13. Russkiye poety XIX v. Pervaya polovina. M.: Prosveshcheniye. 1991. 480 s.
14. Taborisskaya E. M. «Bessonnicy» v russkoy lirike// Studia metrica et Poetica: Sbornik pam'ati Petra Aleksandrovitcha Pudneva. SPb.: Akademicheskiy proekt. 1999. S. 224-235.
15. Teoriya literaturnyh zhanrov / Pod red. N. D. Tamarchenko. M.: Akademia, 2011. 256 s.
16. FetA. A. Stihotvoreniya I poemy. L.: Sovetskiy pisatel', 1986. 752 s.
17. Eyhenbaum B. M. Lermontov. Opyt istoriko-literaturnoy otcenki // Eyhenbaum B. M. O literature. Raboty raznyh let. M.: Sovetskiy pisatel'. S. 140-287.
18. Jakubovich L. A. Stihotvoreniya. SPb, 1837. 160 s.
В. И. Долгова
СИСТЕМА УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыта система условий и факторов развития субъекта инновационной деятельности. Названы объективные (существование большого инновационного цикла в политической, экономической и социальной сферах), субъективные (по типу субъекта инновационной деятельности — личность, коллектив, группа) и объективно-субъективные (научно-методические, учебно-материальные, организационные) условия и факторы. Проведен морфологический и структурный анализ сорока одного элемента обсуждаемой системы условий, дана характеристика одного из условий — «ценности и ценностные отношения». Самыми важными для новаторов в группе терминальных ценностей являются профессиональные ценности, доминирующими — социально-материальные и инструментально-технологические данности образования.
Ключевые слова: субъект инновационной деятельности, группа, коллектив, условие, ценности.
V. Dolgova
SYSTEM OF CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT SUBJECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY
The article describes a system of conditions and factors in the development of the subject innovation. Named the objective (the existence of a large innovation cycle in the political, economic and social spheres), subjective (like the subject of innovation — the person, team, group) and objective-subjective (scientific methods, educational material and organizational) conditions and factors. Morphological and structural analysis of forty-two members of the discussed conditions, the characteristic of a condition — «values and value the relationship. » The most important for innovators in the group of terminal values are professional values, dominant — socio-material and instrumental-technological givens education.
Keywords: the subject of innovation, group, collective, a condition value.
Систему условий и факторов развития субъекта инновационной деятельности составляют объективные, субъективные и объективно-субъективные условия. С целью морфологического и структурного ас-
пектов анализа системы условий и факторов развития субъекта инновационной деятельности и с опорой на актуальные для темы статьи работы (И. А. Баева, Л. С. Гав-риленко, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер,
С. А. Новоселов, Э. Э. Сыманюк, Н. И. Леонов [1, 2, 4, 5, 6, 7]) проведем декомпозицию всей системы, представим элементы, ее составляющие; дадим качественную характеристику конкретным системообразующим связям.
I. Объективные условия и факторы: развертывание большого иннвационного цикла в политической (1, здесь и далее цифра обозначает порядковый номер элемента обсуждаемой системы), экономической (2) и социальной (3) сферах.
Большой инновационный цикл проявляется, например, в том, что Западные страны ввели политические и экономические санкции в отношении России в ответ на предполагаемое вмешательство в события в Крыму, в результате которых территория полуострова вошла в состав РФ. Президент России Владимир Путин запретил в течение года ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из стран, которые ввели санкции. Социальное предпринимательство набирает силу, и государство все чаще (и все охотнее) участвует в его поддержке. Фактически господдержка соц-предпринимательства сегодня уже есть во всех регионах России. В зависимости от программ, предусмотренных в конкретном регионе, социальный предприниматель может рассчитывать на образовательную, инфраструктурную и финансовую поддержку. Правда, как показывает практика, большинство российских предпринимателей надеются главным образом на последнюю.
II. Субъективные (психологические) условия и факторы.
2.1. Внутренние психологические факторы формирования готовности к инновационной деятельности.
Активность как важнейшее качество личности способствует действенному, преобразующему отношению человека к окружающему миру (4). Направленность на
инновационную деятельность, фиксируемая в уровне склонности к внедрению нового, передового, является важнейшей личностной переменной, определяющей позицию субъекта относительно вводимых новшеств (5). Индивидуально-типологические особенности личности органически включены в нее как важнейший компонент и фактор развития (6). Индивидуальный стиль деятельности влияет на выбор индивидуально-своеобразной системы приемов и способов инновационной деятельности и на распределение ролей ее субъектов (7). Установка на инновационную деятельность во всех своих проявлениях (когнитивных, эмоционально-оценочных, рефлексивных и поведенческих); установка прямо связана с отношением к нововведению и с формированием необходимых для его эффективности компетенций (8). «Я-концепция» личности субъекта инновационной деятельности, являясь итоговым продуктом самосознания, определяет позицию личности в отношении новации (9). Ценностные ориентации и ценностные отношения мотивируют инновационную деятельность, поскольку ориентация субъекта внедрения и стремление к нововведению соотносятся с ценностями, включенными в структуру личности (10). Способность к творческой деятельности формирует гибкость и заинтересованность (что обеспечивает открытость мышления и позитивное восприятие новых, нетипичных и оригинальных мыслей, как своих собственных, так и окружающих людей), чуткость и наблюдательность позволяют фиксировать многочисленные детали, роль и значение которых в инновационной деятельности могут оказаться весьма значительными (11). Инновационно-важные качества личности располагаются в пятимерном семантическом субъективном пространстве, основные смысловые оси которого Честность — Целеустремленность — Выдержка — Прогрессивность — Решительность (12). Про-
фессионализм обеспечивает высокую степень конгруэнтности компетенций специалиста современным достижениям науки и практики в конкретной профессиональной области (13). Готовность к риску — это неизбежное условие жизненности общества, продуктивности его экономических структур, залог его устойчивости (14).
2.2. Внешние психологические условия и факторы развития группового (сетевого) субъекта инновационной деятельности. Направленность групповой деятельности на социально значимые цели внедрения — центральный компонент структуры нововведений. Направленность идеально представляет интегративный результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект инновационной деятельности) (15). Групповой ценностный стандарт (инициатива, содействие, бездействие) формирует ролевые группы (16). Совместимость членов группы начинается с психофизиологической совместимости темпераментов, согласованности ролевых ожиданий и достигает ценностно-ориентационного единства (17). Сплоченность членов группы создает условия для единомыслия субъектов внедрения (18). Позитивные межличностные отношения позволяют преодолеть психологические барьеры, возникающие у личности в процессе внедрения, создать чувство принадлежности к группе, поддержки, понимания и социального взаимодействия (19). Организованность является фактором формирования умений группового субъекта внедрения оптимально синтезировать выполненную ее членами работу и обеспечивать итоговую целесообразность инновационного взаимодействия (20). Стимулирование творческой деятельности членов группы создает среду для развития задатков и способностей (21).
2.3. Внешние психологические условия и факторы развития коллективного (сетевого) субъекта инновационной деятельно-
сти. Сотрудничество составляющих коллектив групп выражается в содействии как результативной помощи, активном способствовании достижению общих и групповых целей (22). Создание благоприятного социально-психологического климата является «совокупным» условием эффективности инновационного процесса (23). Совершенствование управления коллективом способствует научности и постоянному внедрения инновационных технологий (24). Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода помогает определить и учитывать особенности коллективного субъекта внедрения (25). Стимулирование групповой творческой деятельности формирует целостность коллективного субъекта нововведения (26).
III. Объективно-субъективные (психолого-педагогические) условия и факторы формирования и развития готовности к инновационной деятельности.
3.1. Научно-методические условия и факторы, являются одним из средств и условий решения задач развития субъекта инновационной деятельности. Обогащение содержания дисциплин профессионального цикла знаниями из области профессиональной инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности (27). Активизация процесса формирования готовности субъектов к инновациям активными методами обучения (28). Осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности (29). Системный анализ сложившегося опыта (выявление «западающих мест» и причин обнаруженных недостатков (30); выявление имеющихся инновационных тактик (31); создание перспективной модели внедрения (32).
3.2. Учебно-материальные условия и факторы. Накопление и систематизация в
учебной базе необходимой научно-методической литературы на электронных носителях, что снимает затраты времени на ее поиск (33). Создание банка наглядности в виде электронных презентаций инновационных проектов, повышение ее содержательной емкости за счет выделения смысловых опорных пунктов, семантической и пространственной группировки учебного материала, представления его в форме наглядного зрительного образа (наглядность продлевает длительность воздействия учебной информации) (34). Создание на электронных (35) и бумажных носителях (36) банка информации о ходе внедрения инновационных технологий; о новаторстве (создании нового в определенных условиях с целью исследования); накопление материалов о совокупности необходимых для управления знаний и умений, заложенных в схемах, планах, программах. Систематизация такой информации интенсифицирует развитие субъекта инновационной деятельности, поскольку позволяет в пределах короткого периода времени расширить осведомленность о состоянии дел, обогатив тем самым их понимание профессиональной действительности.
3.3. Создание организационнных условий и факторов, которое сопровождается целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информативной насыщенностью, доступностью, точностью. Целевая направленность подготовки к внедрению (37). Перспективность и плановость (38). Взаимодействие всех средств учебной информации (39). Организация пропаганды передового опыта (40). Одним их важнейших организационных условий обсуждаемого феномена является широкое вовлечение самих новаторов во все виды обратных связей (41) с теми, кто уже прошел соответствующие этапы внедрения инновационных технологий, оно способствует созданию внутренних форм саморегуляции
деятельности, развитию чувства долга и ответственности.
Все интегративные связи в рамках одной статьи обсудить невозможно, поэтому представим здесь только ведущие, обеспечивающие взаимозависимость существования всех условий (1-41), устойчивые и необходимые связи.
Связь I —> II причинно-следственная, существенная, поскольку объективные условия выставляют определенные требования к объективно-субъективным.
Связь II —> I. Атрибутивная связь преобразования. Без объективно-субъективных условий объективные процесс развития субъекта инновационной деятельности обеспечить не смогут.
Связь I —> III. Прямая, существенная связь преобразования, она обеспечивает социальную природу субъективных условий и факторов развития субъекта инновационной деятельности.
Связь III —> I обратная, существенная связь порождения. Являясь субъектом инновационной деятельности, личность, группа или коллектив новаторов участвует в создании и функционировании объективных условий и факторов.
Связи II —> I, III —> I, III —> II являются в то же время связями иерархии. Каждый блок, находясь на своем уровне иерархии, специализируется на выполнении определенного и конкретного круга своих функций.
Самый высший уровень иерархии занимает в данной системе первый блок. Конечно, эта иерархия не является в нашем случае абсолютно жесткой, например, связь I —> III прямая и обратная одновременно, однако интеграция всей системы условий осуществляется именно в первом блоке. Это определено целями подготовки к внедрению и заложено в содержании каждого элемента первого, второго и третьего блоков исследуемой системы.
Мы не можем в рамках одной статьи обсудить все элементы, поэтому остановимся на элементе с кодовым номером (10). «Ценностные ориентации и ценностные отношения».
Изучение ценностей в нашем исследовании проводилось поэтапно. В общей сложности на всех этапах нашего эмпирического исследования приняли участие 301 человек в возрасте от 17 до 59 лет. На первом этапе изучались ценности терминальные и инструментальные руководителей инновационных процессов.
Терминальные ценности определяются как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественных точек зрения стоит того, что бы к ней стремиться; инструментальные — как убеждения в том, что какой-то образ действия является с личной и общественных точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Испытуемые на первом этапе прошли тестирование по шкале «консерватизм — радикализм») (СайеП К, [8]), и нас интересовала корреляция системы ценностных ориентаций с показанием этой шкалы для конкретного субъективного структурирования. В обследовании приняло участие 88 руководителей, 28 из них были явные консерваторы и 40 — «умеренные». В исследовании ценностей руководителей-новаторов обращают на себя внимание следующие ценностные блоки.
Терминальные ценности: наибольшего предпочтения — интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, развитие, познание, творчество, общественное признание, здоровье, счастливая семейная жизнь; среднего предпочтения — уверенность в себе, материальное обеспечение, друзья, свобода, жизненная мудрость; наименьшего предпочтения — красота природы и искусства, развлечения.
Инструментальные ценности руководители-новаторы распределили следующим
образом: самые значимые — образованность, эффективность, широта взглядов, ответственность, честность, смелость, рационализм и твердая воля; средне значимые — воспитанность, терпимость, самоконтроль, жизнерадостность и независимость; наименее значимые — непримиримость к себе и другим, высокие запросы, исполнительность, чуткость и аккуратность.
Анализируя отличия в ранжировании инструментальных ценностей между новаторами и консерваторами, видим, что наибольший разрыв в предпочтениях (в сторону важности для новаторов) принадлежит следующим ценностям: независимости (способности действовать самостоятельно, решительно), честности, эффективности в делах, рационализму, твердой воли, смелости. Разница в ценностях-средствах говорит о различных инновационных возможностях исследуемых групп.
Поблочное сравнение терминальных ценностей во всех группах респондентов показало следующее: профессиональные ценности являются самыми важными для новаторов, конкретные жизненные ценности — для контрольной группы.
На втором этапе изучались данности образования. Доминирующими по количеству выборов являются социально-материальные данности образования. Наряду с социально-материальными данностями образования во всей выборке высокие количественные значения получены и по инструментально-технологическим данностям.
Дальнейшая проверка данных ^ критерием Стьюдента [3] показала статистически значимые различия между дихотомиями отдельных субъектов инновационной деятельности («Вчерашние студенты» и «Другие профессии»; «Вчерашние студенты» и «Преподаватели»; «Другие профессии» и «Преподаватели»).
а) в группах «Вчерашние студенты» и «Другие профессии»: «ограниченность —
свобода», «равнодушие — совесть», «за-данность — творчество», «типичность — уникальность»;
б) в группах «Вчерашние студенты» и «Преподаватели»: «ограниченность — свобода», «принуждение — ответственность», «равнодушие — совесть», «одиночество — общение», «заданность — творчество»;
в) в группах «Другие профессии» и «Преподаватели»: «принуждение — ответственность», «равнодушие — совесть», «типичность — уникальность».
Наибольшее количество различий в выраженности экзистенциальных дихотомий между сравниваемыми группами «Вчерашние студенты» и «Преподаватели». Респонденты группы «Вчерашние студенты», еще совсем недавно — студенты бакалавриата, показали наиболее низкие количественные выборы по шкалам «ограниченность — свобода», «равнодушие — совесть», «заданность — творчество». Различия с группой «Преподаватели» связаны, по нашей оценке, с субъектной позицией, осознанностью «степени» авторства в процессе своего образования, возрастной разницей, опытом профессиональной деятельности. «Преподаватели» оценивали свой опыт образования с позиции и учения, и преподавания, имея видение более многоплановое.
В группе «Вчерашние студенты» наименьшие значения в дихотомиях «равнодушие — совесть», «ограниченность — свобода». Преимущественный выбор по данным дихотомиям сделан в модус отчуждения: равнодушие, ограниченность. Пограничные результаты по значениям в дихотомии «заданность — творчество». Середину рангового ряда занимает дихотомия «принуждение — ответственность». Остальные дихотомии входят в модус осуществления.
В группе «Другие профессии» к модусу отчуждения относятся дихотомии «типичность — уникальность», «принуждение —
ответственность», «игнорирование — любовь». То есть «типичность», «принуждение», «игнорирование» — доминирующие данности отчуждения в образовательном опыте магистрантов данной группы. Дихотомия «ограниченность — свобода» находится в середине рангового ряда, но в количественном значении (7,39) попадает в модус осуществления, как и данности «общение», «творчество», «совесть».
В группе «Преподаватели» количественные значения данностей по всем дихотомиям не попали в модус отчуждения. Наименьший показатель (ранг 1.0) в дихотомии «типичность — уникальность» в количественном значении 7,27. Следующее значение в дихотомии «игнорирование — любовь» (7,36). Остальные выборы по числовой шкале обозначены в пределах 8-9.
Среднее значение степени выраженности экзистенциальных данностей (количественные выборы учащихся магистратуры от 1 до 10): уникальность 6,0; ответственность — 6,1: свобода — 6,6; творчество — 6,8; любовь — 7,2; совесть — 7,3; общение — 7,4.
Среднее значение выборов не попадает в модус отчуждения, но по экзистенциальным данностям в дихотомиях: «типичность — уникальность», «принуждение — ответственность», «свобода — ограниченность» наиболее низкие количественные значения; совпадение у всех групп в дихотомии только «одиночество — общение», что с особенной тщательностью должно учитываться в процессе обеспечения психологической безопасности среды развития субъекта инновационной деятельности (И. А. Баева [1]).
Таким образом, ценностные ориентации и ценностные отношения интегративно проявляются во всех дихотомиях субъектов инновационной деятельности. В нашем исследовании они характеризуются, во-первых, социально значимой регуляцией профессиональной деятельности и осознанной необходимостью инновационной
деятельности в структуре профессиональной, во-вторых. Критерий социальной значимости предъявляет к процессу возникновения и преодоления внутренних противоречий между личностными и общественными ценностями особые требования. Сама суть социализации состоит во внедрении единой системы ценностей. Ценности, в совокупности со всеми другими элемента-
ми системы условий и факторов, интегрируют социальную систему и личность отдельного субъекта инновационного процесса. В целом же, ни одна из целей инновационной деятельности не может быть достигнута без обеспечения целостной структуры объективных (I), объективно-субъективных (II) и субъективных условий и факторов (III) развития ее субъекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11-17.
2. Гавриленко Л. С. Компетентностный подход при подготовке будущих учителей к инновационной деятельности // Проблемы современного образования — 4: Вестник ИГЛУ. Иркутск: ИГЛУ, 2007. С. 51-56.
3. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 5-е изд. М.: НОУ ВПО «МПСИ»: Флинта, 2011. 336 с.
4. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-15.
5. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Сыманюк Э. Э. Институциональный подход к инновациям в образовании // Инновации в образовании. 2010. № 1. С. 52-68.
6. Леонов Н. И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19-28.
7. Problems of formation and development of an innovative culture of the individual and group: resolution of the 2nd session of the sectoral psychological Congress of the IASHE in the field of psychological sciences London, 2013). Scientific edition by V. Pavlov; S. Georgievski; V. Dolgova. International Academy of Science and Higher Education. London: IASHE, 2013. 150 p.
8. Cattell Raymond B. Structured personality-learning theory: A Wholistic Multivariate research approach. Centennial Psychology Series. New York: Praeger, 1983. 466 p.
REFERENCES
1. Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy kak resurs psihicheskogo zdorov'ya subjektov obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. № 4. S. 11-17.
2. Gavrilenko L. S. Kompetentnostnyj podhod pri podgotovke budushchih uchitelej k innovacionnoj deyatel'nosti // Problemy sovremennogo obrazovaniya — 4: Vestnik IGLU. Irkutsk: IGLU, 2007. S. 51-56.
3. Ermolaev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlya psihologov: Uchebnik. 5-e izd. M.: NOU VPO «MPSI»: Flinta, 2011. 336 s.
4. Zagvyazinskij V. I. Strategicheskie orientiry razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i puti ih realizacii // Obrazovanie i nauka. 2012. № 4. S. 3-15.
5. Zeer Eh. F., Novoselov S. A., Symanyuk Eh. Eh. Institucional'nyj podhod k innovaciyam v obrazovanii // Innovacii v obrazovanii. 2010. № 1. S. 52-68.
6. Leonov N. I. Principy i podhody v upravlenii nauchnoj i innovacionnoj deyatel'nost'yu (opyt issledovatel'skogo universiteta) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 11. S. 19-28.
7. Problems of formation and development of an innovative culture of the individual and group: resolution of the 2nd session of the sectoral psychological Congress of the IASHE in the field of psychological sciences London, 2013). Scientific edition by V. Pavlov; S. Georgievski; V. Dolgova. International Academy of Science and Higher Education. London: IASHE, 2013. 150 p.
8. Cattell Raymond B. Structured personality-learning theory: A Wholistic Multivariate research approach. Centennial Psychology Series. New York: Praeger, 1983. 466 p.