СИСТЕМА ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВОСТРОЕН И Е»
Р.У. Гаттаров, С.М. Зубков, В.В. Эрлих ЮУрГУ, г. Челябинск
Всесторонне рассмотрена проблема адаптации студентов к учебной деятельности, доказана эффективность технологий здравостроения.
Проблема адаптации студентов к учебной деятельности представляется важной. Обращение к ней диктуется следующими важными причинами: во-первых, в последние десятилетия интеллектуальный потенциал страны стал ведущей производительной силой, во-вторых, его формирование затруднено в связи с увеличением информационной нагрузки и снижением уровня здоровья учащихся и студентов.
С середины XIX века существовало мнение о необходимости регулярной физической деятельности для поддержания оптимального состояния здоровья. Однако только в конце 60-х годов XX столетия оно стало общепризнанным. В 1940 году было дано определение здоровья (ВОЗ) и дополнено в последующие годы как состояние физического, психического и социального благополучия. Например, Т.К. Каретон с 1941 по 1971 гг. исследовал физическую подготовленность студентов и разработал программу ее совершенствования. Еще ранее К.Н. Cooper [27] физиологически обосновал целесообразность использования физических нагрузок для обеспечения здорового образа жизни человека.
В последующие годы исследованиями многочисленных авторов проблема приобрела мировое звучание: «К здоровой России» [8, 9], «Здоровый образ жизни» [2], «Все о здоровом образе жизни» [4] и мн. др.
Большинство изученных авторов пришли к заключению, что физическая тренировка аэробной направленности приводит к положительным физиологическим изменениям, вызывающим увеличение диаметра коронарных артерий, размера сердца и увеличение его насосной функции. Она приводит к снижению артериального давления (АД) у людей со средней степенью гипертонии, уменьшает факторы риска [3,7,10,14,16,18,19,21,28].
Действующая стратегия «Здоровье для всех к 2000 году» определила приоритетные задачи научных исследований. Усилия многих ученых во всем мире привели к созданию новой области знаний - науки о здоровье, поведенческой медицины, валеологии, физической терапии как синтезе наук, междисциплинарной проблемы медико-теорети-ческого и технологического направления.
В США и Европе появились новые технологии оценки здоровья [7, 12,25, 26].
Построение Европейской сети по технологической диагностике уровня здоровья находится на этапе становления. Информативность технологических признаков оценки состояния здоровья исключительно важна.
Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее трудных и приоритетных задач на всех этапах развития общества. Особый социальный статус, специфические условия учебной деятельности, быта и образа жизни студентов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни. Поэтому усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, не дают длительного успеха и вызывают необходимость поиска оптимальных путей управления здоровьем студенчества [15].
Значимость этой проблемы определяется ее государственной важностью, так как только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное социальное развитие общества, его безопасность и международный авторитет [5,11, 13, 14,23,24].
Оздоровление молодежи, разработка профилактических программ признаны приоритетным направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения, большинства стран - участниц международной программы CINDI (Декларация Виктории по здоровому сердцу..., 1992; Позиция CINDI в решении задач..., 1992).
Организация и методы исследования
Исследование морфометрических показателей осуществлялось рутинными методами, широко представленными в отечественной литературе [1].
Изучение системы внешнего дыхания (СВД) проводилось на аппарате «ЭТОН» [17]. Методика и техника исследования функций внешнего дыхания современными спирографами описана А.М. Стартовым и И.В. Смирновым [20], в работе которых представлены таблицы должных величин по Р.Ф. Клементу.
Анализ результатов исследования системы внешнего дыхания и показателей физического развития проводился по трем ростовым группам: высокие, средние, низкие.
Результаты исследования
Возраст обследуемых равнялся 17,36 ±0,17 года. Студенты первого курса, вчерашние учащиеся, имели следующие ключевые характеристики физического развития. Высокие девушки имели длину тела 172,50 ±3,13 см, массу тела -59,50 ± 2,85 кг; индекс тела равнялся 19,99 уел. ед. Масса тела в зависимости от его длины составляла 50 центилей. Длина тела в зависимости от возраста равнялась 90 центилей. Масса тела в зависимости от возраста оказалась в диапазоне 50-75 центилей.
У девушек средней длины тела следующие показатели: длина тела 165,20 ± 1,73 см; масса тела 58,80 ± 2,85 кг; индекс тела - 21,55 уел. ед.; масса тела в зависимости от длины равнялась 75-90 центилей; длина тела в зависимости от возраста составляла 25-75 центилей; масса тела в зависимости от возраста находилась в диапазоне 25-75 центилей.
Девушки низкого роста имели следующие показатели: длина тела 155,00 ±.2,85 см; масса тела
- 47,00 ± 2,48 кг; индекс тела - 19,58 уел. ед.; масса тела в зависимости от длины варьировала в границах 50-75 центилей. Длина тела в зависимо
сти от возраста была 3-10 центилей и масса тела -3-10 центилей.
Таким образом, явно усматриваются отклонения в физическом развитии в 1-й и 3-й подгруппах. Вполне возможно, что они зависят от генотипических, социально-экономических, экологических условий и поведения девушек.
Показатели СВД девушек первого курса представлены в табл. 1.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) не зависела от льных размеров тела и в 1-й, 2-й группах была в пределах нормы [6, 21]. У низкорослых девушек ЖЕЛ - ниже нормы. Вариативность ЖЕЛ у девушек 1-й группы была высокой, во второй -средней, в третьей - средней вариабельности. У первокурсниц 1-й и 2-й группы частота дыхания (ЧД) выходила за контур нормы (20 циклов), а в 3-й - находились в норме. Вариативность показателей ЧД была высокой. Дыхательный объем зависел от размеров тела и был исключительно вариативен. Аналогично достоверно изменялся МОД соответственно в 1-й, 2-й и 3-й группах. (Р < 0,05). Вариативность показателей соответственно колебалась от средней (18,64 %) до исключительно высокой (53,02 %) и высокой (24,72 %).
Таблица 1
Показатели СВД студенток первого курса гуманитарных факультетов
Показатель Средняя арифметическая, М Средняя ошибка средней арифметической, т Коэффициент вариации, У,%
Рост Высокорослые 172,50 3,13 2,57
Среднерослые 165,20 1,73 2,34
Низкорослые 155,00 2,25
Вес Высокорослые 59,50 2,85 7,97
Среднерослые 58,80 2,50 9,33
Низкорослые 47,00 2,48 12,64
Возраст 17,50 0,12 2,01
ИС 2,36 0,21 25,42
Показатель Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые
ЖЕЛ вд, л 2,99 3,11 2,40 0,57 0,24 0,15 26,98 17,25 20,42
ЖЕЛ выд, л 3,20 3,31 2,48 0,56 0,19 0,16 24,89 12,57 17,34
ЧД, 1/мин. 23,25 23,86 17,78 1,48 1,76 0,98 33,31 35,28 36,61
ДО, л. 0,46 0,32 0,30 0,06 0,06 0,07 50,02 44,35 46,67
МОД, л 10,12 6,82 4,41 1,33 1,62 1,14 18,64 53,02 24,72
РОвд, л. 1,38 1,70 1,53 0,37 0,24 0,22 37,97 31,99 28,10
РОвыд, л 1,37 1,29 1,25 0,36 0,16 0,17 36,95 26,99 44,62
Е, л 1,84 2,00 1,83 0,21 0,26 0,20 15,91 28,48 16,39
ФЖЕЛвыд, л 2,99 3,34 2,64 0,20 0,23 0,16 9,47 15,30 11,36
ОФВо.5, л 1,83 1,77 1,80 0,09 0,16 0,12 7,27 19,60 10,00
ОФВ1ВЫД, л 2,83 2,95 2,55 0,01 0,23 0,10 17,29 17,32 3,53
ОФВ 1Выд/ЖЕЛвыд, % 90,06 89,32 102,71 5,64 3,49 1,42 24,56 8,73 6,81
ОФВвыд/ФЖЕЛвыд, % 94,83 88,96 96,42 6,31 3,55 2,81 9,42 8,92 51,63
ПОСвыд, л/с 4,78 4,74 4,56 0,08 0,09 0,10 2,22 19,90 4,61
МОС25ВЫД, л/с 4,53 4,63 4,52 0,28 0,42 0,22 8,80 4,87 9,07
МОС50ВЫД, л/с 3,67 3,67 4,12 0,80 0,32 0,28 21,80 8,72 14,32
МОС75ВЫД, л/с 2,70 2,40 2,83 0,66 0,38 0,32 34,48 35,35 22,26
Окончание табл. 1
МОС75ВЫД, л/с 2,70 2,40 2,83 0,66 0,38 0,32 34,48 35,35 22,26
СОС0.2-1.2ВЫД, л/с 4,36 4,43 4,17 0,24 0,38 0,22 7,71 19,28 9,83
СОС25.75ВЫД, л/с 3,60 3,50 3,89 0,71 0,36 0,31 27,82 23,31 20,00
СОС75.85ВЫД, л/с 2,29 2,03 1,89 0,68 0,29 0,27 41,74 32,20 23,81
ОФВпос выд, л 0,77 0,77 0,76 0,04 0,07 0,05 11,30 11,13 7,89
Аех 9,81 10,73 8,64 0,64 0,72 0,71 9,30 17,20 8,22
Тфжел ВЫД, с. 1,31 2,01 1,66 0,34 0,40 0,29 36,48 44,46 25,90
Тпос ВЫД, с. 0,16 0,26 0,24 0,03 0,03 0,02 25,00 26,02 12,50
СПВвыд, с. 0,47 0,57 0,44 0,06 0,05 0,04 18,83 18,89 26,87
МОС50выд/ФЖЕЛвыд, % 124,31 111,27 155,95 5,09 5,81 3,02 15,78 15,70 9,18
МОС5оВыд/ЖЕЛвыд, % 119,79 111,67 166,14 5,84 5,11 3,13 12,37 16,23 9,24
ТауМО, с 0,63 0,71 0,58 0,06 0,03 0,04 12,74 10,91 9,23
ТауМІ, с 0,98 1,07 0,93 0,04 0,09 0,05 6,35 18,02 8,62
ТауМ2, с 0,28 0,34 0,22 0,14 0,07 0,10 74,01 47,69 63,64
ФЖЕЛвд, л 2,43 2,99 2,53 0,12 0,30 0,11 6,93 22,28 24,60
ОФВ)Вд, л 1,70 1,70 2,08 0,34 0,13 0,14 28,11 17,69 24,90
ОФВіВьід/ЖЕЛвд, % 96,82 95,88 106,22 8,34 6,10 3,98 26,79 14,23 13,46
ПОСвд, л/с 2,90 2,75 2,85 0,14 0,12 0,10 21,03 9,66 11,50
МОС50вд, л/с 2,77 2,38 2,59 0,11 0,27 0,12 20,04 25,29 11,23
МВЛ, л/мин 87,15 81,38 62,81 2,73 1,56 1,96 19,67 23,53 20,89
Резервный объем вдоха студенток изменялся независимо от длины тела и его показатели вариативны (37,97 %; 31,99 %; 28,10 %). Резервный объем выдоха последовательно снижался относительно уменьшения длины тела девушек и был исключительно вариативен. Емкость выдоха также не зависела от тотальных размеров тела обследуемых и была средне- и высоковариативна (15,91 %; 28,48 %; 16,39 %). Форсированная ЖЕЛ выдоха изменялась аналогично предыдущему показателю и была относительно стабильна. Аналогично изменялся объем форсированного выдоха за 0,5 с при стабильном и средневариативном значении показателей. Объем форсированного выдоха за 1 с изменялся независимо от длины тела обследуемых и был стабильно вариативен. Показатели индекса Тиффно превосходили норму (80 %) и были средне- и высоковариативные, а индекса Генслера близки к норме (90 %), стабильны и не зависели в обоих индексах от тотальных размеров тела.
Пиковая объемная скорость выдоха была относительно стабильной в 1-й и 2-й подгруппах и значительно снизилась в 3-й. Все показатели были слабовариативны. Показатели МОС25 выдоха существенно не различались в 3-х подгруппах студенток и были стабильны. Аналогично выглядели показатели МОСбО выдоха и были слабо вариативны, а МОС75 выдоха была незначительно более низкой у среднерослых при высоком уровне вариативности показателей. Величина СОСО,2-1,2 выдоха также не зависела от длины тела девушек при низком и среднем уровне вариативности, а показатели СОС25-75 выдоха также не зависели от тотальных размеров тела, и были исключительно вариативны. Показатели СОС75-85 последова-
тельно снижались с уменьшением длины тела и были исключительно вариативны.
Объем форсированного выдоха одинаков в 3-х подгруппах девушек и был маловариативен. Площадь петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем» несколько больше у девушек среднего роста при низкой вариативности во всех группах. Время форсированной ЖЕЛ также было наибольшим у среднерослых студенток при высокой вариабельности показателей во всех подгруппах девушек. Время пиковой объемной скорости выдоха - самое короткое у высокорослых обследуемых (Р < 0,05). При этом вариабельность показателей была в диапазоне вьісокоіь-средней оценки. Среднее переходное время выдоха - самое короткое у обследуемых крайних вариантов длины тела при среднем уровне вариабельности показателей во всех подгруппах студенток.
Отношение МОС50 выдоха к ФЖЕЛ выдоха было наибольшим у низкорослых девушек при слабой вариабельности показателей. Отношение показателей МОСбО выдоха к ЖЕЛ выдоха имело такую же направленность как и предыдущие при преимущественно средней вариабельности показателей.
Параметры, определяющие степень вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток-объем», выглядели следующим образом. Все показатели ІауМО, ІауМІ, 1ауМ2 наибольшее значение имели у студенток средней длины тела. При этом вариабельность показателей ІауМО, ІауМІ была низкой у девушек всех подгрупп, а 1ауМ2 - исключительно вариативные.
Форсированная ЖЕЛ вдоха была наибольшей у девушек среднего роста, затем шли студентки низкого роста и высокие. Вариативность показателей равнялась средней у всех обследуемых. Объем
форсированного вдоха был самым большим у низкорослых при средней и высокой вариативности показателей. Аналогично выглядело отношение ОФВ] выдоха к ЖЕЛ вдоха. Пиковая объемная скорость вдоха была наибольшей соответственно у высоких, низких и средней длины тела обследуемых. Вариативность была на уровне средней и низкой. МОС50 вдоха изменялась также, как и предыдущие показатели со средней и низкой вариативностью.
МВЛ во всех подгруппах изменялась в зависимости от тотальных размеров тела по сравнению с низкорослыми достоверно (Р < 0,01-0,05), при среднем уровне вариативности показателей. Резерв дыхания соответственно длине тела равнялся: 77,03 ± 2,03; 74,56 ± 2,09; 58,40 ± 1,15 л/мин. Отношение МВЛ к массе тела соответственно составляло: 1,46; 1,38; 1,34 уел. ед.
Показатели СВД девушек 2-го курса представлены в табл. 2.
Показатели ЖЕЛ студенток 2-го курса зависели от тотальных размеров тела и были средневариативны. По сравнению с первым курсом показатели увеличились соответственно на 14,13 % и
10,68 %. Частота дыхания снизилась у высоких и среднего роста девушек соответственно на 16,50 % и на 16,64 %, а у ншкой длины тела уменьшилась незначительно. Наблюдалась высокая вариабельность показателей во всех подгруппах обследуемых. Величины дыхательного объема зависели от тотальных размеров тела и превышали соответст-
венно ДО первокурсниц на 19,57; 31,25; 23,33 %. Вариабельность ДО у студенток 2-го курса была высокой, как у обследуемых 1-го курса.
Минутный объем дыхания у высоких девушек почти не изменился, а у среднего и низкого роста соответственно повысился на 19,35 % и 79,82 % (Р < 0,05). Вариативность показателей МОД стала высокой у обследуемых 2-го курса. Резервный объем вдоха и выдоха зависел от тотальных размеров тела студенток и их показатели были вариативны. По сравнению с первым курсом показатели РО вдоха и выдоха соответственно повысились на 1,30 % и 13,63 %.
Площадь петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем» зависела от тотальных размеров тела у девушек и последовательно существенно снижалась в связи с уменьшением длины (Р < 0,05). Вариативность показателей была на среднем уровне. По сравнению с первым курсом Ае увеличилась на 7,94 %.
Форсированная ЖЕЛ выдоха несколько увеличилась, на 11,71 % у студенток 2-го курса по сравнению с 1-м. При этом вариативность показателей значительно возросла. Объем форсированного выдоха за 0,5 с у второкурсниц был несколько больше (на 15,08 %) по сравнению с первокурсницами. Вариативность показателей относительно низкая: объем форсированного выдоха за 1 с у девушек 2-го курса увеличился относительно первого на 8,36 % при средней вариативности показателей. Просматривается явная зависимость ОФВ от длины тела.
Показатели СВД студенток второго курса гуманитарных факультетов
Таблица 2
Показатель Средняя арифметическая, М Средняя ошибка средней арифметической, т Коэффициент вариации, V, %
Рост Высокорослые 172,20 0,72 1,32
Среднерослые 165,39 0,42 1,35
Низкорослые 157,75 0,37 0,67
Вес Высокорослые 61,20 3,90 20,16
Среднерослые 55,93 1,69 15,97
Низкорослые 53,50 1,74 9,18
Возраст 18,74 0,20 7,23
ИС 2,11 0,13 42,67
Показатель Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые
ЖЕЛ вд, л 3,66 3,38 2,67 0,15 0,07 0,11 12,94 11,52 12,09
ЖЕЛвыд, л 3,75 3,45 2,75 0,17 0,07 0,11 14,18 10,50 10,98
ЧД, 1/мин. 19,40 19,89 16,82 1,24 0,87 1,60 23,71 23,15 30,86
ДО, л. 0,55 0,42 0,37 0,05 0,02 0,03 25,83 29,62 26,37
МОД, л 10,16 8,14 7,93 1,10 0,56 0,98 34,13 36,42 34,89
РОвд, л. 1,81 1,69 1Д7 0,16 0,08 0,11 27,49 25,64 27,56
РОвыд, л 1,39 1,36 1,01 0,09 0,06 0,07 21,43 23,31 20,45
Е, л 2,36 2,01 1,74 0,14 0,08 0,10 19,40 20,58 15,95
ФЖЕЛвыд, л 3,80 3,42 2,81 0,12 0,07 0,11 13,66 10,09 10,74
ОФВО,5, л 2,21 2,10 1,74 0,13 0,06 0,14 18,09 14,74 23,05
ОФВ1выд, л 3,41 3,16 2,55 0,17 0,07 0,12 15,69 11,72 13,64
ОФВ1выд/ЖЕЛвыд, % 91,29 92,22 92,68 2,10 1,62 3,01 7,28 9,27 9,20
Окончание табл.2
ОФВвыд/ФЖЕЛвыд, % 90,03 92,75 90,80 2,25 0,98 1,55 7,90 5,59 7,93
ПОСвыд, л/с 6,13 5,62 5,00 0,33 0,18 0,52 17,10 16,74 23,93
МОС25Выд, л/с 5,97 5,49 4,84 0,30 0,15 0,41 15,71 14,74 24,17
МОС50выд, л/с 4,87 4,56 3,86 0,30 0,16 0,29 19,41 18,90 21,37
МОС75ВЫД, л/с 2,86 2,74 2,14 0,29 0,11 0,19 32,05 20,73 25,47
СОС0.2-1.2ВЫД, л/с 5,65 5,30 4,66 0,30 0,14 0,47 17,06 13,89 28,22
СОС25-75ВЫД, л/с 4,54 4,21 3,45 0,33 0,14 0,25 22,98 17,04 20,23
СОС75.85ВЫД, л/с 2,31 2,33 1,75 0,20 0,13 0,22 27,57 29,40 36,37
ОФВпос выд, л 0,79 0,73 0,65 0,06 0,05 0,13 25,32 35,62 40,00
Аех 15,37 12,92 8,94 1,53 0,62 0,89 31,41 25,38 28,05
Тфжел выд, с. 1,72 1,67 1,86 0,17 0,09 0,20 31,40 28,14 29,57
Тпос выд, с. 0,23 0,21 0,24 0,02 0,01 0,06 31,06 28,17 76,82
СПВвыд, с. 0,53 0,49 0,51 0,04 0,02 0,04 22,54 23,53 22,07
МОС50выд/ФЖЕЛвыд, % 130,69 134,29 137,69 13,16 5,94 8,98 16,54 15,94 11,18
МОС50выд/ЖЕЛвыд, % 132,32 133,29 140,52 13,42 6,07 9,49 32,06 24,08 19,08
ТауМО, с 0,63 0,61 0,59 0,04 0,02 0,06 22,13 14,95 29,20
ТауМІ, с 0,92 0,92 0,85 0,06 0,02 0,14 19,78 14,07 46,37
ТауМ2, с 0,35 0,31 0,33 0,04 0,02 0,03 32,94 33,46 26,68
ФЖЕЛвд, л 3,62 3,13 2,67 0,21 0,07 0,15 18,58 11,97 15,64
ОФВхвд, л 1,88 1,63 2,03 0,36 0,14 0,36 61,20 46,14 49,95
ОФВ }Выд/ЖЕЛвд, % 93,68 93,93 95,68 2,73 1,37 3,33 9,21 7,71 9,85
ПОСвд, л/с 4,03 3,15 3,99 0,30 0,17 0,56 39,04 28,34 39,92
МОС50вд, л/с 3,89 2,88 3,87 0,26 0,18 0,21 37,35 33,04 37,50
Индекс Тиффно был стабилен у девушек 3-х подгрупп. У низкорослых индекс был существенно ниже (Р < 0,05). У второкурсниц наблюдалась относительно первого исключительная стабильность показателей индекса.
Индекс Генслера также относительно стабилен при низкой вариативности показателей. Некоторое снижение индекса было у девушек высокого и низкого роста; соответственно на 2,06 % и на 5,83 %. У среднерослых индекс повысился на 4,26 %.
Пиковая объемная скорость выдоха значительно увеличилась у второкурсниц по сравнению с первокурсницами и зависела от тотальных размеров тела. Различия с первокурсницами были достоверны (Р < 0,05). Наблюдалась средняя и выше средней вариативность показателей.
Максимальная объемная скорость (МОС25) выдоха несколько увеличилась у студенток второго курса по сравнению с первым и зависела от тотальных размеров тела. Вариативность показателей была на среднем и выше среднего уровнях. Показатели МОС50 выдоха также были выше у высоких и средней длины тела девушек и несколько меньше у низкорослых. Вариативность показателей была аналогичной, как и в МОС25. Показатели МОС75 зависели от длины тела девушек и существенно не различались с первокурсницами и имели высокую вариативность.
Показатели СОСО,2-1,2 выдоха зависели от тотальных размеров тела и превышали данные первокурсниц. У высоких (Р<0,01), у среднего роста (Р < 0,05) и низкой длины тела (Р > 0,05). Вариативность показателей была средней и выше
средней. Аналогично предыдущим изменились показатели СОС25-75, а их вариативность была на среднем уровне. Прирост показателей ко второму курсу составил 11,11 %. Наблюдалась зависимость показателей от длины тела. Существенно различались данные СОС25-75 у девушек высокого и низкого роста (Р < 0,05). Средняя объемная скорость (СОС75-85) выдоха была относительно стабильной в 1-й и 2-й подгруппах и уменьшилась в 3-й группе. Различий достоверного уровня по сравнению с первокурсницами не отмечалось. Вариативность показателей была высокой.
Объем форсированного выдоха (ОФВпос) последовательно уменьшался симватно снижению длины тела студенток. Показатели у девушек 1-го и 2-го курсов существенно не различались. Вариативность показателей ОФВпос на 2-м курсе стала высокой.
Значительно увеличилась площадь петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем» в 1-й группе студенток 2-го курса (Р < 0,01). Показатели Аех зависели от тотальных размеров тела и были с высокой и очень высокой вариативностью.
Общее время выдоха ФЖЕЛ варьировалось независимо от тотальных размеров тела и существенно не отличалось от результатов первокурсниц и было вариативным.
Время пиковой скорости выдоха варьировало также независимо от размеров тела. Показатели 1-й группы у студенток 2-го курса были соответственно выше на 43,75 %, а 2-й ниже на 19,23 %. Вариативность показателей Тпос была на 2-м курсе высокой.
Среднее переходное время выдоха существенно не различалось у студенток двух курсов и не зависело от морфометрических характеристик. Вариативность показателей была высокой. Отношение МОС50 выдоха к ФЖЕЛ выдоха повысилось в 1-й и 2-й группах по сравнению с данными первокурсниц соответственно на 5,13 % и 20,69 %, а низкорослых девушек снизилась на 11,71 %. Вариативность показателей колебалась от высокой к средней. Отношение МОС50 выдоха к ЖЕЛ выдоха имело такую же тенденцию изменений и вариативность. При этом показатели 1-й и 2-й групп соответственно увеличились на 10,46 % и 19,36 %, а в 3-й снизились на 5,42 %.
Параметры 1ауМ0 существенно не различались у девушек 1-го и 2-го курса, а 1ауМ1 были меньше, чем у первокурсниц на 9,42 %. Вариабельность показателей колебалась от средней до высокой. Показатели 1ауМ2 достоверно не отличались между собой и у первокурсниц находились на высоком уровне вариабельности. Разница с первым курсом составила 3,23 %. Форсированная ЖЕЛ вдоха в 1-й группе значимо превосходила аналогичную у первокурсниц (Р < 0*05). Показатели 2-й и 3-й групп существенно не различались. ФЖЕЛ на 2-м курсе зависела от длины тела девушек и симватно ему снижалась и была вариативна. Объем форсированного вдоха существенно не различался с его данными у первокурсниц и не зависел от размеров тела и был высоковариативен.
Отношение ОФВ1 выдоха к ЖЕЛ вдоха несколько ниже чем у первокурсниц (на 3,32 %), а вариабельность показателей была на высоком уровне. Пиковая объемная скорость вдоха была существенно выше в 1-й и 3-й группах (Р < 0,05) и во 2-й - на уровне тенденции. Симватности с ключевыми морфометрическими характеристиками не наблюдалось. Вариативность показателей была высокой. Максимальная объемная скорость 50 % вдоха была существенно выше в 1-й и 3-й группах по сравнению с аналогичной у первокурсниц, а во 2-й подгруппе - на уровне тенденции. Вариативность показателей была высокой. Максимальная вентиляция легких существенно повысилась на 2-м курсе (Р < 0,01-0,001) и была средневариативной. Резерв дыхания соответственно тотальным размерам тела был 95,30 ± 2,07 %; 89,95 ±
1,46; 78,69 ± 1,64 л/мин. Эти данные существенно превысили результаты первокурсниц (Р < 0,01). Отношение МВЛ к массе тела у девушек разных размеров тела соответственно превышало такие у первокурсниц и равнялось: 1,72,1,74 и 1,62 уел. ед.
Таким образом, от первого ко второму курсу у студенток отмечается зависимость большинства показателей СВД от тотальных размеров тела. Однако девушки 17-18 лет находится в стадии завершения пубертата и перехода в фазу взросления. Происходят глубокие перестройки, как в биологической организации, так и психологическом и пси-
хофизиологическом развитии. Система внешнего дыхания не является исключением и в ней, особенно у студенток 1-го курса, наблюдались эти функциональные сдвиги. Вот поэтому применение двигательной терапии должно осуществляться с учетом индивидуальных возможностей, особенностей физического развития и подготовленности. На втором курсе, также как и на первом ряд, изучаемых звеньев СВД оказались сильно вариативными, что свидетельствует о незавершенности морфофункционального созревания. Выявлены показатели СВД, зависящие и независящие от тотальных размеров тела.
В табл. 3 представлены морфометрические данные и СВД. Возраст студенток 3-го курса равнялся 18,40 ± 0,19 лет.
Как следует из табл. 3, длина тела оставалась без изменений на протяжении 3-х курсов обучения. Масса тела от курса к курсу несколько увеличивалась. Индекс тела у девушек 3-го курса разных весовых и длиннотных характеристик соответственно равнялся: 20,84; 20,98;
22,17 усл.ед. Следовательно, индекс тела у студенток 3-го курса был в модельных значениях незначительно выше, чем на 1-м и 2-м курсах.
Масса тела относительно возраста была у высоких девушек 75-90 центилей, среднего роста - 25-75 центилей, низкого - 25-75 центилей. Длина тела в зависимости от возраста составляла соответственно: 75-90; 25-75; 10-25 центилей. Масса тела в зависимости от длины тела соответственно колебалась: 50-75 центилей; 50-90 центилей и 90 центилей.
Итак, можно констатировать, что к 3-му курсу основные морфометрические характеристики у девушек высокого и среднего роста были в диапазоне нормального физического развития, а длина тела части низкорослых девушек имела отклонение относительно возраста и массы тела (90 центилей).
Показатели ЖЕЛ зависели от тотальных размеров тела и несколько превышали аналогичные у второкурсниц. Вариативность показателей была низкой (<10 %). Частота дыхания от курса к курсу последовательно снижалась и была средневариативной. Дыхательный объем зависел от тотальных размеров тела, несколько превышал модельные данные девушек 2-го курса (на 10,96 %). Вариативность показателей была высокой (> 20 %). Минутный объем дыхания изменялся симватно с тотальными размерами тела и несколько превышал модельные данные студенток 2-го курса на 6,64 %. Вариативность показателей была на среднем уровне.
Резервный объем вдоха студенток 3-го курса превышал модельные значения 2-го курса на 38,4 %. Вариативность показателей была низкой. Аналогичные данные наблюдались при сравнении показателей Ро выдоха. Вариативность показателей была низкой. Абсолютные показатели Ро выдоха на 3-м курсе превосходили второкурсниц на 15,76 %.
Таблица 3
Показатели ОВД студенток третьего курса гуманитарных факультетов
Показатель Средняя арифметическая, м Средняя ошибка средней арифметической, т Коэффициент вариации, V, %
Рост Высокорослые 172,50 1,88 1,54
Среднерослые 165,33 2,73 2,86
Низкорослые 157,95 1,23
Вес Высокорослые 62,00 2,75 8.56
Среднерослые 57,33 2,39 8,40
Низкорослые 55,42 1,69
Возраст 18,40 0,19 2.33
ИС 2,15 0,24 25,13
Показатель Высоко- рослые Средне- рослые Ншко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые Высоко- рослые Средне- рослые Низко- рослые
ЖЕЛвд, л 3,89 3,78 3,36 0,14 0,23 0,13 4,57 4,22 8,12
ЖЕЛвыд, л 3,75 3,51 3,22 0,15 0,27 0,12 4,53 7,41 5,59
ЧД, 1/мин 18,38 15,07 14,62 1,42 1,90 1,38 10,94 15,20 13,41
ДО, л 0,58 0,47 0,44 0,11 0,13 0,09 25,16 34,40 31,82
МОД, л 10,72 8,40 8,20 1,68 1,29 1,20 15,67 15,36 14,88
РОвд, л 1,90 1,82 1,47 0,14 0,15 0,11 3,17 8,24 7,48
РОвыд, л 1,54 1,46 1,34 0,11 0,09 0,10 9,74 10,27 8,51
Е, л 2,92 2,85 1,96 0,06 0,18 0,19 9,55 13,76 11,73
ФЖЕЛвыд, л 3,94 3,65 3,24 0,07 0,13 0,14 4,57 5,58 3,36
ОФВо.5, л 2,36 2,19 1,98 0,21 0,09 0,10 8,05 6,55 6,06
ОФВ^ыд, л 3,68 3,28 2,01 0,24 0,18 0,16 9,58 9,45 9,97
ОФВ [Выд/ЖЕЛвыд, % 94,60 97,62 94,47 3,63 2,79 2,28 5,95 4,95 5,10
ОФВвыд/ФЖЕЛвыд, % 92,04 89,86 89,81 2,34 2,20 1,46 4,50 4,25 3,36
ПОСвыд, л/с 6,15 5,96 5,42 0,30 0,24 0,22 9,27 6,88 7,20
МОС25ВЫД, л/с 6,05 5,92 5,12 0,18 0,12 0,10 6,45 6,28 3,91
МОС50выд, л/с 4,97 4,77 4,72 0,11 0,09 0,09 4,23 3,14 3,59
МОС75ВЫД, л/с 2,74 2,64 2,12 0,04 0,04 0,07 3,27 2,65 3,77
СОС0.2-1.2ВЫД, л/с 5,87 5,64 4,98 0,35 0,34 0,35 15,04 10,64 11,85
СОС25-75ВЫД, л/с 5,58 5,56 4,98 0,14 0,13 0,15 5,46 4,82 4,62
СОС75.85ВЫД, л/с 2,36 2,30 1,78 0,40 0,36 0,26 4,14 4,90 6,74
ОФВпос выд, л 0,64 0,67 0,65 0,21 0,12 0,09 26,69 30,03 28,57
Аех 16,44 13,63 9,82 1,88 1,22 1,01 23,29 18,11 20,47
Тфжел выд, с. 1,68 1,64 1,74 0,13 0,14 0,15 10,77 9,76 9,77
Тпос выд, с. 0,21 0,23 0,22 0,06 0,03 0,05 42,14 25,36 31,82
СПВвыд, с. 0,52 0,48 0,49 0,06 0,03 0,04 14,35 10,05 10,20
МОС50выд/ФЖЕЛвыд, % 126,14 135,58 145,68 8,32 9,25 9,68 12,61 11,88 12,56
МОС50выд/ЖЕЛвыд, % 132,59 125,08 146,58 12,93 7,07 6,23 9,37 9,26 10,25
ТауМО, с 0,67 0,66 0,64 0,04 0,05 0,07 7,92 12,49 9,38
ТауМІ, с 0,94 1,03 0,91 0,03 0,07 0,04 3,77 11,45 9,88
ТауМ2, с 0,40 0,30 0,32 0,09 0,02 6,03 15,00 13,96 15,63
ФЖЕЛвд, л 3,84 3,26 2,98 0,22 0,31 0,18 3,57 4,29 9,03
ОФВіВД, л 1,83 1,76 1,93 0,35 0,40 10,36 8,20 10,27 8,29
ОФВіВьід/ЖЕЛвд, % 94,44 97,62 95,94 2,46 1,49 2,52 15,20 12,89 13,35
ПОСвд, л/с 3,27 3,64 3,80 0,39 0,31 0,29 9,82 19,78 21,58
МОС50вд, л/с 3,15 3,92 3,86 0,24 0,17 0,22 16,08 12,88 17,53
МВЛ, л/мин 111,14 102,50 101,42 3,72 2,96 2,82 4,72 7,18 0,23
Площадь петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем» зависела от ключевых тотальных характеристик тела и превысила аналогичные у вто-
рокурсниц на 23,04 %. Вариативность показателей была в диапазоне незначительно превышающем низкую (9,95-13,76 %). Форсированная ЖЕЛ
также находилась в симватной зависимости от ключевых морфометрических характеристик. Показатели ФЖЕЛ третьекурсниц превосходили аналогичные данные у второкурсниц. Вариативность показателей была очень низкой. Аналогично изменились показатели ОФВ0,5 с той же вариативностью. Темпы прироста ОФВ0,5 составили 7,28 %.
Объем форсированного выдоха (ОФВО превышал данные студенток 2-го курса на 5,79 % и был слабовариативен. Индекс Тиффно превышал нормативные характеристики и был слабовариативен. Индекс превышал аналогичные данные у второкурсниц на 3,88 %.
Индекс Генслера у высоких несколько превышал норму, а во 2-й и 3-й группе был в границах нормы. Существенных различий в индексах девушек 3-го и 2-го курсов не выявлено. Вариативность показателей была низкой.
ПОС выдоха зависела от тотальных размеров тела и последовательно снижалась с уменьшением длины тела девушек и превышала результаты второкурсниц на 3,91 %. Вариативность показателей была низкой.
Максимальная объемная скорость выдоха (МОС25) была симватной с длиной и массой тела и несколько выше аналогичной у второкурсниц на
18,68 %. Показатели МОС25 были маловариативны у студенток 3-го курса. МОС50 также незначительно выше у третьекурсниц по сравнению со второкурсницами на 7,11 %. Вариативность показателей низка. МОС75 была ниже у девушек 3-го курса на 6,01 %, вариативность показателей низкая.
Показатели СОСО,2-1,2 выдоха у студенток 3-го курса несколько выше данных предыдущего курса на 32,45 %. Вариативность была на среднем уровне. СОС75-85 существенно не отличались от предыдущих и их вариативность - низкая.
Объем форсированного выдоха (ОФПпос) ниже, чем у студенток 2-го курса на 11,41 %. При этом вариабельность показателей - высокая. Площадь петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем» была выше у студенток 3-го курса на 4,21 %. Вариативность показателей находилась в контуре средних и выше средних оценок.
Время форсированной ЖЕЛ укоротилось на 3-м курсе на 1,36 %, а вариативность показателей была на границах низкой-средней. Время пиковой объемной скорости выдоха при сравнении показателей студенток 2-го и 3-го курсов не изменялось, а вариабельность показателей была высокой. Среднее переходное время выдоха существенно не изменилось и было средневариативным.
Отношение МОС50 выдоха к ФЖЕЛ выдоха у девушек 3-го и 2-го курсов разной длины тела достоверно не различались. Отношение МОС50 выдоха к ЖЕЛ выдоха существенно не различалось при сравнении данных 2-го и 3-го курсов, а вариабельность показателей была низкой. Параметры 1ауМ0 не различались с предыдущими и были в диапазоне мало-
средневариативных. Показатели 1ауМ1 превосходили предыдущие на 8,85 % при преимущественно низкой вариативности, а 1ауМ2 существенно не различались и были средневариативны.
Форсированная ЖЕЛ вдоха была выше предыдущей на 6,33 % при низком уровне вариабельности показателей в трех подгруппах студенток. Объем форсированного вдоха достоверно не изменился на 3-м курсе при низкой вариативности показателей.
Отношение ОФВ1 выдоха к ЖЕЛ вдоха не отличалось от данных 2-го курса, а показатели были средневариативны. Пиковая объемная скорость вдоха существенно не различалась от предыдущей при низкой и средней вариативности показателей. Показатели МОС50 вдоха были незначительно выше на 3-м курсе по сравнению со 2-м при низкой вариативности показателей.
Максимальная вентиляция легких увеличилась в средних значениях на 3-м курсе на 7,54 % по сравнению со 2-м. Вариативность показателей была низкой. Резерв дыхания соответственно равнялся: 100,42 ± 2,70 л/мин; 94,20 ±2,13 л/мин; 93,22 ± 2,01 л/мин. Отношение МВЛ к массе тела обследуемых девушек 3-го курса соответственно составляло: 1,79; 1,79; 1,83 уел. ед. Следовательно, абсолютные и относительные показатели МВЛ, резерв дыхания студенток 3-го курса превосходили данные 1-го и 2-го курсов.
Таким образом, результаты исследования показателей СВД и ключевых морфометрических данных под воздействием двухлетней программы «Образование и здравостроение» вывили следующие позитивные тенденции. Последовательное увеличение показателей СВД, обеспечивающих кислородтранспортную функцию, и повышение стабильности показателей за счет снижения их вариабельности. Наблюдается от курса к курсу под воздействием оздоровительных технологий повышение биологической надежности звеньев СВД, выявляются слабые звенья. Отмечается постепенное увеличение МВЛ и относительной МВЛ, резерва дыхания. На этом фоне индекс Тиффно был выше нормы на 3-м курсе. Интерес представляют объемные скорости, их отношение к ФЖЕЛ, ЖЕЛ, которые с ростом адаптоспособности девушек изменялись позитивно. Важен визуальный анализ кривых «поток-объем форсированного выдоха, которые изменялись от курса к курсу физиологично. Выявлялись позитивные изменения в отношении проходимости бронхов. Обнаружено, что отношение к должным показателей спирографии ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1 и большинство показателей кривой «поток-объем» форсированного выдоха ПОС, МОС, СОС с ростом адаптоспособности меняли архитектонику перестроек и диапазон нормы. Градация нормы для бронхиальной проходимости выражалось индексом состояния, который варьировал в границах нормы-условной нормы. При
этом по курсам снижалось количество студенток в диапазоне условной нормы.
Нами доказана эффективность технологии здравостроения и физиологически обоснована возможность их применения в структуре учебного процесса и рекреации.
Литература
1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфо-метрия. - М.: Медицина, 1990. -379 с.
2. Байер К, Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
3. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Г.А. Аэробные упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1998. —142 с.
4. Все о здоровом образе жизни / Пер. с англ. под общ. ред. Н. Ярошенко. - Франция: Из-дат. дом «Ридерз Дайджест», 1998. -404 с.
5. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравостроения (материалы социологического исследования) / Под ред. акад. РАМНО.П. Щеина. -М.: ГЕОТАР-МЕД,
2001.-234 с.
6. Гершел Рафф. Секреты физиологии / Пер. с англ. под общ. ред. акад. Ю.В. Наточина. -СПб. : Бином-Невский диалект, 2001. - 448 с.
7. Дмитриева Н.В., Глазачев О.С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (сис-темно-информационный подход). - М.: Горизонт, 2000.-214 с.
8. К здоровой России. Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых и других инфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России. - М., 1997. - 94 с.
9. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактика заболеваний: Приоритет — основные инфекционные заболевания. - М., 1994. - 80 с.
10. Климова В.И. Человек и его здоровье. -М., 1990. -223 с.
11. Лисицын Ю.П. «Модус» здоровья россиян // Экономика здравоохранения. - 2001. - № 2. -С. 32-37.
12. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья / Под. ред. В.И. Покровского. — М. : Медицина, 1999. - 320 с.
13. Некоторые итоги применения новых методов управления здравоохранением на территориальном уровне / В.И. Стародубов, A.M. Тарасов,
В.А. Солодовский и др. // Здравоохранение. -
2000.-М 5. -С. 10-28.
14. Образовательный проект «Валеологиче-ский лагерь» (лагерь здоровья): Учебное пособие /
А.П. Исаев, В.В. Ходас, Ю.М. Чернецкий и др. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 88 с.
15. Основы здравостроения учащихся: Учебное пособие / А.П. Исаев, Е.В. Быков, В.В. Хо-
дас и др. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2002. - 120 с.
16. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния. - Киев: Здоровье, 1989. - 167 с.
17. Рабочая инструкция по проведению и интерпретации результатов исследования функции легких на аппаратах серии «ЭТОН» / Составители: В.Б. Нефедов, Е.А. Шергина, Л.А. Попова,
С. А. Постное. - М., 2001. - 53 с.
18. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования / Э.М. Козин, Н.П. Недоспасова,
B.C. Пономарев др. // Валеология. - Ростов-на-Дону, 1998. -N9 4.- С. 14-20.
19. Светличная Г.Н., Смирнова Е.В., Подки-дышева Л.И. Корреляционная адаптометрия как метод оценки кардиоваскулярного и респираторного взаимодействия // Физиология человека. -№ 3. - С. 58-62.
20. Старшов А.М., Смирнов ИВ. Спирография для профессионалов. Методика и техника исследования функций внешнего дыхания: Пособие для врачей и мед. работников. - М. : Познавательная книга пресс, 2003. -77 с.
21. Уилмор Дж. X., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Пер. с англ. -Киев: Олимпийская литература, 1997. —504 с.
22. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В.И. Тихорев-ского. — М.: Физкультура, образование и наука,
2001.-492 с.
23. Щепин О.П., Овчаров В.К. Научные и организационные предпосылки развития службы врача общей практики в РФ // Проблемы социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000,-№5.-С. 22-27.
24. Щепин О.П., Овчаров В.К., Максимова Т.М. Современные условия формирования здоровья населения. Методы его изучения и прогнозирования // Бюллетень НИИ социал. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Симашко.
- М., 1999. - Вып. 4. - С. 9-17.
25. Bowling A. Measuring health: a review of qualiti of life measurement. - Bristol. L. td., Ouildford and Kind's Lunn, 1991. -174p.
26. Canter D., Nanke L. Can health be a quantitative criterion? Amulti - facet approach to health assessment // Towards a new science of health. London. -1995. - P. 183-200.
27. Cooper K.H. Aerobics. - New-York: Evans, 1968.
28. Phusical fitness levels vs. selected coronary risk factors: Across - sectional stucfy / K.H. Cooper, M. L. Pollock, R.P. Pollock et. al. // Jornal of the American Medical Association. - 1976. - № 236. - P. 166-169.