Хроника
Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева
КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ О.М. МЕДУШЕВСКОЙ В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ (31 января - 2 февраля 2008 г.)
Конференция «Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания»1, ставшая двадцатой в череде научных встреч, проведенных кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, задумывалась в честь профессора кафедры Ольги Михайловны Медушевской, однако посвящена она была уже памяти Ольги Михайловны2.
За прошедшие почти двадцать лет, начиная с 1989 г., когда кафедрой была проведена межвузовская научная конференция «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования» (первая конференция по генеалогии в советское время), в качестве системообразующих на конференциях предлагались самые разные, но всегда предельно актуальные проблемы: место вспомогательных дисциплин в системе гуманитарного знания, источниковедческий метод в исторической антропологии, источниковедение советского общества, методологические вопросы компаративистики, эпистемология гуманитарного синтеза и многие другие, в то же время все они неизменно оставались в проблемном поле «вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - теория и методология истории».
За эти два десятилетия изучение и преподавание системы дисциплин «вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - теория и методология истории», несомненно, выведено на новый уровень:
- эпистемологически отрефлексирована культурологическая составляющая вспомогательных исторических дисциплин;
© Казаков Р.Б., Румянцева М.Ф., 2009
- выявлен и методологически обоснован универсальный/синтезирующий характер в актуальном гуманитарном познании феноменологической парадигмы источниковедения;
- фактически заново начата последовательная, систематическая разработка проблематики теории и методологии истории, разработаны соответствующие курсы в системе университетского образования.
Существенную роль в достижении обозначенного уровня сыграли предыдущие девятнадцать конференций, участие в них наших коллег из самых разных научных и образовательных учреждений, неизменно откликавшихся на постановку принципиально новых актуальных проблем, предлагавшихся для обсуждения.
Традиционным стало проведение в рамках конференции круглого стола по проблемам университетского преподавания в самых разных аспектах. В формате круглого стола на конференции состоялось обсуждение «Концепции развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ». Необходимость такого обсуждения обусловлена во многом переходом на новую образовательную модель «бакалавр - магистр», а также пересмотром системы направлений и профилизаций гуманитарного образования. Теоретическая часть концепции (большая часть Преамбулы) стала последней работой Ольги Михайловны Медушевской, аккумулирующей ее размышления над проблемами презентации актуального гуманитарного знания в системе современного высшего гуманитарного образования.
В русле сложившейся традиции прошла и XX конференция, посвященная проблематике системных взаимосвязей и взаимоотношений в системе «вспомогательные исторические дисциплины -источниковедение - теория и методология истории». На обсуждение были вынесены проблемы:
- вспомогательные исторические дисциплины: теория, история, метод;
- источниковедение: системообразующее основание гуманитарного знания;
- методология истории: история как строгая наука.
Таким образом, в преддверии своего семидесятилетнего юбилея кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, основанная в 1939 г., с помощью коллег представила все три основных направления своей работы.
К конференции было подготовлено более 200 докладов и выступлений авторов из Барнаула, Брянска, Владикавказа, Вологды, Воронежа, Екатеринбурга, Ельца, Иванова, Ижевска, Иркут-
ска, Истры, Казани, Кирова, Краснодара, Красноярска, Москвы, Нальчика, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Новошахтинска, Омска, Орла, Переславля-Залесского, Перми, Петрозаводска, Пятигорска, Ржева, Ростова-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Славянска-на-Кубани, Смоленска, Ставрополя, Сургута, Сыктывкара, Твери, Томска, Тулы, Уфы, Ярославля. В конференции приняли участие докладчики из Быдгощи (Польша), Еревана (Армения), Душанбе (Таджикистан), Запорожья (Украина), Киева (Украина), Одессы (Украина), Потсдама (ФРГ), Ташкента (Узбекистан), Чернигова (Украина).
Конференция открылась пленарным заседанием, на котором присутствовало более 130 человек. С вступительным словом к участникам обратился ректор РГГУ профессор Е.И. Пивовар, говоривший о вкладе О.М. Медушевской в разработку теоретических проблем источниковедения, теории и методологии истории, ее многолетней преподавательской работе в Историко-архивном институте - РГГУ. Е.И. Пивовар отметил, что О.М. Медушевская была бессменным Ученым секретарем Ученого совета РГГУ со дня образования университета, не раз выступала с принципиального характера докладами на заседаниях Ученого совета. Она одной из первых стала заслуженным профессором РГГУ. «Я рад, что традиция подготовки и проведения конференций кафедры с самым широким участием специалистов продолжается», - подчеркнул Е.И. Пивовар.
Директор ИАИ профессор А.Б. Безбородов остановился на огромной роли кафедры в подготовке к переходу на двухуровневую систему образования «бакалавриат - магистратура» по направлениям «История» и «Документоведение и архивоведение» в РГГУ, отметил вклад О.М. Медушевской в теоретическое обоснование преподавания актуального гуманитарного знания в системе современного высшего гуманитарного образования. «Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин - кафедра высокой науки, являющая пример междисциплинарных подходов в науке, новых инновационных образовательных технологий», -сказал в заключение А.Б. Безбородов.
К пленарному заседанию, как и на всех предыдущих конференциях, О.М. Медушевская подготовила доклад, который был опубликован в сборнике материалов3. В подготовленном к конференции докладе «Эмпирическая реальность исторического мира» О.М. Медушевская ввела в науку понятие эмпирической реальности человеческого мира и предложила теоретические основания его смысла. В отличие от понятия физической реальности (в широком смысле - неорганической природы) и биологической реальности (органической природы, биосферы) это понятие - новое, требую-
щее своей фиксации для того, чтобы восприниматься философией науки в качестве реального объекта наблюдения. В ситуации невозможности применения категорий, выработанных науками о неорганической и органической природе, к человеческому миру, осознанной философией еще на рубеже XIX-XX вв., О.М. Медушевская обращает внимание на сформировавшийся в методологии истории этого времени альтернативный, феноменологический подход, связанный в первую очередь с трудами А.С. Лаппо-Данилевского. Данный подход обосновывает существование истории как эмпирической науки, которая изучает реальность человеческого мира через обращение к человеческому сознанию, создающему новую структуру эмпирической реальности. Наблюдение, исследовательский эксперимент и получение проверяемых данных становятся возможными, если изучать сознание человека опосредованно - через созданные им материальные образы, вещи, или реализованные продукты целенаправленной человеческой деятельности, т. е. исторические источники.
Заявленный в качестве пленарного доклад заведующей кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин доцента М.Ф. Румянцевой - вариант статьи «Источниковедение» для Большой российской энциклопедии - был перенесен на круглый стол, где вызвал оживленную полемику. В докладе реализовано понимание источниковедения как отрасли знания, сформулированное в трудах представителей научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института РГГУ и прежде всего в трудах О.М. Медушевской. Источниковедение - это «гуманитарная наука, объект которой - вся совокупность произведений человека/продуктов культуры, а предмет - поиск, извлечение, оценка и использование информации о человеке и обществе в их исторической составляющей». Заведующий кафедрой москвоведения ИАИ РГГУ профессор академик РАО С.О. Шмидт не согласился с подобной трактовкой, настаивая на актуальности неустаревших, на его взгляд, определений источниковедения, которые были зафиксированы еще в энциклопедических изданиях 60-80-х гг. XX в. и трудах по теории и методологии источниковедения более ранних лет.
В рамках пленарного заседания М.Ф. Румянцева выступила с докладом «Научное наследие Ольги Михайловны Медушев-ской», подготовленным совместно с Р.Б. Казаковым. В докладе показана широта научных интересов О.М. Медушевской: от вспомогательных исторических дисциплин и исторической географии до методологии истории и эпистемологии гуманитарного знания; раскрыта системообразующая роль источниковедения в научном наследии О.М. Медушевской; показана ее ведущая роль в саморе-
флексии и конституировании Научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института РГГУ (см. статью в данном номере журнала).
Заведующий кафедрой аудиовизуальных документов и архивов ИАИ РГГУ профессор В.М. Магидов в докладе «Историческое и технотронное источниковедение: пути интеграции» говорил о важности изучения комплексов технотронных документов в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий. Накопленный опыт теоретического осмысления и практической работы с такими документами позволяет говорить о технотронном источниковедении, объектом которого выступают специфические группы источников, отличающихся бесспорными техническими и технологическими особенностями.
В центре внимания профессора кафедры археографии ИАИ, руководителя Федерального архивного агентства члена-корреспондента РАН В.П. Козлова были различные аспекты исследования фальсификаций исторических источников. В докладе и сопровождавшей его презентации В.П. Козлов предложил детальную классификацию подложных документов. В докладе обобщался опыт исследования подложных документов, предлагались формулы фальсификации источников, осмысливался опыт взаимодействия источниковедения и архивоведения в изучении фальсификаций.
Профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ В.А. Муравьев обратился к опыту историко-географических исследований в мире и России в XVIII - 60-х гг. XX в. Доклад продолжает традиции изучения исторической географии от момента ее становления и до настоящего времени, заложенные В.К. Яцунским и О.М. Медушевской в работах 50-х гг. XX в.
Опыт развития генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины на рубеже XX-XXI вв. и наметившиеся перспективы проанализировала ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук М.Е. Бычкова. В ее докладе выявлены особенности соотношения научной и практической генеалогии на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв. в России, суть которых в социальном заказе правящих элит обеих эпох на практические генеалогические штудии. Характеризовались опыты генеалогической работы в России XVI-XVП и XVIII вв. в сравнении с генеалогическими исследованиями в Западной Европе. Генеалогия многим обязана трудам О.М. Меду-шевской 1970-1980-х гг., в которых впервые было проанализировано взаимодействие генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины и практической генеалогии и сформулированы
приемы генеалогического исследования в контексте изучения ци-вилизационных процессов.
Доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ Ю.Э. Шустова рассмотрела азбуки в печатных кириллических букварях ХУ1-ХУП вв., проблему графического восприятия алфавита как определенной системы и традиции названий букв в азбуке. Азбука функционировала не как строгая устоявшаяся система, а как буквенный ряд, допускающий разночтения, вариации в буквенном составе. В позднее Средневековье она воспринималась скорее с практической, а не с символической точки зрения по сравнению с ранним Средневековьем, когда азбука выступала прежде всего как символическая замкнутая система, восходящая к греческому аналогу: «альфа-омега», «начало-конец», «первый-последний».
Е.В. Пчелов, доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ, предложил интересные результаты изучения символики регалий российских монархов. Исследование символики цвета, чисел, эмблем, прообразов, преемственности в регалиях, начиная с шапки Мономаха и до регалий XVIII в., - направления дальнейших исследований, намеченные докладчиком.
Работа конференции продолжилась на заседаниях нескольких секций.
Проблемы теории и методологии истории в современном гуманитарном знании обсуждались на нескольких заседаниях секции 1 «Методология истории: история как строгая наука».
В заседаниях секции 2 «Источниковедение: системообразующее основание гуманитарного знания» прозвучали сообщения, посвященные проблемам теории источниковедения. Отдельно проведены подсекции, где были представлены доклады о летописных произведениях и других литературных памятниках, законодательных и делопроизводственных источниках XVI-XX вв., периодической печати и публицистике, источниках личного происхождения, а также сообщения, в которых анализировались разновидовые комплексы источников, отложившиеся в архивохранилищах России.
Секция 3 «Вспомогательные исторические дисциплины: теория, история, метод» обсуждала доклады, посвященные истории вспомогательных дисциплин. Разнообразная проблематика представленных докладов позволила выделить подсекции, посвященные проблемам палеографии, текстологии и кодикологии, вопросам исследования систем мер, времени, представлений человека о пространстве, биографики, проблемам символики, сфрагистики, геральдики, фалеристики и вексиллологии, генеалогии и архонто-
логии, нумизматики и бонистики. Различные аспекты теории, истории и исследовательских практик вспомогательных исторических дисциплин, освещенные в представленных докладах, обозначили тот круг отраслей исторической науки, которые привлекают наибольшее внимание современных исследователей.
В последний день работы конференции состоялось заседание круглого стола «Система "Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории" - основа профессионального образования гуманитария», где М.Ф. Румянцева представила для дальнейшего обсуждения концепцию развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ. В условиях информационного общества и выстраивания новой, двухуровневой (бакалавр - магистр) образовательной модели подготовки гуманитария кафедра представляет в распоряжение университетской педагогической практики цельную концепцию подготовки специалиста-гуманитария с широким спектром профессиональных компетенций, включающую философское обоснование, конкретные исследования и учебно-методические технологии перехода к новой образовательной модели. В данных условиях парадигма когнитивно-информационного подхода к преподаванию исторических наук, представленная источниковедческим научно-педагогическим направлением кафедры, является актуальной и востребованной. Учебная, учебно-методическая, научная и научно-организационная работа кафедры ведется в студенческой аудитории и на уровне аспирантуры и докторантуры в тесном сотрудничестве с исследовательскими центрами РАН, университетами России и зарубежья, крупнейшими музеями и научными обществами. Для разработки и апробации современных инновационных педагогических практик и приемов научного исследования при кафедре действует учебно-методический кабинет.
Разработана концепция издания «Вестника РГГУ», серия «Исторические науки» по направлению «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Продолжают работу Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам, основанный профессором кафедры Е.И. Каменце-вой в 1992 г., и Учебно-научный семинар по источниковедению российской истории, научным руководителем которого является профессор, член-корреспондент РАН С.М. Каштанов.
Работа конференции завершилась в преддверии 70-летнего юбилея кафедры, наступающего в 2009 г. Юбилею и будет посвящена следующая, 21-я конференция «Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания», которую кафедра планирует провести в январе 2009 г.
Примечания
Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX науч. конф. Москва, 31 янв. - 2 февр. 2008 г.: В 2 ч. / Редкол.: Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков (отв. секретарь), Л.А. Молчанов, В.А. Муравьев, Е.В. Плавская, Е.В. Пчелов, Д.Н. Рамазанова, М.Ф. Румянцева (отв. ред.), О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2008; Казаков Р.Б., Румянцева М.Ф. Конференция памяти О.М. Медушевской в Историко-архивном институте // Отечественная история. 2008. № 4. С. 205-207. Пчелов Е.В. Ольга Михайловна Медушевская: [некролог] // Генеалогический вестник. СПб., 2007. Вып. 31. С. 98-100; Он же. Ольга Михайловна Медушевская: [некролог] // Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам: бюллетень. М., 2007. № 40. С. 4-5; Памяти О.М. Медушевской: [некролог] // Отечественные архивы. 2008. № 1. С. 139-140; Памяти Ольги Михайловны Медушевской: [некролог] // Отечественная история. 2008. № 3. С. 214-216.
Медушевская О.М. Эмпирическая реальность исторического мира // Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания: материалы ХХ науч. конф. С. 24-34.
2
3