ИНТЕГРАТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЯ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
С.А. Кабанов*, А.П. Исаев, Р.У. Гаттаров, С.А. Личагина, Е.Ю. Горяева ТюмГУ*, г. Тюмень, ЮУрГУ, г. Челябинск
Интегративная деятельность организма подразумевает наличие многообразных динамичных транслируемых совокупных связей между компонентами функциональной системы (ФС). Корреляции определяются как на внутрисистемном, так и межсистемном уровнях регуляции и саморегуляции отдельных органов, систем, звеньев единой ФС. Не составляют исключение регуляция и взаимодействие на уровне секреции регуляторных молекул, клеток, тканей, активной мезенхимы и внутриклеточного, и межклеточного пространства. Расширилось представление о роли иммунной и эндокринной системы регуляции функций ЦНС в обеспечении жизнедеятельности организма человека [4,17,18].
Отмечая 70-летие идеи и реализации концепции П.К. Анохина о функциональной системе организма, следует отметить, что относительно спортивной, учебной, профессиональной деятельности менее изученной остается система внешнего дыхания (СВД). Это объясняется тем, что изучение СВД безотносительно соблюдения ряда требований приводит к получению широкого диапазона данных. Особенно это проявляется без учета тотальных размеров тела. Исключительно важно учитывать росто-весовые, половые данные человека при оценке физической подготовленности и работоспособности людей. Региональные особенности природных и экологических условий оказывают влияние на СВД. Рассматривая обозначенную проблему в аспекте влияния учебы в высшем учебном заведении, мы попытались разрешить ее с учетом профиля профессии, социальнодемографических, половых и росто-весовых данных студентов.
Обследовалось 620 студентов обоих полов, трех росто-весовых категорий (высокие, среднего и низкого роста), преимущественно выходцев из городов 93 %). Из числа поступивших на очное отделение (4937 человек: город - 93,13 %, село -6,87 %), 48,86 % составили девушки и 51,14 % -юноши, 19,04 % - выходцы из других регионов РФ. Возраст обследуемых: юноши - 17,55 ± 0,32; девушки - 17,50 ± 0,10 года).
Резервные возможности системы организма студентов I курса определялось с помощью современных компьютерных технологий «ЭТОН», «Кентавр», электромиограф «Нейро-МОП», определялось физическое развитие (ФР) и подготовленность студентов. После поступления в вуз эти студенты прошли комплексное обследование в клинике, проведена оценка кардиореспираторных и нейроэлектромиографических возможностей, физического развития и подготовленности. Результаты исследования вызвали необходимость создания и апробации программы «Образование и здравостроение», в основу которой, кроме обязательных занятий физической культурой, разрешающих проблему двигательной активности на 45-50 %, включены досуговые и лечебно-коррек-ционные занятия физическими упражнениями студентов, мотивированных на эти занятия.
Из данных литературы [1-3, 5-7, 9, 12], а также собственных исследований [1, 3, 10, И, 14, 16] следует, что наибольший интерес у студенческой молодежи вызывают виды физических упражнений (ФУ), формирующих телосложение, «фитнес», музыкально-ритмические (аэробика, аквааэробика, восточные единоборства), плавание, ОФП, легкоатлетический бег, лыжные прогулки (52 %), спортивные игры, в том числе большой теннис и бильярдный спорт (37 %), 5 % - бодибилдинг, силовое троеборье, каланетика) и 9% отрицают необходимость досуговых занятий ФУ.
В первую группу юношей входили студенты технических специальностей (п = 320) в возрасте 17,24 ±0,19 года, во вторую - гуманитарии (п = 310) в возрасте 17,55 ± 0,32 года. . Собственно длина тела 176,71 ± 0,92 см и 175,00 ± 4,73 см. «Технари» оказались несколько массивнее (65,86 ± 1,79 кг; 75 центилей) по сравнению с «гуманитариями» (61,55 ± 1,89 кг; 50 центилей). Индекс тела в этих группах равнялся 21,04 уел ед. и 19,86 уел. ед. соответственно, что характеризует диапазон нормы [14].
У девушек весо-ростовые показатели по техническим специальностям были (17,15 ± 0,10 лет; 3-я группа) и гуманитарным специальностям
(возраст 17,161 ± 0,12 лет; 4 группа) составили: 163,41 ± 1,01 см и 53,15 ± 0,97 кг; 165,0511,62 см и 56,74 ± 2,43 кг. Индекс тела у девушек составил: 19,98 уел. ед. и 20,86 уел. ед. В центилях соотношение длины и массы тела соответственно равнялось: 50 и 75 центилей.
Индекс Кетле по группам обследования соответственно равнялся: 2104; 2011; 1998; 2288 уел. ед.
Длина тела (см) юношей в зависимости от возраста находилась в диапазоне 50-75 центилей, а у девушек соответственно 25 и 50 центилей. Масса тела (кг) в зависимости от его длины у юношей была по группам в диапазоне 75-50 центилей, а у девушек 50-75 центилей. Полученные ауксологические показатели были в норме [8].
Результаты проведенных исследований представлены в табл. 1.
Из всего комплекса показателей (более 30), полученных на аппарате «Этон», анализу подвергнуты ключевые.
Анализируя данные таблицы, следует сказать о состоянии объемных и скоростных параметров спирограмм и петли «поток-объем» выдоха-вдоха. Из полученных результатов можно заключить, что, если ЖЕЛ у юношей незначительно отличалась от должной, то у девушек эти значения существенно отличались от должных величин. При этом жизненный индекс по группам соответственно варьировал: 66,66; 69,37; 54,19; 51,99. Показатели дыхательного объема были выше нормы взрослых [8].
Таблица 1
Показатели системы внешнего дыхания студентов (М ± ш)
ПОКАЗАТЕЛИ Группы обследования
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Индекс состояния, уел. ед. 2,11+0,40 2,79 ±0,58 4,08 ±0,71 3,32 ± 0,47
ЖЕЛ вдоха, л 4,25 ±0,14 4,13 ±017 2,73 ±0,12 2,86 ±0,14
ЖЕЛ выдоха, л 4,39 + 0,14 4,27 ±0,15 2,88 ±0,11 2,95 ±0,15
Частота дыхания, раз/мин 21,65 ± 1,43 21,55 ±1,12 20,95 ± 1,44 18,52 ± 1,72
Дыхательный объем, л 0,697 + 0,080 0,661 ±0,040 0,535 ± 0,040 0,644 ±0,070
МОД, л 13,5911,14 13,88 ±1,02 10,78 ± 0,90 10,99 ±1,16
Емкость вдоха, л 2,62 ± 0,12 2,73 ± 0,14 1,88 ±0,070 1,99 ±0,11
Индекс Тиффно, уел. ед. 95,55 + 1,60 90,01 ± 1,86 89,79 ± 3,20 92,08 ± 3,28
ОФВ 1 выдоха/ФЖЕЛ выдоха 93,77 ±1,13 91,29 ±1,88 90,54 ±2,23 87,99 ±2,04
Пиковая объемная скорость выдоха, л/с 6,87 ± 0,32 6,72 ± 0,22 4,28 ±0,33 4,04 ±0,32
Максимальная объемная скорость 25% от ФЖЕЛ, л/с 6,61 ±0,31 6,52 ±0,21 4,10 ±0,33 3,91 ±0,33
Максимальная объемная скорость 50% от ФЖЕЛ, л/с 5,81 ± 0,24 5,44 ±0,18 3,75 ± 0,27 3,61 ±0,26
Максимальная объемная скорость 75% от ФЖЕЛ, л/с 3,91 ±0,12 3,39 ±0,18 2,77 ± 0,22 2,58 ±0,18
ОФВ 1 вдоха, л 3,63 ± 0,30 2,96 ±0,31 1,69 ±0,17 2,21 ±0,14
ФЖЕЛ - площадь петли, л2/с 21,80+1,13 18,96 ±0,91 8,81 ±0,78 9,44 ± 0,93
ОФВ 1 ВЫДОХА, Л 4,18 ±0,12 3,91 ±0,10 2,55 ±0,13 2,73 ±0,15
Средняя объемная скорость за 1 с 6,05 ± 0,30 6,03 ± 0,95 3,90 ± 0,32 3,70 + 0,30
Средняя объемная скорость выдоха Д 25 и 75% ФЖЕЛ л/с 5,49 ± 0,22 5,04 ±0,18 3,59 ± 0,26 3,41 ±0,25
Средняя объемная скорость выдоха от 75 до 85% ФЖЕЛ л/с 3,33 ±0,10 2,88 ±0,19 2,44 ± 0,23 2,24 + 0,16
МОС выдоха/ФЖЕЛ, % 129,85 ±3,75 132,04 ±5,81 137,24 ±11,06 116,09 ±6,010
Согласно данных В.Б. Нефедова, значения индекса состояния СВД в диапазоне 1-2 ед. (норма), 3-4 (условная норма), 5-6 (умеренное нарушение бронхиальной проходимости (БП)), 7-8 (значительное снижение БП), 9-10 (резкое нарушение БП) [13]. Наибольшие изменения БП были в 3-й группе и 4-й.
Из интегрированных показателей нас интересовал индекс Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛхЮО%, в норме 70-80 %). В настоящих исследованиях он превы-
шал указанные диапазоны и был ниже должных. При уменьшении ЖЕЛ и сохранении бронхиальной проходимости этот показатель может несколько увеличиваться, а при смешанных обструктивно-рестриктивных процессах его величина теряет свое диагностическое значение.
Индекс Генслера (ОФВ1/ФЖЕЛ, в норме 85-90 %) незначительно превосходил верхний диапазон, а у девушек находился в модельных значениях нормы [15].
По сравнению с пробами Тиффно и Генслера, более информативны мгновенные объемные скорости выдоха, измеряемые в точках выдоха 25, 50, 75 и 85 % ЖЕЛ, характеризующие состояние крупных, средних и мелких бронхов соответственно, и средние объемные скорости на участках выдоха 25-50, 50-75, 75-80 % ЖЕЛ [10]. Например, ЖЕЛ выдоха в исследовании соответственно в группах 1-2 составляла: 88,59 % и 90,89%; 3-4: 82,52 % и 81,94 % от должных. Форсированная ЖЕЛ была также ниже должной во всех 4-х группах обследуемых. Аналогичные величины наблюдались в показателях ОФВ1 (выдоха): в первой группе: 101,95 % от должной, во второй - 103,32 %.
Пиковая объемная скорость в 1 и 2 группах соответственно равнялась 127,95 % и 129,46 % от должной для 18-летних мужчин. У девушек она соответственно составляла 63,88 % и 59,41 от ПОС выдоха для женщин 18 лет.
Должные величины МОС 25 для мужчин и женщин были соответственно 7,98 и 7,90, 6,16 и 6,20 (л/с). Процент от должных в настоящем исследовании был соответственно 82,83 и 82,53 % (юноши) и 66,56 и 63,06 (девушки).
Отношение к должным МОС 50 % от ЖЕЛ соответственно по группам равнялись: 104,12 %; 98,91 %; 81,52 %; 77,63 %. При этом МОС 75 % к должным соответственно было: 140,44 %; 125,55 %; 113,06%; 104,45%.
Как видно из представленных данных, объемные и скоростные параметры дыхания значительно отличались от должных, что свидетельствует о напряжении СВД.
Отношение СОС 25-75 к должным по группам соответственно было: 112,50 %; 106,11 %; 92,05 %; 85,25 %.
Итак, полученные результаты исследований можно дифференцированно рассмотреть по двум направлениям. Во-первых, морфометрические показатели и их расчетные компоненты процесса физического развития позволяют говорить о нормальном ауксологическом состоянии. На этом фоне показатели внешнего дыхания, начиная с ЖЕЛ, частоты дыхания находились в верхней границе нормы или выходили за ее пределы. Аналогичные данные получены при расчете индексов Тиффно и Генслера, отношения объемных и скоростных ха-
рактеристик дыхания к должным. Следовательно, возникает необходимость проведения валеолого-профилактической работы, оздоровительнокоррекционных и лечебных воздействий. На фоне сниженного ЖЕЛ (3,4 группа), мгновенных изменений скоростей форсированного выдоха, возрастает частота дыхания. Установлены две реакции адаптации: тренировки и активации. Первая протекает в 3 стадии: тренировки, перестройки и тренированности.
Различают два вида нарушений системы внешнего дыхания — рестриктивные (ограничительные) и обструктивные. В первом случае уменьшаются общая и жизненная емкости, дыхательный объем, но сохраняются скорости движения воздуха. В настоящих исследованиях дыхательный объем превышал нормативы для данного возраста, а максимальные объемные скорости (МОС25 и 50) были ниже должных, а МОС75 -превосходила должные. Индексы Тиффно и Генслера были выше нормативов. При обструкции, связанной с диффузным уменьшением просвета бронхов (спазм, отек), уменьшается скорость на всех участках выдоха, особенно форсированного, снижаются индекс Тиффно и Генслера, величина ЖЕЛ, увеличиваются остаточный объем легких и резервный объем выдоха, особенно при пробе максимальной вентиляции легких.
В настоящих исследованиях исходно наблюдалось, вероятно, преморбидное состояние на уровне, близком к рестриктивным сдвигам. При этом у юношей МВЛ, МОС25 были высокие. У девушек МВД, ЖЕЛ были ниже нормы, а МОД -выше [6, 16]. Наблюдаются рассогласование легочных объемов с длиной тела. Однако, существует и динамическая механика легких, например, поток воздуха и силы, вызывающие изменение этих параметров. Учет этих параметров позволяет диагностировать конфигурацию «поток-объем», что будет представлено в последующих работах.
Введя индекс состояния бронхиальной проходимости, характеризующий норму, условную норму, умеренные и значительные нарушения СВД соответственно у юношей и девушек технических и гуманитарных факультетов разных тотальных размеров, мы получили следующие уравнения регрессии.
Технические факультеты
Юноши высокорослые ИС = 11,867 - 0,960ФВ 1 выд/ФЖЕЛвыд - ОДбТПОСвыд.
Юноши среднерослые ИС = —4,135 + 1,73СПВвыд + 1,360ФВ0,5 - 1,7ФЖЕЛвыд - 0,79МОС25выд.
Юноши низкорослые
ИС = 2,56 - 1,20ФВ 1 выд + 0,471 СПВвыд + 0,304Аех - 0,ОЗМОД - 0,06ФЖЕЛвд-0,06ОФВПОСвыд -
0,021ау 1 М + 0,012Ровыд.
Сводные данные уравнения регрессии ИС = 9,455 - 0,9ЮФВ1 выд/ФЖЕЛвыд ОДбФЖЕЛвыд + 0,085тау0м + + 0,26тау2М + 0,22СОС75-85выд.
Гуманитарные факультеты
Юноши высокорослые
ИС= 1,362- 1,9СОС75-85выд- 1,303МОД-0,453МОС50выд/ЖЕЛвыд + 1,08МОС75выд-1,27МОС50выд/ФЖЕЛвыд + 0,023Ровд + 0,0630ФВ 1вд.
Юноши среднерослые
ИС = 1,612 - 1,7СОС75-85выд - О.ЗОЗМОД - 0,692МОС50выд/ЖЕЛвыд + 0,666ЧД + 1,08МОС75выд -0,50МВЛ 0,27МОС50выд/ФЖЕЛвыд + 0,065р0вд - 0,060ФВ 1 вд.
Юноши низкорослые
ИС = 0,81 - 4,1Аех - 0,555 ДО + 1,24СОС75-85выд - 1,229РОвд -025ТТ10Свыд - 0,19МОД -0,59СОСО,2 - 1,1 выд + 0,751ЮСвыд - 1,520ФВ 1 выд/ФЖЕЛвыд - 0,331ау1М.
Сводные данные уравнения регрессии ИС = - 1,919 - 6,6Аех - 0,365 ДО - 1,21ауОМ + 4,57ФЖЕЛвыд + 1,01СОС75-85выд + 0,229РОвд - ОДОСвыд - ОД9МОД - 0,589СОСО,2 - 1,2выд-0,75ПОСвыд + 0,2340ФВ 1выд/ФЖЕЛвд - 0,271ау 1М,
Технические факультеты
Девушки высокорослые
ИС = 9,955 + 0,407РОвыд + 0,421 ОФВ 1 выд/ЖЕЛвд - 1,2МОД -1,4ФЖЕЛвд - 0,38СОС75-85выд.
Девушки среднерослые ИС = 9,607 - 0,920ФВ 1 выд/ЖЕЛвд.
Девушки низкорослые
ИС = 12,080 - 0,950ФВ 1 выд/ФЖЕЛвыд - 0,08Аех - 0,07РОвыд -0,05ФЖЕЛвд - 0,011ау2М -0,050фв0,5 - 0,02ЧД + 0,072МОС50выд -0,01 ДО.
Сводные данные уравнения регрессии ИС = 14,049 - 0,920ФВ 1 выд/ФЖЕЛвыд - 0,22МОС50выд -0,21 Тфжелвыд.
Гуманитарные факультеты
Девушки высокорослые ИС = -2,793 + 0,995СПВвыд - 0,340ФВ1вд.
Девушки среднерослые
ИС = 2,198 - 0,49МОС75выд - 0,04МОД - 11 СОСО,2- 1,2выд+ 10,1 ОФВО,5 - 0,740ФВ1ТОСвыд + 0,2051ау2М-0,73110Свыд + 0,973МОС25выд + 0,195ЖЕЛвыд- 0,07МОС50вд + 0,01
МОС50выд/ФЖЕЛ.
Девушки низкорослые ИС = 4,341 - 1,1 СОС25 - 75выд + 0,208ФЖЕЛвд + 0,069ЖЕЛвд.
Сводные данные уравнения регрессии ИС = 4,514 - 0,72СОС25 - 75выд + 0,982ФЖЕЛвыд - 0,84ФЖЕЛвд.
Анализ уравнений регрессии юношей высокого роста технического профиля обучения показал, что индекс состояния (ИС) зависел от индекса Генслера и пиковой объемной скорости (ПОС) выдоха. У студентов среднего роста ИС включал в себя среднее переходное время выдоха, объем форсированного вдоха за 0,5 с, форсированную ЖЕЛ выдоха и максимальную объемную скорость выдоха. У низкорослых в формуле доминировали: объем форсированного выдоха, среднее переходное время выдоха, площадь петли ФЖЕЛ, МОД, ФЖЕЛ вдоха, объем форсированного выдоха при пиковой скорости выдоха, 1ау 1М - степень вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток-обьем» за 1 с, резервный объем выдоха.
Следовательно, критериями обеспечения функции СВД высокорослых служили два маркера: индекс Генслера и ПОС выдоха. Следует сказать, что ИС данной группы студентов был в норме (1-2усл. ед.).
У юношей среднего роста ИС зависел от состояния бронхов с учетом времени, необходимого молекуле воздуха для прохождения от альвеолы до губ во время форсированного выдоха. В данной весоростовой группе наблюдалось снижение МОС выдоха, что препятствует току воздуха в бронхах.
В общей формуле ИС для юношей этих факультетов ключевыми явились: индекс Генслера, форсированная ЖЕЛ выдоха, степень вогнутости кривой форсированного выдоха (1ау ОМ, 2М), средняя объемная скорость между 75 % и 85 % объема ФЖЕЛ.
У юношей высокого роста гуманитарного профиля уравнение регрессии включало: СОС75-85 выдоха, МОД, отношение МОС 50 % выдоха с ЖЕЛ выдоха, МОС 75 % выдоха, МОС 50 выдоха/ФЖЕЛ выдоха, резервный объем вдоха, ОФВ1 вдоха.
Таким образом, средняя объемная скорость выдоха, ЖЕЛ, МОД, максимальная объемная скорость выдоха и ее отношение к ФЖЕЛ, резервный
объем выдоха, объем форсированного вдоха определяют функционирование СВД студентов высокого роста гуманитарных факультетов.
В модельных данных студентов ключевыми были следующие показатели СВД: средняя объемная скорость 75 % и 85 % объема ФЖЕЛ, МОД, отношение ФЖЕЛ к ЖЕЛ выдоха, частота дыхания, максимальная объемная скорость в момент выдоха 75 % объема ФЖЕЛ, максимальная вентиляция легких, отношение МОС 50 % к ФЖЕЛ выдоха, резервный объем вдоха, объем форсированного вдоха.
У низкорослых юношей в уравнение регрессии вошли среднее переходное время, ДО, СОС75-85 выдоха, резервных объем вдоха, пиковая объемная скорость выдоха, МОД, СОС 0,2-1,1 выдоха, ПОС выдоха, индекс Генслера, 1ау 1М.
СВД специализированные и зависят от генетических, экологических факторов, тотальных размеров тела, функциональности питания, двигательного и общего режима жизнедеятельности студентов.
Общая формула для всех юношей гуманитарных факультетов начиналась с площади петли ФЖЕЛ в координатах «расход-объем», дыхательный объем, 1ау ОМ, ФЖЕЛ выдоха, средняя объемная скорость между 75% и 85% объема ФЖЕЛ, резервный объем вдоха, пиковая скорость выдоха, МОД, средняя объемная скорость за 1 секунду, начиная с
0,2 с от начала форсированного выдоха, пиковая объемная скорость выдоха, индекс Генслера, tay 1М.
У юношей стресс-болезни не наблюдался, так как студенты находились в период исследования в стадии реакции тренировки и активации. Лишь незначительная часть обследуемых (6,2 %) находилась в стадии стресс-реакции, когда резистентность падала ниже нормы. У этой группы студентов отмечалась пассивная толерантность, повышенное возбуждение, нарушение и нормализация СВД.
У девушек высокого роста (гр. 3) технических факультетов ИС СВД включал резервный объем выдоха, отношение ОФВ и выдоха к ЖЕЛ вдоха, МОД, ФЖЕЛ вдоха, среднюю объемную скорость выдоха между 75 % и 85 % объема ФЖЕЛ. У студенток среднего роста ИС включал отношение объема форсированного выдоха к ЖЕЛ вдоха. У девушек низкого роста уравнение регрессии было более обширным и включало следующие компоненты: индекс Генслера, площадь петли ФЖЕЛ, резервный объем выдоха, ФЖЕЛ вдоха, 1ау 2М, объем форсированного выдоха за первые 0,5 с, частоту дыхания, максимальную объемную скорость в момент выдоха первых 50 % объема ФЖЕЛ, дыхательный объем.
У всех студенток технических факультетов ИС СВД включал компоненты индекса Генслера, МОС 50 % выдоха, общее время выдоха ФЖЕЛ.
Как следует из представленных данных, частичные нарушения бронхиальной проходимости (БП) наблюдались у значительной части обследуемых (16,2 %). Отмечалась реакция тревоги, вызывая нарушение и нормализацию нарушенного равнове-
сия. Возникает состояние пассивной толерантности, гетеростаза, выход из которого индуцируется различными оздоровительно-реабилитационными средствами. В обмене веществ происходят фазовые изменения вследствие повышенной реактивности на фоне преобладания возбуждения, поддерживающее состояние активации.
У студенток гуманитарных профилей обучения высокого роста уравнение регрессии включало усредненное время, необходимое молекуле воздуха, для прохождения от альвеолы до губ пациента во время форсированного выдоха и объем форсированного выдоха за первую секунду.
У девушек среднего роста в формулу вошли следующие составляющие: максимальная объемная скорость в моменты выдоха 75 % объема ФЖЕЛ, МОД, СОС 0,2-1,2 выдоха, объем форсированного выдоха за 0,5 с, ОФВ пиковой объемной скорости выдоха, Щ 2М, пиковая объемная скорость выдоха, максимальная объемная скорость в момент выдоха первых 25 % объема ФЖЕЛ, ЖЕЛ выдоха, МОС 50 % выдоха, отношение МОС50 выдоха к ФЖЕЛ.
У низкорослых студенток уравнение регрессии включало: среднюю объемную скорость между 25 % и 75 % объема ФЖЕЛ, ЖЕЛ выдоха и вдоха.
В уравнение регрессии для всех девушек-туманитариев вошли СОС 25-75 выдоха, ФЖЕЛ выдоха и вдоха.
У студенток-гуманитариев обнаружено наибольшее число лиц с умеренными нарушениями бронхиальной проходимости (26,7 %), а со значительными - 2,9 %.
Таким образом, фоновая диагностика СВД выявила различные состояния с колебаниями от нормы до значительных нарушений БП. Этиология этих нарушений связана с экологическими, генетическими, психологическими и социально-экономическими факторами. Возможно, что 29,6 % студенток находились в стадии стресс-реакции, когда резистентность выходила за пределы нормы. Это выражалось в расстройстве вентиляции различной этиологии: застое крови в легких при левожелудочковой недостаточности, наличии плевральных спаек после плевритов различной этиологии. Необходимость применения методов лечебно-профилактического направления в сочетании с оздоровительными лечебно-физкультурными воздействиями, реабилитацией позволило снизить процент патофизиологических сдвигов.
Отметим, что один и тот же стрессор может вызывать различные повреждения у разных лиц. Это объясняется воздействием «факторов обусловливания». Они могут селективно активизировать или ингибировать тот или иной эффект стресса. Обусловливающие факторы имели эндогенную или экзогенную природу: генетические предрасположения, возраст, пол, специфика учебы, недостаточная двигательная активность, несбалансированное питание и др. Стрессор избирательно повреждает те клетки, ткани, органы и системы, которые сенсибилизированы как
этими обуславливающими факторами, так и специфическими внешними влияниями первичного агента [2]. Следовательно, «расшатывается то звено», которое ослаблено под воздействием средовых факторов. В этой связи необходимы сочетанные воздействия, включающие лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии.
Применение оздоровительных технологий в течение 6 месяцев снизило количество студентов с отклонениями в ССС с 31,92 % до 13,82 %. Число студентов с гиперкинетическим типом кровообращения уменьшилось с 62,50 % до 24,82 %, а с отрицательной реакцией на ортопробу с 52,52 % до 28,65 %. У 28,70 % студентов исходно оказался высокий уровень холестерина, а после - в норме. Уровень энергетического обмена при стойкой активации менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. При реакции тренировки резистентность варьирует в диапазоне нормы, а при активации превосходит границы нормы, при стресс-реакции с колебаниями, выходящими за диапазон нормы и снижением резистентности ниже границ нормы.
Полученные результаты определили направление аэробных физических упражнений (фитнес), включающих досуговую оздоровительную ходьбу, плавание, аэробику, шейпинг, греблю, восточные гимнастики (ушу, тай цзи цюань, карате-до, кикбоксинг). Программы разработаны нами на основании данных Е.А. Пироговой [12], адаптированных к особенностям Южно-Уральского региона.
Литература
1. Гершел Рафф. Секреты физиологии / Пер. с англ. под. ред. Ю.В. Наточкина. - М.-СП6.: Изд-во БИНОМ - «Невский диалект», 2001. - С. 93-140.
2. Зоткин H.A., Зоткин В.Н. Оздоровительные технологии во внеурочной деятельности студентов и школьников // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: Материалы П Регион, науч.-практ. конф. г Красноярск, 25-26 ноября 2004 г -Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.-С. 168-170.
3. Исаев АП., Личагина С.А. Пстипараметриче-ская системно-волновая квантовая самоорганизация адаптивных процессов спортсменов //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. XIX съезд физиологического общества им. ИП. Павлова: Тез. докл. Ч.Д.-СП6.:Наука, 2004.-Т. 90.-№8.-С 317.
4. Исаев А.П., Личагина С.А., Аминов A.C. Физиология иммунной системы спортсменов. Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - С. 99.
5. Манжелей И.В. Мониторинг физического состояния студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. -Вып. 2.-N9 6 (б). - С. 365-372.
6. Маршал Б., Дюнинг Д. Физиология дыхания. - М., 2001. -167 с.
7. Мкртумян А.М. Физиологическая реактивность и резистентность организма учащихся 7—18 лет различного физического развития и подготовленности при применении оздоровительных технологий: Дис. ... д-рамед. наук-Курган, 2004.-369 с.
8. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В.А. Доскин, X. Келлер, Н.М. Мураенко и др. - М.: Медицина, 1997.-288 с.
9. Московченко О.Н. Комплексное исследование и коррекция адаптивных возможностей, здоровья индивида с помощью автоматизированной интегральной системы: Дис.... д-ра биолог, наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 34 с.
10. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. - Киев: Здоровья, 1989.-167 с.
11. Полипараметрическое исследование метаболического состояния студентов-спортс-менов в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса / Р. У. Гаттаров, С. А. Личагина, A.C. Аминов и др. //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физкультура и спорт». - Челябинск: ЮУрГУ, 2004. - № 6 (б). -С. 26-38.
12. Пономарев В.В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников крайнего севера. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 176 с.
13. Рабочая инструкция по проведению и интерпретации результатов исследования функции легких на аппаратах серии «ЭТОН» / Ответственный за выпуск В.Б. Нефедов. - М.: ООО «Этой», 2001. - 53 с.
14. Системообразующие физиологические факторы и поведенческие механизмы здоровья человека в условиях применения здоровьеукрепляющих технологий / АЛ. Исаев, С.А. Кабанов, А.Б. Леонтьева, А.З. Мишаров // Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Челябинск: ЮУрГУ, 2003. -Вып 2.-Ия 5 (21). - С. 40-46.
15. Старшее А.М., Смирнов ИВ. Спирография для профессионалов. Методика и техника исследования функций внешнего дыхания: Пособие для врачей. — М.: Познавательная книга пресс, 2003.-80 с.
16. Тхоревский В.И. Двигательные функции и физическое здоровье // Физиологические основы здоровья человека. - СПб.; Архангельск: Издат. центр Северного ГМУ, 2001. - С. 13-32.
17. Хаитов P.M. Физиология иммунной системы. -М.: ВНИИТИРАН, 2001. -224 с.
18. Эндокринная реакция физиологических функций. Учебное пособие / В.И. Клишин, В.А. Че-решнев, М.В. Черешнева, Б.Г. Юшков. - Екатеринбург: УРОРАН, 2001. - 101 с.