Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ'

СИСТЕМА ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / повышение квалификации / обеспечение безопасности жизнедеятельности на дорогах / фотовидеофиксация / интернет-портал / concept / professional development / ensuring the safety of life on the roads / photo and video fixation / internet portal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

В статье описывается опыт Научного центра безопасности жизнедеятельности по повышению квалификации специалистов, ответственных за безопасность дорожного движения. Представляют интерес курсы повышения квалификации педагогов, тренеров по картингу, водителей автотранспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, журналистов, специалистов пунктов весового и габаритного контроля, специалистов по обеспечению функционирования комплексов фотовидеофиксации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM FOR FILLING THE SHORTAGE OF COMPETENCIES OF ROAD SAFETY SPECIALISTS

The article describes the experience of the State budgetary institution «Scientific Center of Safety Research» in improving the qualifications of specialists responsible for road safety. Advanced training courses are of interest for teachers, karting coaches, drivers of vehicles of category «B» equipped with devices for giving special light and sound signals, journalists, specialists of weight and dimensional control points, specialists in ensuring the functioning of photo and video fixation complexes.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ»

Научная статья

© Ахмадиева Р.Ш., 2024

УДК 37

СИСТЕМА ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

Роза Шайхайдаровна Ахмадиева

Научный центр безопасности жизнедеятельности Roza.Ahmadieva@tatar.ru

Аннотация. В статье описывается опыт Научного центра безопасности жизнедеятельности по повышению квалификации специалистов, ответственных за безопасность дорожного движения. Представляют интерес курсы повышения квалификации педагогов, тренеров по картингу, водителей автотранспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, журналистов, специалистов пунктов весового и габаритного контроля, специалистов по обеспечению функционирования комплексов фотовидеофиксации.

Ключевые слова: концепция, повышение квалификации, обеспечение безопасности жизнедеятельности на дорогах, фотовидеофиксация, интернет-портал

Для цитирования: Ахмадиева Р.Ш. Система восполнения дефицита компетенций специалистов по обеспечению безопасности на дорогах // Современная наука. 2024. № 2. С. 53-57.

Original article

A SYSTEM FOR FILLING THE SHORTAGE OF COMPETENCIES OF ROAD SAFETY SPECIALISTS

Rosa Sh. Akhmadieva

Scientific Center of Safety Research Roza.Ahmadieva@tatar.ru

Abstract. The article describes the experience of the State budgetary institution «Scientific Center of Safety Research» in improving the qualifications of specialists responsible for road safety. Advanced training courses are of interest for teachers, karting coaches, drivers of vehicles of category «B» equipped with devices for giving special light and sound signals, journalists, specialists of weight and dimensional control points, specialists in ensuring the functioning of photo and video fixation complexes.

Keywords: concept, professional development, ensuring the safety of life on the roads, photo and video fixation, internet portal For citation: Akhmadieva R.Sh. A system for filling the shortage of competencies of road safety specialists // Modern Science. 2024. № 2. P. 53-57.

Актуальность организации деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности на дорогах Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также национальными проектами «Безопасные качественные дороги» и «Образование».

Необходимость актуализации данного направления подтверждают и статистические данные. Аварийность на дорогах России в 2023 году выросла на 4,5% по сравнению с 2022 годом. Всего зафиксировано 132 466 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибли 14 504 человека и получили ранения 166 500.

Приведенные цифры свидетельствуют о необходимости создания системы работы, позволяющей сохранить жизни участников дорожного движения. Как показывает сложившийся опыт работы ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности» в Республике Татарстан (далее -Центр), весьма эффективной является система восполнения дефицита компетенций безопасности жизнедеятельности на дорогах специалистов в процессе повышения квалификации.

Данная система, обеспечивающая формирование компетенции безопасности жизнедеятельности у всех социально-возрастных групп населения, включает непрерывный цикл обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах и основывается на двух региональных концепциях: Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 года и Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2030 года.

Центр специализируется на проведении курсов повышения квалификации специалистов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности на дорогах. Для реализации курсов разработаны программы (табл. 1).

Особое внимание уделяется формированию компетенции безопасности жизнедеятельности педагогов в процессе специальной подготовки, поскольку безопасность детей является предметом особой заботы. В Республике Татарстан этому вопросу всегда уделялось и уделяется повышенное внимание.

Учитывая изменения в Правилах дорожного движения, на основе наработанного опыта Центр

с 2013 года проводит курсы повышения квалификации педагогов по теме «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного

Ежегодно повышение квалификации проходят 200 педагогов из всех муниципальных районов республики. С 2013 по 2024 год квалификацию повысили более 2000 педагогов.

Курсы проводятся с целью совершенствования у слушателей профессиональных компетенций и формирования новой компетенции - готовности осуществлять обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Курсы вошли в Реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации Министерства образования и науки Республики Татарстан, пройдя конкурсную процедуру и отбор, что позволило учитывать обучение на курсах при аттестации педагогов. Центр постоянно участвует в разработке и реализации учебно-методического обеспечения организации курсов, совершенствует материально-техническую базу, что позволяет повысить эффективность обучения будущих участников дорожного движения.

Для педагогов разработаны и опубликованы учебно-методические пособия. Вся изданная литература для воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей средних общеобразовательных организаций размещена на сайте Центра.

Необходимо подчеркнуть, что данные курсы полностью посвящены вопросам обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Их ценность состоит в том, что лекции слушателям читают сотрудники Министерства образования и науки Республики Татарстан, Госавтоинспекции, Центра и специалисты-практики.

Одним из значимых направлений деятельности Центра является обучение и адаптация к дорожной среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

и начального школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах».

Таблица 1 Объем в часах

40

40

36

16 16

40

72 254 16

72

Центр разрабатывает наглядные пособия для инклюзивного образования. Для обучения такой категории детей разработан комплект материалов, содержащий методические рекомендации по 34 темам для обучения слабовидящих детей дошкольного возраста и по 26 темам для обучения слабовидящих детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах [2], а также 25 полноцветных планшетов и 16 плакатов.

Практические занятия проводятся в школе Госавтоинспекции при детском центре «Экият». Школа имеет современную материально-техническую базу, включающую автокласс, игровую комнату, велосипедный и автомобильный тренажеры и творческую лабораторию.

Автокласс оборудован партами, на которые нанесены основные пункты Правил дорожного движения, ноутбуком и проектором с экраном.

В игровой комнате размещены стенды («В стране дорожных знаков», «Твой друг - светофор», «Правила велосипедистов», «Основные ошибки пешехода», «Я пассажир»), комплекты дорожных знаков на стойках, электрифицированный комплект «Светофоры транспортные с пешеходной секцией», «Четырёхсторонний перекресток», имеющий напольное пластиковое покрытие», а также мягкие модули «Модели транспорта» и «Инфраструктура города».

Для отработки практических навыков исполь-зуютсявелосипедный и автомобильный тренажеры с программным обеспечением и монитором, компьютер-тренажер «Светофор» с программным обеспечением по Правилам дорожного движения для 1-11 классов и монитором, тренажер-манекен для оказания первой помощи «Александр», а также стенды «Правила велосипедистов».

В творческой лаборатории оформлены стенды «Оказание первой доврачебной помощи» и «Основ-

Наименование программ

Современные подходы к профилактическим мероприятиям по безопасности дорожного движения

Современные подходы к освещению в СМИ профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения

Подготовка водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Современные подходы к обеспечению функционирования комплексов фотовидеофиксации

Современные подходы к обеспечению функционирования спецстоянок

Обучение специалистов пунктов весового и габаритного контроля автомобильного транспорта использованию специальных технических средств измерений

Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств

Программа переподготовки тренеров по картингу

Программа повышения квалификации тренеров по картингу

Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

ные ошибки пешеходов», магнитно-маркерная трех-секционная доска «Дорожное движение в городе» в комплекте с магнитами. Практические занятия проводятся и в базовых образовательных организациях.

Цифровое сопровождение реализует образовательный интернет-портал «Сакла» на русском и татарском языках, являющийся уникальным инструментом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

«Сакла» - это система инновационных образовательных проектов, которые делают обучение правилам дорожного движения доступным, увлекательным и интересным по принципу «Играй. Учись. Применяй». Контент сайта «Сакла» разработан в соответствии с современными требованиями к цифровизации образования.

Создание уникальной интерактивной детской среды по обучению правилам дорожного движения «Сакла» началось в Татарстане с 2014 года. Площадкой для образовательных проектов является онлайн-портал по безопасности дорожного движения «Сакла» (www.sаkla.ru).

На портале размещены различные продукты, связанные между собой одной целью и соответствующие разработанным Центром методическим материалам. Например, мультфильмы как формат, знакомый ребёнку с самого детства. Он с удовольствием ассоциирует себя с ситуацией на экране и таким образом усваивает материал.

Например, мультипликационный сериал «Дозорные дорог» адресован младшей целевой аудитории. Каждый мультфильм представляет собой законченную историю о приключении, в ходе которого необходимо выучить определенное правило дорожного движения. Мультфильмы доступны также с сурдопереводом и на татарском языке.

Не менее популярна и высоко посещаемая на портале детская электронная библиотека. Она содержит мультимедийные иллюстрированные обучающие модули, разработанные с учетом возрастных особенностей школьников, которые могут использоваться как для самостоятельного изучения и закрепления правил дорожного движения, так и для демонстрационных показов в детских садах и школах.

Для школ искусств интересен музыкальный раздел, представленный в формате караоке-песен с запоминающимися мотивами и легкими для восприятия текстами, которые помогают упростить усвоение правил дорожного движения.

В наполнении контента проекта активное участие принимает Центр. За разработку контента образовательный интернет-портал «Сакла» в 2023 году Центр удостоен диплома лауреата конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан».

Проект уникален и не имеет аналогов в российском сегменте интернета. Его главная цель - обеспечение снижения детского травматизма на дорогах и воспитание в будущем грамотных участников дорожного движения.

В последние годы увеличивается интерес молодежи к управлению картингом, что актуализирует проблему переподготовки и повышения

квалификации тренеров по картингу. Для обучения на курсах по вопросам организации процесса подготовки картингистов первого года обучения в картинг-клубах издано специальное пособие [4].

Безопасность поездки напрямую зависит от технического состояния автомобиля, которое должны регулярно контролировать компетентные эксперты.

На курсах по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототран-спортных средств» слушатели осваивают новые знания, навыки и компетенции по следующим разделам программы:

общие вопросы безопасности дорожного движения;

техническое состояние транспортных средств и экологической безопасности;

нормативные требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств;

диагностическое оборудование пунктов и станций технического осмотра.

Определяющий вклад в обеспечение безопасности дорожного движения вносят водители, которые должны уметь:

пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

управлять транспортным средством категории «В», оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Для приобретения данных компетенций водители обучаются на курсах «Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Слушатели курсов «Современные подходы к организации контроля придорожной полосы» актуализируют свои знания в области нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность отдела контроля придорожной полосы и нормативных правовых основ по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений. Приобретенные компетенции включают навыки работы с электронной базой объектов придорожной полосы, взаимодействия с профильной организацией (ГКУ «Главтатдортранс») по исполнению установленного порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан.

Водители осваивают в процессе обучения алгоритмы согласования объекта дорожного сервиса, инженерных коммуникаций и иных сооружений: навыки применения практических умений при выездах на объекты придорожной полосы.

Слушатели курсов «Обучение специалистов пунктов весового и габаритного контроля автомобильного транспорта по использованию специальных технических средств измерения» в период обучения успешно осваивают нормативные правовые основы, регламентирующие деятельность

по обеспечению весового и габаритного контроля (ОГВК), получают опыт работы с весовым оборудованием, применяемым на стационарных и передвижных пунктах весового контроля, изучают актуальные вопросы развития весового и габаритного контроля. Для научно-методического сопровождения программы курсов разработано и издано учебно-методическое пособие «Основные причины выхода из строя весового оборудования и способы их устранения» [3].

Постоянно проводимые мониторинги свидетельствуют о том, что восполнение дефицита компетенций в процессе обучения на курсах способствует организации грамотной профессиональной работы, проведению просветительской деятельности среди всех социально-возрастных групп населения, что в значительной степени обеспечивает снижение аварийности на дорогах, безопасность для всех участников дорожного движения.

В сферу непрерывного образования органично вписывается деятельность общественных организаций. Так, Общественная палата Российской Федерации совместно с общественной организацией «Всероссийское общество автомобилистов» провела в прошедшем году 3 круглых стола в Казани, Самаре, Вологде, на которых обсуждалась роль гражданского общества в вопросах профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Сегодня трудно переоценить роль СМИ для успешной реализации национально значимых проектов: нередко именно пресса формирует представления людей о социальных проблемах.

СМИ - не только средство, но и орудие массовой коммуникации. От того, в чьих руках оно окажется, зависит общественное мнение по отношению к актуальным социальным проблемам, к которым, безусловно, относится безопасность на дорогах.

Особое место в мероприятиях федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» занимает активное взаимодействие сотрудников отделений профилактики со средствами массовой информации.

Так, с 2017 года проводятся курсы «Современные подходы к освещению в СМИ профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения», на которых специалисты отделений профилактики осваивают приемы подготовки тематических материалов для телеканалов, радиостанций, интернет-изданий, газет и журналов.

Сотрудники знакомятся с тенденциями развития современных медиа, аспектами журналистской этики, закрепляют навыки эффективной публичной коммуникации, взаимодействия с субъектами дорожно-транспортного комплекса, изучают особенности работы в социальных сетях, алгоритм подготовки к интервью, основы деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения.

Уменьшению аварийности, несомненно, способствуют комплексы фотовидеофиксации и пункты весогабаритного контроля. К сожалению, у некоторых участников дорожного движения это вызывает агрессию.

Для обучения специалистов психологическим навыкам противостояния фактам грубости, проявлениям хамства и вандализма со стороны водителей Центр предложил курсы «Современные подходы к обеспечению функционирования пунктов весогабаритного контроля» и «Современные подходы к обеспечению функционирования комплексов фотовидеофиксации». В процессе обучения подробно рассматриваются проблемы правоприменительной практики в вопросах автоматической фиксации правонарушений [1].

О качестве образовательной деятельности по оказанию услуг повышения квалификации специалистов свидетельствует успешное участие в республиканских и российских конкурсах «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» и «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги». По итогам 2023 года в Татарстане зафиксировано снижение всех основных показателей аварийности на 1,2%.

Центром выработана целостная система восполнения дефицита компетенций специалистов по обеспечению безопасности на дорогах, а также потенциальных пешеходов, которая основана на разработанных методологических подходах и принципах, хорошем материально-техническом оснащении и учебно-методическом обеспечении, что способствует улучшению ситуации в сфере безопасности дорожного движения.

Список источников

1. Минниханов Р.Н., Ахмадиева Р.Ш., Даутов Р. А. и др. Развитие систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Татарстан: методические рекомендации. Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2015. 115 с.

2. Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Габдурахма-нов Л.Р. и др. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения правилам безопасного поведения на дорогах: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций. Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2017. 132 с.

3. Идрисов Р.Х., Горленко А.Ю., Космаков О.В. Основные причины выхода из строя весового оборудования и способы их устранения: методическое пособие. Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2018. 40 с.

4. Попов В.Н., Шафранов Е.Л., Шафранов Р.Е. Подготовка картингистов первого года обучения: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р.Н. Мин-ниханова, Р.Ш. Ахмадиевой. Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014. 271 с.

References

1. Minnikhanov R.N., Akhmadieva R.Sh., Dautov R.A. et al. Development of systems for automatic recording of traffic violations in the Republic of Tatarstan: methodological recommendations. Kazan: State budgetary institution «Scientific Center of Safety Research», 2015. 115 p.

2. Akhmadieva R.Sh., Anikina N.S., Gabdurakhmanov L.R. et al. Teaching preschool children with visual impairments the rules of safe behavior on the roads: methodological recommendations for teachers of preschool educational organizations. Kazan: State budgetary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

institution «Scientific Center of Safety Research», 2017. 132 p.

3. Idrisov R.Kh., Gorlenko A.Yu., Kosmakov O.V. The main causes of failure of weighing equipment and ways to eliminate them: a manual. Kazan: State budgetary institution «Scientific Center of Safety Research», 2018. 40 p.

4. Popov V.N., Shafranov E.L., Shafranov R.E. Training of karting drivers of the first year of study: educational and methodological manual / edited by. ed. R.N. Minnikhanov, R.Sh. Akhmadieva. Kazan: State budgetary institution «Scientific Center of Safety Research», 2014. 271 p.

Информация об авторе

Р.Ш. Ахмадиева - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, начальник Научного центра безопасности жизнедеятельности Контакты: ул. Оренбургский тракт, д. 5, Казань, Россия, 420048

Information about the author

R.Sh. Akhmadieva - Doctor of Sciences in Pedagogy, Professor, Honored Scientist of the Republic of Tatarstan, Head of the Scientific Center of Safety Research

Contacts: ul. Orenburgsky tract, d. 5, Kazan, Russia, 420048

Статья поступила в редакцию 21.06.2024; одобрена после рецензирования 28.06.2024; принята к публикации 05.07.2024. The article was submitted 21.06.2024; approved after reviewing 28.06.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.