Научная статья на тему 'Система «Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории» - основа профессионального образования гуманитария (Концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ)'

Система «Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории» - основа профессионального образования гуманитария (Концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1570
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / AUXILIARY HISTORICAL DISCIPLINES / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDIES / ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / THEORY AND METHODOLOGY OF HISTORY / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ / INSTITUTE FOR HISTORY AND ARCHIVES / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Представлен результат теоретического осмысления на новом уровне роли вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, теории и методологии истории в структуре актуального гуманитарного знания при переходе на двухуровневую систему высшего образования. Предложены пути реализации этого осмысления в учебной, методической и научной работе кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a new theoretical perspective on the role of auxiliary historical disciplines, source studies, theory and methodology of history in the current knowledge in the humanities within the framework of transition to the two-level system of higher education. Ways are offered to implement this perspective in the departments educational, methodological, and academic work.

Текст научной работы на тему «Система «Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории» - основа профессионального образования гуманитария (Концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ)»

Дискуссии

СИСТЕМА «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ -ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ» - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАНИТАРИЯ

(Концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ)

Представлен результат теоретического осмысления на новом уровне роли вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, теории и методологии истории в структуре актуального гуманитарного знания при переходе на двухуровневую систему высшего образования. Предложены пути реализации этого осмысления в учебной, методической и научной работе кафедры.

Ключевые слова: Вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение, теория и методология истории, преподавание, высшее образование, Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет

1. ПРЕАМБУЛА

Традиционная система университетского образования в области истории сложилась в течение веков в условиях, когда информационный ресурс культуры, знания и управления концентрировался в рамках узкого интеллектуального слоя сообщества. В сознание сообщества в целом, в массовое сознание этот ресурс поступал лишь в виде концептуально целостной и не подлежащей аналитике концептуальной схемы - нарратива в широком смысле этого понятия. Складывание критического отношения к способам формирования этого ресурса не входило в предмет университетского образования. В условиях наступления информационного общества массовое сознание оказалось не готово противостоять мощным объемам информации, поступающим в режиме реального времени, и в результате - возможности манипулирования оказались глобально масштабными.

Общий вектор осознания информационного вызова уже разворачивается, хотя медленно и (со стороны профессионального со-

общества) крайне неохотно, но все же в сторону необходимости перехода от трансляции знания к обучению способам понимания представляемого пользователю информационного ресурса. Однако лишь немногие научные школы могут в обозримые сроки, оперативно предоставить в распоряжение университетской педагогической практики цельную концепцию, включающую философское обоснование, конкретные исследования и учебно-методические технологии для перехода к новой образовательной модели. В данных условиях парадигма когнитивно-информационного подхода к преподаванию исторических наук, представленная источниковедческим научно-педагогическим направлением кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, является в принципе актуальной и востребованной.

На протяжении всего XX в. усилиями ряда поколений отечественных гуманитариев были сформированы основы теории, истории и методов исследования и преподавания данной источниковедческой концепции. Разумеется, есть необходимость завершения и представления ряда новых концептуальных монографических трудов в ближайшее время, совершенствования имеющегося пакета учебно-методических материалов кафедры и их распространения и тиражирования. Следует перенести акцент на выход этих работ в более широкое образовательное пространство. Одно из них может представлять, на наш взгляд, вновь образованный в РГГУ Центр мониторинга и изучения постсоветского пространства (СНГ). В принципе изучение постсоветского пространства опирается на мощную, исторически сложившуюся как целое источниковую основу и в то же время в университетском образовании имеет много изначально общего. Классический учебник Тихомирова-Никитина именно так и представлял в свое время курс «Источниковедение истории СССР с древнейших времен» до нового, а впоследствии и новейшего времени и представляет видовое разнообразие и общность источниковедческого подхода к историческому наследию совместно существовавших народов.

В рамках университетского источниковедения сложились свои традиции, научные школы и исследовательские достижения. Научные связи продолжаются на уровне личных контактов, но могли бы иметь и некий институционально-организационный статус и информационный ресурс.

В качестве примера заметим, что кафедральное учебное пособие «Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории» с грифом Министерства образования РФ для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специально-

стям, имеет издательский успех (три издания за 1998-2004 гг.) и потому, что хорошо известен в ряде стран бывшего СССР (наряду с другими кафедральными работами и программами).

Кафедра проводит научные конференции по крупным проблемам теории и практики источниковедения и методологии истории, в них принимают участие коллеги из других стран постсоветского пространства.

Кафедра может обеспечить и обеспечивает консультативную помощь в области учебно-методической работы, подготовки аспирантов, докторантов, стажеров и студентов.

Надо выходить на новый уровень информации об источниковедческой парадигме РГГУ.

* * *

Переход на новую систему образования (бакалавриат-магистратура) требует концептуального обоснования образовательной модели в целом и каждого из уровней в отдельности. Кафедра в своих позициях по этому вопросу исходит из следующих положений.

Необходимо представить фундаментальный уровень образования уже на его первой ступени - бакалавриате, поскольку вполне возможно, что обучающиеся им и ограничатся, и, следовательно, они должны уже иметь свою картину мира, отвечающую современному уровню развития научных представлений. В условиях информационного общества проблема активного отношения к получению информации и ее распознавания по качеству является первоочередной. Предшествующий (ранний) период развития информационных технологий создал иллюзию обилия и доступности информации для потребителя без специальной подготовки (вернее, эта подготовка сводилась к так называемой компьютерной грамотности). Эта иллюзия изживается в настоящее время. Теоретическое знание никоим образом не должно идентифицироваться с информационными технологиями, оно обращено на качество информационного товара и на способы различения этого качества. В современном языке уже наметился определенный сдвиг в эту сторону, когда вошел в употребление термин «контент», означающий содержательную сторону информационных потоков.

Исторически сложилось так, что качество информационного ресурса в течение ряда столетий разрабатывалось преимущественно в области науки истории, ибо она, не имея доступа к своему объекту изучения в виде прямого наблюдения или опроса (как, например, в антропологии, прикладной социологии), вынуждена была разрабатывать методы изучения информационного контента продуктов целенаправленной деятельности человека. Было выработано

направление, изучающее эти объекты как ресурс информации, - исторический источник. Именно поэтому история - не как рассказ о прошлом, но как наука о методах опосредованного наблюдения реальности - выступает в XXI веке как фундаментальная основа знания о человеке. Эти знания имеют три уровня: методы работы с объектом информации (вспомогательные исторические дисциплины), теория и метод информационного поля человеческой истории (источниковедение, его теория и методы) и самопознание научной историей своих источников информации и методов их осмысления (теория и методология истории).

Фундаментальное образование на уровне бакалавриата должно включать концептуальные курсы и семинарские занятия исследовательского уровня (для студентов, выполняющих конкретные самостоятельные задания) по вспомогательным историческим дисциплинам и источниковедению.

Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» является одной из базовых учебных дисциплин для университетского образования на уровне бакалавриата. Он дает представление о дисциплинах, изучающих конкретные культурные объекты, созданные для реальных целей, но содержащие информационный ресурс для получения широкого спектра информации о человеке и обществе, а также о природе, ибо они созданы были в условиях конкретной реальности, в том числе и природной. Эти объекты культуры имеют специфику форм и содержания, которые необходимо уметь раскрывать и использовать.

В реальности современного глобального мира студент получает возможность работать с этими объектами культуры, решать вопросы их подлинности, владеть приемами извлечения информации - палеографической (письмо и графика), хронологической, метрологической, сфрагистики и геральдики, генеалогии и многих других.

Бакалавр будет владеть знанием особенностей человеческого письма как феномена культуры, присущего человеческому обществу на ранних этапах развития и вплоть до современных технологических форм фиксации информации на материальном носителе. Он узнает принципы создания различных азбук и алфавитов, прежде всего славянской, а также других. Изучит способы украшения и защиты рукописных произведений в их материальной форме. Особенности материалов для письма в истории разных народов и регионов мира, орудий письма. Что существенно, овладеет приемами чтения текстов, написанных вышедшими из употребления способами, их понимания, а также передачи на современный археографический (для издания) текст, способами транскрипции.

Курс и практические занятия по хронологии необходимы в современном глобальном мире всем, но особенно (и даже не в первую очередь историкам) работникам культуры, специалистам в сфере межнационального общения и представителям естественно-научного знания и техники (равно как и знания по исторической метрологии). Курсы по хронологии дают возможность знать единицы счета времени и особенности систем времясчисления (до сих пор не утративших не только научного, но и практического значения в регионах) - способов измерения времени. Бакалавр владеет знанием календарных систем стран мира, особенно тех, что были в ходу в пространстве территории СССР с ее многообразием. Он будет знать особенности лунных, лунно-солнечных и солнечных систем и календарей, что важно для общения в условиях разнообразия цивилизаций и конфессий в мире. Необходимо умение практически проводить вычисления и переводить даты на современные общепринятые системы летосчисления, что важно и для знания истории народов, и для культурного общения.

По курсу метрологии изучаются особенности складывания систем мер, древнерусских в частности, а также других народов, и систем денежного счета. Станут ясны принципы формирования систем мер в современном мире, их специфика, и - что существенно - станет возможно осуществлять профессионально перевод мер древности, Средневековья и Нового времени в современные системы мер длины, поверхности площадей, сыпучих и других материй, а также денежный счет.

По курсам геральдики (гербы) и сфрагистики (печати) бакалавр владеет умением работать с изобразительной и символической информацией, содержащейся в гербах и печатях, владеет знанием принципов теоретической геральдики, правилами составления гербов и их истолкования, сможет определить принадлежность, в частности, русских гербов, а также способов удостоверения делопроизводственных, законодательных и правовых документов, способов и практик удостоверения с помощью печати.

Фундаментальная основа понимания единства информационного поля истории и современности культуры, принципов ее формирования, типологического состава и методов исследования даст бакалавру перспективу применять полученное образование в разных направлениях и областях деятельности. Он всегда будет выбирать необходимую информацию, исходя из общей информационной системы, сможет выбирать содержательно и осуществлять необходимый алгоритм проверки ее качества, полноты и достоверности применительно к своим практическим целям.

На уровне магистратуры это понимание и умение будет реали-зовываться направленно, соответственно специализации. Вполне возможны специализации в области источниковедения, истории науки и методов исторического исследования.

Новый курс составляет теория и методология истории.

Теория и методология истории выступает как общепрофессиональная дисциплина. Курс охватывает комплекс историко-философских, теоретико-познавательных (эпистемологических) и теоретико-методологических аспектов деятельности в области гуманитарного знания, истории как науки. Курс теории и методологии истории ориентирован на изучение методов исторического исследования в его основах, его истории и его современных нормах и приемах. Курс теории истории изучает представления об историческом процессе и развитие научных знаний о нем. Курс основывается на общегуманитарной базе и необходим в условиях современного междисциплинарного взаимодействия для тех, кто специализируется в области истории науки, социологии, психологии, истории, истории культуры, информационных наук, философии.

Дальнейшее развитие специализации может осуществляться при создании магистерских диссертационных исследований.

Следует отметить актуализацию данного направления, что проявляется в повышении интереса, востребованности исследований по профилю специальностей «Историография, источниковедение

и методы исторического исследования», «История науки».

* * *

Необходимость новой концепции развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин обусловлена следующими факторами:

1. новым уровнем осмысления вспомогательных исторических дисциплин, их культурологической и общегуманитарной составляющей, их места в системе гуманитарного знания;

2. новым уровнем осмысления интегрирующей роли источниковедения в гуманитарном познании, выходящем на уровень нового синтеза, а также потребностью определения места источниковедения в структуре актуального исторического знания, строящегося принципиально нелинейно, по проблемным полям;

3. потребностью методологической рефлексии в условиях полидисциплинарности актуального гуманитарного знания;

4. переходом на двухуровневую систему образования;

5. разработкой государственных образовательных стандартов нового поколения.

Принципиально важен базовый характер научно-исследовательской работы Научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института по отношению к учебной, научно-методической и научно-организационной работе кафедры.

2. УЧЕБНАЯ РАБОТА

Кафедра обеспечивает преподавание системы дисциплин «Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение -теория и методология истории». Каждая из составляющих этой системы имеет комплексный характер и может быть адаптирована к любым образовательным программам гуманитарной сферы.

Интеграция дисциплин кафедры в образовательные программы РГГУ основывается на понимании:

1. базового характера вышеназванного комплекса дисциплин в гуманитарном образовании, что делает необходимым их преподавание для всех гуманитарных направлений (в той или иной конфигурации) - от философии и культурологии до документоведения;

2. наличия прикладной составляющей вспомогательных исторических дисциплин и источниковедения, что делает целесообразным их преподавание для «прикладных» профилизаций (например, при подготовке культурологов, музеологов, театроведов, социологов, журналистов, документоведов, специалистов по рекламе и PR).

Основной корпус вышеназванной системы дисциплин преподается для направлений «История» и «Документоведение и архивоведение», для всех профилизаций (в разной конфигурации).

Приложение 1. Предложения к учебным планам бакалавриата и магистратуры по направлениям «История» и «Документоведение и архивоведение»

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

3.1. Разработка учебной литературы

Учебно-методическая работа осуществляется также по трем направлениям:

- вспомогательные исторические дисциплины;

- источниковедение;

- теория и методология истории.

Ближайшая задача - разработка и публикация комплекса кафедральных программ с дифференциацией по уровням «бакалавр-магистр».

Следующая задача - публикация авторских лекционных курсов, особенно по вспомогательным историческим дисциплинам.

Перспективная задача - подготовка системы из трех учебных пособий, фиксирующих разработку вышеуказанного комплекса дисциплин Научно-педагогической школой источниковедения. Приступить к решению этой задачи возможно лишь после решения серьезных кадровых проблем.

Непременным условием реализации крупных проектов по публикации комплексов учебных программ, учебных пособий, курсов лекций в рамках РГГУ является их адекватное финансирование (возможно, на грантовой основе).

3.2. Организация кабинета

Концепция Научно-методического кабинета кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин была разработана в 2005 г. и сохраняет свою актуальность. Насущной задачей по-прежнему является перевод кабинета из виртуального состояния в реальное, а также его кадровое обеспечение (что практически невозможно при существующем уровне оплаты труда лаборанта).

Приложение 2. Концепция Научно-методического кабинета кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

4. НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

4.1. Научная работа

Научная работа кафедры ведется также по трем основным направлениям: вспомогательные исторические дисциплины; источниковедение; теория и методология истории, историография. Проблематика научной работы определяется индивидуальными научными интересами профессорско-преподавательского состава на основе понимания актуального состояния гуманитарного знания и потребностей учебного процесса.

Для оптимизации научно-исследовательской деятельности и ее большей координации с учебной и учебно-методической работой, возможно, следует попытаться системно выстроить проблематику дипломных работ и кандидатских диссертаций аспирантов кафедры. Но на пути решения этой задачи видятся две сложности: 1. традиционно творческий характер научно-исследовательской работы студентов предполагает самостоятельный выбор проблематики исследования на основе самостоятельной рефлексии ее актуальности; 2. обширность и разнообразие преподаваемых кафедрой дисциплин обеспечивают огромное поле для выбора проблематики студентами и аспирантами.

Следует подчеркнуть, что вся научная проблематика кафедры, в том числе тематика дипломных и диссертационных исследований, соответствует научному направлению Научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института.

Ближайшая задача - публикация библиографии учебно-методических изданий кафедры.

4.2. Научно-организационная работа

Научно-организационная работа ведется по четырем направлениям:

1. Организация ежегодных конференций. Кафедра проводит конференции всероссийского/международного уровня с 1989 г. Проблематика конференций соответствует научным направлениям Научно-педагогической школы источниковедения и формируется на основе понимания актуальных задач исторического/гуманитарного знания. Проблематика конференций носит принципиально полидисциплинарный характер, соответствует интеграционным тенденциям современной гуманитаристики. Проблематика очередной конференции разрабатывается за год до ее начала. Планировать проблематику в более долгосрочной перспективе нецелесообразно, поскольку это не позволит адекватно соответствовать меняющейся познавательной ситуации.

Принципиально важным является обязательное проведение в рамках каждой конференции круглого стола по проблемам преподавания гуманитарных дисциплин.

Срок проведения конференции - последние четверг-суббота января или рубеж января-февраля.

2. Геральдический семинар. Основатель - докт. ист. наук, профессор Е.И. Каменцева, научный руководитель - канд. ист. наук, доцент Е.В. Пчелов. Геральдический семинар (семинар по гераль-

дике и вспомогательным историческим дисциплинам) работает при кафедре с 1992 г. Заседания проходят ежемесячно, в общей сложности состоялось более ста десяти заседаний. На заседаниях заслушиваются и обсуждаются научные доклады, представляются новые издания по вспомогательным историческим дисциплинам, участвуют около 30-40 человек, представляющих различные высшие учебные заведения (РГГУ, Московский гос. ун-т печати и др.), научные институты (Ин-т российской истории РАН, Ин-т всеобщей истории РАН и др.), музеи (ГИМ, музей «Московский Кремль», Гос. музей современной истории России и др.), общественные организации (Всероссийское геральдическое общество, Союз геральдистов России и др.), коллекционеров и любителей России и зарубежья. Семинар поддерживает связи с региональными центрами (Санкт-Петербург, Тверь, Иваново, Петрозаводск, Нальчик и др.), Геральдическим советом при Президенте РФ. Издается ежемесячный бюллетень заседаний. Два сборника бюллетеней выпущены в свет в 2005 и 2007 гг. отдельными изданиями. Труды семинара публикуются в качестве отдельных номеров журнала «Гербовед». В настоящее время опубликовано 7 таких сборников (первый сборник - в виде тома Трудов ИАИ). Семинаром подготовлен биобиблиографический указатель трудов Е.И. Каменцевой (опубликован РГГУ в 2005 г.). Семинар принимал участие в организации конференций кафедры по вспомогательным историческим дисциплинам и исторической хронологии (к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца).

3. Учебно-научный семинар по источниковедению российской истории. Научный руководитель - докт. ист. наук, профессор, чл.-кор. РАН С.М. Каштанов.

4. Издание «Вестника РГГУ», серия «Исторические науки», подсерия «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Издание «Вестника РГГУ» осуществляется в соответствии с разработанной кафедрой концепцией. В настоящее время издан первый выпуск. Начата работа над вторым выпуском. Формируется редакционный портфель третьего выпуска. Планируется подготовка одного выпуска в год, со сроком сдачи в издательство в июне.

Приложение 3. Проблематика научных конференций кафедры.

Приложение 4. Концепция «Вестника РГГУ», серия «Исторические науки», подсерия «Историография, источниковедение и методы исторического исследования».

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Главная задача в области кадрового обеспечения - сохранение и развитие Научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института. Предполагается и далее сохранить по преимуществу сложившуюся практику подготовки преподавателей через аспирантуру кафедры.

Наиболее актуальной проблемой, требующей целенаправленных усилий по ее решению, является защита кандидатских и докторских диссертаций.

6. АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА

Аспиранты кафедры являются ее полноправными членами, участвующими во всех видах научной и научно-организационной работы.

Сохранение и развитие аспирантуры кафедры требует решения двух задач:

1. оптимизация, по мере возможности, проблематики кандидатских диссертаций;

2. традиционная - повышение эффективности аспирантуры в плане выхода на защиту кандидатской диссертации к моменту окончания аспирантуры или вскоре после него.

В настоящее время кафедра имеет двух докторантов из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, что соответствует идее повышения квалификации преподавателей в рамках Научно-педагогической школы источниковедения. Дальнейшее развитие докторантуры - по мере необходимости и возможности.

7. НАУЧНЫЕ СВЯЗИ

Кафедра как институция имеет устойчивые научные связи с научными и учебными заведениями; среди них:

Институт всеобщей истории РАН, Российское общество интеллектуальной истории;

Государственный исторический музей;

Музей «Московский Кремль»;

Российский университет дружбы народов;

Львовский государственный университет им. И. Франко;

Всероссийский научно-исследовательский институт докумен-товедения и архивного дела;

Межвузовский научно-образовательный центр «Новая локальная история» кафедры истории России, историографии и источниковедения Ставропольского государственного университета;

Геральдический совет при Президенте РФ;

Всероссийское геральдическое общество;

Русское генеалогическое общество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагается и дальнейшее развитие традиционно сложившихся связей с научными и учебными заведениями.

Приложения

Приложение 1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «ИСТОРИЯ» И «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ»

- Направление «История». Бакалавриат Профилизация «Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины»

а) научно-исследовательская деятельность. Эвристическая работа, поиск ретроспективной информации, создание баз данных.

б) производственно-технологическая деятельность. Журналистская деятельность, работа в средствах массовой информации, направленная на презентацию ретроспективной информации. Экскурсионная деятельность.

в) организационно-управленческая деятельность. Работа в административных структурах, связанная с поиском, отбором и презентацией ретроспективной информации.

г) проектная деятельность. Разработка и реализация проектов по формированию социальной памяти малых групп (генеалогия, история семьи, корпоративная история), а также локальных социокультурных сообществ (брендирование территорий, обоснование локальной коммеморации, разработка символики).

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят:

палеография, хронология, геральдика)

Русская палеография

Основы латинской и греческой палеографии

Метрология Сфрагистика Фалеристика Вексиллология Генеалогия и история семьи Дипломатика Историческая география Ономастика Древнерусский язык

2. Источниковедение

Теоретические основы источниковедения Источники российской истории

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Актуальное историческое знание Новая локальная история

4. Иные

Основы лингвистики Основы психологии Основы семиотики

- Направление «История». Магистратура Профиль «Источниковедение и методы исторического исследования»

а) научно-исследовательская деятельность в сфере истории и смежных областях гуманитарного знания.

б) журналистская деятельность, аналитическая работа в средствах массовой информации.

в) проектная деятельность, нацеленная на формирование социальной памяти на национально-государственном уровне (разработка символики, обоснование коммеморации).

1. Вспомогательные исторические дисциплины

Культурологические основания вспомогательных исторических дисциплин

КПВ: латинская палеография/греческая палеография Кодикология

Символика и эмблематика Русская дипломатика Европейская дипломатика Структурный анализ текста Всеобщая хронология Антропонимика

Топонимика

Архонтология и системы социального этикета

2. Источниковедение

История, теория и метод источниковедения Зарубежное источниковедение Компаративное источниковедение Вещественное источниковедение

3. Теория и методология истории

Теория истории Методология истории Эпистемология гуманитарного знания Актуальные проблемы исторического познания:

- историческая антропология

- история ментальностей

- история повседневности

- новая биографика

- микроистория

- интеллектуальная история

- новая локальная история

4. Иные

Лингвистика

Психология

Семиотика

История российской государственности История архивного дела

- Направление «Документоведение и архивоведение». Бакалавриат

Профилизация «Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины»

а) научно-исследовательская деятельность. Эвристическая работа, поиск ретроспективной информации, создание баз данных.

б) производственно-технологическая деятельность. Презентация ретроспективной информации, в том числе в средствах массовой информации.

в) организационно-управленческая деятельность. Работа в административных структурах, связанная с поиском, отбором и презентацией ретроспективной информации.

г) проектная деятельность. Разработка и реализация проектов по формированию социальной памяти малых групп (генеалогия, история семьи, корпоративная история), а также локальных социокультурных сообществ (брендирование территорий, обоснование локальной коммеморации, разработка символики).

1. Вспомогательные исторические дисциплины

Русская палеография

Основы латинской и греческой палеографии

Метрология

Сфрагистика

Фалеристика

Вексиллология

Генеалогия и история семьи

Дипломатика

Историческая география

Ономастика

Древнерусский язык

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания Методы исторического исследования История исторического познания

- Направление «Документоведение и архивоведение». Магистратура

Профилизация «Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины»

а) научно-исследовательская деятельность в сфере истории и смежных областях гуманитарного знания.

б) журналистская деятельность, аналитическая работа в средствах массовой информации.

в) проектная деятельность, нацеленная на формирование социальной памяти на национально-государственном уровне (разработка символики, обоснование коммеморации).

1. Вспомогательные исторические дисциплины

Культурологические основания вспомогательных исторических дисциплин

КПВ: латинская палеография/греческая палеография Кодикология

Символика и эмблематика Русская дипломатика Европейская дипломатика Структурный анализ текста Всеобщая хронология Антропонимика Топонимика

Архонтология и системы социального этикета Генеалогия, история семьи

2. Источниковедение

История, теория и метод источниковедения Зарубежное источниковедение Компаративное источниковедение

3. Теория и методология истории

Теория истории Методология истории Эпистемология гуманитарного знания Актуальные проблемы исторического познания

4. Иные

Лингвистика

Психология

Семиотика

История российской государственности Профилизация «Архивоведение»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология) Русская палеография Геральдика и сфрагистика Основы дипломатики Основы генеалогии Текстология

Историческая география

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания Методы исторического исследования История исторического познания

Профилизация «Историко-архивоведение»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология) Русская палеография Геральдика

Сфрагистика Фалеристика Вексиллология Основы генеалогии Основы дипломатики Историческая география Текстология Древнерусский язык

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Методы исторического исследования

Профилизация «Технотронное архивоведение»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология) Основы дипломатики Историческая география Текстология Иконография Символика и этнография

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Методы исторического исследования

Профилизация «Зарубежное архивоведение»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология) Латинская палеография Геральдика (европейская и российская) Кодикология Сфрагистика

Основы генеалогии Основы дипломатики Текстология

Историческая география

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории Зарубежное источниковедение Компаративное источниковедение

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Методы исторического исследования

Профилизация «Архивы РПЦ»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология) Славянская палеография Греческая палеография Кодикология

Сфрагистика и геральдика Основы дипломатики

Старославянский и церковнославянский языки Текстология

Историческая география Эортология

2. Источниковедение

Теория и история источниковедения Источники российской истории Зарубежные источники по истории РПЦ

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Методы исторического исследования

- Направление «История». Бакалавриат Профилизация «Постсоветская история России»

1. Вспомогательные исторические дисциплины

(В базовый блок вспомогательных исторических дисциплин входят: палеография, хронология, метрология)

Российская и советская геральдика и эмблематика Российская и советская фалеристика Российская и советская вексиллология Биографика и просопография

2. Источниковедение

Политическое источниковедение

Источники постсоветской истории (углубленный курс) Источниковедение истории Украины и Белоруссии

3. Теория и методология истории

Теория исторического знания История исторического познания Актуальные проблемы исторического познания Введение в славистику Новая локальная история

- Направление «История». Магистратура Профилизация «Постсоветская история России»

2. Источниковедение

Компаративное источниковедение

3. Теория и методология истории

Теоретико-методологические основания сравнительно-исторических исследований

Теоретические вопросы истории транзитарных обществ Современные проблемы эпистемологии гуманитарного познания

Приложение 2 КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА КАФЕДРЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Вспомогательные исторические дисциплины играют фундаментальную роль в формировании современного специалиста-гуманитария. Связь вспомогательных исторических дисциплин с такими базовыми категориями человеческого опыта, как время и пространство, чтение и письмо, знаковые и символические системы и т. д., делает их особенно актуальными для современных наук о человеке и изучения культуры в самом широком смысле этого по-

нятия. Все это обусловливает необходимость постановки исследования и преподавания вспомогательных исторических дисциплин на принципиально новый уровень, что невозможно без развития материально-технической базы учебного процесса.

В настоящее время на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин имеются формировавшиеся на протяжении более чем шестидесяти лет трудами как преподавателей, так и студентов Московского государственного историко-архивного института коллекции, включающие в себя подлинные документы, образцы бумаги, матрицы и оттиски печатей, рисунки гербов и т. п.

Помимо этого на кафедре хранятся учебно-методические материалы:

- «Эмблематический гербовник» В.К. Лукомского;

- «Альбом снимков рукописных памятников» А.Т. Николаевой;

- набор слайдов и диапозитивов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины»;

- образцы орнамента и миниатюр кириллических рукописей и старопечатных изданий Х1-Х1Х вв.;

- фотокопии текстов Х1-Х1Х вв.;

- репродукции карт ХУ1-Х1Х вв. и др.

Большую ценность представляют также архив и библиотека кафедры, где хранятся рукописи преподавателей (А.Н. Сперанского, И.Ф. Колесникова, А.Ц. Мерзона, Е.П. Маматовой, Е.И. Каменцевой и др.), коллекция дипломных работ, защищенных выпускниками Историко-архивного института начиная с 1940-х гг., литература по вспомогательным историческим дисциплинам, источниковедению, теории и методологии истории, информационной эвристике и другим дисциплинам, включая раритетные издания Х1Х-ХХ вв., альбомы филиграней, факсимильные издания рукописей и старопечатных изданий. Многие издания имеют автографы выдающихся ученых и дарственные надписи кафедре. Помимо этого кафедре переданы родственниками научные библиотеки Е.П. Маматовой и Е.И. Ка-менцевой. Хранение, экспонирование и использование (как в научной, так и в учебной и популяризаторской работе) всех указанных материалов требует соответствующих условий, которыми в настоящее время кафедра не располагает.

Приложение 3 ПРОБЛЕМАТИКА НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ КАФЕДРЫ

Кафедра начала проводить свои конференции с 1989 г., когда состоялась первая в СССР конференция по генеалогии. Уже с 1990 г. конференции стали ежегодными, постепенно приобретя международный статус. Конференции, как правило, сопровождаются публикацией докладов и материалов, представленных участниками. В некоторые годы кафедра проводила две и даже три научные встречи: в 1998, 2004-2006 гг. Кафедра участвовала в проведении конференций совместно с другими научными центрами - Региональным научно-образовательным центром «Новая локальная история» и Ставропольским межрегиональным отделением Российского общества интеллектуальной истории.

Несмотря на то что обычно к началу заседаний конференции выходил сборник материалов, остались неизданными доклады и сообщения круглого стола «Художественная литература и историческая реальность». Он был проведен 21 марта 1998 г. кафедрой совместно с редакцией журнала «Вестник гуманитарной науки» и Российско-французским центром исторической антропологии им. Марка Блока. Здесь предполагалось рассмотреть проблемы «Художественная литература как исторический источник» и «Художественная литература в историко-антропологичес-ких исследованиях». В планах организаторов круглый стол открывался вступительным словом С.О. Шмидта. Далее были запланированы доклады С. Дмитриенко «Художественные произведения как исторический источник» и И. Беленького «Истори-ко-источниковедческий подход к русской художественной литературе Х1Х-ХХ вв.: смысл и возможности». Были заявлены следующие сообщения: А. Ауэр «Щедринская философия истории и ее воплощение в "Истории одного города"», Т. Ивлева «Топор, срубивший вишневый сад: историко-культурное прочтение пьесы Чехова "Вишневый сад"», Ю. Брыкина «Проблема интерпретации драматургии (на примере драматургии А.Н. Островского)», М. Румянцева «Художественный образ как эпистемологическая проблема», И. Ципоркина «Роль и место литературы среди исторических источников», И. Данилевский «Летописная статья: протокольная запись или художественный образ?», К. Ерусалимский «Как сделана "История" Курбского», Е. Камен-цева «Писатель Балашов и вопросы хронологии», О. Горяинова «Художественный текст в преподавании культурологии». В засе-

дании круглого стола планировались выступления В. Кабанова, В. Муравьева, В. Рудакова, М. Бибикова, А. Цыдендамбаевой, О. Шилова, И. Есаулова, Е. Дмитриевой, И. Карпова, Д. Фельдмана, М. Одесского, Д. Магомедовой, Г. Саатчяна, О. Медушевской и других исследователей.

Ниже приводится хронологический перечень конференций, организованных и проведенных кафедрой.

1. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Межвузовская научная конференция. Москва, 31 янв. - 3 февр. 1989 г.

2. Спорные вопросы отечественной истории Х1-ХУШ веков: Первые чтения, посвященные памяти А.А. Зимина. Москва, 13-18 мая 1990 г.

3. Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма: Чтения, посвященные памяти А.Л. Станиславского. Москва, 27 янв. - 1 февр. 1991 г.

4. Чтения памяти В.Б. Кобрина «Проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма». Москва, 26-29 янв. 1992 г.

5. Источниковедение ХХ столетия. Научная конференция. Москва, 28-30 янв. 1993 г.

6. Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации. Научная конференция. Москва, 27-29 янв. 1994 г.

7. Россия в Х-ХУШ вв.: проблемы истории и источниковедения. Вторые чтения, посвященные памяти А.А. Зимина. Москва, 26-28 янв. 1995 г.

8. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. Научная конференция. Москва, 29-31 янв. 1996 г.

9. Исторический источник. Человек и пространство. Научная конференция. Москва, 3-5 февр. 1997 г.

10. Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Научная конференция. Москва, 4-6 февр. 1998 г.

11. Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. Научная конференция. Москва, 4-6 февр. 1999 г.

12. Историк во времени: Третьи Зиминские чтения. Научная конференция. Москва, 2000 г.

13. Вспомогательные исторические дисциплины: специальные функции и гуманитарные перспективы. XIII научная конференция. Москва, 1-2 февр. 2001 г. В честь Е.И. Каменцевой.

14. Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. XIV научная конференция. Москва, 18-19 апр. 2002 г. В честь С.О. Шмидта.

15. Источниковедческая компаративистика и историческое построение. XV научная конференция. Москва, 30 янв. - 1 февр. 2003 г. В честь О.М. Медушевской.

16. Народ и власть: исторические источники и методы исследования. XVI научная конференция. Москва, 30-31 янв. 2004 г. Памяти В.В. Кабанова.

17. Новая локальная история: пограничные реки и культура берегов. Вторая Международная научная Интернет-конференция. Ставрополь, 20 мая 2004 г.

18. Образ науки в университетском образовании. XVII научная конференция. Москва, 27—29 янв. 2005 г.

19. Восточная Европа в древности и средневековье: проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. IV Чтения памяти доктора исторических наук Александра Александровича Зимина. Москва, 19-22 апр. 2005 г.

20. Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. XVIII научная конференция. Москва, 26-28 янв. 2006 г. Памяти Е.И. Каменцевой.

21. Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Научная конференция. Москва, 11-12 дек. 2006 г.

22. Вспомогательные исторические дисциплины: Проблемы изучения и преподавания. Научно-практическая конференция. Тверь, 21 декабря 2006 г. Организаторы: Тверской государственный университет, Исторический факультет; Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архив-ный институт, Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

23. Единство гуманитарного знания: новый синтез: XIX Международная научная конференция. Москва, 25-27 янв. 2007 г.

24. Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания. XX научная конференция. Москва, 31 янв. - 2 февр. 2008 г. Памяти О.М. Медушевской.

25. Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Международная научная конференция. Москва, 14-16 мая 2008 г. Организаторы: Институт всеобщей истории РАН, Центр «Палеография, кодикология, дипломатика»; Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт, Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Научные конференции кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета

в 1988-2008 гг.:

Библиографический список изданий

Конференции, проводимые кафедрой, стали важнейшей составляющей научной жизни института и университета. Разнообразие проблематики и широта хронологического охвата, обязательная постановка проблемных докладов привлекают внимание специалистов не только России, но и зарубежных стран. Сто пятьдесят и более заявленных докладов на каждой конференции - это привычные для организаторов масштабы. Успеху этих научных встреч способствует также и то, что кафедра формирует в качестве тем конференций наиболее важные проблемы исследований в сфере современных гуманитарных наук.

Организаторы всегда исходят из представления о том, что источниковедение как направление, научная дисциплина играет интегрирующую роль в современном гуманитарном знании и осмысливается в ситуации недисциплинарного строения науки как фундаментальная наука о человеке. В наибольшей степени эти представления выражены в трудах лидера научной школы источниковедения Историко-архивного института - Ольги Михайловны Медушевской (Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: сборник / Сост.: Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева; Отв. ред. В.А. Муравьев; Рос. гос. гуманитар. унт. Ист.-арх. ин-т. Каф. источниковедения и вспомо-гат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2001. 227 с.). Следуя такому пониманию источниковедения, разрабатываемому кафедрой в течение многих десятилетий, проблематика конференций выстраивается в системе «вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории».

Кафедра всегда утверждала в своей деятельности принцип преемственности, творческого восприятия и продолжения научных традиций, заложенных выдающимися представителями исторической науки, разрабатывавшими проблемы методологии истории, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: А.С. Лаппо-Данилевским, М.Н. Тихомировым, первыми заведующими кафедрой А.Н. Сперанским и А.И. Андреевым, профессорами и преподавателями кафедры. Несколько конференций были посвящены памяти заведующих кафедрой, профессоров и преподавателей кафедры.

Характерной чертой научной школы, которую представляет кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, является стремление рассматривать каждую научную встречу, всероссийскую (всесоюзную) и международную по охвату участников, как ученое собрание, где не только обсуждаются определенные проблемы и предлагаются результаты исследований, новые методики, вводятся в научный оборот неизвестные ранее исторические источники, но и подводятся итоги исследований, определяющих место этих проблем в сфере более общей проблематики вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и методологии истории. Особенно важно то, что конференции кафедры помогают выявлять специалистов, работающих по данной тематике в разных регионах России и зарубежья, определять перспективные направления развития гуманитарных наук. Таким образом, корпус докладов и сообщений, представляемых ежегодно, является и показателем состояния вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и методологии истории, и важной характеристикой для суждения о динамике развития гуманитарис-тики, формировании научных школ и направлений, методов преподавания этих дисциплин в высшей школе.

Проведение научных встреч такого масштаба требует совместных усилий многих научных центров, поэтому соорганизаторами некоторых конференций выступали другие кафедры, факультеты и институты РГГУ, а также Археографическая комиссия РАН, Институт российской истории, Институт всеобщей истории РАН, музейные и архивные учреждения.

Традиционным для конференций стало представление программных теоретических докладов, готовящихся кафедрой и задающих направления обсуждения научных проблем, и подведение итогов, обобщающее материалы сообщений и научных дискуссий. Результаты таких обсуждений побуждают исследователей к организации новых учебных курсов в вузах, выпуску программ и учебных пособий, подготовке диссертационных исследований и монографий.

Постоянным пунктом программы стали заседания круглого стола по проблемам преподавания вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и методологии истории, которые проводятся в заключительный день работы конференции. С докладами на круглом столе выступают ведущие преподаватели вузов России и зарубежья. Круглый стол - место для обсуждения накопленного опыта преподавания, постановки новых курсов, реализации в повседневной практике преподавания теоретических представлений о месте гуманитарного знания в контексте науки и современной социальной практики.

Программы некоторых конференций представлены в «Вестнике гуманитарной науки» (М.: РГГУ, 1994. № 1 (15). С. 3-4; 1996. № 2 (28). С. 7-10). Естественно, что далеко не все заявленные доклады читаются на заседаниях конференции - исследователям не всегда удается присутствовать, выступать и принимать участие в дискуссиях. Организаторы полагают принципиально важным включать в программу конференций и публикуемые сборники материалов все доклады, которые соответствуют научному уровню и одобрены оргкомитетом соответствующей конференции.

К началу каждой конференции кафедра стремится выпустить сборник ее материалов. Постепенно сложилась и структура таких изданий: в первом разделе публикуются пленарные доклады, второй раздел наиболее обширный - здесь представлены тезисы секционных докладов и сообщений, в третьем разделе помещаются материалы обсуждения проблем, вынесенных на заседание круглых столов.

Публиковались библиографические списки материалов проведенных конференций и росписи их содержания: Казаков Р.Б. Научные конференции кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ // Археографический ежегодник за 1996 год / Отв. ред. С.О. Шмидт. М.: Наука, 1998. С. 334-361; Научные конференции кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ / Сост. Р.Б. Казаков // Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: Сборник / Сост.: Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева; Отв. ред. В.А. Муравьев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Ист.-арх. ин-т. Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2001. С. 157-214.

Отчеты о конференциях с итогами обсуждения докладов опубликованы в научной периодике: Морозов Б.Н., Муравьев В.А., Простоволосова Л.Н. Первая конференция по генеалогии // История СССР 1990. № 2. С. 219-221; Чтения памяти А.А. Зимина. Чтения памяти А.Л. Станиславского // История СССР 1991. № 5. С. 220-221; Простоволосова Л.Н. Чтения памяти В.Б. Кобрина // Отечественные архивы. 1992. № 4. С. 89; Б.М. Первая конференция по генеалогии // Летопись Историко-родословного общества в Москве. 1993. Вып. 1(45). С. 73; Б.М. Историко-родословная тематика на чтениях памяти А.Л. Станиславского // Там же. С. 73-74; Б.М. Доклады по генеалогии на чтениях памяти В.Б. Кобрина // Там же. С. 74-75; Казаков Р.Б. Источниковедение ХХ столетия // Кентавр. 1993. № 2. С. 133-142; [РумянцеваМ.Ф.] О конференциях, проводимых кафедрой вспомогательных исторических дисциплин Истори-

ко-архивного института // Вспомогательные исторические дисциплины: Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. М., 1994. С. 176-177; Kazakov R.B., Prostovolosova L.N., Rumjanceva M.F. Quellenkunde am Historischen Institut für archivwesen // Berliner Jahrbuch fur osteuropaische Geschichte. Berlin: Akademie Verlag, 1994. Bd. 1: Rußland im 20 Jahrhundert. S. 183-189; Майорова А.С. Конференция «Источниковедение ХХ столетия» // Археографический ежегодник за 1993 год. М., 1995. С. 354-355; Казаков Р.Б. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании: [Обзор докл. науч. конф. в РГГУ 29-31 янв. 1996 г.] // Отечественные архивы. 1996. № 3. С. 113-116; Саатчян Г.Р. Исторический источник: человек и пространство // Отечественные архивы. 1997. № 2. С. 117-120; Муравьев В.А., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. XVI научная конференция кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института // Новый исторический вестникъ / Гл. ред. С.В. Карпенко. М.: Изд-во Ипполи-това, 2004. № 1(10). С. 312-316; Муравьев В.А, Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. XVI научная конференция кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института // Вестник архивиста. М., 2004. № 2(80). С. 344-346; Пчелов Е.В. Вспомогательные исторические дисциплины: [Обзор докл. и собщений конф. «Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления». Москва, 2628 янв. 2006 г.] // Преподавание истории и обществознания в школе: Науч.-теор. и метод. журн. М.: Шк. пресса, 2007. № 1. С. 3-8; Казаков Р.Б. «Актуальные проблемы истории России XVIII века»: Конференция РГГУ, посвященная 90-летию Николая Ивановича Павленко // Новый исторический вестник / Гл. ред. С.В. Карпенко. М.: Издатель С.С. Ипполитов, 2007. № 1(15). С. 183-186; Мельцин М. XIX международная научная конференция кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ «Единство гуманитарного знания: новый синтез» // Генеалогический вестник: журн. Творч. объединения Рус. генеалог. о-ва / Редкол.: В.Н. Рыхляков (гл. ред.) и др. СПб.: ТО РГО, 2007. Вып. 29. С. 23-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже публикуется библиографический список изданий материалов конференций, проведенных кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ в 1988-2008 гг.

1. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования : тез. докл. и сообщений межвуз. науч. конф. Москва, 31 янв. - 3 февр. 1989 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), В.Б. Кобрин, М.П. Лукичев,

В.Д. Назаров, Л.Н. Простоволосова, А.Л. Станиславский, Е. Иванова (секретарь) ; Мин-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Головной совет по архивоведению, документоведению и науч.-тех. инф., Моск. гос. ист.-арх. ин-т. - М. : МГИАИ, 1989. - 140 с. - 350 экз.

2. Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII веков : тез. докл. и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А.А. Зимина. Москва, 13-18 мая 1990 г. / отв. ред. : Ю.Н. Афанасьев, А.Н. Новосельцев ; редкол. : В.Б. Кобрин, В.А. Муравьев, В.М. Панеях, А.А. Преображенский, Л.Н. Простоволосова, А.Л. Станиславский, А.Л. Хорошкевич ; АН СССР, Ин-т ист. СССР, Моск. гос. ист.-арх. ин-т. - М. : МГИАИ, 1990. - [2 вып.]. - 324 с. - 500 экз.

3. Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма : Чтения, посвященные памяти А.Л. Станиславского : тез. докл. и сообщений. Москва, 27 янв. - 1 февр. 1991 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), В.Б. Кобрин, Б.Н. Флоря, А.Б. Каменский, С.П. Мордовина, Л.Н. Простоволосова, И.Л. Беленький, В.Д. Назаров ; Гос. ком. РФ по делам науки и высш. школы, Моск. гос. ист.-арх. ин-т. - М. : МГИАИ, 1991. - 280 с. - 300 экз.

4. Чтения памяти В.Б. Кобрина «Проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма» : тез. докл. и сообщений. Москва, 26-29 янв. 1992 г. / редкол. : В.А. Муравьев, С.М. Каштанов, М.П. Лу-кичев, Л.Н. Простоволосова, А.А. Севастьянова, А.Л. Хорошкевич, Ю.М. Эскин, А.Л. Юрганов ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т. -М. : РГГУ, 1992. - 221 с., 1 л. портр. - 400 экз.

5. Источниковедение ХХ столетия : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 28-30 янв. 1993 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), И.Л. Беленький, В.В. Кабанов, Р.Б. Казаков (секретарь), О.М. Меду-шевская, Е.И. Пивовар, Л.Н. Простоволосова, М.Ф. Румянцева, А.К. Соколов ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т. - М. : РГГУ, 1993. - 215 с., 1 л. портр. - 200 экз.

6. Вспомогательные исторические дисциплины : высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 27-29 янв. 1994 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Е.И. Каменцева, М.П. Лукичев, О.Н. Наумов (секретарь), Л.Н. Простоволосова, М.Ф. Румянцева ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т. - М. : РГГУ, 1994. - 189 с. - 200 экз.

7. Россия в X-XVIII вв. : проблемы истории и источниковедения : тез. докл. и сообщений Вторых чтений, посвященных памяти А.А. Зимина. Москва, 26-28 янв. 1995 г. / редкол. : Ю.Н. Афанасьев (отв. ред.), Р.Б. Казаков, С.М. Каштанов (зам. отв. ред.), Е.П. Маматова, В.А. Муравьев, М.Ф. Румянцева, А.Н. Сахаров (отв. ред.), Л.В. Столярова, А.Л. Хорошкевич ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т ; РАН, Ин-т рос. ист. - М. : РГГУ, 1995. - 2 ч. - 690 с. - 50 экз.

8. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 29-31 янв. 1996 г. / редсо-вет : Н.И. Басовская (предс.), С.О. Шмидт (предс.), С.Н. Бройтман, Г.И. Зверева, Р.Б. Казаков, А.Б. Каменский, Е.И. Каменцева, О.М. Ме-душевская, В.А. Муравьев, М.Ф. Румянцева ; редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), С.Н. Бройтман, Г.И. Зверева, Р.Б. Казаков (отв. секретарь), О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева ; Гос. ком. РФ по высш. образ., Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ; РАН, Археогр. комис. - М. : РГГУ, 1996. -448 с. - 190 экз.

9. Исторический источник. Человек и пространство : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 3-5 февр. 1997 г. / редкол. : О.М. Медушев-ская (отв. ред.), И.Н. Данилевский, Р.Б. Казаков, Е.И. Каменцева, М.Ф. Румянцева, Г.Р. Саатчян (отв. секретарь) ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ; РАН, Археогр. комис. - М. : РГГУ, 1997. - 335 с. : ил., 2 л. портр. -180 экз. - Рез. англ. яз.

10. Историческая антропология : место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 4-6 февр. 1998 г. / редкол. : О.М. Медушевская (отв. ред.), И.Н. Данилевский, Р.Б. Казаков, В.А. Муравьев, М.Ф. Румянцева, Г.Р. Саатчян (отв. секретарь) ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ; Рос.-фр. центр ист. антропологии им. Марка Блока. - М. : РГГУ, 1998. - 251 с. -200 экз.

11. Точное гуманитарное знание : традиции, проблемы, методы, результаты : тез. докл. и сообщений науч. конф. Москва, 4-6 февр. 1999 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), И.Н. Данилевский, Р.Б. Казаков, Е.И. Каменцева, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева, Г.Р. Саатчян (отв. секретарь) ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Рос.-фр. центр ист. антропологии им. Марка Блока ; РАН, Археогр. комис. - М. : РГГУ, 1999. - 163 с. - 210 экз.

12. Россия в IX-XX веках : проблемы истории, историографии и источниковедения : [сб. ст. и тез. докл. Вторых чтений, посвященных памяти А.А. Зимина] / сост. : С.М. Каштанов, Л.В. Столярова, А.Л. Хорошке-вич ; редкол. : Ю.Н. Афанасьев, Р.Б. Казаков, Е.П. Маматова, В.А. Муравьев, М.Ф. Румянцева, А.Н. Сахаров ; РАН, Ин-т рос. истории, Рос. гос. гуманитар. ун-т. Ист.-арх. ин-т. - М. : Русский мир, 1999. - 559 с. : ил., 1 л. портр. - 1500 экз.

13. Историк во времени : Третьи Зиминские чтения : докл. и сообщения науч. конф. / Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т ; РАН, Ин-т рос. ист., С.-Петерб. фил. Ин-та рос. истории, Археогр. комис., Гос. арх. служба РФ ; сост. : Е.А. Антонова, И.Н. Данилевский, Р.Б. Казаков,

В.А. Муравьев, Л.Н. Простоволосова, М.Ф. Румянцева ; вступ. ст. Ю.Н. Афанасьева. - М. : РГГУ, 2000. - 208 с. - 150 экз.

14. Вспомогательные исторические дисциплины : спец. функции и гуманитар. перспективы : тез. докл. и сообщений XIII науч. конф. Москва, 1-2 февр. 2001 г. / Оргкомитет : А.Б. Безбородов (предс.), В.А. Муравьев (зампредс.), Н.С. Владимирская, В.Л. Егоров, Р.Б. Казаков, Е.И. Каменцева, М.П. Лукичев, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева, Е.В. Пчелов (отв. секретарь), С.О. Шмидт, Ю.Э. Шустова (отв. секретарь) ; редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева, Е.В. Пчелов, Ю.Э. Шустова ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Геральд. семинар, Учеб.-науч. лаборатория «Вспомогат. ист. дисциплины» ; РАН, Археогр. комис. ; Гос. ист. муз., Гос. ист.-культ. муз.-заповед. «Московский Кремль», Рос. гос. арх. древ. актов. - М. : РГГУ, 2001. - 212 с. - 150 экз. - В честь Е.И. Каменцевой.

15. Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания : докл. и тез. XIV науч. конф., Москва, 18-19 апр. 2002 г. / сост. Р.Б. Казаков ; редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), А.Б. Безбородов, С.М. Каштанов, М.Ф. Румянцева ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ; РАН, Археогр. комис. - М. : РГГУ, 2002. - 549 с. - 300 экз. - В честь С.О. Шмидта.

16. Источниковедческая компаративистика и историческое построение : тез. докл. и сообщений XV науч. конф. Москва, 30 янв. - 1 февр. 2003 г. / сост. Ю.Э. Шустова ; редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева, А.Е. Чекунова, Ю.Э. Шустова (отв. секретарь) ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. - М. : РГГУ, 2003. - XI, 373 с. - 200 экз. - В честь О.М. Медушевской.

17. Народ и власть : исторические источники и методы исследования : материалы XVI науч. конф. Москва, 30-31 янв. 2004 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, Л.А. Молчанов, Д.Н. Рамазанова, М.Ф. Румянцева ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомо-гат. ист. дисциплин. - М. : РГГУ, 2004. - 402 с. - 200 экз. - Памяти В.В. Кабанова.

18. Новая локальная история : [сборник] / Ставроп. гос. ун-т, Регион. на-уч.-образоват. центр «Новая локальная история» ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т ; Рос. о-во интеллектуальной истории, Ставроп. межрегион. отд. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2004. - Вып. 2 : Новая локальная история : пограничные реки и культура берегов : материалы второй Междунар. науч. Интернет-конф. Ставрополь, 20 мая 2004 г. / редкол. : Т.А. Булыгина, Р.Б. Казаков, М.Е. Колесникова, И.В. Крючков, С.И. Маловичко (отв. ред.), М.П. Мохначева, П.Г. Немашкалов,

М.Ф. Румянцева. - 363 с. : табл. - 300 экз. - Конференция организована и проведена Региональным научно-образовательным центром «Новая локальная история» совместно с кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ и Ставропольским межрегиональным отделением Российского общества интеллектуальной истории.

19. Образ науки в университетском образовании : материалы XVII науч. конф. Москва, 27-29 янв. 2005 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. - М. : РГГУ, 2005. - 309 с.

20. Восточная Европа в древности и средневековье : проблемы источниковедения : XVII Чтения памяти чл.-кор. АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. IV Чтения памяти д-ра ист. наук Александра Александровича Зимина. Москва, 19-22 апр. 2005 г. : тез. докл. / РАН, Ин-т всеобщей истории, Рос. гос. гуманитар. ун-т ; редкол. : Е.А. Мельникова (отв. ред.), М.Ф. Румянцева (отв. ред.), Т.М. Калинина (отв. секретарь), Р.Б. Казаков (отв. секретарь), В.А. Муравьев и др. - М. : ИВИ РАН, 2005. - 2 ч. - 376 с. - 220 экз.

21. Вспомогательные исторические дисциплины : классическое наследие и новые направления : материалы XVIII науч. конф. Москва, 2628 янв. 2006 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, Е.В. Пчелов, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. - М. : РГГУ, 2006. - 457 с. - 250 экз. - Памяти Е.И. Каменцевой.

22. Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения : к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца : материалы науч. конф. Москва, 11-12 дек. 2006 г. / редкол. : Р.А. Симонов (отв. ред.), М.В. Бибиков, М.Ф. Румянцева, Е.В. Пчелов, Ю.Э. Шустова (отв. секретарь) ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. Источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Ин-т всеобщ. ист. РАН, Моск. гос. ун-т печати. - М. : РГГУ, 2006. - 205 с. - 100 экз.

23. Единство гуманитарного знания : новый синтез : материалы XIX меж-дунар. науч. конф. Москва, 25-27 янв. 2007 г. / редкол. : Д.А. Добровольский, Н.Н. Иванова, Р.Б. Казаков (отв. секретарь), В.А. Муравьев, Е.В. Плавская, Д.Н. Рамазанова, М.Ф. Румянцева (отв. ред.), О.И. Хоруженко ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. - М. : РГГУ, 2007. - 398 с. - 250 экз.

24. Вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории в системе гуманитарного знания : материалы XX науч. конф. Москва, 31 янв. - 2 февр. 2008 г. / редкол. : Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков (отв. секретарь), Л.А. Молчанов, В.А. Мура-

вьев, Е.В. Плавская, Е.В. Пчелов, Д.Н. Рамазанова, М.Ф. Румянцева (отв. ред.), О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. -М. : РГГУ, 2008. - 739 с. - 300 экз. - Памяти О.М. Медушевской.

25. Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона : междунар. науч. конф. Москва, 14-16 мая 2008 г. / редкол. : М.В. Бибиков, Д.Н. Ра-мазанова (отв. секретарь), М.Ф. Румянцева, Б.Л. Фонкич (отв. ред.), Ю.Э. Шустова ; РАН, Ин-т всеобщ. ист., Центр «Палеография, кодико-логия, дипломатика» ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. - М. : ИВИ, 2008. -295 с. : ил. - 250 экз.

Приложение 4 КОНЦЕПЦИЯ «ВЕСТНИКА РГГУ», СЕРИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ»

«Вестник РГГУ», серия «Исторические науки» в актуальной социокультурной ситуации. Актуальная социокультурная ситуация, складывающаяся с начала XXI в., все более настоятельно требует преодоления постмодернистской раздробленности и атомизации социума перед лицом новых цивилизационных вызовов, а значит, и поиска новых оснований интеграции, в том числе и в первую очередь, в историческом познании, поскольку только целостное, общезначимое, строгое историческое знание может консолидировать социальную память, а значит, дать основу для консолидации социума.

В условиях нараставшего в течение всего XX в. полиметодоло-гизма, методологического плюрализма и даже «методологической анархии» поиск интеграции возможен на путях рефлексии метода - от философски / мировоззренческого до технико/методичес-кого уровня - и последующего методологического синтеза.

В этой ситуации, несомненно, особую интегрирующую роль может сыграть Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института РГГУ, поскольку в рамках развиваемой ею концепции исторический источник, понимаемый как продукт творческой активности человека в определенной социокультурной ситуации, выступает как общий объект социальных и гуманитарных дисциплин при различии их предмета.

«Историография - источниковедение - методы исторического исследования» и «вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - теория и методология истории»: соотношение

систем. При всей критичности отношения к консервации нововременного дисциплинарного деления знания, в том числе и при помощи механизма аттестации научных кадров высшей квалификации, все же целесообразно ориентироваться на принятую ВАК классификацию дисциплин, что обусловлено не только прагматикой необходимости существования в этой квалификационной системе, но и тем, что инкорпорация в нее позволяет уточнить адресность предлагаемой серии «Вестника РГГУ», ориентировать его, в первую очередь, на заинтересованного профессионального читателя.

Такая прагматика, к счастью, не потребует излишней гибкости, поскольку специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования адекватно отвечает актуальной интеграционной тенденции и насущной необходимости в рефлексии метода. В то же время сложившийся на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин триединый взаимосвязанный комплекс «вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - теория и методология истории» полностью охватывается специальностью 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования; именно расширение специальности за счет введения в ее название понятия «методы исторического исследования» позволило ей более полно охватить проблематику вспомогательных исторических дисциплин.

Таким образом, настоящее периодическое издание охватывает следующий теоретико-методологический комплекс, что зафиксировано в его структуре.

Теория и методология истории обеспечивают целостность и системность исторического знания, а также выход на уровень методологической рефлексии, что представляет необходимость для современного мыслящего человека, поскольку является мощнейшим антиманипуляционным средством в условиях манипуляционного общества.

Историография призвана выявить различия подходов и концепций на мировоззренческом, философском, теоретико-познавательном, методологическом и методическом уровнях. Поскольку в XX в. история вступила в историографический этап своего существования, то историографический анализ есть обязательное условие принятия или отторжения тех или иных построений историков. К тому же он обеспечивает деконструкцию накопленного исторического знания, что является обязательным условием для нового синтеза.

Источниковедение в данном комплексе представляет собой системообразующую дисциплину, поскольку, как уже отмечалось, оно обращено к универсальному объекту социогуманитарного знания - произведению человека.

Вспомогательные исторические дисциплины в последние годы, сохраняя свой вспомогательный характер при анализе исторических источников, выходят на новый уровень изучения в связи, в первую очередь, с полидисциплинарным характером исследования актуальных проблемных полей социогуманитарного знания. Вспомогательные исторические дисциплины все более приобретают самостоятельное культурологическое значение, в частности потому, что напрямую обращаются к изобразительным (иконография), вещественным (нумизматика) и иным историческим источникам, а также к таким общечеловеческим универсалиям, как время (хронология) и пространство (метрология, историческая география) и в целом к фундаментальным социальным, личностным, психологическим и в определенной мере биологическим характеристикам человека (просопография, генеалогия). Последний фактор обусловливает особую роль вспомогательных исторических дисциплин в решении основной задачи гуманитаристики - понимании Другого, а значит, и в воспитании толерантности, необходимость которой для современного социума очевидна.

Credo. Очевидно, что заявленная выше система целостна, концептуально определена и внутренне непротиворечива. Отре-флексированность собственной позиции закладывает фундамент не только для понимания, но и для принятия Другого. На наш взгляд, «Вестник РГГУ» должен корректно сочетать максимально широкий и разнообразный состав авторов и представляемых ими позиций с обязательной концептуальной определенностью. Концептуальная определенность обеспечивается не отбором авторов с определенными методологическими позициями, а публикацией концептуальных материалов, постоянным разделом «Дискуссия», позволяющим также достичь концептуальной определенности, квалифицированным разделом критики и библиографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.