/Ь ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 378.017.7 ББК 87.77+74.200.51
ПОСВЯЩАЕТСЯ 40-ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
*
А.Б. Кру тик
Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина 196605, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д.10
Новый, ХХІ, век начался в эпоху глубочайших революций: молекулярной биологии, квантовой физике и в области средств коммуникаций. В результате изменились и расширились представления о мироустройстве, материи, энергии, информации и, в конечном результате, -человеке.
С другой стороны, новые знания позволили также обнаружить рост невежества и бездуховности, а также несоответствие качества образования требованиям нового времени: увеличение смертности, снижение
рождаемости, выражающиеся в демографическом кризисе и грядущем потенциальном вырождении нации.
*Крутик Александр Борисович, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Выпускник Университета сервиса и экономики 1974 года.
Тел.: 8 921 093 66 76; e-mail: [email protected]
Выход из сложившейся ситуации видится, прежде всего, в изменении системы образования, поскольку именно знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, становится основным источником стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально меняет место образования в структуре общественной жизни, соотношение сферы образования и экономики. Однако становление информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, поскольку информация, знания оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.
Сегодня прогрессивное человечество понимает, что образование является интегральным фактором национальной безопасности. Если эта интеграция базируется на воспитании духовности, навыков здоровой организации жизнедеятельности, то такое образование дает современные прогрессивные знания, развивает творческое мышление, которое основано на современном мировоззрении, формирует духовную и моральную культуру гармонично развитой личности. И в этом свое слово должны сказать не только педагоги, но и специалисты по общественной этике, морали, правоведы, представители государственной власти. Насколько сегодня руководители средств массовой информации, которые несут обществу деморализацию и национализацию, думают о своей роли в воспитании морали, этики, духовности, культуры здоровья, любви к национальному языку и национальной культуре у подрастающего поколения?
Существующая система государственного образования в России не способствует и решению задач сохранения и развития интеллектуального потенциала страны. Главными факторами здесь являются [1: 51]:
■ ориентированность государственной системы образования прежде всего на задачи, связанные с социальной адаптацией учащихся, подготовкой будущих граждан и законопослушных налогоплательщиков, а не углубление знания;
■ присущий этой системе консерватизм, необходимый в силу ее массовости, но приводящий к все возрастающему разрыву между потребностями жизни, такими, например, как личная активность, ответственность, и индивидуальным интеллектуальным ресурсом будущих специалистов, ученых, предпринимателей, политиков, появление и главенство междисциплинарных областей деятельности, объединяющих науку, производство, бизнес, менеджмент, активное владение навыками межкультурного и международного общения;
■ продолжающаяся идейная «растерянность» государственной школы, многие годы выполнявшей идеологический заказ правящей партии и теперь оказавшейся не подготовленной к самостоятельности и плюрализму;
■ как и в ряде других сфер жизни российского общества и государства, в государственном образовании до сих пор не прозвучали воля и национальные приоритеты, связанные с российской спецификой развития культуры и цивилизации.
В целом следует говорить о необходимости пересмотра направления развития образования в России с акцентом на усиление духовно-морального воспитания детей и молодежи. Это вопрос не только качества жизни населения, его здоровья и дальнейшего существования, это первоочередной вопрос национальной безопасности: новому времени необходимо новое мировоззрение.
Прежняя педагогическая парадигма привела к механистическому пониманию связи природы, человека, государства и общества. В результате современный человек стал главной причиной нарушения мирового баланса. Это привело к серьезным проблемам в функционировании всего живого на Земле. Технократическое направление в развитии деятельности человека вызвало нарушение законов развития Вселенной и угрожающее ухудшение здоровья самого человека.
По мнению авторитетных специалистов в различных областях науки, человечество стоит на пороге глобальной революции, которая должна вывести его на новую стадию развития, и это возможно только в случае изменения парадигмы образования, которая будет базироваться на новых научных основах понимания мира и человека, включающих современные представления о голографическом механизме функционирования сознания; о дуальности материи, ее волновых и корпускулярных свойствах; об эйнштейновском законе взаимодействия энергии и массы вещества; о новых формах взаимодействия веществ; о закономерности развития материи в пространстве и времени; о механизмах и особенностях развития материи в зависимости от гармоничности работы ее систем (уровня развития макро- и микромиров); наконец, о здоровом человеке как о целостной гармоничной структуре, поддерживающей свое существование благодаря информационному, энергетическому и вещественному обменам.
Новые познания о человеке позволили сформировать и новое представление о здоровье человека как показателе выбора им пути своего развития. Уже на современном уровне подтверждается существующая с древности закономерность взаимодействия физической, психической и духовной составляющих здоровья человека: познание человека
осуществляется в направлении от физического к духовному, а управление здоровьем человека осуществляется в соответствии с иерархическим законом: от духовного через психику к физическому телу.
В основе образования должны лежать представления о новой парадигме устройства мира и соответствующей ей структурной организации человека. Сформированная в результате такого подхода мировоззренческая концепция обеспечит целостный - холистический - подход к здоровью человека и обеспечит его дальнейшее гармоничное развитие. Данный подход к человеку как биоэнергоинформационной системе является основой разработки качественно новых и усовершенствование, исправление недостатков существующих методологий, методов и средств обучения, воспитания, развития.
Профессиональное образование характеризуется объективностью, общезначимостью и научностью. В то же время наука не содержит внутри себя этики, исчезло единство ценностей и норм культуры. Современному образованию не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, культуры.
Основываясь на глубинных познаниях природы человека, его организации, функционирования, взаимосвязи с окружающим миром, данная цивилизация должна стать действительно гуманистической. В этом отношении она более всего соответствует концепции ноосферной цивилизации, предложенной В.И. Вернадским [2]. В поисках пути выхода из технократического тупика большая надежда возлагалась им на превращение цивилизованного человечества в новую геологическую силу, способную перевести развитие человечества на качественно новый уровень, определяемый гуманистическими целями развития самого человека. Такой подход совпадает с общей тенденцией интенсификации гуманистической компоненты образования во всем мире.
Образовательный процесс должен быть систематизированным, гармонизированным и иерархичным. Сейчас же скорее наблюдается хаотичное внедрение разнонаправленных образовательных инновационных технологий, за которыми нередко исчезает главная идея образования.
Образование должно давать целостное представление о мире и человеке, а не обломки и кусочки мозаики, которые становится невозможным самостоятельно соединить воедино не только на стадии обучения, но и гораздо позже, во «взрослой» жизни.
Исходя из этого, в чем автор согласен с М. Гончаренко [3], принципы целостного гуманистического интегрального образования должны отражать проявление всеобщих законов развития жизни, а именно:
■ закона единства и борьбы противоположностей;
■ закона преемственности и подобия;
■ закона ответственности;
■ закона ритма;
■ закона свободы выбора.
Из закона единства и борьбы противоположностей вытекают следующие принципы:
■ принцип осознания иерархического управления;
■ принцип сотрудничества, который является проявлением
вертикального взаимодействия сознания личности, коллектива,
человеческого сообщества;
■ принцип группового согласия, когда в коллективе через резонанс сознаний достигаются общие цели;
■ принцип группового взаимодействия творчества, проявляющийся через горизонтальное синергетическое взаимодействие.
Отражением закона преемственности и подобия являются:
■ принцип преемственности образования и аккумуляции знаний;
■ принцип фрактальности образования, предусматривающий, что структура каждого этапа познания подобна структуре любого другого этапа;
■ принцип нравственности и культуры образования;
■ принцип ментального различения; критерием, определяющим инволюционную и эволюционную направленность творчества, является качество достигнутого результата, определяемого уровнем сознания и способностью применения всеобщего закона развития;
■ принцип перехода от разделения, анализа к объединению, синтезу.
Отражением закона ответственности являются:
■ принцип справедливости;
■ принцип осознанности;
■ принцип обязательного применения полученных знаний.
Полученные знания должны передаваться дальше для развития
творчества людей в окружающем мире. Применение знаний формирует расширенное сознание с его позитивными и негативными проявлениями, позволяющими корректировать программы развития.
Отражением закона ритма следует считать:
■ принцип цикличности развития, накопленного опыта; завершение каждого семилетнего цикла характеризуется повышенной стрессовостью и наличием кризисных ситуаций в жизни человека, что формирует программу дальнейшего развития;
■ принцип ступенчатости образования.
■ принцип системности и последовательности.
Системность в образовательном процессе - это умение обобщать, осознавать внутреннюю связь между предметами, явлениями, способность формировать в сознании человека целостную картину окружающего мира.
Отражением закона свободы выбора являются:
■ принцип устремленности: через осознание необходимости,
целесообразности формирование устойчивого интереса к познавательной и преобразовательной деятельности.
Искажение или отсутствие этих убеждений приводит к потере смысла жизни, к болезням, порокам. Отсюда нарастание проявлений суицида, алкоголизма, наркомании как ухода от ответственности в реализации себя как личности. Задача образовательного процесса - через применение знаний развивать нравственное отношение к жизни.
Процесс реформирования образования в России следует осуществлять на основе инноватики*, ведь в конечном счете одной из целей инновационной деятельности является повышение уровня жизни и благосостояния как личности, так и общества в целом.
Для появления нового знания необходимы:
■ знание и умение пользоваться всем предшествующим опытом;
■ понимание недостаточности этого опыта;
■ умение формулировать цели и способы их достижения;
■ озарение;
■ способность к объективным оценкам;
■ умение воплотить новое знание в предметный носитель, образ, алгоритм действий.
Если разработку стратегии реформирования образования осуществлять на основе аксиом общей теории инновационных технологий [4], то это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить время, с другой стороны - высветит ясность в понимании сути и неизбежности инноваций в образовательной сфере.
Аксиома 1: без инноваций нет прогресса. Прогресс представляет собой развитие с улучшением показателей, используемых для его оценки. Возможно, например, экстенсивное развитие, когда в использование вовлекаются все новые массы ресурсов, но не происходит каких-либо качественных изменений. Для того чтобы они наступали, необходимы новая техника, новая технология, схемы организации труда, производства и управления. Все названное возникает на базе инновационного поиска и невозможно вне его. Это утверждение не зависит от субъекта, страны, времени.
* Инноватика представляет собой систему знаний по поводу новых решений в области предметов труда, энергетики, техники и технологий, способов управления и организации, производственных отношений, включая мотивационные механизмы. Инноватика проявляется во всех сферах жизнедеятельности - от создания до переработки ее результатов, имеет место в образовании, педагогике, искусстве, во всех структурах производственной сферы, в спорте и т.д.
Аксиома 2: без инновационного проектирования нет инноваций. По определению, инновация - результат инновационного поиска, который, в свою очередь, является элементом инновационного проектирования, а точнее, его начальным элементом. Спор возможен вокруг случаев открытий, изобретений, рационализаторских предложений, инноваций. Здесь очень сильна позиция неизбежности инновации «по наитию», предначертанности. Однако углубленный анализ показывает, что в данном случае инновация -это выход из «черного ящика», содержащего алгоритмы указанного проектирования. На входе его будут психологические обстоятельства, неудовлетворенность. Они могут носить индивидуальный характер, который преодолевается в инновационном проектировании как бы неявного вида.
Аксиома 3: несистемная инновация - нонсенс. В жизни и деятельности все процессы взаимосвязаны, и это проявляется в информационном, ресурсном, временном и прочих отношениях. В силу этого эффект инновации реализуется только в том случае, если в сопряженных областях деятельности есть резервы «пропускной способности», другими словами, резервы должны быть комплектными по отношению к эффекту инновации. Если такой комплектности нет, то эффект инновации может быть реализован в лучшем случае лишь частично. Учет данной аксиомы означает необходимость в ходе инновационного проектирования отразить все сопряженные с инновацией затраты и результаты по всей цепочке указанных взаимосвязей.
Аксиома 4: инновационное пространство многомерно, непрерывно и бесконечно. Многообразность инновационного пространства связана с предметным многообразием и разнообразием способов инновирования (обновления и совершенствования). Сам феномен многомерности можно констатировать, но вряд ли он может иметь точную количественную характеристику. Возражений против указанных факторов многомерности инновационного пространства в хозяйственной практике и исследованиях не зафиксировано. Это служит основанием к признанию указанного феномена объективным. Непрерывность инновационного пространства может быть подвергнута сомнению лишь в одном случае, когда наступает непреодолимая невозможность усовершенствования традиционных техники и технологий. Но по этой же причине происходит переход к иному способу удовлетворения соответствующей потребности, который, в свою очередь, обладает собственным потенциалом инновационного поиска. Подобный переход служит одновременно доказательством непрерывности инновационного пространства.
Бесконечность указанного пространства возникает в силу его многомерности и непрерывности. Она проявляется и во времени, и в
пространстве. Все рассмотренные признаки существуют объективно, вне персональных мнений.
Аксиома 5: инновации всегда сопряжены со снижением удельных затрат. Первое отношение к такой трактовке может быть отрицательным - а как быть с инновациями социального характера? Ответ на этот вопрос будет связан с методикой определения удельных затрат и сопоставимостью сравниваемых случаев. Если они обоснованы и соблюдаются, то оснований для несогласия с содержанием данной аксиомы нет.
Аксиома 6: инновации генерируют моральный износ техники и технологии. Это значит, что инновации обладают двойным эффектом - прямым и сопряженным, к которому относится ущерб от морального износа. Подобное утверждение не требует доказательства по определению понятия «инновация». Вместе с тем его учет способствует более объективной оценке эффективности инвестиций в инновационные проекты.
Аксиома 7: без мотивации нет инноваций. Инновации не могут возникать, если отсутствуют стимулы. Характер стимулов может быть различным, как и их число. Эффективность стимулирования зависит от превышения «порога чувствительности» к нему, которым обладает новатор -будь то физическое или юридическое лицо. Здесь мы сталкиваемся также с психологией новатора. Мнение об отсутствии стимулов может быть только внешним, поверхностным, что доказывается более обстоятельным и всесторонним анализом подобных случаев.
Мотивации к инновированию многообразны: здесь и стремление к
экономической выгоде, к росту благосостояния, лидерские амбиции, требования безопасности и т. д. Их отсутствие означает застой, потерю позиций в конкурентной борьбе. Использование 7-ой аксиомы дает возможность на основе практического анализа по фактам инноваций выйти на оценку связей между инновациями и причинами, их обусловившими, с тем чтобы в последующем через мотивационные механизмы регулировать направления и масштабы инновационной деятельности.
Аксиома 8: основой инновации является информация. Информация позволяет исключить поиск средств совершенствования техники и технологий в случае, если уже существует решение той или иной задачи. Она также расширяет спектр способов такого совершенствования. 8-я аксиома получила отражение даже в народной мудрости, а именно в поговорке об «изобретении велосипеда» в современных условиях. Источником информации служат знания, жизненный опыт, специализированные банки данных. Учет данной аксиомы позволяет вводить в инновационное проектирование раздел или этап инновационного поиска. Формально
возможны инновации, возникшие на основе догадки. Однако анализ таких случаев выявляет наличие информации в неявной форме. Инновации могут быть также следствием глобализационной информации.
Выбор государственной инновационной стратегии развития образования должен определяться с учетом того, что развитие инновационной среды в образовательном секторе касается не только разработки и внедрения нового содержания, новых педагогических технологий. Это прежде всего процесс реформирования системы качественных изменений в деятельности педагогов, стиля их профессиональной жизни, мировоззрения и мышления.
Становление инновационной среды следует рассматривать как процесс появления новых признаков, форм, свойств, что приводит к переходу от одного качественного состояния образования к другому, более высокому.
Направленность изменений в рамках структуры инновационной среды выражается в следующем:
■ стратегическая направленность инновационной среды;
■ тактика инновационной среды;
■ содержание инновационной среды;
■ организация инновационной среды.
Уровнями развития инновационной среды являются:
■ адаптивный;
■ профессионально-репродуктивный, творческий и стратегически-целевой.
В настоящее время выделяется девять критериев инновационной среды, а именно:
■ стратегическая направленность,
■ широта распространенности,
■ интенсивность,
■ формализованность,
■ упорядоченность,
■ когерентность,
■ информационность,
■ профессиональность,
■ социально-культурная активность.
Однако речь об инновациях не идет в случае, когда все еще продолжающаяся либеральная стратегия реформ именно вследствие своих ложных установок, нарушения законов социально-экономического развития России как самоидентичной цивилизации, отказа от плановых начал в развитии экономики - продолжает содействовать процессу разрушения всех основ бытия страны, включая системы безопасности и жизнеобеспечения населения, в том числе системы образования и науки.
Еще в 1991 г. А.И. Субетто была выдвинута концепция гуманизации российского общества, каждое положение которой является обоснованным и заслуживающим внимания. В данной концепции отмечалось, что гуманизация российского общества - это основа сохранения страны, поскольку «антиинтеллектуальные» тенденции в российском обществе, падение престижа образования, рост некомпетентности в органах государственной власти не ведут к «высокому соприкосновению нравственности и интеллекта, усугубляют духовно-нравственный кризис российского общества и затягивают его» [5: 35].
В концепции Субетто было обосновано, что ее реализация, как и в целом вся стратегия реформ во всех сферах бытия России, включая экономические и образовательные реформы, должна исходить из действия закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе. При этом в концепции подчеркнуто, что «происходит трансформация эпохи политической экономии в эпоху социальной экономии, в которой на передний план выдвигается экономика человека, экономика образования и культуры, экономика науки, экономика восходящего воспроизводства интеллектуальных ресурсов общества».
К сожалению, отечественные реформаторы гуманистические цели перед собой не поставили, хотя современный глобальный контекст стратегии развития России имеет принципиальное значение не только для нее самой, но и для мира в целом. Россия была и остается в самом центре мирового средоточия геополитических и геоэкономических интересов, ее будущее затрагивает всю систему мировых балансов сил и интересов. В этой связи существует несколько вариантов отношения к России и ее будущему и, соответственно, столько же путей глобализации человечества.
Первый - вариант геополитического противостояния и давления -основан на идеях З. Бжезинского, которые сводятся к необходимости окончательно редуцировать Россию до уровня второстепенной страны, придатка США и Запада, навсегда ликвидировать ее как самостоятельный геополитический субъект и равноценного игрока глобальной политики. Более глубокий пласт проблемы - унификация образа жизни и национальных культур государств мира на основе единого образца культуры и экономического поведения, за основу которого принимается американская культура и экономическое поведение человека, ориентированное на максимизацию получения собственной прибыли.
Второй - вариант изоляции России - связан с концепцией дистанцирования от России как пространства многочисленных конфликтов, потенциальных и реальных угроз стабильности и безопасности в мире и сопряженных регионах.
Третий - вариант нового партнерства в условиях общемирового процесса трансформации и глобализации, на основе балансов сил и интересов - основан на рационализме и здравомыслии, стремлении
выстраивать мир партнерства, кооперации, координации взаимных интересов, выдвижении во главу угла переговорных и договорных начал при урегулировании любых конфликтов. Такая глобализация исходит из закона восходящего разнообразия как важнейшего закона любой прогрессивной эволюции, в том числе и прогрессивной эволюции человечества. По отношению к эволюции человечества «закон разнообразия» требует сохранения и развития разнообразия этносов, культур, образовательных систем, национальных государственных устройств, локальных цивилизаций как важнейшего условия глобального здоровья человечества и его прогрессивного развития. Данный тип глобализации опирается на учение Вернадского о ноосфере, в соответствии с которым развитие культурноцивилизационного разнообразия, опережающее развитие образования и общественного интеллекта становятся условиями становления управляемой глобальной социоприродной гармонии на основе общественного интеллекта и образовательного общества [6].
Очевидно, что приверженность различным сценариям обуславливает различный подход и разную степень заинтересованности ведущих субъектов мировой политики в благоприятном решении проблем российской модернизации.
Сегодня лицо современного мира определяют две центральные мировые тенденции: глобализация и неомодернизация, под последней понимается глобальная трансформация. Весь набор базисных глобальных вызовов лежит в плоскости этих двух тенденций развития. Судьба российской стратегии трансформации образования напрямую зависит от характера исторического выбора, который сделает страна, т.е. от определенности ответов на глобальные вызовы.
Внешние, насильственные, чуждые подавляющему большинству общества формы исторических преобразований являются и являлись угрозами уничтожения цивилизационно-культурной идентичности России, национального унижения, социальных и демографических катастроф. Именно в силу этого имело место их отторжение страной. Отсюда -конвульсивность российских трансформаций, их глубоко конфликтный характер. Даже тогда, когда в их проведении ценой огромных усилий и издержек достигался успех, они оставались внешними, оторванными от соответствующей экономической и социальной культуры, не имели в себе потенциала саморазвития, воспроизводства.
Для современной российской реформы образования принципиально важно то, чтобы условиями и конечными целями ее осуществления были сохранение и упрочение цивилизационно-культурной идентичности; недопустимость пренебрежения социально-экономическим положением людей, социальных групп, целых социальных классов.
Надо отдавать себе отчет в том, что сегодня глобализация идет в русле либеральной парадигмы. Отражая интересы ведущих западных держав и транснациональных капиталов, эта моноцентричная глобализация стремится удалить национальные и даже региональные (геополитические) границы. Но в интересах государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард», -добиться реализации полицентричной модели, которая в большей степени соответствует объективным реалиям мировой экономики. Поэтому для России сейчас очень важно самоопределиться: выработает ли она
собственное видение своего места в происходящей глобализации и выстроит ли она соответствующие геостратегические концепции глобализации или же будет планомерно двигаться к периферии современного мирового экономического порядка.
Вопрос о собственной концепции реформы образования актуален еще и потому, что в России уже пытались реализовать типовой либеральный проект преобразований (Е.Т. Гайдара), не учитывающий специфики реформируемого объекта, отчего его единственным достоинством оказалась сопоставимость с западными экономическими субъектами и системами. Проект Гайдара не мог быть успешным, поскольку изначально строился как периферийный, использующий подходы и методы, от которых сами США и Европа отказались. Он мог бы быть успешным в стране, не претендующей на ту роль и ту размерность, которой обладает Россия просто в силу условий своего существования.
Следует помнить, что Россия является самостоятельной уникальной цивилизацией, с преобладанием общинности, коллективизма, с самой большой территорией своего «местоположения» в мире. Россия является уникальной цивилизацией, в которой духовное всегда было выше материального и которая имеет свои социально-экономические законы развития. Именно их нарушение в стратегии реформ 90-х гг. привело к растущему системному кризису, в том числе к экономическому и духовному кризису, к разочарованию молодежи, к демографической катастрофе.
За время перехода России к рыночным отношениям произошли серьезные изменения в системе высшего образования, которые повлекли за собой пересмотр ряда сложившихся в прошлом тенденций. Понятно, что без инновационного развития экономики, насыщения отечественного рынка труда квалифицированными специалистами, сочетающими в себе знания и умение ими пользоваться, задачи, которые стоят перед страной, не решить.
Усиление конкурентной борьбы на глобальном рынке образовательных услуг поставило сложные задачи перед национальными системами образования, основные направления модернизации которых определены в Национальной доктрине развития образования до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Изучение теоретических основ современной экономики, базирующейся на знаниях, знакомстве с практикой функционирования вузов зарубежных
стран на внешних и внутренних рынках образовательных услуг, исследовании противоречий и проблем развития образования за рубежом в условиях экономики знаний, позволяет предупредить возможное негативное развитие событий в российском образовании, разработать конструктивные меры по повышению его конкурентоспособности.
Следует отметить, что высшие учебные заведения расположены по территории Российской Федерации крайне неравномерно. Наибольшее число государственных вузов Российской Федерации сосредоточено в Центральном и Приволжском округах - 30% и 18% соответственно. Вместе с тем только в Москве и Санкт-Петербурге находится 22,5% государственных вузов Российской Федерации, в них обучается 19,4% от общей численности студентов государственных высших учебных заведений страны. Число государственных и негосударственных вузов в Москве составляет соответственно 101 и 104, и в Санкт-Петербурге - 47 и 45. Эта статистика позволяет прежде всего сделать вывод о возможной тенденции односторонней миграции, т.е. академической мобильности как преподавателей, так и обучающихся. Этот процесс, к сожалению, нельзя признать положительным аспектом реформирования высшего образования, поскольку он несет в себе отпечаток отраслевого построения экономики и характеризуется неравномерным распределением вузов по территории России, что в свою очередь порождает противоречия между вузами и регионами.
В то же время высокие конкурсы и постоянно растущие затраты, необходимые для поступления на престижные специальности, подтверждают наметившуюся тенденцию к формированию системы элитного высшего образования, которая обеспечивает соответственно престижные каналы социализации и служит воспроизводству элитных социальных групп. Растущий уровень самоуправления образовательных учреждений в условиях развивающегося рынка образовательных услуг, рынка труда квалифицированных работников и специалистов среднего и высшего звена предоставляет возможность менеджменту этих учреждений (организаций), прогнозируя и анализируя спрос на дополнительные образовательные услуги, адекватно устанавливать тот объем и качество оказания образовательных услуг, который востребован потребителем. Эти вузы оказались способны быстро реагировать на конъюнктуру и первыми стали вводить перспективные специальности. Однако из-за ряда факторов, связанных с отбором абитуриентов и возможностями их качественного обучения, их рейтинг у потребителей и работодателей намного отстает от рейтинга государственных вузов. В результате такие вузы ориентированы на определенный сегмент потребителей-абитуриентов, которые не могут по уровню знаний претендовать на бюджетные места государственных вузов, а по уровню доходов - оплачивать свою учебу в них по договорной форме. В данных обстоятельствах принцип социальной справедливости поворачивает вектор реформы в направлении «от неравенства в бесплатности к равенству в платности». В соответствии с этим все студенты, поступившие в результате
конкурсных экзаменов в конкретный государственный вуз, должны будут оплачивать получаемые ими образовательные услуги по одной и той же цене.
Еще одна проблема высшей школы - медлительность в принятии решений. Так, например, 7 лет шел эксперимент по введению ЕГЭ. Большинство российских вузов выступали против этих новаций. Ставилась цель устранения коррупции, равенства для поступающих в элитные московские и петербургские вузы. Какой результат получился сегодня? До эксперимента иногородних студентов насчитывалось до 50%, в последние годы их доля составляет 10%. Профильные вузы теряют свои научные школы и вековые традиции. Объем «поборов» за поступление не уменьшился, а, наоборот, приобрел новые источники - подготовительные курсы. По результатам ЕГЭ 25% выпускников школ в 2008 г. получили двойки. Многие российские школы оказались не готовы к такой форме проведения экзаменов, поскольку до этого принятие решения об оценке возлагалось на человека, а не компьютерную программу - теперь знания стали оцениваться исходя из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе мнения учителя о потенциале учащегося. В условиях кризиса и массового увольнения людей с работы пополнить в сентябре 2009 г. армию безработных могут еще 100 тыс. человек, не сдавших ЕГЭ. Противников ЕГЭ в стране значительно больше, чем сторонников, - даже в Госдуме, активно пропагандировавшей ЕГЭ еще несколько лет назад, появилась инициатива заморозить и отложить ЕГЭ на три года. Серьезного анализа данной ситуации не проводится, кроме голословных обвинений типа: «виноват учитель». Теперь уже всем стало очевидно, что компьютеры в школе не решили всех проблем; декларируемая цель ЕГЭ - независимая оценка уровня и качества знаний выпускников средних школ, результаты которой должны служить основанием для выбора родителями образовательного учреждения для своих детей, - не соответствует реальному положению дел. Введение ЕГЭ, как внешняя проверка профессионализма учителя, отразилось прежде всего (и в основном) на учениках и их родителях. Как способ интеграции в международное и европейское пространство, ЕГЭ вошел в противоречие с родительским движением за развитие личности, за элитное образование, за творческие начала, а не натаскивание по тестам.
Другая немаловажная проблема - перевод образования на двухзвенную систему. Консервативность мышления, нежелание быстро и гибко реагировать на мировые процессы и тенденции развития привели к тому, что до сих пор нет многих нужных специальностей и направлений, например, бакалавриата по подготовке предпринимателя, руководителя малого и среднего бизнеса, специалиста по инноватике и многих других. В 1991 году корректировка государственных образовательных стандартов закончилась снятием дисциплин типа «История КПСС», «Научный коммунизм» и т.п. Если в России некому работать, нет высоких технологий, мало конкурентоспособной продукции и развиваются в какой-то степени только сырьевые отрасли, то возникает закономерный вопрос: а требует ли их обслуживание столь высокого кадрового потенциала? Почти всю работу
могут выполнить и выпускники школ, которым не нужно вузовское образование.
Достаточно давно обсуждается вопрос о «русском чуде» - Высшей аттестационной комиссии, роспуск которой так и остался только манифестацией. 17 - 20 докторов наук присуждают ученую степень, до них реализуется процедура аттестации соискателя и ходатайство вуза - при этом решающий голос в определении, достоин ли соискатель ученой степени, оказывается принадлежащим чиновнику из ВАКа.
Профессорско-преподавательский состав многих вузов неудовлетворен заработной платой, пенсионным обеспечением, медицинским обслуживанием, произволом собственников (после аккредитации увольняются высоко оплачиваемые профессора и специалисты, сокращается объем нагрузки по учебным дисциплинам и т.д.). Вузовская система оказывается на поверку очень хрупкой, нестабильной, не защищающей и не дающей уверенности в завтрашнем дне. Все это приводит к тому, что в вузах оказывается мало специалистов среднего, трудоспособного, возраста, зрелых современных ученых - в основном аспиранты-ассистенты или пожилые люди. Аспиранты-ассистенты, набравшиеся опыта, защитившиеся -молодые, перспективные, из крупных городов, «элитных» университетов -ввиду бесперспективности и неудовлетворенности своим материальным и профессиональным положением уезжают на постоянное место жительства или временные работы в развитые страны. Гуманизация российского общества должна в ближайшей перспективе обеспечить механизм, который сдерживал бы «утечку мозгов» за границу, уход интеллектуальной элиты и научной молодежи из России. Причины этого явления не только в низкой экономической оценке труда ученых со стороны государства, особенно среднего и низшего звена научных работников. Главная причина - в отсутствии условий для самореализации ученых. Необходим целый комплекс не только экономических, но и социальных, социально-психологических мероприятий по созданию механизма актуализации труда ученых, поднятия социального престижа этого труда, его социально-политической значимости.
С другой стороны, интересы собственников вузов усиливаются -вводится институт «президентства» и «наследования», формальные процедуры многократных конкурсных избраний руководящих кадров до 70 лет и выше.
Опыт предоставления образовательных услуг в Канаде, в скандинавских странах показывает, что для этих стран высшее профессиональное образование - ценность, важнейшее конкурентное преимущество, подкрепленное высокой оплатой труда и подтверждаемое постоянной переподготовкой преподавателей в центрах обучения. Российский же эксперимент «школа - колледж - вуз», где все звенья абсолютно самостоятельны и не взаимообусловлены, без административного центра - пока терпит фиаско. При грамотном методическом подходе он мог бы дать результат. В рамках реализации идеологии гуманизации должна проводиться грамотная программа реформирования образования в России,
включающая переход на систему непрерывного образования; должно осуществляться создание системы университетского образования как базы высшего образования в обществе и функционирования института науки. В качестве важнейшего направления стратегии должна реализовываться системная гармонизация государственных централизованных, плановых и коммерческих источников финансирования культуры, науки, образования и здравоохранения, поскольку недостаточно продуманные проекты коммерциализации науки, культуры, образования и здравоохранения усиливают кризисное положение в данных сферах.
Как уже отмечалось выше, нет мотивации - нет инновации. Нищий преподаватель - это не ресурс для построения общества гуманизма. Педагогическое сообщество должно обрести внутреннюю свободу, а не работать по указке. В стране не создано такого профессионального сообщества учителей, которое было бы в состоянии рекомендовать властям, какую следует осуществлять политику в области образовании. Пока же, наоборот, на вузы осуществляется мощное давление властей, нет академической свободы, исчезают научные школы. На смену творчеству приходит документооборот и отчетность.
В последние годы чиновниками предпринимаются многочисленные попытки реформирования, модернизации образования. В основном их предложения сводятся к следующему:
■ введение нормативного финансирования вузов посредством выпуска государственных финансовых обязательств (своеобразных образовательных «ваучеров»);
■ замена статуса образовательного учреждения статусом образовательной организации;
■ сокращение числа вузов, которые финансируются государством.
Реализация указанных мероприятий приведет к дальнейшей
коммерциализации образования, ограничит доступ к получению знаний выходцам из нижних (по уровню доходов) слоев общества, ускорит деградацию общества и развал экономики. Из нормативных документов следует, что государственная поддержка, вследствие ограниченного размера федерального бюджета, будет оказываться прежде всего так называемым «элитным» вузам. Ориентация современного российского профессионального образования только на средства государства ускоренными темпами приведет его к банкротству.
Увеличение финансового потенциала вуза может быть достигнуто путем реализации следующих мероприятий:
■ расширения фронта хоздоговорных НИОКР, оказания консультационных услуг на платной основе;
■ реализации инновационных программ, нацеленных на внедрение результатов вузовской науки в производство товаров и услуг;
■ участии вуза в разработке федеральных, отраслевых и территориальных научных и научно-технических программ;
■ широкомасштабном участии научно-педагогических работников вуза в ежегодных конкурсах на получение финансирования НИОКР по линии федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных научных фондов и др.
В настоящее время нельзя говорить о преодолении кризиса в системе государственного образования и начале формирования целенаправленной долгосрочной образовательной политики. Принимаемые государством попытки финансовой поддержки высшего образования не соответствуют реальным потребностям и целям высшей школы и отраслей народного хозяйства страны, потребителей образовательных услуг.
Естественным пока направлением решения накопившихся материальных проблем является развитие предпринимательской деятельности вузов. В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается примерно на 40% за счет средств от предпринимательской деятельности. Указанная деятельность в условиях рыночной экономики является источником, позволяющим вузам адекватно выполнять в обществе свою образовательную и научную миссию, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Лидеры в развитых странах считают, что предпринимательство, как верный способ вовлечения людей в активную экономическую жизнь страны, - выступает четвертым фактором в реальной экономике, в дополнение к денежным, материальным и человеческим ресурсам. Можно назвать и пятый ресурс -совесть и нравственность предпринимателей и власти в России на всех уровнях (точнее, отсутствие или неиспользование данного ресурса). Эффективность малых форм предпринимательства признана и выбрана одним из приоритетных направлений глобального развития везде, но не в России. Разработанные предложения, концепции, федеральные законы по развитию малого бизнеса оказались в России просто декларациями.
Хроника пикирующего рубля, непредсказуемость развития страны, усиливающаяся паника населения свидетельствуют, что в стране наступил период дефицита идей - нужны предложения не по созданию «финансовых пирамид». На смену кредитному мошенничеству, бегству капитала, авантюрным действиям должна прийти реальная защита предприятий в условиях кризиса, социальная защита граждан. На базе поиска новых идей выход из кризиса должен быть найден. Студентам, аспирантам, молодым ученым необходимо оказывать господдержку - образовательные кредиты за минимальные процентные ставки. Давно пришло время для коммерциализации высшей школы. Наукой можно зарабатывать и поддерживать студентов - создавать при кафедрах малые инновационные предприятия. Эффективным бы стал ввод квот для работодателей, например, 15% выпускников-отличников имеют право на трудоустройство. Возникает острая необходимость поднятия роли кафедр, деканатов и ректоратов по формированию духовно-нравственной личности студента.
Российская экономика как ответ на вызов глобализации выдвигает образование на ведущее место среди факторов повышения конкурентоспособности территорий. Высокий образовательный потенциал населения может стать катализатором социально-экономических перемен. Экономика знаний формирует картину мира, где малоквалифицированная работа отдается развивающимся странам, а процветающие западные специалисты получают высокие доходы, благодаря своим знаниям и творческому потенциалу.
Качество образования напрямую влияет на экономическое положение страны. Образовательный процесс должен обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образования. Недопустимо безоглядное копирование западных образцов. Необходимо сохранить традиции и национальные ценности, свойственные российскому менталитету. Поэтому значительная роль в современном образовании должна отводиться познанию себя как единой структурной организации, включающей физическую, психическую и духовную составляющие, находящиеся в гармонии с окружающей средой. А показателем правильности выбранного пути и гармоничного развития будет являться здоровье не только физическое, но и психическое, уровень которого в свою очередь определяется степенью развития духовности и творческим развитием личности, выполнением своей миссии, своего предназначения, направленностью и скоростью продвижения по избранному пути.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухов, Г. Концепция центра образования и научного творчества учащихся «Колледж "Земля и Вселенная"» / Г.Сухов, А.Тронь //Альтернативное образование: в поисках своего качества. - СПб.: АНО «Агентство образовательного сотрудничества», 2006. - 104 с.
2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Кн. 2 / В.И.Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 271 с.
3. Гончаренко, М.С. Валеологические основы духовности: Учебное
пособие/М.С.Гончаренко. - Харьков: ХНУ имени В.Н. Карамзина, 2007. - 400 с.
4. Муравьев, А.И. Общая теория инновационных технологий: Монография / А.И.Муравьев. - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. - 84 с.
5. Субетто, А.И. Битва за высшее образование России: 1992 - 2003 гг. /А.И.Субетто, В.В.Чекмарев. - Кострома: Изд-во КГУ, 2003 - 308 с.
6. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке/ Под науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2003. - 592 с.
7. Крутик, А.Б. Проблемы и пути развития высшего профессионального образования в России: препринт/А.Б.Крутик. - СПб: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - 18 с.