с одной стороны, необходимым фактором воспроизводства кадров для фундаментальной науки, с другой стороны, основной производительной силой, которая выполняет функцию воспроизводства интеллектуального ресурса общества - профессионалов современного бизнеса.

Само понятие социальной инноватики включает в себя не только управленческие или технические инновации, но и кадры, профессиональных специалистов. Подготовка профессионалов достигается, прежде всего, в процессе пересмотра целей преподавания гуманитарных дисциплин, которые обеспечивают мировоззренческий фундамент будущих профессионалов.

Целью статьи является выяснение того, что представляет собой инновационная личность? Сегодня чаще говорят об инновационном обществе, инновационных предприятиях, инновационных структурах и т.п. Редко звучат вопросы о самой сути инноватики, которая кроется в типе личности, осуществляющую данный процесс. Кто относится к личности инновационного типа? Есть ли среди населения России образцы таких профессионалов? Как готовить такого рода профессионалов и формировать их мышление?

Университет сегодня - это своеобразный центр, обеспечивающий целостность процесса социализации личности, формирования креативной и открытой новому личность.

Подобный образ университета, безусловно, является идеальным типом, Но в ситуации необходимости разработки стратегии инновационного развития общества, университет должен постепенно приближаться к тому идеалу, на который общество предъявляет свой социальный заказ.

И здесь надо точно представлять, что социальный заказ современного общества не выдвигает в качестве самоцели формирование идеального типа университета. В данном случае можно ориентироваться на определение инновации Ильина В.В., считающего, что «инновация - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей» [1].

Исходя из данного, ориентированного на практический результат определения инновации, можно утверждать, что в основе любой университетской программы обучения стоит продукт (результат), а именно - будущий выпускник. Таким образом, в основе любой университетской программы необходимо полагаться на современный, адекватный требованиям инновационных процессов, образ выпускника ВУЗа.

Университет является одним из элементов социальной стратегии инновационного развития современного общества. Несмотря на скептическое отношение к гуманитарному теоретическому знанию (философии, социологии, политологии, и т.п.) на деле оказывается, что именно знание упомянутых дисциплин обеспечивает студентов, будущих специалистов, широтой кругозора, позволяющим развивать креативность, умением успешно выходить из затруднительных и конфликтных ситуаций, формируя, в итоге, образ будущего профессионала. Поэтому можно с уверенностью отстаивать и доказывать необходимость преподавания фундаментальных гуманитарных дисциплин в университете, так как знание, ориентированное исключительно на практику и технологию, не обеспечивает главного - его фундамента.

В данном случае системе высшего образования необходимо четко представлять, какими теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями должен обладать современный выпускник. И в этом поможет установка на то, что выпускник должен владеть навыками практического применения полученных теоретических знаний, умением применять новые знания к возникающим в обществе социально-экономическим запросам, т.е. быть своеобразным катализатором социальноинновационных процессов. В русле разрешенной нами проблемы атрибутивного анализа понятия «социальная инноватика», необходимо показать роль современного университета в ситуации необходимости социальной инноватики.

Понимание указанного нами образа выпускника вуза необходимо и со стороны государства. Власть в данном случае должна четко и точно формулировать перед университетами цели образовательного процесса в вузе, указывать на необходимость ориентации студентов на социальную инноватику. Несомненно, в этом будущем инновационном педагогическом процессе должна помочь государственная программа поддержки инновационных предприятий на базе вузов.

Чтобы состоялся действительный инновационный процесс в вузе, необходимо привлекать студентов к участию во всех этапах инновационной деятельности ВУЗа. К таковым относятся:

1. Участие студентов в исследованиях в русле фундаментальной науки;

2. Непосредственное применение результатов фундаментальных исследований, разработка технологий, одним из ведущих критериев которых должна стать ориентация на рынок;

3. Сопряженность технологической, общегуманитарной, управленческой функций с маркетинговыми исследованиями и продажами готового инновационного продукта на реальном рынке.

При выполнении данных этапов, эффективность инновационной деятельности вуза можно оценивать как количественно, через бухгалтерские (напр. пополнение внебюджетных средств ВУЗа) и экономические показатели, так и качественно - через

242

показатели востребованности выпускников, успешности выпускников на рынке труда, количества выпускников, работающих по своей специализации. При этом, надо иметь ввиду, что именно качественная составляющая деятельности ВУЗа сказывается на будущей инновационной деятельности общества в целом.

Причем, аналитику необходимо признать как свершившийся факт переориентацию творческого процесса с внутреннего на внешний, рыночный ориентир. Инновационное мышление в отличие от творческого процесса, связано с логикой обогащения. Оно формирует иной тип ментальности, формирует нового человека, который ставит в положение зависимости свое благополучие от использования своих интеллектуальных ресурсов [2,104].

Современная система образования не является ахиллесовой пятой современного инновационного процесса. Несмотря на требования, предъявляемые к системе высшего образования, ВУЗ не будет обеспечивать страну профессиональными кадрами, до тех пор, пока накопление интеллектуального капитала страны не придет в соответствие с ее структурным капиталом, в котором будет происходить реализация интеллектуального ресурса. Опасность резкого различия между интеллектуальными и структурными капиталами заключается в возможном и закономерном оттоке интеллектуального капитала в зоны его успешной реализации.

Этот закономерный социально-экономический процесс объясняется, во-первых, открытостью границ, во-вторых, всё тем же увеличивающимся индивидуализмом, переходящим в своеобразный профессиональный космополитизм. Отличие между интеллектуальным и структурными капиталами может устраняться за счет не только инновативной (понимаемой как управленческой и технологической сторонами процесса модернизации общества), но и за счет оптимизации бизнес-процессов в обществе, улучшения правовой базы, создания привлекательных условий для реализации инновационных проектов. Подобная экономическая политика имеет долгосрочные цели, а, следовательно, целиком должна базироваться на государственном управленческом решении, поскольку ресурсом реализации долгосрочных социально значимых проектов обладает исключительно государство.

Ещё одним фактором инновационной деятельности ВУЗов является необходимость повышения способности ускорения реакции на социально-экономические изменения. Это связано с социально-экономическим эффектом постоянно ускоряющейся убывающей эффективностью инноваций. Именно поэтому студенты ВУЗов должны быть вовлечены в непосредственные реальные экономические отношения, в которых можно было бы реализовывать свои бизнес проекты, нарабатывать подчас уникальные знания и навыки управления бизнесом.

Стратегия развития инновационной деятельности определены «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», где четко обозначены два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области: формирование национальной инновационной системы, а также сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны. Конечной же целью научной и образовательной деятельности обозначено «кадровое обеспечение национальной инновационной системы России и экономики страны в целом» [3,119].

Если формирование национальной инновационной системы означает на деле формирование структурного капитала, то за развитие интеллектуального капитала отвечает инновационная педагогическая деятельность ВУЗа. Поэтому можно с уверенность утверждать ведущую роль ВУЗа в инновационных процессах страны. По-

243

скольку в данной точке рассуждения мы затрагиваем экономические аспекты развития инноваций, т.е. по сути «экономику знания», необходимо уточнить этот термин.

Зачастую само понятие «экономика знаний» используют в качестве синонима инновационной экономики. Но, по сути, экономика знаний в глобальном масштабе ещё остается лишь на проекте, так как нельзя признать действительной, в гегелевском понимании этого понятия, тот социальный феномен, который зачастую оказывается положительным лишь для какой-то конкретной социальной группы или страны. Экономика знаний в том примитивном понимании, в каком ее сегодня пытаются представить, лишена главного - гуманистической составляющей.

Кроме собственного субстрата экономики знаний - инновационной технологической и управленческой экономики, необходимо ещё гармоничное встраивание в этот гносеологический комплекс знаний об этике, экологии, понимании психологического влияния экономики на самого актора экономики - человека. В целом, экономика знаний и инновационная экономика, как пик развития данной экономики является своеобразным идеальным образом (в математическом смысле) концепции ноосферы, разработкой которой уже занимался в начале XX века отечественный ученый В.И.Вернадский [4].

Таким образом, осознание влияние человеческого разума на социум и общество в отечественной науке было задолго до появления теории человеческого капитала, до появления самого термина «инновационные процессы» или «инновационная экономика».

Ключевым противоречием в процессе формирования современной инновационной личности является парадокс, который можно было бы назвать «ноосферным парадоксом». Он заключается в следующем: инновационная личность - это личность, обладающая одновременно и интеллектуальным капиталом, и возрастающими потребностями. Совмещение развитого интеллекта и неограниченных потребностей в одном индивиде при возрастающей атомизации общества приводит зачастую к разрушительным для личности экзистенциальным последствиям и деструктивным социальным процессам для общества в целом. С точки зрения здравого смысла, невозможно одновременное понимание разрушительных последствий экономики возрастающих потребностей и экономики знания, не ориентированных на сдерживающие принципы концепции ноосферы.

Решается ли подобный парадокс с помощью традиционной этики, или возникает необходимость трансформации самой этики? Этот вопрос на практике разрешается в педагогической деятельности ВУЗов. В частности, современная экологическая ситуация заставляет пересмотреть понятия субъекта этики и современный человек начинает мыслить с позиции силы о своем этическом отношении к природе. Перенос правил социальных взаимоотношений на отношения с природой в основе своей родственен мифологическим отношениям, синкретичности социальных и физических законов бытия. Можно утверждать, что инновации завершают виток цивилизационной спирали, которая своим истоком имела древнее сакральное чувство единства природы, общества и человека.

С точки зрения инновационных процессов, ноосферный парадокс, с одной стороны, нагружает экономику ещё одной статьей расхода - необходимостью повышения расходов на возмещения урона, нанесенного природе, с другой стороны, формирование инновационной личности требует с ее стороны сворачивания потребностей. Таким образом, инновационная экономика парадоксально оказывается в ситуации самоограничения. Она должна, так или иначе, сдерживать свой рост, поскольку в экономику постепенно приходит понимание невозможности постоянного роста по-

244

требностей. Но противоречие состоит в том, что именно искусственное формирование потребностей и является основным условием роста современной экономики.

Противоречие разрешается через формирование человека нового типа, основной потребностью которого должно стать приобретение знаний, осмысления собственного и социального бытия. Это своеобразный человек будущего, который вынужден быть таковым не по причине внутреннего влечения к знаниям, а по объективной причине невозможности быть иным. И в данном пункте наших рассуждений мы снова сталкиваемся с ведущей ролью ВУЗа в процессе формирования инновационной личности.

Поэтому необходимо разработать на основе всего сказанного принципы развития системы высшего образования в условиях необходимости разработки стратегии инновационного развития:

1. Необходимо осуществлять подготовку специалиста в тесной связи между теорией и практикой.

2. Понятие практики должно вмещать в себя не только применение профессиональных знаний, но и учитывать этическое и экологическое отношение студента к мышлению, человеку и природе.

3. Необходимо повышать эффективность и заинтересованность студентов в сохранении связей с университетом на протяжении всей профессиональной деятельности;

4. Развитие интеллекта, практических навыков должно сопровождаться высокими требованиями по отношению к духовной жизни общества и участию в неё каждого отдельного студента.

Основной же проблемой, как мы выяснили из нашего дискурса, является поиск оптимального соотношения между содержанием учебной деятельности, инновационными требованиями, предъявляемые со макроэкономикой к национальной экономике, формированием человеческого и структурного капитала и этичного отношения профессионала к природе. Это сложная задача со множеством переменных, которую в России пока ещё не вполне осознали. Но сама постановка задачи выводит исследователя на новый уровень: сама постановка задачи в её практическом прочтении может стать её же решением. Частичное решение состоит в сохранении национальных традиций обучения, от которых нельзя отказываться под предлогом тормозящего воздействия традиций на инновационные процессы. Сам отказ от традиции приводит к девальвации истории, уменьшения ценности национального самосознания и снижения авторитета образования.

Необходимость особого внимания к системе высшего образования в России обусловлена тем, что качество и механизм его получения может служить и индикатором будущего российского общества. Механизм и практическое осуществление социальной инноватики будет зависеть от образа современной молодежи. Поэтому необходимо со стороны государства обратить особое внимание на получение высшего образования наиболее талантливыми выпускниками школ. Университетское образование должно учитывать динамику знаний, поскольку современное знание характеризуется ускоренной девальвацией. Поэтому необходимо в рамках высшей школы не терять связей с выпускниками, а организовывать с помощью различных программ отдельные профессиональные тренинги по гуманитарным наукам и курсы повышения квалификации по естественным наукам.

Таким образом, основной задачей современной высшей школы является подготовка не профессионалов в традиционном понимании этого слова, а креативного

социального класса, ориентированного на практическое применение полученных в вузе теоретических знаний.

Креативность является синтетической характеристикой личности. Она основывается как на высоком уровне профессионализма, так и на высоком уровне гуманитарной подготовки. В частности, требования инновационной экономики сочетаются сегодня с необходимость улучшенной философской и культурологической подготовки специалистов. Без подобной философской подготовки креативность, как характеристика личности в принципе невозможна, поскольку фундаментальное гуманитарное знание дает саму мировоззренческую основу, помогающую профессионалам охватить всю сложную взаимосвязь явлений в мышлении, обществе и природе, переоценить необходимость и цели инновационных процессов, и попытаться предложить свое решение.

Литература

1. Ильин В.В. Основы инновационной деятельности в вузе // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» Электронный ресурс -http://joumal.sakhgu.ru/work.php?id=6. 12.09.2006

2. См.: Карпова Ю. А. Введение в социальную инноватику. СПб., 2004.

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года // Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. -М.:Айрис-пресс, 2004.-576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.