ЭКОНОМИКА
Известия ТСХА, выпуск 3, 2012 год
УДК 378.1«731»
ПЕРЕХОД НА СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
В.М. БАУТИН (РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва)
Показана необходимость форсированного перехода от образования на основе освоения последних достижений науки, техники и передовой практики к «образованию в течение всей жизни», т.е. к непрерывному образованию. В условиях построения инновационной экономики система должна быть преимущественно дистанционной, с широким использованием современных средств информации и связи.
Ключевые слова: инновация, информация, инновационная экономика, профессиональная подготовка, непрерывное образование, человеческий капитал, компетенции, мотивации.
TRANSITION TO LIFELONG EDUCATION SYSTEM -CALL OF THE TIMES
V.M. BAUTIN (RTSAU, Moscow)
Necessity ofa high speed transition from education based on adaptation to scientific advances to “education throughout life ”, that is to continuous education. Under conditions of innovative economy formation, the system should be, mainly, distance learning with a greater resort to up-to-date communication and information facilities.
Key words: innovation, innovative economy, vocational training, continuous education, human capital, learning outcomes, motivation.
В истории становления жизни, производства и общественных отношений на планете непрерывно происходило и происходит совершенствование приемов и методов разделения труда, обобщающим термином при этом был принят термин «экономика». В настоящее время в большинстве стран мира сформирована или формируется инновационная экономика, в основе которой лежат результаты интеллектуальной деятельности, доведенные до состояния инноваций (нововведений) и являющиеся предметом инновационной деятельности.
В основе любых преобразований при многообразии форм общественнополитических и социально-экономических отношений лежит результат творческой деятельности человека, его морально-психологическое и физическое здоровье, общее и специальное (профессиональное) образование, профессиональный опыт, навыки и умение, общая и поведенческая культура, культура профессиональной деятельности, мотивации к труду, творческой деятельности, поискам информации и непрерывному образованию.
В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (опубликована на сайте Министерства экономического развития России 31 декабря 2010 г.) названа ее цель — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.
Среди ключевых задач Стратегии одной из основных названо наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Указано, что для инновационной экономики нужен «инновационный человек» — не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. В этих целях системы образования должны формировать у населения с детства необходимые для инновационного общества и инновационной экономики знания, компетенции, навыки и модели поведения. Обществу следует формировать систему непрерывного образования, а государству — обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.
Положения, выводы и предложения проекта Стратегии по отдельным вопросам в настоящее время широко обсуждаются. Здесь же подчеркнем — само содержание инновационной экономики, понятие и содержание инновации как основы инновационной экономики, критериев оценки человеческого капитала, условий и результативности работы специалиста на селе, другие обязательные составляющие инновационного процесса следует рассматривать применительно к особенностям и условиям современного состояния сельского хозяйства страны, отходить от общих фраз и оценивать их влияние с позиций создания условий гарантированной реализации в планируемый период.
Известной особенностью сельскохозяйственной профессии является естественный, замкнутый круг общения групп людей и поведения в нем каждого человека в отдельности: здесь люди не только работают, но и живут, формируют семейные отношения, воспитывают и учат детей. Здесь особые специфические условия мотивации индивида не только к труду, но и к творческой деятельности со всем многообразием этого увлекательного процесса.
События прошедших десятилетий, по оценкам специалистов, привели к снижению общего интеллектуального уровня населения России, резкому падению качества жизни на селе, деградации многих составляющих человеческого капитала, но не уничтожили его совсем. Поэтому рациональное использование уже имеющегося и формирование соответствующего современным требованиям человеческого капитала является насущной задачей модернизации экономики страны. Не имеет шансов на успех инновационная политика государства, осуществляемая вне контекста проблем развития человеческого капитала.
Ценность человеческого капитала может расти и растет при повышении объема накопленных знаний и увеличении уровней их использования и применения для решения практических проблем и задач. Однако в первом случае это лишь потенциальное богатство общества, во втором — реальное, действительное богатство, формирующее поступательное развитие экономики общества. Особое место среди составляющих человеческого капитала занимает система профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации и его непрерывное образование в течение всей трудовой деятельности.
Специальное образование современного бакалавра, магистра, специалиста сельского хозяйства всегда имело определяющее значение для производства, однако роль и значение его в условиях инновационной экономики многократно возрастает.
Дипломированный бакалавр, магистр, специалист сельского хозяйства должен был всегда:
• иметь полноценный запас современных знаний об экономике ведения отраслей, технологиях и способах возделывания сельскохозяйственных культур, содержании скота и птицы, приемах сохранения и повышения плодородия почв, экологических и защитных мероприятиях на сельских территориях, средствах технического и энергосберегающего обеспечения товарного производства и многом другом;
• уметь работать в трудовом коллективе, подбирать и эффективно использовать кадры массовых профессий, обеспечивать поддержание на должном уровне их профессиональных знаний и умений;
• иметь интерес к своей деятельности, всемерному повышению ее значимости и эффективности;
• испытывать непреодолимое желание раскрыть себя как личность, реализовывать свои лидерские способности, жизненные и профессиональные установки;
• адаптироваться к укладу сельской жизни, перестраиваться на новые условия и качество непрерывного образования.
В условиях перестройки экономики отрасли так называемая образовательная система требует некоторой корректировки. Теперь выпускник высшего учебного заведения должен не только быть отличным «технарем», но и владеть, хотя бы в минимально достаточных пределах, знаниями, компетенциями и навыками в инновационном предпринимательстве. Он должен уметь сформулировать проблему, оценить важность и перспективность принимаемых решений, ранжировать внутренние и внешние факторы, выявить единомышленников, обучить исполнителей, найти компетентных и располагающих необходимыми ресурсами партнеров, принять решение и реализовать предложения в разумно короткие сроки.
Выпускник аграрного вуза становится активным субъектом предпринимательства в научно-технической сфере и это является объективной потребностью инновационного развития экономики отрасли и страны в целом.
Современный выпускник должен:
• знать систему правовой охраны и защиты интеллектуальных прав автора и правообладателя, порядок получения на законных основаниях доступа к секретам производства и коммерческой тайне их владельца, владеть методикой оценки условий договорных отношений при предпринимательстве в научно-технической сфере;
• уметь в массиве информации отобрать те результаты интеллектуальной деятельности, которые обладают потенциальными параметрами и свойствами для модернизации производства в предприятии, оценить возможность и условия их использования, сформулировать целесообразность и систему введения инноваций в хозяйственный оборот в короткие сроки при оптимальных затратах труда и средств;
• стремиться получать и обновлять знания в организации рынка интеллектуальных продуктов, быть готовым стать активным проводником государственной инновационной политики;
• обладать высокой информационной культурой, рационализмом и профессионализмом для привлечения спонсоров, инвесторов, партнеров, а также консолидации коллектива для решения оперативных и перспективных задач.
При обучении студента (слушателя) на материалах, содержащих последние достижения творческой мысли в научных исследованиях и передовой практике, от-
мечается так называемый «обоюдный множительный эффект». Суть его заключается в том, что при подготовке к процессу обучения сам преподаватель вынужден систематически пополнять и обновлять свои знания. Однако было бы справедливым расширить множительный эффект. Дело в том, что при интенсивном процессе обучения обучаемого и обучающего изменяется и третья составляющая процесса — методы обучения и состояние учебной базы в самом учебном заведении.
В настоящей статье не ставится задача оценки состояния, направлений и перспектив развития отраслевого высшего профессионального образования. Однако на отдельных его составляющих следует остановиться.
Минэкономразвития России в опубликованном проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из важнейших сохраняющихся у России конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития называет человеческий капитал, включающий охват всего населения базовым образованием. Подчеркивается: Россия занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что ниже уровня ряда ведущих зарубежных стран, таких как США (39,0), Канада (47,0), Япония (40,5) и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция). При этом высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы.
Без комментариев в этой связи заметим следующее. По опубликованной информации Всемирного банка, для перехода к экономике, основанной на знаниях, число работников с высшим образованием должно составлять 60-90%.
Органы управления системой профессиональной подготовки специалистов в настоящее время получают запросы и предложения о немедленном введении в учебные планы всех или большинства специальностей развернутых курсов предпринимательства в отраслевой научно-технической сфере. Такие же предложения часто формулируются на научно-практических конференциях, включаются в статьи отраслевых периодических изданий.
Не подвергая сомнениям важность соответствующей подготовки выпускника учебного заведения высшего профессионального образования, отметим следующее. При возможной корректировке учебных планов и программ в связи с необходимостью привития выпускникам навыков предпринимательской деятельности следует учитывать мнение и оценку отечественных и зарубежных ученых и экспертов: даже в странах с развитой рыночной экономикой носителей предпринимательских способностей насчитывается не более 5-8% населения. По опубликованным статистическим показателям, 6% активного населения страны умеют зарабатывать деньги, 1% — врожденные предприниматели, но лишь 0,1% — генераторы новых идей, двигатели прогресса. В специальной литературе даже предлагается классифицировать экономически активное население на группы — «природный исполнитель», «природный исследователь» и «природный предприниматель».
Если даже предпринимателей по ряду характеристик отнести к группе двигателей прогресса, то и тогда принудительное обучение всех студентов вопросам предпринимательства нельзя считать необходимым, своевременным и первоочередным.
Предпринимательские способности редки и своеобразны и не каждый преподаватель, научный сотрудник, аспирант и студент как будущий специалист сельского хозяйства способен стать эффективными предпринимателями в научно-технической сфере. Однако учебное заведение высшего профессионального образования должно предоставить каждому из них возможность проверить на практике свои способности
и возможности, усвоить правовые и другие основы этой специфической деятельности, приобрести, при желании, навыки работы в предпринимательских структурах.
Начинать нужно, по нашему мнению, с организации факультатива при сочетании его содержания с активным участием слушателя в инновационной деятельности. Точками приложения потенциальных способностей будущего активного предпринимателя в период обучения должны стать внедренческие структуры различных правовых и организационных форм, организовываемые учебным заведением или те, в которых вуз принимает активное участие как учредитель (акционер, участник, сторона договорных отношений). Для этих же целей в последнее время в вузах активно создаются бизнес-инкубаторы.
В настоящее время при настойчивом декларировании необходимости модернизации экономики выпускники высших учебных заведений в большинстве своем не имеют понятий о научно-технической информации, авторских и интеллектуальных правах, патентном и предпринимательском (в научно-технической сфере) законодательстве, не осваивают первичные навыки работы с интеллектуальными и патентными правами на рынке. Это важнейшее направление деятельности требует повышенного внимания законодателя, федеральных органов исполнительной власти, руководителей высших учебных заведений.
В средствах массовой информации обсуждаются также предложения об организации в учебных заведениях высшего профессионального образования факультетов (отделений) для подготовки профессиональных менеджеров по специальности «инновационная деятельность в сельском хозяйстве» или «менеджер сельского хозяйства». В этой связи напомним следующее. В свое время Император Николай II (20 мая 1896 г.) утвердил Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования. Предписано при Комитете по техническим делам иметь экспертов, приглашаемых по вольному найму Председателем Комитета из лиц с высшим и преимущественно техническим образованием.
Этот исторический факт и особенности современной инновационной деятельности в сельском хозяйстве дают основания сделать обобщающий вывод: для осуществления инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве следует готовить менеджеров, имеющих преимущественно высшее сельскохозяйственное образование через систему переподготовки специалистов или отделения (факультеты) второго профессионального образования. Этот специалист-профессионал должен быть подготовлен не только к получению дополнительного дохода и прибыли, но и главным образом к эффективной работе с живой природой и живыми организмами, продуктами питания и средой жизнеобеспечения человека. На выпускника аграрного вуза в профессиональной деятельности в первую очередь распространяется правило «Не навреди!».
Научное и учебное учреждение, предприятие, общество, специалисты сельского хозяйства должны стать полноценными игроками на рынке интеллектуальных продуктов. А для этого необходима целостная опережающая система стажировок, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства в области инновационного предпринимательства.
Доказано, что знания о наукоемких технологиях в любой отрасли экономики страны нуждаются в обновлении у большинства специалистов один раз в 5-7 лет. В этой связи устоявшаяся система передачи обучающимся конкретных знаний и умений, так называемой информационной накачки, должна быть скорректирована в направлении их ориентации и адаптации к жизни и работе в изменяющейся среде и в изменяющихся условиях производства.
Действовавшая в стране в прошлые годы система отраслевой переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов с периодичностью не реже одного раза в пять лет показала свою необходимость и эффективность, но в инновационном обществе должной отдачи обеспечить не может. Современная экономика может функционировать и развиваться успешно только в жестких условиях конкурентной борьбы, одним из признаков которой является кратчайший период широкомасштабного освоения инноваций товаропроизводителями и ускоренная передача новой продукции (работ, услуг) на товарный рынок. Для сельского товаропроизводителя поставляемый на рынок продукт должен иметь высочайшее качество и достойные потребительские свойства.
В современных условиях задача высшего профессионального образования имеет два предназначения: обеспечить будущую экономику кадрами высшей квалификации, способными воспринимать и реализовывать инновации в конкретных производственных условиях; подготавливать специалиста к работе с охраняемым в законодательном порядке интеллектуальным продуктом, к действиям по формированию и участию в структурах коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, к использованию для непрерывного обучения современных средств и систем получения, обобщения и передачи информации.
В этой связи приобретает особое значение форсированный переход от образования на основе освоения последних достижений науки, техники и передовой практики к «образованию в течение всей жизни», т.е. к непрерывному образованию. Непрерывное образование (непрерывное обновление знаний), по оценкам экспертов, должно занимать не менее 15-20% рабочего времени специалиста в течение всего периода его профессиональной деятельности.
Потребности устойчивого развития отрасли настоятельно требуют привития обучающемуся мотивации к обучению в течение всей жизни. Мотивация же зависит от многих факторов: государственной политики в области предназначения, спроса и использования специалиста высшей квалификации; здоровья и общего образования человека, его трудолюбия, прилежания и воспитания в семье и школе; материального благополучия семьи; понимания обучающимся своего возможного места в структуре общества и его зависимости от уровня и качества образования; личностных и профессиональных качеств преподавателей; учебной и материальной базы учебного заведения и многого другого. Именно от решения задачи мотивации человека к непрерывному образованию зависят и инновационные составляющие творческой направленности труда коллективов и выполнение планов построения социального ориентированной экономики страны.
Система непрерывного образования многогранна и должна составить предмет дополнительных глубоких исследований и обобщений. Здесь лишь подчеркнем: система должна быть дистанционной с использованием Интернета, электронной почты, других достижений цивилизованного общества.
Правильно организованное дистанционное (удаленное) обучение очень популярно в странах дальнего зарубежья. Здесь применяется так называемый «смешанный формат» — сочетается удаленное обучение с очными встречами обучающегося с преподавателем. Эта система в определенном переложении вполне пригодна для специалистов сельского хозяйства, которые в силу специфики своей работы и удаленности учебных центров от места жительства вынуждены экономить время и средства на обновление и пополнение знаний. Снижаются также затраты на подборки учебных и справочных материалов, которые можно получить в электронном виде.
Система непрерывного образования может функционировать самостоятельно или в составе Инновационного блока информационно-консультационной службы. Однако стоимость образовательных услуг для потенциального специалиста высшей квалификации должна быть минимальной, ее следует утверждать и жестко контролировать.
Обоснование содержания и методов реализации целостной системы непрерывного профессионального образования отраслевых специалистов для инновационной экономики — назревшая проблема в нашей стране. Темпы и глубина ее решения в определенной мере сократят сроки и обеспечат результативность перехода отрасли на инновационный путь развития.
Библиографический список
1. Алетдинова А.А., Корицкий А.В., Курчеева Г.И. Методика оценки способностей личности к инновационной деятельности предпринимателя // Креативная экономика, 2011. № 1.
С. 99-104.
2. Баутин В.М. Интеграция науки и образования // Экономика и образование сегодня, 2005. № 5. С. 63-65.
3. Баутин В.М. Проблемы развития аграрного образования // Информационный бюллетень Минсельхоза России, 2005. № 12. С. 31-34.
4. Баутин В.М. Кадры для АПК: требуются специалисты новой формации // В сб. Совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и управленческих кадров для аПк». М.: Изд-во РГАУ — МСХА, 2008. С. 13-15.
5. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы: монография. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2009. 462 с.
6. Баутин В.М. Инновационная роль аграрных вузов в развитии АПК // Экономика АПК (Украина), 2011. № 4(198). С. 162-166.
7. Доронина И.В. Факторы формирования мотивации учения при переподготовке специалистов // Образование и общество, 2007. № 2(43). С. 32-44.
8. Клячко Т.Л. Профессиональное образование: снова реформы? // Журнал Новой экономической ассоциации, 2010. № 8. С. 140-142.
9. Орланова А.И. Обществу знаний — непрерывное образование // Высшее образование в России, 2011. № 2. С. 114-120.
10. ПогонышеваД.А. Модернизация профессиональной подготовки студентов аграрного вуза на основе моделирования // Образование и общество, 2009. № 6(59). С. 27-30.
11. Репин Д.В. Будущих инновационных предпринимателей надо учить соответствующим образом // Инновационный менеджмент, 2010. № 4. С. 21-22.
12. Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России, 2011. № 2. С. 93-98.
13. Хаирова С.М. Инновационной экономике — инновационное вузовское образование // Российское предпринимательство, 2010. Т. 1. № 12. С. 114-118.
14. Цибизова Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования // Образование и общество, 2010. № 6. С. 14-17.
Информация об авторе
Баутин Владимир Моисеевич — д. э. н., проф., акад. РАСХН, ректор РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева; e-mail: [email protected].
Information about the autor
Bautin Vladimir Moiseevich — Doctor of Economics, professor, academician of Russian Academy of Agricultural sciences, rector of Russian Timiryazev State Agricultural University.