Научная статья на тему 'Информационно-консультационная служба должна ориентироваться на инновации'

Информационно-консультационная служба должна ориентироваться на инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / АВТОР / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INFORMATION / INFORMATION SUPPORT / INNOVATION / INNOVATIVE ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / EXCLUSIVE RIGHTS / AUTHOR / RIGHTHOLDER / INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баутин Владимир Моисеевич

Показана необходимость уточнения функций информационно-консультационной службы, ее дополнительной ориентации на распространение и освоение товаропроизводителями инноваций при переходе экономики отрасли на инновационные рельсы. Инновационный блок службы должен выполнять функции посредника между субъектами инновационной деятельности — владельцами прав на результаты интеллектуальной деятельности и потенциальными потребителями инноваций (нововведений).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformation-consulting service functions adjustment necessity is emphasized, its additional orientation towards both spreading and commodity producers adaptation to innovations when going overto innovations rails in economy. Innovation service unit should perform functions of an intermediary between innovative activities subjects – both rightholders of headwork results and potential consumersof the innovations.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационная служба должна ориентироваться на инновации»

ЭКОНОМИКА

Известия ТСХА, выпуск 2, 2012 год

УДК 659.23:001.89

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА ДОЛЖНА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ИННОВАЦИИ

В.М. БАУТИН

Показана необходимость уточнения функций информационно-консультационной службы, ее дополнительной ориентации на распространение и освоение товаропроизводителями инноваций при переходе экономики отрасли на инновационные рельсы. Инновационный блок службы должен выполнять функции посредника между субъектами инновационной деятельности — владельцами прав на результаты интеллектуальной деятельности и потенциальными потребителями инноваций (нововведений).

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, инновация, инновационная экономика, предпринимательство, исключительные права, автор, правообладатель, нематериальные активы.

Агропромышленный комплекс России в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в очередной раз стоит на пороге значительных преобразований. В результате реализации сформулированных федеральными органами неотложных мер предполагается создать современное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны по основным продуктам питания населения, удовлетворить запросы промышленности в традиционном сырье, обеспечить высокую рентабельность всех отраслей производства и переработки с достаточной возможностью расширенного воспроизводства, коренным образом улучшить благосостояние граждан и создать условия для комплексного и устойчивого развития сельских территорий.

Как известно, необходимость поиска путей дальнейшего повышения производительности труда, эффективности товарного производства и сферы услуг возникла в 50-60 гг. прошлого столетия, когда индустриально развитые страны (историки экономики называют 6-8 стран без России) исчерпали возможности индустриальной экономики и встали перед необходимостью обосновать и реализовать новый (послеиндустриальный) тип экономики с учетом реалий научно-технического прогресса. В научной и производственной литературе на первый план вышли информационная, инновационная, креативная экономики и экономика знаний. Другие экономики (ученые-экономисты используют не менее 10-12 названий) широких перспектив, по нашему мнению, не имеют.

В настоящей работе не ставится задача обсуждения терминов и определений, однако заметим: информация и знания есть необходимые, но недостаточные категории для формирования новой экономики. Они являются лишь информационными

и научными ресурсами общества. Постиндустриальная экономика имеет перспективы, если информация и знания превращены в инновации, т.е. являются конечным результатом научно-технического или иного творчества, подготовленным к реализации в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Отдачу в экономике инновации могут обеспечить при выполнении работ и оказании услуг по их практическому применению (инновационной деятельности).

Напомним следующее. По определению ЮНЕСКО, знания — это информация, которая не имеет цены, поскольку не является по закону объектом гражданского оборота. В этой связи в дальнейшем будет применяться только термин «инновационная экономика».

В научных и производственных изданиях, докладах и сообщениях последних лет все чаще повторяется термин «модернизация». Этот термин имеет обоснованное упоминание при описаниях процессов перестройки экономики отдельных отраслей страны, но в применении к отрасли сельского хозяйства вызывает настороженность. Модернизировать что-либо можно, на наш взгляд, лишь при наличии объекта модернизации. В современном сельском хозяйстве при фактических результатах реального «обновления» материально-технической базы, социальной сферы и даже основы всего и вся — земли технологическую модернизацию проводить можно не везде. Поэтому в ближайшей перспективе задача должна быть двуединой: а) технологическая модернизация достигнутого в отдельных хозяйствах современного индустриального уровня; б) восстановление основных средств и социальной сферы до уровня, позволяющего перейти в последующем к модернизации.

Следовательно, формирование в стране инновационной экономики социально ориентированного типа предполагает одновременное решение задач и догоняющего, и опережающего развития. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований реальных действий. При этом любая из частных и общих задач имеет ввиду опережающую роль накопления человеческого капитала по отношению к нарастающим темпам накопления физического капитала.

Вместе с тем в переходные периоды в обществе по ряду объективных и субъективных причин сохраняется так называемая традиционная управленческая и экономическая политика. Суть этой политики — ориентировка на устранение слабых сторон экономики, а не на всемерное культивирование ее сильных составляющих. Во времена оные такая политика по содержанию была направлена на «затыкание дыр», расшивку заторов, устранение пробок и ликвидацию тромбов. Привычка к таким действиям перетекла, к сожалению, в отдельные структуры и системы нового времени.

Инновационная экономика по своим объективным особенностям предполагает наличие в стране необходимых и достаточных условий для заинтересованных и согласованных усилий всех субъектов экономических, правовых, предпринимательских, хозяйственных и управленческих отношений, инновационной среды, творческого потенциала членов общества, современного человеческого потенциала, опережающего уровня системы профессионального образования с переходом ее в систему непрерывного образования, достойного качества жизни всех без исключения граждан страны, развитой системы информации. Времена лозунгов и призывов прошли — теперь они либо не действуют вообще, либо дают краткосрочную и недостаточно эффективную отдачу.

В конце ХХ и начале ХХ! в. в мире происходит беспрецедентное накопление новых знаний. Этот процесс естественно сопровождается увеличением количества персонала, занятого созданием, регистрацией, систематизацией и оценкой огромного потока знаний. По подсчетам специалистов, уже сейчас 75% трудовых ресурсов мира связаны с производством знаний и обработкой информации. Поток этот будет нарастать, а он требует формирования класса профессионалов, создания и продвижения в деловом мире технических средств разрешения огромного массива специфических проблем.

Информационное обеспечение инновационной деятельности является важнейшим элементом современной и перспективной инновационной экономики. Оно требует от хозяйствующих субъектов регулярно проводить поиск новейшей информации, позволяющей выбрать направления эффективного вложения капитала, утверждения положения на рынке товаров, работ и услуг, обоснования перспектив и устойчивости своего производства и бизнеса. Информационное обеспечение необходимо также в связи с тем, что на первый план взаимоотношений внутри страны и договорных отношений с зарубежными партнерами все активнее выходит приобретение и использование интеллектуальной собственности как высшей формы собственности.

Актуальность полноценной, оперативной информации особенно важна для агропромышленного комплекса России. Удаленность большинства субъектов товарного производства от центров информации, сокращение объемов и качества информационных материалов, дороговизна отраслевых периодических изданий и многое другое привели к недопустимому разрыву между потребностями в информационных ресурсах и их предоставлением специалистам села. При возросшей информации рекламного характера, справочных сведений о ценах и объемах продажи отдельных видов продукции системная информация товаропроизводителей об инновационном продукте для сельского хозяйства практически отсутствует. Доведение такой информации до товаропроизводителей является задачей информационно-консультационной службы.

Информационно-консультационная служба в системе Министерства сельского хозяйства РФ фактически начала формироваться с 1993 года. В эту систему вошли соответствующие подразделения органов управления АПК субъектов Российской Федерации и их районных структур, центры как самостоятельные юридические лица в правовой форме унитарных предприятий, отделы и группы консультирования в составе научно-исследовательских институтов и учебных заведений высшего профессионального и последипломного образования, другие структуры. В практическую деятельность информационно-консультационной системы включились отдельные вычислительные центры, пресс-видеоцентры, библиотеки, опытные поля, выставочные и рекламные формирования.

С периодов становления в составе информационно-консультационной службы организовывались и развивались четыре направления — образовательное, внедренческое, научное и информационное. В дальнейшем приоритетное развитие получило информационное направление, интегрированное с торгово-снабженческой деятельностью субъектов товарного производства, посреднических и торговых структур.

Как подчеркивается в Федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и приказах Минсельхоза России, консультационная помощь управленческим структурам и товаропроизводителям по вопросам состояния отраслей, социального развития села и альтернативной занятости сельского населения, ценам на сельскохозяйственную продукцию, сырье, тарифам на промышленную продукцию (услуги), другая аналогичная информация должна предоставляться своевременно и бесплатно.

Это важнейшая для всех уровней исполнительной власти, субъектов производства, обслуживания и рынка информация, ее систематизация и бесплатно предоставление заинтересованному потребителю сомнению не подлежат.

Содержание технологической, научно-технической, патентной, производственной, экономической, конъюнктурной и иной информации, способы и условия их передачи потребителю требуют уточнения. Эти уточнения приобретают особую значимость при включении в основу современной экономики большого массива информации, знаний и умений. При этом информируемый должен получить не только удовлетворение от расширения собственного кругозора и повышения образованности, но и от ощутимого материального и иного обеспечения, от их воплощения в продуктах, продукции, работах и услугах.

При передаче новых знаний товаропроизводителю или посреднику путем консультирования участники процесса, по нашему мнению, должны различать виды, содержание и способы получения подлежащей передаче информации. Если информация является общедоступной (например, порядок и правила заключения договоров (контрактов) с работником и работодателем, требования к ведению трудовых книжек, содержанию должностных инструкций, нормам режима коммерческой тайны и ответственности за ее нарушение, правильность налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, параметры регулировок машин и механизмов, нормы высева семян и внесения удобрений и т.п.) и передается только в связи с низкой профессиональной квалификацией принимающего специалиста высшей (по диплому) квалификации или включением в производственный процесс лиц без специальной подготовки, то такую информацию можно передавать без учета ее конфиденциальности. Необходимость передачи информации некоммерческим способом в последние годы вызвана также резким сокращением количества и тиража специальных журналов и других периодических изданий, их высокой стоимостью, фактической недоступностью справочных и тематических изданий сельскому читателю. Сказывается также дорогая стоимость повышения квалификации и свертывание ранее эффективно действовавшей сети учебных заведений последипломного образования.

Активная консультационная деятельность органов политического и хозяйственного управления в нашей стране показала свою необходимость и жизненность в 20-х гг. прошлого столетия, когда земские специалисты консультировали селян, не имевших необходимого образования. Так называемая «общественная агрономия» в те годы играла свою положительную роль.

В этой связи заметим также следующее. В прошлые годы завершенные и рекомендованные производству разработки по достоверности результатов, содержанию, привязке к конкретным условиям использования, оформлению нормативнотехнической и разрешительной документации, прогнозированию эффективности были иногда далеки от требований, обеспечивающих их широкомасштабную реализацию у товаропроизводителей. Организации-разработчики в отдельных случаях отчитывались количеством завершенных разработок, направляли в различные массовые издания информационные материалы об их эффективности, выражали недовольство инертностью и невосприимчивостью производства к новшествам, однако активности в поисках заинтересованных потребителей и установления с ними деловых связей на взаимовыгодной основе и при материальной ответственности за результат реализации своих инновационных предложений не проявляли. Не считали и не считают также необходимым включать условия об ответственности перед потребителем услуг за недоброкачественные рекомендации и предложения консультационные службы различных уровней.

Статья 17 «Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ) включает обязательную информацию: о реализации федеральных и отраслевых целевых программ; о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства; о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении; о других важнейших показателях состояния и развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Показателей о состоянии и итогах инновационной деятельности среди обязательной информации в системе нет. Нет таких показателей в постановлении Правительства РФ от 07.03.2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» и в приказе Минсельхоза России от 02.04.2008 г. № 189 «О регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства».

В период построения и последующего функционирования инновационной экономики информационное обеспечение субъектов правоотношений из желательного переходит в разряд обязательного. Эта деятельность должна стать важнейшей составляющей национальной государственной инновационной политики, без нее невозможно доводить информацию об инновациях до товаропроизводителей. Однако передающая и принимающая информацию о содержании результата интеллектуальной деятельности стороны должны неукоснительно выполнять отечественное законодательство об охране интеллектуальных прав, исключить безвозмездное дарение товаропроизводителю коммерчески ценных разработок, учитывать интересы авторов и правообладателей.

Именно игнорирование автора и правообладателя при передаче инновации производству со стороны консультационных служб приводит иногда к их широко рекламируемой, но бесплодной деятельности. Никто лучше автора не знает истинную ценность предлагаемой товаропроизводителю инновации, условия ее продуктивной реализации, «подводные камни» в процессе, требуемый уровень знаний и подготовки исполнителей. В реальной практике консультанты и посредники иногда раскрывают товаропроизводителю (потребителю) содержание разработки без оглядки на автора и правообладателя, без обновления собственных знаний некоторых статей соответствующих Кодексов Российской Федерации.

Ясное понимание учеными, руководителями и производственниками вопросов организации научного обеспечения отраслей АПК на основе вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности на коммерческой основе тем более необходимо в связи с тем, что в периодической печати и научных изданиях продолжается активная и воинствующая пропаганда основных положений безвозмездной и бесконтрольной передачи инноваций (нововведений) коммерческим структурам. Более того, способам такой передачи результатов многолетней творческой деятельности отдельных авторов и целых творческих коллективов иногда даже пытаются придать статус государственной политики на современном этапе, подвести под названный процесс концептуальную базу и обосновать содержание за государственный счет специализированных региональных центров и даже федеральных управленческих структур.

В отчетности о практической деятельности субъектов информационноконсультационной службы называются десятки и сотни тысяч проведенных консультаций по вопросам агротехники, содержания животных и птицы, механизации и автоматизации производственных процессов, вопросам налогообложения, бухгал-

терского учета, многим другим. Достоверность этих отчетных показателей проверке не подлежит, поскольку изначально в основу функционирования информационноконсультационной службы заложен принцип безвозмездного получения консультантами и бесплатного предоставления ими информации неопределенному кругу лиц, исключающий какие-либо договорные отношения, финансовые, материальные и иные обязательства сторон.

На исходных позициях построения инновационной экономики в стране такие направления деятельности и рекламируемая результативность информационноконсультационной службы требуют дополнительного внимания.

В целях ускоренного формирования инновационного общества и перехода на инновационную экономику информационно-консультационная служба должна, по нашему мнению, ориентироваться на распространение и освоение товаропроизводителями инноваций.

В блок информации следует включить сведения о развитии социальной базы села, дорожном строительстве, результатах реализации демографической и миграционной политики, вводе в эксплуатацию систем газоснабжения, больниц, школ, очагов культуры, баз отдыха и других объектов достойного жизнеобеспечения селян. В блок по согласованию с уполномоченными органами и структурами в разумных пределах может включаться и реклама, однако она не должна уменьшать объемы основной информации и по содержанию не выходить за рамки инновационного обеспечения товарного производства.

Инновационный блок следует ориентировать на всестороннее обеспечение построения инновационного общества и инновационной экономики. В основе инновационного блока должна лежать система Интернета и электронной почты, а все юридически и практически значимые действия выполняться только на коммерческой основе. Телефонные и почтовые консультации, по нашему мнению, остались в прошлом и в XXI в. неприемлемы.

Уточненные функции информационно-консультационной службы АПК России

Блок Функции

Информационный блок Содержит информацию: • об изменениях правовых нормативных актов, содержании отраслевых методических материалов и рекомендаций; • о землеустройстве и земельном кадастре поселений, личных подсобных хозяйств, кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств; • об архитектурно-планировочных решениях и ландшафтном дизайне; • о состоянии производства и отраслей, наличии и использовании средств механизации, электрификации и автоматизации, мероприятиях по сохранению и повышению плодородия почв, систем мелиорации, осушения и обводнения, экологичности технологий и других; • о ценах на продукцию, продукты, сырье, энергетические и эксплуатационные ресурсы, о стоимости работ и услуг смежных структур и отраслей; • о развитии социальной базы села, результатах реализации демографической и миграционной политики; • о вводе в эксплуатацию больниц, школ, очагов культуры, баз отдыха и других объектов достойного жизнеобеспечения селян; • другую информацию.

Блок Функции

Инновационный блок Содержит: • аннотации на инновационные продукты (без раскрытия их содержания) с указанием правообладателя, принятых способах охраны, введенных режимах коммерческой тайны, условиях получения, вариантах использования; • предложения к взаимовыгодному введению инновации в хозяйственный оборот (создание хозяйственной структуры, работа по договорам и др.). Условия и объемы участия, ожидаемые результаты; • заявки на поиск прогрессивных устройств, способов, регламентов, технологий с указанием назначения, сроков предоставления, особенностей последующего применения, конкретных вопросов и ожидаемых ответов, предлагаемых (договорных) условий получения; • предложения к апробации результата интеллектуальной деятельности, секрета производства (ноу-хау), проверке технологии, способа или регламента, изготовлению и испытанию опытного образца. Условия участия, ожидаемые результаты; • аннотации на результаты интеллектуальной деятельности по договорам с уполномоченными структурами стран СНГ (Белоруссии, Казахстана, Украины и др.), предложения от этих стран к сотрудничеству; • предоставление информации авторам охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности о лицах и структурах, оказывающих юридически значимую помощь в оформлении охранных документов, в распоряжении исключительным правом на договорной основе. • информацию о результатах реализации ранее полученных инноваций, их авторах и правообладателях, отзывы и предложения по использованию инновации и целесообразности последующих деловых контактов с авторами; • другие сведения и информацию.

Необходимость уточнения функций информационно-консультационной службы в современных условиях построения инновационной экономики вызвана следующим:

а) привитая товаропроизводителям в условиях социализма устойчивая привычка получать результаты научно-технической деятельности безвозмездно и без обязательств внедрения в своем производстве породили систему иждивенчества за государственный счет, которая в условиях конкуренции и элементов рынка неприемлема;

б) многолетний опыт работы в информационной и инновационной сферах АПК России показал бесперспективность существующей информационноконсультационной системы. Нет и быть не может на одной территории группы консультантов, способных ответить на многочисленные и неожиданные вопросы специалистов-практиков, вызовы товарного производства в условиях конкуренции на рынке. Более того, современные инновационные предложения рождаются преимущественно на стыках наук, что значительно усложнило сами процессы получения и передачи знаний;

в) действующая система финансирования учреждений науки и размеры оплаты труда сотрудников вызвали ряд негативных явлений, среди которых отметим от-

ток творческих работников не только из институтов, но и из отрасли. На этом фоне и с учетом отсутствия в консультационной системе коммерческих начал квалификация действующих консультантов не всегда соответствует прогнозам и инструкциям;

г) политика декларирования важности инновационной деятельности и переустройства системы жизнеобеспечения на селе без реальной системной работы в этих направлениях федерального и региональных штабов отрасли сохраняет у специалистов сельского хозяйства устойчивое мнение о собственной невостребованности и профессиональной бесперспективности;

д) безвозмездная и бездоговорная передача товарному производству наукоемких разработок в отрасли создала целую прослойку лиц и структур, в основе деятельности которых лежит отсутствие какой-либо ответственности за свои рекомендации и действия. Моральный и материальный ущерб от таких формирований предстоит оценить.

Изложенные уточнения функций информационно-консультационной службы следует рассматривать как предложения для обсуждения. Они могут уточняться и изменяться, но при сохранении следующих основных принципов:

• инновационная направленность;

• учет интересов всех субъектов научной и инновационной деятельности;

• оперативность и достоверность информации;

• реальная ответственность субъектов договорных отношений.

При этом, по нашему мнению: структуры инновационного блока должны регистрироваться только в правовой форме некоммерческих организаций, а главной и единственной функцией инновационного блока должно быть посредничество:

- в поиске и предоставлении потенциальному заказчику информации об инновации, ее правообладателе, условиях (предварительных) получения;

- в распространении приглашений к деловому партнерству в инновационной деятельности в научно-технической сфере;

- в оказании помощи при охране разработок, их использовании и коммерциализации;

- в распространении предложений и запросов ученых и практиков стран СНГ;

- в систематизации и предоставлении субъектам инновационной деятельности достоверной информации о результатах (включая отрицательные) выполнения ранее заключенных письменных договоров и сделок.

Следует прислушаться к устоявшемуся в развитых экономиках тезису — риск потерять обоснованную идею гораздо опаснее, чем потерять какие-то вложения. Доказано, что одна из десяти реализованных новых идей окупает затраты на все десять. К этому добавляется повышение качества науки, образования и производства, содержание и качество всех составляющих человеческого капитала.

Изложенное позволяет сделать следующий вывод.

Информационное обеспечение инновационной деятельности требует от хозяйствующих субъектов системного поиска различных видов новейшей информации, и в этих вопросах значительную помощь призвана оказывать им отраслевая информационно-консультационная служба. Однако в целях ускоренного формирования инновационной экономики информационно-консультационную службу следует ориентировать дополнительно на распространение и освоение товаропроизводителями инноваций. Инновационный блок службы должен выполнять функции посредника между субъектами инновационной деятельности — владельцем прав на результаты интеллектуальной деятельности и потенциальным потребителем инноваций (нововведений).

1. Баутин В.М. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России // АПК: экономика, управление, 2000. № 3. С. 20-25.

2. Баутин В.М. Концептуальные основы развития информационно-консультационной службы АПК России. В сб.: «Опыт и проблемы функционирования информационноконсультационной службы АПК России». М.: Росинформагротех, 2000. С. 17-34.

3. Баутин В.М. Охрана интеллектуальной собственности — условие ее коммерциализации: Монография. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2011. 224 с.

4. Баутин В.М. Режим коммерческой тайны в высшем аграрном учебном заведении: Рекомендации. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2011. 40 с.

5. Баутин В.М., Костин В.Д. Управление правами на результаты интеллектуальной деятельности в агропромышленном комплексе России. М.: Росинформагротех, 2004. 268 с.

6. Баутин В.М., Костин В.Д. Безвозмездная передача инноваций в АПК: благотворительность, дарение или спонсорство? // Информационный бюллетень Минсельхоза России, 2006. № 10. С. 77-80.

7. Бобрышев В.А. Правовое регулирование договорных отношений в области передачи интеллектуальных прав // Право и государство: теория и практика, 2010. № 5(65). С. 43-47.

8. Буздалов К.Н. О макрополитических условиях перехода к системной модернизации сельского хозяйства России. В сб. Экономические проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного комплекса. М.: РГАУ-МСХА, 2011. С. 194-201.

9. Козлов В.В. Стратегические основы развития сельского хозяйства. В сб. Экономические проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного комплекса. М., 2001. С. 217-221.

10. Рубинштейн А.А. Роль информационных технологий в развитии малого предпринимательства в АПК. В сб. «Рыночная трансформации сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы». М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 339-341.

11. Ситдикова Л. Б. Критерии оценки качества консультационных услуг // Современное право, 2007. № 1. С. 14-16.

12. Ситдикова Л.Б. Концепция закона о консультационной деятельности в РФ // Юридический мир, 2007. № 7(127). С. 32-36.

13. Ситдикова Л.Б. К вопросу о соотношении понятий «информационная услуга» и «консультационная услуга» // Юрист, 2009. № 8. С. 57-61.

14. Степанова Т.Е., Корнева С.С. Интеллектуальное посредничество // Креативная экономика, 2008. № 2. С. 66-73; там же № 3. С. 13-19.

15. Судьбина Н.К. Платные услуги как дополнительный источник финансирования информационно-консультационного центра: В сб.: «Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России». М.: Росинформагротех, 2000. С. 229-231.

16. Трофимов С. Проблемные вопросы безвозмездной передачи имущественных прав владельцев объектов промышленной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2005. № 4. С. 28-32.

SUMMARY

Information-consulting service functions adjustment necessity is emphasized, its additional orientation towards both spreading and commodity producers adaptation to innovations when going over to innovations rails in economy. Innovation service unit should perform functions of an intermediary between innovative activities subjects - both rightholders of headwork results and potential consumers of the innovations.

Key words: information, information support, innovation, innovative economy, entrepreneurship, exclusive rights, author, rightholder, intangible assets.

Баутин Владимир Моисеевич — д. э. н., проф., академик РАСХН, ректор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; e-mail: rector@timacad.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.