https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-36-42 Оригинальные статьи / Original Articles
кэша
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
УДК 796.011.3
Любовь В. Кошеленко, Леонид В. Торопов
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург, Россия.
Аннотация
Актуальность. Анализ отечественной литературы, изучение опыта работы позволяют выявить два основных направления формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи. Первое - воспитание эстетического вкуса, оценок и эстетических чувств; второе -изучение и описание опыта формирования эстетической культуры студентов в системе проводимых воспитательных мероприятий.
Цель исследования: рассмотреть теорию и практику разработки профессиограммы спортсмена и физкультурного работника как один из методов формирования эстетической культуры
Методы и организация исследования. В ходе написания стать использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы, в том числе научные работы и исследования
Ключевые слова: эстетическая культура, учитель, тренер, педагог, воспитатель, красота.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Для цитирования: Кошеленко Л.В., Торопов Л.В. Система воспитания эстетической культуры студентов, занимающихся физкультурой и спортом // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №1. С.36-42. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-36-42
Статья поступила: 05.07.2021
Статья принята в печать: 26.09.2021
Статья опубликована: 09.10.2021
Информация для связи с авторами: lubov-koshelenko@mail.ru
THE SYSTEM OF EDUCATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Lyubov V. Koshelenko
Leonid V. Toropov
Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia
Abstract
The analysis of Russian literature and the study of work experience allow us to identify two main directions of the formation of the aesthetic culture of modern students. The first is the education of aesthetic taste, assessments and aesthetic feelings; the second is the study and description of the experience of forming the aesthetic culture of students in the system of educational activities
Keywords: aesthetic culture, teacher, coach, teacher, educator, beauty.
Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest
For citation: Koshelenko L.V., Toropov L.V. The system of education of aesthetic culture of students engaged in physical education and sports // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-36-42
Введение. Прошло 12 лет с того момента, когда монография «Система формирования эстетической культуры» увидела свет. Актуальность проблемы, рассмотренной в монографии, несомненно,
затрагивала молодых людей, которые сегодня учились, а завтра придут в производство.
На странице 54 нашей монографии «Система формирования эстетической
культуры» сказано, что содержание эстетического воспитания ребенка опирается на Программу воспитания и обучения в детском саду. В ней планируется формирование любви к природе и искусству. К началу обучения в школе ребенок уже способен различать элементарные литературные, живописные и музыкальные жанры, читать с выражением стихотворения, пересказывать короткие сюжеты.
Содержание эстетического воспитания в неполной средней школе продолжает изучение искусства, народного
художественного творчества, видов искусства, а также две основные дисциплины - «Обществознание» и «Мировая художественная культура». Обществознание предполагает раскрытие теоретических основ социальной культурологии, мировая художественная культура занимается изучением истории развития культуры.
В средних учебных заведениях формирование эстетической культуры происходит на более высоком уровне. В аудиториях проводится следующая работа: формирование групп по художественным интересам; посещение театров, кинотеатров, выставок и др. с последующим их обсуждением; организация работ по наведению порядка внутри и на территории учебного заведения; проведение конференций, олимпиад, бесед на эстетические темы. Формирование эстетической культуры в высших учебных заведениях отличается тем, что студенты рассматриваются как полноправные члены общества - взрослые люди.
В учебно-трудовой деятельности у студентов может формироваться эстетическая культура внешнего вида, инструментов, поведения, мышления, организованности. В бытовой сфере -эстетика окружающей среды, отношения и поведения, внешнего вида, здоровья. В сфере отдыха - эстетика мышления, поведения, внешнего вида, отношений, спорта и здоровья.
Утрата в последние годы эстетических ценностей наиболее ощутима именно в высшей школе. На данном этапе развития общества наблюдаются следующие негативные тенденции: стремление к
богатству, нездоровый карьеризм, собственнические интересы и др.
Цель исследования. Анализ отечественной и зарубежной литературы, изучение опыта работа позволили выявить два основных направления формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи. Первое -воспитание эстетического вкуса, оценок и эстетических чувств; второе - изучение и описание опыта формирования эстетической культуры студентов в системе проводимых воспитательных мероприятий. Историко-педагогический анализ развития эстетической культуры спортсмена и физкультурника в физкультурном аспекте является в настоящее время актуальной проблемой.
Определились следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и механизм формирования эстетической культуры студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта.
2. Разработать, экспериментально проверить и научно обосновать программу и содержание вузовского компонента дисциплин в контексте профилированного преподавания эстетической культуры студентам физкультурных специальностей.
3. Рассмотреть теорию и практику разработки профессиограммы спортсмена и физкультурного работника как один из методов формирования эстетической культуры.
Методика и организация
исследования. Некоторые ученые предлагают формировать
профессиональную и эстетическую культуру в школе. Так, Н.Е. Щуркова в своей авторской «Программе воспитания школьника» предлагает прививать детям трудовые нормы жизни - привычку ухаживать за рабочим местом, соблюдать порядок, следить за эстетическим состоянием окружающей среды.
Многие исследователи - В.М. Выдрин, В.Т. Лисовский и другие - указывают на необходимость адаптации молодого человека к новым условиям жизни. Так, говоря о формировании профессиональной культуры, член-корреспондент РАСХН, академик А.И. Завражнов и профессор Л.В. Торопов отмечают, что профессиональная культура зависит от качества обучения в
вузе, что работники вуза, имеющие 40-50-летний стаж, формируют устойчивую профессиональную культуру у студентов.
Одной из задач физкультурных высших учебных заведений является
формирование любви и уважения к профессии и жизни спортивного работника. Педагогический процесс укрепляет следующие традиционные организационно-управленческие условия: наличие хорошо оборудованных аудиторий и спортивных залов.
Говоря о художественно-эстетическом аспекте «спортивных ученых», необходимо отметить ленинградских ученых В.М. Выдрина, В.В. Белорусову, Л.В. Торопова, доктора педагогических наук, профессора, имеющего 6 образований, из которых 4 высших, который защитил докторскую диссертацию в 2000 году под председательством А.С. Белкина.
Эстетическая культура - новое понятие гуманистической педагогики,
обозначающее целенаправленное
формирование всесторонне и гармонично развитого человека, который творит свой высокий ценностный облик по законам красоты, а также чувствует, понимает и активно утверждает истинно прекрасное в жизни и в искусстве.
Далее рассмотрим теорию и практику разработки профессиограммы спортсмена и физкультурного работника. В процессе разработки профессиограммы является необходимым наличие знаний и умений. Основными задачами при этом является изучение теории разработки
профессиограммы менеджера организации. Затем необходимо ознакомиться с непосредственной деятельностью
спортсмена, специалиста-физкультурника. Далее следует перейти к разработке методики оценки деловых, морально-этических и других качеств работника. В заключение следует разработать проект формирования эстетической культуры специалиста.
Достаточно сложным для разработки будет являться теоретический раздел. Здесь необходимо разобраться со следующими вопросами: оценка и отбор персонала, анализ особенностей личностных качеств, квалификационная характеристика, организация маркетинга персонала, а именно формирование
имиджа организации, технологии организации проведения маркетинга персонала.
Существует достаточное количество литературы по инновационному менеджменту. Перечислим лишь несколько наименований. Инновационный
менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум / Под ред. д. э. н. Б.Н. Чернышова, к. э. н. Т.Г. Попадюк - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2009. - 240 с. Цвет Е.Е. Инновационный менеджмент: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. -112 с. Инновационный менеджмент. - М.: Издательство «Окей-книга», 2009. - 40 с. и др.
После изучения теоретических аспектов темы, студентам предлагается выполнить практические задания с целью закрепления материала.
Рассмотрим первое практическое задание. Здесь предполагается изучить теорию разработки профессиограммы специалиста. Запишем в тетрадь теорию профессиограммы. Профессиограмма - это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, технические, медико-гигенические и др.).
В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, которые вызывают определенные затруднения в ее освоении. Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, соответствие способностей человека требованиям к профессии.
Говоря о профессиограмме тренера, необходимо отметить следующие виды деятельности будущего учителя физкультуры, тренера-преподавателя, спортивного руководителя. Прежде всего, мы должны дать характеристику учителя физкультуры. Учитель физкультуры - это массовая профессия, требующая определенных умений,знаний и талантов.
Рассмотри профессиограмму учителя физкультуры в разных типах образовательных учреждений. В детском саду - физкультурный работник. В школе -учитель физкультуры. В спортивной школе - тренер по виду спорта. В вузе -преподаватель физкультуры.
Этот специалист должен знать:
1. содержание физкультурной работы в этих типах организаций:
— легкая атлетика;
— спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол;
— командные игры: на земле, в воздухе, на воде.
2. методику преподавания для детей, юношества, молодежи, взрослых, возрастных групп, инвалидов.
Учитель физкультуры выполняет следующие функции:
— руководитель спортивного коллектива;
— тренер-преподаватель;
— воспитатель;
— медицинское наблюдение (гигиена);
— педагог-организатор;
— планирование работы;
— врач лечебной физкультуры.
Условия и характер труда:
— общение;
— командировки;
— рабочий день не регламентирован;
— творчество;
— быстрое принятие решений: организационных, управленческих, экономических.
Трудности профессии:
— недостаточное финансирование;
— психологический климат: дети, родители, юноши, взрослые, коллеги, администрация.
Критерии качества подготовки специалиста:
— знания: спортивные, педагогические, психологические, культурные, основы медицинских знаний, основы правовых знаний.
Учитель физкультуры должен знать много типов учебных заведений: прежде всего, он должен знать школу, вуз и все другие учебные заведения, те, где есть процесс обучения и должен работать грамотный, обученный учитель
физкультуры.
Особенно следует подчеркнуть должность физкультурного работника детского сада. Здесь намечается огромное поле умений. Прежде всего, необходимо построить физкультурный городок-стадион, с беговой дорожкой.
Результаты исследования и их обсуждение. Профессия «Школьный
учитель физкультуры» предполагает широкое поле знаний видов спорта, организационных умений, любви к детям.
Особое внимание к профессиональной культуре следует уделить руководителю спортивного коллектива. Практика профессиональной культуры
физкультурного работника подсказывает нам особые требования к «тренеру-преподавателю».
Спортивный педагог должен иметь красивые костюмы, разбираться в медицине, знать гигиену тела, нормативы спортивных залов и площадок. Он должен быть «Педагогом» с большой буквы, а значит - обладать целым набором морально-нравственных качеств. Недаром воспитанники любят и уважают своего тренера-преподавателя. Красота занятий определяется не только нормативным выполнением спортивных упражнений, но и психологическим климатом на занятиях. Педагог должен уметь вовремя вызвать смех обучающихся или сосредоточить их внимание на каком-то спортивном элементе. Красивые занятия проходят у хорошего педагога-организатора, который умеет заранее планировать методику проведения интересных занятий.
Учитель физической культуры, тренер должен быть «врачом лечебной физкультуры». Он должен беречь своих учеников от перегрузок и травм. А если они случаются, то должен принять верные решения «врача лечебной физкультуры».
Красоту педагогического труда определяет умение «тренера-
преподавателя» находить верные педагогические решения во всех трудных ситуациях. Тренер-преподаватель должен стремиться улучшать условия тяжелого спортивного труда. Он должен уметь спроектировать и построить спортивную площадку, спортивную раздевалку, баню и грамотно определять спортивное оборудование.
Хороший тренер - это хороший строитель спортивной площадки, определитель спортивного инвентаря, грамотный тренер-преподаватель. Рабочий день увлеченного своей работой тренера, не регламентирован. Трудовой день увлеченного тренера длится от зари до заката.
Дети, обучающиеся у такого тренера, обязательно находятся в русле увлечений своего «отца-тренера». Педагог, посвятивший себя своей профессии, передает своим ученикам высокую культуру поведения, речи, так как является «отцом» и «матерью» обучающимся.
Тренер-преподаватель, красив своими словами, обширными знаниями, своей начитанностью, умением находить добрые слова для слабых и неумелых. В отпускное время он много путешествует, чтобы рассказывать интересные впечатления и случаи своим ученикам.
Красоту педагогического труда определяет правильное и грамотное управленческое решение. Тренер не должен в них ошибаться, особенно в тех решениях, где случается наказание, замечание, недовольство. Особенно следует учитывать мнение учащихся в экономических решениях, которые требуют большой самоотдачи. Принимать верные организационные решения - лучшая черта характера любимого тренера-
преподавателя.
Красив тот тренер, который любое свое распоряжение делает с учетом тяжести труда для каждого своего воспитанника. Тренер-преподаватель должен уметь установить в учебной группе хороший психологический климат, чтобы воспитанники ждали свою тренировку, хотели идти на занятие.
Каждая спортивная группа, команда имеет свое финансирование, порой недостаточное. Тренер-преподаватель детского, юношеского коллектива должен уметь работать с родителями своих учащихся, особенно в решении вопросов поездок на поезде. Так, дети любят ездить на экскурсии в Санк-Петербург, Москву, в города с метро, театрами, на крупные соревнования. Автор данной статьи возил детей в Москву, Ленинград, находил источники финансирования этих мероприятий. Качество подготовки тренера-преподавателя в первую очередь определяют спортивные, педагогические, культурные, медицинские, правовые и др. знания. Конечно, приятно, если тебя тренирует тренер, имеющий наше главное спортивное звание «Мастер спорта». Для этого надо в молодые годы уделить
огромное внимание своей спортивной подготовке, стать мастером спорта.
Чтобы стать хорошим тренером, необходимо получить образование в Университете физической культуры. Это лучшие спортивные образовательные учреждения, способные готовить в своих стенах мастеров спорта, спортсменов высокого класса и уровня культуры.
Выводы. Хороший тренер должен знать основы медицинских знаний, чтобы в любой критический момент оказать эффективную медицинскую помощь, нуждающемуся. Как правило, во время травмы у обучающегося рядом не бывает медицинского специалиста.
Тренер-преподаватель должен уметь принять правильное юридическое решение и верно разрешить возникшую правовую проблему. Тренер, воспитывающий спортсменов высокого класса, должен обладать правовыми знаниями.
Говоря о ведущих качествах тренера-преподавателя, необходимо несколько слов сказать о знаниях психологии, которые следует формировать у себя и своих воспитанников. Спортивный педагог должен хорошо знать физиологию человека, физиологию спорта, психологию коллектива и личности, специальные знания своего вида спорта и его психологические особенности.
Хороший тренер должен умет разрешать трудные ситуации, возникшие на спортивных тренировках, уметь разрешать конфликты любого уровня. Во время конфликтов следует принять правильное решение, как самому тренеру, так и его подопечным. При этом, решение следует принимать быстро и верно. Объясняя свои решения, необходимо четко излагать свои мысли.
Нужно воспитывать у себя умение быстро формулировать и достигать цели. У учеников следует воспитывать такое качество, как обучаемость. В ходе тренировок следует учить анализу определенных элементов и всей тренировки. Эффективно выстраивать стратегию и тактику занятий и каждой отдельной тренировки. В ходе тренировок группы замечать учеников, склонных к работе с людьми, настраивать их на спортивно-педагогическую работу.
Психологически настраивать на будущую
педагогическую деятельность - будущую уч
работу. пр
Таким образом, мы рассмотрели эс специфические моменты профессии
© Любовь Владимировна Кошеленко, 2021 © Леонид Васильевич Торопов, 2021
учителя физкультуры, педагога-тренера и проанализировали особенности
эстетической культуры этой профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беликова, Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе / Л.Ф. Беликова // Социс. - 2000. - № 6. - С. 51-57.
2. Бодренкова, Е.Л. Педагогические возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности: Дис. канд. пед. наук. / Е.Л. Бодренкова. - Калуга, 2002. - 194 с.
3. Вишневский, Ю.Р. Основные подходы к разработке концепции внеучебной работы со студентами в УГТУ / Ю.Р Вишневский // Проблемы воспитания студентов в современном вузе: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф., 4 - 6 декабря 1998 г. - Екатеринбург, 1998. - С. 24-25.
4. Выдрин, В.М. Введение в специальность: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / В.М. Выдрин. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 119 с.
5. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура личности / И.И. Зарецкая // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / отв. ред. Е.В. Ткаченко; УрГППУ. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 2. - С. 257-275.
6. Кошеленко Л.В. Система формирования Эстетической культуры: Монография. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2008. - 305 с.
7. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России,1998. — 48 с.
REFERENCES:
1. Attitude of students to extracurricular activities at the university / Belikova L.F. // Socis. - 2000. - No. 6.
2. Pedagogical possibilities of socialization of students-technologists by means of social and cultural activity: Dissertation of the candidate of pedagogical sciences / Bodrenkov E.L. // Kaluga, 2002. - 194 p.
3. Basic approaches to the development of the concept of extracurricular work with students at USTU / Vishnevsky Y.R. // Problems of education of students in a modern university: Abstracts of the All-Russian Scientific and Practical onference, December 4-6, 1998 - Yekaterinburg, 1998.
4. Introduction to the specialty: Textbook for institutes of physical culture / Vydrin V.M. // 2nd ed., revised. -M .: Physical culture and sport, 1980. - 119 p.
5. Professional culture of personality / Zaretskaya I.I. // Conceptual apparatus of pedagogy and education: collection of scientific papers / managing editor Tkachenko E.V. USPPU. - Yekaterinburg, 1996. - Issue. 2.
6. System of Aesthetic Culture Formation: Monograph / Koshelenko L.V. // Chelyabinsk: Information Center "Ural Academy", 2008. - 305 p.
7. School education program / Shchurkova N.E. - Moscow: Pedagogical Society of Russia, 1998. — 48 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Кошеленко Любовь Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент. Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия. Ответственный за переписку автор
Koshelenko Lyubov Vladimirovna
Cand. Sci., associate professor. Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia. The author responsible for the correspondence
Торопов Леонид Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент. Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия.
Toropov Leonid Vasilievich
Cand. Sci., associate professor. Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia.