Научная статья на тему 'Система внутреннего налогового контроля организации'

Система внутреннего налогового контроля организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3610
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
TAX / INTERNAL TAX CONTROL / FINANCIAL CONTROL / НАЛОГИ / ВНУТРЕННИЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шувалова Е. Б., Бутенко Л. А., Руденко Ю. А.

Целью исследования является изучение теоретических и практических вопросов внутреннего налогового контроля. Система внутреннего налогового контроля требует развития методического инструментария, его научного обоснования и практических рекомендаций по применению. Эта сложная задача в настоящее время решается лишь в организациях, которые являются крупнейшими налогоплательщиками. Для предприятий малого и среднего бизнеса при организации внутреннего налогового контроля возможно улучшение качества организации бухгалтерского учета компании. Система внутреннего контроля положительно сказывается на дальнейшем развитии бизнеса и помогает в привлечении инвестиций или кредитов. Появляются новые возможности развития бизнеса в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения предприятия. С точки зрения налоговых органов рост экономического потенциала налогоплательщиков обеспечивает рост налоговой базы и соответственно увеличение поступлений в бюджет. Таким образом, развитие методического инструментария внутреннего налогового контроля организаций имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений. Теоретической основой исследования послужили положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории налогового контроля. Информационной базой исследования послужили статистические сборники, экономическая и правовая литература, затрагивающая проблематику данного исследования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, инструкции, письма, разъяснения Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, данные, публикуемые в периодической печати, материалы общероссийских научно-практических конференций, семинаров и ресурсы сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal control of tax

The aim of the research is to study the theoretical and practical issues of internal fiscal control. Internal tax control system requires the development of methodological tools, its scientific basis and practical recommendations for the application. This difficult task is now solved only in organizations, which are the largest taxpayers. For small and medium-sized businesses in the organization of internal fiscal control may improve the quality of the accounting organization of the company. The internal control system has a positive effect on the further development of business and helps to attract investment or loans. There are new business opportunities due to the presence of an established and controlled by the system the company’s financial department. From the point of view of tax authorities increase the economic potential of the taxpayer provides the growth of the tax base and therefore increase revenues. Thus, the development of methodological tools of internal fiscal control organizations is of relevance to all participants of tax relations. The theoretical basis of the study served as a position of economic theory, the works of local and foreign experts in the field of tax control theory. The information base for the study were the statistical compilations, economic and legal literature, affecting the perspective of this study, laws and regulations of the Russian Federation, instructions, letters, explanations of the Federal Tax Service and the Ministry of Finance of the Russian Federation, the data published in the press materials all-Russian scientific and practical conferences, seminars and Internet resources.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего налогового контроля организации»

УДК 336 Е.Б. Шувалова, Л.А. Бутенко,

Ю.А. Руденко

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Система внутреннего налогового контроля организации

Целью исследования является изучение теоретических и практических вопросов внутреннего налогового контроля. Система внутреннего налогового контроля требует развития методического инструментария, его научного обоснования и практических рекомендаций по применению.

Эта сложная задача в настоящее время решается лишь в организациях, которые являются крупнейшими налогоплательщиками. Для предприятий малого и среднего бизнеса при организации внутреннего налогового контроля возможно улучшение качества организации бухгалтерского учета компании. Система внутреннего контроля положительно сказывается на дальнейшем развитии бизнеса и помогает в привлечении инвестиций или кредитов. Появляются новые возможности развития бизнеса в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения предприятия. С точки зр ла налогоплатель ветственно увели

Таким образом, развитие методического инструментария внутреннего налогового контроля организаций имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений. Теоретической основой исследования послужили положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории налогового контроля. Информационной базой исследования послужили статистические сборники, экономическая и правовая литература, затрагивающая проблематику данного исследования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, инструкции, письма, разъяснения Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, данные, публикуемые в периодической печати, материалы общероссийских научно-практических конференций, семинаров и ресурсы сети Интернет.

Elena B. Shuvalova, Lyudmila A. Butenko, Julia A. Rudenko

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The aim

internal filial cO

Internal WX contrdlSystiminqUin&the deiBbpmenttEf methodHOgHKl tools, its scientific basis and practical recommendations for the application.

This difficult task is now solved only in organizations, which are the largest taxpayers. For small and medium-sized businesses in the organization of internal fiscal control may improve the quality of the accounting organization of the company. The internal control system has a positive effect on the further development of business and helps to attract investment or loans. There are new business opportunities due to the presence of an established and controlled by the system the company's financial department.

From the point of view of tax authorities increase the economic potential

tax es\

ThWßthe aSVUtpmént of mWhbdologiWHtBHSIOPintinHfiiai control organizations is of relevance to all participants of tax relations. The theoretical basis of the study served as a position of economic theory, the works of local and foreign experts in the field of tax control theory. The information base for the study were the statistical compilations, economic and legal literature, affecting the perspective of this study, laws and regulations of the Russian Federation, instructions, letters, explanations of the Federal Tax Service and the Ministry of Finance of the Russian Federation, the data published in the press materials all-Russian scientific and practical conferences, seminars and Internet resources.

Keywords: tax, internal tax control, financial control.

инан-

Введение

В условиях нарастающей конкуренции существенно актуализируются проблемы повышения эффективности внутреннего контроля производственных предприятий. До 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность). С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осу-

ществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, - также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) [1].

В соответствии с глоссарием терминов стандартов аудиторской деятельности система внутреннего контроля представляет собой «процесс, организованный и осуществляемый представителями собственни-

ка, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам» [2].

Внутренний контроль способствует объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивает ее бесперебойное функционирование [7].

Теоретические основы построения внутреннего налогового контроля

Зарубежные ученые Р. Адамс и Дж. Робертсон занимают единую позицию в вопросе о том, что систему внутреннего контроля организует руководство организации для того, чтобы осуществлять ее деятельность максимально упоря-доченно и достаточно эффективно, обеспечивать соблюдение политики руководства, сохранность имущества, достигать качественного документирования операций [4]. При этом Дж. Робертсон подчеркивает, что система внутреннего контроля должна служить всей организации в целом, а не отдельным лицам [9].

Каким образом будет организован внутренний контроль, решается в самом хозяйствующем субъекте (например, путем создания отдела внутреннего контроля, внутре го аудита, ревизионного отде заключения договора со сторонней органИациейУ^ОсновИй прЦцип должен быть следу придерживаться разумности и сопоставлять трудозатраты при осуществлении контроля с полученным результатом. Пр темы внутренне димо использовать наиболее э

организации и стремиться к чтобы с разумными затратами (на штатных работников, консультантов, аутсорсинг и используемые программы) проводить необходимый, но достаточный объем контроля.

В мировой практике необходимость внедрения систем внутреннего контроля была продиктована громкими скандалами, связанными с искажением финансовой отчетности в таких компаниях, как Enron и Parmalat.

В США с 2004 года действует закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley), регламентирующий требования к системе внутреннего контроля. Статья 404 закона Сарбейнса-Оксли «Управление и оценка финансового контроля» содержит требование по проведению аудиторской проверки отчета руководства об уровне СВК. В соответствии с этим положением

руководители компаний обязаны документально оценивать систему внутреннего контроля, раскрывая в приложениях к финансовой отчетности все ее существенные недостатки и предлагая мероприятия по их устранению.

В России на практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля бухучета. На ряд таких вопросов получен ответ в Письме Минфина России от 25.12.2013 № 07-04-15/57289, к которому прилагается информационный документ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Согласно Письму Минфина внутренний это че то п ив

тивность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность

политике руководства. Внутренний налоговый контроль является частью системы внутрифирменного финансового контроля (общего аудита). Вопросы уплаты налогов являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством.

Внутренний налоговый контроль представляет собой систему контрольных мероприятий за соблюдением налогового законодательства, осуществляемых внутри отдельно взятого экономического субъекта путем наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта.

Составляющие компоненты системы внутреннего налогового контроля:

• предмет налогового контроля - результаты финансово хозяйственной деятельности, правильность исчисления и уплаты налогов;

• субъект налогового контроля ца, которые имеют контрольные

сфере налогообложе-

огово-

конодательства, в т.ч. при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [3].

Система внутрифирменного контроля подразделяется на две подсистемы:

1) хозяйственный контроль (производственный, технический, пожарный, связанный с обеспечением безопасности производства, экологический);

2) финансовый контроль (контроль финансово-хозяйственной деятельности, расчетов с бюджетом).

Внутрифирменный финансовый контроль - это комплекс мер безопасности, определяемых руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений

ия;

• объект ^алиовог> контроля - это все факты хозяйственной жизни финансово - хозяйственной деятельности и их результаты;

онирова-треннего налого-

о кон за конт

• система документооборота внутреннего налогового контроля.

Внутренний налоговый контроль в организации должен быть направлен на оценку, выявление негативных фактов и управление рисками финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в среде бухгалтерского и налогового учета. Система внутреннего налогового контроля в организации базируется на информации, формируемой системой бухгалтерского и налогового учета. Наблюдается и обратная зависимость, проявляющаяся при отсутствии системы внутреннего налогового контроля и, как следствие, определяющая невозможность создания полного, достоверного, минимизированного рисками налогового учета. Следовательно, при построении концептуального подхода организации внутреннего

налогового контроля необходимо учитывать эффективность экономического субъекта [8].

Общеметодологические принципы формирования системы внутреннего налогового контроля

Система внутреннего налогового контроля должна формироваться и совершенствоваться на общеметодологических принципах, которые можно сгруппировать в три взаимосвязанные группы:

• юридические принципы (принципы ответственности, законности, юридического равенства, соблюдения налоговой тайны);

• базовые принципы (принципы независимости, планомерности, объективности и достоверности);

• организационные принципы (принципы регулярности, своевременности, всеобщности, единства, документального оформления).

Рассмотрим характеристику принципов внутреннего налогового контроля каждой группы.

Груп\

кажды роля за нен контрольных ренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;

Принцип законности - подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и иных правовых актов. Он проявляется в том полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принцип юридического равенства, рассматривается в контексте ст.19 Конституции Российской Федерации, в свою очередь с точки зрения внутреннего налогового контроля действие этого принципа основываться на объективных подходах при проведении проверки любого подразделения включенного в состав контролируемого экономического субъекта (например: различные предприятия холдинга).

Принцип соблюдения налоговой тайны особенного актуален для внутреннего налогового контроля, т.к. означает не только, что в ходе налогового контроля должны соблюдаться требования ст.102 НК РФ, но назначение внутреннего налогового контроля стоять на защите от внешних пользователей, не санкционированных попыток информационного доступа к налоговым данным о хозяйствующем субъекте.

Группа базовых принципов.

Принцип независимости предполагает, что контролирующие органы могут оперативно выполнять свою главную задачу, при условии независимости и отсутствии постороннего влияния. Существенными составляющими, влияющими на независимость контролирующего ор-

¡ганя^йИ^^ютс членов внутр финансовая не зде

зависимости, так как контролирую щие органы являются частью предприятия и, следовательно, как и все подчиняются руководству предпри-нном случае речь идет о ависимости от подконтрольного

еления (объекта Принцип пл ределяет, что любая контрольная деятельность, всегда должна быть четко спланирована и подготовлена. Данный принцип предполагает предварительные мероприятия налогового контроля, заключающиеся в подготовке графика проверки, определение перечня подлежавших проверке объектов контроля и др. Данный принцип направлен на минимизацию трудовых и финансовых затрат при проведении проверки.

Принцип объективности и достоверности, предусматривает снижение степени субъективности отдельно взятым экспертом при принятии решения по результатам проверки, а также объективного и достоверного подхода в процессе проведения проверки.

Группа организационных принципов.

Принцип регулярности (систематичности контроля), основан на комплексном подходе к построе-

нию системы внутреннего налогового контроля.

Принцип всеобщности налогового контроля вытекает из положений ст.3 НК РФ где установлено, что ни одна организация не может быть освобождена от проведения налоговой проверки. В свою очередь с точки зрения внутреннего налогового контроля данный принцип также предполагает, что мероприятия внутреннего налогового контроля должны проводиться на всех без исключения подразделениях, которые влияют на расчет налоговых обязательств.

Принцип единства внутреннего налогового контроля предполагает, что в процессе осуществления внутреннего налогового контроля будут применяться единые методы, формы и порядок проверки.

нности пред-аруше-ельства

ть своевременно предо-полномоченным лицам, с целью принятия наиболее эффективных решений в определенные сроки.

Принцип документального онтроля о в результатам лого-

все обнаруженные акты нарушения должны быть зафиксированы в соответствующих документах (актах, справках, протоколах). Так, данные документы создают предпосылки для последующих действий контролирующих органов по пресечению нарушений.

Задачи внутреннего налогового контроля

Возвращаясь к основным элементам внутреннего налогового контроля, необходимо отметить еще один из важнейших компонентов контроля задачи внутреннего налогового контроля.

Можно выделить следующие задачи внутреннего налогового контроля:

• контроль разработки учетной политики для целей налогообложения по всем установленным налогам и элементам (организационным, методическим, техническим);

• проверка системности ведения бухгалтерского и налогового учета и правильности формирования налоговой базы;

• контроль правильности применения налоговых ставок;

• контроль законности и обоснованности применения льгот при уплате налогов в федеральный бюджет и территориальные бюджеты;

• анализ правильности заполнения и своевременности представления налоговых деклараций;

• контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет;

• контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет;

• контроль правильности ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и соответствия его запияямН^лавноИШИ и, лансе организа

• выявление степени п товленишти^о1рудни111. от: ющих за налоговые расчеты. их информированности о текущих изменениях в налоговом законодательстве;

ии выявленных эедщреЖдении.

вн

контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета. представленного для ознакомления руководств организации. Эти документы являются крайне важными. так как именно они свидетельствуют об эффективности

работы системы внутреннего налогового контроля.

Информационно-коммуникативная инфраструктура представляет собой обеспечение внутреннего налогового контроля в части взаимодействия с другими подразделениями или внешними субъектами на предприятии с целью получения необходимых данных.

Материально-техническое обеспечение позволяет снабдить систему налогового контроля на предприятии необходимыми материальными и техническими ресурсами (техника, оргтехника, технологии и помещения).

Организационное обеспечение помимо функции выделения на предприятии субъектов. осуществляющих внутренний налоговый контроль (отделы. департаменты. подразделения). также помогает установить статус и разграничить

время некоторые компании используют так называемую «проектную организационную структуру». Это

ванных созд

осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Так. например. с целью проверить состояние расчетов с бюджетом по конкретному налогу (НДС. налог на прибыль и пр.)

В настоящее время службы внутреннего налогового контроля полу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чили наибольшее распространение в крупных холдинговых компаниях. имеющих самостоятельные. иногда территориально удаленные структурные подразделения.

Финансовое обеспечение позволяет определить объемы и порядок финансирования деятельности службы внутреннего налогового контроля.

Учетно-аналитическое обеспечение представляется одним из ключевых. так как является основой для контрольных мероприятий.

Из приведенных выше задач внутреннего налогового контроля видно. что большая их часть нацелена именно на решение вопросов. связанных исчислением и уплатой налогов и сборов. В свою очередь именно учетно-аналитическое обеспечение позволяет получить информацию об учтенном имуществе и

одиалбсзяяаазмаиитисечхмлиньессталтолевдонтаогнехоллы.воьыхгянихванчляоаеялбсюоякзщгоаоеитв(ехоплисбрьяеасссвтббповоаеварзча.оояейв-)

ние - представляет собой систему законодательных и подзаконных актов. стандартов. перечень конт-

х методических докуме шЦрого Цуществ. ний нало

ормирование системы внутрихозяйственного контроля - ключевая составляющая бизнес-стратегии любой компании. По средствам внутреннего контроля обеспечивается сохранность собственности. выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производс-

нове рен-

Качество работы системы налогового контроля на предприятии. зависит от обеспечения внутреннего налогового контроля. Видовая классификация обеспечений внутреннего налогового контроля представлена в виде иллюстрации (рис. 1).

Каждый вид обеспечения является необходимой составляющей

Рис. 1. Классификация обеспечений внутреннего налогового контроля

тва и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления компанией. В свою очередь внутренний налоговый контроль является неотъемлемой составляющей системы хозяйственного контроля на предприятии. По средствам налогового контроля предприятие может определять и регулировать финансовые потоки компании. Кроме того, четкое функционирование системы внутреннего налогового контроля напрямую влияет на результаты государственного налогового контроля [5].

Направления повышения эффективности системы внутрецшншал контр

В условиях ужесточения и туционального механизма пре ставления налоговых льгот и преференций возросла угроза неполноты формирования финансовых результатов субъе гашен ред го Цель

экономических интересов государства и хозяйствующих субъек-

тов полностью реализуема только при наличии у последних системы внутреннего контроля выполнения налоговых обязательств.

Говоря об организации системы контроля, организованной внутри хозяйствующего субъекта, выделим важную часть данной системы - контроль выполнения налоговых обязательств, который является одним из способов снижения риска возникновения ошибок при их расчете, а также излишних расходов в виде штрафов и пени за нарушение налогового законодательства, а также служит минимизации налоговых рисков [10].

Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым

«де ган

налого и

законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом».

Мировая практика налогового ад-ованиянсновы:

;е кЯГлого твие не огра арстве

уровнем (макроуровень^ и вИючает контроль налоговых обязательств внутри хозяйствующих субъектов,

то есть систему корпоративного налогового контроля хозяйствующих субъектов (интроуровень). Стимулирование мероприятий по постановке или совершенствованию системы корпоративного налогового контроля может в значительной степени влиять на повышение эффективности работы системы налогового контроля на государственном уровне, в целом [11].

Наиболее эффективное взаимодействие макро- и внутрифирменной системы налогового контроля осуществляется через систему налогового мониторинга - систему расширенного информационного взаимодействия с налогоплатель-ком, которая предусматривает

дШровалиШоеВаскрыие Афор-

мации налоговому органу, предварительное согласование правил ных сделок, что снижает для обеих сторон бремя и издержки последующего налогового контроля. Таким образом, достигается

ие и

ако-ФЗ часть

первую Налогового Кодекса Российской Федерации» введен в

понимани ральным з нений в ча

Карта налоговых рисков

Таблица 1

Рискообразующие факторы Вероятность наступления события (%) Возможные убытки (тыс. руб.) Методы предупреждения

1 2 3 4

Внутренние причины

Отсутствие квалифицированных сотрудников в области налогообложения Мероприятия по повышению квалификации работников (проведение внутренних и внешних обучающих программ, приобретение специализированной литературы и др.). Пересмотр кадровой политики предприятия в области подбора персонала.

Сложно территориально развернутая структура предприятия Мониторинг всех контрольных процедур на уровне всех структурных подразделений предприятия. Разработка внутренних нормативных документов регламентирующих порядок исчисления и уплаты налогов всеми структурными подразделениями.

Отсутствие либо плохо организованная инфорамационно-технологичес-кая система учета Применение либо обновление программного обеспечения. Мероприятия по повышению эффективности информационной системы.

Нарушение установленных сроков предоставления налоговой отчетности

Внешние причины

Налоговая проверка Проведение контрольных процедур (внутренний аудит, ревизия и др.)

Изменение налогового законодательства Мониторинг налогового законодательства. Анализ нововведений на предмет их влияния на деятельность предприятия.

действие Раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Новая статья 105.26 НК РФ гласит: «В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля)».

Следуя западным подходам в части построения эффективной системы внутреннего контроля, а именно применяя методику COSO Enterprise Risk Management Framework (рационального риск-менеджмента) предприятиям необходимо идентифицировать рис составить так называемую «карту рисков» выделив наиболее критичные риски с точки зрения воз ного ущероав данном случае речь идет о налоговых рисках, вероятности их наступления и убытках,

которые понесет

случ собы риск

О

1иятие в

алог лице лог

рисков - это возможность в любой момент на ее основе определить наиболее значительные налоговые риски для предприятия. Разработка карты налоговых рисков и анализ мероприятий по их предупреждению являются задачами системы внутреннего контроля. а точнее его направления налогового контроля.

Плохо организованная работа системы внутреннего налогового контроля на предприятии напрямую влияет на собираемость налогов и сборов. а. следовательно.

на эффективность налогового контроля в целом. Отсутствие системы налогового контроля или ее неправильная организация повышает уровень возможных ошибок при исчислении налогов. Наличие высококвалифицированных специалистов в области налогового законодательства на предприятии снижает риск неправильной квалификации тех или иных норм. регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Именно четко выстроенная система внутреннего налогового контроля может помочь налогоплательщику наиболее оптимально планировать свои платежи в бюджет на законных основаниях. Таким образом. посредствам развития направления внутреннего налогового контроля помимо повышения уровня собираемости налогов и снижения нарушений налогового законодательства среди налогоплательщиков. стимулируется реализация прав добросовестных налогоплате нных основания логовые плате ах повышения эффе тивности внутреннего налогового контроля предлагается реализовать следующие мероприятия:

Создание интегрированных

Формирование законодательной базы. регулирующей систему внутреннего налогового контроля;

Разработка документального обеспечения системы внутреннего налогового контроля (разработка политик и процедур. форм документов и др.).

Развитие программных обеспечений для автоматизации системы внутреннего налогового контроля. возможных для использования на предприятиях любой формы собственности;

Создание методологических основ управления изменениями в бизнесе. затрагивающих систему внутреннего налогового контроля;

Организация мероприятий по обучению специалистов в области создания и постановки систем внутреннего налогового контроля.

Отдельно можно выделить такое направление развития системы налогового контроля. как разработка комплексного решения организации системы внутреннего контроля. В данном случае речь идет о создании и применении практических разработок универсальной модели организации внутреннего налогового контроля.

Заключение

В итоге следует отметить. что процесс организации системы внутреннего контроля на предприятии сложный. требующий большого количества временных.

;урсов. Должен правле-частью тренне-

пНЯМЦМи4'

»ЮНчереЖ I йИонтрМ

оЦНку^Рш

довых и

контр оен в сист являясь предприятия. Система го контроля должна строиться на разносторонних методах контроля. охватывающих все направления

еско-внут-при-шения

вопросов. регулируемых налоговым законодательством. Элементы внутреннего налогового контроля необходимы для всех предприятий т.к. проблемы. связанные с применением налогового законодательства. возникают у большинства налогоплательщиков.

Внутренний контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Литература

1. Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=170573 (дата обращения: 15.04.2016).

References

1. Federal'nyj zakon ot 06.12.11 № 402-FZ «O buhgalterskom uchjote» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=170573 (data obrashhenija: 15.04.2016).

2. Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол № 66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/ glossary.doc (дата обращения 16.04.2016).

3. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности». [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ Кон-сультантПлюс, 1992-2015. (дата обращения: 6.05.2016)

4. Адамс Р. Основы аудита / Пер. с англ.; под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. С. 589.

5. Гостева М.А. Система внутреннего налогового контроля организации: дис.... канд. эконом., наук. - М., 2008. - С. 62.

6. Гостева М.А. Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятия [Электронный ресурс] / М. Гостева// Финансовый директор. - 2002,^£жим_аа£Щда: hüpi/www.ii: print/0040

7. Корнеева Т.А. Информационное обе равленчес № 16. С.

8. Мурина I .Н. Финансовый контроль в системе финансового права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - № 1. - С. 80.

9. Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М.: Контакт, 1993. С.1

10. Ц ¡утренний

2. Glossary terminov standartov auditorskoj dejatel'nosti (odobren Sovetom po auditorskoj dejatel'nosti pri Minfine Rossii 29 maja 2008 g., protokol № 66) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// wwwl.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/ glossary.doc (data obrashhenija 16.04.2016).

3. Informacija Minfina Rossii № PZ-11/2013 «Organizacija i osushhestvlenie jekonomicheskim sub#ektom vnutrennego kontrolja sovershaemyh faktov hozjajstvennoj zhizni, vedenija buhgalterskogo uchjota i sostavlenija buhgalterskoj (finansovoj) otchjotnosti». [jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ Konsul'tantPljus, 1992-2015. (data obrashhenija: 6.05.2016).

4. Adams R. Osnovy audita / Per. s angl.; pod red. prof. Ja.V. Sokolova. M.: Audit, JuNITI, 1995. S. 589.

5. Gosteva M.A. Sistema vnutrennego nalogovogo kontrolja organizacii: dis.... kand. jekonom., nauk. - M., 2008. - S. 62.

6. Gosteva M.A. Nalogovyj kontrol' kak chast' sistemy vnutrennego kontrolja predprijatija [Jelektronnyj resurs] /

enie aiki.

v sisteme Aktiallnye

как элемент системы внутреннего контр твующиИубЪИГах ЦекЩ^ Е.С. ИЪпил совые исИедова!ияЯ1Н^3 61.

11. Цепилова Е.С. Внутренний налоговый контроль в системе государственного финансового контроля: исследование сущности и уточнение дефиниций [Текст] / Е.С. Цепилова // Налоги и финансовое право. - 2014. -№6. - С. 202.

2006. № 16. S. 75.

8. Mirina G.N. FinansovyJ kontrol' finansovogo prava RossiJskoJ Federacii // problemy rossiJskogo prava. - 2012. - № 1. - S. 80.

95.

issledovaniJa. 2013. №3 (40). S. 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Cepilova E.S. VnitrenniJ nalogovyJ kontrol' v sisteme gosidarstvennogo finansovogo kontrolJa: issledovanie sishhnosti i itochnenie definiciJ [Tekst] / E.S. Cepilova // Nalogi i finansovoe pravo. - 2014. - №6. - S. 202.

Сведения об авторах

Елена Борисовна Шувалова

д.э.н., профессор, профессор кафедры Финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Эл. почта: [email protected] Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Людмила Анатольевна Бутенко

аспирантка кафедры Финансового менеджмента

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Эл. почта: [email protected]

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Юлия Анатольевна Руденко

студентка экономического факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Information about the authors

Elena B. Shuvalova

Candidate of Economic Sciences, Professor, The Academic

Department of Financial Management, Plekhanov Russian

University of Economics

E-mail: [email protected]

Moscow, Russia

Lyudmila A. Butenko

Graduate student of the Department of Financial Management, Plekhanov Russian University of Economics E-mail: [email protected] Moscow, Russia Julia A. Rudenko

Student at the Faculty of Economics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.