Научная статья на тему 'XXII международная научная конференция «Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин» в Историко-архивном институте (28-30 января 2010 г. )'

XXII международная научная конференция «Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин» в Историко-архивном институте (28-30 января 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / КАФЕДРА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Обзор докладов международной научной конференции, проведенной кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XXII международная научная конференция «Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин» в Историко-архивном институте (28-30 января 2010 г. )»

Хроника

XXII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН» В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ (28-30 ЯНВАРЯ 2010 Г.)

Обзор докладов международной научной конференции, проведенной кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

Ключевые слова: историография, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины, научная конференция, кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет.

XXII конференция кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ прошла 28-30 января 2010 г. и была посвящена 90-летию со дня рождения профессора кафедры Елены Ивановны Каменцевой и 90-летию со дня рождения доцента кафедры Ирины Александровны Мироновой.

Будучи признанными специалистами в области вспомогательных исторических дисциплин (Е.И. Каменцева) и источниковедения (И.А. Миронова), они традиционно и в своих исследованиях, и в образовательной практике существенное внимание уделяли проблемам историографии соответствующих областей исторического знания. И дело здесь было не в каком-то особом исследовательском интересе к истории вспомогательных исторических дисциплин и истории источниковедения, а в культуре научного исследования и педагогической практики, сформированной в рамках Научно-педагогической школы источниковедения Историко-архивного института. Они просто не представляли себе, как можно осуществлять исследование или излагать тему лекционного курса без углубленного историографического введения, без четкого понимания не только заслуг предшественников (хотя заслуг, конечно,

в первую очередь), но и недостатков, обусловленных конкретной познавательной ситуацией. Так, в их лекционных курсах, тематике семинарских и практических занятий задавался широкий историографический контекст источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Это находило воплощение в опубликованных программах и учебных пособиях, проблематике дипломных и диссертационных исследований.

К сожалению, приходится констатировать, что такая исследовательская культура во многом утрачена. По-видимому, причину этого надо искать не в общем снижении уровня профессионализма или не только в нем. Цель конференции «Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин», как это было сформулировано в ее пленарных докладах, состояла в том, чтобы (1) зафиксировать современный исследовательский уровень в этой области исторического знания, (2) выявить, по мере возможности, факторы, определяющие актуальную ситуацию, и (3) наметить «перспективы», т. е. определить желаемую модель профессионализма в историческом познании и способы ее реализации.

Материалы конференции репрезентативно показывают состояние историографии источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, несомненно составляющих основу профессионализма в историческом познании, и ее место в структуре современного исторического знания. Представленные на конференции доклады и опубликованные материалы имеют разный научный уровень, демонстрируют разную степень профессиональной грамотности, но кафедра при проведении своих конференций традиционно ставит задачу максимально полно представить состояние того или иного сегмента профессионального исторического познания1.

Организаторы конференции приняли на себя смелость и ответственность констатировать кризисное состояние историографической составляющей профессионального исторического знания, что свидетельствует об общем заметном снижении профессионализма сообщества историков. К сожалению, в значительной части докладов вовсе не было попыток экспликации историографической проблематики, хотя оргкомитет и пытался максимально четко очертить круг выносимых на обсуждение проблем. Учитывая сложившуюся ситуацию, организаторы конференции сочли целесообразным включить в ее программу и опубликовать в сборнике материалов значительную часть тезисов, посвященных не собственно историографическим исследованиям в сфере источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, а конкретным исследовательским практикам в этих областях профессионального исто-

рического знания. Хочется надеяться, что это позволило на репрезентативном материале обсудить проблему современного историографического исследования и, с одной стороны, провести демаркационные линии, а с другой - наметить места междисциплинарных контактов и очертить пространство полидисциплинарности в области историографических, источниковедческих и собственно исторических исследований.

Среди участников конференции - ученые из ведущих научных и учебных центров России, а также зарубежья: Алматы (Казахстан), Волгограда, Вологды, Днепропетровска (Украина), Душанбе (Таджикистан), Екатеринбурга, Запорожья (Украина), Иваново, Иркутска, Казани, Киева (Украина), Красногорска, Краснодара, Москвы, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Омска, Орла, Пензы, Переславля-Залесского, Перми, Петрозаводска, Раменского, Ржева, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Симферополя (Украина), Смоленска, Ташкента (Узбекистан), Твери, Томска, Харькова (Украина), Чебоксар, Чернигова (Украина) и Челябинска. Широко представлены доклады студентов и аспирантов.

Пленарные доклады были посвящены проблемам актуального состояния истории исторического знания, формирования его пара-дигмальной структуры, значения историографического анализа как существенной составляющей профессионализма историка-исследователя, а также презентирующим историографические практики в области источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Анализировался вклад ведущих специалистов в развитие этих областей знания о человеке.

В материалах традиционно запланированного «круглого стола», посвященного проблеме историографической составляющей в структуре университетского образования, был представлен доклад, анализирующий основные образовательные практики историографических исследований как самостоятельных, так и в составе научных и вузовских квалификационных работ. В основе доклада - опыт, накопленный кафедрой в преподавании истории исторической науки, историографии источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин и других наук истории, опыт формирования проблематики дипломных и диссертационных исследований. Делается попытка сформулировать круг новых проблем, встающий в настоящий момент перед исследователем, изучающим историю развития различных отраслей наук о человеке.

Кафедра благодарна коллегам, чье участие в конференциях кафедры уже превратилось в добрую традицию, и была рада приветствовать новых участников, которые могут войти в профессиональное сообщество, ведущим фактором объединения которого

стали ежегодно проводимые конференции кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ.

Примечания

Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: Материалы XXII междунар. науч. конф. Москва, 28-30 янв. 2010 г. / Редкол.: М.Ф. Румянцева (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2010. 434 с. 250 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.